Jump to content

Хроматическая шкала

(Перенаправлено с «Хроматический (музыка)
Хроматическая гамма: каждая клавиша одной октавы на клавиатуре фортепиано.

Хроматическая гамма (или двенадцатитоновая шкала ) — набор из двенадцати тонов (более полно — высотных классов ), используемых в тональной музыке, с нотами, разделенными интервалом в полутон . Хроматические инструменты , такие как фортепиано , созданы для создания хроматической гаммы, в то время как другие инструменты, способные плавно изменять высоту звука, такие как тромбон и скрипка , также могут воспроизводить микротона или ноты между теми, которые доступны на фортепиано.

В большинстве музыкальных произведений используются подмножества хроматической гаммы, такие как диатонические гаммы . Хотя хроматическая гамма является фундаментальной в западной теории музыки , она редко используется целиком в музыкальных композициях или импровизации .

Определение

[ редактировать ]

Хроматическая гамма — это музыкальная гамма с двенадцатью тонами , каждый на полутон , также известный как полутон, выше или ниже соседних тонов. В результате в 12-тоновой равнотемперированной настройке (наиболее распространенной настройке в западной музыке) хроматическая гамма охватывает все 12 доступных тонов. Таким образом, существует только одна хроматическая гамма. [а] Отношение частоты одной ноты в гамме к частоте предыдущей ноты определяется выражением . [1]

При равной темперации все полутона имеют одинаковую величину (100 центов двенадцать полутонов ), а в октаве (1200 центов). В результате ноты равнотемперированной хроматической гаммы располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга.

Хроматическая гамма ... представляет собой серию полутонов, включающую все высоты нашей [12-тоновой] равнотемперированной системы.

Все общепринятые высоты звука, рассматриваемые вместе, составляют хроматическую гамму . Она полностью состоит из последовательных полутонов, самого маленького интервала в западной музыке.... Считая полутонами, октава включает двенадцать различных тонов, белые и черные клавиши вместе. Таким образом, хроматическая гамма представляет собой совокупность всех доступных тонов в порядке увеличения или уменьшения, по октаве за другой.

Хроматическая гамма – это недиатоническая гамма, состоящая полностью из полутоновых интервалов. Поскольку каждый тон гаммы равноудалён от следующего [ симметрии ], у него нет тоники [ тональности ]. [4] ...
Хроматизм [является] введением некоторых нот хроматической гаммы в музыку, которая в основном диатоническая по ориентации, или музыку, основанную на хроматической гамме вместо диатонических гамм. [5]

- Бенвард и Сейкер (2003)

Восходящая и нисходящая хроматическая гамма показана ниже. [4]

 {\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {  \ключ скрипичный \время 12/4  c4^\markup { Ascending } cis d dis ef fis g gis a ais b  c^\markup { По убыванию } b bes a aes g ges fe es d des c  }}
Хроматическая гамма, нарисованная в виде круга
Ноты диатонической гаммы (вверху) и негаммные хроматические ноты (внизу) [2]

Двенадцать нот октавы — все черные и белые клавиши одной октавы фортепиано — образуют хроматическую гамму . Все тона хроматической гаммы (в отличие от мажорной или минорной гаммы) находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, в полшага.Слово хроматический происходит от греческого chroma цвет ; а традиционная функция хроматической гаммы — окрашивать или украшать тона мажорной и минорной гамм. Он не определяет тональность, но дает ощущение движения и напряжения. Издавна его использовали, чтобы вызвать горе, потерю или печаль. В ХХ веке он также стал независимым от мажорных и минорных гамм и используется как основа целых композиций.

—Роджер Кеймен (1976) [6]

Обозначения

[ редактировать ]
нарисованный Квинтовый круг, внутри хроматического круга в виде звездной додекаграммы . [7]

Хроматическая гамма не имеет установленного энгармонического написания , которое всегда используется. Однако его написание часто зависит от мажорных или минорных тональностей, а также от того, является ли шкала восходящей или нисходящей. В целом хроматическая гамма обычно обозначается резкими знаками при восхождении и плоскими знаками при нисхождении. Это также обозначается так, что ни одна ступень шкалы не используется более двух раз подряд (например, G – G – G ).

Точно так же некоторые ноты хроматической гаммы имеют энгармонические эквиваленты в сольфеджио . Восходящая шкала — До, Ди, Ре, Ри, Ми, Фа, Фи, Соль, Си, Ла, Ли, Ти, нисходящая — Ти, Те/Та, Ла, Ле/Ло, Соль, Се, Фа, Ми. , Me/Ma, Re, Ra, Do, Однако, как только ноте присвоен 0, из-за октавной эквивалентности хроматическая гамма может быть однозначно обозначена числами 0-11 по модулю двенадцать . Таким образом, две идеальные пятые составляют 0-7-2. Тональные ряды , порядки, используемые в двенадцатитоновой технике , часто рассматриваются именно так из-за повышенной простоты сравнения обратных интервалов и форм ( инверсионная эквивалентность ).

Рациональная настройка высоты звука

[ редактировать ]

Пифагорейский

[ редактировать ]

Наиболее распространенной концепцией хроматической гаммы до 13 века была пифагорейская хроматическая гамма ( Играть ). Из-за другой техники настройки двенадцать полутонов в этой гамме имеют два немного разных размера. Таким образом, масштаб не является совершенно симметричным. Многие другие системы настройки , разработанные в последующие столетия, имеют аналогичную асимметрию.

В пифагорейской настройке (т.е. 3-предельная просто интонация ) хроматическая гамма настраивается следующим образом: в идеальных квинтах от G до A с центром в D (жирным шрифтом) (G –D –A –E –B –F–C–G– D –A–E–B–F –C –G –D –A ), с диезами выше, чем их энгармонические бемоли (центы округлены до одной десятичной):

С D C Д E D И Ф G F Г A G А B A Б С
Подача
соотношение
1 256 243 2187 2048 9 8 32 27 19683 16384 81 64 4 3 1024 729 729 512 3 2 128 81 6561 4096 27 16 16 9 59049 32768 243 128 2
центы 0 90.2 113.7 203.9 294.1 317.6 407.8 498 588.3 611.7 702 792.2 815.6 905.9 996.1 1019.6 1109.8 1200

где 256/243 и пифагорейская — диатонический полутон ( лимма ) 2187/2048 ) пифагоров — хроматический полутон ( апотом .

Хроматическая гамма в пифагорейской настройке может быть смягчена до настройки 17-EDO (P5 = 10 шагов = 705,88 цента).

Просто интонация

[ редактировать ]

В 5-предельной просто интонационной хроматической гамме, интенсивной хроматической гамме Птолемея. [ нужна ссылка ] , выглядит следующим образом: бемоли выше, чем их энгармонические диезы, и новые ноты между E – F и B – C (центы округлены до одного десятичного):

С C D Д D E И E /F Ф F G Г G A А A B Б B /C С
Коэффициент шага 1 25 24 16 15 9 8 75 64 6 5 5 4 32 25 4 3 25 18 36 25 3 2 25 16 8 5 5 3 125 72 9 5 15 8 48 25 2
центы 0 70.7 111.7 203.9 274.6 315.6 386.3 427.4 498 568.7 631.3 702 772.6 813.7 884.4 955 1017.6 1088.3 1129.3 1200

Фракции 9 8 и 10 9 , 6 5 и 32 27 , 5 4 и 81 64 , 4 3 и 27 20 и многие другие пары взаимозаменяемы, например 81/80 ( синтонная запятая ) смягчается. [ нужны разъяснения ]

Просто настройку интонации можно аппроксимировать настройкой 19-EDO (P5 = 11 шагов = 694,74 цента).

Незападные культуры

[ редактировать ]

Древняя китайская хроматическая гамма называется Ши-эр-лу . Однако «не следует думать, что эта гамма когда-либо функционировала как гамма , и ошибочно ссылаться на «китайскую хроматическую гамму», как это делали некоторые западные писатели. Серия из двенадцати нот, известная как двенадцать лю, была просто ряд фундаментальных нот, из которых можно построить гаммы». [8] Однако «с точки зрения тональной музыки [хроматическая гамма] не является самостоятельной гаммой, а происходит от диатонической гаммы». [2] превратив западную хроматическую гамму в гамму основных нот, из которых также можно было бы строить гаммы.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Поскольку каждая хроматическая гамма при транспозиции , инверсии и ретроградности . идентична любой другой

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Джинсы, Джеймс (1923). Наука и музыка . Издательство Кембриджского университета. стр. 24–25 – из Интернет-архива .
  2. ^ Jump up to: а б с Форте, Аллен , Тональная гармония , третье издание (Sl: Холт, Райнхарт и Уилсон, 1979): стр. 4–5. ISBN   0-03-020756-8 .
  3. ^ Поршень, Уолтер (1987/1941). Гармония , с. 5. 5-е изд. отредактировано ДеВото, Марк. WW Нортон, Нью-Йорк/Лондон. ISBN   0-393-95480-3 .
  4. ^ Jump up to: а б Бенвард, Брюс; Сейкер, Мэрилин Надин (2003). Музыка в теории и практике . Том. Я (7-е изд.). МакГроу-Хилл. п. 37. ИСБН  978-0-07-294262-0 .
  5. ^ Бенвард и Сакер (2003). «Глоссарий», с. 359.
  6. ^ Камен, Роджер (1990). Музыка: Признательность , с. 44. Краткое издание. МакГроу-Хилл. ISBN   0-07-033568-0 .
  7. ^ Маккартин, Брайан Дж. (ноябрь 1998 г.). «Прелюдия к музыкальной геометрии». Математический журнал колледжа . 29 (5): 354–370 (364). дои : 10.1080/07468342.1998.11973971 . JSTOR   2687250 .
  8. ^ Нидхэм, Джозеф (1962/2004). Наука и цивилизация в Китае, Vol. IV: Физика и физическая технология , стр. 170–171. ISBN   978-0-521-05802-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хьюитт, Майкл. 2013. Музыкальные гаммы мира . Дерево заметок. ISBN   978-0957547001
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c06019f9e49ba2c4344a8e857118bb7c__1708051620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/7c/c06019f9e49ba2c4344a8e857118bb7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chromatic scale - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)