Нейтральные государства-члены Европейского Союза

- Нейтральные страны-члены ЕС
- Другие страны-члены ЕС
- Страны, не входящие в ЕС
Европейский Союз (ЕС) представляет собой институт своего рода, состоящий из государств-членов, входящих в альянс, а также военно-нейтральных государств-членов, разрабатывающих общую внешнюю политику и политику безопасности для союза в целом. Военно-нейтральными государствами-членами являются Австрия , Ирландия и Мальта . [ 1 ] Предыдущими военно-нейтральными государствами были Финляндия и Швеция .
Для военно-нейтральных государств членство в ЕС и его общей внешней политике и политике безопасности представляет собой проблему для сохранения своего нейтрального статуса. Это вытекает из обязательства Общей внешней политики и политики безопасности для государств-членов обеспечивать ей и другим государствам-членам свою солидарность, а также оставаться согласованной с европейской внешней политикой, чтобы не ограничивать ее эффективность. [ 2 ] Таким образом, проблема заключается в том, чтобы оставаться последовательными в рамках общей внешней политики и политики безопасности, сохраняя при этом нейтральную позицию.
Определение нейтралитета
[ редактировать ]Понятие нейтралитета не имеет общепринятого определения. Разный акцент можно сделать на правовых, политических, идеологических, экономических и военных аспектах, а также на том, как нейтралитет реализуется на практике. [ 3 ] В зависимости от различных действующих лиц, ценностей и целей нейтральность может иметь разные значения. [ 4 ]
Определение, сосредоточенное главным образом на военных аспектах, основано на Гаагских конвенциях 1907 года и предлагает правовую основу для нейтралитета в международных отношениях. [ 5 ] Нейтралитет означает, что государство не участвует в вооруженных конфликтах с другими государствами для достижения безопасности. [ 6 ] Благодаря нейтральности,
«[Н]ейтральные государства не могут участвовать в войнах прямо или косвенно. Они также не должны поддерживать или благоприятствовать воюющим сторонам в военном отношении, не должны предоставлять им свою территорию, снабжать их оружием или кредитами или односторонним образом ограничивать частный экспорт вооружений. Нейтральные страны также обязаны защищаться от нарушений их нейтралитета».
— [ 5 ]
Таким образом, нейтралитет рассматривается в контексте современных государств и тесно связан с европейской военной и политической историей. [ 5 ] Такая интерпретация нейтралитета тесно связана с военным неприсоединением, которое просто означает, что государство формально не присоединяется к военной организации. [ 7 ] Австрия, Финляндия и Швеция постепенно превратились в военные неприсоединившиеся государства. [ 8 ]
Кроме того, в контексте « холодной войны » ученые разработали различие между постоянным или де-юре и временным или фактическим нейтралитетом. Постоянный нейтралитет означает нейтралитет, который устанавливается обязательным законом или договором. Нейтралитет Австрии относится к этой категории. Временный нейтралитет относится к нейтралитету, который устанавливается только политической практикой государства. Примерами этой категории являются нейтралитет Финляндии, Ирландии и Швеции. [ 5 ]
Более того, активное определение нейтралитета основывает эту концепцию на космополитическом мировоззрении и определяет ненападение, продвижение мира и самоопределение как мотивирующие ценности, стоящие за ней. Именно так часто понимают нейтралитет на внутригосударственном уровне. [ 4 ] Это воспринимается как моральное обязательство содействовать международной справедливости, закону и миру, а также обязательство ограничивать и регулировать применение силы в международных отношениях. Таким образом, продвижение этих ценностей дает государству возможность разработать независимую и дискреционную внешнюю политику. [ 9 ]
Более того, нейтралитет также можно рассматривать как стратегию небольших государств, направленную на то, чтобы избежать втягивания в сферу влияния более крупного государства и сохранить как можно большую автономию. [ 1 ]
Нейтральные государства
[ редактировать ]Австрия
[ редактировать ]Предварительное вступление
[ редактировать ]Австрийский нейтралитет уходит своими корнями в итоги Второй мировой войны . Австрия была оккупирована четырьмя державами-победительницами , и с началом холодной войны переговоры по Австрийскому государственному договору не принесли большого прогресса. Приняв на себя обязательство соблюдать постоянный нейтралитет, австрийское правительство могло бы выйти из этого тупика. Поэтому в 1955 году был принят « Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии », в котором говорилось, что Австрия постоянно сохраняет нейтралитет и никогда не будет вступать в военные союзы и не позволит другим странам создавать военные базы на своей территории. [ 10 ]
Первоначально нейтральный статус воспринимался как политическая жертва ради того, чтобы Австрия снова могла стать суверенной и независимой. В 1950-е годы внешняя политика Австрии стала более независимой от держав-победительниц, а с начала 1960-х годов Австрия принимала участие в миротворческих операциях Организации Объединенных Наций (ООН), Вена стала домом для нескольких международных организаций, и там состоялось несколько важных встреч и конференций. [ 11 ] В 1970-е годы после смены правительства Австрия продолжила развивать свои отношения с государствами Восточной Европы. Он внес большой вклад в работу международного сообщества и активно сотрудничал в международных организациях, особенно в ООН. Будучи непостоянным членом Совета Безопасности ООН с 1973 по 1974 год, Австрия могла бы укрепить свой международный авторитет. Более того, собственные инициативы вне многосторонних рамок были направлены на наведение мостов и сосредоточены главным образом на конфликте Север-Юг, конфликте между Израилем и палестинцами и разрядке между Западом и Востоком. Это знаменует собой время, когда Австрия активно придерживается принципа нейтралитета. [ 11 ]
В связи с ростом напряженности в конфликте между Востоком и Западом [ нужны разъяснения ] снова в конце 1970-х годов условия активного нейтралитета ухудшились, и с приходом нового правительства в 1983 году внешняя политика Австрии была переориентирована. Международные вопросы потеряли значение, в то время как европейский континент и особенно Европейское сообщество стали более центральными. Но нейтралитет, хотя теперь он больше ориентирован на европейскую сферу, ограничивал возможности Австрии участвовать в европейской интеграции . [ 11 ]
Изменения в концепции нейтралитета через членство в ЕС
[ редактировать ]До тех пор, пока в 1987 году не было сформировано новое правительство, членство в Европейском сообществе считалось несовместимым с нейтралитетом Австрии. Новое правительство выступало за полную интеграцию австрийской экономики в единый европейский рынок и тем самым способствовало вступлению Австрии в Европейское сообщество. [ 12 ] Заявка на членство в Европейском сообществе была подана правительством Австрии в 1989 году с дополнительным пунктом, защищающим нейтралитет Австрии. Отмена нейтралитета не могла обсуждаться с аргументом, что в противном случае Австрия потеряет свою надежность, которая была построена на том, что она была нейтральным государством на протяжении десятилетий. [ 13 ]
Окончание Холодной войны изменило ситуацию. Некоторые австрийские политики считали нейтралитет изжившимся и придерживались к нему «ревизионистского» подхода. [ 14 ] Но было много скептицизма по поводу заявления Австрии о членстве в Европейском сообществе. Европейская комиссия была обеспокоена совместимостью будущей общей внешней политики и политики безопасности с постоянно нейтральным статусом Австрии. Нужны были гарантии со стороны Австрии, гарантирующие, что она будет соблюдать будущую общую внешнюю политику и политику безопасности. Австрия заверила свое полное и активное участие в общей внешней политике и политике безопасности, а также свою солидарность. С точки зрения правящих партий ожидалось, что Европейское Сообщество сыграет ключевую роль в развитии новой системы коллективной европейской безопасности. В результате в договоре о присоединении Австрии от 1994 года больше не было официального пункта, касающегося австрийского нейтралитета. [ 14 ] Вместо этого в Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии были внесены поправки, позволяющие Австрии участвовать в экономических санкциях в результате общей внешней политики и политики безопасности. [ 14 ]
С новым правительством в 1996 году Австрия не только позволила реализовать общую оборонную политику, но и подтвердила свое активное участие в ней. Кроме того, было проведено больше законодательных изменений, позволяющих Австрии отправлять войска в рамках военных операций в рамках большего количества институциональных организаций, чем только ООН, и в полной мере участвовать в петерсбергских задачах. [ 15 ] Несмотря на конструктивное воздержание, предусмотренное Амстердамским договором , Австрия больше не была обязана оставаться нейтральной в конфликтах. [ 16 ] С появлением в 2000 году новой правительственной коалиции, состоящей из ÖVP и FPÖ, концепция нейтралитета впервые была официально поставлена под сомнение. Это рассматривалось как противоречащее европейской солидарности. Но с 2003 года, после изумления других нейтральных государств, австрийское правительство снова поддержало нейтралитет. [ 17 ] Возможное участие Австрии в боевых группах, начатое в 2004 г., [ 18 ] Это еще один пример сокращенного определения нейтралитета, принятого Австрией, который больше напоминает военное неприсоединение, чем прежний активный нейтралитет.
Ирландия
[ редактировать ]
Предварительное вступление
[ редактировать ]Англо -ирландский договор, вступивший в силу в 1922 году, создал Ирландию как независимое государство и определил ее как нейтральное государство. Это также не изменилось с принятием новой Конституции Ирландии в 1937 году, а в англо-ирландском соглашении об обороне в 1938 году было гарантировано, что Ирландия не будет использоваться в качестве базы для иностранных государств для нападения на Соединенное Королевство . Нейтралитет во время Второй мировой войны был знаком суверенитета и независимости Ирландии. [ 19 ] Ориентируясь на ирландские культурные и социальные ценности и антипатию к силовой политике и военному участию, Ирландия развила сильный изоляционизм и поэтому не участвовала на первых этапах европейской интеграции. [ 20 ] Когда Фрэнк Эйкен стал министром иностранных дел в 1957 году, участие Ирландии в многосторонних форумах, особенно в Совете Европы и ООН, возросло. Ирландия разработала высокий политический статус в отношении разоружения, антиколониальных вопросов и участия в операциях Организации Объединенных Наций по поддержанию мира . [ 20 ] Это также больше склоняется к активному пониманию нейтралитета.
Изменения в концепции нейтралитета через членство в ЕС
[ редактировать ]Ирландия впервые безуспешно подала заявку на членство в Европейском сообществе в 1961 году вместе с Соединенным Королевством. [ 10 ] Хотя премьер-министр рассматривал возможные военные последствия членства и не исключал возможности вступления в НАТО , парламент и население не были согласны с отказом от нейтралитета. [ 21 ] Вторая успешная заявка, поданная в 1967 году, тогда подчеркивала разделение Европейского сообщества и НАТО. Более того, ирландское правительство разработало «последнюю оборонительную» позицию, которая соглашалась на сотрудничество в области обороны только в результате политического сотрудничества европейских государств-членов после того, как экономическая интеграция была бы полностью достигнута. [ 21 ] Помимо этого, вопроса о нейтралитете избегали, подкрепляя тем фактом, что Европейское политическое сотрудничество, созданное в 1970 году, исключило оборону и безопасность из внешней политики и что Европейское Сообщество больше задумывалось как «гражданская держава». [ 21 ] Когда в 1980-х годах напряженность времен холодной войны снова возросла, нейтралитет снова стал важной темой, и после ратификации Единого европейского акта в 1987 году Ирландия создала национальную декларацию нейтралитета, защищающую ее статус нейтрального в военном отношении государства. [ 22 ]
В конце 1980-х и начале 1990-х годов Ирландия вернулась к позиции «последнего оборонительного» и последовала более ревизионистскому подходу к нейтралитету и его совместимости с европейским политическим сотрудничеством . Последнее также привело к тому, что ирландское правительство все больше развивало свою позицию в контексте позиций других государств-членов. Более того, Ирландия изменила свой Закон об обороне 1960 года для участия в миссии ООН по принуждению к миру в 1991 году. Это было фундаментальным изменением в политике. [ 23 ] Несмотря на то, что Ирландия получила «ирландскую оговорку» в Маастрихтском договоре, защищающую нейтралитет, она приняла ее общие цели, включая оборону. Еще больше общественных дебатов вызвал Амстердамский договор 1996 года о включении задач Петерсберга, в который ирландское правительство не хотело участвовать в задачах боевых сил. [ 24 ] Для участия ирландских войск в Европейских оперативных силах быстрого реагирования ирландское правительство разработало систему «тройного замка», согласно которой военные операции должны иметь мандат ООН, быть одобрены Палатой представителей и согласованы с правительством. [ 25 ]
Более того, Ниццкий договор был отклонен на первом референдуме из-за опасений слишком сильной милитаризации ЕС, угрожающей нейтралитету Ирландии, но он был принят на втором после заявления государств-членов об уважении нейтралитета Ирландии и конституционного запрета на ирландский нейтралитет. участие в общем европейском оборонном соглашении. [ 26 ] Эта позиция сохранялась в ходе последующих переговоров по договору, но Лиссабонский договор, тем не менее, включал пункт о взаимной обороне. Это привело к еще одному неудавшемуся референдуму, который был успешно повторен после еще одного заверения, что ЕС не будет вмешиваться в нейтралитет Ирландии. [ 27 ] В целом, требуя референдума по изменению договора, ирландское правительство приводило доводы в пользу уважения специфики своей политики безопасности и обороны, хотя его концепция нейтралитета со временем становилась все более и более свободной. [ 27 ]
Мальта
[ редактировать ]Мальта получила независимость от Соединенного Королевства в 1964 году. Однако Великобритания платила арендную плату за содержание своих военных баз в стране. В 1971 году, сразу после избрания премьер-министром, Дом Минтофф из Лейбористской партии НАТО изгнал союзные силы в Средиземноморье из страны, а также попытался изгнать британские военные с Мальты. В конечном итоге это произошло 31 марта 1979 года. [ 28 ]
В 1973 году Мальта официально присоединилась к Движению неприсоединения , а Минтофф укрепил отношения с незападными странами. В 1981 году Италия согласилась гарантировать безопасность Мальты, а Советский Союз официально признал нейтралитет Мальты. В январе 1987 года Мальта внесла в свою конституцию поправки , требующие нейтралитета, в частности: [ 28 ]
Мальта — нейтральное государство, активно стремящееся к миру, безопасности и социальному прогрессу среди всех стран, придерживаясь политики неприсоединения и отказываясь участвовать в каком-либо военном союзе.
1 мая 2004 года Мальта вступила в Европейский Союз. [ 29 ] В договоре о вступлении страны в ЕС указано, что членство Мальты в ЕС не повлияет на ее нейтральный статус. [ 28 ] В 2015 году, после террористических атак в Париже , Франция применила положение ЕС о взаимной обороне. [ 30 ] Соответственно, Мальта предложила оказать помощь Франции, если ее об этом попросят, но заявила, что сделает это только в соответствии со своей конституцией и договорами ЕС. [ 28 ]
Ранее нейтральные государства
[ редактировать ]Финляндия
[ редактировать ]Предварительное вступление
[ редактировать ]Финляндия не требовала нейтралитета сразу после Второй мировой войны. В годы, последовавшие непосредственно за войной, оно следовало стратегии умиротворения Советского Союза и признания советских интересов безопасности в Финляндии . Об этом свидетельствовали совместные меры безопасности и советская военно-морская база на территории Финляндии. Вывод этой военно-морской базы в 1956 году вернул Финляндии суверенитет и позволил ей вступить в ООН, после чего вскоре последовала первоначальная формулировка нейтральной политики. Консолидированный суверенитет и нейтралитет рассматривались как положительные результаты финской послевоенной внешней политики и политики безопасности, целью которой было установление взаимного доверия с Советским Союзом. [ 31 ] Нейтралитет Финляндии был процессом, который достиг зрелости на Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году, закрепив значение нейтралитета и добившись его признания Советским Союзом в 1989 году. [ 32 ] С точки зрения Финляндии, Европейское Сообщество воспринималось как экономическая организация, и поэтому свободные отношения с ним были приемлемы. Но полное членство рассматривалось как несовместимое с нейтралитетом. [ 33 ] Нейтралитет также был результатом геополитического положения Финляндии на периферии с ограниченными возможностями. Самопомощь была единственным надежным решением в виде осторожной внешней политики и политики безопасности. Но, таким образом, у него была хорошая возможность ослабить напряженность между сверхдержавами и укрепить взаимное доверие между ними. [ 34 ] Зарождающееся сотрудничество в области внешней политики внутри Европейского сообщества в 1990 году все еще рассматривалось как угроза нейтралитету Финляндии и, следовательно, также ее суверенитету и независимости. [ 35 ]
Изменения в концепции нейтралитета через членство в ЕС
[ редактировать ]При вступлении в ЕС Финляндия перестала быть нейтральным государством. Оставаясь неприсоединившимся в военном отношении, он политически, экономически и культурно присоединился к Западной Европе. Культурные связи со странами Северной Европы и Западной Европы уже подчеркивались в послевоенный период, но политическая и экономическая интеграция Финляндии набрала обороты только после окончания Холодной войны. [ 36 ] Решение Финляндии подать заявку на членство в ЕС в 1992 году часто воспринимается как внезапное и глубокое изменение в ее послевоенной внешней политике. [ 37 ] Более того, на удивление, главными факторами вступления в ЕС стали безопасность и идентичность, а не экономические причины. [ 37 ] Чтобы полностью соответствовать общей внешней политике и политике безопасности ЕС, правительство Финляндии переопределило нейтралитет как военное неприсоединение и независимую оборону. [ 37 ] ЕС послужил Финляндии новым способом гарантировать ее безопасность, преследовать финские интересы и выражать суверенитет Финляндии. [ 38 ]
Бывший министр Финляндии премьер - Матти Ванханен 5 июля 2006 года заявил, что Финляндия больше не является нейтральной:
« Господин Пфлюгер назвал Финляндию нейтральной. Я должен его поправить: Финляндия является членом ЕС. Мы когда-то были политически нейтральной страной, во времена железного занавеса. Теперь мы являемся членом Союза, часть этого сообщества ценностей, которое имеет общую политику и, более того, общую внешнюю политику». [ 39 ]
Однако премьер-министр Финляндии Юха Сипиля 5 декабря 2017 года по-прежнему назвал страну «неприсоединившейся в военном отношении» и что она должна оставаться таковой. [ 40 ]
Нападение России на Украину в феврале 2022 года привело к переоценке нейтралитета и членства Финляндии в НАТО . [ 41 ] и Финляндия стала членом НАТО 4 апреля 2023 года. [ 42 ]
Швеция
[ редактировать ]Предварительное вступление
[ редактировать ]Начало нейтралитета Швеции можно найти где-то между семнадцатым и девятнадцатым веками. [ 43 ] В послевоенный период экономические причины благоприятствовали членству Швеции в Европейском сообществе, в то время как нейтралитет, к которому присоединилось население, был препятствием. Правительство осознало несовместимость нейтралитета и членства и прекратило официальные переговоры в 1971 году. [ 44 ]
Изменения в концепции нейтралитета через членство в ЕС
[ редактировать ]Окончание «холодной войны» изменило внешние условия. Не имея возможности выполнять посредническую роль и учитывая экономические недостатки пребывания за пределами единого европейского рынка , шведская политика изменилась в пользу членства в ЕС, одновременно гарантируя, что нейтралитет может быть сохранен в долгосрочной перспективе, основываясь на предположении, что Европейское Сообщество будет в ближайшее время не разовьется в направлении общей обороны. [ 45 ] В результате Швеция подала заявку в 1991 году без каких-либо ссылок на нейтралитет. Когда его спросили о способности сохранять нейтралитет, правительство подчеркнуло военное неприсоединение как основу нейтралитета. [ 46 ] Шведский нейтралитет с его переходом к военному неприсоединению рассматривался как приспособление к меняющейся международной обстановке. [ 47 ] Вторжение России в Украину заставило Швецию подать заявку на членство в НАТО в 2022 году, и, таким образом, Швеция больше не считается военным неприсоединившимся государством. [ 48 ] и Швеция стала членом НАТО 7 марта 2024 года. [ 49 ]
См. также
[ редактировать ]- Нейтральная страна
- Евросоюз
- НАТО
- Отношения Европейского Союза и НАТО
- Нейтральные и неприсоединившиеся европейские государства
- Швейцарский нейтралитет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Алеку де Флерс 2009 , с. 302.
- ^ Альджери, Франко (2010). Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (на немецком языке). Вена: Facultas Verlags- und Buchhandels AG. п. 49.
- ^ Дивайн 2011 , с. 335.
- ^ Перейти обратно: а б Девайн 2011 , с. 337
- ^ Перейти обратно: а б с д Джокела 2011 , с. 47.
- ^ Радоман 2021 , с. 3.
- ^ Агиус 2011 , стр. 385.
- ^ Агиус 2011 , с. 371.
- ^ Алеку де Флерс 2009 , с. 304.
- ^ Перейти обратно: а б Алеку де Флерс 2012 , с. 32
- ^ Перейти обратно: а б с Алеку де Флерс 2012 , с. 33
- ^ Алеку де Флерс 2012 , с. 94.
- ^ Алеку де Флерс 2012 , стр. 94ф.
- ^ Перейти обратно: а б с Алеку де Флерс 2012 , с. 95.
- ^ Алеку де Флерс 2012 , с. 96.
- ^ Алеку де Флерс 2012 , с. 97.
- ^ Алеку де Флерс 2012 , стр. 97ф..
- ^ Алеку де Флерс 2012 , с. 98.
- ^ Алеку де Флерс 2009 , стр. 30ф..
- ^ Перейти обратно: а б Алеку де Флерс 2012 , с. 31
- ^ Перейти обратно: а б с Алеку де Флерс 2012 , с. 63
- ^ Алеку де Флерс 2009 , с. 64.
- ^ Алеку де Флерс 2009 , стр. 64ф..
- ^ Алеку де Флерс 2009 , с. 65.
- ^ Алеку де Флерс 2009 , с. 66.
- ^ Алеку де Флерс 2009 , стр. 66 и далее..
- ^ Перейти обратно: а б Алеку де Флерс 2012 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б с д Галеа, Альберт (15 мая 2022 г.). «Мальта и нейтралитет: история главного столпа внешней политики Мальты» . Мальта Индепендент . Архивировано из оригинала 21 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ «Мальта: Обзор» . Евросоюз . Архивировано из оригинала 10 июня 2023 года . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ Трейнор, Ян (17 ноября 2015 г.). «Франция ссылается на статью 42.7 ЕС, но что она означает?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ Джокела 2011 , стр. 48.
- ^ Джокела 2011 , стр. 48ф..
- ^ Джокела 2011 , стр. 50.
- ^ Джокела 2011 , стр. 55 ф..
- ^ Джокела 2011 , стр. 57ф..
- ^ Джокела 2011 , стр. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с Джокела 2011 , стр. 59.
- ^ Джокела 2011 , стр. 60.
- ↑ Презентация программы президентства Финляндии (дебаты) 5 июля 2006 г., Европейский парламент , Страсбург.
- ^ «Финляндия должна оставаться неприсоединившейся в военном отношении: премьер-министр» . Рейтер . 4 декабря 2017 г.
- ^ «Информация HS: Решение о заявке Финляндии в НАТО будет принято после середины мая» . Helsingin Sanomat (на финском языке). 26 апреля 2022 г. Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ НАТО. «Финляндия присоединяется к НАТО в качестве 31-го союзника» . НАТО . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Радоман 2021 , стр. 103 и далее..
- ^ Радоман 2021 , стр. 138.
- ^ Радоман 2021 , стр. 138f..
- ^ Радоман 2021 , стр. 139ф..
- ^ Радоман 2021 , стр. 140.
- ^ Уотерфилд, Бруно (11 апреля 2022 г.). «Финляндия и Швеция собираются присоединиться к НАТО уже летом» . Таймс . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ «НАТО – Протокол о присоединении Швеции – Уведомление о вступлении в силу» . Государственный департамент США . 18 мая 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Агиус, Кристина (2011). «Преобразовавшаяся до неузнаваемости? Политика постнейтралитета». Сотрудничество и конфликт . 46 (3): 370–395. дои : 10.1177/0010836711416960 . S2CID 144737157 .
- Алеку де Флерс, Николь (2009). «Милитаризация» ЕС? ЕС как глобальный игрок и нейтральные государства-члены . в: Лаурсен, Финн: ЕС как участник внешней политики и политики безопасности, Дордрехт: Republic of Letters Publishing BV.
- Алеку де Флерс, Николь (2012). Внешняя политика ЕС и европеизация нейтральных государств. Сравнение внешней политики Ирландии и Австрии . Абингдон, Нью-Йорк: Рутледж.
- Девайн, Карен (2011). «Нейтралитет и развитие общей политики безопасности и обороны Европейского Союза: совместимые или конкурирующие?». Сотрудничество и конфликт . 46 . дои : 10.1177/0010836711416958 . S2CID 143565150 .
- Йокела, Юха (2011). Европеизация и внешняя политика. Государственная идентичность в Финляндии и Великобритании . Абингдон, Нью-Йорк: Рутледж.
- Радоман, Елена (2021). Военный нейтралитет малых государств в XXI веке. Стратегии безопасности Сербии и Швеции . Чам: Springer Nature Switzerland AG.