Анджело Солиман
Анджело Солиман | |
---|---|
Великий Магистр Истинного Согласия (имя Массинисса) | |
Личные данные | |
Рожденный | Мой читатель в. 1721 современная Нигерия или Камерун |
Умер | 21 ноября 1796 г. Вена | ( 1796-11-21 )
Супруг | Магдалена Кристиани ( урожденная Келлерманн) |
Занятие | масон |
Псевдоним | Массинисса |
Анджело Солиман , урожденный Ммади Маке (ок. 1721–1796), был австрийским масоном и придворным африканского происхождения . Он добился известности в венском обществе и масонстве .
Жизнь
[ редактировать ]Его настоящее имя Ммади Маке. [1] связан с княжеским сословием [ нужна ссылка ] Империи Борну (с центром в штате Борно , современная Нигерия ). В детстве он был взят в плен и прибыл в Марсель в качестве раба. Его продали в дом мессинской маркизы , которая курировала его образование. Из-за привязанности к другой служанке в доме, Анджелине, он взял имя «Анджело» и решил признать 11 сентября, день своего крещения, своим днем рождения. После неоднократных просьб он был подарен в 1734 году принцу Георгу Кристиану, принцу фон Лобковицу , имперскому губернатору Сицилии. Он стал камердинером и спутником принца, сопровождал его в военных кампаниях по всей Европе и, как сообщается, однажды спас ему жизнь, что стало ключевым событием, ответственным за его социальное восхождение. После смерти принца Лобковица Солиман был принят в венский дом Йозефа Венцеля I, принца Лихтенштейна , и в конечном итоге дослужился до главного слуги. Позже он стал королевским наставником наследника принца Алоиса I. [2] [3] 6 февраля 1768 года он женился на дворянке Магдалене Кристиани, молодой вдове и сестре французского генерала Франсуа Кристофа де Келлермана , герцога Вальми, маршала Наполеона Бонапарта . [4]
Культурный человек, Солиман пользовался большим уважением в интеллектуальных кругах Вены и считался ценным другом австрийского императора Иосифа II и графа Франца Морица фон Лейси, а также принца Джана Гастоне Медичи . Солиман присутствовал на свадьбе императора Иосифа II и Принцесса Изабелла Пармская в гостях у императора. [5] Помимо родного канури , он свободно говорил на шести языках: латыни, английском, французском, немецком, итальянском и чешском. [6]
В 1783 году он вступил в масонскую ложу «Истинное согласие» (Zur Wahren Eintracht), в состав которой входили многие влиятельные венские художники и ученые того времени, среди них музыканты Вольфганг Амадей Моцарт и Йозеф Гайдн , а также венгерский поэт Ференц Казинци . Записи ложи показывают, что Солиман и Моцарт встречались несколько раз. В конце концов, став Великим Магистром этой ложи, Солиман помог изменить ее ритуал, включив в него научные элементы. Это новое масонское направление быстро повлияло на масонскую практику по всей Европе. [7] Солиман до сих пор почитается в масонских обрядах как «Отец чистой масонской мысли», а его имя обычно транслитерируется как «Ангелус Солиманус». [8]
При жизни Солиман считался образцом «потенциала ассимиляции» африканцев в Европе, но после его смерти его образ подвергся диффамации и вульгаризации посредством научного расизма , а его тело было физически превращено в образец, как будто животное или для экспериментов . Виггер и Кляйн выделяют четыре аспекта Солимана - «королевского мавра », «благородного мавра», «физиономического мавра» и «мумифицированного мавра». [9] Первые два обозначения относятся к годам, предшествовавшим его смерти. Термин «королевский мавр» обозначает Солимана в контексте порабощенных мавров при европейских дворах, где цвет их кожи подчеркивал их неполноценность, и они выступали в качестве символов статуса, обозначающих власть и богатство их владельцев. Лишенный своего происхождения и оригинальной культуры, Солиман был низведен до «экзотического восточного знака положения своего господина», которому не было позволено жить самостоятельным существованием. Обозначение «благородный мавр» описывает Солимана как бывшего придворного мавра, чье восхождение по социальной лестнице благодаря браку с аристократкой сделало возможным его эмансипацию. За это время Солиман стал членом масонов и как Великий Магистр ложи, безусловно, считался равным своим собратьям-масонам, хотя он продолжал сталкиваться с массой расовых и классовых предрассудков.
В конце жизни, после смерти жены-европейки, старик вел аскетический образ жизни, очень напоминавший образ жизни практикующего мусульманина: «Он больше не приглашал друзей обедать с ним. Он никогда ничего не пил, кроме воды». Анджело Солиманн, несмотря на свою молодость, восстал против обращения, но затем, вероятно, обнаружил, что его легче принять с кажущейся искренностью, из выгоды или благодарности. Тем не менее, в старости он, похоже, вернулся к своей первоначальной вере. [10]
Мумификация после смерти
[ редактировать ]За внешней видимостью интеграции скрывалась замечательная судьба Солимана. Хотя он плавно вращался в высшем обществе, приписываемая ему экзотика никогда не терялась и в течение жизни трансформировалась в расовую особенность. Качества, используемые для отнесения Солимана к «физиономическому мавру», были сформулированы венскими этнологами- первопроходцами еще при его жизни и основаны на теориях и предположениях, касающихся «африканской расы». Он не мог избежать таксономического взгляда, который фокусировался на типичных расовых характеристиках, то есть цвете кожи, текстуре волос, размере губ и форме носа.
Вместо христианского захоронения с Солимана — по просьбе директора Императорской коллекции естествознания — сняли шкуру, набили чучело и превратили в экспонат в кабинете раритетов . [11] [12] Украшенная страусиными перьями и стеклянными бусинами, эта мумия до 1806 года экспонировалась рядом с чучелами животных, превратившись из уважаемого члена интеллектуального венского общества в экзотический экземпляр. Лишив Солимана знаков отличия его жизненных достижений, этнологи превратили его в образцового африканского «дикаря». Дочь Солимана Жозефина добивалась возвращения его останков семье, но ее просьбы оказались тщетными. Во время Октябрьской революции 1848 года мумия сгорела. Гипсовый слепок головы Солимана, сделанный вскоре после его смерти от инсульта в 1796 году, до сих пор экспонируется в музее Роллетта в Бадене . Его внуком был австрийский писатель Эдуард фон Фейхтерслебен . [13]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В 2010 году «Ангел Блэкамура» опера по книге и либретто Карла Хэнкока Рукса на музыку Дейдре Мюррей была частично исполнена в Бард Шпигельтенте и Публичном театре Джозефа Паппа под руководством Карин Кунрод. [14]
- В 2018 году «Анджело» биографический фильм по мотивам его жизни режиссера Маркуса Шляйнцера . вышел [15]
- «Полёты» польской писательницы Ольги Токарчук включают три (предположительно) художественных письма дочери Солимана Жозефины австрийскому императору Франциску II . [16]
- В 2014 году венгерский писатель Гергели Петерфи опубликовал исторический роман Kitömött barbár , переведенный на немецкий язык в 2016 году как Der ausgestopfte Barbar («Чученый варвар»), основанный на жизни Ференца Казинци , друга Солимана, и его поисков с вдовой. увидеть мумифицированное тело Солимана лично.
Источники
[ редактировать ]- ^ «История африканистики в Австрии» . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г. Проверено 26 сентября 2009 г.
- ↑ История африканских исследований в Австрии: Анджело Солиман (английский перевод). Архивировано 6 июля 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ Анджело Солиман и его друзья из дворянской и интеллектуальной элиты (на немецком языке)
- ^ Уильям. А. Бауэр, А. Солиман, Hochfürstlische Der Mohr, В. Зауэр (ред.), 1922 г.
- ^ Моррисон, Хизер (2011). «Одевание Анджело Солимана». Исследования восемнадцатого века . 44 (3): 361–382. дои : 10.1353/ecs.2011.0001 . JSTOR 41057347 . S2CID 154935902 . Проект МУЗА 423078 ПроКвест 864037095 .
- ^ «Исключительная жизнь, позорная смерть» . Экономист .
- ^ Стил, Том (2007). Знание – сила! Взлет и падение европейских народных просветительских движений, 1848–1939 гг . Питер Лэнг. п. 315. ИСБН 978-3-03910-563-2 .
- ^ Мур, Кейт (2008). Масонство, греческая философия, Братство Принца Холла и связь египетского (африканского) мира . АвторДом. ISBN 9781438909059 .
- ^ Виггер, Ирис; Кляйн, Катрин (2009). «Брат Мор». Анджело Солиман и расизм эпохи Просвещения. В: Отчужденные тела. Расизм как осквернение трупов. Эд. Вульф Д. Дог . Билефельд: Стенограмма. стр. 81–115. ISBN 978-3-8376-1151-9 . [1]
- ^ Диуф, Сильвиан А (2013). Слуги Аллаха: африканские мусульмане, порабощенные в Америке (15-е изд.). Нью-Йорк: ПРЕСС НЬЮ-ЙОРКСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. п. 84. ИСБН 978-1-4798-4711-2 .
- ^ «Моника Фирла» . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 г. Проверено 8 июня 2011 г.
- ^ Зайпель, В. (1996). Мумии и этика в музее. В: Человеческие мумии. Эд. Конрад Шпиндлер и др . Вена: Спрингер. стр. 3–7. ISBN 3-211-82659-9 . Эти обстоятельства опущены в ранних биографических заметках аббата Анри Грегуара - английский перевод см.: «Биографический отчет негра Анджело Солимана» . Ежемесячный репозиторий богословия и общей литературы . 11 (127): 373–376. 1816.
- ^ Вильгельм А. Бауэр, Анджело Солиман, верховный княжеский мавр. Экзотическая столица Старая Вена . Вена: Герлах и Видлинг, 1922 г.
- ^ «Дьедре Мюррей: Стрингология Дэвида Гранди» .
- ^ Гай Лодж, «Обзор фильма: «Анджело»» . Варьете , 29 сентября 2018.
- ^ Токарчук, Ольга (2017) пер. Дженнифер Крофт, Flights , Text Publishing, Мельбурн.