Эрван Диантелл
Эрван Диантелл | |
---|---|
Рожденный | 1967 (56–57 лет) |
Национальность | Французский |
Альма-матер | Ecole Normale Supérieure Париж-Сакле |
Работодатель(и) | Парижский университет (2019) (Факультет гуманитарных и социальных наук – Сорбонна) |
Организация | КАНТЕЛЬ - Центр культурной и социальной антропологии |
Заголовок | Социолог и этнолог |
Эрван Диантей (род. 1967) — французский социолог и антрополог , выпускник Ecole Normale Supérieure Paris-Saclay , обладатель агрегации социальных наук, доктор социологии и профессор культурной и социальной антропологии в Сорбонне ( Парижский университет) 2019) ). Он также является старшим лауреатом Университетского института Франции с 2012 года. [ 1 ] и научный сотрудник-нерезидент Исследовательского института WEB Дюбуа при Гарвардском университете с 2017 года. Работа Диантеля исследует антропологические и социологические теории религии и взаимосвязь между политическими и религиозными силами. Оно также включает изучение символических истоков господства и сопротивления.
Эрван Диантил создал в 2010 году Центр культурной и социальной антропологии – КАНТЕЛ. [ 2 ] – компонент Школы гуманитарных и социальных наук – Сорбонны. [ 3 ] Вместе с Фрэнсисом Афферганом он также основал компанию cArgo. [ 4 ] – Международный журнал культурной и социальной антропологии (Париж, Франция), 2011 г.
Он дважды занимал должность заведующего кафедрой социальных наук Парижского университета Декарта , затем Парижского университета (2019 г.) (2010–2012, 2018–2024 гг.).
Он был приглашенным профессором в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре, Университете Тулейн (Новый Орлеан), Университете Буэнос-Айреса , Национальном университете Гондураса , Гаванском университете , Венском университете , Университете Саленто и Гарвардском университете. ( Школа богословия в 2016 году и факультет африканских и афроамериканских исследований в 2020 году). [ 5 ] Он является научным сотрудником Центра африканских и афроамериканских исследований Хатчинса при Гарвардском университете в 2024–2025 годах .
Критические чтения о религии
[ редактировать ]Диантейл проводит критическое чтение истории антропологии и социологии религий (три книги в соавторстве с Михаэлем Лёви ). [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Диантей внес свой вклад в эти работы, критически оценив вклады Марселя Мосса , Уэба Дюбуа , Роже Бастида , Мишеля Лейриса , Зоры Нил Херстон , Роже Кайуа , Лидии Кабреры , Люсьена Гольдмана и Пьера Бурдье в социальные науки о религии.
В третьей книге своей трилогии ( Le Sacré Fictif, 2017) Диантей и Лёви также продемонстрировали способность художественной литературы понимать религию и священное. В этой книге Диантейл анализирует произведения Джориса К. Гюисманса (современное европейское колдовство), Ахмаду Курумы (современное африканское колдовство), Амоса Тутуолы (африканский духовный мир), Умберто Эко (религия и эротика) и Элисон Лурье (американское милленаризм ).
Исследование афроамериканских религий
[ редактировать ]Диантейл проводил исследования афроамериканских культур ( Куба , США , Бразилия ), эволюции автохтонных религий в Западной Африке ( Бенин ) и новых христианских церквей. Он опубликовал две книги об афрокубинских религиях в Гаване. [ 9 ] [ 10 ] и одна книга об Афро-американской духовной церкви в Новом Орлеане . [ 11 ] [ 12 ]
Его интервью с Генри Луи Гейтсом-младшим по случаю публикации книги Гейтса « Черная церковь » во Франции проясняет использование и пределы марксистской теории для объяснения афроамериканской религии. В том же интервью возвращается дискуссия между Мелвиллом Херсковицем и Э. Франклином Фрейзером об африканизмах в Черной церкви . [ 13 ]
Исследования африканских религий
[ редактировать ]Эрван Диантейл с 2007 года проводит полевые исследования в Порто-Ново ( Бенин ) по трансформации гадания Фа/Ифа в современном африканском городе (в 2009 году снят фильм о посвящении Фа/Ифа и полная запись мифов, связанных с Знаки гадания Фа/Ифа). Он показал значимую связь между гаданием Ифа и арабской и латинской геомантией в средние века . [ 14 ] Одним из знаков системы Ифа является эквивалент Утренней звезды в средневековой геомантии , то есть планета Венера .
Кроме того, Диантейл проследил историю церкви Ифа с момента ее основания в начале 1930-х годов в Нигерии и Бенине. [ 15 ] Этот подход дополняется точной этнографией современной литургии этого религиозного учреждения, которая сформировалась на основе мифологии Ифа, воспринятой в протестантской богословской и церковной форме. Это исследование церкви Ифа по-новому ставит под вопрос религиозный синкретизм между африканской культурой и христианством, переформулируя категории материальной и формальной аккультурации ( Роджер Бастид ). Книга L'Oracle et le Temple (2024), по словам Якоба Олупоны , является «последней работой в области науки Ифа и представляет собой важное вмешательство в антропологию религии» [1] .
Кроме того, Диантейл был первым ученым, который подробно изучил праздник Крещения в Порто-Ново (Бенин) , уникальный народный праздник, инициированный католическим миссионером (Фрэнсис Аупиаис) и сановником водын (Зунон Медже) в 1923 году.
Три книги Диантея, о Гаване 1990-х годов ( Des dieux et des Signes , 2000), Новом Орлеане 2000-х ( La Samaritaine noire , 2006) и Порто-Ново 2010-х ( L'oracle et le Temple , 2024), образуют трилогия афроатлантической религиозной антропологии. Диантей проводил этнографические и исторические исследования в этих колониальных и портовых городах, которые являются частью атлантической работорговли и мест креолизации для африканской и европейской цивилизаций. Заключение L'Oracle et le Temple дает отчет об этом маршруте и предлагает сравнительный анализ афроамериканских и африканских религий между Латинской Америкой , Северной Америкой и Западной Африкой .
Далекий от поиска исторических истоков афроамериканских религий , Диантейл рассматривает процесс транскультурации и креолизации в колониальной и постколониальной Америке как эвристическую модель. Этот метод ведет к лучшему пониманию трансформаций современных африканских религий в городской многоэтнической среде, характеризующейся большим религиозным разнообразием.
В ЮНЕСКО
[ редактировать ]Эрван Диантейл — советник по гуманитарным и социальным наукам Французской национальной комиссии ЮНЕСКО .
Он был президентом Межправительственного совета по управлению социальными преобразованиями (МОСТ) ЮНЕСКО , в который входят 35 стран (2019-2021 гг.). [2] .
Ранее он был вице-президентом того же совета с 2017 по 2019 год, представляя Западную Европу и Северную Америку.
Эрван Диантей (Парижский университет, президент Межправительственного совета МОСТ) и Ндри Тереза Асси Лумумба (Корнельский университет, президент Научного совета МОСТ) являются организаторами Глобального коллоквиума по социальным наукам и пандемии COVID-19 , объединяющего исследователей от девятнадцати государств-членов ЮНЕСКО (21-22 октября, ЮНЕСКО , Париж, 2021 г.).
Украшения
[ редактировать ]- Старший лауреат Университетского института Франции 2012 г.
- Рыцарь Palmes Académiques («Академические пальмы») в 2016 году.
- Старший лауреат Университетского института Франции 2023 года.
Основные публикации (на французском языке)
[ редактировать ]- 2024 Оракул и Храм - От средневековой геомантии до церкви Ифа (Нигерия, Бенин) , Женева, Labor & Fides, 336 стр.
- 2019 Боги и знаки , Мадрид, Издания Университета Комплутенсе, 2019, 465 с. (Расширенное испанское издание Des dieux et des Signes , 2000 г.) [ 16 ] ). Предисловие: Кармен Бернанд .
- Крещение Порто-Ново , 2017 г. - Тексты, история, этнография , Порто-Ново и Париж, Editions des Lagunes. Архивировано 5 января 2018 г. в Wayback Machine , 2017 г. (двуязычный язык, гунгбе и французский язык); Предисловие: Полин Хунтонджи.
- 2017 Фиктивное священное - Социология и религия, литературные подходы (совместно с Михаэлем Лёви ), Париж, Editions de l'éclat, сборник «Воображаемая философия»
- 2011 Эшу , бог Африки и Нового Света (совместно с Мишель Шушан), Париж, Ларусс
- 2009 Социология и религия III – Необычные подходы (совместно с Михаэлем Лёви), Париж, PUF, сборник «Социология сегодня».
- 2008 (редактор совместно с Бертраном Хеллом ) The Spectacular Possession: театр и глобализация , журнал Gradhiva, апрель 2008 г.
- 2006 Черная самаритянка - Афроамериканские духовные церкви в Новом Орлеане , Editions de l'Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales, сборник "Cahiers de l'Homme"
- 2006 Социология и религия II – Диссидентские подходы (совместно с Михаэлем Лёви ), Париж, PUF, сборник «Социология сегодня».
- 2000 О богах и знаках - Посвящение, гадание и письменность в афро-кубинских религиях . Париж, Editions de l’Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales, сборник «Цивилизации и общества».
- 1995 Ученый и Сантеро - Рождение изучения афро-кубинских религий (1906-1954) . Париж, Editions L'Harmattan / Université Paris 8, Коллекция «Histoire des Antilles Hispaniques», ISBN 2-7384-3829-6
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Э.Диантейл на сайте IUF» . Архивировано из оригинала 9 января 2015 г. Проверено 17 июня 2015 г.
- ^ «КАНТЕЛЬ – Центр культурной антропологии/Сорбонна» .
- ^ «Рейтинг CANTHEL Aeres 2013» (PDF) .
- ^ «cArgo — Международный журнал культурной и социальной антропологии» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ «Курсы HDS, проводимые Эрваном Диантилом» . Архивировано из оригинала 18 января 2016 г. Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ «Социологии и религия. Том 2, Париж, PUF, 2006» .
- ^ «Социологии и религия. Том 3, Париж, PUF, 2009» .
- ^ «Вымышленное Священное. Социологии и религия, литературные подходы, Париж, Editions de l'école, 2017» .
- ^ «Боги и знаки. Посвящение, письмо и гадание в афро-кубинских религиях, Париж, Editions de l'EHESS, 2000» .
- ^ «Ученый И САНТЕРО: Рождение научного исследования афро-кубинских религий (1906-1954), Париж, Харматтан, 1995» .
- ^ «La Samaritaine Noire, Париж, Editions de l’EHESS, 2006» .
- ^ «Книги Э. Диантеля на сайте БНФ» .
- ^ Гейтс, Генри Луи младший и Эрван Диантил (2023). «Интервью Генри Луи Гейтса-младшего с Эрваном Диантилом» (PDF) . Международный журнал культурной и социальной антропологии CArgo (Париж, Франция) .
- ^ Диантей, Э. (2022). Венера, Исса и Лунная Собака, Международный журнал гадания и прогнозирования, 3 (2), 125–170. дои: https://doi.org/10.1163/25899201-12340025 Экспортировать цитирование
- ^ «Оракул и храм» . Les éditions Labor & Fides (на французском языке) . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ «Боги и знаки. Посвящение, письмо и гадание в афро-кубинских религиях | Ediciones Complutense» . www.ucm.es. Проверено 29 января 2024 г.