Карл-Хайнц Шнелл
Карл-Хайнц Шнелл | |
---|---|
Рожденный | Германия | 10 января 1915 г.
Умер | 13 марта 2013 г. [ 1 ] Коста-Рика | (98 лет)
Верность | ![]() |
Услуга/ | ВВС |
Лет службы | 1936–45 |
Классифицировать | Майор (майор) |
Единица | Ягдгешвадер 20 Ягдгешвадер 51 Охотничье объединение 44 |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Рыцарский крест Железного креста |
Карл-Хайнц Шнелл [ 2 ] (10 января 1915 — 13 марта 2013) — немецкий Люфтваффе ас , кавалер Рыцарского креста Железного креста во время Второй мировой войны . Для летчиков-истребителей это было измеримым показателем мастерства и успеха. Шнеллу приписывают 72 воздушные победы в более чем 500 боевых вылетах. [ 3 ]
Военная карьера
[ редактировать ]В начале войны лейтенант Карл-Хайнц «Буби» Шнелл был прикомандирован к I. 71 ( группе Jagdgeschwader JG 71–71-й истребительный авиаполк). [ 4 ] независимая истребительная группа. Когда 1 ноября 1939 года это подразделение было помечено для включения в состав Jagdgeschwader 51 (JG 51–51-й истребительный авиаполк), его перевели в недавно сформированный 3./JG 20, который сам по себе входил в независимую истребительную группу, но также был прикомандирован к JG 51.
В начале кампании на западе, в мае 1940 года, I./JG 20 встретила очень небольшое сопротивление с воздуха, прикрывая наступление в Голландию, а затем в Бельгию. Вместо этого все внимание было сосредоточено на драматическом прорыве на юг. Действительно, только в день переброски подразделения на аэродромы в Генте , 29 сентября, против эвакуации союзников в Дюнкерке , Шнелл одержал свою первую победу - британский ВВС « Спитфайр » . Остальная часть французской кампании прошла очень тихо (вторая победа состоялась 11 июня), когда JG 51 двинулся на запад вдоль французского побережья. Но поскольку большинство других истребительных подразделений были отправлены домой на отдых перед ожидаемыми сражениями с Королевскими ВВС, JG 51 (и I./JG 20) остались на дежурстве над Ла-Маншем . Это не была тихая передышка, а принесла Шнеллу еще три победы в течение следующих недель.
В июле и августе последовал период отпуска. 4 июля I. Gruppe JG 20 была переименована и стала III. Группа JG 51. В результате 3-й штаб JG 20 стал 9-м штабом JG 51. [ 5 ] По возвращении, когда битва приблизилась к апогею, он быстро приступил к наверстыванию упущенного времени, удвоив свой счет до восьми за следующие напряженные две недели, а также получив повышение до оберлейтенанта .
Командир эскадрильи
[ редактировать ]30 сентября 1940 года Шнелл был назначен Staffelkapitän (командиром эскадрильи) 9-го Staffel JG 51. Таким образом, он заменил оберлейтенанта Арнольда Лигница , которому было поручено командование III. Группа Jagdgeschwader ( JG 54 54–54-й истребительный авиаполк). [ 6 ] 14 ноября у его Мессершмитта Bf 109 E-4 ( Werknummer 4096 — заводской номер) отказал двигатель, и он упал в море. [ 7 ] Позже он был спасен Seenotdienst службой Люфтваффе , воздушно-морской спасательной . [ 8 ]
После этого стало очевидно, что битву выиграть невозможно, и поэтому операции были свернуты. Шнелл одержал лишь единственную победу (25 октября) за следующие девять месяцев на фронте под Ла-Маншем, пока его подразделение не было окончательно выведено в Рейх в мае 1941 года.
Операция Барбаросса
[ редактировать ]Однако это была лишь короткая стоянка, прежде чем ее перевели на авиабазы к востоку от Варшавы для предстоящей операции «Барбаросса» — вторжения в Советский Союз. Шнелл одержал свои первые воздушные победы 24 июня, сбив семь бомбардировщиков в трех вылетах, что сделало его « асом дня ». впервые [ 9 ] когда JG 51 в общей сложности одержал 82 победы. [ 10 ] К тому времени, как 30 июня JG 51 стал первым гешвадером , одержавшим 1000 побед в войне, собственный счет Шнелла возрос до 22.
Вскоре Шнелл стал одним из лучших бомбардиров III./JG 51, достигнув к концу июля 31-го гола. В знак признания этого 1 августа он был награжден Рыцарским крестом Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ), став четвертым в своей группе, удостоенным такой чести. Когда 7 сентября коллективный итог JG 51 достиг 2000 побед в разгар Смоленской битвы (удвоился менее чем за десять недель), личный счет Шнелла поднялся до 38. В оставшуюся часть года, когда погода ухудшилась, его подразделение воевало в крупное окружение Киева , а затем неудавшееся наступление на Москву .
20 августа он был сбит на своем Bf 109 F-2 ( Werknummer 12973). Раненный в бою, после выздоровления он был переведен в Ergänzungsgruppe JG 51, подразделение дополнительной подготовки, базировавшееся во Франции. Командование 9-й штаффельной дивизией было передано оберлейтенанту Готфриду Шлитцеру. [ 11 ] В мае 1942 года Шнелл был переведен из Ergänzungsgruppe JG 51 в штаб III. Группа JG 51 до того, как его перевели во II. Группа . Когда 22 мая оберлейтенант Ганс Стрелов , командир 5-го штаффеля , был сбит в тылу врага, Шнелл получил командование штаффелем . 1 июня [ 12 ]
Восточный фронт
[ редактировать ]Хотя II./JG 51 прикрывал очень стабильную часть фронта (он базировался в Брянске с января по август 1942 года), все же бывали спорадические периоды интенсивной активности авиации, поскольку Советы проводили наступления, чтобы отвлечь и лишить поддержки своих войск. развал южного фронта. Шнелл продолжал забивать; он одержал семь побед за один день (5 июля), что привело его к 52 победам. Еще шесть (или пять) [ 13 ] ) побед 2 августа довели его счет до 58 побед.
Вскоре после этого, 8 августа, теперь уже в звании гауптмана , его командира с ноября 1940 года, который долгое время служил ему (капитана), он был назначен командиром своего бывшего подразделения III./JG 51, сменив на этом посту Рихарда Лепплу , и который был тяжело ранен. Базируясь в Новодугино , прямо к западу от Москвы, он сразу же вступил в ожесточенные бои за господство в воздухе над Ржевским выступом. Вынужденный дважды в месяц спасаться, он позже отмечал:
«Когда я спускался на парашюте в чудесной тишине, я думал о тех, кто был дома. Вернувшись домой, мои родители к тому времени спокойно выпили воскресный утренний кофе». [ 14 ]
Теперь, когда он обременен административными обязанностями командования, боевые возможности стали более ограниченными после его 65-й победы в конце сентября. За время своего пребывания в должности он был награжден крестом Немецким золотым ( Deutsches Kreuz in Gold ) 10 октября 1942 года, а также руководил переходом подразделения на новый истребитель Fw 190A в ноябре.
17 января 1943 года в результате аварии при взлете самолет гешвадеркоммодора Карла-Готфрида Нордмана из JG 51 столкнулся с самолетом командира I./JG 51 Рудольфа Буша, в результате чего последний погиб. Нордманн был настолько травмирован этим инцидентом, что отказался снова выполнять боевые вылеты, и Шнелл неофициально взял на себя руководство гешвадером в воздухе. [ 4 ] Это дало ему возможность одержать еще полдюжины побед в течение следующих нескольких месяцев, когда немецкая армия наконец отошла от Москвы, чтобы выпрямить линию фронта.
В июне 1943 года на центральном фронте наконец наступило затишье. [ 15 ] или его все более откровенная критика руководства кампании Высшим командованием [ 4 ] [ 16 ] его отозвали в Германию.
Тренировочные команды
[ редактировать ]июня Шнелл был переведен под командование I. Gruppe Jagdgeschwader 5 106, подразделения подготовки пилотов. Его временно заменил гауптман Герберт Венельт, пока майор Фриц Лосигкейт не принял командование III. Группа 26 июня. [ 17 ] Но всего через две недели его снова перевели, на этот раз на Средиземноморский театр военных действий, чтобы принять временное командование II./JG 53 в отсутствие регулярного командира Герхарда Михальского , который только что был выведен из вторжения на Сицилию . За два месяца пребывания он не одержал ни одной победы, но руководил отступлением подразделения с мыса Италии, мимо Неаполя и Рима, на Лукку в Тоскане, в то время как западные союзники готовились высадиться на материковую Европу.
24 сентября 1943 года, с возвращением Михальского, Шнелл был отозван в I./JG 106. Хотя было присвоено звание майора 1 октября ему , он оставался «в изгнании» в течение следующего года. Это, вероятно, спасло ему жизнь, в отличие от многих его современников. остался в мясорубке в последний год войны. В августе 1944 года ему было поручено командовать учебным подразделением JG 102, пока оно не стало номинальным. расформирован 15 марта 1945 года. К тому времени он уже находился в больнице, лечась от продолжающихся ранений. Шнелла наконец вернули в передовую часть, ответив на Йоханнеса Штайнхоффа призыв Адольфа Галланда присоединиться к группе элитных «недовольных» в СП. 44. Там он служил офицером Platzausbau (отвечал за аэродромную инфраструктуру). [ 18 ] до конца войны. Одна из его последних обязанностей, 4 мая 1945 года, заключалась в том, что его командир Хайнц Бер отправил с их последней авиабазы в Зальцбурге , Австрия, к близлежащим американским войскам, чтобы получить инструкции о их капитуляции. [ 19 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Шнеллу на счету 72 победы в воздухе. [ 20 ] Спик также перечисляет, что Шнелл одержал 72 воздушные победы в более чем 500 боевых вылетах. Из них 11 были заявлены западными союзниками , а остальные 61 - на Восточном фронте. [ 21 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги «Асы Люфтваффе: биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 68 заявлениях о победах в воздухе, а также еще трех неподтвержденных заявлениях. Эта цифра включает 68 воздушных побед на Восточном фронте и семь над западными союзниками. [ 22 ]
Заявления о победе были записаны по ссылке на карту (PQ = Planquadrat ), например «PQ 47554». Карта -сетка Люфтваффе ( Jägermeldenetz ) охватывала всю Европу, запад России и Северную Африку и состояла из прямоугольников размером 15 и 30 минут широты минут долготы , площадью около 360 квадратных миль (930 км2). 2 ). Затем эти сектора были разделены на 36 меньших частей, чтобы получить площадь локации размером 3 × 4 км (1,9 × 2,5 мили). [ 23 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и ♠ ( Пиковый туз ) обозначают те воздушные победы, которые сделали Шнелла « асом дня ». Этот термин обозначает летчика-истребителя, сбившего пять или более самолетов за один день.
Это и - (тире) указывают на неподтвержденные заявления о победе в воздухе, за которые Шнелл не получил должного признания.
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
– 3-я Jagdgeschwader 20 эскадрилья – [ 24 ] Битва за Францию - 10 мая - 25 июня 1940 г. | |||||||||
1 | 29 мая 1940 г. | 19:15 | Спитфайр | к северо-востоку от Кале [ 25 ] | 2? [ Примечание 1 ] | 11 июня 1940 г. | 19:35 | Бофорт | Эстре-ле-Креси [ 26 ] |
– 3-я Jagdgeschwader 20 эскадрилья – [ 24 ] У Ла-Манша и над Англией - 26 июня - 3 июля 1940 г. | |||||||||
3 | 28 июня 1940 г. | 19:20 | Ураган | 10 км (6,2 миль) к западу от Кале [ 27 ] | 4 | 30 июня 1940 г. | 12:50 | Бленхейм | к югу от Сен-Омера [ 27 ] |
– 9-я Jagdgeschwader 51 эскадрилья – [ 24 ] У Ла-Манша и над Англией - 4 июля 1940 г. - 26 мая 1941 г. | |||||||||
5 | 24 августа 1940 г. | 09:40 | Кертисс П-36 [ 28 ] | 8 | 4 сентября 1940 г. | 14:25 | Спитфайр | к югу от Лондона [ 28 ] | |
6 | 28 августа 1940 г. | 18:10 | Ураган | Кентербери [ 28 ] | 9 | 25 октября 1940 г. | 13:15 | Ураган [ 29 ] | |
7? [ Примечание 1 ] | 4 сентября 1940 г. | 14:24 | Спитфайр | к югу от Лондона [ 28 ] | |||||
– 9-я Jagdgeschwader 51 эскадрилья – [ 22 ] Операция Барбаросса - 22 июня - сентябрь 1941 г. | |||||||||
10♠ | 24 июня 1941 г. | 10:58 | ДБ-3 [ 30 ] | 25 | 5 июля 1941 г. | 15:23 | ДБ-3 [ 31 ] | ||
11♠ | 24 июня 1941 г. | 14:00 | СБ-2 [ 30 ] | 26 | 11 июля 1941 г. | 06:25 | Он-2 [ 31 ] | ||
12♠ | 24 июня 1941 г. | 14:00 | СБ-2 [ 30 ] ? [ Примечание 2 ] | 27 | 11 июля 1941 г. | 14:07 | Он-2 [ 31 ] | ||
13♠ | 24 июня 1941 г. | 17:51 | СБ-2 [ 30 ] ? [ Примечание 2 ] | 28 | 11 июля 1941 г. | 19:20 | Он-2 [ 31 ] | ||
14♠ | 24 июня 1941 г. | 17:52 | СБ-2 [ 30 ] ? [ Примечание 2 ] | 29 | 13 июля 1941 г. | 16:45 | И-16 [ 31 ] | ||
15♠ | 24 июня 1941 г. | 17:53 | СБ-2 [ 30 ] ? [ Примечание 2 ] | 30? [ Примечание 3 ] | 13 июля 1941 г. | 16:55 | И-16 [ 31 ] | ||
16♠ | 24 июня 1941 г. | 17:53 | СБ-2 [ 30 ] ? [ Примечание 2 ] | —
|
28 июля 1941 г. | —
|
ДБ-3 [ 33 ] | ||
17 | 26 июня 1941 г. | 10:55 | СБ-2 [ 34 ] ? [ Примечание 2 ] | 31 | 29 июля 1941 г. | 18:10 | ДБ-3 [ 33 ] | ||
18 | 26 июня 1941 г. | 15:50 | СБ-2? [ Примечание 2 ] | к юго-востоку от Выганашчанского озера [ 34 ] | 32 | 9 августа 1941 г. | 13:05 | Он-2 [ 35 ] | |
19 | 29 июня 1941 г. | 17:50 | СБ-2 [ 34 ] ? [ Примечание 2 ] | 33 | 9 августа 1941 г. | 13:05 | Он-2 [ 35 ] | ||
20 | 30 июня 1941 г. | 14:28 | ДБ-3 [ 34 ] | 34 | 9 августа 1941 г. | 13:07 | Он-2 [ 35 ] | ||
21 | 30 июня 1941 г. | 18:55 | ДБ-3 [ 34 ] | 35 | 9 августа 1941 г. | 13:09 | Он-2 [ 35 ] | ||
22 | 30 июня 1941 г. | 19:00 | ДБ-3 | 5 км (3,1 мили) к северо-востоку от Бобруйска [ 34 ] | 36 | 11 августа 1941 г. | 07:45 | Он-2 | 30 км (19 миль) к северо-востоку от Ельни. [ 35 ] |
23 | 2 июля 1941 г. | 14:50 | ДБ-3 [ 31 ] | 37 | 7 сентября 1941 г. | 12:25 | Он-2 [ 35 ] | ||
24 | 5 июля 1941 г. | 15:22 | ДБ-3 [ 31 ] | 38 | 7 сентября 1941 г. | 17:40? [ Примечание 4 ] | И-16 [ 35 ] ? [ Примечание 4 ] | ||
– Персонал III. Группа Jagdgeschwader – 51 [ 32 ] Восточный фронт - май 1942 г. | |||||||||
39 | 28 мая 1942 г. | 09:35 | Ил-2 | Юхнов / Рославль [ 36 ] | |||||
– 5-я Jagdgeschwader 51 эскадрилья – [ 32 ] Восточный фронт - 1 июня - 15 сентября 1942 г. | |||||||||
40 | 14 июня 1942 г. | 07:30 | Он-2 [ 37 ] | 52♠ | 2 августа 1942 г. | 13:15 | Ил-2 | ПК 47554 [ 38 ] 20 км (12 миль) к северу от Возмы. | |
41 | 15 июня 1942 г. | 04:28 | На 2-м? [ Примечание 5 ] | Орел [ 37 ] | 53♠ | 2 августа 1942 г. | 13:20 | Ил-2 | ПК 47552 [ 38 ] 15 км (9,3 миль) к северо-северо-западу от Ржева |
42 | 24 июня 1942 г. | 09:52 | Yak-4 | Орел [ 37 ] | 54♠ | 2 августа 1942 г. | 13:25 | Ил-2 | ПК 47542 [ 38 ] 10 км (6,2 миль) к западу от Ржева |
43 | 26 июня 1942 г. | 08:40 | Ил-2? [ Примечание 6 ] | Орел [ 37 ] | 55♠ | 2 августа 1942 г. | 15:12? [ Примечание 7 ] | Ил-2 | ПК 47553 [ 38 ] 15 км (9,3 миль) к северо-северо-западу от Ржева |
44 | 2 июля 1942 г. | 17:50 | ДБ-3? [ Примечание 5 ] | Ржев [ 37 ] | 56♠ | 2 августа 1942 г. | 16:37? [ Примечание 8 ] | Ил-2 | PQ 47581, г. Дугино [ 38 ] 10 км (6,2 миль) к западу от Ржева |
45 | 4 июля 1942 г. | 17:20 | Ил-2 | Ржев [ 39 ] | 57 | 3 августа 1942 г. | 12:35 | Ил-2 | ПК 47554 [ 38 ] 15 км (9,3 миль) к северо-северо-западу от Ржева |
46♠ | 5 июля 1942 г. | 10:30 | Ил-2 [ 39 ] | 58 | 8 августа 1942 г. | 18:24 | Он-2 | ПК 47524 [ 40 ] 20 км (12 миль) к северо-северо-западу от Ржева. | |
47♠ | 5 июля 1942 г. | 11:50 | Он-2 [ 39 ] | 59 | 13 августа 1942 г. | 17:00? [ Примечание 9 ] | Ил-2 | ПК 54414 [ 40 ] 30 км (19 миль) к северо-востоку от Дудоровского. | |
48♠ | 5 июля 1942 г. | 17:35 | Ил-2 [ 39 ] | 60 | 22 августа 1942 г. | 16:01 | Он-2 | ПК 54434 [ 40 ] 20 км (12 миль) к юго-западу от Белева. | |
49♠ | 5 июля 1942 г. | 17:36 | Ил-2 [ 41 ] | 61 | 22 августа 1942 г. | 18:35 | Ил-2 | ПК 54421 [ 40 ] 25 км (16 миль) к западу-юго-западу от Белева. | |
50♠ | 5 июля 1942 г. | 18:05 | Ил-2 [ 41 ] | 62 | 23 августа 1942 г. | 17:31 | Ил-2 | ПК 54414 [ 42 ] 30 км (19 миль) к северо-востоку от Дудоровского. | |
— ? [ Примечание 3 ]
|
5 июля 1942 г. | 18:06 | Ил-2 [ 41 ] | 63 | 5 сентября 1942 г. | 17:03 | Ил-2 | к юго-востоку от Сычевки [ 42 ] | |
51♠ | 5 июля 1942 г. | 19:22 | Ил-2 | к северо-востоку от Болхова [ 41 ] | |||||
– Персонал III. Группа Jagdgeschwader – 51 [ 32 ] Восточный фронт - 24 сентября 1942 г. - 3 февраля 1943 г. | |||||||||
64 | 26 сентября 1942 г. | 12:25 | ЛаГГ-3 | ПК 47521 [ 43 ] 20 км (12 миль) к северо-северо-западу от Ржева. |
66 | 29 января 1943 г. | 10:22 | Ил-2 | ПК 63451 [ 44 ] 20 км к северо-северо-востоку от Малоархангельска. |
65 | 29 января 1943 г. | 10:20 | Ил-2 | ПК 63451 [ 44 ] 20 км к северо-северо-востоку от Малоархангельска. |
67 | 29 января 1943 г. | 10:25 | Ил-2 | ПК 63451 [ 44 ] 20 км к северо-северо-востоку от Малоархангельска. |
– Персонал III. Группа Jagdgeschwader – 51 [ 32 ] Восточный фронт - 4 февраля - 5 июня 1943 г. | |||||||||
68 | 6 февраля 1943 г. | 13:25 | Ил-2 | PQ 35 Ост 63624 [ 45 ] 25 км (16 миль) к востоку-северо-востоку от Малоархангельска. |
70 | 9 марта 1943 г. | 08:12 | ЛаГГ-3 | PQ 35 Ost 63294, к юго-западу от Новосила. [ 45 ] 25 км (16 миль) к юго-востоку от Залегощи. |
69 | 24 февраля 1943 г. | 10:25 | Ил-2 | PQ 35 Ост 44434 [ 45 ] 10 км (6,2 миль) к востоку от Жиздры |
71 | 13 мая 1943 г. | 05:10 | ЛаГГ-3 | PQ 35 Ост 63223 [ 46 ] 10 км (6,2 миль) к востоку от Залегощи |
Награды
[ редактировать ]- Рыцарский крест Железного креста 1 августа 1941 года в звании оберлейтенанта и штабфелькапитана 9./Jagdgeschwader . 51 [ 47 ] [ Примечание 10 ]
- Немецкий крест в золоте, 10 октября 1942 года в роли гауптмана в 5./ Jagdgeschwader 51. [ 49 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б По словам Мэтьюза и Формана, это утверждение не подтверждено. [ 24 ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час По словам Мэтьюза и Формана, заявлен как Иллюшин ДБ-3 . [ 24 ]
- ^ Jump up to: а б Это утверждение не указано Мэтьюзом и Форманом. [ 32 ]
- ^ Jump up to: а б По словам Мэтьюза и Формана, в 12:40 заявлен как МиГ-3 Микояна-Гуревича . [ 32 ]
- ^ Jump up to: а б По словам Мэтьюза и Формана, заявлен как Ил-2 . [ 32 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявлен как Петляков Пе-2 . [ 32 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявлено в 15:10. [ 32 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявлено в 18:37. [ 32 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявлено в 17:08. [ 32 ]
- ^ По словам Шерцера как Staffelkapitän 8./Jagdergeschwader 51 . [ 48 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 – 1945 гг.» . Рыцарский крест . Проверено 3 сентября 2013 г.
- ^ «Шнелль» . Галереи досуга . Проверено 3 сентября 2013 г.
- ^ «Профиль пилота — Карл-Хайнц Шнелл» . Корабли ВМФ мира . Проверено 7 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Уил 2006 , с. 90.
- ^ Прин и др. 2002 , стр. 73, 80.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 80.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 89.
- ^ Форман 1988 , с. 90.
- ^ Бергстрем и др. 2006 , с. 109.
- ^ Уил 2006 , с. 60.
- ^ Прин и др. 2003 , стр. 300, 313.
- ^ Прин и др. 2006 , с. 293.
- ^ Бергстрем и др. 2006 , с. 113.
- ^ Бергстрем и др. 2006 , стр. 121.
- ^ Форсайт 2008 , с. 26.
- ^ Веб-сайт с обзорами карьеры офицеров Люфтваффе.
- ^ Прин и др. 2012 , с. 56.
- ^ Форсайт 2008 , с. 63.
- ^ Форсайт 2008 , стр. 119–120.
- ^ Забецкий 2014 , стр. 1616.
- ^ Спик 1996 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 1157–1158.
- ^ Планквадрат .
- ^ Jump up to: а б с д и Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 1157.
- ^ Прин и др. 2000 , с. 187.
- ^ Прин и др. 2000 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2002 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2002 , с. 84.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2003 , с. 302.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Прин и др. 2003 , с. 304.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 1158.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2003 , с. 305.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Прин и др. 2003 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2003 , с. 307.
- ^ Прин и др. 2006 , с. 330.
- ^ Jump up to: а б с д и Прин и др. 2006 , с. 296.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Прин и др. 2006 , с. 300.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2006 , с. 298.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2006 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2006 , с. 299.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2006 , с. 304.
- ^ Прин и др. 2006 , с. 333.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2006 , с. 334.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2012 , с. 60.
- ^ Прин и др. 2012 , с. 61.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 385.
- ^ Шерцер 2007 , с. 677.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 419.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] . «Веб-сайт Бергстрема Черного Креста / Красной Звезды» . Идентификация Планквадрата Люфтваффе . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 года . Проверено 20 марта 2021 г.
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] ; Диков Андрей; Антипов, Влад; Сундин, Клаас (2006). Черный Крест / Красная Звезда Воздушная война на Восточном фронте, Том 3, Все для Сталинграда . Гамильтон МТ: Eagle Editions. ISBN 978-0-9761034-4-8 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех родов частей Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форман, Джон (1988). Битва за Британию: забытые месяцы, ноябрь и декабрь 1940 года . Лондон, Великобритания: Публикации Air Research. ISBN 978-1-871187-02-1 .
- Форсайт, Роберт (2008). Ягдвербанд 44-я эскадрилья Экспертен . Авиационные элитные подразделения. Том. 27. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-294-3 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 4 S–Z . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-21-9 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. Часть 3 – Операции в Дании и Норвегии с 9 апреля по 30 ноября 1940 г. – Кампания на Западе 10.5. по 25 июня 1940 г. [ Ассоциация летчиков-истребителей немецких Люфтваффе с 1934 по 1945 г. Часть 3 - Назначения в Дании и Норвегии с 9 апреля по 30 ноября 1940 г. - Кампания на Западе с 10 мая по 25 июня 1940 г. ] (на немецком языке). Печать Струве. ISBN 978-3-923457-61-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 год — Часть 4/II — Операции над Ла-Маншем и над Англией — с 26 июня 1940 по 21 июня 1941 года [ Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 год — Часть 4/II — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-64-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 6/I — Операция «БАРБАРОССА» — Операция на Востоке — 22 июня. по 5 декабря 1941 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. — Часть 6/I — Операция «БАРБАРОССА» — Действия на Востоке — 22 июня — 5 декабря 1941 г. ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-69-4 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2006). Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 9/II — От летней кампании 1942 г. до разгрома Сталинграда — 1 мая 1942 г. по 3 февраля 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. —Часть 9/II — От летней кампании 1942 года до поражения под Сталинградом — с 1 мая 1942 года по 3 февраля 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-77-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2012). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 12/II. Операции на Востоке. 4.2. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 12/II - Действия на Востоке - с 4 февраля по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN 978-3-942943-05-5 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Шерцерс Милтаер-Верлаг. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN 978-0-8041-1696-1 .
- Уил, Джон (1998) [1995]. Focke-Wulf Fw 190 Асы Русского фронта . Самолет асов. Том. 6. Лондон, Великобритания: Издательство Osprey . ISBN 978-1-85532-518-0 .
- Уил, Джон (2001). Bf 109 Асы Русского фронта . Оксфорд: Osprey Publishing Ltd. ISBN 1-84176-084-6 .
- Уил, Джон (2006). 51-я истребительная эскадрилья «Мёльдерс» . Авиационные элитные подразделения. Том 22. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-045-1 .
- Уил, Джон (2007). Jagdgeschwader 53 «Пик-Ас» . Авиационные элитные подразделения. Том. 25. Оксфорд: Издательство Osprey . ISBN 978-1-84603-204-2 .
- Забекки, Дэвид Т. , изд. (2014). Германия в войне: 400 лет военной истории . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN 978-1-59884-981-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Профиль пилота — Карл-Хайнц Шнелл» . Проверено 7 июля 2013 г.
- «Небо Славы». JG51 http://www.cieldegloire.com/jg_051.php . Проверено 24 ноября 2011 г.
- «Краткие сведения о карьере офицера Люфтваффе» (PDF) . Шнелл, Карл-Хайнц . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2012 года. Проверено 30 августа 2013 года.
- «Заявления истребителей Люфтваффе» . Шнелл, Карл-Хайнц . Архивировано Проверено 30 ноября 2012 года. 7 января 2013 года.
- «Люфтваффе, 1933-45». JG20. http://www.ww2.dk/air/jagd/jg20.htm . Проверено 30 августа 2013 г.
- «Люфтваффе, 1933-45». JG51. http://www.ww2.dk/air/jagd/jg51.htm . Проверено 30 августа 2013 г.
- «Люфтваффе, 1933-45». JG53. http://www.ww2.dk/air/jagd/jg53.htm . Проверено 30 августа 2013 г.