Генеральный адвокат (Европейский Союз)
Эта статья является частью серии, посвящённой |
![]() |
---|
![]() |
В Европейском Союзе ( генеральные адвокаты по -французски : avocats généraux , единственное число: avocat général ) — это высокопоставленные функционеры, работающие в Европейском суде (ECJ). Должность генерального адвоката , созданная по образцу французского комиссара правительства , была создана совместно с Европейским судом в 1951 году, когда Парижский договор был подписан .
Генеральный адвокат участвует в судебных делах и может задавать вопросы сторонам, после чего они формулируют свое мнение, однако в случае, когда не возникает никаких новых вопросов права, в этом нет необходимости. Только после их заключения Суд начинает выносить свое решение. Хотя мнение генерального адвоката не является обязательным ни для Европейского суда, ни для судов в государствах-членах , его выводы часто принимаются во внимание и часто служат показателем решения Суда по делу. [1] [2] [3]
С 2020 года одиннадцать генеральных адвокатов назначаются на шестилетний срок, пять из которых назначаются от крупнейших государств-членов ЕС (Германия, Франция, Италия, Испания и Польша), а остальные шесть членов назначаются между другими государства-члены. Первый генеральный адвокат, которому поручено передавать дела себе или своим коллегам-генеральным адвокатам и который обладает некоторыми полномочиями, связанными с судебным пересмотром дел Генерального суда , избирается на трехлетний срок из этих одиннадцати человек. Генеральные адвокаты ad hoc также могут быть назначены для рассмотрения дел в Генеральном суде из числа судей, работающих в суде, но в настоящее время эта возможность не используется.
Правовая основа
[ редактировать ]Подписание Парижского договора учредило Европейское сообщество угля и стали , в котором, в частности, появился судебный орган под названием «Суд». В ходе переговоров, которые привели к его подписанию, французская делегация возмущалась возможностью разногласий или совпадающих мнений по этим делам. [3] Поэтому Морис Лагранж , входящий в состав делегации, который позже станет первым генеральным адвокатом, назначенным в суд, [4] предложил, чтобы такие взгляды представлял генеральный адвокат, который будет выполнять функции, аналогичные функциям французского комиссара правительства (эквивалент общественного докладчика с 2009 года). [5] [6] [7] Комиссару совету поручено давать юридические консультации Государственному , высшему административному суду . Это видение было реализовано в Протоколе о Статуте Суда, подписанном в 1951 году, и с тех пор остается практически неизменным.
Состав
[ редактировать ]В настоящее время, согласно положениям статьи 19 Договора о Европейском Союзе (ДЕС) и статьи 252 Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС), Европейский Суд, помимо 27 судей (по одному на каждое государство-член), также имеет одиннадцать генеральных адвокатов. [8] [9] Европейский совет , действуя единогласно, может увеличить это число, если об этом попросит Европейский суд. [10]
При формировании Суда было решено назначить двух генеральных адвокатов: одного из Германии , другого из Франции. Великобритания и Италия присоединились к нему в 1973 году, Испания последовала за ним в 1995 году. [11] и Польша сделала это в 2013 году. [12] Поскольку Великобритания вышла из Европейского Союза в 2020 году, теперь пять государств-членов ( самых густонаселенных ) имеют право назначать своих собственных генеральных адвокатов. [9] Другие государства-члены назначают генеральных адвокатов на ротационной основе (одного в 1981–1986 годах, двух в 1986–1995 годах, четырех в 1995–2000 годах, трех в 2000–2015 годах, пяти в 2015–2020 годах и шести с 2020 года). [3] [11] [12] Срок полномочий каждого генерального адвоката составляет шесть лет, он может быть назначен повторно и, за исключением дисциплинарного отстранения или отставки, не может быть отстранен от должности в течение этого срока; [7] однако, учитывая ротационный характер назначений из стран, не имеющих постоянного члена, это продление фактически ограничивается пятью странами, которые могут направить своих собственных генеральных адвокатов. Если должность освобождается до окончания срока, назначается замена на оставшийся срок, обычно из той же страны. Генеральный адвокат может быть отстранен от должности досрочно, если назначившее его государство-член выйдет из ЕС. [13]
С 1974 года первый генеральный адвокат избирается из числа лиц, занимающих такие должности. [14] С 1979 года они отвечают за распределение дел среди коллег-генеральных адвокатов. [3] В течение трех десятилетий после его создания эта должность менялась между каждым из генеральных адвокатов, [6] но Мельхиор Ватлет был первым человеком, избираемым более двух раз, и первым, кто отбыл срок подряд. В ноябре 2019 года регламент был изменен, и сроки были увеличены до трех лет. [15] Первые выборы по новым правилам состоялись в октябре 2021 года, когда Мачей Шпунар , уже проработавший на этой должности три года, был избран на должность еще на три года. [16] Однако первый генеральный адвокат не стоит выше остальных генеральных адвокатов и во многом находится в том же положении, что и десять других его коллег. [7]
Критерии назначения
[ редактировать ]Общие адвокаты разделяют критерии назначения с судьями (упомянутые в статьях 2–4 Статута Европейского суда и в статье 253 ДФЕС). Они назначаются по взаимному согласию национальных правительств после консультаций со специальной комиссией (так называемая «комиссия по статье 255»), которая проверяет кандидатов и выносит необязательные заключения об их пригодности для работы; [17] [а] Генеральные адвокаты должны иметь право работать в высших национальных судах или быть юристами «признанной компетентности» и проявлять независимость. Как и судьи, генеральные адвокаты приносят присягу и , как правило, не подвергаются судебному преследованию . Им запрещено занимать политические или административные должности, и они могут занимать иные должности, кроме должности в Суде, только в том случае, если Европейский Совет решит предоставить исключение.
Процедура и назначение
[ редактировать ]Процедура рассмотрения дел в Суде ЕС заключается в назначении ответственного судьи-докладчика и генерального адвоката, что осуществляется Председателем Суда ЕС и первым генеральным адвокатом соответственно. [3] [8] Как правило, первый генеральный адвокат имеет полную свободу действий в отношении распределения дел, но этот процесс регулируется несколькими неофициальными правилами. [7] Например, часто избегают соглашений, при которых некоторые адвокаты обычно специализируются на одной конкретной широкой теме, чтобы можно было подойти к делам с разных точек зрения и, таким образом, дать больше материала, на основе которого Суд может сделать свои выводы. Однако это правило не соблюдается строго, особенно если генеральный адвокат подробно рассматривал эту конкретную тему. [6] [7] Также принято, что первый генеральный адвокат не назначает генерального адвоката для ведения дела, стороной которого является государство-член, из которого является генеральный адвокат. Отклонения от этого правила могут вызвать споры. [18]
Исторически сложилось так, что по каждому делу необходимо было получить заключение генерального адвоката; однако с тех пор, как в 2003 году вступил в силу Ниццкий договор , было введено правило, согласно которому, если в деле не возникает новых вопросов права (что в 2015 году, когда доступны последние данные, произошло в 43% случаев, причем ранее оценки за год варьируются от 30% до 53%), [19] [20] мнение генерального адвоката не требуется; в этом случае суд консультируется с генеральным адвокатом, и, если они согласны, выносится только решение суда. [21] Однако когда дело поступает в Большую Палату, оно всегда сопровождается таким заключением. [20] Генеральный адвокат обязан представлять свое мнение столько раз, сколько требуется для устных слушаний, так, в одном из дел Комиссия против Бельгии (Бельгийские отходы) было вынесено три заключения; [6] Однако ситуации, когда проводится более одного слушания, случаются редко. [3]
Согласно статье 20 Статута Суда ЕС, назначенный генеральный адвокат присутствует при взаимодействии со сторонами. Все генеральные адвокаты могут дополнительно получать предварительные копии решения и участвовать в закрытых заседаниях, когда Суд ЕС выносит заключение, но, в отличие от судей, они не участвуют в совещательном процессе суда. [7]
Мнения генеральных адвокатов
[ редактировать ]Генеральный адвокат, по словам Такиса Тридимаса , [6] служит нескольким целям. Генеральный адвокат помогает подготовить дело для Суда. Более того, их мнения обеспечивают предлагаемое решение и логическое обоснование для достижения представленного вывода, а также содержат исследование существующей прецедентной практики , а также представленных юридических моментов. [1]
Вопреки решениям Европейского суда, которые имеют тенденцию быть краткими и абстрактными и являются наследием французского судебного дискурса , [5] Мнение генерального адвоката не обязательно должно соответствовать этим критериям и фактически может принимать любую форму, которую пожелает генеральный адвокат. [22] Исторически, особенно до 1980-х годов, мнения генеральных адвокатов тесно следовали судебным толкованиям Европейского суда, но с тех пор решения стали несколько менее почтительными по отношению к ним. [4]
Заключения могут быть написаны на родном языке Генерального адвоката (любом из 24 официальных языков Европейского Союза). [3] хотя, чтобы уменьшить нагрузку на службу перевода, в настоящее время они все чаще составляются на одном из пяти так называемых «основных языков», то есть: французском, английском, немецком, испанском и итальянском, и это особенно поощряется генеральными адвокатами. написать в первых двух из них. [23] Представления генерального адвоката, при необходимости, затем переводятся на французский язык, рабочий язык Европейского суда. [24] Решение Европейского суда составляется только после получения заключения генерального адвоката, хотя некоторая подготовка возможна, если судья-докладчик и его референдеры ( секретари ) понимают язык процедуры. [24]
Суд не связан мнениями генеральных адвокатов и даже не обязан их рассматривать. Фактически в 2004–2005 годах только в 39% судебных решений упоминалось мнение генерального прокурора. [18] (в 2017 году этот процент составлял около 46%). [25] Однако мнение генерального адвоката считается влиятельным. [1] Количественные исследования, кажется, подтверждают эту идею. Исследование 2017 года показало, что среди 109 рассмотренных решений 64% согласились с решением в принципе, 9% не согласились, а остальные согласились лишь в некоторых пунктах; при этом в 69% случаев имелись лишь незначительные различия в толковании источников права. [25] Другое исследование, в котором анализировались только случаи аннулирования, показало, что Суд ЕС на 67% чаще отменял части закона или весь закон, если генеральный адвокат выразил свою поддержку иска, по сравнению с ситуациями, когда было наоборот. документ предостерег от причинно-следственных выводов. [26]
Список генеральных адвокатов Европейского суда
[ редактировать ]Примечание . Действующие генеральные адвокаты выделены жирным шрифтом ; ожидаемое окончание срока их полномочий выделено курсивом .
Генеральный суд
[ редактировать ]В Генеральном суде , в отличие от Европейского суда, нет специально назначенных генеральных адвокатов, и те, кто работает в Европейском суде, не могут использоваться для целей Генерального суда. [27] Однако в соответствии со статьей 3 Регламента Генерального суда судьям, которые не являются председателем, вице-президентом или председателями палат Генерального суда, может быть предложено выступать в качестве генеральных адвокатов по конкретному делу. с процедурой, функциями и обязанностями, аналогичными тем, что имеются в Суде ЕС. Эти судьи, как и в высшей палате Суда Европейского Союза , не могут принимать участие в рассмотрении дела (ст. 49 Статута Суда), но могут участвовать в расследовании дела. и при допросе сторон. Однако на практике Генеральный суд больше не пользуется этими полномочиями. [27]
Несмотря на то, что ни один из генеральных адвокатов Европейского суда не дает заключений по делам, рассматриваемым Генеральным судом, первый генеральный адвокат может инициировать специальную процедуру пересмотра в соответствии со статьей 62 Статута Европейского суда ( Réexamen на французском языке). [28] путем подачи соответствующего запроса в течение месяца с момента вынесения решения Генерального суда, если они считают, что решение Генерального суда имеет высокий риск «затрагивания единства последовательности законодательства Союза». По состоянию на октябрь 2021 года процедура использовалась 16 раз, 8 дел перешли на стадию рассмотрения. [3]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя формально эти мнения не являются обязательными, до сих пор мнения были учтены, и, как отмечает Думбровский и др. скажем, являются де-факто обязательными.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соответствующие параграфы из первоначального Протокола о Статуте Суда, приложенного к Парижскому договору (на французском языке)
- Статут Суда Европейского Союза (по состоянию на август 2016 г.)
- Регламент Генерального суда (по состоянию на апрель 2015 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Влаз, Аурелиуш (10 октября 2021 г.). «Институты Европейского Союза» (PDF) (на польском языке). стр. 26. Архивировано (PDF) из оригинала 4 ноября 2018 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ О'Лири, Наоми. «Ирландский судья назначен генеральным адвокатом в судах ЕС» . Ирландские Таймс . Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Манько, Рафал (октябрь 2019 г.). «Роль генеральных адвокатов в СЕС» (PDF) . Европейская парламентская исследовательская служба . Архивировано (PDF) из оригинала 27 сентября 2020 г. Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Клеман-Вильц, Лора (2012). «Генеральный адвокат: ключевой участник Суда Европейского Союза» . Кембриджский ежегодник европейских юридических исследований . 14 : 587–613. дои : 10.5235/152888712805580435 . ISSN 1528-8870 . S2CID 155764411 .
- ^ Jump up to: а б Тюренн, Софи (2012). «Мнения генеральных адвокатов или отдельные мнения? Судебное взаимодействие в СЕС» . Кембриджский ежегодник европейских юридических исследований . 14 : 723–744. дои : 10.5235/152888712805580309 . ISSN 1528-8870 . S2CID 156034977 .
- ^ Jump up to: а б с д и Тридимас, Такис (1 декабря 1997 г.). «Роль генерального адвоката в развитии права сообщества: некоторые размышления» . Обзор права общего рынка . 34 (6): 1349–1387. дои : 10.1023/А:1018373914230 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Леже, Филипп (21 марта 2004 г.). «Право в Европейском Союзе: роль генерального адвоката» . Журнал законодательных исследований . 10 (1): 1–8. дои : 10.1080/1357233042000318855 . ISSN 1357-2334 . S2CID 154930018 .
- ^ Jump up to: а б «Презентация» . Суд Европейского Союза . Архивировано из оригинала 3 июня 2016 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Последствия выхода Соединенного Королевства из Европейского Союза для Суда Европейского Союза» (PDF) . Суд Европейского Союза . 31 января 2020 г. Архивировано (PDF) из оригинала 3 февраля 2020 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ «Суд Европейского Союза» (PDF) . Европейский парламент . Архивировано (PDF) из оригинала 7 апреля 2009 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Совместная декларация по статье 31 Решения о корректировке документов, касающихся присоединения новых государств-членов к Европейскому Союзу» . 1 января 1995 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Решение Совета об увеличении числа генеральных адвокатов Суда Европейского Союза» . Европейский совет . 14 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2021 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Лашин, Сергей (2021). «Неудачная попытка генерального прокурора Великобритании остаться на скамейке запасных, несмотря на Брексит» . Обзор современного права . 84 (6): 1414–1426. дои : 10.1111/1468-2230.12651 . ISSN 0026-7961 . S2CID 236385986 .
- ^ «Суд: Правила процедуры» . Официальный журнал Европейских сообществ . 1974-12-28. Архивировано из оригинала 11 октября 2021 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ «Изменения в Регламент Суда» . 06.12.2019. Архивировано из оригинала 11 октября 2021 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ «Г-н Мацей Шпунар избран первым генеральным адвокатом Суда» (PDF) . Суд Европейского Союза . 08.10.2021. Архивировано (PDF) из оригинала 8 октября 2021 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Думбровский, Томас; Петкова, Биляна; Ван дер Слюис, Марин (2014). «Назначения судей: статья 255 ДФЕС, консультативная группа и процедуры отбора в государствах-членах» . Обзор права общего рынка . 51 : 455–482. дои : 10.54648/COLA2014034 . ISSN 0165-0750 . S2CID 153431044 .
- ^ Jump up to: а б Риттер, Сирил (29 марта 2006 г.). «Новый взгляд на роль и влияние генеральных адвокатов – коллективно и индивидуально» . Колумбийский журнал европейского права . 12 (3). Рочестер, Нью-Йорк . SSRN 892970 – через SSRN.
- ^ «Годовой отчет 2015: Судебная деятельность» (PDF) . Суд Европейского Союза . Август 2016 г. Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2016 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бобек, Михал (2015). «Суд Европейского Союза». В Арнулле, Энтони; Чалмерс, Дамиан (ред.). Оксфордский справочник по праву Европейского Союза (1-е изд.). Оксфорд : Издательство Оксфордского университета. стр. 153–177. ISBN 978-0-19-967264-6 . OCLC 918968460 .
- ^ Созанский, Ярослав (2010). Суд (на польском языке). Варшава-Познань: Издательство польского права «Юрис». стр. 208. ISBN 978-83-89363-82-4 .
- ^ Кулинич, Яна (2020). «НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ПРАВОВОМ ИНСТИТУТЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО АДВОКАТА» . Исследования европейской интеграции . 16 (1): 81–90. ISSN 1588-6735 .
- ^ Маколифф, Карен (8 марта 2012 г.). «Язык и право в Европейском Союзе: многоязычная юриспруденция Европейского суда». В Солане, Лоуренс М.; Тиерсма, Питер М. (ред.). Оксфордский справочник по языку и праву (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 208. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199572120.001.0001 . ISBN 978-0-19-957212-0 .
- ^ Jump up to: а б Маколифф, Карен (2017), Никола, Фернанда; Дэвис, Билл (ред.), «За кулисами суда: составление проектов законов ЕС» , «Истории права ЕС » , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 35–57, doi : 10.1017/9781316340479.003 , ISBN 978-1-316-34047-9 , получено 10 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Шадл, Уршка; Санкари, Суви (01 января 2017 г.). «Неуловимое влияние генерального прокурора на Суд: дело о европейском гражданстве» . Ежегодник европейского права . 36 : 421–441. дои : 10.1093/yel/yex001 . hdl : 1814/76576 . ISSN 0263-3264 .
- ^ Арребола, Карлос; Маурисио, Ана Джулия; Портилья, Эктор Хименес (2016). «Экономический анализ влияния Генерального адвоката на Суд Европейского Союза» (PDF) . Кембриджский журнал международного и сравнительного права . 5 : 82–112. дои : 10.4337/cilj.2016.01.05 . S2CID 146742530 .
- ^ Jump up to: а б Вегенбаур, Бертран (2013). Суд Европейского Союза: комментарий к статуту [sic] и правилам процедуры . Мюнхен: CH Beck . стр. 510–511. ISBN 978-3-406-60325-9 . OCLC 826895523 .
- ^ «Решения по рассмотрению – список результатов» . ИнфоКурия . Архивировано из оригинала 11 октября 2021 г. Проверено 11 октября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берроуз, Норин; Гривз, Роза (2007). Генеральный адвокат и право ЕС . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929900-3 .
- Мозер, Филип; Сойер, Катрин (1 января 2008 г.). Создание права сообщества: наследие генерального адвоката Джейкобса в Европейском суде . Издательство Эдварда Элгара. ISBN 978-1-84844-143-9 .
- Бобек, Михал (2012). «Четвертый в суде: почему в суде есть генеральные адвокаты?» . Кембриджский ежегодник европейских юридических исследований . 14 : 529–561. дои : 10.5235/152888712805580516 . ISSN 1528-8870 . S2CID 154709340 .
- Батлер, Грэм; Лазовский, Адам (2022). Формирование законодательства ЕС по-британски: Генеральные адвокаты Великобритании в Суде Европейского Союза . Оксфорд: Hart Publishing / Bloomsbury . ISBN 9781509950003 .