Христофор, или Видение оперы
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на шведском языке . (Январь 2019 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Христофор (или Die Vision einer Oper) — опера в прологе, двух действиях и эпилоге Франца Шрекера на немецкоязычное либретто композитора.
История состава
[ редактировать ]Начавшаяся в 1925 году работа над оперой была прервана в 1927–28 сочинением « Der singende Teufel» . Шрекер вернулся к Христофору в 1928 году, завершив его в 1929 году. [ 1 ] Работа посвящена Арнольду Шёнбергу . [ 1 ]
Контекст
[ редактировать ]Предыдущая опера Шрекера, Irrelohe , премьера которой состоялась в 1924 году, получила вялый отклик, а ее поздний романтизм считался несоответствующим новым ценностям неоклассицизма и Neue Sachlichkeit , изучаемым молодым поколением композиторов. [ 1 ] «Кристофор» был задуман и написан частично в ответ на эту новую эстетику и использует наименьшие исполнительские силы, чем любая опера Шрекера, с уменьшенным оркестром и без хора. [ 1 ] Это, вместе с современной обстановкой, использованием устного диалога, элементов джаза и популярной музыки, предвосхищает важные аспекты «Zeitopern » конца 1920-х годов, представленные такими произведениями, как » Кренека «Jonny spielt auf (1927) и Вейля «Dreigroschenoper» (1928). ). [ 1 ]
Ранний, нереализованный сценарий оперы включал план включения киноинтермедий, предвещавший использование того же приема в » Альбана Берга «Лулу (1929–35). [ 1 ]
История выступлений
[ редактировать ]Первоначально запланированное к исполнению в Театре Фрайбурга в 1933 году давление со стороны национал-социалистов вынудило его отменить из-за еврейского происхождения композитора. Наконец, 1 октября 1978 года во Фрайбурге состоялась премьера. [ 1 ] Концертное выступление состоялось в Вене в 1991 году. [ 1 ] с Венским симфоническим оркестром под управлением Инго Мецмахера и полностью поставленной постановкой в Кильской опере в 2002 году. [ 2 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса [ 3 ] | Фрайбург, 1 октября 1978 г. [ 3 ]
(Дирижер: Клаус Вайзе) |
По состоянию на 14 июня 2002 г. [ 4 ]
(Дирижер: Ульрих Виндфюр ) |
---|---|---|---|
Мастер Джон | Бас | Ян Алофс | Ганс Георг Аренс |
Лиза, его дочь | Сопрано | Патрисия Стасис | Сьюзан Бернхард |
Ансельм | Тенор | Луис Глокнер | Роберт Чафин |
Кристоф | Баритон | Стивен Кимбро | Йорг Сабровски |
Генрих | Баритон | Маттиас Кляйн | |
Мастерство | Баритон | Бернд Гебхардт | |
Эрнст | Тенор | Ханс-Юрген Шёпфлин | |
Фредерик | Баритон | Саймон Поли | |
Ребенок (мальчик) | Меццо-сопрано | Луиза Киннер | |
Флоренция, медиум | Сопрано | Моника Типе | |
Одна, горничная Лизы | Разговорная роль | Марита Дюбберс | |
Старкманн, редактор | Разговорная роль | Роланд Вуд | |
Розита | Меццо-сопрано | Дженнифер Арнольд | |
Доктор Хартунг | Бас-баритон | Маттиас Кляйн | |
Более | Разговорная роль | Саймон Поли | |
Мейбл | Разговорная роль | Марита Дюбберс | |
Гости отеля |
Краткое содержание
[ редактировать ]Пролог
Ансельму, молодому студенту-композитору, его учитель Мейстер Иоганн дал задание написать струнный квартет по мотивам легенды о святом Христофоре. Решив, что эта тема требует драматического подхода, Ансельм вместо этого решает написать оперу, в которой он сам, его друг-композитор Кристоф и жена Лиза (в которую Ансельм влюблен) будут играть роли.
Акт 1
Прошел год, и Ансельм усердно работает над оперой. Кристоф решил отказаться от композиции в пользу брака и семьи. После рождения ребенка Лиза чувствует себя нереализованной и мучается потерей внешности и фигуры. Ее все больше привлекает Ансельм, который сочинил для нее сцену, в которой она предстает танцовщицей, олицетворяющей грех и соблазнение. Ансельм и Лиза возбуждаются все сильнее. Обнаружив их на месте преступления , Кристоф стреляет и убивает Лизу. Кристоф убегает с Ансельмом.
Акт 2
Ансельм и Кристоф, находившиеся в бегах, оказываются в захудалом ночном клубе, где их развлекает певица кабаре Розита. На сеансе, проводимом аббатом Калдани, Кристоф, находясь под действием опиума, пытается установить контакт со своей мертвой женой. Сцена становится все более напряженной и хаотичной. Ансельм понимает, что теряет контроль над собственной работой.
Эпилог
Мечта и реальность стали безнадежно размыты. Ансельм, напуганный тем, что он создал, не может закончить оперу и зовет на помощь своего учителя. Мейстер Иоганн возвращает его к самой простой и прямой идее музыки. Ансельм своевременно приступает к написанию струнного квартета.
Инструментарий
[ редактировать ]- флейта (удвоение пикколо 2), пикколо (удвоение флейты 2), гобой , английский рожок (удвоение гобоя 2), кларнет си-бемоль/ля , бас-кларнет (удвоение бассет-горна ), фагот , контрфагот ;
- 3 валторны , 2 трубы , 2 тромбона , туба ;
- литавры , перкуссия (в том числе музыкальная пила ), арфа , фортепиано , челеста , гитара , банджо ;
- струны
На сцене: тенор-саксофон , фортепиано, перкуссия, фисгармония (экспромт).
Записи
[ редактировать ]Христофор : Георг Аренс, Сюзанна Бернхард, Йорг Сабровский, Роберт Шафин, Матиас Кляйн, Бернд Гебхардт, Ханс-Юрген Шёпфлин, Саймон Паули, Дженнифер Арнольд, Хор Кильской оперы, Кильский филармонический оркестр , Ульрих Виндюр, CPO . [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кристофер Хейли: «Франц Шрекер: культурная биография» (Cambridge University Press, 1993)
- ^ «Опера сегодня: ШРЕКЕР: Христофор или «Die Vision einer Oper» » .
- ^ Jump up to: а б Маргарет Росс Гриффель: Оперы на немецком языке: Словарь (переработанное издание, 2018 г.), Том. 1. Лэнхэм, доктор медицинских наук, Роуман и Литтлфилд, с. 82.
- ^ Буклет, прилагаемый к набору из 2 компакт-дисков cpo 999 903-2 Франц Шрекер: Христофор или «Видение оперы» , стр. 64.
- ^ Опера сегодня
- Источники
- Хейли, Кристофер, Франц Шрекер: культурная биография Издательство Кембриджского университета, 1993