Формальности, связанные с авторским правом
Формальности авторского права — это юридические (как правило, установленные законом ) требования, необходимые для получения авторских прав в конкретной юрисдикции. Общие формальности, связанные с авторским правом, включают регистрацию авторских прав , продление авторских прав , уведомление об авторских правах и передачу авторских прав на хранение .
Преимущества и критика
[ редактировать ]Формальности, связанные с авторским правом, имели определенные преимущества для пользователей и владельцев авторских прав. Во-первых, они упростили определение статуса авторских прав. Требования к уведомлению об авторских правах, такие как размещение уведомления об авторских правах на самой работе вместе с указанием правообладателя и даты авторских прав, означали, что любую работу можно было легко определить как находящуюся под авторским правом, просто просмотрев уведомление об авторских правах. Требования к регистрации и продлению авторских прав означали, что записи владельцев авторских прав располагались централизованно и были доступны; это облегчило процедуру лицензирования и установление контактов с владельцами. Он также предоставил авторитетные записи о том, кому принадлежат авторские права, на случай возникновения споров.
Однако формальности, связанные с авторским правом, рассматривались как ненужное бремя для авторов — в основном авторов в конце XIX века. Авторы, которые не соблюли какой-либо конкретный аспект формальности (например, разместили уведомление в неправильном месте или в неправильном порядке или не продлили авторские права своевременно), потеряют свои авторские права. Следовательно, Виктор Гюго и другие авторы к концу XIX века выступали за отмену формальностей, связанных с авторским правом. В ответ на их усилия Берлинский текст Бернской конвенции 1908 года запретил подписавшим договор сторонам обусловливать авторское право формальностями. [1] перевод авторского права с системы заявки (регистрации) на автоматическое авторское право при фиксации.
Уходите от формальностей
[ редактировать ]Требования соблюдения формальностей по авторскому праву были в значительной степени отменены во многих странах с принятием Бернской конвенции , которая автоматически предоставляла авторские права на творческое произведение, как только произведение было « зафиксировано ». Берн был впервые принят в 1886 году восемью странами, в основном в Европе. Принятие росло в течение 20 века. (См. Список сторон Бернской конвенции .) Соединенные Штаты, заметно позднее несогласные, присоединились к Берну с 1 марта 1989 года, с принятием Закона о выполнении Бернской конвенции 1988 года ; Китай, еще один заметный противник, присоединился к Берну в 1992 году.
С принятием Бернского договора и последующих договоров требование соблюдения формальностей для получения авторских прав вышло из практики во всем мире.
Возобновление интереса к формальностям
[ редактировать ]Однако система автоматического авторского права на записи упоминается как один из факторов роста проблемы так называемых « сиротских произведений ». Например, в отчете Бюро авторских прав США за 2006 год о произведениях-сиротах отказ от формальностей назван одним из решающих факторов создания произведений-сирот. [2]
Следовательно, некоторые ученые и защитники политики (например, профессор права и активист Лоуренс Лессиг) [3] и представитель США Зои Лофгрен ) призвали вернуться к системе регистрационных требований и, возможно, других формальностей, таких как уведомление об авторских правах . Юридическая школа Калифорнийского университета в Беркли провела в 2013 году конференцию по вопросу «Реформирование авторского права в эпоху Интернета?», отметив, что
«Формальности, которые за последние три десятилетия в значительной степени исчезли из американского закона об авторском праве, возможно, вот-вот вернутся. ... [Р]недавние исследования формальностей показывают, что мы можем получить многие из преимуществ, которые формальности обещают для более эффективный и целенаправленный закон об авторском праве, без проблем, которые заставили нас покончить с ним в первую очередь». [4]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гольдштейн, Пол (2001). Международное авторское право: принципы, закон и практика . Издательство Оксфордского университета. п. 187. ИСБН 0195128850 . OCLC 43411605 .
- ^ Бюро авторских прав США, Отчет Бюро авторских прав о произведениях-сиротах (2006).
- ^ См., например, «Свободная культура» Ларри Лессига .
- ^ "Реформирование авторского права в эпоху Интернета?" , Юридическая школа Беркли , 18–19 апреля 2013 г., отель Claremont, Беркли, Калифорния.