Монас Иероглифика
![]() Фронтиспис «Monas Hieroglyphica» Джона Ди, напечатанный Виллемом Сильвиусом в Антверпене, 1564 г. | |
Автор | Джон Ди |
---|---|
Опубликовано | 1564 |

Monas Hieroglyphica (или Иероглифическая Монада ) — книга Джона Ди , елизаветинского мага и придворного астролога Елизаветы I в Англии , изданная в Антверпене в 1564 году. Это изложение значения эзотерического символа изобретенного им .
Ди «Monas Hieroglyphica» представляет собой сложную эмблему, построенную из различных астрологических символов с элементами латинской игры слов, использования заглавных букв, пробелов и диакритических знаков, что затрудняет ее интерпретацию. Символ призван воплотить глубокую концепцию, представляющую единство всего творения под влиянием небесных сил. Ди считал, что этот символ содержит суть алхимической трансформации и духовной эволюции, и, размышляя над ним, он стремился получить доступ к скрытым знаниям, преодолевающим языковые барьеры. Объединив астрологию , алхимию , мистицизм и метафизику , Иероглифическая Монада служит визуальным проявлением взаимосвязанного мировоззрения Ди.
Содержание
[ редактировать ]
Понимание текста затруднено из-за латинской игры слов Ди, необъяснимого использования заглавных букв, нечетных интервалов и диакритических знаков . [1]
Значение символа
[ редактировать ]
Джон Ди намеревался, чтобы Монада включала в себя широкий спектр мистических и эзотерических концепций. Этот сложный символ должен был символизировать единство всего творения, находящегося под влиянием астрологических и планетарных сил. Ди считал, что в этом заключена суть алхимической трансформации и духовного роста. Медитируя на Монаду, он думал получить представление о скрытых знаниях о Вселенной, преодолеть языковые барьеры и раскрыть глубокие истины. В целом, намерением Ди было выразить свое взаимосвязанное мировоззрение, объединив элементы астрологии, алхимии, мистицизма и метафизики.
Прием и влияние
[ редактировать ]Книга получила мало внимания в английских источниках, хотя она получила высокую оценку в издании 1591 года Джорджа Рипли . » «Соединения алхимии [2] а также в Элиаса Эшмола ( Британском химическом театре 1652 г.). [3] Ряд ссылок появляется на других языках, например, Жана-Жака Манже ( Bibliotheca Chemica Curiosa 1702 г.). [4] Лазаря Зецнера и Theatrum Chemicum (1602; 1659–1661); последний воспроизводит Monas Hieroglyphica . полностью [5]
Оценка Джерардом Дорном спагирического искусства Иоганна Тритемия [а] содержит термины и фразы, основанные на « Моне» , а его комментарий к « Золотому трактату» ссылается на слова («Vulgaris, Hic, Oculus Caligabit, diffidetque plurimum»), сопровождающие фигуру в « Моне» . [6] говоря: «Глазами ума, ибо вульгарный глаз, как говорит Джон Ди из Лондона, здесь найдет недостатки и будет самым недоверчивым». [б] Питер Форшоу предполагает, что вполне вероятно, что Дорн использовал одну и ту же линию и фигуру круга в своей Monarchia Physica или Monarchia Triadis в Unitate (1577). [с] это отсылка к фигуре в Ди. Оно также воспроизведено в книге английского логика, математика и медика Томаса Оливера « De Sophismatum praestigijs cauendis admonitio» (1604). [7] Его дальнейшие комментарии в работе позволяют предположить, что он также был знаком с «Математическим предисловием» Ди к переводу Биллингсли « Элементов геометрии» Евклида (1570 г.). [8]
Джулио Чезаре Капаччо ссылается на Монаду в своей книге «Delle imprese» («Об устройствах») (1592), перефразируя содержание предисловия и упоминая «загадочную каббалистическую философию» «Джованни Ди да Лондино». [9] Чезаре делла Ривьера включает глиф Ди без указания авторства. [10] в его «Il Mondo Magico de gli Heroes» (1605). [11] Глиф также воспроизведен в Амфитеатре Вечной Мудрости (1595; 1609) Генриха Кунрата , [12] где он используется в более алхимическом контексте. [13]
Символ был принят розенкрейцерами и появляется на странице манифеста розенкрейцеров « Химическая свадьба Христиана Розенкрейца» (1616 г.), рядом с текстом приглашения на королевскую свадьбу, данного Христиану Розенкрейцу , который повествует об этом произведении. [ нужна ссылка ] Фрэнсис Йейтс отмечает, что влияние Ди позже «распространилось на пуританство в Новом Свете через Джона Уинтропа Младшего , алхимика и последователя Ди; Уинтроп использовал «монаду» как свой личный знак». [14]
Публикации
[ редактировать ]- Ди, Джон (1564). Monas Hieroglyphica (на латыни). Антверпен: Виллем Сильвиус.
- Ди, Джон (1602). «Монада Иероглифическая». В Центнере, Л. (ред.). Химический театр (на латыни). Том. II (первое изд.). стр. 203–43.
- Ди, Джон (1659). «Монада Иероглифическая». В Центнере, Л. (ред.). Химический театр (на латыни). Том. II (2-е изд.). стр. 178–215.
- Ди, Джон (2003). Monas Hieroglyphica (на латыни) (факсимиле). Кессинджер Паблишинг Ко. ISBN 0-7661-4744-4 .
английские переводы
[ редактировать ]- Ди, Джон (1947). Иероглифическая Монада . Перевод Дж. В. Гамильтона-Джонса. Джон М. Уоткинс.
- Йостен, Швейцария (1964). «Перевод «Monas Hieroglyphica» Джона Ди (Антверпен, 1564 г.) с введением и аннотациями». Амбикс . XII (2–3): 84–221. дои : 10.1179/000269864790223101 .
- Ди, Джон (1975). Иероглифическая Монада . Перевод Дж. В. Гамильтона-Джонса. Книги Вайзера. ISBN 1-57863-203-Х .
- Ди, Джон (2021). Монас Иероглифика . Перевод Терезы Бернс и Нэнси Тернер. Уроборос Пресс.
См. также
[ редактировать ]- Кодекс Агриппы
- Алхимический символ
- Астрологические символы
- Список оккультных символов
- Волшебная формула
- Монизм
- Магия эпохи Возрождения
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Г. Дорн, «De Spagirico Artificio Io. Trithemius cententia», в Zetzner (1659–1661) , том. 1, стр. 388–99, на 393.
- ^ Manget, Bibliotheca Chemica Curiosa , 1, 409: «Но в этих числах молчаливо спрятаны суммы мудрецов, автор, кажется, не затемняет их, особенно в септенарио, который в древности считался священным числом, так как в котором сокрыто много мудрости: но сила и Вы должны созерцать силу его ума глазами его разума, ибо этот глаз простолюдина, как свидетельствует Джоанна Ди из Лондона, будет наказывать и недоверчиво многое ."
- ^ Г. Дорн, «Монархия Триады в Единстве, Священная только для Бога», в Dorneus (1577) , 65-127, на 71.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тернер и Бернс (2007) .
- ^ Рипли (1591) .
- ^ Эшмол (1652) , стр. 334, 478–84.
- ^ Манже (1702 г.) .
- ^ Форшоу (2005) , с. 248.
- ^ Форшоу (2005) , с. 250.
- ^ Форшоу (2005) , стр. 250–251.
- ^ Форшоу (2005) , с. 251.
- ^ Кэмпбелл (2012) .
- ^ Форшоу (2005) , с. 257.
- ^ делла Ривьера (1986) , стр. 34–35.
- ^ Кунрат (1609) .
- ^ Форшоу (2005) , с. 259.
- ^ Йейтс (1972) , с. 286.
Цитируемые работы
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Эшмол, Э., изд. (1652). Theatrum Chemicum Britannicum; содержит несколько поэтических произведений наших знаменитых английских философов, написавших Герметические мистерии на своем древнем языке. Собран добросовестно. . . с аннотациями к нему Э. Эшмола . Лондон.
- делла Ривьера, К. (1986) [1605]. Волшебный мир героев, издание 1605 года, введение Пьеро Фенили . Рим: Edizioni Mediterranee.
- Дорнеус, Г., изд. (1577). «Рассвет сокровищ философов», Теофраста Парацельса, немецких философов и Медичи, прежде всего, самый точный . Базель
- Кунрат, Х. (1609 г.). Единственный истинный амфитеатр вечной мудрости: христианско-каббалистической, божественно-магической, а также физико-химической, третичной, католиконической . Ханау.
- Манже, Ж.-Ж., изд. (1702 г.). Любопытная химическая библиотека или хорошо укомплектованный тезаурус по алхимии . Женева: Шуэ.
- Рипли, Г. (1591). Соединение Алхимии . Лондон: Томас Орвин.
- Зецнер, Л., изд. (1659–1661). Theatrum Chemicum, содержащий основные трактаты избранных авторов о древности, истине, законе, совершенстве и действиях химии и философском камне, 6 томов. . Страсбург
Вторичные источники
[ редактировать ]- Кэмпбелл, А. (2012). «Рецепция Monas Hieroglyphica Джона Ди в Италии раннего Нового времени: случай Паоло Антонио Фоскарини (ок. 1562–1616)» . Исследования по истории и философии науки . Часть А. 43 (3): 519–529. Бибкод : 2012SHPSA..43..519C . дои : 10.1016/j.shpsa.2011.12.010 . ISSN 0039-3681 .
- Форшоу, П.Дж. (2005). «Ранний алхимический прием Monas Hieroglyphica Джона Ди». Амбикс . 52 (3): 247–269. дои : 10.1179/000269805X77772 . S2CID 170221216 .
- Тернер, Нэнси; Бернс, Тереза (2007). «Частичный повторный перевод Monas Hieroglyphica Джона Ди - Нэнси Тернер и Тереза Бернс» . Журнал западной мистической традиции . 2 (13) . Проверено 9 августа 2023 г.
- Йейтс, Фрэнсис (1972). Розенкрейцерское Просвещение . Лондон и Бостон: Routledge and Kegan Paul Ltd.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кавалларо, Фредерико (2006). Джона Ди «Алхимическое значение Monas Hieroglyphica ». В Клукасе, Стивен (ред.). Джон Ди: Междисциплинарные исследования мысли английского Возрождения . Спрингер Нидерланды. п. 159 и далее . ISBN 978-1402042461 .
- Клукас, С. (2010). «Пифагорейский числовой символизм, алхимия и Disciplina Noua из Monas Hieroglyphica Джона Ди». Овен . 10 (2): 149–167. дои : 10.1163/156798910X520575 .
- Клукас, С. (2017). «Королевский типограф и алхимик: Джон Ди, Виллем Сильвий и схематическая алхимия Monas Hieroglyphica» (PDF) . Амбикс . 64 (2): 140–156. дои : 10.1080/00026980.2017.1356972 . ПМИД 28795645 . S2CID 40198696 .
- Клули, Нью-Хэмпшир (2005). «Monas Hieroglyphica и алхимическая нить карьеры Джона Ди». Амбикс . 52 (3): 197–215. дои : 10.1179/000269805X77763 . S2CID 170109851 .
- Крейвен, Дж. Б. (1975). «Иероглифическая Монада Джона Ди как символ единства». Амбикс . 22 (2): 97–102.
- Джинджерич, В. (2010). «Иероглифическая монада: политика и эзотеризм в Monas Hieroglyphica Джона Ди». Овен . 10 (2): 149–175.
- Харкнесс, Д. (1999). «Иероглифическая монада Джона Ди: язык, письмо и откровение». Овен . 1 (1): 49–61.
- Мертенс, М. (2017). «Виллем Сильвий: «Типографический родитель» Monas Hieroglyphica Джона Ди». Амбикс . 64 (2): 175–189. дои : 10.1080/00026980.2017.1355594 . ПМИД 28782458 . S2CID 22614245 .
- Норргрен, Х. (2005). «Интерпретация и иероглифическая монада: чтение Джоном Ди Воархадумии Пантея». Амбикс . 52 (3): 217–245. дои : 10.1179/000269805X77781 . S2CID 170087190 .
- Соньи, GE (2010). Оккультизм Джона Ди: магическое возвышение посредством могущественных знаков . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0791484425 .
- Шулаковска, У. (2000). Алхимия света: геометрия и оптика в алхимических иллюстрациях позднего Возрождения . Бостон: Брилл. ISBN 978-9004116900 .
- Ванден Броке, С. (2017). «Идеал общества знаний в «Monas Hieroglyphica» Ди (1564 г.) и других произведениях Виллема Сильвия» . Амбикс . 64 (2): 157–174. дои : 10.1080/00026980.2017.1353230 . hdl : 1854/LU-8511611 . ПМИД 28782424 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Monas Hieroglyphica на Esotericarchives.com
- Monas Hieroglyphica в Интернет-архиве
- Monas Hieroglyphica в Библиотеке Конгресса