Герман Бюхнер (пилот)
Герман Бюхнер | |
---|---|
Рожденный | Зальцбург , Первая Австрийская Республика | 30 октября 1919 г.
Умер | 1 декабря 2005 г. Хёршинг , Австрия | (86 лет)
Верность | Первая Австрийская Республика Федеральная земля Австрия Нацистская Германия Австрия |
Услуга/ | ‹См. Тфд › ВВС Австрийские ВВС |
Лет службы | 1937–1945 1955–1979 |
Классифицировать | Лейтенант ( Вермахт ) Полковник ( Федеральная армия ) |
Единица | ИК 1 , ИК 2 , ИК 7 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Рыцарский крест Железного креста |
Герман Бюхнер австрийского происхождения Люфтваффе (30 октября 1919 — 1 декабря 2005) — военный летчик во время Второй мировой войны , ас-истребитель, на счету которого 58 сбитых самолетов противника. Летающий ас или ас-истребитель — это военный летчик, сбивший пять или более самолетов противника в ходе воздушного боя. [ 1 ] Всего на счету Бюхнера 46 уничтоженных танков и 58 воздушных побед, в том числе 12 на реактивном истребителе Ме-262 . [ 2 ] заявлено в 631 боевом вылете. После Второй мировой войны он стал офицером австрийских ВВС .
Бюхнер родился в Зальцбурге и поступил на службу в австрийские ВВС в 1937 году, а затем перешел в Люфтваффе после аншлюса в 1938 году. После службы в различных учебных подразделениях он совершил свои первые боевые вылеты в составе Schlachtgeschwader 1 (SG 1–1-е штурмовое авиакрыло) на на Восточном фронте во время битвы за Керченский полуостров в 1942 году. После своего 500-го боевого вылета, на счету которого на тот момент было 13 воздушных побед, он был номинирован на Рыцарский крест Железного креста , который был вручен ему 20 июля 1944 года. В конце В 1944 году он прошел обучение на реактивном истребителе Me 262 и позже был направлен в Jagdgeschwader 7 (JG 7–7-й истребительный авиаполк).
В 1955 году Бюхнер поступил на службу в австрийские ВВС в качестве инструктора и офицера. Он вышел на пенсию в 1979 году и умер 1 декабря 2005 года в Хёршинге , Австрия.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Бюхнер родился 30 октября 1919 года в Зальцбурге , в то время в Первой Австрийской республике . В 1937 году он вступил в Luftstreitkräfte (ВВС Австрии). После аншлюса в марте 1938 года, насильственного присоединения Австрии к нацистской Германии, Бюхнер был переведен в Люфтваффе (ВВС нацистской Германии). Получив образование пилота, он затем служил инструктором в различных учебных подразделениях Люфтваффе. [ 3 ] [ Примечание 1 ] Первоначально он служил в 22-м Fliegerausbildungs-Regiment (22-м учебном полку авиаторов), а затем в Flugzeugführerschule (See) 2 (2-я школа морских пилотов) в Пютнице, современной части Рибниц-Дамгартена . Затем его направили в Jagdfliegerschule (школу летчиков-истребителей) в Вернойхене , где он служил в составе 1. Staffel (1-я эскадрилья) со 2 июня по 1 ноября 1941 года. [ Примечание 2 ] 2 ноября 1941 года Бюхнер был переведен в Schlacht-Lehr-Erzganzungsgruppe в Липпштадте , дополнительное учебное подразделение Lehrgeschwader 2 (LG 2 — 2-е демонстрационное крыло). [ 5 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу, 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу . В феврале 1942 года его бывшая учебная часть была переименована и стала 8. Staffel (8-я эскадрилья) Schlachtgeschwader 1 (SG 1—1-е штурмовое крыло), передовой штурмовой части, отправленной на Восточный фронт . [ 5 ] Бюхнера 8. Staffel был оснащен истребителями Messerschmitt Bf 109 E. [ 6 ] 7 мая 1942 года Бюхнер совершил свой первый боевой вылет в битве на Керченском полуострове . При этом подразделение, которое в конце 1943 года было переработано и вошло в состав II. Группа (2-я группа) Schlachtgeschwader 2 «Immelmann» (SG 2 — 2-й штурмовой авиаполк) Бюхнера воевала на Крымском полуострове , во время Сталинградской битвы и в Румынии . [ 5 ]
Бюхнер записал свой 300-й боевой вылет 27 августа 1943 года. [ 7 ] его 500-й день состоялся 4 марта 1944 года. После своего 500-го боевого вылета, на счету которого на тот момент было 13 воздушных побед, он был номинирован на Рыцарский крест Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ). С 1 июня 1944 года по 1 августа 1944 года Бюхнер был назначен штабфельфюрером (исполняющим обязанности командира эскадрильи) 4-го штабеля (4-й эскадрильи) SG 2. [ 5 ] Будучи летчиком-штурмовиком 6-й эскадрильи SG 2, Бюхнеру приписывают уничтожение 46 танков. [ 8 ] 20 июля 1944 года Бюхнер был награжден Рыцарским крестом Железного креста. На тот момент на его счету 46 воздушных побед, в том числе бомбардировщик Боинг B-17 над Румынией. [ 9 ] и 46 уничтоженных танков, уничтоженных в более чем 600 боевых вылетах. Презентацию провел оберст (полковник) Альфред Друшель . [ 10 ]
Полет на Мессершмитте Me 262
[ редактировать ]Затем Бюхнер некоторое время служил в Schlachtflieger-Ergänzungsgruppe 154 в Проснице, современный Простеёв в Чехии , а затем 15 октября 1944 года его перевели на авиабазу Лехфельд для переподготовки на реактивный истребитель Messerschmitt Me 262 . [ 5 ] Свой первый боевой вылет он совершил на Me 262 26 ноября 1944 года и заявил, что P-38 Lightning сбил . P-38 F-5 (рабочий номер 43-28619) принадлежал ВВС США (USAAF) 22-й фоторазведывательной эскадрилье и пилотировался младшим лейтенантом Ирвином Дж. Рики, который спасся с парашютом и стал военнопленным . [ 11 ] Он совершил еще 19 вылетов с III. Группа Jagdgeschwader 7 (JG 7–7-й истребительный авиаполк) на Me 262 заявила о сбитых еще одиннадцати самолетах. [ 12 ] 18 января 1945 года Бюхнер женился на медсестре Красного Креста Кете. [ 13 ] 22 февраля 1945 года Бюхнер в сопровождении своего ведомого оберфенриха Хайнца Рассела во время перехвата бомбардировщиков подвергся атаке истребителей P-51 из 352-й , 363-й и 364-й истребительной группы . В этом бою Бюхнер сбил и убил лейтенанта Фрэнсиса Рэдли из 364-й истребительной группы. [ 14 ] [ 15 ] 20 и 22 марта 1945 года Бюхнер забрал по одному бомбардировщику B-17 Восьмой воздушной армии ВВС США . [ 16 ] 31 марта 1945 года он заявил, что «Авро Ланкастер» . сбит бомбардировщик [ 17 ] 31 марта 428 бомбардировщиков «Ланкастер» и «Хэндли Пейдж Галифакс» из Королевских ВВС (RAF) группы № 1 и Королевских ВВС Канады группы № 6 атаковали загоны для подводных лодок и авиационный завод Blohm + Voss в Гамбурге. Бомбардировщики должны были сопровождать истребители RAF P-51, но им не удалось встретиться в Нидерландах. Атаку перехватили 30 истребителей Ме 262 из I и III. Группа JG 7 отправлена 2-й Jagd-дивизией (2-я истребительная дивизия). [ 18 ] [ 19 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Бюхнер в течение двух лет после Второй мировой войны служил наблюдателем в метеорологической службе американских оккупационных войск. Он помог основать Аэроклуб Зальцбурга и работал летным инструктором в планерной школе Целль-ам-Зее . Австрия восстановила свою политическую автономию в 1955 году, и Бюхнер присоединился к недавно появившимся австрийским ВВС в качестве летного инструктора и офицера. Бюхнер был одним из первых пилотов, прошедших обучение на британском DH 115 «Вампир» , а затем на шведском Saab J-29 . Он служил техническим офицером в Jagdbomber-Schulstaffel (учебной эскадрилье штурмовиков) в Граце под командованием майора Карла «Чарли» Блекля . Получив звание оберстлейтенанта и штабного офицера Jagdbombergeschwader 1 и одновременно заместив командира оберста Блекля, в 1979 году он был назначен командиром аэродрома Линц - Хёршинг . Год спустя Бюхнер ушел с действительной службы. [ 12 ] Бюхнер умер 1 декабря 2005 года в возрасте 86 лет в Хёршинге в округе Линц-Ланд , Австрия. [ 20 ]
Публикации
[ редактировать ]- Бюхнер, Герман (2008) « Грозовая птица » Манчестер, Великобритания: Crecy Classic ISBN 978-0-85979-140-3
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Бюхнер совершил 631 боевой вылет, из них 215 на Messerschmitt Bf 109 E, 396 на Focke-Wulf Fw 190 и 20 на Messerschmitt Me 262. Он был сбит пять раз, включая два катапультирования с парашют и был дважды ранен. На счету Бюхнера 58 воздушных побед: 46 на Восточном фронте и 12 на Ме-262 при обороне Рейха . Как летчику-штурмовику на его счету уничтожение 46 танков и одного бронепоезда . [ 5 ] [ 21 ]
Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Бюхнеру на счету 58 воздушных побед. [ 22 ] Морган и Уил также перечисляют на его счету 58 воздушных побед, 12 из которых на самолете Me 262. [ 23 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовав Федеральные архивы Германии , утверждают, что он одержал 58 воздушных побед. Эта цифра включает 45 претензий на Восточном фронте и 13 претензий на Западном фронте. Бюхнер одержал 12 побед на Me 262, включая более десяти четырехмоторных бомбардировщиков. [ 24 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и ? (знак вопроса) указывает на неточности в информации, перечисленные Беме, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
– 8-я эскадрилья эскадрильи 1-й боевой – [ 25 ] Восточный фронт - август 1943 г. | |||||||||
1 | 9 августа 1943 г. | 11:30~ | Ил-2 мГн [ Примечание 3 ] | окрестности Варваровки | 3 | 29 августа 1943 г. | 08:40~ | Ил-2 мГн [ Примечание 3 ] | окрестности Сталино - Север |
2 | 9 августа 1943 г. | 18:10~ | Ил-2 мГн [ Примечание 3 ] | окрестности Варваровки | |||||
– 6-я эскадрилья эскадрильи 2-й боевой – [ 24 ] Восточный фронт - октябрь 1943 г. - июнь 1944 г. | |||||||||
4 | 21 октября 1943 г. | 10:00~ | Р-5 | 26 | 7 мая 1944 г. | 10:40~ | Yak-9 | окрестности Херсонеса | |
5 | 24 октября 1943 г. | 12:00 | Р-5 | vicinity of Кировоград | 27 | 7 мая 1944 г. | 10:40~ | Yak-9 | окрестности Херсонеса |
6 | 28 октября 1943 г. | 06:30 | Бостон | vicinity of Кировоград | 28 | 7 мая 1944 г. | 16:25~ | П-39 | окрестности Херсонеса |
7 | 28 октября 1943 г. | 08:35 | У-2 | vicinity of Кировоград | 29 | 7 мая 1944 г. | 16:25~ | Yak-9 | окрестности Херсонеса |
8 | 29 октября 1943 г. | 15:00 | П-39 | vicinity of Кировоград | 30 | 8 мая 1944 г. | 18:30~ | Yak-9 | окрестности Херсонеса |
9 | 6 ноября 1943 г. | 14:40 | Ил-2 мГн [ Примечание 3 ] | 31 | 9 мая 1944 г. | 11:10~ | Ил-2 | окрестности Херсонеса | |
10 | 6 ноября 1943 г. | 14:45 | Ил-2 мГн [ Примечание 3 ] | 32 | 9 мая 1944 г. | 11:10~ | Yak-9 | окрестности Херсонеса | |
11 | 12 февраля 1944 г. | 08:40 | Yak-9 | 33 | 9 мая 1944 г. | 13:15~ | Yak-9 | окрестности Херсонеса | |
12 | 25 февраля 1944 г. | 11:23 | П-39 | 34 | 30 мая 1944 г. | 14:55 | Yak-9 | ||
13 | 2 марта 1944 г. | 09:40 | Yak-9 | 35 | 30 мая 1944 г. | 15:05 | Ил-2 | ||
14 | 18 апреля 1944 г. | 13:00~ | Ил-2 | окрестности Херсонеса | 36 | 30 мая 1944 г. | 15:08 | Ил-2 | |
15 | 22 апреля 1944 г. | 17:05~ | Он-2 | окрестности Херсонеса | 37 | 31 мая 1944 г. | 06:40 | П-39 | |
16 | 22 апреля 1944 г. | 17:00~ | Yak-9 | окрестности Херсонеса | 38 | 31 мая 1944 г. | 14:55 | Ил-2 | |
17 | 23 апреля 1944 г. | 14:10~ | Yak-9 | окрестности Херсонеса | 39 | 1 июня 1944 г. | 13:30 | П-39 | |
18 | 23 апреля 1944 г. | 14:10~ | Ил-2 | окрестности Херсонеса | 40 | 4 июня 1944 г. | 08:55 | Yak-9 | |
19 | 24 апреля 1944 г. | 15:20~ | Ил-2 | окрестности Херсонеса | 41 | 4 июня 1944 г. | 15:00 | Ил-2 | |
20 | 26 апреля 1944 г. | 14:25~ | Ил-2 | окрестности Херсонеса | 42 | 5 июня 1944 г. | 13:50 | Ил-2 | |
21 | 5 мая 1944 г. | 08:10~ | Бостон | окрестности Херсонеса | 43 | 5 июня 1944 г. | 13:53 | Ил-2 | |
22 | 5 мая 1944 г. | 11:30~ | Бостон | окрестности Херсонеса | 44 | 5 июня 1944 г. | 16:48 | Ил-2 | |
23 | 6 мая 1944 г. | 11:50~ | Ил-2 | окрестности Херсонеса | 45 | 5 июня 1944 г. | 16:50 | Ил-2 | |
24 | 6 мая 1944 г. | 11:50~ | Ил-2 | окрестности Херсонеса | 46 | 23 июня 1944 г. | 09:50 | Б-17 | окрестности Бухареста |
25 | 6 мая 1944 г. | 16:00~ | Yak-9 | окрестности Херсонеса | |||||
– 9-я Jagdgeschwader 7 эскадрилья – [ 26 ] Оборона Рейха - ноябрь 1944 г. - февраль 1945 г. | |||||||||
47 | 26 ноября 1944 г. | 12:15 | П-38 [ 27 ] | возле Шпессара | 48 | 22 февраля 1945 г. | 12:20~ | П-51 | окрестности Стендаля [ 28 ] |
- 10-я Jagdgeschwader 7 эскадрилья - [ 26 ] Оборона Рейха - март - апрель 1945 г. | |||||||||
49 | 20 марта 1945 г. | 12:15 | Б-17? [ Примечание 4 ] | к северо-западу от Гамбурга | 51 | 25 марта 1945 г. | —
|
Б-24 [ 30 ] | |
50 | 22 марта 1945 г. | —
|
Б-17 [ 31 ] | 52 | 31 марта 1945 г. | —
|
Ланкастер [ 17 ] |
Награды
[ редактировать ]- Почетный кубок Люфтваффе 5 фельдфебеля октября 1942 года в должности и пилота. [ 32 ] [ Примечание 5 ]
- Передняя летающая застежка Люфтваффе в золоте [ 6 ]
- Железный крест (1939 г.) 2-й и 1-й степени. [ 6 ]
- Немецкий крест в золоте 17 октября 1943 года в роли фельдфебеля в 6./ Schlachtgeschwader 1. [ 34 ]
- Рыцарский крест Железного креста 20 июля 1944 года в звании оберфельдфебеля и пилота 6./ Schlachtgeschwader 2 "Иммельманн". [ 35 ] [ Примечание 6 ]
- Серебряная и золотая награда за заслуги перед Австрийской Республикой [ 12 ]
Герман Бюхнер был номинирован на Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями. Номинация не рассматривалась до окончания Второй мировой войны в Европе . [ 33 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Летная подготовка в Люфтваффе проходила через уровни A1, A2 и B1, B2, называемые летной подготовкой A/B. Обучение включало теоретические и практические занятия по высшему пилотажу, навигации, полетам на дальние расстояния и посадкам на мертвую штангу. Курсы B включали высотные полеты, полеты по приборам, ночные посадки и обучение управлению самолетом в сложных ситуациях. [ 4 ]
- ^ Для объяснения обозначений подразделений Люфтваффе см. Организация Люфтваффе во время Второй мировой войны .
- ^ Jump up to: а б с д и Буква «mH» относится к самолету Ил-2 с задним стрелком ( mit Heckschütze ).
- ↑ По словам Беме, Бюхнер утверждал, что повредил B-17. [ 29 ]
- ^ По данным Обермайера от 2 октября 1942 г. [ 33 ]
- ↑ По словам Шерцера в II./SG 2 «Иммельманн». [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Спик 1996 , стр. 3–4.
- ^ Забецкий 2015 , стр. 574.
- ^ Бергер и Хабисон 2003 , с. 33.
- ^ Bergström, Antipov & Sundin 2003 , p. 17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Обермайер 1976 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б с Бергер и Хабисон 2003 , с. 34.
- ^ Уил 1998 , с. 39.
- ^ Форсайт 2008 , с. 23.
- ^ Стаут 2012 , с. 290.
- ^ Уил 2003 .
- ^ Хитон и Льюис 2012 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б с Бергер и Хабисон 2003 , с. 35.
- ^ Боуман 2016 , с. 234.
- ^ Харви 2011 , с. 315.
- ^ Форсайт 2019 , с. 81.
- ^ Хитон и Льюис 2012 , стр. 144–145.
- ^ Jump up to: а б Хитон и Льюис 2012 , с. 273.
- ^ Смит и Крик 2000 , с. 638.
- ^ Форсайт 2011 , стр. 87–88.
- ^ Jump up to: а б Шерцер 2007 , с. 249.
- ^ Диксон 2023 , с. ix.
- ^ Забецкий 2014 , стр. 1618.
- ^ Морган и Уил 1998 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман, 2014 , стр. 167–168.
- ^ Мэтьюз и Форман 2014 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман 2014 , с. 168.
- ^ Хитон и Льюис 2012 , с. 267.
- ^ Бёме 1992 , с. 104.
- ^ Бёме 1992 , с. 120.
- ^ Хитон и Льюис 2012 , с. 272.
- ^ Хитон и Льюис 2012 , с. 271.
- ^ Патцвалл 2008 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Обермайер 1989 , с. 96.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 65.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 148.
Библиография
[ редактировать ]- Бергер, Флориан; Хабисон, Кристиан (2003). Рыцарские крестоносцы в австрийских вооруженных силах 1955–1985 [ Рыцарские крестоносцы австрийских вооруженных сил 1955–1985 ] (на немецком языке). Вена, Австрия: Самостоятельная публикация Флориана Бергера. ISBN 978-3-9501307-2-0 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] ; Антипов, Влад; Сундин, Клаас (2003). Граф и Гриславски – Пара тузов . Гамильтон МТ: Eagle Editions. ISBN 978-0-9721060-4-7 .
- Бёме, Манфред (1992). JG 7 Первый в мире реактивный истребитель, 1944/1945 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing . ISBN 978-0-88740-395-8 .
- Боуман, Мартин (2016). Немецкие ночные истребители против бомбардировочного командования, 1943–1945 гг . Барнсли, Южный Йоркшир: Авиация «Перо и меч» . ISBN 978-1-4738-4979-2 .
- Диксон, Джереми (2023). Дневные асы-истребители Люфтваффе: кавалеры Рыцарского креста 1943–1945 гг . Барнсли: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-39903-073-1 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форсайт, Роберт (2008). Jagdgeschwader 7 «Новотны» . Издательство Оспри . ISBN 978-1-84603-320-9 .
- Форсайт, Роберт (2011). Асы Люфтваффе Вьермо 1942–45 . Самолет асов. Том. 101. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84908-438-3 .
- Форсайт, Роберт (2019). Me 262 против P-51 Mustang: Европа 1944–45 . Издательство Блумсбери . ISBN 978-1-4728-2956-6 .
- Харви, Джеймс (2011). Воздушные акулы: Вилли Мессершмитт и как он построил первый в мире действующий реактивный истребитель . Хавертаун, Пенсильвания: Издательство Casemate Publishers . ISBN 978-1-61200-023-7 .
- Хитон, Колин; Льюис, Энн-Мари (2012). Me 262 Stormbird: от пилотов, которые летали, сражались и выжили . Миннеаполис, Миннесота: Zenith Imprint. ISBN 978-0-76034-263-3 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2014). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 1 A–F . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-18-9 .
- Морган, Хью; Уил, Джон (1998). Немецкие реактивные асы Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 1-85532-634-5 .
- Обермайер, Эрнст (1976). Рыцарские крестоносцы Люфтваффе 1939–1945, том II Stuka- und Schlachtflieger [ Рыцарские крестоносцы Люфтваффе, 1939–1945, том II, пикирующие бомбардировщики и штурмовики ] (на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-021-3 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и владельцы, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Патцвалл, Клаус Д. (2008). за выдающиеся достижения в Почетный кубок воздушной войне (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-08-3 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных войск с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Смит, Дж. Ричард; Крик, Эдвард Дж. (2000). Я 262 . Том. Три. Берджесс Хилл: Классические публикации. ISBN 978-1-903223-00-0 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN 978-0-8041-1696-1 .
- Стаут, Джей А. (2012). Истребительная группа: 352-я «Синеносые ублюдки» во Второй мировой войне . Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books . ISBN 978-0-8117-4867-4 .
- Уил, Джон (1998) [1995]. Focke-Wulf Fw 190 Асы Русского фронта . Самолет асов. Том. 6. Лондон, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-85532-518-0 .
- Уил, Джон (2003). Боевые группы Люфтваффе . Авиационные элитные подразделения. Том 13. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-608-9 .
- Забекки, Дэвид Т. , изд. (2014). Германия в войне: 400 лет военной истории . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN 978-1-59884-981-3 .
- Забекки, Дэвид Т. (2015). Вторая мировая война в Европе: Энциклопедия . Лондон, Великобритания: Routledge Taylor & Francisco Group . ISBN 978-1-135-81242-3 .