Джованни Амброджо Мильявакка
Джованни Амброджо Мильявакка | |
---|---|
![]() Портрет Мильявакки работы Бартоломео Назари | |
Рожденный | в. 1718 г. Милан , Италия |
Умер | в. 1795 г. |
Род занятий | Поэт и либреттист |
Джованни Амброджо Мильявакка [ а ] ( ок. 1718 — ок. 1795) — итальянский поэт и либреттист . Ученик и протеже Метастазио , он в основном работал в придворных театрах Дрездена и Вены. Его самой успешной работой было либретто к опере «Солимано» , впервые поставленное Иоганном Адольфом Хассе в 1753 году, а затем в последующие десятилетия поставленное восемнадцатью другими композиторами.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Мильявакка родился в Милане около 1718 года, но точная дата его рождения, а также его происхождение и молодость неизвестны. Большая часть информации о его жизни взята из Метастазио . писем [ 1 ] В 1736 году, в возрасте 18 лет, Мильявакка издал сборник поэтических воспоминаний, посвященный герцогу Ноай . Вскоре после этого он стал членом Академии Филодосси и принимал активное участие в миланской интеллектуальной среде эпохи Просвещения . Первоначально он выбрал карьеру дипломата, работая императорским секретарем итальянской миссии при дворе Карла VII , где стал фаворитом императора. После смерти Карла VII в 1745 году Мильявакка не видел будущего в дипломатической карьере и вместо этого сосредоточился на своих литературных занятиях. [ 2 ]
Он переехал в Вену и между 1748 и 1752 годами работал там секретарем, переписчиком, а затем сотрудником Метастазио. [ 2 ] В то время Метастазио был придворным поэтом императрицы Священной Римской империи Марии Терезии . Одной из его обязанностей было наблюдение за репетициями оперы и указания певцам. Когда Джоммелли в 1749 году должна была исполняться « Меропа» , Метастазио передал свои режиссерские обязанности Мильявакке. Напряженность, возникшая из-за вражды между двумя звездными певцами оперы, близкой подругой Мильявакки Витторией Тези и кастратом Каффарелли , а также из-за отказа Каффарелли присутствовать на репетициях, достигла апогея, когда он и Мильявакка дрались на дуэли в доме Виттории Тези. Однако ее мольбы к бойцам положили конец начавшейся битве на мечах прежде, чем кто-либо пострадал. [ 3 ]

Мильявакка дебютировал как самостоятельный либреттист (хотя и под пристальным наблюдением Метастазио) в 1750 году с «Армидой плаката» , сочиненной Джованни Баттистой Меле и исполненной в Мадриде на праздновании свадьбы Марии Антонии Фердинанды Испанской и Виктора Амадея III. Сардинии . Позже в том же году он был снова исполнен в Вене в стилизованной версии на музыку нескольких композиторов, включая Луку Антонио Предьери и Иоганна Адольфа Хассе . [ 4 ] Через Метастазио Мильявакка также познакомился с герцогиней Марией Антонией Баварской . Она была женой Фридриха Кристиана , наследника престолов Саксонии и Польши, покровительницей искусств, а также одаренным композитором, певцом и клавесинисткой. Две ее оперы, «Трионфо делла федельта» и «Талестри» , сохранились, но, по словам Бруно Брунелли, [ б ] ранее она написала короткую оперу (ныне утерянную) на либретто Мильявакки под названием «Юпитер, молниеносный гигантов» . [ 6 ]
В 1752 году благодаря вмешательству Метастазио Мильявакка был назначен придворным поэтом и дипломатическим советником отца Фридриха Кристиана Фридриха Августа II . [ 2 ] В следующем году он написал то, что должно было оказаться его самой устойчивой работой, либретто для оперы Хассе «Солимано» . [ 2 ] участвовали живые слоны и верблюды, а также сотни статистов . Премьера спектакля состоялась в придворном театре Дрездена в зрелищной постановке, в которой помимо семи главных певцов [ 2 ] [ 7 ] Его либретто впоследствии было написано 18 другими композиторами, и в течение следующих 50 лет было поставлено 36 отдельных постановок. [ 2 ] В 1754 году он написал либретто для следующей оперы Хассе «Артемизия» , а в 1755 году адаптировал либретто Метастазио к «Эцио» Хассе . Как и Солимано , «Эцио» представлял собой роскошное оперное зрелище, включавшее процессию из 400 солдат и более 100 лошадей из королевской конюшни. [ 8 ] Когда прусское вторжение в Дрезден в 1756 году серьезно ограничило музыкальную жизнь двора, Мильявакка работал в Вене, а затем вернулся в Милан в 1765 году. Во время своего пребывания в Милане он сыграл важную роль в переговорах о приобретении Библиотекой Амброзианы двух ценных книжных коллекций, принадлежащих семьям Клеричи и Ламбертенги. [ 2 ]
В 1780 году Мильявакка был вновь принят на работу в качестве поэта придворного театра в Дрездене, и ему регулярно платили там до 1795 года. Прекращение выплат после этого времени без перевода их в пенсию предполагает, что он умер вскоре после конца того же года. Нет никаких записей о точной дате и месте его смерти. Его последним известным либретто того периода была La Reggia d'Imeneo , праздничная театральная постановка, исполненная в Дрездене в 1787 году в честь свадьбы Антона Саксонского . В либретто, напечатанном для этого спектакля, он по-прежнему значился как дипломатический советник при дворе Саксонии. [ 2 ] [ с ]
Либретти Мильявакки долгое время игнорировались более поздними литературными критиками, считая их произведением полудилетанта и посредственного подражателя Метастазио. Однако в конце 20-го века его стали ценить как одного из группы итальянских либреттистов-реформаторов, в которую также входили Раньери де Кальцабиджи , Маттиа Верази , Джованни де Гамерра и Гаэтано Мартинелли . Они отошли от традиционных метасазианских сюжетных структур, увеличили количество ансамблей по сравнению с сольными ариями и организовали балеты, арии и ансамбли в интегрированные драматические сцены, а не в серию эффектных арий, которые ранее характеризовали оперу-серию . [ 2 ] [ 10 ]
Буклеты
[ редактировать ]
- Armida placata ( опера в двух действиях), впервые поставленная Джованни Баттистой Меле , премьера во дворце Буэн Ретиро , Мадрид, 12 апреля 1750 года.
- Юпитер Бластер гигантов (опера / кантата ) в постановке Марии Антонии Баварской , 1752 г. (утерян) [ 6 ]
- Солимано ( опера-серия в трех действиях), впервые поставленная Иоганном Адольфом Хассе , премьера Opernhaus am Zwinger , Дрезден, 5 февраля 1753 года. [ д ]
- Артемизия (опера в трех действиях), впервые поставленная Иоганном Адольфом Хассе, премьера Opernhaus am Zwinger, Дрезден, 6 февраля 1754 г. [ и ]
- Тетида ( серената в двух частях), впервые поставленная Кристофом Виллибальдом Глюком , премьера во дворце Хофбург в Вене на свадьбе принцессы Изабеллы Пармской и Иосифа, эрцгерцога Австрийского , 10 октября 1760 года. [ 4 ] [ 2 ]
- «Армида» (1-я версия, azione teatrale в одном действии), написанная в соавторстве с Джакомо Дураццо и основанная на Кино » «Армиде , впервые поставленной Томмазо Траэттой , состоялась премьера в Бургтеатре . Вена, 3 января 1761 г. [ 11 ]
- Премьера «Prometeo assoluto» (серената), впервые поставленная Георгом Кристофом Вагенсейлем , состоялась в Бургтеатре в Вене в честь дня рождения эрцгерцогини Марии Терезии Австрийской , 24 марта 1762 года. [ 4 ]
- Арианна ( festa teatrale в одном действии) на уже существующие арии Кристофа Виллибальда Глюка, премьера во дворце Фаворита, Лаксенбург , 27 мая 1762 года. [ 12 ]
- Acide e Galatea ( festa teatrale в одном действии) и Vivan gl'illustri sposi (кантата), обе поставленные Йозефом Гайдном , состоялась премьера в замке Эстерхази , Айзенштадт, к свадьбе принца Антона Эстерхази , 11 января 1763 года. [ 4 ]
- Армида (2-я версия, опера в трех действиях), написанная в соавторстве с Джакомо Дубраццо по мотивам « Армиды » Кино , первая постановка Томмазо Траэтты, премьера в театре Сан-Карло , Неаполь, 30 мая 1763 года. [ ж ]
- Премьера «Возвращение блудного сына » ( Священное действие ) по постановке Иоганна Готлиба Науманна в Королевской капелле в Дрездене состоялась 10 апреля 1784 года. [ 4 ]
- Моисей узнал фигуру Иисуса Христа, нашего спасителя (оратория), поставленная Йозефом Шустером , премьера Королевской капеллы, Дрезден, 15 апреля 1786 г. [ 4 ]
- La Reggia d'Imeneo ( festa teatrale в одном действии) в постановке Иоганна Готлиба Науманна, премьера оперного театра в Цвингере, Дрезден, на свадьбе Антона Саксонского , 21 октября 1787 года. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Имя Мильявакки иногда переводится как Джаннамброджо или Джанамброджо.
- ^ Бруно Брунелли Бонетти (1885–1958) был итальянским литературоведом и историком. Среди его работ было курирование пятитомного собрания полных сочинений Метастазио, опубликованного в 1951 году, и биографии Джустинианы Винн . [ 5 ]
- ↑ Оригинал на итальянском: «Стихотворение написано г-ном Джаннамброджо Мильявакка, поэтом и советником дипломатической миссии Его Светлости Избирательного Высочества» [ 9 ]
- ↑ Солимано впоследствии был создан многими другими композиторами, в том числе Фискетти (1755 г.), Пескетти (1756 г.), Пересом (1757 г.) и Галуппи (1760 г.). [ 7 ]
- ↑ «Артемизия» впоследствии была поставлена Джузеппе Калегари и исполнена в театре Сан-Бенедетто в Венеции в 1782 году. [ 4 ]
- ↑ Эта трехактная версия « Армиды» впоследствии была создана несколькими другими композиторами, в том числе Йозефом Мысливечеком, чья «Армида» была исполнена в Ла Скала в 1779 году. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ханселл, Свен (2001). «Мильявакка, Джованни Амброджо» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 3 декабря 2016 г. (для полного доступа требуется подписка).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Каприоли, Леонелла Грассо (2010). «Мильявакка, Джованни Амброджо» . Биографический словарь итальянцев , Том 74. Треккани . Онлайн-версия получена 3 декабря 2016 г. (на итальянском языке) .
- ^ Гуччини, Херардо (2002). «Режиссура оперы» Л. Бьянкони; Г. Пестелли; К. Синглтон (ред.). Опера на сцене , с. 141. Издательство Чикагского университета. ISBN 0226045919
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Казалья, Герардо (2005). «Исполнение произведений Мильявакки» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Национальная библиотека Франции . Бруно Брунелли (1885–1958) . Проверено 6 декабря 2016 г. (на французском языке).
- ^ Перейти обратно: а б Брунелли, Бруно (1951). Пьетро Метастазио, Все произведения , Том 3 Письма , с. 1225 (примечания). Мондадори
- ^ Перейти обратно: а б Вольф, Ларри (2016). Поющий турок: Османская власть и оперные эмоции на европейской сцене от осады Вены до эпохи Наполеона , стр. 79–107. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804799652
- ^ Йорк-Лонг, Алан (1954). Музыка при дворе: четыре исследования восемнадцатого века , с. 84. Вайденфельд и Николсон
- ^ Мильявакка, Г. (1787). Королевский дворец Именео : Театральный фестиваль. К очень счастливой свадьбе Светлейшего принца Антония Саксонского и Светлейшей эрцгерцогини Марии Терезы Австрийской , с. 3. Курфюрстлихе Хофдрукерей.
- ^ Фельдман, Марта (2010). Опера и суверенитет: трансформация мифов в Италии восемнадцатого века , стр. 138; 371. Издательство Чикагского университета. ISBN 0226044548
- ^ Харц, Дэниел (2004). От Гаррика до Глюка: Очерки оперы в эпоху Просвещения , стр. 296–297. Пендрагон Пресс. ISBN 1576470814
- ^ Ховард, Патрисия (2014). Современный кастрат: Гаэтано Гуаданьи и наступление новой оперной эпохи , с. 96. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0199365202
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Галларати, Паоло (1999). Европа мелодрамы: от Кальцабиджи до Россини , с. 150–154. Edizioni dell'Orso (на итальянском языке) . (Переоценка творчества Мильявакки в контексте движения оперной реформы 1760-х годов)
- Метастазио, Пьетро (1835). Произведения Пьетро Метастазио , Том XXXII, стр. 116–118. К. Меццана (на итальянском языке) . (Письмо Метастазио Мильявакке от 13 января 1753 г., в котором он дает подробную критику либретто Сулеймано )