Одигитрия
И Одигитрия , [ а ] или Богородица Одигитрия , представляет собой иконографическое изображение Богородицы ( Девы Марии ), держащей на своей стороне Младенца Иисуса и указывающей на него как на источник спасения человечества. Голова Богородицы обычно склоняется к младенцу, который поднимает руку в благословляющем жесте. Металлы часто используются, чтобы привлечь внимание к юному Христу, отражая свет и сияя, олицетворяя божественность. [ 1 ] В Западной Церкви этот тип иконы иногда называют Богоматерью Пути .
Самая чтимая икона типа Одигитрии, считающаяся оригиналом, была выставлена в монастыре Панагия Одигитрия в Константинополе , построенном специально для ее хранения. В отличие от большинства более поздних копий, на нем Богородица была изображена стоящей в полный рост. Говорят, что он был привезен из Земли Евдокией Святой , женой императора Феодосия II (408–450), и был написан святым евангелистом Лукой , приписываемым автором Евангелия от Луки . [ 2 ] Икона была двусторонняя, [ 3 ] с распятием на другой стороне и был «пожалуй, самым выдающимся культовым объектом в Византии». [ 4 ]
Оригинальная икона, вероятно, сейчас утеряна, хотя различные предания утверждают, что она была перенесена в Россию или Италию. Списков с образа великое множество, в том числе многие из наиболее почитаемых русских икон, которые сами приобрели свой статус и традицию копирования.
Константинополь
[ редактировать ]Есть ряд изображений, показывающих икону в святилище и во время ее публичного показа, который происходил каждый вторник и был одной из величайших достопримечательностей Константинополя для посетителей. После Четвертого крестового похода с 1204 по 1261 год, она была перенесена в монастырь Пантократора , ставший собором венецианской кафедры в , период правления франков , и поскольку ни одно из иллюстраций святыни в монастыре Одигитрии не предшествует В этом перерыве святыня могла быть создана после его возвращения. [ 5 ]
Существует несколько отчетов о еженедельном показе, два наиболее подробных принадлежат испанцам:
Каждый вторник в церковь Марии Одигитрии приходят двадцать человек; они носят длинные красные льняные одежды, [ 6 ] покрывают головы, как походную одежду […] идет большая процессия, и люди в красном подходят один за другим к иконе; тот, кому икона нравится, способен взять ее в руки так, как будто она почти ничего не весит. Он возлагает ее себе на плечо, и они с пением выходят из церкви на большую площадь, где носитель иконы идет с ней из стороны в сторону, обойдя площадь пятьдесят раз. Когда он кладет его, другие по очереди берут его. [ 7 ]
В другом сообщении говорится, что носители шатались вокруг толпы, и икона, казалось, кренилась в сторону зрителей, которых Богородица тогда считала благословленными. Священнослужители приложили к иконе кусочки ваты и раздали их толпе. Настенная роспись в церкви недалеко от Арты в Греции изображает огромную толпу, наблюдающую за этим зрелищем, в то время как на переднем плане продолжается уличный рынок для равнодушных местных жителей. [ 8 ]
На изображении святыни в монастыре Гамильтонской Псалтыри икона, по-видимому, изображена за золотой ширмой из крупной сетки, установленной на кронштейнах, возвышающихся над четырехгранным пирамидальным основанием, как и многие большие средневековые кафедры . Головы служителей в красных одеждах находятся на уровне нижней рамы иконы. [ 9 ]
Икона исчезла во время падения Константинополя в 1453 году, когда была передана на хранение в церковь Хора . Возможно, его разрезали на четыре части. [ 10 ]
Распространение изображения
[ редактировать ]В X веке, после периода иконоборчества в византийском искусстве , это изображение стало более широко использоваться, возможно, развившись из более раннего типа, где правая рука Богородицы находилась на колене Христа. [ 11 ] Примером этого более раннего типа является икона Salus Populi Romani в Риме . Многие версии содержат надпись «Одигитрия» на заднем плане, а в византийском контексте «только эти названные версии были поняты средневековой аудиторией как сознательные копии оригинальной Одигитрии в монастыре Ходигон», по словам Марии Василаке. [ 12 ]
Версии в полный рост, обе, вероятно, созданные греческими художниками, появляются в мозаике в соборе Торчелло (12 век) и Палатинской капелле в Палермо (ок. 1150 г.), последняя с надписью «Одигитрия». [ 13 ]
Из «Одигитрии» развилась « Панагия Элеуса» («Богоматерь милосердия»), где Мария еще указывает на Христа, но он касается ее щеки, которую она слегка наклоняет к нему; известные версии включают Богородицу Владимирскую и Богородицу Св. Феодора . Обычно на этих изображениях Христос находится слева.
Одигитрия Смоленская
[ редактировать ]Некоторые россияне, однако, полагают, что после падения Константинополя святителя Луки икона появилась в России, где она была помещена в Успенский собор в Смоленске , Россия . Несколько раз ее с почестями привозили в Москву , где Новодевичий монастырь в ее честь был построен . Ее праздник – 10 августа.
Эта икона, датированная искусствоведами XI веком, предположительно погибла во время пожара во время немецкой оккупации Смоленска в 1941 году. Смоленской Одигитрии посвящен ряд храмов по всей России, например, церковь на Смоленском кладбище в Санкт-Петербург и Одигитриевский собор в Улан-Удэ . Они могут называть Богородицу «Смоленской Богоматерью».
Итальянская традиция
[ редактировать ]Итальянская традиция гласит, что оригинальная икона Марии, приписываемая Луке, посланная Евдокией в Пульхерию из Палестины, представляла собой большую круглую икону только с изображением ее головы. Когда икона прибыла в Константинополь, ее встроили в качестве главы в очень большую прямоугольную икону, изображающую Марию, держащую младенца Христа; именно эта составная икона стала исторически известной как Одигитрия. Другая традиция гласит, что, когда последний латинский император Константинополя Болдуин II бежал из Константинополя в 1261 году, он взял с собой эту оригинальную круглую часть иконы. Он остался во владении Анжуйской династии , которая также вставила его в более крупное изображение Марии и младенца Христа, которое в настоящее время хранится над главным алтарем церкви бенедиктинского аббатства Монтеверджин . [ 14 ] [ 15 ] К сожалению, на протяжении веков эта икона подвергалась неоднократному перекрашиванию, так что трудно определить, как бы выглядело первоначальное изображение лика Марии. Однако Гуардуччи также утверждает, что в 1950 году древнее изображение Марии [ 16 ] в церкви Санта-Франческа-Романа была определена как очень точное, но обратное зеркальное отражение оригинальной круглой иконы, изготовленной в V веке и привезенной в Рим, где она находится до настоящего времени. [ 17 ]
Итальянская «оригинальная» икона Одигитрии в Риме фигурирует в криминальном романе « Смерть и восстановление » (1996) Иэна Пирса и в серии детективов Джонатана Аргайла по истории искусства.
Он дал свое название церкви Санта-Мария-Одигитрия-аль-Тритоне в Риме.
Итальянская традиция распространилась и на Мальту в шестнадцатом веке, и часовня Богоматери Итрийской посвящена Одигитрии. [ 18 ]
Галерея
[ редактировать ]Восточная церковь
[ редактировать ]-
Мозаика в полный рост греческих художников, Торчелло , 12 век.
-
Богородица Тихвинская (ок. 1300 г.)
-
Богородица Перивлепта (ок. 1350 г.)
-
Страстная Богородица (17 век)
-
Христодулос Калергис (18 век)
Западная церковь
[ редактировать ]-
Дуччо , 1284 г.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Koinē Греческий : Ὁδηγήτρια , латинизированный: Hodēgḗtria , букв. «Та, кто указывает путь» Койне греческий : [(h)o.d̪e̝ˈɡˠe̝.tri.a] , Современное греческое произношение: [o̞.ðiˈʝi.tri.ɐ] ;
Russian : Одиги́трия , romanized : Odigítria Русское произношение: [ɐ.dʲɪˈɡʲi.trʲɪ.jə] ; Румынский : Ходигитрия.
- ^ Пенчева, Биссера В. (2006). «Перформативная икона». Художественный вестник . 88 (4): 633 – через JSTOR.
- ^ Джеймс Холл, История идей и образов в итальянском искусстве , стр.91, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN 0-7195-3971-4
- ^ Василаке; цитата из текста и страницы
- ^ Кормак: 58
- ^ Кормак
- ^ Возможно, братство мирян - они показаны внутри храма на иллюминации рукописи Гамильтонской Псалтири ок. 1300 г. (Берлин), Кормак, иллюстрация 9
- ^ Кормак: 59-61 - Но Тафур в 1437 году.
- ^ Кормак: иллюстрация стр.60
- ^ Кормак: 61 для дисплея, 58 и иллюстрация 9 для храма.
- ^ Уоррен Тредголд, История византийского государства и общества, Стэнфорд, 1997. ISBN 0-8047-2630-2 . Четыре пьесы от Кормака:59
- ^ Мария Василаке, стр.196.
- ^ Василаке; оп и ссылка на страницу
- ^ Джеймс Холл, История идей и образов в итальянском искусстве , стр.126, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN 0-7195-3971-4
- ^ «Изображение: madonna.jpg, (300 × 556 пикселей)» . avellinomagazine.it . Проверено 5 сентября 2015 г.
- ^ «Изображение: Montevergine4.jpg, (238 × 340 пикселей)» . mariadinazareth.it . Проверено 5 сентября 2015 г.
- ^ «Изображение: icona sta maria nuova.jpg, (350 × 502 пикселей)» . vultus.stblogs.org. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 5 сентября 2015 г.
- ^ Маргарита Гуардуччи, Примат Римской церкви . Сан-Франциско: Игнатиус Пресс, 1991, 93–101.
- ^ Бринкат, Джо. «МГР Таль-Итрия» . www.kappellimaltin.com . Проверено 12 ноября 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кормак, Робин (1997). Живопись души: иконы, посмертные маски и плащаницы . Лондон: Книги реакции.
- Курпик, Войцех (2008). «Ченстоховская Одигитрия» (на польском, английском и венгерском языках). Лодзь-Пельплин: Издательство реставраторов искусства, Издательство Бернардинум. стр. 302. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 г. Проверено 31 марта 2011 г.
- Василаке, Мария (2004). Образы Божией Матери: Представления о Богородице в Византии . Берлингтон, Вермонт: Ashgate Publishing Co., с. 196. ИСБН 0-7546-3603-8 . OCLC 1124558394 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Византия: Вера и сила (1261–1557) , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит множество примеров Одигитрии.