Jump to content

Тароф

Таароф или Тароф ( персидский : Введение , Персидское произношение: [tæʔɒːɾof] ) — персидское слово, обозначающее иранскую форму вежливости или искусства этикета, которая подчеркивает как почтительность, так и социальный статус . [ 1 ]

Таароф — это ритуальная вежливость, которая уравнивает правила игры и способствует равенству в иерархической культуре. [ 2 ] Таароф между друзьями, или хозяином и гостем, подчеркивает ценность дружбы как приоритета перед всем остальным в мире. [ 3 ] Другое понимание состоит в том, что таароф — это способ приличного управления социальными отношениями. Его можно использовать как основу для взаимной доброжелательности (позитивно) или как «социальное или политическое оружие, которое сбивает с толку получателя и ставит его в невыгодное положение» (негативно). [ 4 ] Те, кто близко знаком с иранской культурой, похоже, согласны с тем, что таароф — это одна из самых фундаментальных вещей, которые нужно понимать в иранской культуре. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]

По словам исследователя Ближнего Востока Уильяма О. Бимана, «Таароф - это чрезвычайно сложная концепция, охватывающая широкий комплекс моделей поведения, которые отмечают и подчеркивают различия в социальном статусе». [ 5 ] Например, в иранской культуре тот, кто первым проходит через дверь, получает определенную форму статуса, но человек, который заставляет другого пройти через дверь первым, также получает статус, заставляя другого человека сделать это своей демонстрацией грации и почтения. Когда дело доходит до вопросов ранга, «человек подчиняется вышестоящим (дань) и оказывает подчиненным (благосклонность), оказывает почести равным (ни дань, ни благосклонность) или принимает честь из надлежащего источника и тем самым «побеждает». " По мнению Бимана, статус относительен для людей в различных взаимодействиях, а права и обязанности постоянно меняются с изменениями в социальной среде.

В социальных ситуациях

[ редактировать ]

В правилах гостеприимства таароф требует, чтобы хозяин предлагал гостю все, что он пожелает, и гость в равной степени обязан отказаться от этого. Этот ритуал может повторяться несколько раз (обычно три раза), прежде чем хозяин и гость окончательно определят, являются ли предложение хозяина и отказ гостя искренними или это просто проявление вежливости. Если кого-то пригласят в какой-нибудь дом поесть, то от него ожидают, что он съест секунды и трети. Однако таароф требует, чтобы человек не мог продолжать и давать себе больше еды после того, как первая порция будет закончена. Хорошие манеры предписывают сначала притвориться сытым и рассказать хозяину, насколько превосходна еда и что больше есть невозможно. Затем ожидается, что ведущий скажет, что не следует делать таароф («таароф након» - похоже на «не будь вежливым!»), На что подходящим ответом было бы сказать «нет» два или три раза, а затем притвориться, что поддаться настойчивости хозяина и навалить еду. Поступая любым другим способом, можно показаться либо голодающим, либо просто немного неотесанным. [ 7 ]

Другой пример таарофа — приглашение на ужин незнакомцев или дальних родственников в надежде, что они расценят это предложение как «просто таароф». [ 4 ] и снижение.

Другая форма таарофа заключается в том, что когда кого-то приглашают в иранский дом поесть, очень приветствуется, если гость поможет хозяину накрыть на стол или с уборкой после него. Однако таароф также может заставить человека выполнить задачу, которую он выполнять не хочет. Например, если один друг предлагает подвезти другого друга только из вежливости, он может быть вынужден подчиниться, если друг согласится подвезти. Однако, если кто-то следует правилам таарофа, ему придется много раз отказываться от предложения, прежде чем он фактически примет его, и будет шанс, что предложение будет принято обратно.

Таароф часто действует противоположным образом. Например, объект, человек или предложение могут быть отклонены, когда они действительно нужны. Например, молодые иранские дамы, возможно, никогда не выражают к кому-то свой интерес, но они все равно будут ожидать, что интересующий их человек будет последовательен в выражении своей любви. Это также относится к предметам (особенно продуктам питания), которые предлагаются отдельным лицам в качестве одолжения или пожертвования. Таароф предписывает людям отказываться от услуг или пожертвований, независимо от того, насколько сильно они необходимы. Отказывающийся человек ожидает, что объект (или услуга) будет предоставлен в любом случае. Однако чем ближе два человека становятся в отношениях, тем меньше таара проявляется в их поведении по отношению друг к другу.

В переговорах

[ редактировать ]

Преобладание таарофа часто порождает отчетливо иранский стиль ведения переговоров. [ 2 ] [ 3 ] Например, переговоры о зарплате работник может начать с хвалебной речи в адрес работодателя, за которой последует длительная сессия переговоров, полностью состоящая из непрямых вежливых формулировок, в которых обе стороны должны понимать подразумеваемую тему обсуждения. Аналогично, владелец магазина может первоначально отказаться назвать цену за товар и предположить, что он бесполезен или «недостоин» покупателя («гаабель надааре»). Таароф обязывает покупателя настаивать на оплате, обычно трижды, прежде чем владелец магазина наконец назовет цену и начнутся настоящие переговоры.

Это часто может поставить туристов, незнакомых с таарофом, в трудные ситуации: например, если таксист отказывается брать оплату, а турист принимает «подарок» за чистую монету. Когда таксисты говорят, что платить не за что, они не имеют это в виду. На самом деле они говорят, что им понравилось общаться с гонщиком, и они хотят выразить свою благодарность. [ 3 ] Заявляя, что плата не взимается, водитель такси играет роль хорошего хозяина. Такое поведение исходит из древнего наследия Ирана, где гостей всегда приветствовали и о них заботились. [ 3 ]

Социальный статус

[ редактировать ]

Правила таароф действуют по-разному в зависимости от социального статуса человека. По словам Бимана, лишь немногие общества относятся к статусным обязательствам так серьезно, как иранское общество. [ 5 ] Ожидается, что высший человек будет относиться к низшему человеку в рамках взаимного обмена следующим образом: делать что-то для другого, предоставлять материальные блага другому и/или поощрять кого-то другого что-то делать (или предоставлять). С другой стороны, от низшего человека ожидается, что он будет оказывать услуги, воздавать должное (начальнику) или просить других сделать (или предоставить) что-то. Наконец, если взаимодействие происходит между людьми равного статуса, то обмены осуществляются безотносительно статуса и являются абсолютными. Идеальный случай равного статуса — между двумя людьми, вовлеченными в близкие отношения, когда потребности других предвосхищаются и удовлетворяются без мысли об служении, дани, благосклонности или вознаграждении.

Положительный аспект таароф поощряет правильное поведение по отношению к другим, особенно гостям, вежливую речь, приличия, дарение подарков, комплименты и проявление уважения к тем, кто действительно этого заслуживает. По мнению Бимана, в лучшем случае таароф — это форма самоотверженности и смирения. Однако таароф может быть негативным, если он используется неискренне для контроля над другими или если вышестоящий человек огражден или защищен от критики из-за почтения. [ 6 ]

Некоторые политические теоретики [ ВОЗ? ] утверждают, что в период крепостного права таароф регулировал дипломатические дискуссии при княжеских дворах. Оно подразумевало резкое ограничение своего поведения, речи и действий, чтобы люди, честь и престиж считались инструментами политического продвижения. [ нужна ссылка ]

По мнению Д. М. Реджали, для феодальной элиты украшение речи символизирует престиж . С приходом капитализма и его парадигмы общение научной стало более точным, а формальность таароф стала помехой в стремлении к быстрому накоплению капитала . [ 8 ]

На Западе

[ редактировать ]

Примером подобного поведения, иногда встречающегося в западной культуре, является вопрос о том, кто оплачивает счет в ресторане. Это может быть неловкая ситуация, когда сидящие за столом тянутся к своим кошелькам. Часто это решается социальным статусом; счет оплачивает посетитель с самым высоким доходом, наиболее законной причиной или наибольшим влиянием. Тем не менее, все посетители делают вид, что настаивают на оплате. В Южной Италии существует обычай, похожий на таароф ( fare i compliti ), который является частью правил поведения за столом.

Другой пример имеет место, если западный человек не знаком с таарофом в иранской культуре. Когда иранец предлагает таароф, он должен сначала рассматривать это как искреннее предложение с надеждой на отказ в четыре или пять раз. Если человек предлагает более пяти раз, можно сделать вывод, что человек не выполняет таароф, и противоположная сторона должна уважительно поблагодарить этого человека и с благодарностью принять предложение.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Тароф – понимание иранской культуры» . commisceo-global.com . Проверено 25 августа 2019 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «В персидском мире таароф делают предложения, от которых отказываются» . Лос-Анджелес Таймс . 06.07.2015 . Проверено 30 ноября 2015 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д «5 персидских обычаев, которые следует знать перед посещением Ирана | Блог 1stQuest» . Блог 1stQuest . 16 мая 2018 г. Проверено 14 июня 2018 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Беллайг, Кристофер де (22 августа 2012 г.). «Говори как иранец» . Атлантика . Проверено 25 августа 2019 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Биман, Уильям О. (3 января 2001 г.). «Эмоции и искренность в персидском дискурсе: достижение внутреннего состояния» (PDF) . Международный журнал социологии языка (148). дои : 10.1515/ijsl.2001.013 . ISSN   0165-2516 . S2CID   14064445 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Биман, Уильям О. (1976). «Статус, стиль и стратегия в иранском взаимодействии». Антропологическая лингвистика . 18 (7): 305–322. ISSN   0003-5483 . JSTOR   30027306 .
  7. ^ Тароф - Понимание иранской культуры
  8. ^ Д. М. Реджали, «Пытки и современность: личность, общество и государство в современном Иране». Исключением может стать японская чайная церемония , которая, похоже, хорошо адаптировалась к современным требованиям (см. выпуск МТ № 1).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 29bad6b8bd9147240e0aeca0124bc414__1720743120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/14/29bad6b8bd9147240e0aeca0124bc414.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Taarof - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)