Герман Штайгер
Герман Штайгер | |
---|---|
Рожденный | 6 апреля 1915 г. Тенненбронн |
Умер | 22 июня 1964 г. Фрайбург | ( 49 лет
Верность | ![]() |
Услуга/ | ВВС |
Лет службы | 1935–1945 |
Классифицировать | Майор (майор) |
Единица | JG 51 , JG 26 , JG 1 , JG 7 |
Команды | 7./JG 51, 12./JG 26, II./JG 1, II./JG 7. |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Рыцарский крест Железного креста |
Герман Штайгер (6 апреля 1915 — 22 июня 1964) был Люфтваффе асом и кавалером Рыцарского креста Железного креста во время Второй мировой войны . Рыцарский крест Железного креста вручался в знак признания исключительной боевой храбрости или успешного военного руководства. На счету Штайгера 63 воздушные победы во время Второй мировой войны, 49 на Западном фронте и 14 на Восточном фронте.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Штайгер родился 6 апреля 1915 года в Тенненбронне в Великом герцогстве Баден в составе Германской империи . [ 1 ] Он вступил в Люфтваффе в 1935 году в качестве кандидата в офицеры. После летной подготовки [ Примечание 1 ] к сентябрю 1939 года он был лейтенантом, летавшим в составе 1. Staffel (1-я эскадрилья) Jagdgeschwader 20 (JG 20–20-й истребительный авиаполк). [ 3 ] Это было крыло только по названию, представляющее собой всего лишь единственную группу (истребительную группу), которая была создана незадолго до начала войны, в июле 1939 года. Его командиром был Легиона Кондор ветеран Уолтер Оэсау . [ 4 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время польской кампании его подразделение базировалось в Шпроттау для защиты промышленной зоны Силезии от польских бомбардировщиков. 6 ноября группа была переведена в Дёбериц, где оставалась до 21 февраля 1940 года. В тот день I./JG 20 была отправлена в 51 ( JG 51–51 Беннингхардт и передана под контроль штаба Jagdgeschwader - й истребительный авиаполк). Там группа патрулировала западную границу Германии во время « Странной войны » Второй мировой войны. [ 5 ]
Во время битвы за Францию 29 мая, после немецкого наступления, I. Gruppe перебралась на аэродром Синт-Денийс-Вестрем недалеко от Гента в Бельгии. Действуя из Синт-Денияса 31 мая, группа участвовала в воздушных боях во время битвы при Дюнкерке и одержала двенадцать воздушных побед, потеряв двух пилотов убитыми . В тот день Штайгер одержал свою первую воздушную победу: Королевских ВВС (RAF) истребитель Supermarine Spitfire был сбит к северо-западу от Дюнкерка , что стало его единственной победой во время битвы за Францию. [ 6 ] [ 7 ]
После перемирия от 22 июня 1940 года Люфтваффе продолжали сражаться с Королевскими ВВС в битве за Британию . 30 июня Штайгер одержал свою вторую воздушную победу. Во время полета над Ла-Маншем он заявил, что бомбардировщик «Бристоль Бленхейм» был сбит в 10 километрах (6,2 мили) к востоку от Сен-Омера . 4 июля I. Gruppe JG 20 была официально интегрирована в JG 51, став ее III. Группа . В результате Штайгер стал членом 7-го штаба , штабеля III. Группа JG 51. Во время битвы за Британию, называемой Каналкампф , Штайгер захватил «Спитфайр» к северо-западу от Кап-Гри-Нез 8 июля, а также «Бленхейм» в 15 километрах (9,3 мили) к северо-востоку от Дила 11 июля и еще один «Спитфайр» 4 августа в 10 километрах (6,2 мили) к юго-западу от Дувра . [ 8 ]
Командир эскадрильи
[ редактировать ]24 августа 1940 года Оэсау получил командование III. Группа JG 51, заменившая на этом посту гауптмана Ханнеса Траутлофта . В результате Штайгер получил под командование 7. Staffel в качестве Staffelkapitän (командир эскадрильи). [ 9 ] Во время миссии по сопровождению бомбардировщиков Люфтваффе, направлявшихся в Лондон , Штайгер заявил, что 7 сентября были сбиты два истребителя «Спитфайр». [ 10 ] Во время еще двух вылетов в Лондон он заявил, что истребитель Hawker Hurricane сбит возле Дандженесса 14 сентября, а на следующий день - еще один Hurricane возле Тонбриджа - его последние заявления в 1940 году. [ 11 ]
7 декабря III. Группа была выведена из боевых действий и передислоцирована на аэродром Крефельд на период отдыха и пополнения запасов. В Крефельде группа получила новый на тот момент Мессершмитт Bf 109 F-1, который тренировался на этом типе до переезда в Сен-Омер, Франция, 14 февраля 1941 года. [ 12 ] Перед III Штайгер одержал еще три победы, все на «Спитфайре». Группа была выведена из Франции 26 мая 1941 года и переброшена в Дюссельдорф , где пополнилась Bf 109 F-2 и ждала дальнейших приказов. [ 13 ]
Восточный фронт
[ редактировать ]К 15 июня JG 51 завершил подготовку к операции «Барбаросса» — вторжению Германии в Советский Союз — и базировался на аэродромах в Седльце , Стара Весь , Халасы , где III. Группа базировалась и в Кшевице , недалеко от немецко-советской демаркационной линии . [ 14 ] [ 15 ] Нападение на Советский Союз началось в 03:45 22 июня с патрулирования истребителей JG 51 вдоль реки Буг . [ 16 ] В тот день Штайгер заявил, что Туполев СБ -2. сбиты три бомбардировщика [ 3 ] 30 июня, когда JG 51 стал первым гешвадером , одержавшим 1000 побед. [ 17 ] Штайгер сбил еще четыре бомбардировщика в первом большом сражении по окружению над Минском . 14 июля он был серьезно ранен, когда его Bf 109 F-2 ( Werknummer 8083 — заводской номер) был подбит советским зенитным огнем и сбит возле Старого Быхова , примерно в 50 километрах (31 милях) к югу от Могилева на Днепре. . В результате командование 7-й штаффельной дивизией перешло к оберлейтенанту Герберту Венельту. [ 18 ]
Пока Штайгер выздоравливал в госпитале, он и еще один пилот JG 51 были награждены Рыцарским крестом Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ) 16 июля, Штайгер за 25 воздушных побед, а оберлейтенант Ганс Кольбоу - за 5. Штаффель - посмертно после 27. воздушные победы. [ 19 ] [ 20 ] После длительного периода выздоровления он служил в ряде подразделений по подготовке пилотов в течение следующих двух лет и 1 февраля 1943 года получил звание гауптмана (капитана). Штайгер ненадолго вернулся в JG 51 на Восточном фронте , где он получил звание Лавочкина. -Горбунов-Гудков Истребитель ЛаГГ-3, сбитый во время полета с 9. Штаффелем . [ 21 ] 5 июля Штайгер был переведен на Западный фронт , где он был назначен штабфель-капитаном 12-го штаба Jagdgeschwader Эрвина Лейкауфа 26 «Schlageter» (JG 26–26-й истребительный авиаполк), заменив оберлейтенанта переведенного . Штаффель . подчинялся III Группа JG 26 под командованием капитана Клауса Митуша и базировалась на аэродроме Куксхафен-Нордхольц . [ 22 ] [ 23 ]
Защита Рейха
[ редактировать ]Штайгер одержал свою первую воздушную победу при защите Рейха 17 июля . В тот день ВВС США (USAAF) VIII бомбардировочное командование направило 332 Boeing B-17 Flying Fortress тяжелых бомбардировщика к целям в Нидерландах и северной Германии. III. Группа JG 26 перехватила бомбардировщики над Северным морем . B-17 из 351-й бомбардировочной группы . В этом столкновении Штайгер заявил, что сбит [ 24 ] 25 июля в рамках операции «Гоморра» — серии атак на Гамбург в последнюю неделю июля 1943 года — около 100 бомбардировщиков B-17 VIII бомбардировочного командования ВВС США бомбили Гамбург и его окрестности. II. Группа перехватила ведущие бомбардировщики, когда они приближались к устью Эльбы , и заявила, что сбиты три бомбардировщика B-17, в том числе один Штайгер. [ 25 ] На следующий день во время «Блиц-недели» ВВС США атаковали синтетического каучука заводы в Ганновере и предприятия по производству подводных лодок в Гамбурге. III. Группа снова перехватила бомбардировщики USAAF у побережья Германии, где Штайгер захватил B-17F над устьем Везера . [ 26 ] 29 июля ВВС США нанесли удары по Килю и Варнемюнде . III. Группа перехватила бомбардировщики возле Гельголанда и продолжала атаковать бомбардировщики на подходе к Килю. Группа , в том числе двух , принадлежащих Штайгеру, один из которых не был подтвержден. четырех бомбардировщиков B-17 306-й бомбардировочной группы заявила о сбитии [ 27 ] [ 28 ]

- Ведущий элемент
- Высокий элемент
- Низкий элемент
- Низкий низкий элемент
III. Группа перебралась из Куксхафен-Нордхольц на аэродром Амстердам-Схипхол 13 августа. [ 29 ] 17 августа ВВС США атаковали немецкую авиационную промышленность в ходе миссии Швайнфурт-Регенсбург . В тот день Штайгер сбил бомбардировщик B-17 западнее Пеша , к северо-западу от Аахена . [ 30 ] [ 31 ] 8 сентября III. Группа переехала на аэродром Лилль - Вандевиль во Франции. [ 32 ] 3 октября британские ВВС атаковали аэродром Бове-Тилле . Защищаясь от нападения, Штайгер заявил, что «Спитфайр» был сбит недалеко от Бове . Его противником, возможно, был лейтенант Рэймонд Хесселин из 222-й эскадрильи , который был сбит и взят в плен в тот день. [ 33 ] [ Примечание 2 ] 10 октября VIII бомбардировочное командование атаковало Мюнстер на севере Германии. III. Группа добралась до бомбардировщиков USAAF сразу после того, как они направились в Англию. Штайгер и унтер-офицер Ганс Окель заявили, что B-17 был сбит, но оба пилота были ранены в результате защитного огня бомбардировщиков. Штайгер, который совершил аварийную посадку своего Bf 109 G-6 ( Werknummer 15920) недалеко от Дорстена , [ 34 ] получил дополнительные травмы при приземлении. [ 35 ] 22 октября III. Группа переехала в Беннингхардт на время отдыха от боевых полетов. Здесь 29 октября Штайгеру был вручен Немецкий крест в золоте ( Deutsches Kreuz in Gold ) после 34 воздушных побед. [ 36 ] [ Примечание 3 ]
Атака ВВС США на Гельзенкирхен и Мюнстер 5 ноября вынудила III. Группа снова в деле. Группа 353 - перехватила бомбардировщики B-17 3-й бомбардировочной дивизии , но затем была рассеяна истребителями сопровождения й истребительной группы, предотвратившими объединенную атаку на бомбардировщики. В этом столкновении Штайгер заявил, что сбит бомбардировщик B-17, вероятно, принадлежавший 388-й бомбардировочной группе (тяжелой) . 13 ноября группа перебазировалась на аэродром в Менхенгладбахе . [ 38 ] 9 января 1944 года III. Группа вернулась во Францию с Gruppenstab (штаб-квартира), 9 и 11 Staffel в Лилль-Вандевиль, а также 10 и 12 Staffel в Денене . [ 39 ] 21 января Девятая воздушная армия ВВС США атаковала несколько пусковых установок летающих бомб Фау-1 . Защищаясь от этой атаки, Штайгер заявил о двух истребителях «Спитфайр», но эти претензии не были поданы. [ 40 ] Три дня спустя USAA планировали атаковать Франкфурт-на-Майне , но не достигли своей цели. III. Группа вступила в бой с эскортом республиканских истребителей P-47 Thunderbolt к юго-западу от Брюсселя . В этом воздушном бою Штайгер заявил об уничтожении 78-й истребительной группы P-47. [ 41 ]
20 февраля 8-я армия ВВС, ранее известная как VIII бомбардировочное командование, начала операцию «Аргумент», также известную как « Большая неделя », — серию атак на немецкую авиационную промышленность. Защищаясь от этой операции, Штайгер сбил истребитель P-47 353-й истребительной группы под Мёнхенгладбахом. На сегодняшний день это была его 39-я победа в воздухе. [ 42 ] 24 февраля ВВС 8-й армии атаковали Швайнфурт , Готу и Росток . II. и III. Группа JG 26 перехватила бомбардировщики без истребительного сопровождения и атаковала их в лоб. Пять бомбардировщиков B-17 40-го бомбардировочного авиаполка были сбиты, три — из 92-й и два — из 306-й бомбардировочной группы, в том числе один Штайгером к югу от Квакенбрюка . [ 43 ] На следующий день ВВС США продолжили операцию «Аргумент», атаковав Аугсбург , Штутгарт , Фюрт и Регенсбург . III. Группа снова перехватила бомбардировщики 40-го бомбардировочного авиаполка возле Саарбрюккена. В тот день Штайгеру приписали сбитый бомбардировщик B-17 возле Бирквейлера недалеко от Седана . [ 44 ] 2 марта ВВС 8-й армии направили во Франкфурт 481 бомбардировщик в сопровождении 589 истребителей . III. Группа JG 26 перехватила бомбардировщики возле Кобленца . В ходе лобовой атаки Штайгер заявил об одном из бомбардировщиков B-17, сбитых к западу от Лимбурга-ан-дер-Лана . [ 45 ] 8 марта Штайгер одержал две воздушные победы. В тот день Восьмая воздушная армия атаковала завод по производству шарикоподшипников в Эркнере под Берлином. III. Группа перехватила бомбардировщики на подходе к цели между Штайнхудером Меером и Брауншвейгом . Из-за обороняющихся истребителей сопровождения бомбардировщики атаковали с тыла, используя лишь несколько истребителей Bf 109. 45- е боевое бомбардировочное крыло потеряло восемь B-17 между Штайнхудером Меером и Брауншвейгом, в том числе B-17 из 388-й бомбардировочной группы (тяжелой), сбитый Штайгером к северу от Ганновера. Штайгер и некоторые другие истребители Люфтваффе продолжали преследовать бомбардировщики до Берлина, где Штайгер забрал свой второй B-17 возле Потсдама , что не было подтверждено. По этому заданию командир III. Группа Митуш была сбита и ранена. Во время выздоровления Митуша Штайгер, в дополнение к его командованию 12. Staffel , временно получил командование III. Группа . [ 46 ]
16 марта ВВС 8-й армии снова атаковали немецкую авиационную промышленность. Бомбардировщики были перехвачены возле Сен-Дизье . Однако истребители сопровождения 56-й истребительной группы атаковали истребители Люфтваффе как раз в тот момент, когда они готовились для лобовой атаки на бомбардировщики. Истребители JG 26 были рассеяны, не допуская групповой атаки на бомбардировщики. Однако Штайгеру удалось сбить вышедший из строя бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator из 445-й бомбардировочной группы . [ 47 ] Двумя днями позже ВВС 8-й армии продолжили атаку на немецкую авиационную промышленность, и Штайгер заявил, что над Кольмаром был сбит бомбардировщик B-17 . 27 марта ВВС США бомбили аэродромы Люфтваффе во Франции. Защищая их, Штайгер возглавил атаку на эскадрилью истребителей P-47 из 359-й истребительной группы и сбил одного из них к северо-востоку от Шартра . [ 48 ] 13 апреля III. Группа действовала с аэродрома Этен , расположенного примерно в 12 милях (19 километрах) к востоку от Вердена , Штайгер сбил B-17 к северо-западу от Кайзерслаутерна и истребитель 364-й истребительной группы Lockheed P-38 Lightning недалеко от Битбурга ; останки американских пилотов были найдены в 1996 году. [ 49 ] Защищаясь от нападения на южную Германию, Штайгер одержал свою 50-ю воздушную победу, сбив бомбардировщик B-17 Пятнадцатой воздушной армии возле Винер-Нойштадта . B-17 принадлежал либо 97-й , либо 483-й бомбардировочной группе . [ 50 ] Ведя III. Группа 24 апреля Штайгер одержала пять воздушных побед, что потенциально сделало его асом дня , когда ВВС 8-й армии атаковали цели Люфтваффе в Мюнхене , Оберпфаффенхофене и Фридрихсхафене . Bf 109 Штайгера был оснащен пушкой MK 108 , стрелявшей 30-мм (1,2 дюйма) минами и осколочно-фугасными зажигательными снарядами через ступицу винта. были сбиты три бомбардировщика B-17 Он заявил, что возле Донаувёрта , один из которых не был подтвержден, и два Herausschüsse (разделительные выстрелы) под Мюнхеном. Herausschuss (разделительный выстрел) обозначал серьезно поврежденный тяжелый бомбардировщик , который был вынужден отделиться от боевой коробки и засчитывался как воздушная победа. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
командир группы
[ редактировать ]15 мая 1944 года Штайгер был переведен и назначен группенкоммандером ( командиром группы) оснащенного Focke-Wulf Fw 190 I. Gruppe JG 26, , заменив майора Карла Борриса . Командование его 12-й эскадрильей было передано оберлейтенанту Карлу-Герману Шрейдеру. [ 54 ] [ 55 ] 6 июня союзники начали операцию «Оверлорд» — вторжение в Нормандию . В результате I. Gruppe переехала на аэродром Кормей . На следующий день Штайгер заявил, что 362-й истребительной группы сбиты два истребителя возле Лизье P-47 . [ 56 ] 15 июня ВВС 8-й армии атаковали тактические цели в поддержку вторжения. В защиту этой атаки Штайгер заявил, что Herausschuss находился над бомбардировщиком B-17 недалеко от Шартра, что не было подтверждено. [ 57 ] 20 июня Штайгер захватил 370-ю истребительную группу P-38 возле Шато-Тьерри , к северо-востоку от Мо . [ 58 ] Три дня спустя, 23 июня, Штайгеру приписали сбитый истребитель «Спитфайр» к западу от Руана , к северо-востоку от Байе . [ 59 ] 25 июня Штайгер захватил еще одну 370-ю истребительную группу P-38 недалеко от Руана в бою на восточном участке фронта вторжения. [ 60 ] 14 июля майор Боррис вернулся в JG 26. [ 61 ] принял на себя командование группой 1 августа. [ 62 ] В результате Штайгер был переведен на командование II. Группа Jagdgeschwader «Oesau» (JG 1–1 - 1 й истребительный авиаполк). Он заменил оберлейтенанта Рюдигера Кирхмайра, который временно возглавлял группу . [ 63 ]
На момент назначения Штайгера в JG 1, II. Группа базировалась в Лонрае . [ 64 ] 10 августа, во время неудавшейся контратаки Германии под названием «Операция Люттих» , Штайгер заявил, что истребитель «Спитфайр» сбит возле Гранвиля / Авранша . На следующий день II. Группа отступила дальше на восток, на аэродром в Коннантре . [ 65 ] К середине августа общая ситуация по II. Состояние группы ухудшилось до такой степени, что 16 августа ее пришлось вывести из боевых действий и перебазировать на аэродром Райнселен в Германии на период отдыха и пополнения запасов. [ 66 ] В Рейнселене группе были назначены новые пилоты, преимущественно выходцы из Гитлерюгенда , не старше 18–20 лет и не имевшие какого-либо боевого опыта. Группа . также получила новые самолеты Fw 190 A-8 [ 67 ] В начале ноября II. Группа переехала в Тутов , примерно в 40 километрах (25 милях) к северу от Нойбранденбурга , где Штайгер продолжал обучать своих новых пилотов, на что повлияла нехватка топлива. Боевая готовность была достигнута в середине ноября. [ 68 ] 26 ноября ВВС 8-й армии атаковали завод Леуна недалеко от Мерзебурга . Защищаясь от этой атаки, Штайгер заявил, что сбит бомбардировщик B-17. [ 69 ]

В поддержку операции «Вахт на Рейне» , также известной как « Арденнская битва» , II. 17 декабря группа перебралась на аэродром в Дропе, расположенный примерно в 15 километрах (9,3 мили) к востоку-северо-востоку от Лингена . [ 70 ] 24 декабря ВВС 8-й армии начали крупнейшую атаку за всю войну, направив более 2000 тяжелых бомбардировщиков против многочисленных аэродромов Люфтваффе. Защищаясь от этой атаки, Штайгер заявил, что один из бомбардировщиков был сбит, второй - во время боевого полета на Fw 190. [ 71 ] Два дня спустя Штайгер возглавил свою группу на задание во время осады Бастони . В тот день II. Группа потеряла восемь пилотов либо убитыми, либо пропавшими без вести . Fw 190 Штайгера также был серьезно поврежден, что привело к вынужденной посадке недалеко от Франкфурта. Хотя официально он оставался командовать II. Группа он так и не вернулся в свою часть, и его заменил оберлейтенант Фриц Вегенер. [ 72 ] В результате Штайгер не участвовал в операции «Боденплатте» — неудавшейся операции по завоеванию превосходства в воздухе во время застойной стадии Арденнской битвы, — но был переведен в III. Группа Ergänzungs -Jagdgeschwader 2 (EJG 2 — 2-й дополнительный истребительный авиаполк) для переоборудования на новый на тот момент Messerschmitt Me 262 реактивный самолет . [ 73 ]
12 января 1945 года генерал дер Ягдфлигер (генерал истребителей) приказал создать II. Группа Jagdgeschwader «Новотны» (JG 7–7 - 7 й истребительный авиаполк). [ 74 ] JG 7 «Новотны» был первым действующим авиаполком в мире реактивных истребителей и был назван в честь Вальтера Новотны , погибшего в бою 8 ноября 1944 года. Новотны, летчик-истребитель, одержавший 258 воздушных побед и награжденный Рыцарским крестом Железный крест с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub, Schwertern) und Brillanten ), оценивал Ме 262 в эксплуатационных условиях. [ 75 ] Группа была сформирована из остатков IV. Группа Jagdgeschwader ( JG 54 54–54-й истребительный авиаполк) под командованием Штайгера. Переподготовка ее пилотов началась в конце февраля на аэродроме Лехфельд . Первые пилоты завершили переподготовку в начале апреля и были переведены в Бранденбург - Брист . [ 74 ] [ 76 ] Но из-за очень ограниченного количества самолетов (и, в частности, двигателей), доступных для другой группы , не говоря уже о его собственной, ей было трудно войти в строй. Первые десять самолетов вместе с парой двухместных учебно-тренировочных самолетов были доставлены неделю спустя, чтобы можно было начать обучение. К тому времени Штайгер принял командование II. Группа JG 7 передана гауптману Лутц-Вильгельму Буркхардту . [ 77 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Штайгер умер 22 июня 1964 года в возрасте 49 лет во Фрайбурге-им-Брайсгау , Западная Германия . [ 78 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам Спика, на счету Штайгера 63 воздушные победы, совершенные в более чем 400 боевых вылетах, включая 26 тяжелых бомбардировщиков. [ 79 ] Форсайт также сообщает, что он сбил 26 тяжелых бомбардировщиков. [ 80 ] По словам Вила, Штайгер вместе с оберлейтенантом Хьюго Фреем были наиболее успешными летчиками-истребителями против тяжелых бомбардировщиков, летая на Bf 109. [ 81 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли документацию по 55 заявлениям о победах в воздухе, а также еще одиннадцати неподтвержденным заявлениям. В это число входят 14 претензий на Восточном фронте и 41 на западных союзников, включая 19 четырехмоторных бомбардировщиков. [ 82 ]
Заявления о победе были записаны по ссылке на карту (PQ = Planquadrat ), например «PQ 35 Ost 63613». Карта-сетка Люфтваффе ( Jägermeldenetz ) охватывала всю Европу, запад России и Северную Африку и состояла из прямоугольников размером 15 и 30 минут широты минут долготы , площадью около 360 квадратных миль (930 км2). 2 ). Затем эти сектора были разделены на 36 меньших частей, чтобы получить площадь локации размером 3 × 4 км (1,9 × 2,5 мили). [ 83 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и - (тире) указывают на неочевидные заявления о победах в воздухе, за которые Штайгер не получил должного признания.
Это вместе со звездочкой * указывает на Herausschuss (разделительный выстрел) — серьезно поврежденный тяжелый бомбардировщик, вынужденный отделиться от своего боевого ящика, что засчитывалось как воздушная победа.
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
– 1-я Jagdgeschwader 20 эскадрилья – [ 84 ] Битва за Францию - 10 мая - 25 июня 1940 г. | |||||||||
1 | 31 мая 1940 г. | 18:27 | Спитфайр | к северо-западу от Дюнкерка [ 85 ] | |||||
– 7-я Jagdgeschwader 51 эскадрилья – [ 84 ] У Ла-Манша и над Англией - 26 июня 1940 г. - 26 мая 1941 г. | |||||||||
2 | 30 июня 1940 г. | 12:55 | Бленхейм | 10 км (6,2 миль) к востоку от Сен-Омера [ 86 ] | 8 | 14 сентября 1940 г. | —
|
Ураган | неопрятность [ 87 ] |
3 | 8 июля 1940 г. | 16:35 | Спитфайр | к северо-западу от Кап-Гри-Нез [ 86 ] | 9 | 15 сентября 1940 г. | —
|
Ураган | Тонбридж [ 87 ] |
4 | 11 июля 1940 г. | 12:55 | Бленхейм | 15 км (9,3 миль) к северо-востоку от Дила [ 86 ] | 10 | 13 марта 1941 г. | 15:23 | Спитфайр | 20 км (12 миль) к западу от Кап-Гри-Нез [ 87 ] |
5 | 5 августа 1940 г. | 09:55 | Спитфайр | 10 км (6,2 миль) к юго-западу от Дувра [ 86 ] | 11 | 11 апреля 1941 г. | 13:40 | Спитфайр | неопрятность [ 87 ] |
6 | 7 сентября 1940 г. | —
|
Спитфайр | Лондон [ 88 ] | 12 | 29 апреля 1941 г. | 10:12? [ Примечание 4 ] | Спитфайр | 5 км (3,1 мили) к северу от Дюнкерка [ 87 ] |
7 | 7 сентября 1940 г. | —
|
Спитфайр | Лондон [ 88 ] | |||||
– 7-я Jagdgeschwader 51 эскадрилья – [ 84 ] Операция Барбаросса - 22 июня - 14 июля 1941 г. | |||||||||
13 | 22 июня 1941 г. | 12:37 | СБ-2 [ 89 ] | 20 | 30 июня 1941 г. | —
|
ДБ-3 [ 90 ] | ||
14 | 22 июня 1941 г. | —
|
СБ-2 [ 89 ] | 21 | 3 июля 1941 г. | —
|
Бостон [ 90 ] | ||
15 | 22 июня 1941 г. | —
|
СБ-2 [ 89 ] | 22 | 5 июля 1941 г. | —
|
В-11 ( Ил-2 ) [ 90 ] | ||
16 | 24 июня 1941 г. | 11:30 | СБ-2 [ 89 ] | 23 | 8 июля 1941 г. | —
|
ДБ-3 [ 90 ] | ||
17 | 30 июня 1941 г. | 11:50 | СБ-2 [ 91 ] | 24 | 11 июля 1941 г. | —
|
неизвестный [ 90 ] | ||
18 | 30 июня 1941 г. | 19:00? [ Примечание 5 ] | ДБ-3 [ 91 ] | 25 | 11 июля 1941 г. | —
|
неизвестный [ 90 ] | ||
19 | 30 июня 1941 г. | —
|
ДБ-3 [ 91 ] | ||||||
— 9-я 51 « эскадрилья Jagdgeschwader Мёльдерс» — [ 84 ] На Восточном фронте — июнь 1943 г. | |||||||||
26 | 2 июня 1943 г. | 10:58 | ЛаГГ-3 | PQ 35 Ост 63613 [ 21 ] окрестности Лукавца |
|||||
— 12-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 84 ] Оборона Рейха - 5 июля 1943 г. - 31 декабря 1943 г. | |||||||||
27 | 17 июля 1943 г. | 09:28? [ Примечание 6 ] | Б-17 | PQ 05 Ост С/СП-1 [ 92 ] Северное море , Немецкая бухта |
31 | 17 августа 1943 г. | 15:20 | Б-17 | к северо-западу от Аахена [ 93 ] к западу от Пеша |
28 | 25 июля 1943 г. | 16:50 | Б-17 | PQ 05 Ост S/BB-4/2 [ 92 ] к западу от Везера устья |
32? [ Примечание 7 ] | 3 октября 1943 г. | 18:25? [ Примечание 8 ] | Спитфайр | Бове [ 93 ] |
29 | 26 июля 1943 г. | 11:54? [ Примечание 9 ] | Б-17 | PQ 05 Ост S/CS-9/2 [ 92 ] Устье Везера |
33 | 10 октября 1943 г. | 15:15 | Б-17 | Тильбек, к западу от Мюнстера [ 93 ] |
30 | 29 июля 1943 г. | 09:40 | Б-17 | PQ 05 Ост S/TQ-1 [ 92 ] Нравиться |
—
|
5 ноября 1943 г. | —
|
Б-17 | PQ 05 East S/KP-9, Дортмунд [ 93 ] |
—
|
29 июля 1943 г. | — ? [ Примечание 10 ]
|
Б-17 | Везермюнде /Киль [ 92 ] | |||||
— 12-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 94 ] На Западном фронте — 10 января — 14 мая 1944 г. | |||||||||
—
|
21 января 1944 г. | —
|
Спитфайр | к востоку от Сен-Поля [ 95 ] | 40 | 16 марта 1944 г. | 12:10 | Б-24 | к юго-западу от Сен-Дизье [ 96 ] |
—
|
21 января 1944 г. | — ? [ Примечание 11 ]
|
Спитфайр | к востоку от Амьена [ 95 ] | —
|
18 марта 1944 г. | —
|
Б-17 | Кольмар [ 96 ] |
—
|
24 января 1944 г. | — ? [ Примечание 12 ]
|
П-47 | к юго-западу от Брюсселя [ 95 ] | 41 | 27 марта 1944 г. | 14:35 | П-47 | к северо-востоку от Шартра [ 96 ] |
34 | 30 января 1944 г. | 13:30 | П-47 | PQ 05 Ост ГН [ 95 ] Раалте |
42 | 13 апреля 1944 г. | 13:34 | Б-17 | PQ 05 Ост СП [ 96 ] к западу от Трира |
35 | 22 февраля 1944 г. | 15:23 | П-47 | PQ 05 Ост МН-ЛН [ 95 ] Менхенгладбах |
43 | 13 апреля 1944 г. | 16:20 | П-38 | PQ 05 Ост РН-8 [ 96 ] к северо-западу от Кайзерслаутерна |
36 | 24 февраля 1944 г. | 12:20 | Б-17 | к югу от Квакенбрюка [ 95 ] | 44 | 23 апреля 1944 г. | 14:20 | Б-17 | PQ 14 Восток ЭО-9/ФО-3 [ 96 ] к юго-востоку от Винер-Нойштадта |
37 | 25 февраля 1944 г. | 13:00 | Б-17 | Бирквайлер возле Седана [ 95 ] | 45 | 24 апреля 1944 г. | 13:30 | Б-17 | PQ 04 Ост N/BB-7/8 [ 96 ] Донаувёрт |
38 | 2 марта 1944 г. | 11:50 | Б-17 | PQ 05 Ост PP/QQ [ 95 ] к западу от Лимбурга-на-Лане |
46 | 24 апреля 1944 г. | 13:55? [ Примечание 13 ] | Б-17 | PQ 04 Восток N/ED [ 96 ] к югу от Мюнхена |
39? [ Примечание 7 ] | 8 марта 1944 г. | — ? [ Примечание 14 ]
|
Б-17* | к северу от Ганновера [ 96 ] | 47 | 24 апреля 1944 г. | 14:05 | Б-17* | PQ 04 Восток N/ED [ 96 ] к югу от Мюнхена |
—
|
8 марта 1944 г. | —
|
Б-17 | Потсдам [ 96 ] | 48 | 24 апреля 1944 г. | 14:10? [ Примечание 13 ] | Б-17* | PQ 04 Восток N/ED [ 96 ] к югу от Мюнхена |
– Штаб I. Группа Jagdgeschwader 26 « Шлагетер » – [ 97 ] На Западном фронте - 14 мая - 31 июля 1944 г. | |||||||||
49 | 7 июня 1944 г. | 15:58 | П-47 | к северу от Лизье [ 98 ] | 51 | 20 июня 1944 г. | 17:35 | П-38 | PQ 05 Восток UC-7/9 [ 98 ] к северо-востоку от Мо |
50 | 7 июня 1944 г. | 16:00 | П-47 | к северу от Лизье [ 98 ] | 52 | 23 июня 1944 г. | 12:20? [ Примечание 15 ] | Спитфайр | PQ 05 Ост ТА-1/2 [ 98 ] к западу от Руана |
—
|
15 июня 1944 г. | —
|
Б-24? [ Примечание 16 ] | 80 км (50 миль) к югу от Шартра [ 98 ] | 53 | 25 июня 1944 г. | 15:35 | П-38 | PQ 05 Ост ТБ [ 98 ] к юго-западу от Руана |
— 12-я 26 « эскадрилья Jagdgeschwader Шлагетер» — [ 97 ] Оборона Рейха - 1 августа 1944 г. - январь 1945 г. | |||||||||
54 | 10 августа 1944 г. | 14:10 | Спитфайр | PQ 05 Ост АС-3 [ 99 ] к востоку от Гранвилля |
55 | 5 декабря 1944 г. | 11:15 | П-51 | PQ 15 Ост CF [ 99 ] к югу от Варена |
—
|
26 ноября 1944 г. | —
|
Б-17 [ 100 ] | 56 | 24 декабря 1944 г. | 12:30 | Б-17 [ 101 ] | Сент-Вит |
Награды
[ редактировать ]- Железный крест (1939 г.) 2-й и 1-й степени. [ 3 ]
- Рыцарский крест Железного креста 16 июля 1941 года в звании оберлейтенанта и штабфелькапитана 7./Jagdgeschwader . 51 [ 102 ] [ 103 ]
- Немецкий крест в золоте, 27 октября 1943 года в роли гауптмана в 12./ Jagdgeschwader 26. [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Летная подготовка в Люфтваффе проходила через уровни A1, A2 и B1, B2, называемые летной подготовкой A/B. Обучение включало теоретические и практические занятия по высшему пилотажу, навигации, полетам на дальние расстояния и посадкам на мертвую штангу. Курсы B включали высотные полеты, полеты по приборам, ночные посадки и обучение управлению самолетом в сложных ситуациях. [ 2 ]
- ↑ По словам Колдуэлла, двое других Люфтваффе подали иски в районе Бове и, возможно, также несут ответственность за сбитие лейтенанта авиации Рэймонда Хесселина . Эти пилоты — фельдфебель Герд Виганд из 4-го штаффеля и командир III. Группа майора Клауса Митуша . [ 33 ]
- ↑ По данным Обермайера, Пацвалля и Шерцера, Немецкий крест в золоте был вручен 27 октября 1943 года. [ 1 ] [ 37 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 12:00. [ 84 ]
- ↑ По заявлению Мэтьюза и Формана в 19:30. [ 84 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 08:28. [ 84 ]
- ^ Jump up to: а б По словам Мэтьюза и Формана, это утверждение не подтвердилось. [ 84 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, время иска неизвестно. [ 84 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 11:51. [ 84 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 09:15. [ 84 ]
- ↑ По заявлениям Мэтьюза и Формана в 13:40. [ 84 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 11:00. [ 84 ]
- ^ Jump up to: а б По заявлению Мэтьюза и Формана в 14:05. [ 84 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 13:00. [ 84 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 12:25. [ 97 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, это был неподтвержденный Гераусшусс по поводу бомбардировщика Boeing B-17 Flying Fortress, заявленного в 06:55. [ 97 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Обермайер 1989 , с. 208.
- ^ Bergström, Antipov & Sundin 2003 , p. 17.
- ^ Jump up to: а б с Диксон 2023 , с. 78.
- ^ Уил 2006a , с. 15.
- ^ Прин и др. 2001 , с. 134.
- ^ Прин и др. 2000 , стр. 181, 187.
- ^ Уил 2006a , с. 21.
- ^ Прин и др. 2002 , стр. 73, 83.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 80.
- ^ Прин и др. 2002 , стр. 76, 84.
- ^ Прин и др. 2002 , стр. 76, 86.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 77.
- ^ Прин и др. 2002 , стр. 78–81, 86.
- ^ Адерс и Хелд 1993 , стр. 85.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 294.
- ^ Адерс и Хелд 1993 , стр. 86–87.
- ^ Уил 2006a , с. 61.
- ^ Прин и др. 2003 , стр. 300, 312.
- ^ Weal 2006a , стр. 63–64.
- ^ Адерс и Хелд 1993 , стр. 92.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2012 , с. 62.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 114–115.
- ^ Колдуэлл 1991 , с. 171.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 119.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 121.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 121–122, 124.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 125–126.
- ^ Уил 2006b , с. 32.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 132.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 134–140.
- ^ Форсайт 2011 , стр. 20–21.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл 1998 , стр. 161–162.
- ^ Прин и др. 2009 , с. 141.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 163–165.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 170–171.
- ^ Jump up to: а б Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 453.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 173–175.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 197.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 201.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 203.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 214–217.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 217–220.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 221–222.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 224.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 227–228.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 231.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 232, 234.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 241–243.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 246.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 246–248.
- ^ Колдуэлл 1991 , стр. 222–223.
- ^ Форсайт 2011 , с. 21.
- ^ Прин и др. 2019 , стр. 154, 159, 215.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 259.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 266–269.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 277–278, 280.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 282–283.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 286–287.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 289–291.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 301.
- ^ Прин и др. 2019 , с. 159.
- ^ Прин, Стеммер и Бок 2018 , стр. 101.
- ^ Прин и Родейке 1996a , с. 1101.
- ^ Прин и Родейке 1996a , стр. 1115–1117.
- ^ Прин и Родейке 1996a , стр. 1126, 1130.
- ^ Прин и Родейке 1996b , с. 1295.
- ^ Прин и Родейке 1996b , стр. 1298–1300.
- ^ Прин и Родейке 1996b , стр. 1328–1331.
- ^ Прин и Родейке 1996b , стр. 1344, 1346.
- ^ Уил 2011 , стр. 82–83.
- ^ Прин и Родейке 1996b , стр. 1382–1383.
- ^ Прин и Родейке 1996b , стр. 1439, 1611.
- ^ Jump up to: а б Беме 1992 , с. 123.
- ^ Форсайт 2008 , стр. 6–10.
- ^ Форсайт 2008 , с. 105.
- ^ Форсайт 2008 , стр. 36, 61.
- ^ Диксон 2023 , с. 79.
- ^ Спик 1996 , с. 239.
- ^ Форсайт 2011 , с. 90.
- ^ Уил 1999 , с. 63.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 1243–1245.
- ^ Планквадрат .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 1244.
- ^ Прин и др. 2000 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2002 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с д и Прин и др. 2002 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2002 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2003 , с. 302.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Прин и др. 2003 , с. 304.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2003 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б с д и Прин и др. 2009 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2009 , с. 137.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 1244–1245.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Прин и др. 2019 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Прин и др. 2019 , с. 220.
- ^ Jump up to: а б с д Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 1245.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Прин и др. 2019 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Прин, Стеммер и Бок, 2018 , с. 108.
- ^ Прин и Родейке 1996b , с. 1652.
- ^ Прин и Родейке 1996b , с. 1653.
- ^ Шерцер 2007 , с. 717.
- ^ Fellgiebel 2000 , стр. 407, 505.
Библиография
[ редактировать ]- Адерс, Гебхард; Хелд, Вернер (1993). Хроника - Отчеты - Опыт - Документы ] Истребительный авиаполк 51 «Мёльдерс» (на немецком языке). Штутгарт, Германия: Motorbuch Verlag. ISBN 978-3-613-01045-1 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] ; Антипов, Влад; Сундин, Клаас (2003). Граф и Гриславски – Пара тузов . Гамильтон МТ: Eagle Editions. ISBN 978-0-9721060-4-7 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] . «Веб-сайт Бергстрема Черного Креста / Красной Звезды» . Идентификация Планквадрата Люфтваффе . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
- Бёме, Манфред (1992). JG 7 Первый в мире реактивный истребитель, 1944/1945 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing . ISBN 978-0-88740-395-8 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1991). JG 26: Лучшие стрелки Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books. ISBN 978-0-8041-1050-1 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1998). Военный дневник JG 26: Том второй, 1943–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-898697-86-2 .
- Диксон, Джереми (2023). Дневные асы-истребители Люфтваффе: кавалеры Рыцарского креста 1939–1942 гг . Книги «Перо и меч» . ISBN 978-1-52677-864-2 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форсайт, Роберт (2008). Jagdgeschwader 7 «Новотны» . Авиационные элитные подразделения. Том. 29. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-320-9 .
- Форсайт, Роберт (2011). Асы Люфтваффе Вьермо 1942–45 . Самолеты асов. Том. 101. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84908-438-3 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 4 S–Z . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-21-9 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и владельцы, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Прин, Йохен; Родейке, Питер (1996a). Jagdgeschwader 1 и 11 — Операции по обороне Рейха с 1939 по 1945 год — Часть 2 — 1944 год [ Jagdgeschwader 1 и 11 — Операции по обороне Рейха с 1939 по 1945 год ] (на немецком языке). Том II 1944. Ойтин, Германия: Струве-Друк. ISBN 978-3-923457-24-3 .
- Прин, Йохен; Родейке, Питер (1996b). обороне Рейха с 1939 по 1945 год — Часть 3 — 1944–1945] . Jagdgeschwader 1 и 11 —Операции по (на немецком языке) Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-25-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2001). ВВС Германии с 1934 по 1945 год — Часть 2 — «Сидячая война» — с 1 сентября 1939 года по 9 мая 1941 года Истребительные части (9 мая 1940 года ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-59-5 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. Часть 3. Действия в Дании и Норвегии 9.4. по 30 ноября 1940 г. — Поход на Запад, 10 мая. по 25 июня 1940 г. [ Ассоциация летчиков-истребителей немецких Люфтваффе с 1934 по 1945 г. Часть 3 - Назначения в Дании и Норвегии с 9 апреля по 30 ноября 1940 г. - Кампания на Западе с 10 мая по 25 июня 1940 г. ] (на немецком языке). Печать Струве. ISBN 978-3-923457-61-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/II — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ II — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-64-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 6/I — Операция «БАРБАРОССА» — Операция на Востоке — 22.6. по 5 декабря 1941 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. — Часть 6/I — Операция «БАРБАРОССА» — Действия на Востоке — 22 июня — 5 декабря 1941 г. ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-69-4 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2009). Летчики-истребители ВВС Германии с 1934 по 1945 год. Часть 10/III. Оборона Рейха. 1.1. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 г. — Часть 10/III — Защита Рейха — с 1 января по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-89-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2012). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 12/II. Операции на Востоке. 4.2. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 12/II - Действия на Востоке - с 4 февраля по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN 978-3-942943-05-5 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Бок, Винфрид (2018). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 13/IV — Операции по обороне Рейха и на Западе — 1.1. по 31 декабря 1944 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. — Часть 13/IV — Действия при обороне Рейха и на Западе — с 1 января по 31 декабря 1944 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-942943-19-2 .
- Прин, Йохен; Балке, Ульф; Штеммер, Герхард; Бок, Винфрид (2019). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 13/V — Операции по обороне Рейха и на Западе — 1.1. по 31 декабря 1944 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. — Часть 13/V — Действия при обороне Рейха и на Западе — с 1 января по 31 декабря 1944 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-942943-21-5 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN 978-0-8041-1696-1 .
- Уил, Джон (1999). Bf 109 F/G/K Асы Западного фронта . Самолеты асов. Том. 29. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-85532-905-8 .
- Уил, Джон (2006a). Ягдгешвадер 51 «Мёльдерс» . Авиационные элитные подразделения. Том. 22. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-045-1 .
- Уил, Джон (2006b). Bf 109 Асы обороны Рейха . Самолеты асов 68. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-879-3 .
- Уил, Джон (2011). Fw 190 Асы обороны Рейха . Самолеты асов. Том. 92. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-482-4 .