Икона Святой Троицы

Святая Троица является важной темой икон в восточно-православном христианстве , и ее трактовка несколько отличается от изображений в западных церквях . Существует два разных типа икон Святой Троицы : Троица Ветхозаветная и Троица Новозаветная (Троица Ветхозаветная и Троица Новозаветная на русском языке).
Ветхозаветная Троица
[ редактировать ]Хотя это не традиционное название, эту икону иногда называют «Троицей Ветхозаветной» из-за ее связи с Бытием 18:1-15. В Бытие 18:1-15 три человека являются Аврааму у дуба Мамре . Толкование, согласно которому это явление связано с Троицей, является христианской интерпретацией еврейских писаний. Следовательно, название «Троица Ветхозаветная» интерпретирует повествование Книги Бытия в той же мере, в какой оно дает имя иконе. С некоторых христианских богословских точек зрения название этой иконы «Ветхозаветная Троица» является формой суперсессионизма .
Новозаветная Троица
[ редактировать ]«Новозаветная Троица» отчетливо изображает Отца, Сына и Святого Духа и, хотя она гораздо более знакома по западным моделям , на самом деле имеет греческое происхождение. Христос может быть изображен либо взрослым (в этом случае он сидит справа от Отца), либо младенцем, сидящим на коленях Отца, что является нормой в ранних греческих изображениях. Этот тип также называется иконой Отцовства и встречается с 11 века, хотя он не получил широкого распространения в православном искусстве до тех пор, пока после падения Константинополя , под влиянием Запада, когда взрослый Христос не стал нормой. [ 1 ] Отец изображен как Ветхий днями , белобородый мужчина с нимбом совершенно особого типа (он содержит две ромбические фигуры: одна красная, другая синяя или представляет собой треугольник). Святой Дух изображен в виде белого голубя с нимбом того же типа, что и у Отца. Голубь может быть помещен между Отцом и Сыном (если они сидят рядом друг с другом на одном уровне) или голубь может быть показан в луче света из уст Отца, как будто только что был послан Святой Дух. Им.
Интересно, что в русском православии изображения Бога-Отца запрещены. движение антитриединцев окрепло Однако когда в средневековом Новгороде , появился новый тип иконографии: Спас Ветий Денми — Спас Ветхий днями или Христос как Ветхий днями. На иконах этого типа Иисус Христос изображен в виде седовласого старца. В основе этой иконографии лежит единосущность – учение о том, что Иисус и Отец едины. Именно этот образ Бога-Отца используется в новозаветных иконах Троицы; до Великого Московского Синода в 1667 году был предметом богословских споров, был ли Ветхий днями из книги Даниила Христос или Бог-Отец. В западных церквях Ветхий днями остается основой и оправданием изображений Бога-Отца, о чем ясно свидетельствует, например, заявление Папы Бенедикта XIV в 1745 году. [ 2 ]
Второй Никейский собор 787 г. подтвердил, что изображение Христа разрешено, поскольку он стал человеком; ситуация относительно Отца была менее ясной. Обычное православное представление Троицы было через «Ветхозаветную Троицу», состоящую из трех ангелов, посещающих Авраама, которых в тексте называют «Господь» ( Бытие : 18:1-15). Однако поствизантийские представления, подобные западным, нередки в греческом мире. Тема долгое время оставалась деликатной, и Русская Православная Церковь на Великом Московском Синоде в 1667 году окончательно запретила изображения Отца в человеческом облике, хотя другие православные церкви иногда не следуют этому постановлению. Канон цитируется здесь полностью, поскольку он объясняет русское православное богословие по этому вопросу:
Глава 2, §44: В высшей степени нелепо и неприлично изображать на иконах Господа Саваофа (то есть Бога Отца ) с седой бородой и Единородного Сына на лоне Его с голубем между ними, ибо нет — видели Отца по Божеству Его, и Отец не имел плоти, и Сын не рождался во плоти от Отца прежде веков. И хотя Давид пророк говорит: «Я родил Тебя из чрева прежде звезды утренней» (Пс.109:3), то рождение это было не плотским, но неизреченным и непостижимым. Ибо Сам Христос говорит в святом Евангелии: «никто не видел Отца, кроме Сына» (ср.: Ин. 6, 46 ). И пророк Исаия говорит в своей сороковой главе: «Кому вы уподобили Господа? и с каким подобием вы сделали Его подобие? закончил это и сделал подобием?» ( 40:18–19 ). Подобным же образом апостол Павел говорит в Деяниях ( 17:29 ): «Ибо, поскольку мы — дети Божии, то не должно думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, высеченному искусством человеческого воображения». ." И Иоанн Дамаскин говорит: «Но, кроме того, кто может сделать подобие Бога невидимого, бестелесного, неограниченного и неизобразимого? Итак, есть крайнее безумие и нечестие придавать форму Божеству» (« Вера Православная» , 4:16). Точно так же запрещает это и св. Григорий Диалог . Посему нам следует только образовывать разумение в уме Саваофа, который есть Божество, и о том рождении прежде веков Единородного Сына от Отца, но ни в коем случае не следует изображать их на иконах. , ибо это действительно невозможно. А Дух Святой не есть по существу голубь, но по существу Он Бог, и «никто Бога не видел», как Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует ( 1:18 ), и это так, хотя у Иордана при святом Крещении Христа Дух Святой явился в образе голубя. По этой причине уместно в данном случае лишь изобразить Святого Духа в образе голубя. Но ни в каком другом месте обладающие разумом не будут изображать Святого Духа в образе голубя. На Гора Фавор . Он являлся как облако, а в другое время и в других образах. Более того, Саваоф — это имя не только Отца, но и Святой Троицы. По мнению Дионисия Ареопагита , Господь Саваоф в переводе с еврейского языка означает «Господь Саваоф». Этот Господь Воинств — Святая Троица, Отец, Сын и Святой Дух. И хотя пророк Даниил говорит, что видел Ветхого днями, сидящего на престоле, следует понимать под этим не Отца, а Сына, Который при втором пришествии Своем будет судить всякий народ на Страшном Суде. [ 3 ]

Сюжет новозаветной Троицы действительно может быть введен в любую икону, на которой изображен Христос: для этого художнику достаточно добавить Отца и голубя в верхней части иконы.
Новозаветная Троица в настоящее время не популярна в официальном православии в России, хотя раньше она была популярна в Новгороде . Среди поповцев- старообрядцев изображается Новозаветная Троица этот тип иконы очень распространен, так как над любой иконой распятия (без Сына, так как он в данном случае находится на Кресте). Новозаветная Троица фигурирует и на чудотворной иконе Курской Божией Матери (тоже без Сына, так как в этом случае Мария держит Его на коленях).
См. также
[ редактировать ]- Бог Отец в западном искусстве
- Рука Божья (искусство) , обычный способ обозначения присутствия или одобрения Бога в византийском искусстве.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бигэм, 89–98
- ^ Бигэм, 73–76
- ↑ Книга Великого Московского Собора (1666-1667 гг.), Гл. 2, 43–45; тр. Иеродиакон Лев Пухало, Канадский православный миссионерский журнал
Ссылки
[ редактировать ]- Бигэм, Стивен, Образ Бога-Отца в православном богословии и иконографии , Исследования православной иконографии, Издательство Св. Владимирской семинарии, 1995, ISBN 1-879038-15-3 , ISBN 978-1-879038-15-8 , книги Google
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Габриэль, Джордж С. Мэри: непроходимый портал Бога .
- —. Запрещенные изображения .