Георг-Петер Эдер
Георг-Петер Эдер | |
---|---|
![]() Георг-Петер Эдер | |
Псевдоним(а) | Джордж |
Рожденный | Обердахштеттен , Веймарская республика | 8 марта 1921 г.
Умер | 11 марта 1986 г. Висбаден , Западная Германия | (65 лет)
Верность | ![]() |
Услуга/ | ВВС |
Лет службы | 1939–1945 |
Классифицировать | Майор (майор) |
Единица | JG 51 , JG 2 , JG 1 , JG 26 , ЭКдо 262 , Новотны Командование , JG 7 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями |
Георг-Петер «Шорш» Эдер (8 марта 1921 — 11 марта 1986) — немецкий Люфтваффе военный летчик и ас-истребитель во время Второй мировой войны . На его счету 78 воздушных побед, одержанных в 572 боевых вылетах, в том числе 150 боевых вылетов на истребителе Ме-262 . В эту цифру входят 10 воздушных побед на Восточном фронте и еще 68 побед над западными союзниками , в том числе 36 четырехмоторных бомбардировщиков.
Эдер родился в Обердахштеттене и вырос в Веймарской республике и нацистской Германии . Он поступил на военную службу в Люфтваффе в 1939 году. После летной подготовки в конце 1940 года его направили в Jagdgeschwader 51 (JG 51–51-й истребительный авиаполк). Летая с этим авиакрылом, Эдер одержал свою первую воздушную победу 22 июня 1941 года. Первый день операции «Барбаросса» — вторжения Германии в Советский Союз. После наземной катастрофы в августе 1941 года был назначен летчиком-истребителем. В ноябре 1942 года Эдер был направлен в Jagdgeschwader 2 «Richthofen» (JG 2–2-й истребительный авиаполк), сражавшийся на Западном фронте . В сентябре 1941 года и в феврале 1943 года он был назначен Staffelkapitän (командиром эскадрильи) 12-го Staffel (12-й эскадрильи) JG 26. В ноябре 1943 года он был переведен в Jagdgeschwader 1 (JG 1–1-й истребительный авиаполк), где ему было поручено командовать. из 6. Staffel , эту должность он занимал недолго, пока не был назначен Gruppenkommander (группа командир) II. Группа JG 2 11 ноября. 24 июня 1944 года ему был присвоен орден. Рыцарский крест Железного креста . В октябре Эдер был переведен в Kommando Nowotny , подразделение реактивных истребителей Me 262, которому было поручено проверить его боевую готовность. После дальнейших воздушных побед 25 ноября 1944 года он был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями. Он закончил войну, летая в составе Jagdgeschwader 7 (JG 7–7-й истребительный авиаполк), первого действующего авиаполка реактивных истребителей. После войны Эдер стал бизнесменом и умер 11 марта 1986 года в Висбадене .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Эдер родился 8 марта 1921 года в Обердахштеттене в Баварии . После посещения начальной школы Grundschule и Oberrealschule средней школы он поступил на военную службу в Люфтваффе 15 ноября 1939 года. Направлен в 4-ю роту (4-ю роту) Fliegerausbildungsregiment 62 (62-й летный учебный полк) в Кведлинбурге в регионе Гарц , затем он посещал Luftkriegsschule 2 (LKS 2—2-я воздушная военная школа) в Берлине - Гатове . 1 апреля 1940 года он был принят в фаненюнкеры (кандидаты). Во время летной подготовки 1 сентября 1940 года ему было присвоено звание Фенрих (кадет). [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу, 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу. Эдер был отправлен в 4. Staffel (4-я эскадрилья) Jagdgeschwader 51 (JG 51–51-й истребительный авиаполк), эскадрилья II. Группа , 1 декабря 1940 года. [ 1 ] В то время II. Группа JG 51 находилась на отдыхе и пополнении сил на аэродроме Мангейм-Зандхофен после битвы за Британию . Там группа получила Мессершмитты Bf 109 E-7. Группа вернулась во Францию 14 февраля 1941 года , и ей командовал гауптман Йозеф Фёзо, Эдера а 4-ю группу возглавил оберлейтенант Эрих Хохаген . [ 2 ]
Операция Барбаросса
[ редактировать ]
II. Группа JG 51 была выведена с фронта под Ла-Маншем в начале июня 1941 года и направлена в Дортмунд , где подразделение было перевооружено на самолеты серии Bf 109 F. 10 июня II. Группа начала переброску на восток и расположилась в Седльце . 22 июня немецкие войска начали операцию «Барбаросса» — вторжение Германии в Советский Союз. [ 3 ] JG 51 под командованием оберст-лейтенанта Вернера Мёльдерса находился в подчинении II. Fliegerkorps (2-й воздушный корпус), входивший в состав Luftflotte 2 (2-й воздушный флот). Район действий JG 51 во время операции «Барбаросса» находился над правым флангом группы армий «Центр» в районе боевых действий 2-й танковой группы, а также 4-й армии . [ 4 ]
В первый день вторжения Эдер одержал свои первые две воздушные победы: истребитель Поликарпов И-16 и бомбардировщик Туполев СБ были сбиты в 09:23 и 09:35 соответственно. [ 5 ] За этот подвиг Эдер получил Железный крест 2-й степени ( Eisernes Kreuz 2. Klasse ). 26 июня [ 1 ] Восемь дней спустя он сбил бомбардировщик «Ильюшин» ДБ-3, одержав третью воздушную победу в бою в районе Бобруйска . [ 6 ] немецкая армия форсировала реку Березину 4 июля и II. Группа была переброшена на аэродром в Бобруйске и вела бои на линии Сталина в районе Витебск — Орша — Могилев . [ 7 ] 11 июля Эдер был награжден Железным крестом 1-й степени . [ 8 ] Немецкие войска прорвали «Линию Сталина» и II. группа была переброшена на аэродром в Старом Быхове , примерно в 50 километрах (31 милях) к югу от Могилёва на Днепре 12 июля . В тот день группа совершила несколько боевых воздушных патрулей для поддержки немецкого плацдарма на восточном берегу Днепра в районе между Могилевом и Смоленском . [ 9 ] В тот день Эдер заявил, что Пе-2 «Петляков» сбит бомбардировщик . 13 июля он одержал две воздушные победы: бомбардировщик ДБ-3 сбит в 10:07 и истребитель И-16 в 10:23, а 14 июля - еще один бомбардировщик ДБ-3. Эдеру приписывают еще один сбитый 26 июля бомбардировщик Пе-2 и уничтоженный 31 июля истребитель И-16. [ 10 ]
5 августа II. Группа была переброшена на аэродром в Шаталовке, ныне авиабаза Шаталово , в 40 километрах (25 милях) к юго-востоку от Смоленска. [ 9 ] 9 августа Эдеру приписали свою десятую и последнюю воздушную победу на Восточном фронте , когда он заявил, что в 16:50 сбит И-18. [ 11 ] Немецкое обозначение И-18 относится к истребителю Микояна-Гуревича МиГ-1 . [ 12 ] 10 августа Bf 109 F-2 Эдера ( Werknummer 9184 — заводской номер) столкнулся с Юнкерсом Ju 52 на земле в Понятовке. [ 13 ] Эдер получил перелом черепа, и после выздоровления 1 ноября 1941 года его направили в Jagdfliegerschule 2 (школу летчиков-истребителей) в Цербсте . [ 14 ]
Западный фронт
[ редактировать ]
- Ведущий элемент
- Высокий элемент
- Низкий элемент
- Низкий низкий элемент
1 ноября 1942 года Эдер был направлен в 7. Staffel (7-я эскадрилья) Jagdgeschwader 2 «Richthofen» (JG 2–2-й истребительный авиаполк), эскадрилья III. Группа JG 2 названа в честь Первой мировой войны аса-истребителя Манфреда фон Рихтгофена . [ 14 ] В тот день оберлейтенант Эгон Майер был назначен группенкомандером (командиром группы) III. Группа под командованием 7-го штаба была передана Хохагену, который в тот же день присоединился к гешвадеру . [ 15 ] JG 2 базировалась на севере Франции и воевала против ВВС США (USAAF) под руководством гешвадеркоммодора (командира крыла) майора Уолтера Оэсау . [ 16 ] В то время III. Группа была оснащена самолетами Focke-Wulf Fw 190 A-4 и некоторыми более старыми самолетами A-3. Группа действовала с различных аэродромов в Бретани , Франция, обеспечивая истребительную защиту немецких баз подводных лодок на атлантическом побережье. [ 17 ] Эдер одержал свою первую воздушную победу на Западном фронте 30 декабря, когда он сбил бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress во время бомбардировки Лорьяна . [ 18 ]
Вместе с Майером Эдер разработал лобовую атаку как наиболее эффективную тактику против дневных тяжелых боевых группировок союзников B-17 и бомбардировщиков Consolidated B-24 Liberator . [ 19 ] Концепция была основана на Kette (цепочке), трех самолетах, летящих V-образным строем и атакующих спереди и слева. Оказавшись на расстоянии, нападавшие открыли огонь отклоняющей очередью , целясь перед самолетом противника. После атаки пилоты резко сворачивали влево или вправо. Это давало атакующим истребителям наилучшие шансы избежать массированной огневой мощи орудий бомбардировщиков. [ 20 ] [ 21 ]
3 января 1943 года VIII бомбардировочное командование ВВС США атаковало базу подводных лодок в Сен-Назере . III. Gruppe удалось отбиться от некоторых бомбардировщиков, заявив, что над морем было сбито шестнадцать бомбардировщиков B-17, в том числе один Эдером. ВВС США сообщили о потере семи бомбардировщиков во время атаки. База подводных лодок в Лорьяне стала целью VIII бомбардировочного командования 23 января. III. Группа при поддержке 9. Staffel из Jagdgeschwader 26 «Schlageter» (JG 26–26-й истребительный авиаполк) одержала семь воздушных побед, из которых один B-17 был сбит Эдером. [ 22 ] 9 февраля группенштаб (штаб) III. Группам 7. Staffel и 9. Staffel было приказано отправиться в Берк-сюр-Мер , где они были переданы под командование JG 26. [ 23 ] 13 февраля Королевских ВВС (RAF) истребительное командование нанесло удар по западному побережью Па-де-Кале тремя « Родео » и одним «Цирком» . В защиту этой атаки Эдер заявил, что RAF Supermarine Spitfire был сбит истребитель к северо-западу от Булони . [ 24 ] [ 25 ]
Командир эскадрильи
[ редактировать ]В феврале был создан новый 12-й штабной полк на аэродроме Бомон-ле-Роже JG 2 . 15 февраля Эдер был назначен Staffelkapitän (командиром эскадрильи) недавно созданного Staffel и ему было поручено привести его в боевую готовность. Планировалось оснастить этот Staffel полным комплектом из 16 пилотов и Bf 109 G. Первоначально Эдеру было передано восемь Fw 190 A-2 и A-3, а также два самолета Bf 109 G-1, и он был подчинен и подотчетен штабу JG 2. [ 26 ] 8 марта Эдер одержал первую воздушную победу, зачисленную на счет 12-го штабфеля , когда он сбил «Спитфайр» возле Ле-Пти-Кевильи . [ 27 ] В тот день VIII бомбардировочное командование направило 54 бомбардировщика B-17 в Ренн и 16 бомбардировщиков B-24 на железнодорожные станции Руана . Атаку на Руан защищали 16 эскадрилий «Спитфайров» Королевских ВВС при поддержке «Спитфайра» 4-й истребительной группы . [ 28 ] 12 марта он сбил еще один «Спитфайр» в 38 км (24 мили) к северо-западу от Фекана . [ 29 ]
28 марта VIII бомбардировочное командование направило 70 бомбардировщиков B-17 с задачей снова бомбить железнодорожные станции Руана. Сопровождающие истребители «Спитфайр» пропустили точку встречи с бомбардировщиками, оставив бомбардировщики без защиты. II. Группа JG 26 и 12-я дивизия Эдера. Штафель из JG 2 перехватила бомбардировщики, повредив девять и один был сбит Эдером. [ 30 ] После боя с B-17 он был ранен ответным огнем, но сумел совершить вынужденную посадку своего Bf 109 G-4 ( Werknummer 14988) на аэродроме Бомон-ле-Роже. [ 31 ] К концу апреля 12. Staffel получил полный комплект из 16 истребителей Bf 109 G-6. Оправившись от травм, Эдер возглавил свой Staffel против атаки USAAF на авиационный завод Potez в Альберте . 12. Штаффель действовал автономно от других подразделений Люфтваффе и заявил, что бомбардировщик B-17 и истребитель Republic P-47 Thunderbolt были сбиты, в результате чего в бою были потеряны три самолета и два пилота . [ 32 ] Эдеру приписывают уничтожение P-47, сбитого западнее Этапля . [ 29 ]
29 мая ВВС США атаковали Ренн, Сен-Назер и Ла-Паллис . Защищаясь от этой атаки, 12. Стаффель заявил, что три бомбардировщика B-17 были сбиты в бою над морем у Пемполя , включая одно заявление Эдера. [ 33 ] он был награжден Почетным кубком Люфтваффе июня 25 . [ 34 ] На следующий день ему приписали уничтожение «Спитфайра» в 40 км (25 миль) к северу от Фекама. [ 29 ] 29 июня Эдер повел свой Staffel был сбит B-17 против бомбардировщиков USAAF, потеряв два самолета, один пилот погиб в бою и еще двое были ранены, в то время как Эдер заявил, что к северу от Сен-Валери . [ 35 ]
Эдер сбил « Хоукер Тайфун» к западу от Хесдина . 29 августа [ 36 ] Через два дня он был награжден Немецким крестом в золоте ( Deutsches Kreuz in Gold ). [ 37 ] 5 сентября 1943 года он был переведен в 5-й штаб JG 2, приняв на себя командование штаффелем после его бывший командир лейтенант Курт Гольч был ранен. того, как накануне [ 38 ] 5 ноября Эдер был вынужден покинуть свой Bf 109 G-6 ( Werknummer 20733) из-за отказа двигателя недалеко от Монса , Бельгия, и снова получил травму. [ 39 ]
Защита Рейха
[ редактировать ]После выздоровления от ран, полученных 5 ноября 1943 года, Эдер был отправлен в II дивизию. Группа Jagdgeschwader Группа 1 (JG 1—1-й истребительный авиаполк) под командованием гауптмана Германа Сегаца в феврале 1944 года. , сражавшаяся в рамках обороны Рейха , базировалась в Вунсторфе на севере Германии. После смерти Сегаца майор Генрих Бэр получил командование группой . 9 марта Бэра, который ранее командовал 6-й штабной дивизией , впоследствии сменил Эдер. [ 40 ] Эдер одержал свою первую воздушную победу в составе JG 1 8 апреля, когда Восьмая воздушная армия ВВС США, ранее известная как VIII бомбардировочное командование, атаковала немецкие аэродромы на северо-западе Германии, а также немецкий авиастроительный завод в Брауншвейге . II. Группа атаковала бомбардировщики в районе Зальцведеля , где Эдер сбил один из бомбардировщиков B-24. [ 41 ]
Он выпрыгнул из своего Fw 190 A-7 ( Werknummer 430645) во время боя с истребителями P-47 над Геттингеном 19 апреля. [ 42 ] 8 мая он заявил, что B-24 был сбит, но совершил вынужденную посадку в Фехте на своем Fw 190 A-8 ( Werknummer 170071). [ 43 ]
командир группы
[ редактировать ]11 мая 1944 года погиб в бою командир гешвадеркоммодора JG 1 оберст Оэсау, который командовал JG 1 с ноября 1943 года. На следующий день Бэр был временно назначен его преемником. В результате Эдер получил должность группенкомандора II. Группа . [ 44 ] Готовясь к высадке в Нормандии , 12 мая Восьмая воздушная армия нанесла удар по немецкой топливной промышленности. В тот день 886 тяжелых бомбардировщиков в сопровождении 980 истребителей нанесли удары по заводам по гидрогенизации в Лойне , Мерзебурге , Бёлене , Цайце и Брюксе (ныне Мост в Чешской Республике). Эдер направил свою группу на объединенную атаку на бомбардировщики. Группа заявила , что было сбито пять бомбардировщиков и уничтожен еще один P-47, ценой гибели пяти пилотов в бою. [ 45 ] На счету Эдера был один из бомбардировщиков, уничтоженных, когда он сбил B-24 в районе Эйфеля . После атаки у его Fw 190 возникли проблемы с двигателем, что привело к вынужденной посадке на аэродроме Мангейм-Зандхофен. [ 46 ] 29 мая ВВС США нанесли удар по немецкой авиационной промышленности. Восьмая воздушная армия направила 993 тяжелых бомбардировщика в сопровождении 1265 истребителей на заводы в Лейпциге , Сорау и Познани , на аэродром в Тутове , а также на завод по гидрогенизации в Пёлице . В то же время Пятнадцатая воздушная армия атаковала аналогичные цели на юге Германии и в Австрии. JG 1 был поднят в воздух вскоре после 11:00 и встретился возле Дессау . В лобовой атаке пилоты I. и II. Gruppe заявила, что сбито девять бомбардировщиков B-17. В то время как I. Gruppe осталась невредимой, II. Группа потеряла одного пилота убитым и еще двое были ранены. [ 47 ] Эдер, сбивший B-17 в районе Гёрлица , разбил свой Fw 190 A-8 ( Werknummer 730386) во время приземления в Котбусе . Во время приземления аэродром подвергался атаке, и Эдер столкнулся с припаркованным самолетом Siebel . [ 48 ] [ 49 ]
Западные союзники во Второй мировой войне начали вторжение в Нормандию ранним утром 6 июня 1944 года. В 16:25 II. Группа JG 1 численностью в 32 истребителя Fw 190 под руководством Эдера перебазировалась из Стермеде на аэродром в Мондидье , Франция. [ 50 ] В тот вечер II. группе Затем было приказано перебраться на аэродром Ле-Мана . [ 51 ] На следующий день группа совершила свои первые боевые вылеты во время кампании в Нормандии, потеряв два самолета, не одержав ни одной победы в воздухе. [ 52 ] 8 июня Эдер возглавил II. Группа выполняет миссию по борьбе с судоходством против десантного флота союзников возле Довиля и Трувиля на южном берегу залива Сены . [ 53 ] 24 июня Эдер получил Рыцарский крест креста Железного . [ 54 ]
11 августа 1944 года Эдер временно принял командование 6-м штаффелем JG 26, заменив лейтенанта Адольфа Глунца , который в то время не участвовал в боевых действиях. [ 55 ] Атакуя бронетехнику союзников возле Дрё 17 августа, Эдер сбил «Спитфайр» на малой высоте; он врезался между двумя танками M4 Sherman , уничтожив их. Вскоре после этого он сбил еще один «Спитфайр», который врезался в другой танк, поджег его. [ 56 ]
4 сентября Эдер был назначен командиром группы II группы JG 26 после того, как бывший командир группы гауптман Эмиль Ланг был убит в бою против «Тандерболтов» USAAF над Сен-Трондом . [ 57 ] 8 октября Эдер был переведен в Kommando Nowotny , первое действующее Messerschmitt Me 262, подразделение реактивных истребителей названное в честь его командира майора Вальтера Новотны . его сменил майор Антон Хакль На посту командира II . Группа JG 26. [ 58 ] [ Примечание 1 ]
Полет на Мессершмитте Me 262
[ редактировать ]Команда Новотны состояла из трех эскадрилий и базировалась на аэродроме Ахмер . 1-й штабфель возглавил оберлейтенант Пауль Блей, 2-й штабфель - оберлейтенант Альфред Тоймер , а Эдеру было поручено командовать 3-м штабелем . [ 59 ] К концу сентября 1944 года в составе команды Новотны было около 30 Me 262. [ 59 ] Как подразделение, коммандос совершило три боевых вылета с 3 по 24 октября. [ 60 ]

Точное количество воздушных побед, одержанных Эдером на Ме-262, установить сложно, поскольку различные источники предоставляют противоречивые сведения. Хитон и Льюис причисляют его к двум бомбардировщикам B-17, сбитым 4 октября, B-17 (серийный номер 44-8586) из 97-й бомбардировочной группы и B-17 (серийный номер 44-8043) из 2-й бомбардировочной группы - однако эти утверждения весьма сомнительны, поскольку 44-8586 вернулся на базу после частичного катапультирования экипажа над Мюнхеном, а 44-8043 был явным поражением зенитной артиллерии. [ 61 ] По словам Харви, Эдер одержал свою первую воздушную победу на Me 262 6 октября, когда сбил разведывательный самолет Lockheed P-38 Lightning F-5 из 7-й фотографической группы . [ 62 ] Авторы Морган и Уил отдают должное Эдеру за его первую победу на Me 262 13 ноября 1944 года. В этом отчете Эдер выполнил задание с аэродрома Ахмер и столкнулся с P-38. Недооценив скорость сближения, он столкнулся с Р-38. Повреждения его Me 262 были минимальными, а P-38 разбился недалеко от Шляйсхайма . [ 63 ] Не указывая точную дату, Беме указывает, что Эдеру на счету одиннадцать воздушных побед на Me 262 за период с 1 октября 1944 года по 1 января 1945 года, включая победу над P-38, в результате чего его общее количество достигло 64 побед. [ 64 ] Блей погиб в авиакатастрофе 28 октября, когда на его Me 262 A-1 ( Werknummer 110481) отказал двигатель из-за столкновения с птицей во время взлета. [ 65 ] В результате Эдер получил под командование 1-й штабель Новотного командования . [ 66 ]
Новотны был убит в бою 8 ноября, что ознаменовало конец Команды Новотны . [ 67 ] После смерти Новотны Эдер некоторое время возглавлял коммандос , пока он не был переименован в III. Группа Ergänzungs -Jagdgeschwader 2 выведена из боя. [ 68 ] Харви утверждает, что 11 ноября, возглавляя пять Me 262, Эдер захватил два бомбардировщика B-17 и истребитель сопровождения North American P-51 Mustang в бою недалеко от Франкфурта . [ 69 ] 19 ноября пилоты коммандо Новотны сформировали ядро III. Группа Jagdgeschwader (JG 7–7 - 7 й истребительный авиаполк), первое действующее авиаполк реактивных истребителей. [ 70 ] Сейчас базируется на аэродроме Лехфельд , III. Группой командовал майор Эдера Хохаген, бывший штабфелькапитан из JG 51. [ 71 ] Три штаффеля из команды Новотны были переименованы в 9-й, 10-й и 11-й штабель JG 7, а Эдер командовал 9-м штабелем . [ 66 ]
Эдер был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями . 25 ноября 1944 года за около 60 побед [ 72 ] Он был 663-м военнослужащим немецких вооруженных сил, удостоенным такой чести. [ 1 ] 17 января 1945 года Эдер заявил, что B-17 сбит. Этот B-17, возможно, принадлежал 351-й бомбардировочной группе, выполнявшей задание в Падерборне . [ 73 ] [ Примечание 2 ] Эдер, возможно, сбил два истребителя P-47 3 февраля. [ 75 ] 9 февраля во время атаки Восьмой воздушной армии на заводы и транспорт синтетических масел Эдер сбил бомбардировщик B-17. [ 74 ] [ 76 ]
17 февраля Эдер вместе с оберфельдфебелем Гельмутом Цандером и оберфельдфебелем Германом Бюхнером вылетел из Пархима на перехват строя бомбардировщиков. Они перехватили строй бомбардировщиков к югу от Бремена, когда его Me 262 был поражен защитным огнем в левом двигателе, в результате чего двигатель и крыло загорелись. Вынужденный спастись, Эдер ударился головой и ногой о самолет. Его подобрали и доставили в больницу со сломанной ногой и травмами головы. [ 77 ] [ 78 ] После выздоровления Эдер вернулся в III. Группа JG 7 заявила, что 17 апреля 1945 года под Берлином был сбит B-17. [ 79 ] B-17 получил название The Towering Titan и принадлежал 305-й бомбардировочной группе . [ 80 ] По словам Харви, это было его 25-е заявление о полете на Me 262. [ 81 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После Второй мировой войны Эдер стал бизнесменом в Висбадене . [ 82 ] Эдер подружился и подтвердил две воздушные победы, одержанные старшим лейтенантом Урбаном Л. Дрю USAAF из 375-й истребительной эскадрильи . Дрю заявил, что 7 октября 1944 года были сбиты два истребителя Me 262. Эти две воздушные победы в то время не были подтверждены. Эдер, наблюдавший за боем с земли, подтвердил эти два утверждения после войны, в результате чего в мае 1983 года был вручен Крест ВВС . [ 83 ] Эдер умер 11 марта 1986 года в Висбадене. [ 84 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Эдеру на счету 78 воздушных побед. [ 85 ] Обермайер утверждает, что он совершил 572 боевых вылета, из которых 150 - на Мессершмитте Me 262. На Восточном фронте он одержал 10 побед, а на Западном фронте - 68, из которых 36 были четырехмоторными бомбардировщиками. [ 14 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и заявляют, что он одержал 75 воздушных побед. Авторы перечисляют 48 воздушных побед плюс еще десять неподтвержденных заявлений. В эту цифру входят десять претензий на Восточном фронте, более 41 претензии на Западном фронте, в том числе более 23 четырехмоторных бомбардировщиков. Не исключено, что Эдер одержал более 21 победы на Me 262. [ 86 ] По словам Бёме, Эдеру на счету одиннадцати воздушных побед на Me 262 за период с 1 октября 1944 года по 1 января 1945 года, в результате чего его общее количество достигло 64 побед. [ 64 ]
Заявления о победе записывались в ссылку на карту (PQ = Planquadrat ), например «PQ 14 West 4857». Карта-сетка Люфтваффе ( Jägermeldenetz ) охватывала всю Европу, запад России и Северную Африку и состояла из прямоугольников размером 15 и 30 минут широты минут долготы , площадью около 360 квадратных миль (930 км2). 2 ). Затем эти сектора были разделены на 36 меньших частей, чтобы получить площадь локации размером 3 × 4 км (1,9 × 2,5 мили). [ 87 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и - (тире) указывают на неподтвержденные заявления о победе в воздухе, за которые Эдер не получил должного признания.
Это вместе со звездочкой * указывает на Herausschuss (разделительный выстрел) — серьезно поврежденный тяжелый бомбардировщик, вынужденный отделиться от своего боевого ящика, что засчитывалось как воздушная победа.
Вместе с символом & (амперсанд) это указывает на endgültige Vernichtung (окончательное разрушение) — удар, нанесенный уже поврежденному тяжелому бомбардировщику.
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Форсайтом, Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
– 4-я Jagdgeschwader 51 эскадрилья – [ 37 ] Операция Барбаросса - 22 июня - 9 августа 1941 г. | |||||||||
1 | 22 июня 1941 г. | 09:23 | И-16 [ 5 ] | 6 | 13 июля 1941 г. | 10:23? [ Примечание 3 ] | И-16 [ 10 ] | ||
2 | 22 июня 1941 г. | 09:35 | СБ-2 [ 5 ] | 7 | 14 июля 1941 г. | 11:15 | ДБ-3 [ 10 ] | ||
3 | 30 июня 1941 г. | 17:31 | ДБ-3 [ 88 ] | 8 | 26 июля 1941 г. | 18:43 | Он-2 [ 10 ] | ||
4 | 12 июля 1941 г. | 07:45 | Он-2 [ 10 ] | 9 | 31 июля 1941 г. | 08:35 | И-16 [ 10 ] | ||
5 | 13 июля 1941 г. | 10:07 | ДБ-3 [ 10 ] | 10 | 9 августа 1941 г. | 16:50 | И-18 [ 11 ] ? [ Примечание 4 ] | ||
— 7-я эскадрилья Jagdgeschwader 2 « Рихтгофен » — [ 37 ] Западный фронт - декабрь 1942 г. | |||||||||
11 | 30 декабря 1942 г. | 11:55 | Б-17 | PQ 14 Запад 4857 [ 89 ] | |||||
— 7-я эскадрилья Jagdgeschwader 2 « Рихтгофен » — [ 37 ] Западный фронт - 1 января - 15 февраля 1943 г. | |||||||||
12 | 3 января 1943 г. | 11:35 | Б-17 | PQ 14 Запад 3883 [ 24 ] | 14 | 13 февраля 1943 г. | 09:57 | Спитфайр | к северо-западу от Булони [ 24 ] |
13 | 23 января 1943 г. | 13:55 | Б-17 | к востоку от Понтиви [ 24 ] PQ 14 Запад 3978 |
|||||
— 12-я эскадрилья Jagdgeschwader 2 « Рихтгофен » — [ 86 ] Западный фронт - 15 февраля - 5 сентября 1943 г. | |||||||||
— ? [ Примечание 5 ]
|
15 февраля 1943 г. | 14:07 | Б-17 | 23 | 10 июля 1943 г. | 08:28 | Спитфайр | к северо-западу от Фекана [ 29 ] PQ 05 Ост 0015 | |
15 | 8 марта 1943 г. | 14:02 | Спитфайр | Ле Пети-Кевильи [ 29 ] | 24 | 10 июля 1943 г. | 08:32 | Б-17 | к северо-западу от Гавра [ 29 ] PQ 05 Ост 0186 |
16 | 12 марта 1943 г. | 13:05 | Спитфайр | 38 км (24 миль) к северо-западу от Фекана [ 29 ] | 25 | 14 июля 1943 г. | 07:52 | Б-17 | PQ 05 Ost 1077, к востоку от Берка [ 36 ] PQ 05 Ост 1077 |
17 | 28 марта 1943 г. | 13:05 | Б-17 | к северо-западу от Дьеппа [ 29 ] PQ 05 Ост 1887 г. |
— ? [ Примечание 6 ]
|
14 июля 1943 г. | 08:15 | Б-17& | Гуссенвиль [ 36 ] |
18 | 13 мая 1943 г. | 16:35 | П-47 | к западу от Этаплея [ 29 ] PQ 05 Ост 1139 |
26 | 16 июля 1943 г. | 20:25 | Спитфайр | 25 км (16 миль) к западу от устья Соммы [ 36 ] PQ 05 Ост 1172 |
19 | 29 мая 1943 г. | 17:46 | Б-17 | PQ 15 Запад 3072 [ 29 ] PQ 14 Запад 1746 г. |
27 | 30 июля 1943 г. | 10:50 | П-47 | PQ 05 Ост 3225 [ 36 ] PQ 05 Ост 3225 |
20 | 26 июня 1943 г. | 18:02 | Спитфайр | 40 км (25 миль) к северу от Фекана [ 29 ] PQ 05 Ост 0175 |
28 | 30 июля 1943 г. | 11:30? [ Примечание 7 ] | Б-17* | PQ 05 Ост 3211 [ 36 ] PQ 05 Ост 3211 |
21 | 29 июня 1943 г. | 20:39 | Б-17 | к северу от Сен-Валери [ 29 ] PQ 05 Ост 0168 |
29 | 29 августа 1943 г. | —
|
Тайфун | к западу от Эсдена [ 36 ] |
22 | 4 июля 1943 г. | 12:32 | Б-17 | PQ 14 West 0951, Алансон [ 29 ] PQ 05 Ост 0951 |
|||||
— 5-я эскадрилья Jagdgeschwader 2 « Рихтгофен » — Западный фронт - 5 сентября - 5 ноября 1943 г. | |||||||||
30? [ Примечание 8 ] | 6 сентября 1943 г. | 13:25 | Б-17 | 5 км (3,1 мили) к северо-западу от Фекана [ 36 ] | 32? [ Примечание 8 ] | 2 октября 1943 г. | —
|
Спитфайр [ 36 ] | |
31? [ Примечание 8 ] | 8 сентября 1943 г. | 10:40 | Спитфайр | 5 км (3,1 мили) к северо-востоку от Берка [ 36 ] | 33? [ Примечание 8 ] | 3 октября 1943 г. | —
|
Спитфайр | Дьепп [ 36 ] |
– 6-я Jagdgeschwader 1 эскадрилья – [ 90 ] Оборона Рейха - 5 сентября - 5 ноября 1943 г. | |||||||||
34 | 8 апреля 1944 г. | 13:51 | Б-24 | PQ 15 Ost S/EF/EB, к юго-западу от Зальцведеля. [ 91 ] | 39? [ Примечание 9 ] | 22 апреля 1944 г. | 18:56 | П-47 | PQ 05 Ost S/JQ-8, к северу от Хамма [ 92 ] |
35 | 9 апреля 1944 г. | 10:58 | Б-24 | PQ 15 Ost N/SB, Кильский залив [ 91 ] | 40 | 24 апреля 1944 г. | 12:47 | Б-17* | PQ 04 Ost N/AQ/BR, окрестности Страсбурга [ 92 ] |
36 | 9 апреля 1944 г. | 11:10 | П-47 | PQ 15 Ost N/SA/SB, Кильский залив [ 91 ] | 41 | 29 апреля 1944 г. | 10:58 | Б-17 | PQ 15 Ost S/GB-7, к востоку от Брауншвейга [ 92 ] |
37 | 11 апреля 1944 г. | 11:00 | Б-17 | PQ 15 East S/FB, 15 км (9,3 миль) к северу от Фаллерслебена [ 93 ] | 42 | 29 апреля 1944 г. | 11:05 | П-47 | PQ 15 Ost S/HB-1, к юго-востоку от Брауншвейга [ 92 ] |
38 | 13 апреля 1944 г. | 13:40? [ Примечание 10 ] | Б-17 | PQ 05 Ost S/RS, окрестности Дармштадта [ 93 ] | 43 | 8 мая 1944 г. | 09:38 | Б-24 | PQ 05 East S/FS/ET, юго-запад мира [ 94 ] |
– Штаб II группы Jagdgeschwader 1 – [ 90 ] Оборона Рейха - 5 сентября - 5 ноября 1943 г. | |||||||||
44 | 12 мая 1944 г. | 12:18 | Б-24 | PQ 05 S/PO/PN, в районе Эйфеля [ 94 ] | 47 | 19 мая 1944 г. | 13:55? [ Примечание 11 ] | П-47 | PQ 05 Ost S/FT/GT, окрестности Нинбурга [ 95 ] |
45 | 19 мая 1944 г. | 12:45 | Б-24 | PQ 05 Ost S/FQ/FR, окрестности Квакенбрюка [ 95 ] | 48 | 22 мая 1944 г. | 13:10 | П-38 | PQ 15 Ost N/SA/SB, Кильский залив [ 95 ] |
46 | 19 мая 1944 г. | 12:55 | П-47 | PQ 05 Ost S/FT/GT, окрестности Нинбурга [ 95 ] | 49 | 29 мая 1944 г. | 12:35 | Б-17 | PQ 15 Ost S/KJ/KM//MJ/MM, близость Гёрлица / Баутцена [ 96 ] |
— 6-я эскадрилья Jagdgeschwader 26 « Шлагетер» — [ 37 ] Оборона Рейха - 11 августа - 3 сентября 1944 г. | |||||||||
50 | 15 августа 1944 г. | 12:38 | П-47 | Рамбуйе (BD) [ 97 ] | 52 | 17 августа 1944 г. | 11:53 | Спитфайр | Рамбуйе (BC6-BD4) [ 98 ] |
51 | 15 августа 1944 г. | 12:40 | П-47 | Рамбуйе (BD) [ 97 ] | 53 | 17 августа 1944 г. | 11:53 | Спитфайр | Рамбуйе (BC6-BD4) [ 98 ] |
– Тестовая команда 262 – Оборона Рейха - сентябрь - октябрь 1944 г. | |||||||||
? [ Примечание 8 ] | 12 сентября 1944 г. | —
|
Б-17 [ 99 ] | ? [ Примечание 8 ] | 24 сентября 1944 г. | —
|
Б-17 [ 99 ] | ||
? [ Примечание 8 ] | 12 сентября 1944 г. | —
|
Б-17 [ 99 ] | ? [ Примечание 8 ] | 28 сентября 1944 г. | —
|
Б-17 [ 99 ] | ||
? [ Примечание 8 ] | 12 сентября 1944 г. | —
|
Б-17 [ 99 ] | ? [ Примечание 8 ] | 4 октября 1944 г. | —
|
Б-17 [ 99 ] | ||
? [ Примечание 8 ] | 24 сентября 1944 г. | —
|
Б-17 [ 99 ] | ? [ Примечание 8 ] | 4 октября 1944 г. | —
|
Б-17 [ 99 ] | ||
? [ Примечание 8 ] | 24 сентября 1944 г. | —
|
Б-17 [ 99 ] | ||||||
– Командование Новотны – [ 90 ] Оборона Рейха - октябрь - ноябрь 1944 г. | |||||||||
—
|
6 октября 1944 г. | —
|
П-38 [ 99 ] [ 62 ] | —
|
11 ноября 1944 г. | —
|
Б-17 [ 100 ] | ||
—
|
9 ноября 1944 г. | —
|
П-51 [ 101 ] [ 101 ] | —
|
11 ноября 1944 г. | —
|
Б-17 [ 100 ] | ||
—
|
9 ноября 1944 г. | —
|
П-51 [ 101 ] [ 101 ] | —
|
11 ноября 1944 г. | —
|
П-51 [ 102 ] | ||
– 9-я Jagdgeschwader 7 эскадрилья – [ 90 ] Оборона Рейха - январь - февраль 1945 г. | |||||||||
—
|
1 января 1945 г. | —
|
Б-17 | ? [ Примечание 8 ] | 3 февраля 1945 г. | —
|
П-47 [ 103 ] | ||
—
|
1 января 1945 г. | —
|
Б-17 | ? [ Примечание 8 ] | 3 февраля 1945 г. | —
|
П-47 [ 103 ] | ||
—
|
14 января 1945 г. | —
|
Б-17 | ? [ Примечание 8 ] | 9 февраля 1945 г. | —
|
Б-17 | окрестности Берлина [ 104 ] | |
17 января 1945 г. | —
|
Б-17 [ 105 ] | |||||||
– III. Группа Jagdgeschwader 7 – Оборона Рейха - 11 августа - 3 сентября 1944 г. | |||||||||
? [ Примечание 8 ] | 17 апреля 1945 г. | —
|
Б-17 [ 79 ] |
Награды
[ редактировать ]- Железный крест (1939)
- Почетный кубок Люфтваффе 25 июня 1943 года в должности лейтенанта и пилота. [ 34 ] [ Примечание 12 ]
- Немецкий крест в золоте 31 августа 1943 года в должности оберлейтенанта 12./Jagdgeschwader . 2 [ 106 ]
- Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями
Акции
[ редактировать ]1 апреля 1940 года: | Флаг Юнкер (Кадет) [ 1 ] |
1 сентября 1940 г.: | Fähnrich (EnsignПрапорщик [ 1 ] |
1 февраля 1941 года: | Оберфенрих ( старший прапорщик ) [ 1 ] |
1 апреля 1941 года: | Лейтенант (младший лейтенант) [ 1 ] |
1 июля 1943 года: | Первый лейтенант [ 1 ] |
1 июля 1944 года: | Гауптманн (капитан) [ 1 ] |
1 февраля 1945 г.: | Майор (Майор) с возрастом звания, датированным 1 декабря 1944 года. [ 1 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ По словам Форсайта, Эдер уже был переведен в Erprobungskommando 262 в сентябре 1944 года. Это экспериментальное испытательное подразделение позже сформировало ядро Kommando Nowotny . [ 59 ]
- ↑ По мнению Беме, это заявление также могло быть датировано 14 или 17 января. [ 74 ]
- ↑ По заявлению Мэтьюза и Формана в 10:25. [ 37 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявлен как Поликарпов И-16 . [ 37 ]
- ^ Это неподтвержденное утверждение не указано Прином, Стеммером, Родейке и Боком. [ 29 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, это утверждение подтверждается как общая воздушная победа. [ 90 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 11:00. [ 90 ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Это утверждение не указано Мэтьюзом и Форманом. [ 90 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, это утверждение не подтверждено. [ 90 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 13:57. [ 90 ]
- ↑ По заявлению Мэтьюза и Формана в 12:55. [ 90 ]
- ↑ По данным Обермайера от 16 июня 1943 г. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Стокерт 2011 , с. 163.
- ^ Прин и др. 2002 , стр. 55–56.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 266.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б с Прин и др. 2003 , с. 279.
- ^ Прин и др. 2003 , стр. 267, 280.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 267.
- ^ Перейти обратно: а б Томас 1997 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2003 , с. 269.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Прин и др. 2003 , с. 282.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2003 , с. 284.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 11.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 289.
- ^ Перейти обратно: а б с д Обермайер 1989 , с. 70.
- ^ Прин и др. 2004 , с. 283.
- ^ Прин и др. 2004 , с. 209.
- ^ Прин и др. 2010 , с. 485.
- ^ Прин и др. 2004 , стр. 281, 291.
- ^ Спик 1996 , с. 155.
- ^ Форсайт 2011 , с. 13.
- ^ Мусчиано 1982 , с. 80.
- ^ Прин и др. 2010 , стр. 486, 500.
- ^ Прин и др. 2010 , с. 486.
- ^ Перейти обратно: а б с д Прин и др. 2010 , с. 500.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 26.
- ^ Прин и др. 2010 , стр. 455, 466.
- ^ Прин и др. 2010 , стр. 455, 474.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Прин и др. 2010 , с. 474.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 39.
- ^ Прин и др. 2010 , с. 476.
- ^ Прин и др. 2010 , стр. 455–456.
- ^ Прин и др. 2010 , стр. 456, 474.
- ^ Перейти обратно: а б Патцвалл 2008 , с. 71.
- ^ Прин и др. 2010 , стр. 458, 474.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Прин и др. 2010 , с. 475.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мэтьюз и Форман 2014 , с. 262.
- ^ Прин и др. 2010 , с. 466.
- ^ Прин и др. 2010 , с. 482.
- ^ Прин и Родейке 1996 , стр. 788, 791.
- ^ Прин и Родейке 1996 , стр. 835–837.
- ^ Прин и Родейке 1996 , с. 1174.
- ^ Прин и Родейке 1996 , с. 1177.
- ^ Прин и Родейке 1996 , стр. 926–927.
- ^ Прин и Родейке 1996 , стр. 930, 933.
- ^ Прин и Родейке 1996 , стр. 934, 1208.
- ^ Прин и Родейке 1996 , стр. 981, 984.
- ^ Прин и Родейке 1996 , стр. 984, 1183, 1210.
- ^ Уил 2011 , с. 75.
- ^ Прин и Родейке 1996 , стр. 998, 1001.
- ^ Прин и Родейке 1996 , с. 1002.
- ^ Прин и Родейке 1996 , с. 1007.
- ^ Прин и Родейке 1996 , с. 1018.
- ^ Уил 2011 , с. 77.
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 317–318.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 325.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 344.
- ^ Колдуэлл 1998 , с. 363.
- ^ Перейти обратно: а б с Форсайт 2008 , с. 10.
- ^ Форсайт 2008 , с. 13.
- ^ Хитон и Льюис 2012 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Харви 2011 , с. 277.
- ^ Морган и Уил 1998 , стр. 28, 30.
- ^ Перейти обратно: а б Беме 1992 , с. 64.
- ^ Прин и др. 2019 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2019 , с. 11.
- ^ Форсайт 2008 , стр. 14–15.
- ^ Морган 1994 , с. 98.
- ^ Харви 2011 , стр. 278–279.
- ^ Морган и Уил 1998 , с. 30.
- ^ Форсайт 2008 , с. 17.
- ^ Уил 2011 , с. 81.
- ^ Смит и Крик 2000 , с. 552.
- ^ Перейти обратно: а б Беме 1992 , с. 83.
- ^ Смит и Крик 2000 , с. 560.
- ^ Смит и Крик 2000 , с. 566.
- ^ Бёме 1992 , с. 102.
- ^ Форсайт 2008 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Форсайт 2008 , с. 105.
- ^ Морган 1994 , с. 118.
- ^ Харви 2011 , с. 348.
- ^ Симс 1980 , с. 190.
- ^ Боуман 2009 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с Шерцер 2007 , с. 288.
- ^ Забецкий 2015 , стр. 574.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз и Форман, 2014 , стр. 262–263.
- ^ Планквадрат .
- ^ Прин и др. 2003 , с. 280.
- ^ Прин и др. 2004 , с. 291.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мэтьюз и Форман 2014 , с. 263.
- ^ Перейти обратно: а б с Прин и Родейке 1996 , с. 1205.
- ^ Перейти обратно: а б с д Прин и Родейке 1996 , с. 1207.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и Родейке 1996 , с. 1206.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и Родейке 1996 , с. 1208.
- ^ Перейти обратно: а б с д Прин и Родейке 1996 , с. 1209.
- ^ Прин и Родейке 1996 , с. 1210.
- ^ Перейти обратно: а б Колдуэлл 1998 , с. 324.
- ^ Перейти обратно: а б Колдуэлл 1998 , с. 326.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хитон и Льюис 2012 , с. 266.
- ^ Перейти обратно: а б Харви 2011 , с. 278.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хитон и Льюис 2012 , с. 267.
- ^ Харви 2011 , с. 279.
- ^ Перейти обратно: а б Форсайт 2008 , стр. 32–33.
- ^ Форсайт 2008 , с. 34.
- ^ Форсайт 2008 , с. 27.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 97.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 169.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 92.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] . «Веб-сайт Бергстрема Черного Креста / Красной Звезды» . Идентификация Планквадрата Люфтваффе . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 года . Проверено 18 марта 2020 г.
- Бёме, Манфред (1992). JG 7 Первый в мире реактивный истребитель, 1944/1945 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing . ISBN 978-0-88740-395-8 .
- Боуман, Мартин В. (2009). Истребительные базы времен Второй мировой войны Истребительное командование ВВС США 8-й армии USAAF, 1943–45: эскадрильи P-38 Lightning, P-47 Thunderbolt и P-51 Mustang в Восточной Англии, Кембриджшире и Нортгемптоншире . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1-78340-916-7 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1998). Военный дневник JG 26: Том второй, 1943–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-898697-86-2 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форсайт, Роберт (2008). Jagdgeschwader 7 «Новотны» . Авиационные элитные подразделения. Том. 29. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-320-9 .
- Форсайт, Роберт (2011). Асы Люфтваффе Вьермо 1942–45 . Самолет асов. Том. 101. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84908-438-3 .
- Харви, Джеймс (2011). Воздушные акулы: Вилли Мессершмитт и как он построил первый в мире действующий реактивный истребитель . Хавертаун, Пенсильвания: Издательство Casemate Publishers . ISBN 978-1-61200-023-7 .
- Хитон, Колин; Льюис, Энн-Мари (2012). Me 262 Stormbird: от пилотов, которые летали, сражались и выжили . Миннеаполис, Миннесота: Zenith Imprint. ISBN 978-0-76034-263-3 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2014). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 1 A–F . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-18-9 .
- Морган, Хью (1994). Я 262: Восхождение грозовой птицы . Оксфорд: Osprey Aerospace. ISBN 978-0-87938-965-9 .
- Морган, Хью; Уил, Джон (1998). Немецкие реактивные асы Второй мировой войны . Самолет асов. Том. 17. Оспри Паблишинг . ISBN 978-1-85532-634-7 .
- Мусчиано, Уолтер (1982). Мессершмитт Асы . Нью-Йорк: Арх. ISBN 978-0-668-04887-3 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и владельцы, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Патцвалл, Клаус Д. (2008). за выдающиеся достижения в Почетный кубок воздушной войне (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-08-3 .
- Прин, Йохен; Родейке, Питер (1996). обороне Рейха с 1939 по 1945 год — Часть 2 — 1944] . Jagdgeschwader 1 и 11 — Операции по (на немецком языке) Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-24-3 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/II — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ II — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-64-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 6/I — Операция «БАРБАРОССА» — Операция на Востоке — 22 июня. по 5 декабря 1941 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. — Часть 6/I — Операция «БАРБАРОССА» — Действия на Востоке — 22 июня — 5 декабря 1941 г. ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-69-4 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2004). Летчики-истребители ВВС Германии с 1934 по 1945 год. Часть 7. Национальная оборона. 1. Январь — 31 декабря 1942 г. — Операция на Западе — 1. - 31 декабря 1942 года . Январь Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-73-1 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2010). Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 год - Часть 10/IV - Действия на Западе - с 1 января по 31 декабря 1943 года ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-92-2 .
- Прин, Йохен; Балке, Ульф; Штеммер, Герхард; Бок, Винфрид (2019). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 13/V — Операции по обороне Рейха и на Западе — 1.1. по 31 декабря 1944 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. — Часть 13/V — Действия при обороне Рейха и на Западе — с 1 января по 31 декабря 1944 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-942943-21-5 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 года 1939 года из состава армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Шерцерс Милтаер-Верлаг. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Симс, Эдвард Х. (1980). Тактика и стратегия истребителей 1914–1970 гг . Фоллбрук, Калифорния: издатель Aero. ISBN 978-0-8168-8795-8 .
- Смит, Дж. Ричард; Крик, Эдвард Дж. (2000). Я 262 . Том. три. Хершам: Классические публикации. ISBN 978-1-903223-00-0 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN 978-0-8041-1696-1 .
- Стокерт, Питер (2011). Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 7 [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 7 ] (на немецком языке). Том 7 (2-е изд.). Бад-Фридрихсхалль, Германия: Панорамный вид Фридрихсхалла. OCLC 76072662 .
- Томас, Франц (1997). Носители ( дубовых листьев 1939–1945 Том 1: А – К на немецком языке). Оснабрюк, Германия: Biblio-Verlag. ISBN 978-3-7648-2299-6 .
- Уил, Джон (2011). Fw 190 Асы обороны Рейха . Самолет асов. Том. 92. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-482-4 .
- Забекки, Дэвид Т. , изд. (2015). Вторая мировая война в Европе . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-135-81242-3 .