Моисей бен Якоб Кордоверо
Моисей бен Якоб Кордоверо | |
---|---|
Моше Кордовиро | |
Персональный | |
Рожденный | 1522 |
Умер | 1570 Цфат, Османская Сирия |
Национальность | Османская империя еврей |
Супруг | Сестра Соломона Алкабеца |
Дети | Гедалия |
Известные работы |
|
Занятие | Раввин, каббалист |
Моисей бен Якоб Кордоверо ( иврит : משה קורדובירו Моше Кордоверо ; 1522–1570) был центральной фигурой в историческом развитии Каббалы , лидером мистической школы в Цфате 16-го века , Османская Сирия . Он известен под аббревиатурой Рамак רמ״ק ( иврит : . )
После средневекового расцвета Каббалы , сосредоточенной на Зохаре , были предприняты попытки придать ее теологии законченную интеллектуальную систему, например, Меир ибн Габбай . Под влиянием более раннего успеха еврейской философии в формулировании рационального изучения еврейской мысли, Моше Кордоверо впервые осуществил полную интеграцию предыдущих различных школ в каббалистическую интерпретацию. Хотя он был мистиком, вдохновленным непрозрачными образами Зоара, Кордоверианская каббала использовала концептуальную основу эволюции причины и следствия от Бесконечного к Конечному при систематизации Каббалы, метода философского стиля дискурса, который он считал наиболее эффективным при описании процесса, который отражает последовательную логику и последовательность. [ 1 ] Его энциклопедические труды стали центральным этапом в развитии Каббалы. [ 2 ]
Сразу после него в Цфате Исаак Лурия сформулировал последующую систему каббалистического богословия с новыми сверхрациональными доктринами, перерабатывающими предыдущую каббалистическую мысль. В то время как лурианство вытеснило кордоверскую схему и стало преобладающим в иудаизме, его последователи читали кордоверианские произведения в гармонии со своим учением. Для них лурианство описывало « Мир » Исправления , а Кордоверо описывал Мир до Исправления . [ 3 ] Оба воплощения мистического Возрождения XVI века в Цфате дали каббале интеллектуальную известность, способную конкурировать со средневековым рационализмом , социальное влияние которого на иудаизм ослабло после изгнания из Испании .
Биография
[ редактировать ]Часть серии о |
Каббала |
---|
Ранний период жизни
[ редактировать ]Имя Кордоверо указывает на то, что его семья возникла в Кордове , Испания, и, возможно, бежала оттуда во время изгнания в 1492 году, последовавшего за испанской инквизицией . Однако его подпись на иврите (Кордоэйро) убедительно свидетельствует о длительном проживании в Португалии.
Моисей либо родился, либо переехал в Цфат на Земле Израиля , город, который вскоре стал известен как центр Каббалы и мистического творчества. Хотя он и не занимался мистическими исследованиями до двадцати лет, вскоре после этого приобрел репутацию выдающегося гения и плодовитого писателя. Помимо своих познаний в каббале, он был знатоком Талмуда и человеком, обладавшим выдающимся мастерством в еврейской философской мысли и пользовавшимся уважением в этих областях. Однако, вопреки распространенному мнению, он не был одним из раввинов, получивших особую семиху («рукоположение») от Яакова Бераба в 1538 году, наряду с Джозефом Каро Кордоверо , учителем галахи , Моисеем бен Джозефом ди Трани , Йосефом Сагисом и Моше. Альшич . В целом вклад Моисея в жизнь потомков был в спекулятивной и перформативной каббале, но при жизни он был известным главой иешивы португальских иммигрантов в Цфате.
Стипендия
[ редактировать ]По его свидетельству во введении к «Пардес Римоним» , в 1542 году, в двадцатилетнем возрасте, Моисей услышал «небесный голос», призывающий его изучать Каббалу у своего зятя, Шломо Алькабеца , автора мистической песни «Леха Доди». . Таким образом, он был посвящен в тайны Зоара . Молодой Моисей не только усвоил текст, но и решил систематизировать каббалистические темы, ведущие его дни, и представить их в организованной форме. Это привело к написанию его первой книги « Пардес Римоним «Гранатовый сад», которая была завершена в 1548 году и закрепила за ним репутацию блестящего каббалиста и ясного мыслителя. « Пардес» , как известно, представлял собой систематизацию всей каббалистической мысли того времени и представлял собой попытку автора примирить различные ранние школы с концептуальными учениями «Зогара », чтобы продемонстрировать существенное единство и непротиворечивую философскую основу. Каббала. [ 4 ]
Его вторая работа, выдающееся произведение под названием «Драгоценный свет» ( на иврите : אור יקר , латинизированное : Ор Якар ), представляла собой 16-томный комментарий к литературе Зогара в целом и работу, которой Рамак посвятил большую часть своей жизни. Некоторые другие книги, которыми он известен, - это Томер Девора («Пальма Деборы»), в которых он использует каббалистические концепции сфирот для освещения системы морали и этики; Ор Нирав , обоснование и настаивание на важности изучения Каббалы и введение в методы, изложенные в Пардес Римоним; [ 5 ] Элима Раббати , весьма абстрактный трактат по каббалистическим проблемам, вращающимся вокруг Божества и его связи с сфирот; и «Сефер герушин» — короткая и интимная композиция, в которой отражается очень религиозный уклон Кордоверо, а также его аскетизм и религиозное благочестие. Некоторые части произведений Моисея до сих пор являются рукописями, тогда как его существующие сочинения предполагают множество других сочинений, которые он либо намеревался написать, либо написал, но были утеряны.
Ученики
[ редактировать ]Около 1550 года он основал академию Каббалы в Цфате в Дамасском Эялете Османской Палестины, которой руководил примерно двадцать лет до своей смерти. Он похоронен на старом кладбище Цфат/Цфат. Среди его учеников были Элияху де Видас , автор Решит Хохма «Начало мудрости», и Хаим Виталь , который позже стал официальным записывателем и распространителем учения Исаака Лурии .
У Моисея осталась жена, сестра Соломона Алкабеца, имя которого остается неизвестным, и его сын Гедалия (1562–1625). Гедалия послужил толчком к публикации некоторых книг Моисея в Венеции ок. 1584–7. Гедалия был похоронен в Иерусалиме , в Дамасском Эялете, где он провел большую часть своей взрослой жизни после возвращения из Венеции.
Преемственность каббалистической интерпретации после Рамака
[ редактировать ]Согласно традиции, Исаак Лурия (известный под аббревиатурой «Ари» или «Аризаль») прибыл в Цфат точно в день похорон Моше Кордоверо в 1570 году. Когда он присоединился к похоронной процессии, он понял, что только он видел огненный столп после присутствия Рамака. [ 6 ] Зоар описывает это духовное откровение как знак для человека, который его видит, что ему суждено унаследовать преемственность лидерства от ушедшего человека. Однако, поскольку Лурии было поручено найти своего избранного ученика в Цфате, Хаима Витала , чтобы раскрыть ему свое новое учение, он избегал принятия каббалистического руководства до тех пор, пока шесть месяцев спустя к нему не подошел раввин Хаим Виталь. После этого Ари прожил всего два года, до 1572 года, но за эти несколько месяцев он произвел революцию в концептуальной системе Каббалы своими новыми доктринами и философской системой.
Две школы Кордоверанской и Лурианской Каббалы дают два альтернативных объяснения и синтез полной теологии Каббалы, основанной на их интерпретации Зоара . После публичного распространения Зоара в средние века предпринимались различные попытки дать полную интеллектуальную систему богословия различным его школам и интерпретациям. Под влиянием более раннего рационального успеха еврейской философии , особенно работ Маймонида , в создании систематического интеллектуального изложения иудаизма, Рамак достиг первой принятой систематизации Каббалы , основанной на ее рациональной категоризации и изучении. Последующие последователи Ари считали свое учение гармоничным с Зоаром и системой Рамака и более глубокой интерпретацией, но новая система Исаака Лурии открыла совершенно новые доктрины, а также новые описания более ранних идей Каббалы. Со временем лурианская каббала стала доминирующей системой; однако труды Рамака до сих пор высоко ценятся и широко изучаются.
Среди наиболее известных книг Рамака
[ редактировать ]- Пардес Римоним сад (« Гранатовый ») — первая книга Рамака, энциклопедический синтез основных направлений каббалистической мысли с многочисленными схемами, [ 7 ] что закрепило за ним репутацию мистического гения.
- Ор Якар («Драгоценный свет») - произведение Magnum , состоящее примерно из 16 томов в сохранившейся рукописной форме, которое занимало Рамака на протяжении всей его взрослой жизни, - классический комментарий к Зогару, Сефер Йецира и литературным ответвлениям Зогара. Его публикация закончилась примерно в 2005 году в Иерусалиме (около 22 томов). Некоторые части, такие как «Тфила ле-Моше» и «Шиур Кома», ранее публиковались как отдельные произведения. [ 8 ]
- Томер Девора («Пальма [] Деборы») — популярное произведение Мусарской литературы, основанное на каббалистических принципах. Он был переведен на английский язык Луи Джейкобсом как «Моисей Кордоверо, Пальма Деборы», New York Sepher-Hermon Press, 1960, BJ1287.C8T61J2; а затем раввин Моше Миллер (1993). Первая глава также была переведена с обширным комментарием Генри Абрамсона под названием «Каббала прощения: тринадцать уровней милосердия» в «Финиковой пальме Деворы» раввина Моше Кордоверо (Томер Девора) (2014).
- Эйлима Раббати , из которых 2/3 до сих пор не опубликованы.
- Ор Нирав («Приятный свет» — также может означать «Смешанный свет» или «Потемненный свет»).
Свет») — переведено на английский язык и снабжено комментариями Айры Робинсон (1994).
- Сефер Герушин («Книга изгнаний») - раскрытие общения Рамака и их религиозного благочестия на галилейских окраинах Цфата. Очень информативный текст о религиозном благочестии Рамака и использовании ландшафта в качестве посредника между небом и землей.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Развитие каббалистической мысли: эволюция (Хишталшелут) и Каббала Рамака www.inner.org
- ^ Развитие каббалы в три этапа www.inner.org
- ^ Еврейская религия: спутник , Луи Джейкобс, Оксфорд. Записи о Моше Кордоверо и Исааке Лурии
- ^ Кордоверо, М., «Pardes Rimonim», части 1–4, пер., Гетц, Э., Университет Провиденса, 2007, стр.ix
- ^ Кордоверо, М., «Ор Нерав», во «Введении в каббалу» Моисея Кордоверо: аннотированная версия его «Ор Нерав», пер. Робинсон И., Майкл Шарф: Издательство Йешивы, 1994.
- ^ [1] Статья: «Развитие каббалы в три этапа». Раздел: «Историческая эволюция каббалистической мысли» с сайта www.inner.org.
- ^ Юджин Д. Матанки, «Иллюстрация, распространение и производство: диаграммы в Pardes Rimonim Моисея Кордоверо», Каббала: Журнал изучения еврейских мистических текстов 51 (2022): 7–38
- ^ Сегодня MS. Ор Якар проводится в Еврейской теологической семинарии Нью-Йорка, MS. нет. 1767 г., скопировано йеменским писцом Йихье Башири до 1630 г. вместе с другими каббалистическими произведениями.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Раввин Моше Кордоверо
- Томер Девора («Пальма Деборы») — классический текст Кордоверо.
- Размышления Моисея Кордоверо о десяти днях покаяния
- Рамак
- Статья в Еврейской энциклопедии
- «Единство Бога» — из «Гранатового сада».
- Видеолекция из Генри Абрамсона Южного колледжа Туро о раввине Моше Кордеверо
- Перевод первой главы Томера Деворы, исключенный из книги Генри Абрамсона «Каббала прощения».
- 1522 рождения
- 1570 смертей
- Раввины из Кордовы, Испания.
- Раввины XVI века из Османской империи
- Раввины в Османской Галилее
- Каббалисты
- Раввины в Цфате
- Сефардские раввины из Османской Палестины
- Авторы каббалистических произведений
- Похороны на Старом еврейском кладбище в Цфате.
- писатели ивритского языка