Jump to content

Зайдеко

Фестиваль Cajun-Zydeco в Новом Орлеане, 2019 г.

Zydeco ( / ˈ z d ɪ ˌ k , -d музыкальный -/ ZY -dih-koh, -⁠dee- ; французский : Zarico ) — жанр созданный в сельской местности Юго-Западной Луизианы афроамериканцами . креольского , происхождения . Он сочетает в себе блюз , ритм-энд-блюз с музыкой, характерной для креолов Луизианы , такой как la la и jure . Музыканты используют французский аккордеон и креольский инструмент-стиральную доску, называемый фроттуар . [1] [2]

Характеристики

[ редактировать ]

Музыка Zydeco обычно исполняется в быстром, синкопированном стиле с сильным ритмическим ядром. [3] и часто включает в себя элементы блюза , рок-н-ролла , соула , R&B , каджунской и ранней креольской музыки . Музыка Zydeco сосредоточена на аккордеоне , который возглавляет остальную часть группы, и специальной стиральной доске, называемой жилетным фроттуаром , как известном ударном инструменте. Другими распространенными инструментами в Zydeco являются электрогитара, бас, клавишные и ударная установка. [4] Если есть сопровождающие тексты, они обычно исполняются на английском или французском языке. [5] Многие исполнители zydeco создают оригинальные композиции zydeco, хотя музыканты также часто адаптируют блюзовые стандарты, хиты R&B и традиционные мелодии Cajun в стиль zydeco. [6]

Происхождение термина

[ редактировать ]

Происхождение термина «зидеко» неясно. Одна из теорий состоит в том, что оно происходит от французской фразы Les haricots [ne] sont pas salés , [7] который, когда говорят на французском языке Луизианы , произносится [lez‿a.ɾi.ko sɔ̃ pa saˈle] . Это буквально переводится как « зеленая фасоль не соленая» и идиоматически используется для выражения трудностей. [8] [9]

Первоначально существовало несколько разных вариантов написания этого слова, в том числе «zarico» и «zodico» (в некоторых диалектах французского языка r имеет то же произношение, что и в некоторых диалектах американского английского для конкретных случаев d звонкий альвеолярный постукивание [ɾ] ).

В 1960 году музыковед Мак Маккормик использовал написание «zydeco» в примечаниях к сборнику альбомов: « A Treasury of Field Recordings » . Это слово использовалось в обзорах, и Маккормик начал рекламировать его в Хьюстоне как стандартное написание. Его использование было также одобрено музыкантом Клифтоном Шенье (который ранее записал "Zodico Stomp" в 1955 году) в его записи "Zydeco Sont Pas Salés" . Позже Шенье заявил, что придумал это написание. [5]

Еще один возможный корень слова «зидеко» — это западноафриканский термин, означающий « музицирование ». Недавние исследования, основанные на ранних записях Луизианы, сделанных Аланом и Джоном Ломаксами, предполагают, что этот термин, как и традиция, может иметь африканское происхождение. Языки западноафриканских племен, пострадавших от работорговли, дают некоторые подсказки относительно происхождения зидеко. По крайней мере, в дюжине языков этого культурного региона Африки слоги «за», «ре» и «го» часто ассоциируются с танцами и/или игрой на музыке». [10] [3] Также возможно, что «za re go» превратилось в «les haricots» франко-креольскими поколениями, незнакомыми с языком оригинала, превратив то, что могло быть незнакомыми словами, в фонетически подобную фразу на региональном языке. [11]

Слово «zydeco» может относиться к музыкальному жанру, стилю танца или собранию, на котором исполняется музыка. [4]

Ранняя история

[ редактировать ]
Ранние креольские музыканты играют на аккордеоне и стиральной доске перед магазином недалеко от Опелусаса, штат Луизиана (1938).

Первые французские поселенцы прибыли в Луизиану в конце 1600-х годов, посланные регентом Франции Филиппом Орлеанским , герцогом Орлеанским , чтобы помочь заселить Ла-Луизиану (территория Луизианы, которую они считали колонией. Прибытие в Новый Орлеан на семи кораблях) . Поселенцы быстро двинулись в заливы и болота. Там французская культура проникла в культуру испанских и американских индейцев, издавна населявших эту территорию.

В 1720 году немецкие католики основали второе постоянное европейское поселение в приходе Святого Иоанна Крестителя , части того, что стало известно как Немецкое побережье . Позже, в 18 веке, в этом районе поселились еще немецкие и ирландские иммигранты. [12] Европейцы импортировали или приобретали африканских рабов в качестве рабочих, и вскоре они стали превосходить по численности белых на основных плантациях сахарного тростника и других плантациях. На протяжении десятилетий все народы постепенно смешивались.

В течение 150 лет креолы Луизианы вели изолированный образ жизни, процветая, обучаясь без правительства и создавая свои невидимые сообщества в соответствии с Кодексом Нуар . Французы создали Кодекс Нуар в 1724 году, чтобы установить правила обращения с порабощенными африканцами. Он также установил ограничения и права для gens de couleur libres , свободных цветных людей, которые представляли собой растущий класс, часто происходящий от французских белых мужчин и чернокожих африканцев или женщин смешанной расы. Они имели право владеть землей, чем лишь немногие чернокожие или цветные люди на Юге Америки в то время обладали .

Распад креольского сообщества Луизианы начался, когда Соединенные Штаты совершили покупку Луизианы , и американцы начали селиться в штате, особенно мигрируя с юго-востока. Новые поселенцы обычно признавали только бинарную расовую систему, которая преобладала в рабовладельческих обществах, обычных там, откуда они пришли. Американские штаты приняли законы, основанные на предположении о статусе второго сорта для большинства людей видимого африканского происхождения из-за его сильной связи с кастой рабов.

Когда Гражданская война закончилась и черные рабы были освобождены на Юге, креолы Луизианы, которые были свободны до войны, часто занимали руководящие должности во время Реконструкции. Однако демократы-сегрегационисты в Луизиане классифицировали креолов как чернокожих или имеющих тот же статус, что и освобожденные рабы. К концу XIX века Луизиана, Миссисипи и другие бывшие штаты Конфедерации принимали новые конституции и законы, лишавшие избирательных прав большинство чернокожих и многих белых бедняков в соответствии с правилами, направленными на подавление голосования чернокожих (несмотря на Пятнадцатую поправку к Конституции Соединенных Штатов ). Креолы продолжали настаивать на образовании и развитии, ведя переговоры о новом обществе.

Сельское начало Zydeco и преобладающие экономические условия на момент его создания отражены в названиях песен, текстах и ​​блюзовом вокале. Музыка возникла как синтез традиционной креольской музыки , некоторых влияний каджунской музыки и афроамериканских традиций, включая R&B , блюз , джаз и госпел . Ее также часто называли просто французской музыкой или креольской музыкой, известной как «ля-ля».

Амеде Ардуан , второй и самый влиятельный музыкант региона, записавший креольскую музыку юго-запада Луизианы, сделал свои первые записи в 1929 году. [13] Эта креольская музыка послужила основой для того, что позже стало известно как зидеко. Первоначально исполнявшаяся на домашних танцах в общине, музыка со временем стала также исполняться в общественных центрах католической церкви, поскольку креолы были в основном католиками, а также в сельских танцевальных залах и ночных клубах.

Во время Второй мировой войны и Второй Великой миграции многие франкоговорящие и луизианские креолы, говорящие на креольском языке, из окрестностей Марксвилля и Опелусаса, штат Луизиана, покинули бедный и предвзятый штат в поисках лучших экономических возможностей в Техасе. Их число превзошло многих чернокожих южан, в том числе цветных, которые мигрировали в штаты Калифорния, Орегон и Вашингтон, где развитие оборонной промышленности обеспечило больше доступа к хорошей работе. Им все еще приходилось сталкиваться с некоторой дискриминацией, но они нашли больше возможностей, чем на юридически сегрегированном Юге. В Калифорнии чернокожие из Луизианы и других южных штатов получили возможность голосовать и начали участвовать в политической жизни. Сегодня в США проходит множество фестивалей Cajun и Zydeco.

Послевоенная история

[ редактировать ]
Братья Шенье выступают в Jay's Lounge and Cockpit, Канктон, Луизиана , Марди Гра, 1975 год.
Музыкант Zydeco, играющий на жилетке

Пионер музыки Zydeco Клифтон Шенье , «Король Zydeco», сделал Zydeco популярным на региональных радиостанциях благодаря своему блюзовому стилю и клавишному аккордеону. В середине 1950-х годов популярность Шенье вывела Zydeco на периферию американского мейнстрима. Он подписал контракт с Specialty Records , тем же лейблом, который впервые записал альбом Little Richard и Sam Cooke для широкой аудитории. Шенье, которого считают архитектором современного зайдеко, [14] [15] стал первым крупным артистом Zydeco. Его ранние хиты включали «Les Haricots Sont Pas Salés» («Фасоль Snap не соленая» - отсылка к тому, что певец слишком беден, чтобы позволить себе соленую свинину для приправы к бобам).

Первый жилет Zydeco был разработан Клифтоном Шенье в 1946 году, когда он и его брат Кливленд работали на нефтеперерабатывающем заводе в Порт-Артуре, штат Техас . Шенье заказал прибор Уилли Лэндри, сварщику-изготовителю, работавшему на том же нефтеперерабатывающем заводе. Оригинальный фроттуар Лэндри хранится в постоянной коллекции Смитсоновского института . [16]

Исполнители музыки техано 1950–1970-х годов, такие как Литл Джо и Фредди Фендер , были известны своими корнями в стиле зидеко и вдохновением. Они помогли популяризировать этот стиль в Южном Техасе среди основной музыки кантри . [17] [18]

В середине 1980-х годов Rockin' Sidney привлек международное внимание к музыке Zydeco своим хитом « My Toot Toot ». Клифтон Шенье, Rockin' Sidney и Queen Ida получили премии Грэмми в этот решающий период, открыв двери начинающим артистам, которые продолжат традиции. Rockin' Dopsie записали с Полом Саймоном свой альбом Graceland , а также за это время подписали контракт с крупным лейблом. [19] [20]

Джон Делафоуз был чрезвычайно популярен в регионе. Музыка добилась больших успехов, когда новые группы с энтузиазмом ворвались на национальную сцену, сочетая с музыкой новые звуки и стили. Бузу Чавис , Рой Кэрриер , Зайдеко Форс , Натан и Зайдеко Ча Час, братья Сэм, Терренс Симиен , Чабби Кэрриер и многие другие вдохнули новую жизнь в музыку. Суперзвезда Zydeco Buckwheat Zydeco , уже начавший свою карьеру, подписал контракт с Island Records в середине 1980-х. В сочетании с национальной популярностью креольской и каджунской кухни, а также популярным художественным фильмом «The Big Easy» , действие которого происходит в Новом Орлеане, музыка zydeco возродилась. Появились новые артисты, музыка приняла более инновационное направление, а популярность Zydeco возросла.

Си Джей Шенье выступает на Ross Bandstand

Активные музыканты zydeco, такие как CJ Chenier (сын Клифтона Шенье), Chubby Carrier, Geno Delafose , Terrance Simien, Nathan Williams и другие, начали гастролировать по всему миру в 1980-х годах. Бо Жок был монументальным автором песен и новатором, который в 1990-х годах наполнил Zydeco мощными битами и басовыми партиями, добавив яркую музыку и элементы фанка, хип-хопа и рэпа . Молодые исполнители, такие как Крис Ардуан , Кит Фрэнк и Зайдеко Форс, связали звук с ритмом большого барабана, чтобы еще больше подчеркнуть или синкопировать фоновую долю. Этот стиль иногда называют «двойным сцеплением». [5]

Сотни групп Zydeco продолжают музыкальные традиции в США и Европе, Японии, Великобритании и Австралии. Не по годам развитый 7-летний аккордеонист Zydeco Гайланд Ледей был показан в документальном фильме канала HBO 2006 года о музыке и молодежи. [21]

В 2007 году Zydeco был отмечен отдельной номинацией премии «Грэмми» — премией «Грэмми» за лучший Zydeco или категории «Музыкальный альбом Cajun». [22] Но с изменением популярности в 2011 году премия Грэмми исключила эту категорию и включила этот жанр в новую категорию «Лучший альбом региональных корней». [23]

Среди художников zdeco 21-го века Лил Нейт, Леон Чавис, Мо Моджо и Кенне Уэйн. Андре Тьерри сохранил традицию на Западном побережье. Дуэйн Допси (сын Rockin' Dopsie ) и его группа Zydeco Hellraisers. [24] были номинированы на лучший альбом региональных корней на церемонии вручения премии Грэмми 2017 года . [25]

Хотя зайдеко — это жанр, который стал синонимом культурной и музыкальной самобытности Луизианы, он является важной частью музыкального ландшафта Соединенных Штатов. Эта южная музыкальная традиция чернокожих получила широкое признание по всей стране. Из-за миграции франкоязычных чернокожих и многорасовых креолов, смешения каджунских и креольских музыкантов и теплых объятий людей, не принадлежащих к этим культурам, в США и Европе существует множество рассадников зайдеко и фестивалей, посвященных ему: Луизиана, Техас, Орегон, Калифорния и Европа, вплоть до Скандинавии.

  1. ^ «Зидэко» . Энциклопедия.com . 29 мая 2018 года . Проверено 20 марта 2024 г.
  2. ^ «Зидеко Музыка» . Афроамериканский фольклорист . Проверено 20 марта 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б Анселет, Барри Джин (1988). Чикагский центр исследований черной музыки Колумбийского колледжа (ред.). «Zydeco/Zarico: Бобы, блюз и не только». Журнал исследований черной музыки . 8 (1). Издательство Университета Иллинойса : 33–49. дои : 10.2307/779502 . JSTOR   779502 .
  4. ^ Jump up to: а б Титон, Джефф Тодд (1981). «Zydeco: музыкальный гибрид» . Журнал американского фольклора . 94 (373): 403–405. дои : 10.2307/540175 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   540175 .
  5. ^ Jump up to: а б с Тиссеран, Майкл (1998). Королевство Зайдеко . Аркадное издательство. стр. 11–20. ISBN  9781559704182 .
  6. ^ Ромер, Меган. «Zydeco Music 101: Музыка креолов Луизианы» . LiveAbout . Проверено 3 октября 2021 г.
  7. ^ «Zydeco (сущ.), Этимология», Оксфордский словарь английского языка , сентябрь 2023 г., doi : 10.1093/oed/1012568196
  8. ^ "Zydeco Music 101" . По состоянию на 16 апреля 2018 г.
  9. Лолордо, Энн (31 января 1993 г.). «Вечер в танцевальном зале Каджун: письмо из Батон-Руж» . «Балтимор Сан ». По состоянию на 16 апреля 2018 г.
  10. ^ Анселет, Барри (1991). «Музыкальные традиции Cajun и Zydeco». В Балджере, Пегги А. (ред.). Музыкальные корни Юга . Южная федерация искусств .
  11. ^ Анселет, Барри Джин (1988). «Zydeco/Zarico: Бобы, блюз и не только» . Журнал исследований черной музыки . 8 (1): 33–49. дои : 10.2307/779502 . ISSN   0276-3605 .
  12. ^ Хеберт, Тим (1997–2009). «История каджунов — каджунов в XVIII веке» . Акадско-каджунская генеалогия и история . АКАДСКАЯ-КАХУНСКАЯ Генеалогия и история. Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 4 июня 2012 г.
  13. ^ Томко, Ген (2020). Энциклопедия музыкантов Луизианы: джаз, блюз, каджун, креольский, Zydeco, Swamp Pop и госпел . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана. п. 33. ISBN  978-0807169322 .
  14. ^ «Лучшее из Клифтона Шенье: король Zydeco и луизианского блюза» . Folkways.si.edu . Проверено 30 сентября 2021 г.
  15. ^ Мутон, Тодд. «Зайдеко-роуд Клифтона Шенье» . 64parishes.org . Проверено 30 сентября 2021 г.
  16. ^ «История Фроттуара» . Ключ от Z Rubboards. 2002–2008 гг . Проверено 20 марта 2014 г.
  17. ^ Стептоу, Т. (2015). Хьюстон-Баунд: культура и цвет в городе Джима Кроу . Американский перекресток. Издательство Калифорнийского университета. п. 270. ИСБН  978-0-520-28257-5 . Проверено 12 апреля 2021 г.
  18. ^ Блюз без ограничений . БУ Публикации Лимитед. 1984 год . Проверено 12 апреля 2021 г.
  19. ^ «Пол Саймон — Грейсленд (1986, винил)» . www.discogs.com . Проверено 30 сентября 2021 г.
  20. ^ «Роковая допсика» . www.blues-sessions.com . Проверено 30 сентября 2021 г.
  21. ^ «Большие звуки, почти вырывающиеся из маленьких упаковок» . Нью-Йорк Таймс . 7 октября 2006 г. Проверено 22 марта 2018 г.
  22. ^ «Канье Уэст лидирует среди номинантов на 50-ю премию Грэмми» . Новости . GRAMMY.com, официальный сайт премии «Грэмми» . 6 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2007 г.
  23. ^ Спера, Кейт (7 апреля 2011 г.). «Категория Zydeco и Cajun среди исключенных из премии Грэмми» . Нола.com .
  24. ^ «ПРЕМЬЕРА АЛЬБОМА: Дуэйн Допси наполняет звучание Zydeco душевным болотным блюзом в песне «Set Me Free» » . glidemagazine.com . Проверено 26 сентября 2021 г.
  25. ^ «Победители и номинанты» . ГРЭММИ.com . Проверено 26 сентября 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2f0a35ab3fe56b8bdf34e93bc14392a__1722097920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/2a/f2f0a35ab3fe56b8bdf34e93bc14392a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zydeco - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)