Jump to content

Одигитрия

(Перенаправлено со Смоленской Богоматери )
Версия Смоленской Богородицы Дионисия (ок. 1500 г.)
Мемориальная доска XII века, найденная в соборе Торчелло ; фигура в полный рост, подобная оригиналу в Константинополе.

И Одигитрия , [ а ] или Богородица Одигитрия , представляет собой иконографическое изображение Богородицы ( Девы Марии ), держащей на своей стороне Младенца Иисуса и указывающей на него как на источник спасения человечества. Голова Богородицы обычно склоняется к младенцу, который поднимает руку в благословляющем жесте. Металлы часто используются, чтобы привлечь внимание к юному Христу, отражая свет и сияя, олицетворяя божественность. [ 1 ] В Западной Церкви этот тип иконы иногда называют Богоматерью Пути .

Самая чтимая икона типа Одигитрии, считающаяся оригиналом, была выставлена ​​в монастыре Панагия Одигитрия в Константинополе , построенном специально для ее хранения. В отличие от большинства более поздних копий, на нем Богородица была изображена стоящей в полный рост. Говорят, что он был привезен из Земли Евдокией Святой , женой императора Феодосия II (408–450), и был написан святым евангелистом Лукой , приписываемым автором Евангелия от Луки . [ 2 ] Икона была двусторонняя, [ 3 ] с распятием на другой стороне и был «пожалуй, самым выдающимся культовым объектом в Византии». [ 4 ]

Оригинальная икона, вероятно, сейчас утеряна, хотя различные предания утверждают, что она была перенесена в Россию или Италию. Списков с образа великое множество, в том числе многие из наиболее почитаемых русских икон, которые сами приобрели свой статус и традицию копирования.

Константинополь

[ редактировать ]

Есть ряд изображений, показывающих икону в святилище и во время ее публичного показа, который происходил каждый вторник и был одной из величайших достопримечательностей Константинополя для посетителей. После Четвертого крестового похода с 1204 по 1261 год, она была перенесена в монастырь Пантократора , ставший собором венецианской кафедры в , период правления франков , и поскольку ни одно из иллюстраций святыни в монастыре Одигитрии не предшествует В этом перерыве святыня могла быть создана после его возвращения. [ 5 ]

Существует несколько отчетов о еженедельном показе, два наиболее подробных принадлежат испанцам:

Каждый вторник в церковь Марии Одигитрии приходят двадцать человек; они носят длинные красные льняные одежды, [ 6 ] покрывают головы, как походную одежду […] идет большая процессия, и люди в красном подходят один за другим к иконе; тот, кому икона нравится, способен взять ее в руки так, как будто она почти ничего не весит. Он возлагает ее себе на плечо, и они с пением выходят из церкви на большую площадь, где носитель иконы идет с ней из стороны в сторону, обойдя площадь пятьдесят раз. Когда он кладет его, другие по очереди берут его. [ 7 ]

В другом сообщении говорится, что носители шатались вокруг толпы, и икона, казалось, кренилась в сторону зрителей, которых Богородица тогда считала благословленными. Священнослужители приложили к иконе кусочки ваты и раздали их толпе. Настенная роспись в церкви недалеко от Арты в Греции изображает огромную толпу, наблюдающую за этим зрелищем, в то время как на переднем плане продолжается уличный рынок для равнодушных местных жителей. [ 8 ]

На изображении святыни в монастыре Гамильтонской Псалтыри икона, по-видимому, изображена за золотой ширмой из крупной сетки, установленной на кронштейнах, возвышающихся над четырехгранным пирамидальным основанием, как и многие большие средневековые кафедры . Головы служителей в красных одеждах находятся на уровне нижней рамы иконы. [ 9 ]

Икона исчезла во время падения Константинополя в 1453 году, когда была передана на хранение в церковь Хора . Возможно, его разрезали на четыре части. [ 10 ]

Распространение изображения

[ редактировать ]
Итало-византийская Одигитрия работы Берлингиеро из Лукки (ок. 1230 г.) демонстрирует византийское влияние на итальянское искусство 13 века.

В X веке, после периода иконоборчества в византийском искусстве , это изображение стало более широко использоваться, возможно, развившись из более раннего типа, где правая рука Богородицы находилась на колене Христа. [ 11 ] Примером этого более раннего типа является икона Salus Populi Romani в Риме . Многие версии содержат надпись «Одигитрия» на заднем плане, а в византийском контексте «только эти названные версии были поняты средневековой аудиторией как сознательные копии оригинальной Одигитрии в монастыре Ходигон», по словам Марии Василаке. [ 12 ]

Версии в полный рост, обе, вероятно, созданные греческими художниками, появляются в мозаике в соборе Торчелло (12 век) и Палатинской капелле в Палермо (ок. 1150 г.), последняя с надписью «Одигитрия». [ 13 ]

Из «Одигитрии» развилась « Панагия Элеуса» («Богоматерь милосердия»), где Мария еще указывает на Христа, но он касается ее щеки, которую она слегка наклоняет к нему; известные версии включают Богородицу Владимирскую и Богородицу Св. Феодора . Обычно на этих изображениях Христос находится слева.

Одигитрия Смоленская

[ редактировать ]
Святыня Одигитрии в Смоленске , фотография Прокудина-Горского в 1912 году.

Некоторые россияне, однако, полагают, что после падения Константинополя святителя Луки икона появилась в России, где она была помещена в Успенский собор в Смоленске , Россия . Несколько раз ее с почестями привозили в Москву , где Новодевичий монастырь в ее честь был построен . Ее праздник – 10 августа.

Эта икона, датированная искусствоведами XI веком, предположительно погибла во время пожара во время немецкой оккупации Смоленска в 1941 году. Смоленской Одигитрии посвящен ряд храмов по всей России, например, церковь на Смоленском кладбище в Санкт-Петербург и Одигитриевский собор в Улан-Удэ . Они могут называть Богородицу «Смоленской Богоматерью».

Итальянская традиция

[ редактировать ]

Итальянская традиция гласит, что оригинальная икона Марии, приписываемая Луке, посланная Евдокией в Пульхерию из Палестины, представляла собой большую круглую икону только с изображением ее головы. Когда икона прибыла в Константинополь, ее встроили в качестве главы в очень большую прямоугольную икону, изображающую Марию, держащую младенца Христа; именно эта составная икона стала исторически известной как Одигитрия. Другая традиция гласит, что, когда последний латинский император Константинополя Болдуин II бежал из Константинополя в 1261 году, он взял с собой эту оригинальную круглую часть иконы. Он остался во владении Анжуйской династии , которая также вставила его в более крупное изображение Марии и младенца Христа, которое в настоящее время хранится над главным алтарем церкви бенедиктинского аббатства Монтеверджин . [ 14 ] [ 15 ] К сожалению, на протяжении веков эта икона подвергалась неоднократному перекрашиванию, так что трудно определить, как бы выглядело первоначальное изображение лика Марии. Однако Гуардуччи также утверждает, что в 1950 году древнее изображение Марии [ 16 ] в церкви Санта-Франческа-Романа была определена как очень точное, но обратное зеркальное отражение оригинальной круглой иконы, изготовленной в V веке и привезенной в Рим, где она находится до настоящего времени. [ 17 ]

Итальянская «оригинальная» икона Одигитрии в Риме фигурирует в криминальном романе « Смерть и восстановление » (1996) Иэна Пирса и в серии детективов Джонатана Аргайла по истории искусства.

Он дал свое название церкви Санта-Мария-Одигитрия-аль-Тритоне в Риме.

Итальянская традиция распространилась и на Мальту в шестнадцатом веке, и часовня Богоматери Итрийской посвящена Одигитрии. [ 18 ]

Восточная церковь

[ редактировать ]

Западная церковь

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Koinē Греческий : Ὁδηγήτρια , латинизированный: Hodēgḗtria , букв. «Та, кто указывает путь» Койне греческий : [(h)o.d̪e̝ˈɡˠe̝.tri.a] , Современное греческое произношение: [o̞.ðiˈʝi.tri.ɐ] ;
    Russian : Одиги́трия , romanized Odigítria Русское произношение: [ɐ.dʲɪˈɡʲi.trʲɪ.jə] ; Румынский : Ходигитрия.
  1. ^ Пенчева, Биссера В. (2006). «Перформативная икона». Художественный вестник . 88 (4): 633 – через JSTOR.
  2. ^ Джеймс Холл, История идей и образов в итальянском искусстве , стр.91, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN   0-7195-3971-4
  3. ^ Василаке; цитата из текста и страницы
  4. ^ Кормак: 58
  5. ^ Кормак
  6. ^ Возможно, братство мирян - они показаны внутри храма на иллюминации рукописи Гамильтонской Псалтири ок. 1300 г. (Берлин), Кормак, иллюстрация 9
  7. ^ Кормак: 59-61 - Но Тафур в 1437 году.
  8. ^ Кормак: иллюстрация стр.60
  9. ^ Кормак: 61 для дисплея, 58 и иллюстрация 9 для храма.
  10. ^ Уоррен Тредголд, История византийского государства и общества, Стэнфорд, 1997. ISBN   0-8047-2630-2 . Четыре пьесы от Кормака:59
  11. ^ Мария Василаке, стр.196.
  12. ^ Василаке; оп и ссылка на страницу
  13. ^ Джеймс Холл, История идей и образов в итальянском искусстве , стр.126, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN   0-7195-3971-4
  14. ^ «Изображение: madonna.jpg, (300 × 556 пикселей)» . avellinomagazine.it . Проверено 5 сентября 2015 г.
  15. ^ «Изображение: Montevergine4.jpg, (238 × 340 пикселей)» . mariadinazareth.it . Проверено 5 сентября 2015 г.
  16. ^ «Изображение: icona sta maria nuova.jpg, (350 × 502 пикселей)» . vultus.stblogs.org. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 5 сентября 2015 г.
  17. ^ Маргарита Гуардуччи, Примат Римской церкви . Сан-Франциско: Игнатиус Пресс, 1991, 93–101.
  18. ^ Бринкат, Джо. «МГР Таль-Итрия» . www.kappellimaltin.com . Проверено 12 ноября 2023 г.
  • Кормак, Робин (1997). Живопись души: иконы, посмертные маски и плащаницы . Лондон: Книги реакции.
  • Курпик, Войцех (2008). «Ченстоховская Одигитрия» (на польском, английском и венгерском языках). Лодзь-Пельплин: Издательство реставраторов искусства, Издательство Бернардинум. стр. 302. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 г. Проверено 31 марта 2011 г.
  • Василаке, Мария (2004). Образы Божией Матери: Представления о Богородице в Византии . Берлингтон, Вермонт: Ashgate Publishing Co., с. 196. ИСБН  0-7546-3603-8 . OCLC   1124558394 .
[ редактировать ]
  • Византия: Вера и сила (1261–1557) , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит множество примеров Одигитрии.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3c6ead0f92782726002f6bf4abe1254__1708536720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/54/d3c6ead0f92782726002f6bf4abe1254.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hodegetria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)