Орден Богоматери Доброй Смерти
Братство Богоматери Доброй Смерти | |
![]() | |
Формирование | 19 век |
---|---|
Основан в | Сальвадор, Баия , Бразилия |
Тип | Католик - Кандомбле религиозный орден |
Сестричество Богоматери Доброй Смерти ( португальский : Irmandade da Nossa Senhora da Boa Morte ) — небольшая афро - католическая религиозная группа в штате Баия , Бразилия .
Основанная в начале 19-го века как спонсируемое Церковью благотворительное сестричество для африканских рабынь и бывших рабынь, оно стало одной из старейших и наиболее уважаемых групп поклонения Кандомбле , основной африканской религии в Бразилии. В настоящее время количество членов сократилось примерно до тридцати (с примерно 200 на пике популярности), большинству из них более пятидесяти, и оно по-прежнему привлекает прихожан каждый год, особенно на августовском фестивале. [ 1 ]
История
[ редактировать ]История Ирмандаде да Боа Морте («Сестричество Доброй Смерти»), религиозного братства, посвященного Успению Богородицы, является частью истории массового похищения чернокожих с африканского побережья в районы выращивания тростника. вокруг порта Сальвадор, штат Баия , известного как Реконкаво Баяно . Иберийские искатели приключений построили в этой области несколько городов, один из них — Кашуэйра , который на протяжении трёх столетий был вторым по значимости экономическим центром Баии. [ 2 ]
Происхождение братств
[ редактировать ]Братства получили широкое распространение в 19 веке, когда страна была независимой, но все еще жила под режимом рабства. Для каждой профессии, расы и нации — поскольку африканские рабы и их потомки происходили из разных мест с разной культурой — была основана отдельная ирмандада . Существовали братства для богатых, бедных, музыкантов, черных, белых и т. д. Женских братств почти не было, а в мужские братства женщины вступали в качестве иждивенцев, чтобы гарантировать, что они получат льготы от корпорации после смерти своих мужей. , чтобы братство могло действовать, По словам историка Жоау Жозе Рейса церковь должна была его приветствовать, а ее устав должен был быть одобрен церковной властью.
В патриархальном обществе, характеризующемся расовыми и этническими различиями, братство состоит исключительно из чернокожих женщин, что придает этому афро-католическому проявлению, как его считают некоторые, определенную известность. Он известен как выражение бразильского в стиле барокко католицизма с его характерными уличными шествиями, а также своей тенденцией включать в религиозные праздники светские ритуалы, перемежающиеся большим количеством самбы и банкетов.
Помимо пола и расы членов братства, их статус бывших рабов и потомков рабов является важной социальной характеристикой, без которой было бы трудно понять многие аспекты религиозных обязательств братства. Бывшие рабы продемонстрировали огромную ловкость в поклонении религии власть имущих, не отказываясь от верований своих предков, а также в том, как они защищают интересы своих последователей и представляют их в социальном и политическом плане.
Дата основания
[ редактировать ]Никто толком не знает, в каком году было основано Сестричество Доброй Смерти. Одорико предполагает, что организованное богослужение началось в 1820 году в церкви Росарио в Баррокинье, районе Сальвадора; и что ответственность за его организацию несут гегесы (чернокожие этнических групп эве и фон ), переехавшие оттуда в Кашуэйру. Другие тоже говорят об этом периоде, но не согласны с нацией первопроходцев, утверждая, что они были освобожденными кету (этническими йоруба ). Похоже, что члены братства имели разное этническое происхождение и в первые годы их насчитывалось более сотни.
Исторически 1820 год имеет смысл. наблюдался прогресс С начала девятнадцатого века в Реконкаво , и там были внедрены новые сельскохозяйственные и промышленные технологии. В то время как сахарная экономика переживала трудности, табак приобрел новую силу, когда он привлек интерес немецкого капитала после политической независимости Бразилии. Открытие моторизованных судоходных линий усилило дух экономического обновления, стимулируя интеграцию Реконкаво со столицей провинции и увеличивая торговлю. Это, в свою очередь, способствовало формированию прочных связей между черными рабами во многих городах, особенно в Сальвадоре и Кашуэйре.
Джеферсон Баселар отмечает, что 1820-е годы, особенно первые три года десятилетия, были отмечены процессом волнения и волнения среди жителей Баии, многие из которых - независимо от социального класса - были вовлечены в борьбу за независимость, которая была отмечена сильным антипортугальским настроем и вооруженными стычками. Ослабление напряженности между хозяевами и рабами, вызванное этим мгновенным «единством», способствовало окончательному переселению чернокожих в города Реконкаво, где рабовладельцы были очень заинтересованы в разрешении конфликта и для защиты своих интересов вооружали рабов и использовали их против португальцев. Это исключительное положение дел привело к появлению большого количества религиозных и гражданских инициатив со стороны рабов, среди которых, возможно, была Ирмандаде да Боа Морте. Исследование Антониу Мораеша Рибейро связывает возникновение братства из кварталов рабов с аболиционистской атмосферой после жестоко подавленного восстания мусульманских рабов в Баии в 1835 году. Возможно, именно в этом и кроется явно исламское прикосновение к очень красивой традиционной одежде братства. Как отмечает Рауль Лоди, эффектность костюма усиливается за счет использования тюрбана. Антониу Мораес считает, что один из вероятных лидеров исламского восстания, Луиза Махим, лично участвовала в основании братства после ее бегства из Сальвадора в Реконкаво.
Повествование о формировании начала девятнадцатого века выглядит более убедительным, если посмотреть на переписку того времени. Одно из таких писем 1854 года пришло от местного депутата, который написал в министерство юстиции с просьбой о подкреплении для проведения Фестиваля Богоматери Доброй Смерти, который должен был состояться в Сальвадоре. [ 3 ] Эта переписка показывает, что к 1854 году Орден должен был иметь значительное число последователей и был хорошо известен в то время, когда полиция запрашивала подкрепление более чем за месяц до начала фестиваля.
От церкви к церкви
[ редактировать ]Луис Клаудио Насименто, историк из Качоэйры, говорит, что первые литургии черного сестричества проводились в церкви Третьего ордена Карму, традиционно используемой местной элитой. Позже сестры переехали в церковь Санта-Барбара в больнице Санта-Каса-де-Мизерикордия, где находятся изображения Богоматери Славы и Богоматери Доброй Смерти. Оттуда они переехали в церковь Ампаро (которая была снесена в 1946 году и заменена жилым комплексом для среднего класса). Они оставили эту церковь ради приходской церкви ( Игрея Матриз ), а затем пошли в церковь Ажуда.
Многие братства построили свои собственные церкви. Так было с церковью Росарио в Баррокинье. Сестричество Доброй Смерти поддерживало тесный контакт с этой церковью и ее братством.
Социальная роль
[ редактировать ]Религиозные братства XIX века, как и светские, такие как Общество защиты инвалидов (случай, изученный антропологом Хулио Брагой), не просто почитали католических святых и ориша , или афро-бразильских божеств, своих члены. Хотя внешне они отвечали церковным и юридическим требованиям, они стали эксклюзивными гильдиями, которые за кулисами работали в интересах своих членов. Будучи уважаемыми организациями солидарности, они были одновременно живым выражением межэтнического обмена и неоднозначным инструментом социального контроля, участниками которого были творческие «менеджеры».
Братство всегда заставляло своих членов вносить свой вклад. Единовременные членские и ежегодные взносы, сбор милостыни и другие формы дохода использовались для самых разных целей: покупка свободы от рабства, праздники, религиозные обязательства, выплаты за мессы, благотворительность, одежда. [ 4 ] В случае с «Боа Морте», члены которой были относительно бедны и почти все пожилые люди — от 50 до 70 лет, — средства, собранные при жизни членов, всегда предназначались для оплаты достойных похорон, подготовка которых, учитывая двойную религиозную деятельность его члены требовали как строгости, так и понимания, помимо того, что они были кладезем для погребения. Фонды также оплатили участки для захоронения отдельных членов, поскольку большинство кладбищ ограничивали захоронения черных на белых кладбищах. [ 4 ] Сестры также обычно откладывают небольшую сумму денег для семьи умершего. [ 4 ]
Совсем недавно братства, и особенно Орден Богоматери Доброй Смерти, стали считаться одними из первых примеров феминизма в Бразилии, и традиции, которые продолжаются сегодня, были связаны с ранними корнями бразильского феминизма. [ 4 ] Орден высказался по ряду социальных проблем, включая бедность, насилие со стороны полиции, а также расовое и гендерное равенство, и продолжает действовать как массовое движение по социальным вопросам в Баии. [ 4 ] Сестры также с ранних лет поднимали вопросы устойчивости Африки и поставили перед собой задачу обеспечить, чтобы жизнь всех чернокожих была наполнена достоинством. [ 4 ] В 2018 году в Рио-де-Жанейро была убита активистка и член городского совета Рио-де-Жанейро Мариэль Франко , известная своей работой по социальным вопросам, таким как репродуктивные права, жестокость полиции и гендерное равенство. [ 4 ] Фестиваль Ордена в том году почтил ее наследие и других чернокожих женщин, которые боролись за равные права, поскольку они почтили людей таким образом на протяжении десятилетий. [ 4 ]
Кандомбле
[ редактировать ]Со временем Сестричество уменьшило свою связь с католической церковью и стало достопримечательностью Кандомбле , главной африканской религии Бразилии. Кандомбле — спиритическая религия, поклоняющаяся сложному пантеону божеств или духов-хранителей Ориша . Во время ритуалов Кандомбле Ориша вызываются и «включаются» в исполняющих обязанности священников.
Из-за своего тайного характера внутренние обряды Сестричества, связанные с поклонением Ориша , до сих пор не стали объектом этнографической интерпретации. Изучена внешняя часть богослужения, в которой почти полностью используются католические символы, заимствованные афро-бразильской религией. Кульминацией деятельности Сестричества является Праздник Богоматери Доброй Смерти, который ежегодно проводится в Кашуэйре.
Истоки фестиваля
[ редактировать ]Фестиваль сестричества объединяет элементы поклонения Кандомбле с древним христианским праздником Успения Богородицы , истоки которого лежат на Востоке. Фестиваль достиг Рима в VII веке, распространился по католическому миру в течение следующих двух столетий и в конечном итоге был перенесен из Португалии в Бразилию, где он был известен как фестиваль Августовской Богоматери.
Преданность Доброй Смерти была так же распространена в колониальной и имперской Бразилии, как и братства. Это всегда был популярный культ. В церкви Богоматери Росарио в Баррокинье оно стало более сильным и последовательным. Там было значительное присутствие геге-наго, и празднования, описанные такими писателями, как Сильва Кампос, были похожи на современные практики в Кашуэйре. Здесь возник один из самых уважаемых центров кандомбле в Баии; Основанный в 18 веке центр Каса-Бранка в Энженью-Велью-да-Федерасан в Сальвадоре был изучен Ренато да Силвейра.
Своеобразная интерпретация
[ редактировать ]Версия Фестиваля Сестричества стала популярным праздником с расовыми особенностями, поскольку Сестричество собирало в основном чернокожих женщин и женщин смешанной расы, и приобрело уникальную интерпретацию со своими особенностями. По этой причине группа всегда вызывала конфликты с церковными властями.
Кандомбле привнес элементы своей системы верований в практику, которая изначально была католической, а также социально-исторические компоненты суровой реальности рабства, плена, который сделал мучениками тех, кто находился в диаспоре.
Почитание Богоматери Доброй Смерти приобрело социальное значение, поскольку позволяло рабам собираться, сохранять свою религиозность во враждебной среде и формировать корпоративный инструмент для защиты и оценки людей. По всем этим причинам он стал непревзойденным средством прославления жизни.
Праздники
[ редактировать ]В начале августа длинный график общественных мероприятий собирает людей со всего мира в Кашуэйру, где Мораес Рибейру считает наиболее представительным живым документом бразильской, барочной и иберо-африканской религиозности. Ужины, парады, мессы, шествия, самба-де-рода (традиционная форма игры и танца самбы в кругу) поставили братство в центр событий этого провинциального города и, в конечном итоге, в главных газетах и новостных сетях. столицы.
Первый день фестиваля начинается в пятницу, ближайшую к 15 августа, традиционному дню праздника Успения. [ 5 ] Сестры, одетые во все белое, несут статую лежащей Богоматери Доброй Смерти по улицам Кашуэйры тихой процессией и ставят статую у подножия алтаря в своей часовне. [ 5 ] Шествие разделяет общую задачу — почтить память Марии и людей, умерших в прошлом году. [ 6 ] После крестного хода сестры исповедуются и подают святой обед из белого мяса, поскольку в день праздника они воздерживаются от красного мяса. [ 7 ] Значение белого цвета связано как с чистотой Марии, так и с божеством Кандомбле Ошалой, которое связано с рассветом и созданием вселенной. [ 7 ] Во второй день фестиваля сестры Ордена готовят еду для пиршеств, которые пройдут во второй половине фестиваля. [ 5 ] Вечером в часовне проводится траурная или погребальная месса по Марии, за которой следует процессия по улицам со статуей Богоматери Доброй Смерти, которая воссоздает погребение Марии. [ 6 ] Во время этого шествия сестры носят белые одежды с черными поясами и несут кресты вместе со статуей. [ 7 ] После шествия сестры возвращают статую Богоматери Доброй Смерти в музей, где она находится до конца года, и убирают статую Богоматери Славы из музея, чтобы использовать ее на торжествах следующего дня. [ 5 ]
Третий день фестиваля посвящен католическому празднованию Успения Пресвятой Богородицы и знаменует собой последний традиционный католический день празднования. [ 6 ] Праздник Успения празднуется каждый год католиками во всем мире, чтобы отпраздновать Успение или полное перенесение тела и души Марии на небеса после ее смерти, откуда Орден получил термин «Хорошая смерть». [ 6 ] Этот день знаменует собой поворотный момент в фестивале: переход от мрачного ритуала к радостной мессе в честь Успения Пресвятой Богородицы. [ 5 ] За этой мессой следует парад по улицам со статуей Богоматери Славы, который организуется одним из местных оркестров, который играет во время шествия. [ 5 ] На праздновании сестры надевают красные атласные пояса и демонстрируют свои лучшие наряды и украшения. [ 7 ] После парада и мессы еда, приготовленная накануне, завершается, и устраивается пир для жителей города и гостей, приехавших посмотреть празднование. [ 7 ] Начиная с того же вечера сестры и другие начинают танцевать самбу, чтобы показать свою веру Марии и другим святым, а также привносят в себя традиционные практики кандомбле. [ 3 ] Это специфическое и традиционное сочетание африканской музыки и африканского танца насчитывает десятилетия и было отмечено правительственными чиновниками еще в 1864 году в Сальвадоре, Бразилия, где зародился Орден Доброй Смерти. [ 3 ]
Традиции кандомбле во время праздников используются по-разному. Шествие, сопровождаемое музыкой, связано с традициями и праздниками Кандомбле. [ 6 ] Многие блюда и напитки, подаваемые в дни после праздника Успения, имеют кандомбле и бразильские корни, включая кашаса или ром из сахарного тростника и каруру, представляющий собой смесь бамии, орехов и креветок. [ 6 ] [ 7 ] Танцы самбы во второй половине фестиваля связаны с традициями Кандомбле. [ 3 ] Полноценное празднование заканчивается, когда сестры идут к реке и приносят в жертву еду и цветы, что также является действием, уходящим корнями в традицию Кандомбле. [ 6 ]
Иерархия и поклонение
[ редактировать ]Как и все братства Баии, Боа Морте имеет внутреннюю иерархию, которая управляет повседневными богослужениями ее членов. Руководство состоит из четырех сестер, ответственных за организацию общественного фестиваля в августе. Их заменяют каждый год. Наверху, на самом видном месте Ирмандаде да Боа Морте, находится Вечный судья, самый старший член. Далее следуют должности генерального прокурора, кормильца, казначея и писца; первый стоит во главе религиозной и светской деятельности.
послушник
[ редактировать ]Новички должны быть прикреплены к центру кандомбле в этом районе — обычно это Геге, Кету или Наго-Бата — и должны исповедовать религиозный синкретизм. Они проходят посвящение, подготовительный этап которого длится три года, в течение которого они известны как «сестры кошелька» и их призвание подвергается испытанию. Как только они будут приняты, они смогут занимать руководящие должности и подниматься по иерархии братства каждые три года.
Все они разделяют задачи по приготовлению пищи, сбору средств, организации торжественных ужинов, шествий и похорон членов в соответствии с религиозными заповедями и неписаными законодательными правилами. Выборы проводятся каждый год. Голоса отдаются зернами кукурузы и бобами; первое указывает на «против», а второе — на голосование «за». С учетом иерархических различий и правил, касающихся каждой должности, все сестры находятся на одном уровне со служанками Богородицы. Помимо того, что они являются сестрами в своей преданности ей, они иногда являются сестрами в кандомбле и почти всегда являются «родственниками» - африканцы и их потомки в Бразилии расширили понятие родства, включив в него всех представителей одной нации.
Синкретизм и культурный обмен
[ редактировать ]Африканское происхождение было переработано в религиозных учреждениях штата Баия, и братства мирян в конечном итоге стали служить этому процессу культурного общения. Система убеждений функционально и творчески впитала в себя ценности доминирующей культуры, так что во имя жизни сложные процессы синкретизма происходят и культурного присвоения. Одним из примеров является нисхождение самой Богоматери в братство каждые семь лет, чтобы лично руководить торжествами через Генерального прокурора и прославлять среди живых относительность смерти. Другие примеры встречаются в символах одежды и еды, где имеется постоянное указание на связи между этим миром ( Айе ) и иным ( Орун ).
Тезка
[ редактировать ]Орден Доброй Смерти , организация принятия смерти, основанная в 2011 году, получила свое название от Ордена Богоматери Доброй Смерти. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чатфилд-Тейлор, Джоан (22 февраля 2004 г.). «Танец жизни в честь смерти» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «Празднование женщин — Нью-Йорк Таймс» .
- ^ Jump up to: а б с д Иянага, Майкл (2015). «Почему святые любят самбу: исторический взгляд на деятельность чернокожих и возрождение католицизма в Баии, Бразилия» . Журнал исследований черной музыки . 35 (1): 119–147. doi : 10.5406/blacmusiresej.35.1.0119 . ISSN 0276-3605 . JSTOR 10.5406/blacmusiresej.35.1.0119 . S2CID 194098234 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Интимные портреты 200-летнего сестричества, почитающего умерших» . www.vice.com . Проверено 15 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уокер, Шейла (1986). «Праздник доброй смерти: празднование освобождения афрокатоликов в Бразилии». Мудрец . 3 (2): 27–28 – через ProQuest.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Селка, Стивен (2008). «Сестричество Боа Морте в Бразилии: гармоничная смесь, сопротивление чернокожих и политика религиозной практики» . Журнал латиноамериканской и карибской антропологии . 13 (1): 79–114. дои : 10.1111/j.1548-7180.2008.00005.x . ISSN 1935-4932 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Сестричество Богоматери Доброй Смерти, куклы Эгун и Ориша: афро-бразильская религиозность» . Google Искусство и культура . Проверено 15 сентября 2022 г.
- ^ О нас , Орден Доброй Смерти , получено 27 декабря 2014 г. Орден
был вдохновлен несколькими историческими концепциями хорошей смерти, включая средневековое Ars Moriendi (Искусство умирания) и тибетское Бардо Тодол. Само название взято из бразильского сестричества африканских рабов 19-го века, Irmandade da Nossa Senhora da Boa Morte, или Сестричества Богоматери Доброй Смерти.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Стивен Селка, «Сестричество Боа Морте в Баии» , «Католики и культуры», обновлено 22 января 2015 г.