Клаус Митуш
Клаус Митуш | |
---|---|
Родное имя | Клаус Митус |
Рожденный | 5 августа 1918 г. Позен , провинция Позен , Королевство Пруссия (ныне Познань, Польша ) |
Умер | 17 сентября 1944 г. Альдекерк , оккупированные немцами Нидерланды. (ныне Керкен, Нидерланды ) | (26 лет)
Причина смерти | Убит в бою |
Похороненный | |
Верность | Нацистская Германия |
Услуга/ | ‹См. Тфд › ВВС |
Лет службы | 1937–1944 |
Классифицировать | Майор (майор) |
Единица | ЙГ 26 |
Команды | 7./JG 26, III./JG 26 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями |
Клаус Митуш (5 августа 1918 — 17 сентября 1944) — немецкий Люфтваффе военный летчик и ас-истребитель во время Второй мировой войны . На его счету 72 воздушные победы, совершенные в 452 боевых вылетах. В эту цифру входят 15 воздушных побед на Восточном фронте и еще 57 побед над западными союзниками , в том числе 13 четырехмоторных бомбардировщиков. [ 1 ]
Митуш родился в Бохуме и вырос в Веймарской республике и нацистской Германии . Он поступил на военную службу в Люфтваффе в 1937 году. После летной подготовки в 1939 году его направили в Jagdgeschwader 26 «Schlageter» (JG 26–26-й истребительный авиаполк). Летая с этим крылом, Митуш одержал свою первую воздушную победу 31 мая 1940 года. на Западном фронте во время битвы за Францию . В начале 1941 года воевал на Средиземноморском театре военных действий . В сентябре 1941 года он был назначен Staffelkapitän (командиром эскадрильи) 7-й роты. Staffel (7-я эскадрилья) JG 26 в сентябре 1941 года, а в январе 1943 года был отправлен на Восточный фронт. В июле 1943 года он был назначен группенкомандером (командиром группы) III. Группа JG 26. После своей 60-й победы в воздухе он был награжден Рыцарским крестом Железного креста 26 марта 1944 года. Свою последнюю воздушную победу Митуш одержал 17 сентября 1944 года во время операции Market Garden . В тот день он погиб в бою , сбитый североамериканским истребителем P-51 Mustang из 361-й истребительной группы . Посмертно Митуш был награжден премией Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями 18 ноября 1944 года.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Метуш родился 5 августа 1918 года в Познани , в провинции Познань , входящей в состав Королевства Пруссия , ныне Познань в западно-центральной Польше. [ 2 ] При рождении его фамилия была Митуш, которая позже была изменена на Митуш, чтобы звучать более по-немецки. [ 3 ] После окончания школы со степенью Abitur ( аттестат о подготовке к университету ), Митуш поступил на военную службу в Люфтваффе в 1937 году в качестве фаненюнкера (кадета). [ 2 ]
Jagdgeschwader 26 «Schlageter» (JG 26–26-й истребительный авиаполк) был создан 1 мая 1939 года в Дюссельдорфе путем переименования Jagdgeschwader 132 (JG 132–132-й истребительный авиаполк) и находился под командованием полковника Эдуарда Риттера фон Шляйха , летного аса Первой мировой войны. . [ 4 ] Митуш, получивший звание лейтенанта (второго лейтенанта) в 1939 году, [ 2 ] был одним из первых пилотов, назначенных в это подразделение после обучения в качестве летчика-истребителя. [ 5 ] [ Примечание 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу, 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу. Метуш, который служил техническим офицером в Geschwaderstab (штаб-квартире), был заменен на этом посту лейтенантом Вальтером Хортеном 14 декабря. [ 5 ] Служа в составе 7. Staffel (7-я эскадрилья) JG 26, он разбил свой Messerschmitt Bf 109 E-3 ( Werknummer 1202 - заводской номер) во время взлета на аэродроме Шьевр 27 мая. [ 7 ] В то время 7. Staffel возглавлял оберлейтенант Георг Бейер. III. Группой (3-я группа), которой подчинялась его эскадрилья, командовал майор сменил гауптман Адольф Галланд . Эрнст фрайгер фон Берг, которого 11 июня [ 8 ]
Митуш одержал свою первую воздушную победу во время битвы за Францию 31 мая 1940 года. В бою с истребителями 213-й и 264-й эскадрилий Королевских ВВС (RAF) он сбил истребитель Hawker Hurricane недалеко от Дюнкерка . [ 9 ] 8 июня Митуш совершил вынужденную посадку на своем Bf 109 E-1 ( Werknummer 2746) в тылу врага. Он был сбит в бою с «Харрикейном» недалеко от Невшателя . [ 9 ] Хотя он не пострадал при приземлении, он был застрелен французским мирным жителем и взят в плен . После перемирия 22 июня 1940 года его отправили в госпиталь в Германии. [ 10 ]
Мальта, Балканы и Северная Африка в 1941 году.
[ редактировать ]22 января 1941 года 7. Staffel получил приказ перебазироваться на Сицилию для поддержки X. Fliegerkorps под командованием генерала дер Флигера (генерала летунов) Ганса Гейслера для действий против стратегически важного острова Мальта . С открытием нового фронта в Северной Африке в середине 1940 года британские воздушные и морские силы, базировавшиеся на острове, могли атаковать корабли Оси, перевозившие жизненно важные припасы и подкрепления из Европы в Северную Африку. Чтобы противостоять этой угрозе, Люфтваффе и Regia Aeronautica (Королевские военно-воздушные силы Италии) получили задание провести бомбардировки с целью нейтрализовать оборону Королевских ВВС и порты. В этот день подразделение и отряд наземных бригад численностью 40 человек покинули Вевельгем . После короткой остановки в Риме 9 февраля 1941 года 7. Staffel прибыл в Гелу на Сицилии. Там подразделение получило новые самолеты Bf 109 E-7. [ 11 ]
Митуш одержал свою первую победу в осаде Мальты 26 февраля над ураганом 261-й эскадрильи в 10 км (6,2 мили) к югу от Мальты. [ 13 ] он стал асом-истребителем 22 марта , одержав в общей сложности пять побед в воздухе. В бою к северу от Мальты Митуш сбил два «Харрикейна» 261-й эскадрильи. [ 14 ] 5 апреля 7. Штаффель перебрался на аэродром Гротталье недалеко от Таранто в Апулии, чтобы поддержать Югославию в вторжение Вермахта . В первый день кампании Митуш захватил югославский Hawker Fury , который на самом деле был Avia BH-33 , в бою к северо-востоку от Подгорицы . [ 15 ] 8 апреля 7. Штаффель вернулся в Гелу и возобновил операции над Мальтой. [ 16 ] 13 апреля Митушу приписывают сбитие двух «Харрикейнов» из 261-й эскадрильи, один из которых пилотировал летный офицер Эрнест «Имши» Мейсон, который был ранен в бою. [ 12 ]
18 июня 7. Staffel вылетел вместе с I. Gruppe Jagdgeschwader ( SAAF 27 (JG 27–27th Fighter Wing) и перехватил истребители Hurricane, принадлежащие 1-й эскадрилье ВВС ЮАР ), прикрывавшие отступление британцев после операции Battleaxe. . В этом бою 1-я эскадрилья потеряла три «Харрикейна», два были захвачены JG 27, а третий был сбит Митушем в бою к юго-востоку от Сиди-Омара. [ 17 ] 21 августа двенадцать бомбардировщиков «Мартин Мэриленд» SAAF из 12-й и 24-й эскадрилий атаковали аэродромы Люфтваффе в Камбуте . Бомбардировщики сопровождали истребители RAF Hurricane из 229-й эскадрильи . Bf 109 из JG 27 и 7. Штаффель из JG 26 перехватил полет, некоторые атаковали бомбардировщики, а другие атаковали истребители сопровождения. Митуш заявил о вероятном уничтожении бомбардировщика в Мэриленде, но это не подтвердилось. Это была его последняя претензия на Североафриканский театр. [ 18 ] 7. Затем Штаффель был выведен из Северной Африки и вернулся во Францию. За шесть месяцев своего пребывания на Средиземноморском театре военных действий 7. Staffel одержал 52 воздушные победы, не потеряв в бою ни одного пилота или самолета. [ 19 ]
7. Штаффель воссоединился с III. Группа JG 26 в Лижекуре . Группа только что была оснащена Bf 109 F-4. Метуш, который был в отпуске перед тем, как вернуться в свою часть, совершил свой следующий боевой вылет 16 сентября. [ 20 ] 18 сентября Королевские ВВС вылетели на «Цирке» № 99, нацеленном на Руан . Защищаясь от этого «цирка», Митуш сбил Королевских ВВС Австралии (RAAF) истребитель «Спитфайр» № 452-й эскадрильи . [ 21 ]
Командир эскадрильи
[ редактировать ]Митуш был назначен Staffelkapitän 7-й эскадрильи) ( командиром 19 сентября 1941 года. Он сменил гауптмана Иоахима Мюнхеберга на этой командной должности . Мюнхеберг возглавлял эскадрилью с 22 августа 1940 года и получил командование II группой после того, как ее бывший командир капитан Вальтер Адольф был убит в бою. [ 22 ] 20 сентября 7. Staffel приступили к переоборудованию на новый тогда Focke-Wulf Fw 190 на своем аэродроме в Лигескорте. истребитель [ 23 ] Полный переход с Bf 109 F-4 на Fw 190 был завершен только в середине ноября. [ 24 ]
Королевские ВВС приказали «Цирку» № 102 достичь целей в Бетюне и Госне 21 сентября . «Цирк», состоящий из двенадцати бомбардировщиков «Бристоль Бленхейм» и сопровождаемый четырнадцатью эскадрильями «Харрикейнов» и «Спитфайров», был перехвачен истребителями Люфтваффе из Jagdgeschwader 2 (JG 2—2-й истребительный авиаполк) и JG 26. Митушу приписывают уничтожение его 12-го истребительного авиаполка. и 13-я воздушная победа в тот день. Он сбил два истребителя «Спитфайр» либо из новозеландской 485-й (Новой Зеландии) эскадрильи, либо из 602-й эскадрильи . Первый «Спитфайр» был сбит в 16:23 возле Берк-сюр-Мер , а второй «Спитфайр» был сбит в 16:30 в 20 км (12 милях) к северо-западу от залива Сомма . [ 25 ] После боя со «Спитфайром» возле Булонь-сюр-Мер 13 октября Митуш совершил вынужденную посадку на своем Bf 109 F-4 ( Werknummer 7220) в Сен-Омере . [ 26 ] Командование III. группа была передана от капитана Шёпфеля капитану Герхарда Йозефу Приллеру . 6 декабря [ 27 ] Двумя днями позже Митуш захватил истребитель «Спитфайр» в бою возле Берк-сюр-Мер, но потерял своего ведомого, лейтенанта Уолтера Торна, который был сбит и убит двумя «Спитфайрами» из 603-й эскадрильи к югу от Монтрея . [ 28 ]
14 апреля 1942 года Митуш участвовал в бою на Fw 190 A-2 ( Werknummer 5215). Его самолет получил незначительные повреждения, что привело к вынужденной посадке в Вевельгеме. [ 29 ] В то время Митуш встречался с Лизелоттой Хейс, женщиной-помощницей ВВС . [ 30 ] Во время рейда на Дьепп 19 августа Митуш одержал две воздушные победы в окрестностях Дьеппа . Он сбил два «Спитфайра» в 10:34 и 10:35 либо из 19-й , либо из 121-й (Орел) эскадрильи . [ 31 ] Митуш заявил о своих первых двух воздушных победах над ВВС США (USAAF) 9 октября, хотя ни одно из этих утверждений не было подтверждено Люфтваффе. VIII бомбардировочное командование вылетело в Лилль , нанеся удары по локомотивному заводу и сталелитейному заводу. В тот день Митуш атаковал бомбардировщик Short Stirling , который на самом деле был ошибочно идентифицированным бомбардировщиком Boeing B-17 Flying Fortress из 301-й бомбардировочной группы , который вернулся в Англию. Он атаковал другой бомбардировщик B-17 из 301-й бомбардировочной группы, который позже совершил вынужденную посадку в Ла-Манше . [ 32 ] [ 33 ] На счету 23 воздушных побед, Митуш был награжден Немецким крестом в золоте ( Deutsches Kreuz in Gold ) 16 октября 1942 года. [ 34 ]
Восточный фронт
[ редактировать ]В январе 1943 года Люфтваффе планировало перебросить JG 26 на Восточный фронт . Идея заключалась в том, чтобы обменять JG 26 на Jagdgeschwader 54 (JG 54–54-й истребительный авиаполк), который поддерживал группу армий «Север» . [ 35 ] Чтобы поддерживать операции, обмен был запланирован путем ротации каждой группы за группой и каждого штаба за штабелем . Митуша В этом контексте 7-я штабель была придана I. группе JG 54, которой командовал гауптман Ганс Филипп и базировалась за пределами Ленинграда . [ 36 ] 17 февраля 7. Штаффель покинул Куртре и направился поездом на восток. После остановки в Хайлигенбайле подразделение базировалось на авиабазе в Красногвардейске (ныне Гатчина), которая расположена примерно в 40 километрах (25 милях) к юго-западу от Ленинграда. [ 37 ] [ 38 ] В Хайлигенбайле, 7. Штаффель получил 13 новых истребителей Fw 190 А-4 и А-5. Район боевых действий I. группы JG 54 находился преимущественно на фронте 18-й армии , на левом фланге группы армий «Север» и на реке Волхов . [ 35 ]
В начале мая 7. Штаффель перебрался на аэродром Сиверская . 21 мая Митуш одержал свои первые воздушные победы на Восточном фронте. В 05:25 « Штаффель» был поднят в воздух и ему было приказано перехватить звено бомбардировщиков «Петляков» Пе-2 в сопровождении истребителей Лавочкин-Горбунов-Гудков ЛаГГ-3 с заданием бомбить железнодорожный мост в Нарве . 7. Стаффель одержал пять воздушных побед в этом задании, сбил два бомбардировщика Пе-2 и три истребителя ЛаГГ-3, в том числе Пе-2 и два ЛаГГ-3 компании Mietusch. [ 39 ]
13 июня на Западном фронте командир группы (командир группы) III. Группа , капитан Курт Руперт погиб в бою. Командование группой временно было передано капитану Рольфу Хермицену . [ 40 ] 29 июня гешвадеркоммодор Приллер сообщил Митушу, что он был выбран новым командиром III. Группа . передал командование 7. Staffel гауптману Митуш Гюнтеру Кельху и вернулся в Германию. [ 41 ]
Командир группы и смерть
[ редактировать ]5 июля Митуш прибыл на аэродром Куксхафен-Нордхольц , где III. Группа базировалась и приняла командование от Хермихена. [ 42 ] В июле группа получила варианты Bf 109 G-4 и G-6, и пилоты начали знакомиться с этим типом самолетов во время полетов в рамках обороны Рейха . [ 43 ] В ночь с 24 на 25 июля ВВС Великобритании и ВВС США начали операцию «Гоморра» — нападение на Гамбург в последнюю неделю июля 1943 года. ВВС Великобритании начали атаку ночью, что вызвало огненную бурю в городе. На следующий день ВВС США атаковали Гамбург 100 бомбардировщиками B-17, сея разрушения. бомбили еще 118 бомбардировщиков B-17 В тот день Киль . Защищаясь от этих атак, Митуш одержал свою первую воздушную победу в качестве группенкоммандера , когда сбил B-17 в 10 км (6,2 мили) к северу от Гамбурга. [ 44 ] III. Группа перебралась из Куксхафен-Нордхольц на аэродром Амстердам-Схипхол 13 августа. [ 45 ] 17 августа ВВС США атаковали немецкую авиационную промышленность в ходе миссии Швайнфурт-Регенсбург . Митуш повел свою группу против бомбардировщиков и сбил два бомбардировщика B-17: первый к юго-востоку от Шлейдена на холмах Эйфеля , а второй к югу от Лаахер-Зее . [ 46 ] [ 47 ] 8 сентября III. Группа переехала на аэродром Лилль- Вандевиль во Франции. [ 48 ] 13 ноября группа перебазировалась на аэродром в Менхенгладбахе . [ 49 ] 29 ноября VIII бомбардировочное командование атаковало Бремен . III. Группа перехватила бомбардировщики перед их бомбардировкой, и Митуш сбил B-17 из боевого ящика к западу от Ольденбурга . Это называлось Herausschuss (разделительный выстрел) и обозначало серьезно поврежденный тяжелый бомбардировщик , который был вынужден отделиться от боевой коробки и засчитывался как воздушная победа. [ 50 ]
9 января 1944 года III. Группа вернулась во Францию с Gruppenstab , 9 и 11 Staffel в Лилль-Вандевиль, а также 10 и 12 Staffel в Денене . [ 51 ] 8 марта Митуш одержал свою 60-ю победу в воздухе. В тот день Восьмая воздушная армия, ранее известная как VIII бомбардировочное командование, нанесла удар по заводу по производству шарикоподшипников в Эркнере под Берлином. Митуш возглавил свой III. Группа в атаке перехватила бомбардировщики на подходе к цели между Штайнхудером Меером и Брауншвейгом . Из-за обороняющихся истребителей сопровождения Митуш атаковал бомбардировщики с тыла, используя лишь несколько своих истребителей Bf 109. Ему приписали Herausschuss бомбардировщика B-17 из 381-й бомбардировочной группы к югу от Брауншвейга, прежде чем он подвергся атаке истребителя P-47 из 352-й истребительной группы . Его Bf 109 G-6 ( Werknummer 162032) был подбит с близкого расстояния, что вынудило его спастись. Несмотря на травму, он благополучно приземлился возле Штайнхудера Меера. [ 52 ] Его победителем, возможно, стал капитан Вирджил Мерони , одержавший в тот день свою восьмую воздушную победу. [ 53 ] Митуш, который был госпитализирован на следующие недели, был награжден Рыцарским крестом Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes 26 марта ) за 60 заявленных воздушных побед. Во время его отсутствия в группе гауптман Герман Штайгер временно заменил его на посту командира III. Группа . [ 54 ]
1 апреля ему было присвоено звание майора (майора). [ 55 ] 12 апреля Метуш получил травму в результате аварии при приземлении и снова был госпитализирован, на этот раз на три недели. Его Bf 109 G-6 ( Werknummer 162345) врезался в воронку от бомбы при приземлении на аэродроме Этен-Рувр . [ 56 ] 12 мая ВВС США выполнили миссию против немецкой топливной промышленности: 886 бомбардировщиков в сопровождении 735 истребителей атаковали шесть нефтеперерабатывающих заводов. Митуш перехватил бомбардировщики на их возвращении в Англию и забрал Хераусшусс бомбардировщика B-17 из 452-й бомбардировочной группы недалеко от Бастони . [ 57 ]
После того, как союзники начали операцию «Оверлорд» — вторжение в Нормандию 6 июня, Luftflotte Reich направила на фронт вторжения дополнительные подразделения. К 8 июня Jagdgeschwader 1 , Jagdgeschwader 3 , Jagdgeschwader 11 и III. Группа JG 54 прибыла во Францию и была подчинена Fliegerkorps II . III. Группа JG 26 базировалась на аэродроме Виллакубле и в тот день совершила вылет в Гавр . [ 58 ] Рано утром Митуш заявил об уничтожении двух истребителей Republic P-47 Thunderbolt USAAF из 371-й истребительной группы . P-47 атаковали наземные цели к востоку от Гавра. [ 59 ] 17 июля Митуш сбил «Спитфайр» 602-й эскадрильи к юго-западу от Кана . Вскоре после этого он проигнорировал предупреждение своего ведомого унтер-офицера Хайнца Герке и был сбит на своем Bf 109 G-6/U4 ( Werknummer 440640) вблизи Аржантан - Алансон другим «Спитфайром» из Королевских ВВС Канады (RCAF) 411-й эскадрильи . . Метуш выпрыгнул с парашютом, был ранен и на следующий день вернулся в свою часть. [ 60 ]
Митуш погиб в бою 17 сентября 1944 года в первый день операции «Маркет Гарден» — операции по обеспечению плацдарма на реке Рейн. Пытаясь защититься от высадки союзников с воздуха в Нидерландах, Митуш возглавил отряд из 15 Bf 109 к зонам высадки союзников. [ 61 ] Возле границы Германии с Нидерландами самолет Митуш перехватил эскадрилью североамериканских истребителей P-51 Mustang. В результате воздушного боя Митуш сбил один из истребителей P-51 к северу от Менхенгладбаха, прежде чем тот попал под атаку другого P-51, пилотируемого лейтенантом Уильямом Бейером из 376-й истребительной эскадрильи , приписанной к 361-й истребительной группе . [ 62 ] Митуш был сбит на своем Bf 109 G-6/U4 ( Werknummer Бейером 441646) и разбился недалеко от Альдекерка . [ 63 ]
Митуш был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями 1944 года Посмертно 18 ноября . [ 64 ] Он был 653-м военнослужащим немецких вооруженных сил, удостоенным такой чести. Митуш был похоронен в почетном отделении Северного кладбища Дюссельдорфа (поле 112 – секция 0 – могила 117). [ 3 ] Колдуэлл охарактеризовал Митуша как очень нервного человека с ограниченными социальными навыками. По словам Колдуэлла, Митуш никогда не взаимодействовал с унтер-офицерами , преодолевая свою неуверенность в себе актом воли. [ 65 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По данным Хитона, Льюиса, Олдса и Шульца, Митушу на счету 76 воздушных побед. [ 66 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 72 заявлениях о победах в воздухе, а также еще шести неподтвержденных заявлениях. В эту цифру входят 15 воздушных побед на Восточном фронте и 57 над западными союзниками, в том числе 13 четырехмоторных бомбардировщиков. [ 67 ]
Заявления о победе были записаны по ссылке на карту (PQ = Planquadrat ), например «PQ 26 Ost 80364». Карта-сетка Люфтваффе ( Jägermeldenetz ) охватывала всю Европу, запад России и Северную Африку и состояла из прямоугольников размером 15 и 30 минут широты минут долготы , площадью около 360 квадратных миль (930 км2). 2 ). Затем эти сектора были разделены на 36 меньших частей, чтобы получить площадь локации размером 3 × 4 км (1,9 × 2,5 мили). [ 68 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и - (тире) указывают на неочевидные заявления о победе в воздухе, за которые Митуш не получил должного признания.
Это вместе со звездочкой * указывает на Herausschuss (разделительный выстрел) — серьезно поврежденный тяжелый бомбардировщик, вынужденный отделиться от своего боевого ящика, что засчитывалось как воздушная победа.
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Колдуэллом, Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
– 7-я Jagdgeschwader 26 эскадрилья – [ 69 ] Битва за Францию - 10 мая - 25 июня 1940 г. | |||||||||
1 | 31 мая 1940 г. | 15:40 | Ураган | Дюнкерк [ 70 ] [ 9 ] | |||||
— 7-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 71 ] У Ла-Манша и над Англией - 26 июня 1940 г. - 20 августа 1941 г. | |||||||||
2 | 31 августа 1940 г. | 10:10? [ Примечание 2 ] | Спитфайр | Челмсфорд [ 73 ] [ 72 ] | |||||
— 7-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 69 ] Сицилия, Балканы и Северная Африка - февраль – сентябрь 1941 г. | |||||||||
3 | 26 февраля 1941 г. | 14:17 | Ураган | 10 км (6,2 миль) к югу от Мальты [ 74 ] [ 13 ] | 8 | 13 апреля 1941 г. | 10:34 | Ураган | 4 км (2,5 мили) к северо-востоку от Калафраны [ 75 ] [ 12 ] |
4 | 22 марта 1941 г. | 16:24 | Ураган | 40 км (25 миль) к северу от Мальты [ 74 ] [ 76 ] | 9 | 13 мая 1941 г. | 14:00 | Ураган | 2 км (1,2 мили) к юго-западу от Та-Внежа [ 75 ] [ 77 ] |
5 | 22 марта 1941 г. | 16:26? [ Примечание 3 ] | Ураган | 40 км (25 миль) к северу от Мальты [ 74 ] [ 15 ] | 10 | 17 июня 1941 г. | 10:30 | Ураган | к юго-востоку от Сиди-Омара [ 75 ] [ 78 ] |
6 | 6 апреля 1941 г. | 12:10 | Ярость | к северо-востоку от Подгорицы [ 75 ] [ 15 ] | —
|
17 июня 1941 г. | —
|
Ураган | к юго-востоку от Сиди-Омара [ 75 ] |
7 | 11 апреля 1941 г. | 11:50 | Ураган | 20 км (12 миль) к северу от Мальты [ 75 ] [ 12 ] | —
|
21 августа 1941 г. | —
|
Мэриленд 167 | Туман [ 75 ] [ 79 ] |
— 7-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 69 ] На Западном фронте — сентябрь — 31 декабря 1941 г. | |||||||||
11 | 18 сентября 1941 г. | 16:15 | Спитфайр | к юго-востоку от Ле Паради [ 80 ] [ 21 ] | 13 | 21 сентября 1941 г. | 16:30 | Спитфайр | 20 км (12 миль) к северо-западу от залива Сомма. [ 81 ] [ 82 ] |
12 | 21 сентября 1941 г. | 16:23 | Спитфайр | Берк-сюр-Мер [ 81 ] [ 82 ] | 14 | 8 декабря 1941 г. | 12:55 | Спитфайр | Берк-сюр-Мер [ 81 ] [ 83 ] |
— 7-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 84 ] На Западном фронте — 1 января — 31 декабря 1942 г. | |||||||||
15 | 12 апреля 1942 г. | 13:34 | Спитфайр | к юго-востоку от Сен-Омера [ 85 ] [ 86 ] к востоку от Аркеса |
20 | 19 августа 1942 г. | 10:35? [ Примечание 4 ] | Спитфайр | 10 км (6,2 миль) к северо-западу от Дьеппа [ 88 ] [ 89 ] |
16 | 12 апреля 1942 г. | 13:51? [ Примечание 5 ] | Спитфайр | 15 км (9,3 миль) к северо-северо-западу от Дюнкерка [ 85 ] [ 86 ] | 21 | 27 августа 1942 г. | 15:10 | Спитфайр | 15 км (9,3 миль) к юго-западу от Кале [ 88 ] [ 90 ] |
—
|
30 апреля 1942 г. | 19:30 | Спитфайр | В 3 км (1,9 мили) от залива Сомма. [ 91 ] [ 92 ] | 22 | 27 августа 1942 г. | 15:16 | Спитфайр | 20 км (12 миль) к западу-северо-западу от Кап-Гри-Нез [ 88 ] [ 90 ] |
17 | 3 мая 1942 г. | 16:05 | Спитфайр | Кале [ 91 ] [ 93 ] | 23 | 22 сентября 1942 г. | 13:15 | Бостон | 3 км (1,9 миль) к востоку от Остенде [ 88 ] [ 94 ] |
18 | 5 мая 1942 г. | 15:35? [ Примечание 6 ] | Спитфайр | 3 км (1,9 миль) к северо-западу от Поперинге [ 91 ] [ 93 ] | —
|
9 октября 1942 г. | 10:35 | Стирлинг * | Маленький [ 88 ] [ 95 ] |
19 | 19 августа 1942 г. | 10:34 | Спитфайр | 3 км (1,9 миль) к северо-востоку от Дьеппа [ 88 ] [ 89 ] | —
|
9 октября 1942 г. | 10:45 | Б-17 | к северо-востоку от Лилля [ 88 ] [ 95 ] |
— 7-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 87 ] На Западном фронте — 1 января — 17 февраля 1943 г. | |||||||||
—
|
13 января 1943 г. | 14:35 | Б-17 | Маленький [ 96 ] [ 97 ] 2–5 км (1,2–3,1 мили) к югу от Маргита. |
25 | 20 января 1943 г. | 13:12 | Спитфайр | Ардрес [ 96 ] [ 98 ] |
24 | 20 января 1943 г. | 12:42 | Спитфайр | 4–5 км (2,5–3,1 мили) к югу от Маргита. [ 96 ] [ 98 ] | 26 | 22 января 1943 г. | 15:15 | Спитфайр | 10–15 км (6,2–9,3 миль) к северу от Гравелина [ 96 ] [ 99 ] |
— 7-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 87 ] Восточный фронт - 17 февраля - 29 июня 1943 г. | |||||||||
27 | 21 мая 1943 г. | 05:47? [ Примечание 7 ] | ЛаГГ-3 | PQ 26 Ост 80364, озеро Хаболово [ 101 ] Копорская бухта, недалеко от Долгово. [ 100 ] |
35 | 18 июня 1943 г. | 06:13? [ Примечание 8 ] | ЛаГГ-3 | PQ 36 Ост 20752 [ 101 ] лес в окрестностях Киндерово [ 102 ] |
28 | 21 мая 1943 г. | 05:47? [ Примечание 9 ] | ЛаГГ-3 | PQ 26 Ост 80364, озеро Хаболово [ 101 ] северный район озера Хаболово [ 100 ] |
36 | 18 июня 1943 г. | 06:18? [ Примечание 10 ] | Ла-5 ? [ Примечание 10 ] | PQ 36 Ost 20764, north of Podborovye [ 101 ] [ 102 ] |
29 | 21 мая 1943 г. | 05:55 | Он-2 | PQ 26 Ост 80234, мыс Устинский [ 101 ] [ 100 ] | 37 | 18 июня 1943 г. | 17:15 | ЛаГГ-3 | PQ 36 Ост 00264 [ 103 ] [ 102 ] |
30 | 21 мая 1943 г. | 10:20 | И-153 ? [ Примечание 11 ] | PQ 26 Ost 70221, 4 км (2,5 мили) к югу от Лавансаари [ 101 ] [ 100 ] | 38 | 18 июня 1943 г. | 17:18 | ЛаГГ-3 | PQ 36 Ост 00292 [ 103 ] [ 102 ] |
31 | 27 мая 1943 г. | 13:32? [ Примечание 12 ] | ЛаГГ-3 | PQ 36 Ost 00264, к северо-западу от Мги. [ 101 ] [ 104 ] | 39 | 18 июня 1943 г. | 20:20 | Yak-7 | PQ 36 Ост 10131, Ладожское озеро [ 103 ] [ 102 ] |
32 | 30 мая 1943 г. | 19:55 | ЛаГГ-3 | PQ 36 Ост 11782, Ладожское озеро [ 101 ] [ 104 ] | 40 | 22 июня 1943 г. | 15:30 | ЛаГГ-3 | PQ 26 Ост 90134 [ 103 ] [ 102 ] |
33 | 31 мая 1943 г. | 16:13? [ Примечание 13 ] | ЛаГГ-3 | PQ 36 Ост 00243, восточнее Ленинграда [ 101 ] [ 104 ] | 41 | 22 июня 1943 г. | 15:31? [ Примечание 14 ] | ЛаГГ-3 | PQ 26 Ost 90164, 5 км к северо-западу от Горок. [ 103 ] [ 102 ] |
34 | 17 июня 1943 г. | 05:13 | ЛаГГ-3 | PQ 36 Ost 20133, северо-восток Волховстроя [ 101 ] 5 км (3,1 мили) к северо-востоку от Волховстроя [ 102 ] |
|||||
– III. Группа Jagdgeschwader 26 «Шлагетер » – [ 105 ] На Западном фронте и обороне Рейха - 5 июля 1943 г. - 17 сентября 1944 г. | |||||||||
42 | 25 июля 1943 г. | 17:02 | Б-17 | 10 км (6,2 миль) к северу от Гамбурга [ 44 ] | 57 | 8 марта 1944 г. | 13:25 | Б-17* | к югу от Зволле-Брауншвейга [ 106 ] |
43 | 17 августа 1943 г. | 15:20 | Б-17 | к юго-востоку от Шляйдена - Эйфель [ 107 ] | 58 | 12 мая 1944 г. | 15:42 | Б-17* | Бастонь [ 108 ] |
44 | 17 августа 1943 г. | 15:25 | Б-17 | к югу от Лаахер-Зее [ 109 ] | 59 | 4 июня 1944 г. | 20:15 | Тайфун | к северо-западу от Ромилли [ 110 ] |
45 | 19 августа 1943 г. | 19:23? [ Примечание 15 ] | Б-17? [ Примечание 15 ] | к северо-западу от Бреды [ 111 ] | 60 | 8 июня 1944 г. | 06:40 | П-47 | к северо-востоку от Гавра [ 112 ] |
46 | 19 сентября 1943 г. | 12:46 | Спитфайр | окрестности Поперинге [ 113 ] | 61 | 8 июня 1944 г. | 06:45 | П-47 | к востоку от Гавра [ 112 ] |
— [ Примечание 16 ]
|
27 сентября 1943 г. | 12:46 | Спитфайр | 10–15 км (6,2–9,3 миль) к юго-западу от Пуа. [ 114 ] [ Примечание 17 ] | 62 | 14 июня 1944 г. | 07:35 | П-38 | к северо-западу от Парижа [ 115 ] |
— [ Примечание 16 ]
|
3 октября 1943 г. | 18:25 | Спитфайр | к северо-востоку от Бове [ 116 ] | 63 | 14 июня 1944 г. | 08:00 | Б-17 | к востоку от Парижа [ 115 ] |
47 | 20 октября 1943 г. | 14:10 | Б-17 | Камбре [ 117 ] | 64 | 15 июня 1944 г. | 07:00 | Б-24 | к юго-западу от Шартра [ 118 ] |
48 | 29 ноября 1943 г. | 14:30 | Б-17* | к западу от Ольденбурга [ 119 ] | 65 | 23 июня 1944 г. | 13:58? [ Примечание 18 ] | П-38 | к востоку от Шартра [ 120 ] |
49 | 30 ноября 1943 г. | 11:45? [ Примечание 19 ] | П-38 | Северное море [ 119 ] | 66 | 23 июня 1944 г. | 14:00 | П-38 | к юго-востоку от Шартра [ 120 ] |
50 | 1 декабря 1943 г. | 11:45 | П-38 | Фрайлинген-Ворнебург [ 121 ] | 67 | 4 июля 1944 г. | 14:50 | П-38 | к западу от Эвре [ 122 ] |
51 | 20 декабря 1943 г. | 12:25 | Б-17 | к северо-западу от Вильгельмсхафена [ 123 ] | 68 | 17 июля 1944 г. | 16:40 | Спитфайр | к юго-западу от Кана [ 124 ] |
52 | 14 января 1944 г. | 11:50 | Спитфайр | к югу от Сен-Омера [ 125 ] | 69 | 18 августа 1944 г. | 14:06? [ Примечание 20 ] | П-47 | к северо-западу от Парижа [ 127 ] |
53 | 14 января 1944 г. | 15:35 | П-47 | St Pol [ 125 ] | 70 | 26 августа 1944 г. | 14:50? [ Примечание 21 ] | П-47 | Руан [ 128 ] |
54 | 25 февраля 1944 г. | 12:15 | Б-17 | 4 км (2,5 мили) к юго-западу от Шарлевиля [ 129 ] | 71 | 26 августа 1944 г. | 15:00? [ Примечание 22 ] | П-47 | к западу от Руана [ 128 ] |
55 | 25 февраля 1944 г. | 15:00 | Б-17* | к востоку от Пирмазенса [ 129 ] | 72 | 17 сентября 1944 г. | 14:55 | П-51 | к северу от Мюнхен-Гладбах [ 63 ] |
56 | 6 марта 1944 г. | 13:05 | Тайфун | 5 км (3,1 мили) к северу от Амьена [ 130 ] |
Награды
[ редактировать ]- Почетный кубок Люфтваффе (26 апреля 1941 г.) [ 131 ]
- Немецкий крест в золоте 15 октября 1942 года в должности оберлейтенанта 7./ Jagdgeschwader 26 "Schlageter". [ 132 ] [ Примечание 23 ]
- Передняя летающая застежка Люфтваффе для летчиков-истребителей в золоте с вымпела «400» (10 июля 1944 г.) [ 133 ]
- Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями
Примечания
[ редактировать ]- ^ Летная подготовка в Люфтваффе проходила через уровни A1, A2 и B1, B2, называемые летной подготовкой A/B. Обучение включало теоретические и практические занятия по высшему пилотажу, навигации, полетам на дальние расстояния и посадкам на мертвую штангу. Курсы B включали высотные полеты, полеты по приборам, ночные посадки и обучение управлению самолетом в сложных ситуациях. [ 6 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, заявленных в 09:55. [ 72 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 16:26. [ 69 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 10:15. [ 87 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, заявленных в 13:49. [ 86 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 15:40. [ 87 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, заявленных в 05:35. [ 100 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, Мэтьюз и Форман заявили в 06:12. [ 102 ] [ 87 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 05:53. [ 87 ]
- ^ Jump up to: а б According to Caldwell claimed at 06:19 over a Lavochkin-Gorbunov-Gudkov LaGG-3 . [ 102 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявлен как Curtiss P-40 Warhawk . [ 87 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, заявленных в 13:31. [ 104 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, заявленных в 16:15. [ 104 ]
- ^ По словам Колдуэлла, Мэтьюз и Форман заявили в 15:33. [ 102 ] [ 87 ]
- ^ Jump up to: а б По словам Мэтьюза и Формана, в 19:17 он был заявлен как Herausschuss . [ 87 ]
- ^ Jump up to: а б Это неподтвержденное утверждение не указано Мэтьюзом и Форманом. [ 87 ]
- ↑ Есть несколько мест под названием Пуа , и неясно, какое именно. Однако следует отметить, что в Пуа-де-Пикарди находился важный аэродром Люфтваффе .
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 14:00. [ 87 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 11:50. [ 87 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 14:07. [ 126 ]
- ↑ По заявлению Мэтьюза и Формана в 14:55. [ 126 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 15:05. [ 126 ]
- ↑ По данным Колдуэлла от 15 октября 1942 г. [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Колдуэлл 1991 , с. 277.
- ^ Jump up to: а б с Стокерт 2011 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Стокерт 2011 , с. 130.
- ^ Прин и др. 2000а , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 4.
- ^ Bergström, Antipov & Sundin 2003 , p. 17.
- ^ Прин и др. 2000б , с. 230.
- ^ Прин и др. 2000б , с. 226.
- ^ Jump up to: а б с Колдуэлл 1996 , с. 34.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 38.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 97–98, 101–102.
- ^ Jump up to: а б с д Колдуэлл 1996 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 104.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 108–109.
- ^ Jump up to: а б с Колдуэлл 1996 , с. 109.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 109–110.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 116–118.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 120–121.
- ^ Прин и др. 2003 , стр. 336–337.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 541.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 177.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 177, 327.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 178.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 543.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 179–180.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 553.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 544.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 195–196.
- ^ Прин и др. 2004 , с. 400.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 246.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 272, 279.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 293–295.
- ^ Уил 1996 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 297.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2012 , с. 379.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 65, 86.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 86.
- ^ Уил 1998 , с. 30.
- ^ Прин и др. 2012 , с. 381.
- ^ Прин и др. 2009 , стр. 100, 133.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 95–96.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 114.
- ^ Прин и др. 2009 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 121.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 132.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 134–140.
- ^ Форсайт 2011 , стр. 20–21.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 153.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 175.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 181–182.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 197.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 227–229.
- ^ Айви 2012 , с. 30.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 228, 234.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 235–236.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 240–241.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 257, 260.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 270.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 270–271.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 303–304.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 349.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 349–350.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 351.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 350.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 303, 350.
- ^ Хитон и др. 2011 , с. 236.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 853–855.
- ^ Планквадрат .
- ^ Jump up to: а б с д Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 853.
- ^ Прин и др. 2000б , с. 228.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 889–890.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 66.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 337.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2003 , с. 339.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2003 , с. 340.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 108.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 115.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 118.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 121.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 549.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2003 , с. 550.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 180.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 196.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 853–854.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2004 , с. 396.
- ^ Jump up to: а б с Колдуэлл 1996 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 854.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2004 , с. 398.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 283.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2004 , с. 397.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 235.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 238.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 290.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1996 , с. 295.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2010 , с. 577.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 17.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д и Колдуэлл 1998 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Прин и др. 2012 , с. 387.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Колдуэлл 1998 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б с д и Прин и др. 2012 , с. 388.
- ^ Jump up to: а б с д и Колдуэлл 1998 , с. 92.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 854–855.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 228.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 139.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 260.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 140.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 269.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 271.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 156.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 276.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 162.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 170.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 280.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 287.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 185.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 297.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 186.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 304.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б с Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 855.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 328.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 336.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , с. 222.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 227.
- ^ Обермайер 1989 , с. 70.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 311.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 300.
- ^ Jump up to: а б Шерцер 2007 , с. 544.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 311.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 92.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] ; Антипов, Влад; Сундин, Клаас (2003). Граф и Гриславски – Пара тузов . Гамильтон МТ: Eagle Editions. ISBN 978-0-9721060-4-7 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] . «Веб-сайт Бергстрема Черного Креста / Красной Звезды» . Идентификация Планквадрата Люфтваффе . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 года . Проверено 6 мая 2020 г.
- Колдуэлл, Дональд Л. (1991). JG 26: Лучшие стрелки Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books. ISBN 978-0-8041-1050-1 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1996). Военный дневник JG 26: Том первый, 1939–1942 гг . Лондон, Великобритания: Грубстрит. ISBN 978-1-898697-52-7 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1998). Военный дневник JG 26: Том второй, 1943–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-898697-86-2 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех родов частей Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форсайт, Роберт (2011). Асы Люфтваффе Вьермо 1942–45 . Самолет асов. Том. 101. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84908-438-3 .
- Хитон, Колин Д.; Льюис, Анн-Мари; Олдс, Робин ; Шульце, Курт (2011). Говорят немецкие асы: Вторая мировая война глазами четырех самых важных командиров Люфтваффе . Вояджер Пресс . ISBN 978-1-61059-748-7 .
- Айви, Том (20 октября 2012 г.). 352-я истребительная группа . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-84603-755-9 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 3 M – R. Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-20-2 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000a). ВВС 1934–1945 гг. — Часть 1 — Предвоенный период и действия над Польшей — 1934–1939 гг. ] Истребительные части немецких (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-54-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000b). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. Часть 3. Действия в Дании и Норвегии 9.4. по 30 ноября 1940 г. — Поход на Запад, 10 мая. по 25 июня 1940 г. [ Ассоциация летчиков-истребителей немецких Люфтваффе с 1934 по 1945 г. Часть 3 - Назначения в Дании и Норвегии с 9 апреля по 30 ноября 1940 г. - Кампания на Западе с 10 мая по 25 июня 1940 г. ] (на немецком языке). Печать Струве. ISBN 978-3-923457-61-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/I — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ I — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-63-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 5. Национальная оборона. 10. Май 1940 г. - 31 декабря 1941 г. - Развертывание в Средиземноморье - Октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. - Развертывание на Западе - 22. охотничьи группы — Операция 1941 г. до роспуска в начале 1942 г. Июнь — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные Театр — октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. — Действия на Западе — 22 июня — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные истребительные группы — Действия с 1941 г. до их распада в начале 1942 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-68-7 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2004). Летчики-истребители ВВС Германии с 1934 по 1945 год. Часть 7. Оборона страны. 1. Январь — 31 декабря 1942 г. — Операция на Западе — 1. - 31 декабря 1942 года . Январь Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-73-1 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2009). Летчики-истребители ВВС Германии с 1934 по 1945 год. Часть 10/III. Оборона Рейха. 1.1. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 г. — Часть 10/III — Защита Рейха — с 1 января по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-89-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2010). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 10/IV. Операции на Западе. 1.1. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 10/IV - Действия на Западе - с 1 января по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-92-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2012). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 12/III. Операции на Востоке. 4.2. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 г. - Часть 12/III - Действия на Востоке - с 4 февраля по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN 978-3-942943-07-9 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных войск с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Стокерт, Питер (2011). Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 7 [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 7 ] (на немецком языке). Том 7 (2-е изд.). Бад-Фридрихсхалль, Германия: Панорамный вид Фридрихсхалла. OCLC 76072662 .
- Уил, Джон (1996). Focke-Wulf Fw 190 Асы Западного фронта . Самолет асов. Том. 9. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey . ISBN 978-1-85532-595-1 .
- Уил, Джон (1998) [1995]. Focke-Wulf Fw 190 Асы Русского фронта . Самолет асов. Том. 6. Лондон, Великобритания: Издательство Osprey . ISBN 978-1-85532-518-0 .
- 1918 рождений
- 1944 смертей
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Немецкие военнопленные во Второй мировой войне, удерживаемые Францией
- Кавалеры Золотого Немецкого креста
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями
- Персонал Люфтваффе погиб во Второй мировой войне
- Авиаторы погибли в результате сбития
- Военнослужащие из Познани
- Военнослужащие из провинции Познань