Зайдеко
Зайдеко | |
---|---|
Этимология | От французского les haricots («бобы»), от фразы, которая повторяется во многих песнях каджун и зидеко. |
Другие имена | Зарико, Зодиго, креольская музыка |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Начало 20 века, Луизиана , США. |
Типовые инструменты |
|
Эта статья является частью серии статей о |
Культура Луизиана |
---|
Общество |
Искусство и литература |
Другой |
Символы |
Портал Луизианы |
Zydeco ( / ˈ z aɪ d ɪ ˌ k oʊ , -d iː музыкальный -/ ZY -dih-koh, -dee- ; французский : Zarico ) — жанр созданный в сельской местности Юго-Западной Луизианы афроамериканцами . креольского , происхождения . Он сочетает в себе блюз , ритм-энд-блюз с музыкой, характерной для креолов Луизианы , такой как la la и jure . Музыканты используют французский аккордеон и креольский инструмент-стиральную доску, называемый фроттуар . [1] [2]
Характеристики
[ редактировать ]Музыка Zydeco обычно исполняется в быстром, синкопированном стиле с сильным ритмическим ядром. [3] и часто включает в себя элементы блюза , рок-н-ролла , соула , R&B , каджунской и ранней креольской музыки . Музыка Zydeco сосредоточена на аккордеоне , который возглавляет остальную часть группы, и специальной стиральной доске, называемой жилетным фроттуаром , как известном ударном инструменте. Другими распространенными инструментами в Zydeco являются электрогитара, бас, клавишные и ударная установка. [4] Если есть сопровождающие тексты, они обычно исполняются на английском или французском языке. [5] Многие исполнители zydeco создают оригинальные композиции zydeco, хотя музыканты также часто адаптируют блюзовые стандарты, хиты R&B и традиционные мелодии Cajun в стиль zydeco. [6]
Происхождение термина
[ редактировать ]Происхождение термина «зидеко» неясно. Одна из теорий состоит в том, что оно происходит от французской фразы Les haricots [ne] sont pas salés , [7] который, когда говорят на французском языке Луизианы , произносится [lez‿a.ɾi.ko sɔ̃ pa saˈle] . Это буквально переводится как « зеленая фасоль не соленая» и идиоматически используется для выражения трудностей. [8] [9]
Первоначально существовало несколько разных вариантов написания этого слова, в том числе «zarico» и «zodico» (в некоторых диалектах французского языка r имеет то же произношение, что и в некоторых диалектах американского английского для конкретных случаев d — звонкий альвеолярный постукивание [ɾ] ).
В 1960 году музыковед Мак Маккормик использовал написание «zydeco» в примечаниях к сборнику альбомов: « A Treasury of Field Recordings » . Это слово использовалось в обзорах, и Маккормик начал рекламировать его в Хьюстоне как стандартное написание. Его использование было также одобрено музыкантом Клифтоном Шенье (который ранее записал "Zodico Stomp" в 1955 году) в его записи "Zydeco Sont Pas Salés" . Позже Шенье заявил, что придумал это написание. [5]
Еще один возможный корень слова «зидеко» — это западноафриканский термин, означающий « музицирование ». Недавние исследования, основанные на ранних записях Луизианы, сделанных Аланом и Джоном Ломаксами, предполагают, что этот термин, как и традиция, может иметь африканское происхождение. Языки западноафриканских племен, пострадавших от работорговли, дают некоторые подсказки относительно происхождения зидеко. По крайней мере, в дюжине языков этого культурного региона Африки слоги «за», «ре» и «го» часто ассоциируются с танцами и/или игрой на музыке». [10] [3] Также возможно, что «za re go» превратилось в «les haricots» франко-креольскими поколениями, незнакомыми с языком оригинала, превратив то, что могло быть незнакомыми словами, в фонетически подобную фразу на региональном языке. [11]
Слово «zydeco» может относиться к музыкальному жанру, стилю танца или собранию, на котором исполняется музыка. [4]
Ранняя история
[ редактировать ]Первые французские поселенцы прибыли в Луизиану в конце 1600-х годов, посланные регентом Франции Филиппом Орлеанским , герцогом Орлеанским , чтобы помочь заселить Ла-Луизиану (территория Луизианы, которую они считали колонией. Прибытие в Новый Орлеан на семи кораблях) . Поселенцы быстро двинулись в заливы и болота. Там французская культура проникла в культуру испанских и американских индейцев, издавна населявших эту территорию.
В 1720 году немецкие католики основали второе постоянное европейское поселение в приходе Святого Иоанна Крестителя , части того, что стало известно как Немецкое побережье . Позже, в 18 веке, в этом районе поселились еще немецкие и ирландские иммигранты. [12] Европейцы импортировали или приобретали африканских рабов в качестве рабочих, и вскоре они стали превосходить по численности белых на основных плантациях сахарного тростника и других плантациях. На протяжении десятилетий все народы постепенно смешивались.
В течение 150 лет креолы Луизианы вели изолированный образ жизни, процветая, обучаясь без правительства и создавая свои невидимые сообщества в соответствии с Кодексом Нуар . Французы создали Кодекс Нуар в 1724 году, чтобы установить правила обращения с порабощенными африканцами. Он также установил ограничения и права для gens de couleur libres , свободных цветных людей, которые представляли собой растущий класс, часто происходящий от французских белых мужчин и чернокожих африканцев или женщин смешанной расы. Они имели право владеть землей, чем лишь немногие чернокожие или цветные люди на Юге Америки в то время обладали .
Распад креольского сообщества Луизианы начался, когда Соединенные Штаты совершили покупку Луизианы , и американцы начали селиться в штате, особенно мигрируя с юго-востока. Новые поселенцы обычно признавали только бинарную расовую систему, которая преобладала в рабовладельческих обществах, обычных там, откуда они пришли. Американские штаты приняли законы, основанные на предположении о статусе второго сорта для большинства людей видимого африканского происхождения из-за его сильной связи с кастой рабов.
Когда Гражданская война закончилась и черные рабы были освобождены на Юге, креолы Луизианы, которые были свободны до войны, часто занимали руководящие должности во время Реконструкции. Однако демократы-сегрегационисты в Луизиане классифицировали креолов как чернокожих или имеющих тот же статус, что и освобожденные рабы. К концу XIX века Луизиана, Миссисипи и другие бывшие штаты Конфедерации принимали новые конституции и законы, лишавшие избирательных прав большинство чернокожих и многих белых бедняков в соответствии с правилами, направленными на подавление голосования чернокожих (несмотря на Пятнадцатую поправку к Конституции Соединенных Штатов ). Креолы продолжали настаивать на образовании и развитии, ведя переговоры о новом обществе.
Сельское начало Zydeco и преобладающие экономические условия на момент его создания отражены в названиях песен, текстах и блюзовом вокале. Музыка возникла как синтез традиционной креольской музыки , некоторых влияний каджунской музыки и афроамериканских традиций, включая R&B , блюз , джаз и госпел . Ее также часто называли просто французской музыкой или креольской музыкой, известной как «ля-ля».
Амеде Ардуан , второй и самый влиятельный музыкант региона, записавший креольскую музыку юго-запада Луизианы, сделал свои первые записи в 1929 году. [13] Эта креольская музыка послужила основой для того, что позже стало известно как зидеко. Первоначально исполнявшаяся на домашних танцах в общине, музыка со временем стала также исполняться в общественных центрах католической церкви, поскольку креолы были в основном католиками, а также в сельских танцевальных залах и ночных клубах.
Во время Второй мировой войны и Второй Великой миграции многие франкоговорящие и луизианские креолы, говорящие на креольском языке, из окрестностей Марксвилля и Опелусаса, штат Луизиана, покинули бедный и предвзятый штат в поисках лучших экономических возможностей в Техасе. Их число превзошло многих чернокожих южан, в том числе цветных, которые мигрировали в штаты Калифорния, Орегон и Вашингтон, где развитие оборонной промышленности обеспечило больше доступа к хорошей работе. Им все еще приходилось сталкиваться с некоторой дискриминацией, но они нашли больше возможностей, чем на юридически сегрегированном Юге. В Калифорнии чернокожие из Луизианы и других южных штатов получили возможность голосовать и начали участвовать в политической жизни. Сегодня в США проходит множество фестивалей Cajun и Zydeco.
Послевоенная история
[ редактировать ]Пионер музыки Zydeco Клифтон Шенье , «Король Zydeco», сделал Zydeco популярным на региональных радиостанциях благодаря своему блюзовому стилю и клавишному аккордеону. В середине 1950-х годов популярность Шенье вывела Zydeco на периферию американского мейнстрима. Он подписал контракт с Specialty Records , тем же лейблом, который впервые записал альбом Little Richard и Sam Cooke для широкой аудитории. Шенье, которого считают архитектором современного зайдеко, [14] [15] стал первым крупным артистом Zydeco. Его ранние хиты включали «Les Haricots Sont Pas Salés» («Фасоль Snap не соленая» - отсылка к тому, что певец слишком беден, чтобы позволить себе соленую свинину для приправы к бобам).
Первый жилет Zydeco был разработан Клифтоном Шенье в 1946 году, когда он и его брат Кливленд работали на нефтеперерабатывающем заводе в Порт-Артуре, штат Техас . Шенье заказал прибор Уилли Лэндри, сварщику-изготовителю, работавшему на том же нефтеперерабатывающем заводе. Оригинальный фроттуар Лэндри хранится в постоянной коллекции Смитсоновского института . [16]
Исполнители музыки техано 1950–1970-х годов, такие как Литл Джо и Фредди Фендер , были известны своими корнями в стиле зидеко и вдохновением. Они помогли популяризировать этот стиль в Южном Техасе среди основной музыки кантри . [17] [18]
В середине 1980-х годов Rockin' Sidney привлек международное внимание к музыке Zydeco своим хитом « My Toot Toot ». Клифтон Шенье, Rockin' Sidney и Queen Ida получили премии Грэмми в этот решающий период, открыв двери начинающим артистам, которые продолжат традиции. Rockin' Dopsie записали с Полом Саймоном свой альбом Graceland , а также за это время подписали контракт с крупным лейблом. [19] [20]
Джон Делафоуз был чрезвычайно популярен в регионе. Музыка добилась больших успехов, когда новые группы с энтузиазмом ворвались на национальную сцену, сочетая с музыкой новые звуки и стили. Бузу Чавис , Рой Кэрриер , Зайдеко Форс , Натан и Зайдеко Ча Час, братья Сэм, Терренс Симиен , Чабби Кэрриер и многие другие вдохнули новую жизнь в музыку. Суперзвезда Zydeco Buckwheat Zydeco , уже начавший свою карьеру, подписал контракт с Island Records в середине 1980-х. В сочетании с национальной популярностью креольской и каджунской кухни, а также популярным художественным фильмом «The Big Easy» , действие которого происходит в Новом Орлеане, музыка zydeco возродилась. Появились новые артисты, музыка приняла более инновационное направление, а популярность Zydeco возросла.
Активные музыканты zydeco, такие как CJ Chenier (сын Клифтона Шенье), Chubby Carrier, Geno Delafose , Terrance Simien, Nathan Williams и другие, начали гастролировать по всему миру в 1980-х годах. Бо Жок был монументальным автором песен и новатором, который в 1990-х годах наполнил Zydeco мощными битами и басовыми партиями, добавив яркую музыку и элементы фанка, хип-хопа и рэпа . Молодые исполнители, такие как Крис Ардуан , Кит Фрэнк и Зайдеко Форс, связали звук с ритмом большого барабана, чтобы еще больше подчеркнуть или синкопировать фоновую долю. Этот стиль иногда называют «двойным сцеплением». [5]
Сотни групп Zydeco продолжают музыкальные традиции в США и Европе, Японии, Великобритании и Австралии. Не по годам развитый 7-летний аккордеонист Zydeco Гайланд Ледей был показан в документальном фильме канала HBO 2006 года о музыке и молодежи. [21]
В 2007 году Zydeco был отмечен отдельной номинацией премии «Грэмми» — премией «Грэмми» за лучший Zydeco или категории «Музыкальный альбом Cajun». [22] Но с изменением популярности в 2011 году премия Грэмми исключила эту категорию и включила этот жанр в новую категорию «Лучший альбом региональных корней». [23]
Среди художников zdeco 21-го века Лил Нейт, Леон Чавис, Мо Моджо и Кенне Уэйн. Андре Тьерри сохранил традицию на Западном побережье. Дуэйн Допси (сын Rockin' Dopsie ) и его группа Zydeco Hellraisers. [24] были номинированы на лучший альбом региональных корней на церемонии вручения премии Грэмми 2017 года . [25]
Хотя зайдеко — это жанр, который стал синонимом культурной и музыкальной самобытности Луизианы, он является важной частью музыкального ландшафта Соединенных Штатов. Эта южная музыкальная традиция чернокожих получила широкое признание по всей стране. Из-за миграции франкоязычных чернокожих и многорасовых креолов, смешения каджунских и креольских музыкантов и теплых объятий людей, не принадлежащих к этим культурам, в США и Европе существует множество рассадников зайдеко и фестивалей, посвященных ему: Луизиана, Техас, Орегон, Калифорния и Европа, вплоть до Скандинавии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зидэко» . Энциклопедия.com . 29 мая 2018 года . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ «Зидеко Музыка» . Афроамериканский фольклорист . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Анселет, Барри Джин (1988). Чикагский центр исследований черной музыки Колумбийского колледжа (ред.). «Zydeco/Zarico: Бобы, блюз и не только». Журнал исследований черной музыки . 8 (1). Издательство Университета Иллинойса : 33–49. дои : 10.2307/779502 . JSTOR 779502 .
- ^ Jump up to: а б Титон, Джефф Тодд (1981). «Zydeco: музыкальный гибрид» . Журнал американского фольклора . 94 (373): 403–405. дои : 10.2307/540175 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 540175 .
- ^ Jump up to: а б с Тиссеран, Майкл (1998). Королевство Зайдеко . Аркадное издательство. стр. 11–20. ISBN 9781559704182 .
- ^ Ромер, Меган. «Zydeco Music 101: Музыка креолов Луизианы» . LiveAbout . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ «Zydeco (сущ.), Этимология», Оксфордский словарь английского языка , сентябрь 2023 г., doi : 10.1093/oed/1012568196
- ^ "Zydeco Music 101" . По состоянию на 16 апреля 2018 г.
- ↑ Лолордо, Энн (31 января 1993 г.). «Вечер в танцевальном зале Каджун: письмо из Батон-Руж» . «Балтимор Сан ». По состоянию на 16 апреля 2018 г.
- ^ Анселет, Барри (1991). «Музыкальные традиции Cajun и Zydeco». В Балджере, Пегги А. (ред.). Музыкальные корни Юга . Южная федерация искусств .
- ^ Анселет, Барри Джин (1988). «Zydeco/Zarico: Бобы, блюз и не только» . Журнал исследований черной музыки . 8 (1): 33–49. дои : 10.2307/779502 . ISSN 0276-3605 .
- ^ Хеберт, Тим (1997–2009). «История каджунов — каджунов в XVIII веке» . Акадско-каджунская генеалогия и история . АКАДСКАЯ-КАХУНСКАЯ Генеалогия и история. Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 4 июня 2012 г.
- ^ Томко, Ген (2020). Энциклопедия музыкантов Луизианы: джаз, блюз, каджун, креольский, Zydeco, Swamp Pop и госпел . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана. п. 33. ISBN 978-0807169322 .
- ^ «Лучшее из Клифтона Шенье: король Zydeco и луизианского блюза» . Folkways.si.edu . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ Мутон, Тодд. «Зайдеко-роуд Клифтона Шенье» . 64parishes.org . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ «История Фроттуара» . Ключ от Z Rubboards. 2002–2008 гг . Проверено 20 марта 2014 г.
- ^ Стептоу, Т. (2015). Хьюстон-Баунд: культура и цвет в городе Джима Кроу . Американский перекресток. Издательство Калифорнийского университета. п. 270. ИСБН 978-0-520-28257-5 . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Блюз без ограничений . БУ Публикации Лимитед. 1984 год . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ «Пол Саймон — Грейсленд (1986, винил)» . www.discogs.com . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ «Роковая допсика» . www.blues-sessions.com . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ «Большие звуки, почти вырывающиеся из маленьких упаковок» . Нью-Йорк Таймс . 7 октября 2006 г. Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ «Канье Уэст лидирует среди номинантов на 50-ю премию Грэмми» . Новости . GRAMMY.com, официальный сайт премии «Грэмми» . 6 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2007 г.
- ^ Спера, Кейт (7 апреля 2011 г.). «Категория Zydeco и Cajun среди исключенных из премии Грэмми» . Нола.com .
- ^ «ПРЕМЬЕРА АЛЬБОМА: Дуэйн Допси наполняет звучание Zydeco душевным болотным блюзом в песне «Set Me Free» » . glidemagazine.com . Проверено 26 сентября 2021 г.
- ^ «Победители и номинанты» . ГРЭММИ.com . Проверено 26 сентября 2021 г.