Jump to content

Нейтральные государства-члены Европейского Союза

По состоянию на 7 марта 2024 г. .
  •   Нейтральные страны-члены ЕС
  •   Другие страны-члены ЕС
  •   Страны, не входящие в ЕС

Европейский Союз (ЕС) представляет собой институт своего рода, состоящий из государств-членов, входящих в альянс, а также военно-нейтральных государств-членов, разрабатывающих общую внешнюю политику и политику безопасности для союза в целом. Военно-нейтральными государствами-членами являются Австрия , Ирландия и Мальта . [ 1 ] Предыдущими военно-нейтральными государствами были Финляндия и Швеция .

Для военно-нейтральных государств членство в ЕС и его общей внешней политике и политике безопасности представляет собой проблему для сохранения своего нейтрального статуса. Это вытекает из обязательства Общей внешней политики и политики безопасности для государств-членов обеспечивать ей и другим государствам-членам свою солидарность, а также оставаться согласованной с европейской внешней политикой, чтобы не ограничивать ее эффективность. [ 2 ] Таким образом, проблема заключается в том, чтобы оставаться последовательными в рамках общей внешней политики и политики безопасности, сохраняя при этом нейтральную позицию.

Определение нейтралитета

[ редактировать ]

Понятие нейтралитета не имеет общепринятого определения. Разный акцент можно сделать на правовых, политических, идеологических, экономических и военных аспектах, а также на том, как нейтралитет реализуется на практике. [ 3 ] В зависимости от различных действующих лиц, ценностей и целей нейтральность может иметь разные значения. [ 4 ]

Определение, сосредоточенное главным образом на военных аспектах, основано на Гаагских конвенциях 1907 года и предлагает правовую основу для нейтралитета в международных отношениях. [ 5 ] Нейтралитет означает, что государство не участвует в вооруженных конфликтах с другими государствами для достижения безопасности. [ 6 ] Благодаря нейтральности,

«[Н]ейтральные государства не могут участвовать в войнах прямо или косвенно. Они также не должны поддерживать или благоприятствовать воюющим сторонам в военном отношении, не должны предоставлять им свою территорию, снабжать их оружием или кредитами или односторонним образом ограничивать частный экспорт вооружений. Нейтральные страны также обязаны защищаться от нарушений их нейтралитета».

—  [ 5 ]

Таким образом, нейтралитет рассматривается в контексте современных государств и тесно связан с европейской военной и политической историей. [ 5 ] Такая интерпретация нейтралитета тесно связана с военным неприсоединением, которое просто означает, что государство формально не присоединяется к военной организации. [ 7 ] Австрия, Финляндия и Швеция постепенно превратились в военные неприсоединившиеся государства. [ 8 ]

Кроме того, в контексте « холодной войны » ученые разработали различие между постоянным или де-юре и временным или фактическим нейтралитетом. Постоянный нейтралитет означает нейтралитет, который устанавливается обязательным законом или договором. Нейтралитет Австрии относится к этой категории. Временный нейтралитет относится к нейтралитету, который устанавливается только политической практикой государства. Примерами этой категории являются нейтралитет Финляндии, Ирландии и Швеции. [ 5 ]

Более того, активное определение нейтралитета основывает эту концепцию на космополитическом мировоззрении и определяет ненападение, продвижение мира и самоопределение как мотивирующие ценности, стоящие за ней. Именно так часто понимают нейтралитет на внутригосударственном уровне. [ 4 ] Это воспринимается как моральное обязательство содействовать международной справедливости, закону и миру, а также обязательство ограничивать и регулировать применение силы в международных отношениях. Таким образом, продвижение этих ценностей дает государству возможность разработать независимую и дискреционную внешнюю политику. [ 9 ]

Более того, нейтралитет также можно рассматривать как стратегию небольших государств, направленную на то, чтобы избежать втягивания в сферу влияния более крупного государства и сохранить как можно большую автономию. [ 1 ]

Нейтральные государства

[ редактировать ]

Предварительное вступление

[ редактировать ]

Австрийский нейтралитет уходит своими корнями в итоги Второй мировой войны . Австрия была оккупирована четырьмя державами-победительницами , и с началом холодной войны переговоры по Австрийскому государственному договору не принесли большого прогресса. Приняв на себя обязательство соблюдать постоянный нейтралитет, австрийское правительство могло бы выйти из этого тупика. Поэтому в 1955 году был принят « Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии », в котором говорилось, что Австрия постоянно сохраняет нейтралитет и никогда не будет вступать в военные союзы и не позволит другим странам создавать военные базы на своей территории. [ 10 ]

Первоначально нейтральный статус воспринимался как политическая жертва ради того, чтобы Австрия снова могла стать суверенной и независимой. В 1950-е годы внешняя политика Австрии стала более независимой от держав-победительниц, а с начала 1960-х годов Австрия принимала участие в миротворческих операциях Организации Объединенных Наций (ООН), Вена стала домом для нескольких международных организаций, и там состоялось несколько важных встреч и конференций. [ 11 ] В 1970-е годы после смены правительства Австрия продолжила развивать свои отношения с государствами Восточной Европы. Он внес большой вклад в работу международного сообщества и активно сотрудничал в международных организациях, особенно в ООН. Будучи непостоянным членом Совета Безопасности ООН с 1973 по 1974 год, Австрия могла бы укрепить свой международный авторитет. Более того, собственные инициативы вне многосторонних рамок были направлены на наведение мостов и сосредоточены главным образом на конфликте Север-Юг, конфликте между Израилем и палестинцами и разрядке между Западом и Востоком. Это знаменует собой время, когда Австрия активно придерживается принципа нейтралитета. [ 11 ]

В связи с ростом напряженности в конфликте между Востоком и Западом [ нужны разъяснения ] снова в конце 1970-х годов условия активного нейтралитета ухудшились, и с приходом нового правительства в 1983 году внешняя политика Австрии была переориентирована. Международные вопросы потеряли значение, в то время как европейский континент и особенно Европейское сообщество стали более центральными. Но нейтралитет, хотя теперь он больше ориентирован на европейскую сферу, ограничивал возможности Австрии участвовать в европейской интеграции . [ 11 ]

Изменения в концепции нейтралитета через членство в ЕС

[ редактировать ]

До тех пор, пока в 1987 году не было сформировано новое правительство, членство в Европейском сообществе считалось несовместимым с нейтралитетом Австрии. Новое правительство выступало за полную интеграцию австрийской экономики в единый европейский рынок и тем самым способствовало вступлению Австрии в Европейское сообщество. [ 12 ] Заявка на членство в Европейском сообществе была подана правительством Австрии в 1989 году с дополнительным пунктом, защищающим нейтралитет Австрии. Отмена нейтралитета не могла обсуждаться с аргументом, что в противном случае Австрия потеряет свою надежность, которая была построена на том, что она была нейтральным государством на протяжении десятилетий. [ 13 ]

Окончание Холодной войны изменило ситуацию. Некоторые австрийские политики считали нейтралитет изжившимся и придерживались к нему «ревизионистского» подхода. [ 14 ] Но было много скептицизма по поводу заявления Австрии о членстве в Европейском сообществе. Европейская комиссия была обеспокоена совместимостью будущей общей внешней политики и политики безопасности с постоянно нейтральным статусом Австрии. Нужны были гарантии со стороны Австрии, гарантирующие, что она будет соблюдать будущую общую внешнюю политику и политику безопасности. Австрия заверила свое полное и активное участие в общей внешней политике и политике безопасности, а также свою солидарность. С точки зрения правящих партий ожидалось, что Европейское Сообщество сыграет ключевую роль в развитии новой системы коллективной европейской безопасности. В результате в договоре о присоединении Австрии от 1994 года больше не было официального пункта, касающегося австрийского нейтралитета. [ 14 ] Вместо этого в Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии были внесены поправки, позволяющие Австрии участвовать в экономических санкциях в результате общей внешней политики и политики безопасности. [ 14 ]

С новым правительством в 1996 году Австрия не только позволила реализовать общую оборонную политику, но и подтвердила свое активное участие в ней. Кроме того, было проведено больше законодательных изменений, позволяющих Австрии отправлять войска в рамках военных операций в рамках большего количества институциональных организаций, чем только ООН, и в полной мере участвовать в петерсбергских задачах. [ 15 ] Несмотря на конструктивное воздержание, предусмотренное Амстердамским договором , Австрия больше не была обязана оставаться нейтральной в конфликтах. [ 16 ] С появлением в 2000 году новой правительственной коалиции, состоящей из ÖVP и FPÖ, концепция нейтралитета впервые была официально поставлена ​​под сомнение. Это рассматривалось как противоречащее европейской солидарности. Но с 2003 года, после изумления других нейтральных государств, австрийское правительство снова поддержало нейтралитет. [ 17 ] Возможное участие Австрии в боевых группах, начатое в 2004 г., [ 18 ] Это еще один пример сокращенного определения нейтралитета, принятого Австрией, который больше напоминает военное неприсоединение, чем прежний активный нейтралитет.

Ирландия

[ редактировать ]
Ирландия обеспокоена потерей права на самоопределение, включая свой нейтральный статус.

Предварительное вступление

[ редактировать ]

Англо -ирландский договор, вступивший в силу в 1922 году, создал Ирландию как независимое государство и определил ее как нейтральное государство. Это также не изменилось с принятием новой Конституции Ирландии в 1937 году, а в англо-ирландском соглашении об обороне в 1938 году было гарантировано, что Ирландия не будет использоваться в качестве базы для иностранных государств для нападения на Соединенное Королевство . Нейтралитет во время Второй мировой войны был знаком суверенитета и независимости Ирландии. [ 19 ] Ориентируясь на ирландские культурные и социальные ценности и антипатию к силовой политике и военному участию, Ирландия развила сильный изоляционизм и поэтому не участвовала на первых этапах европейской интеграции. [ 20 ] Когда Фрэнк Эйкен стал министром иностранных дел в 1957 году, участие Ирландии в многосторонних форумах, особенно в Совете Европы и ООН, возросло. Ирландия разработала высокий политический статус в отношении разоружения, антиколониальных вопросов и участия в операциях Организации Объединенных Наций по поддержанию мира . [ 20 ] Это также больше склоняется к активному пониманию нейтралитета.

Изменения в концепции нейтралитета через членство в ЕС

[ редактировать ]

Ирландия впервые безуспешно подала заявку на членство в Европейском сообществе в 1961 году вместе с Соединенным Королевством. [ 10 ] Хотя премьер-министр рассматривал возможные военные последствия членства и не исключал возможности вступления в НАТО , парламент и население не были согласны с отказом от нейтралитета. [ 21 ] Вторая успешная заявка, поданная в 1967 году, тогда подчеркивала разделение Европейского сообщества и НАТО. Более того, ирландское правительство разработало «последнюю оборонительную» позицию, которая соглашалась на сотрудничество в области обороны только в результате политического сотрудничества европейских государств-членов после того, как экономическая интеграция была бы полностью достигнута. [ 21 ] Помимо этого, вопроса о нейтралитете избегали, подкрепляя тем фактом, что Европейское политическое сотрудничество, созданное в 1970 году, исключило оборону и безопасность из внешней политики и что Европейское Сообщество больше задумывалось как «гражданская держава». [ 21 ] Когда в 1980-х годах напряженность времен холодной войны снова возросла, нейтралитет снова стал важной темой, и после ратификации Единого европейского акта в 1987 году Ирландия создала национальную декларацию нейтралитета, защищающую ее статус нейтрального в военном отношении государства. [ 22 ]

В конце 1980-х и начале 1990-х годов Ирландия вернулась к позиции «последнего оборонительного» и последовала более ревизионистскому подходу к нейтралитету и его совместимости с европейским политическим сотрудничеством . Последнее также привело к тому, что ирландское правительство все больше развивало свою позицию в контексте позиций других государств-членов. Более того, Ирландия изменила свой Закон об обороне 1960 года для участия в миссии ООН по принуждению к миру в 1991 году. Это было фундаментальным изменением в политике. [ 23 ] Несмотря на то, что Ирландия получила «ирландскую оговорку» в Маастрихтском договоре, защищающую нейтралитет, она приняла ее общие цели, включая оборону. Еще больше общественных дебатов вызвал Амстердамский договор 1996 года о включении задач Петерсберга, в который ирландское правительство не хотело участвовать в задачах боевых сил. [ 24 ] Для участия ирландских войск в Европейских оперативных силах быстрого реагирования ирландское правительство разработало систему «тройного замка», согласно которой военные операции должны иметь мандат ООН, быть одобрены Палатой представителей и согласованы с правительством. [ 25 ]

Более того, Ниццкий договор был отклонен на первом референдуме из-за опасений слишком сильной милитаризации ЕС, угрожающей нейтралитету Ирландии, но он был принят на втором после заявления государств-членов об уважении нейтралитета Ирландии и конституционного запрета на ирландский нейтралитет. участие в общем европейском оборонном соглашении. [ 26 ] Эта позиция сохранялась в ходе последующих переговоров по договору, но Лиссабонский договор, тем не менее, включал пункт о взаимной обороне. Это привело к еще одному неудавшемуся референдуму, который был успешно повторен после еще одного заверения, что ЕС не будет вмешиваться в нейтралитет Ирландии. [ 27 ] В целом, требуя референдума по изменению договора, ирландское правительство приводило доводы в пользу уважения специфики своей политики безопасности и обороны, хотя его концепция нейтралитета со временем становилась все более и более свободной. [ 27 ]

Мальта получила независимость от Соединенного Королевства в 1964 году. Однако Великобритания платила арендную плату за содержание своих военных баз в стране. В 1971 году, сразу после избрания премьер-министром, Дом Минтофф из Лейбористской партии НАТО изгнал союзные силы в Средиземноморье из страны, а также попытался изгнать британские военные с Мальты. В конечном итоге это произошло 31 марта 1979 года. [ 28 ]

В 1973 году Мальта официально присоединилась к Движению неприсоединения , а Минтофф укрепил отношения с незападными странами. В 1981 году Италия согласилась гарантировать безопасность Мальты, а Советский Союз официально признал нейтралитет Мальты. В январе 1987 года Мальта внесла в свою конституцию поправки , требующие нейтралитета, в частности: [ 28 ]

Мальта — нейтральное государство, активно стремящееся к миру, безопасности и социальному прогрессу среди всех стран, придерживаясь политики неприсоединения и отказываясь участвовать в каком-либо военном союзе.

1 мая 2004 года Мальта вступила в Европейский Союз. [ 29 ] В договоре о вступлении страны в ЕС указано, что членство Мальты в ЕС не повлияет на ее нейтральный статус. [ 28 ] В 2015 году, после террористических атак в Париже , Франция применила положение ЕС о взаимной обороне. [ 30 ] Соответственно, Мальта предложила оказать помощь Франции, если ее об этом попросят, но заявила, что сделает это только в соответствии со своей конституцией и договорами ЕС. [ 28 ]

Ранее нейтральные государства

[ редактировать ]

Финляндия

[ редактировать ]

Предварительное вступление

[ редактировать ]

Финляндия не требовала нейтралитета сразу после Второй мировой войны. В годы, последовавшие непосредственно за войной, оно следовало стратегии умиротворения Советского Союза и признания советских интересов безопасности в Финляндии . Об этом свидетельствовали совместные меры безопасности и советская военно-морская база на территории Финляндии. Вывод этой военно-морской базы в 1956 году вернул Финляндии суверенитет и позволил ей вступить в ООН, после чего вскоре последовала первоначальная формулировка нейтральной политики. Консолидированный суверенитет и нейтралитет рассматривались как положительные результаты финской послевоенной внешней политики и политики безопасности, целью которой было установление взаимного доверия с Советским Союзом. [ 31 ] Нейтралитет Финляндии был процессом, который достиг зрелости на Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году, закрепив значение нейтралитета и добившись его признания Советским Союзом в 1989 году. [ 32 ] С точки зрения Финляндии, Европейское Сообщество воспринималось как экономическая организация, и поэтому свободные отношения с ним были приемлемы. Но полное членство рассматривалось как несовместимое с нейтралитетом. [ 33 ] Нейтралитет также был результатом геополитического положения Финляндии на периферии с ограниченными возможностями. Самопомощь была единственным надежным решением в виде осторожной внешней политики и политики безопасности. Но, таким образом, у него была хорошая возможность ослабить напряженность между сверхдержавами и укрепить взаимное доверие между ними. [ 34 ] Зарождающееся сотрудничество в области внешней политики внутри Европейского сообщества в 1990 году все еще рассматривалось как угроза нейтралитету Финляндии и, следовательно, также ее суверенитету и независимости. [ 35 ]

Изменения в концепции нейтралитета через членство в ЕС

[ редактировать ]

При вступлении в ЕС Финляндия перестала быть нейтральным государством. Оставаясь неприсоединившимся в военном отношении, он политически, экономически и культурно присоединился к Западной Европе. Культурные связи со странами Северной Европы и Западной Европы уже подчеркивались в послевоенный период, но политическая и экономическая интеграция Финляндии набрала обороты только после окончания Холодной войны. [ 36 ] Решение Финляндии подать заявку на членство в ЕС в 1992 году часто воспринимается как внезапное и глубокое изменение в ее послевоенной внешней политике. [ 37 ] Более того, на удивление, главными факторами вступления в ЕС стали безопасность и идентичность, а не экономические причины. [ 37 ] Чтобы полностью соответствовать общей внешней политике и политике безопасности ЕС, правительство Финляндии переопределило нейтралитет как военное неприсоединение и независимую оборону. [ 37 ] ЕС послужил Финляндии новым способом гарантировать ее безопасность, преследовать финские интересы и выражать суверенитет Финляндии. [ 38 ]

Бывший министр Финляндии премьер - Матти Ванханен 5 июля 2006 года заявил, что Финляндия больше не является нейтральной:

« Господин Пфлюгер назвал Финляндию нейтральной. Я должен его поправить: Финляндия является членом ЕС. Мы когда-то были политически нейтральной страной, во времена железного занавеса. Теперь мы являемся членом Союза, часть этого сообщества ценностей, которое имеет общую политику и, более того, общую внешнюю политику». [ 39 ]

Однако премьер-министр Финляндии Юха Сипиля 5 декабря 2017 года по-прежнему назвал страну «неприсоединившейся в военном отношении» и что она должна оставаться таковой. [ 40 ]

Нападение России на Украину в феврале 2022 года привело к переоценке нейтралитета и членства Финляндии в НАТО . [ 41 ] и Финляндия стала членом НАТО 4 апреля 2023 года. [ 42 ]

Предварительное вступление

[ редактировать ]

Начало нейтралитета Швеции можно найти где-то между семнадцатым и девятнадцатым веками. [ 43 ] В послевоенный период экономические причины благоприятствовали членству Швеции в Европейском сообществе, в то время как нейтралитет, к которому присоединилось население, был препятствием. Правительство осознало несовместимость нейтралитета и членства и прекратило официальные переговоры в 1971 году. [ 44 ]

Изменения в концепции нейтралитета через членство в ЕС

[ редактировать ]

Окончание «холодной войны» изменило внешние условия. Не имея возможности выполнять посредническую роль и учитывая экономические недостатки пребывания за пределами единого европейского рынка , шведская политика изменилась в пользу членства в ЕС, одновременно гарантируя, что нейтралитет может быть сохранен в долгосрочной перспективе, основываясь на предположении, что Европейское Сообщество будет в ближайшее время не разовьется в направлении общей обороны. [ 45 ] В результате Швеция подала заявку в 1991 году без каких-либо ссылок на нейтралитет. Когда его спросили о способности сохранять нейтралитет, правительство подчеркнуло военное неприсоединение как основу нейтралитета. [ 46 ] Шведский нейтралитет с его переходом к военному неприсоединению рассматривался как приспособление к меняющейся международной обстановке. [ 47 ] Вторжение России в Украину заставило Швецию подать заявку на членство в НАТО в 2022 году, и, таким образом, Швеция больше не считается военным неприсоединившимся государством. [ 48 ] и Швеция стала членом НАТО 7 марта 2024 года. [ 49 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Алеку де Флерс 2009 , с. 302.
  2. ^ Альджери, Франко (2010). Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (на немецком языке). Вена: Facultas Verlags- und Buchhandels AG. п. 49.
  3. ^ Дивайн 2011 , с. 335.
  4. ^ Перейти обратно: а б Девайн 2011 , с. 337
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Джокела 2011 , с. 47.
  6. ^ Радоман 2021 , с. 3.
  7. ^ Агиус 2011 , стр. 385.
  8. ^ Агиус 2011 , с. 371.
  9. ^ Алеку де Флерс 2009 , с. 304.
  10. ^ Перейти обратно: а б Алеку де Флерс 2012 , с. 32
  11. ^ Перейти обратно: а б с Алеку де Флерс 2012 , с. 33
  12. ^ Алеку де Флерс 2012 , с. 94.
  13. ^ Алеку де Флерс 2012 , стр. 94ф.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Алеку де Флерс 2012 , с. 95.
  15. ^ Алеку де Флерс 2012 , с. 96.
  16. ^ Алеку де Флерс 2012 , с. 97.
  17. ^ Алеку де Флерс 2012 , стр. 97ф..
  18. ^ Алеку де Флерс 2012 , с. 98.
  19. ^ Алеку де Флерс 2009 , стр. 30ф..
  20. ^ Перейти обратно: а б Алеку де Флерс 2012 , с. 31
  21. ^ Перейти обратно: а б с Алеку де Флерс 2012 , с. 63
  22. ^ Алеку де Флерс 2009 , с. 64.
  23. ^ Алеку де Флерс 2009 , стр. 64ф..
  24. ^ Алеку де Флерс 2009 , с. 65.
  25. ^ Алеку де Флерс 2009 , с. 66.
  26. ^ Алеку де Флерс 2009 , стр. 66 и далее..
  27. ^ Перейти обратно: а б Алеку де Флерс 2012 , с. 67.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Галеа, Альберт (15 мая 2022 г.). «Мальта и нейтралитет: история главного столпа внешней политики Мальты» . Мальта Индепендент . Архивировано из оригинала 21 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  29. ^ «Мальта: Обзор» . Евросоюз . Архивировано из оригинала 10 июня 2023 года . Проверено 21 января 2024 г.
  30. ^ Трейнор, Ян (17 ноября 2015 г.). «Франция ссылается на статью 42.7 ЕС, но что она означает?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  31. ^ Джокела 2011 , стр. 48.
  32. ^ Джокела 2011 , стр. 48ф..
  33. ^ Джокела 2011 , стр. 50.
  34. ^ Джокела 2011 , стр. 55 ф..
  35. ^ Джокела 2011 , стр. 57ф..
  36. ^ Джокела 2011 , стр. 58.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Джокела 2011 , стр. 59.
  38. ^ Джокела 2011 , стр. 60.
  39. Презентация программы президентства Финляндии (дебаты) 5 июля 2006 г., Европейский парламент , Страсбург.
  40. ^ «Финляндия должна оставаться неприсоединившейся в военном отношении: премьер-министр» . Рейтер . 4 декабря 2017 г.
  41. ^ «Информация HS: Решение о заявке Финляндии в НАТО будет принято после середины мая» . Helsingin Sanomat (на финском языке). 26 апреля 2022 г. Проверено 26 апреля 2022 г.
  42. ^ НАТО. «Финляндия присоединяется к НАТО в качестве 31-го союзника» . НАТО . Проверено 5 апреля 2023 г.
  43. ^ Радоман 2021 , стр. 103 и далее..
  44. ^ Радоман 2021 , стр. 138.
  45. ^ Радоман 2021 , стр. 138f..
  46. ^ Радоман 2021 , стр. 139ф..
  47. ^ Радоман 2021 , стр. 140.
  48. ^ Уотерфилд, Бруно (11 апреля 2022 г.). «Финляндия и Швеция собираются присоединиться к НАТО уже летом» . Таймс . Проверено 20 апреля 2022 г.
  49. ^ «НАТО – Протокол о присоединении Швеции – Уведомление о вступлении в силу» . Государственный департамент США . 18 мая 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Агиус, Кристина (2011). «Преобразовавшаяся до неузнаваемости? Политика постнейтралитета». Сотрудничество и конфликт . 46 (3): 370–395. дои : 10.1177/0010836711416960 . S2CID   144737157 .
  • Алеку де Флерс, Николь (2009). «Милитаризация» ЕС? ЕС как глобальный игрок и нейтральные государства-члены . в: Лаурсен, Финн: ЕС как участник внешней политики и политики безопасности, Дордрехт: Republic of Letters Publishing BV.
  • Алеку де Флерс, Николь (2012). Внешняя политика ЕС и европеизация нейтральных государств. Сравнение внешней политики Ирландии и Австрии . Абингдон, Нью-Йорк: Рутледж.
  • Девайн, Карен (2011). «Нейтралитет и развитие общей политики безопасности и обороны Европейского Союза: совместимые или конкурирующие?». Сотрудничество и конфликт . 46 . дои : 10.1177/0010836711416958 . S2CID   143565150 .
  • Йокела, Юха (2011). Европеизация и внешняя политика. Государственная идентичность в Финляндии и Великобритании . Абингдон, Нью-Йорк: Рутледж.
  • Радоман, Елена (2021). Военный нейтралитет малых государств в XXI веке. Стратегии безопасности Сербии и Швеции . Чам: Springer Nature Switzerland AG.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 761d159b6f5299a9348218f5d8a1cde8__1720492140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/e8/761d159b6f5299a9348218f5d8a1cde8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neutral member states in the European Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)