Слова
Маву-Лиза (альтернативно: Маху ) — богиня-создательница , связанная с Солнцем и Луной в мифологии Гбе и западноафриканском Водуне . Маву и Лиза — божественные близнецы. Согласно мифам, она замужем за богом-мужчиной Лизой. Маву (Маху, Мау) и Лиза — дети Наны Булуку и родители Оба Косо (Шанго) , известного среди фонов как Хебиосо.
Согласно мифу, после создания Земли, всей жизни и всего остального на ней, Маву забеспокоилась, что она может быть слишком тяжелой, поэтому она попросила первобытного змея Айдо Хведо свернуться калачиком под землей и воткнуть его в землю. небо. Когда она попросила Аве, обезьяну, которую она также создала, помочь и слепить еще нескольких животных из глины, он похвастался перед другими животными и бросил вызов Маву. Гбаду, одна из первых Лоа Маву, рожденная от занятий любовью с Лизой, увидела весь хаос на земле и велела своим детям выйти среди людей и напомнить им, что только сама Маву может дать Секполи — дыхание жизни. Гбаду поручила своей дочери Миноне пойти к людям и научить их использованию пальмовых ядер в качестве предзнаменования от Маву-Лизы. Когда Аве, высокомерная обезьяна, поднялась на небеса, чтобы попытаться показать Маву, что он тоже может дать жизнь, она с треском провалилась. Лиза приготовила ему миску каши с семенем смерти и напомнила ему, что только его жена Маву может дать жизнь и что она также может ее забрать. Согласно мифу, Маву является единственным создателем людей из глины, а ее муж/брат Лиза получила от нее указание научить людей строить цивилизацию.
Ссылки йоруба
[ редактировать ]Однако с исторической точки зрения культ Маву-Лизы фактически распространился на запад от Йорубаленда, где его корни, в социально-религиозное сознание народов, говорящих на гбе, сначала с плато Агбоме (Абомей), которое перешло под контроль очень централизованное королевство Дагомея. Маву — это Мово (Йе Мово), женщина и супруга Ориса (Обатала) в Ифе, а Лиза — это Ориса, также известная как Обатала, создательница и небесное божество йоруба. В Ифе, культурной колыбели йоруба, оба божества являются близнецами Ориса-Йемово в соединенных храмах.
Постепенная трансформация слова Ориса в Лиза соответствует общим правилам трансмутации заимствованных слов йоруба в лексиконах Gbe, чтобы они соответствовали фонологии Fon-Gbe, которые характеризуются определенными звуковыми сдвигами, такими как; отбрасывание начальных гласных, т.е. Огуна , на Гун/Гу , фонемы [B] на [V], т.е. Оба Аджо на Аваджо или Ойинбо на Йово , [ 1 ] и переключение с [R] на [L], т.е. Ироко на Локо , [ 2 ] и кварталы лодок/лодок из Порто-Ново в Аклон. [ 3 ]
Об этих фактах свидетельствуют как этнологические исследования/данные, так и устные рассказы, собранные у самих фонов. [ 4 ] Среди людей, говорящих на языке гбе, Маву, в частности, а также дуплекс-близнец Маву-Лиза, заняли высшую позицию в иерархии водунов. Он стал государственным божеством Дагомеи, но в конечном итоге Маву изначально не был феноменом Фон. Среди других людей, говорящих на языке гбе, особенно среди эве, Маву был возведен до уровня всемогущего Бога под влиянием христианских миссионеров. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бюллетень Комитета исторических и научных исследований Французской Западной Африки» (на французском языке). Э. Лароз. 1924 год . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Верже, Пьер (1995). Боги Африки: поклонение Ориша и Вуду на древнем невольничьем побережье в Африке и в Баии, бухте всех святых в Бразилии (на французском языке). Издания Ревю Нуар. п. 36. ISBN 978-2-909571-13-3 . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Адефуйе, Существо; Агири, Продайте их (1987). История народа штата Лагос Книги фонарей. ISBN 978-978-2281-48-7 . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Кретьен, Жан-Пьер (1 января 1993 г.). Религиозное изобретение в Африке: история и религия в черной Африке (на французском языке). КАРТАЛА Издания. п. 254. ИСБН 978-2-86537-373-4 . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Джозеф, Селюсьен Л.; Клеофат, Никсон С. (5 мая 2016 г.). Воду в опыте Гаити: перспектива Черной Атлантики . Лексингтонские книги. ISBN 978-1-4985-0832-2 . Проверено 17 ноября 2023 г.