Jump to content

Макс Истман

Макс Истман
Рожденный
Макс Форрестер Истман

( 1883-01-04 ) 4 января 1883 г.
Умер 25 марта 1969 г. ) ( 1969-03-25 ) ( 86 лет
Бриджтаун , Барбадос
Образование Уильямс Колледж
Колумбийский университет
Род занятий Писатель, политический деятель
Супруги
( м. 1911–1922)
Elena Krylenko
( м. 1924–⁠1956)
Иветт Скели
( м. 1958–⁠1969)

Макс Форрестер Истман (4 января 1883 – 25 марта 1969) был американским писателем о литературе, философии и обществе, поэтом и видным политическим деятелем. Переехав в Нью-Йорк для обучения в аспирантуре, Истман вступил в радикальные круги в Гринвич-Виллидж . Он поддерживал социализм и стал ведущим покровителем Гарлемского Возрождения и активистом ряда либеральных и радикальных движений. В течение нескольких лет он редактировал «Массы» . Вместе со своей сестрой Кристал Истман он в 1917 году стал соучредителем The Liberator радикального журнала о политике и искусстве .

Проживая в Советском Союзе с осени 1922 года по лето 1924 года, Истман находился под влиянием борьбы за власть между Львом Троцким и Иосифом Сталиным и событий, приведших к возможному захвату власти Сталиным. Будучи свидетелем Великой чистки Советского Союза и тоталитаризма , он стал резко критиковать сначала сталинизм , а затем коммунизм и социализм в целом. Оставаясь атеистом , он стал сторонником свободной рыночной экономики и антикоммунизма . В 1955 году он опубликовал «Размышления о крахе социализма». он чаще публиковался в National Review В дальнейшем и других консервативных журналах, но всегда оставался независимым в своем мышлении. Например, он публично выступил против участия Соединенных Штатов во Вьетнамской войне в 1960-х годах, раньше, чем многие другие.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Истман родился в 1883 году в Канандайгуа , округ Онтарио , штат Нью-Йорк , и был четвертым из четырёх детей. Его старший брат умер в следующем году в возрасте семи лет. Его отец, Сэмюэл Элайджа Истман, был служителем конгрегационалистской церкви , а его мать, Аннис Берта Форд , присоединилась к нему в 1889 году, став одной из первых женщин в Соединённых Штатах, рукоположенных в протестантской церкви. Они вместе служили пасторами в церкви Томаса К. Бичера недалеко от Эльмиры, Нью-Йорк . Этот район был частью « сгоревшего района », который ранее в 19 веке вызвал большое религиозное волнение, приведшее к основанию Церкви адвентистов седьмого дня и движения Святых последних дней . Кроме того, религия вдохновила такие социальные причины, как аболиционизм и поддержка подземной железной дороги . Через родителей Макс познакомился в юности с их другом, известным писателем Сэмюэлем Клеменсом, более известным как Марк Твен .

со степенью бакалавра Истман окончил колледж Уильямс в 1905 году. Его хорошим другом и соседом по комнате в Уильямсе был Чарльз Уиттлси , позже известный как батальона пропавший командир и герой Первой мировой войны . С 1907 по 1911 год Истман завершил работу над докторской степенью. получил степень доктора философии в Колумбийском университете под руководством известного философа Джона Дьюи . Он также был членом обществ Дельта Пси и Фи Бета Каппа .

Поселившись в Гринвич-Виллидж со своей старшей сестрой Кристал Истман , он стал участвовать в политических делах, в том числе помог основать Мужскую лигу за избирательное право женщин в 1910 году. В Колумбийском университете он был ассистентом на философском факультете, а также преподавателем на кафедре философии. психологический факультет. Выполнив требования для получения докторской степени, он отказался принять ее и просто ушел в 1911 году. Лето и выходные он проводил с Кристал в Кротоне-на-Гудзоне , где в 1916 году купил дом. [1]

Ведущий радикал

[ редактировать ]
Юджин В. Дебс , Истман и Роуз Пастор Стоукс , 1918 год.

Истман стал ключевой фигурой в левом сообществе Гринвич-Виллидж и много лет жил под его влиянием. Он объединил это со своим академическим опытом, чтобы изучить различные интересы, включая литературу, психологию и социальные реформы. В 1913 году он стал редактором ведущего социалистического периодического издания США The Masses , журнала, сочетающего социальную философию и искусство. В число его авторов во время его пребывания в должности входили Шервуд Андерсон , Луиза Брайант , Флойд Делл , Эми Лоуэлл , Мэйбл Додж Лухан , Роберт Минор , Джон Рид , Карл Сэндберг , Аптон Синклер и Арт Янг . В том же году Истман опубликовал «Наслаждение поэзией», исследование литературной метафоры с психологической точки зрения. В этот период он также стал известным защитником свободной любви и контроля над рождаемостью . [2]

В своей первой редакционной статье для The Masses Истман писал:

Этот журнал принадлежит и издается совместно его редакторами. Ему не нужно выплачивать дивиденды, и никто не пытается на этом заработать. Революционный, а не реформаторский журнал: журнал с чувством юмора и без уважения к респектабельному: откровенный, высокомерный, дерзкий, ищущий истинные причины: журнал, направленный против жесткости и догм , где бы они ни находились: печатает то, что слишком обнажено или верно для прибыльной прессы: журнала, чья окончательная политика состоит в том, чтобы делать то, что ему заблагорассудится, и не примирять никого, даже своих читателей. [3]

Многочисленные обвинения в участии США в Первой мировой войне , опубликованные в журнале The Masses , многие из которых были написаны Истманом, вызвали споры и реакцию властей. Истману дважды предъявлялись обвинения и он предстал перед судом в соответствии с положениями Закона о подстрекательстве к мятежу , но каждый раз его оправдывали. В своей речи в июле 1917 года он пожаловался, что агрессивное преследование инакомыслия со стороны правительства означает, что «[вы] не можете даже собраться с мыслями, не будучи арестованными за незаконные собрания». [4] В 1918 году The Masses была вынуждена закрыться из-за уголовных обвинений на основании Закона о шпионаже 1917 года .

Истман собрал деньги, чтобы отправить радикала Джона Рида в Россию в 1917 году. Его журнал опубликовал статьи Рида из России, позже собранные как «Десять дней, которые потрясли мир» , его выдающийся отчет о большевистской революции . [5]

Истман даже выступал с антивоенными речами от имени Народного совета Америки за демократию и условия мира . [6]

Чарли Чаплин и Истман в Голливуде, 1919 год.

В 1919 году Истман и его сестра Кристал (которая в следующем году стала одной из основателей Американского союза гражданских свобод ) создали аналогичное издание под названием «Освободитель» . Их публиковали такие писатели, как Э. Э. Каммингс , Джон Дос Пассос , Эрнест Хемингуэй , Хелен Келлер , Клод Маккей и Эдмунд Уилсон . В 1922 году журнал был приобретен Рабочей партией Америки после продолжающихся финансовых проблем. В 1924 году The Liberator был объединен с двумя другими изданиями и образовал The Workers Monthly . Истман прекратил сотрудничество с журналом. [2]

В 1922 году Истман отправился в ознакомительную поездку по Советскому Союзу, чтобы узнать о советском внедрении марксизма . Он оставался там год и девять месяцев, наблюдая за борьбой за власть между Львом Троцким и Иосифом Сталиным . После участия в съезде партии в мае 1924 года он уехал из России в июне того же года. Он оставался в Европе в течение следующих трех лет.

Вернувшись в Соединенные Штаты в 1927 году, Истман опубликовал несколько работ, резко критиковавших сталинскую систему, начиная с книги «После смерти Ленина», написанной в 1925 году. [7] В этом эссе он описал Завещание Ленина , копию которого Истман тайно вывез из России. В нем Владимир Ленин предлагал изменения в структуре советского правительства, критиковал ведущих членов советского руководства и предлагал отстранить Сталина от должности Генерального секретаря ЦК ВКП(б) . Советское руководство осудило версию Истмана и использовало партийную дисциплину , чтобы заставить Троцкого, тогда еще члена Политбюро , написать статью, опровергающую версию событий, предложенную Истманом. [2] В других эссе Истман описал условия жизни художников и политических активистов в России. Такие эссе сделали Истмана непопулярным среди американских левых того времени. В последующие годы его работы на эту тему цитировались многими как левыми, так и правыми как трезвые и реалистичные изображения советской системы при Сталине. [2]

Опыт Истмана в Советском Союзе и его последующая учеба привели его к изменению своего взгляда на марксизм, практиковавшийся в Советской России при Сталине. Однако его приверженность левым политическим идеям не ослабевала. Находясь в Советском Союзе, Истман завязал дружбу с Троцким, которая продолжалась даже во время его ссылки в Мексику. В 1940 году Троцкий был убит там агентом Сталина. Освоив русский язык чуть больше чем за год, Истман перевел на английский несколько произведений Троцкого, в том числе его монументальную трехтомную « Историю русской революции» . Он также перевел и опубликовал произведения поэта Александра Пушкина , в том числе «Габриелиаду» . [8]

В 1930-е годы Истман продолжал писать критику современной литературы . Он опубликовал несколько работ, в которых критиковал Джеймса Джойса и других писателей-модернистов, которые, как он утверждал, способствовали «культу непонятности». Они были спорными в то время, когда модернистами пользовались большим уважением. Когда Истман спросил Джойса, почему его книга написана в очень сложном стиле, Джойс, как известно, ответил: «Чтобы занять критиков на триста лет». [9]

Истман опубликовал «Литературный разум» (1931) и «Наслаждение смехом» (1936), в которых он также подверг критике некоторые элементы теории Фрейда . В 1930-е годы он обсуждал значение марксизма с философом Сидни Хуком (как и Истман, он учился у Джона Дьюи в Колумбийском университете) в серии публичных бесед. [10] Истман был странствующим лектором на протяжении 1930-х и 1940-х годов, выступая на различные литературные и социальные темы в городах по всей стране.

Вклад в движение за права женщин

[ редактировать ]

Истман была известным участником движения за права женщин в начале 20 века. Он занимал пост президента Лиги равного избирательного права мужчин в Нью-Йорке и был одним из основателей Лиги мужчин за избирательное право женщин в Нью-Йорке в 1910 году. [11] В 1913 году он выступил в колледже Брин-Мор на тему избирательного права женщин в речи под названием «Избирательное право для женщин и почему я в это верю». [12]

Изменение политических убеждений

[ редактировать ]

Гегельизм подобен душевной болезни: вы не можете знать, что это такое, пока не заболеете, а затем вы не можете знать, потому что у вас это есть.

- Макс Истман, Маркс, Ленин и революционная наука (1926), с. 22

После Великой депрессии Истман начал отказываться от своих социалистических убеждений, становясь все более критически настроенным по отношению к идеям Карла Маркса , Торстейна Веблена и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , которыми он когда-то восхищался.

В 1941 году его наняли бродячим редактором журнала Reader's Digest , и эту должность он занимал до конца своей жизни. Примерно в это же время он также стал другом и поклонником известных свободного рынка экономистов Фридриха Хайека , Людвига фон Мизеса и Вильгельма Рёпке . Он объединился с американскими писателями Джеймсом Бёрнемом , Джоном Чемберленом и Джоном Дос Пассосом . [13] Лауреат Нобелевской премии по экономике Хайек упомянул жизнь Истмана и его отрицание социализма в своей широко читаемой книге « Дорога к крепостному праву» . Истман организовал сериализацию работ Хайека в Reader's Digest . Позже Истман написал статьи с критикой социализма для The Freeman , раннего либертарианского издания, которое редактировали его друзья Джон Чемберлен и Генри Хэзлитт . [14]

Первоначально Истман поддерживал Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) и публичные нападки сенатора Джозефа Маккарти на влияние коммунизма. В начале 1950-х годов антикоммунистические статьи Истмана в журналах «Ридерз Дайджест» , «Фримен» и « Нэшнл Ревью» сыграли важную роль в том, что стало известно как маккартизм . [15] Однако вскоре он пришел к выводу, что антикоммунистическое движение «перешло под контроль реакционных сил, которые спутали стремление к социальной справедливости с коммунистической изменой». [16] В 1955 году его отречение от левых достигло апогея с публикацией « Размышлений о крахе социализма» . К этому времени он пришел к убеждению, что большевистская революция «вместо того, чтобы создать свободу, породила самую совершенную тиранию за всю историю». [17] Также в 1955 году он стал одним из первых редакторов консервативного журнала National Review .

В 1950-х годах Истман присоединился к классическому либеральному обществу Мон-Пелерин , основанному Хайеком и Мизесом. Он был членом Американского комитета за свободу культуры по приглашению Сидни Хука . [18] Хотя Истман присоединился к консервативным политическим мыслителям, он всю жизнь оставался атеистом .

В 1960-х годах он порвал со своим другом Уильямом Ф. Бакли-младшим и ушел из совета партнеров National Review на том основании, что журнал был слишком явно прохристианским . [19]

Вскоре после этого он начал публично выступать против участия Америки во Вьетнамской войне . [16] Несмотря на свою защиту свободной рыночной экономики , Истман придерживался ряда взглядов, которые были нетрадиционными для политического консерватора. Отдавая предпочтение самоописанию «радикального консерватора», он отверг ярлык « либертарианец », который тогда использовала политическая писательница Роуз Уайлдер Лейн . Они вели ожесточенную переписку. Истман связал этот термин с идеями писателя Альберта Джея Нока . [20]

Дэниел Оппенгеймер пишет в левой газете The New Republic , что последние годы Истмана были периодом упадка влияния:

Его сочинения были более предсказуемыми и менее щедрыми по духу. Он не вел журналов и не играл особой роли в тех, в которых писал статьи. Он пользовался некоторым влиянием в консервативных и антикоммунистических кругах через такие организации, как Американский комитет за культурную свободу, и такие журналы, как National Review , но ни для одной из них он не был важен. Его мемуары «Наслаждение жизнью» в 1948 году и «Любовь и революция» в 1964 году были интересны как документы его времени, а также своей необычной откровенностью в вопросах секса, но они не были великими книгами. [21]

Оценка литературных произведений

[ редактировать ]

Плодовитый писатель, Истман опубликовал более двадцати книг на такие разнообразные темы, как научный метод , юмор, фрейдистская психология и советская культура , а также мемуары и воспоминания о своих знаменитых дружеских отношениях. Его биографические портреты были названы «блестящими», а его психологическое исследование молодого Льва Троцкого «новаторским» историком Джоном Патриком Диггинсом . [22]

Истман написал пять томов стихов и роман. Кроме того, он перевел на английский язык некоторые произведения Александра Пушкина . Для «Современной библиотеки » он отредактировал и сократил Маркса » «Капитал .

Истман также написал два тома мемуаров, а также два тома воспоминаний о своей дружбе и личных встречах со многими ведущими фигурами своего времени, включая Пабло Казальса , Чарли Чаплина , Юджина Дебса , Джона Дьюи , Айседору Дункан , Альберта Эйнштейна , Зигмунда. Фрейд , Джон Дос Пассос , Эрнест Хемингуэй , Х. Л. Менкен , Джон Рид , Поль Робсон , Бертран Рассел , Эдна Сент-Винсент Миллей , Джордж Сантаяна , Э. У. Скриппс , Джордж Бернард Шоу , Карло Треска , Леон Троцкий , Марк Твен и Герберт Уэллс . Последними мемуарами Истмана были «Любовь и революция: мое путешествие сквозь эпоху» (1964). В 1969 году он умер в своем летнем доме в Бриджтауне, Барбадос, в возрасте 86 лет.

Избранные работы

[ редактировать ]
  • Наслаждение поэзией , 1913. [2]
  • Дитя амазонок и другие стихи , 1913. [3]
  • Журналистика против искусства , 1916. [4]
  • Призыв за что? (Массы, июль 1917 г. [23] )
  • Цвета жизни; стихи и песни и сонеты , 1918. [5]
  • Чувство юмора , 1921. [6]
  • Лев Троцкий: Портрет юноши , 1925 год.
  • Со дня смерти Ленина , 1925 год. [7]
  • Предприятие 1927 года
  • Маркс и Ленин: Наука революции , 1927.
  • Конец социализма в России, 1928 год.
  • Литературный разум: его место в эпоху науки , 1931.
  • Художники в униформе: исследование литературы и бюрократизма , 1934.
  • Искусство и жизнь действия , 1934.
  • Последняя битва диалектического материализма: исследование марксизма Сидни Хука . Нью-Йорк: Издательство Полемика, 1934.
  • Наслаждение смехом , 1936.
  • Сталинская Россия и кризис социализма , 1939.
  • Марксизм: наука ли это? , 1940.
  • Герои, которых я знал , 1942.
  • Наслаждение жизнью , 1948.
  • Размышления о крахе социализма , 1955. [8]
  • Великие товарищи: критические мемуары некоторых известных друзей . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Гудахи. 1959 год . Проверено 22 октября 2019 г. - из Интернет-архива.
  • Любовь и революция: мое путешествие сквозь эпоху , 1964.
  • Семь видов добра , 1967.

Представительство в других СМИ

[ редактировать ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Переехав в Нью-Йорк, Истман женился в 1911 году на Иде Раух , юристе, актрисе, писательнице, радикалке и ранней феминистке. Раух сохранила свою фамилию. Они развелись в 1922 году, через несколько лет после разлуки. Вместе у них родился один ребенок, Дэн, с которым Истман не имел никаких связей в течение 23 лет после их расставания. [25] Истман выразил благодарность Рауху за то, что он познакомил его с социализмом. [26]

В 1924 году он женился на художнице Елене Крыленко [ Викиданные ] , уроженке Москвы , с которой познакомился во время почти двухлетнего пребывания в Советском Союзе . Елена была сестрой Николая Крыленко , большевика , который позже стал советским наркомом юстиции. Он организовал многие Иосифом Сталиным печально известные «показательные процессы» над в 1930-х годах, прежде чем был арестован и казнен во время Большой чистки в 1938 году. Елена работала на Максима Литвинова в Министерстве иностранных дел, хотя и не была членом самой партии. В 1924 году Елена вместе с Истманом решила покинуть Россию. Литвинов согласился помочь, выдав ее за члена своей делегации, когда он ехал в Лондон на международную конференцию. Но покинуть делегацию и остаться в свободной стране без паспорта, которого большевики ей не дали, она не могла. Итак, за несколько часов до отправления поезда она и Макс Истман поженились. [27] Елена умерла в 1956 году.

В 1958 году Истман женился на Иветте Шкели, которая родилась в Будапеште в 1912 году. Она эмигрировала в Нью-Йорк вместе со своей разведенной мачехой. у нее были долгосрочные отношения с Теодором Драйзером До замужества с Истманом . В 1995 году она опубликовала мемуары « Dearest Wilding» . [28] Она умерла в Нью-Йорке в 2014 году в возрасте 101 года. [29]

На протяжении всей своей жизни у Истмана было много романов, которые «с возрастом стали казаться грустными и навязчивыми». [21]

  1. ^ Истман, Макс (1964). Любовь и революция: мое путешествие сквозь эпоху . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 79-81,5.
  2. ^ Jump up to: а б с д Джон Патрик Диггинс, «От коммунизма », издательство Колумбийского университета , позже, Harper & Row, 1975, стр. 17–73.
  3. ^ Массы , февраль 1913 г., 2.
  4. ^ Рональд Стил, Уолтер Липпманн и американский век , Бостон: Литтл, Браун, 1980, стр. 124
  5. ^ Джон Рид, Десять дней, которые потрясли мир , Бони и Ливерайт, 1919; Макс Истман, Размышления о крахе социализма , Девин-Адэр, 1955, с. 10.
  6. ^ Арнесен, Эрик (зима, 2018 г.). «Страсти Макса Истмана». Архивировано 16 января 2020 года на сайте Wayback Machine Dissent . Проверено 1 апреля 2019 г.
  7. ^ Макс Истман, Размышления о крахе социализма , «Биографическое введение», стр. 9–17.
  8. ^ Диггинс, «Изгнание Гегеля: Макс Истман», в книге Up From Communism , стр. 17–20.
  9. ^ Истман, Макс, «Культ непонятности», журнал Harper's Magazine , clviii, апрель 1929 г., стр. 632–639.
  10. ^ Диггинс, От коммунизма , стр. 51–58.
  11. ^ Нойман, Йоханна (июль 2017 г.). «Кто выиграл избирательное право женщин? Дело «простых мужчин» » . Журнал позолоченного века и прогрессивной эпохи . 16 (3): 347–367. дои : 10.1017/S1537781417000081 . ISSN   1537-7814 .
  12. ^ «Дело избирательного права и Брин Мор – больше ораторов» . Посвящается делу: женщины Брин-Мор и право голоса . Специальные коллекции библиотеки колледжа Брин-Мор. Архивировано из оригинала 19 октября 2018 года . Проверено 16 апреля 2015 г.
  13. ^ Диггинс, От коммунизма , с. 485, сн. 43, 44, 46.
  14. ^ Чарльз Х. Гамильтон, « Фримен : ранние годы», Фримен , декабрь 1984 г., том. 34, выпуск 1.
  15. Макс Истман. Архивировано 2 февраля 2016 года в Wayback Machine . Спартак Образовательный.
  16. ^ Jump up to: а б Поль Ле Блан, Маркс, Ленин и революционный опыт: исследования коммунизма и радикализма в эпоху глобализации , 2006, Routledge, с. 91.
  17. ^ Макс Истман, Размышления о крахе социализма , Девин-Адэр, 1955, с. 113
  18. ^ Диггинс, От коммунизма , стр. 201–233; Сидни Хук , «Не в ногу» , Кэрролл и Граф, 1987, глава 27.
  19. ^ Уильям Л. О'Нил, Последний романтик: жизнь Макса Истмана , Transaction Publishers, 1991; «Мораль и американское общество Уильяма Ф. Бакли », интервью, Институт Актона [1]. Архивировано 1 декабря 2008 г. в Wayback Machine (получено 13 апреля 2009 г.).
  20. ^ Макс Истман, Размышления о крахе социализма , Девин-Адэр, 1955, с. 79; его переписка с Лейном находится в рукописях Истмана. Архивировано 29 мая 2010 года в Wayback Machine в Университета Индианы библиотеке Лилли ; Философ Айн Рэнд также отвергла этот ярлык, также назвав себя «радикалом капитализма», но, напротив, подчеркнула, что она « не консерватор».
  21. ^ Jump up to: а б «Любовные приключения американского радикала» . Новая Республика . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 3 октября 2017 г.
  22. ^ Диггинс, От коммунизма , с. 19.
  23. ^ Макс Истман бросает вызов призыву на военную службу вместо насилия . Бостон; Beacon Press (редакторы Артура и Лилы Вайнберг), 1963, стр. 244–246.
  24. ^ Дополнительную информацию об Истмане, Джоне Диггинсе , «Изгнании Гегеля: Макс Истман» и «Капитализм и свобода: Истман» в книге Up From Communism , стр. 17–73, 201–233.
  25. ^ Стэнселл, Кристина (2000). Американские современники: богемный Нью-Йорк и создание нового века . Нью-Йорк: Metropolitan Books: Генри Холт и компания. стр. 244–45, 264–265 . ISBN  0805048472 .
  26. ^ «Умер Макс Истман: автор и радикал» (некролог) . Нью-Йорк Таймс . 26 марта 1969 г. с. 1. Архивировано из оригинала 27 июля 2019 года . Проверено 27 июля 2019 г.
  27. ^ Ричард Кеннеди, Мечты в зеркале: Биография Э.Э. Каммингса , Нью-Йорк, WW Norton and Co., 1980, ISBN   087140155X (2-е издание, 1994 г.), стр. 382.
  28. ^ Мюррей, Джанет Х. (2 июля 1995 г.). «Рецензия на книгу «Дорогой Уайлдинг: мемуары. С любовными письмами Теодора Драйзера» Иветт Истман; под редакцией Томаса П. Риджио» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
  29. Мерас, «Иветт Истман, 101 год, фотограф, давняя летняя жительница Аквинны», Vinyard Gazette (24 января 2014 г.). Архивировано 14 мая 2014 г., в Wayback Machine . Проверено 14 мая 2014 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ричард Фицджеральд, Искусство и политика: карикатуристы «Масс» и «Освободителя». Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1973.
  • Кристоф Ирмшер, Макс Истман: Жизнь. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2017.
  • Уильям Л. О'Нил, Эхо восстания: массы, 1911–1917. Чикаго: Четырехугольные книги, 1966.
  • Энн Чиприано Вензон, Соединенные Штаты в Первой мировой войне: энциклопедия. Тейлор и Фрэнсис, 1995.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f19534a40f1d06e25746c95d30cfd61__1718503920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/61/1f19534a40f1d06e25746c95d30cfd61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Max Eastman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)