Ирландская традиционная музыка
Ирландская традиционная музыка (также известная как ирландская традиция , ирландская народная музыка и другие варианты) — жанр народной музыки , развившийся в Ирландии .
В «Истории ирландской музыки» (1905) У. Х. Грэттан Флуд писал, что в гэльской Ирландии обычно используется не менее десяти инструментов. Это были cruit (небольшая арфа с натертыми струнами) и cláirseach (большая арфа с обычно 30 струнами), tiompán (небольшой струнный инструмент, на котором играют смычком или плектром ) , feadán ( дудка ), buinne ( гобой) . или флейта ), guthbuinne ( фагота типа рог ), beannbhuabhal и кукуруза ( роговые трубы ), cuislenna ( волынки – см. Великие ирландские волынки ), stoc и storgán ( горны или трубы) и cnámha ( кости ). [ 1 ] Есть также свидетельства того, что скрипка использовалась в 8 веке. [ 1 ]
Существует несколько сборников ирландской народной музыки 18 века, но только в 19 веке в Дублине появились принтеры баллад. В число важных коллекционеров входят Колм О Лохлайнн , Джордж Петри , Эдвард Бантинг , Фрэнсис О'Нил , Джеймс Гудман и многие другие. Хотя в народной традиции предпочтение отдается сольному исполнению, группы или, по крайней мере, небольшие ансамбли, вероятно, были частью ирландской музыки, по крайней мере, с середины 19 века, хотя это является предметом серьезных разногласий среди этномузыкологов.
Irish traditional music has endured more strongly against the forces of cinema, radio and the mass media than the indigenous folk music of most countries in the west of Europe. From the end of the Second World War until the late fifties folk music was held in low regard. Comhaltas Ceoltóirí Éireann (an Irish traditional music association) and the popularity of the Fleadh Cheoil (music festival) helped lead the revival of the music. The English Folk music scene also encouraged Irish musicians [citation needed]. Following the success of the Clancy Brothers and Tommy Makem in the US in 1959, Irish folk music became fashionable again. The lush sentimental style of singers such as Delia Murphy was replaced by guitar-driven male groups such as the Dubliners. Irish showbands presented a mixture of pop music and folk dance tunes, though these died out during the seventies. The international success of the Chieftains and subsequent musicians and groups has made Irish folk music a global brand.
Historically much old-time music of the US grew out of the music of Ireland, England and Scotland, as a result of cultural diffusion. By the 1970s Irish traditional music was again influencing music in the US and further afield in Australia and Europe. It has occasionally been fused with rock and roll, punk rock and other genres.
Musical characteristics
[edit]Composition
[edit]Irish dance music is isometric and is built around patterns of bar-long melodic phrases akin to call and response. A common pattern is A Phrase, B Phrase, A Phrase, Partial Resolution, A Phrase, B Phrase, A Phrase, Final Resolution, though this is not universal; mazurkas, for example, tend to feature a C Phrase instead of a repeated A Phrase before the Partial and Final Resolutions, for example. Many tunes have pickup notes which lead in to the beginning of the A or B parts. Mazurkas and hornpipes have a swing feel, while other tunes have straight feels.[2]
Tunes are typically binary in form, divided into two (or sometimes more) parts, each with four to eight bars. The parts are referred to as the A-part, B-part, and so on. Each part is played twice, and the entire tune is played three times; AABB, AABB, AABB. Many tunes have similar ending phrases for both A and B parts; it is common for hornpipes to have the second half of each part be identical. Additionally, hornpipes often have three quavers or quarternotes at the end of each part, followed by pickup notes to lead back to the beginning of the A part of onto the B part. Many airs have an AABA form.[3]
While airs are usually played singly, dance tunes are usually played in medleys of 2-4 tunes called sets.[3]
Modes
[edit]Irish music generally is modal, using Ionian, Aeolian, Dorian, and Mixolydian modes, as well as hexatonic and pentatonic versions of those scales. Some tunes do feature accidentals.[4]
Ornamentation
[edit]Singers and instrumentalists often embellish melodies through ornamentation, using grace notes, rolls, cuts, crans, or slides.[3][4]
Accompaniment
[edit]While uilleann pipes may use their drones and regulators to provide harmonic backup, and fiddlers often use double stops in their playing, due to the importance placed on the melody in Irish music, harmony is typically kept simple or absent.[4] Usually, instruments are played in strict unison, always following the leading player. True counterpoint is mostly unknown to traditional music, although a form of improvised "countermelody" is often used in the accompaniments of bouzouki and guitar players. In contrast to many kinds of western folk music, there are no set chord progressions to tunes; many accompanists use power chords to let the melody define the tonality or use partial chords in combination with ringing drone strings to emphasize the tonal center. Many guitarists use DADGAD tuning because it offers flexibility in using these approaches, as does the GDAD tuning for bouzouki.[5]
Music for singing
[edit]Like all traditional music, Irish folk music has changed slowly. Most folk songs are less than 200 years old. One measure of its age is the language used. Modern Irish songs are written in English and Irish. Most of the oldest songs and tunes are rural in origin and come from the older Irish language tradition. Modern songs and tunes often come from cities and towns, Irish songs went from the Irish language to the English language.[citation needed] In the late 1900s Frank Harte composed more ribald songs for the urban pub scene; the genre moved effortlessly from the countryside to the town.
Sean-nós songs
[edit]Unaccompanied vocals are called sean nós ("in the old style") and are considered the ultimate expression of traditional singing. This is usually performed solo (very occasionally as a duet). Sean-nós singing is highly ornamented and the voice is placed towards the top of the range. A true sean-nós singer, such as Tom Lenihan, will vary the melody of every verse, but not to the point of interfering with the words, which are considered to have as much importance as the melody.
Sean-nós can include non-lexical vocables, called lilting, also referred to by the sounds, such as "diddly die-dely".
Non-sean-nós traditional singing, even when accompaniment is used, uses patterns of ornamentation and melodic freedom derived from sean-nós singing, and, generally, a similar voice placement.
Caoineadh songs
[edit]Caoineadh /kˠi:nʲə/ is Irish for a lament, a song which is typified by lyrics which stress sorrow and pain. The word is Anglicised as "keening". Traditionally, the Caoineadh song contained lyrics in which the singer lamented for Ireland after having been forced to emigrate due to political or financial reasons. The song may also lament the death of a family member or the lack of news from loved ones. In Irish music, the Caoineadh tradition was once widespread, but began to decline from the 18th century onwards and becoming almost completely extinct by the middle of the 20th century. Examples of Caoineadh songs include: Far Away in Australia, The Town I Loved So Well, Going Back to Donegal and Four Green Fields.[6] Caoineadh singers were originally paid to lament for the departed at funerals, according to a number of Irish sources.[who?]
Dance music
[edit]Social settings
[edit]Irish traditional music and dance has seen a variety of settings, from house parties, country dances, ceili dances, stage performances and competitions, weddings, saint's days or other observances. The most common setting for Irish dance music is the seisiún, which very often features no dancing at all.
Repertoire
[edit]Traditional dance music includes reels (2
2 or 4
4), hornpipes (4
4 with swung eighth notes), and jigs (double and single jigs are in 6
8 time). Jigs come in various other forms for dancing – the slip jig and hop jig are commonly written in 9
8 time.[3][4]
Later additions to the repertoire include the waltz (3
4 with a heavy accent on the down beat) and, in County Donegal, mazurkas in the same time signature, though with an accent on the 2nd beat. Donegal is also notable for its "highland", a sort of Irish version of the Scottish strathspey, but with a feel closer to a reel with the occasional scots snap.[3]
Polkas are a type of 2
4 tune mostly found in the Sliabh Luachra area, at the border of Counties Cork and Kerry, in the south of Ireland. Another distinctive Munster rhythm is the Slide in 12
8 time.[3]
Style
[edit]The concept of "style" is of large importance to Irish traditional musicians. At the start of the last century (1900), distinct variation in regional styles of performance existed. With the release of American recordings of Irish traditional musicians (e.g. Michael Coleman 1927) and increased communications and travel opportunities, regional styles have become more standardised. Regional playing styles remain nonetheless, as evidenced by the very different playing styles of musicians from Donegal (e.g. Tommy Peoples), Clare (e.g. brothers John & James Kelly) and Sliabh Luachra (e.g. Jacky Daly). Donegal fiddle playing is characterised by fast, energetic bowing, with the bow generating the majority of the ornamentation; Clare fiddle playing is characterised by slower bowing, with the fingering generating most of the ornamentation. While bowed triplets (three individual notes with the bow reversed between each) are more common in Donegal, fingered triplets and fingered rolls (five individual notes fingered with a single bow stroke) are very common in Clare.
Stage performers from the 1970s and 1980s (groups such as The Bothy Band, or soloists such as Kevin Burke) have used the repertoire of traditional music to create their own groups of tunes, without regard to the conventional 'sets' or the constraint of playing for dancers. Burke's playing is an example of an individual, unique, distinctive style, a hybrid of his classical training, the traditional Sligo fiddle style and various other influences.[citation needed]
Instruments used in traditional Irish music
[edit]The most common instruments used in Irish traditional dance music, whose history goes back several hundred years, are the fiddle, tin whistle, flute and Uilleann pipes. Instruments such as button accordion and concertina made their appearances in Irish traditional music late in the 19th century. The 4-string tenor banjo, first used by Irish musicians in the US in the 1920s, is now fully accepted. The guitar was used as far back as the 1930s first appearing on some of the recordings of Michael Coleman and his contemporaries. The bouzouki only entered the traditional Irish music world in the late 1960s.
The word bodhrán, indicating a drum, is first mentioned in a translated English document in the 17th century.[7] The saxophone featured in recordings from the early 20th century most notably in Paddy Killoran's Pride of Erin Orchestra. Cèilidh bands of the 1940s often included a drum set and stand-up bass as well as saxophones. Traditional harp-playing died out in the late 18th century, and was revived by the McPeake Family of Belfast, Derek Bell, Mary O'Hara and others in the mid-20th century. Although often encountered, it plays a fringe role in Irish Traditional dance music.
The piano is commonly used for accompaniment. In the early 20th century piano accompaniment was prevalent on the 78rpm records featuring Michael Coleman, James Morrison, John McKenna, PJ Conlon and many more. On many of these recordings the piano accompaniment was woeful because the backers were unfamiliar with Irish music. However, Morrison avoided using the studio piano players and hand-picked his own. The vamping style used by these piano backers has largely remained. There has been a few recent innovators such as Mícheál Ó Súilleabháin, Brian McGrath, Liam Bradley, Josephine Keegan, Ryan Molloy and others.
Fiddle (violin)
[edit]На скрипке (или скрипке – физической разницы нет), на одном из наиболее важных инструментов традиционного репертуара играют по-разному в самых разных региональных стилях. [ 8 ] Он использует стандартную настройку GDAE. Самые известные региональные традиции игры на скрипке происходят из графств Донегол , Слайго , Клэр , а также Слиаб Луахра .
Скрипка имеет древние корни в Ирландии. Самое раннее упоминание о скрипке в Ирландии принадлежит О'Карри в VII веке. [ 9 ] В 1674 году Ричард Хед писал по поводу Ирландии: «По воскресеньям: На каждом поле скрипка, а девушки топчутся, пока не вспенятся». предполагая, что современная скрипка уже присутствовала в Ирландии. Упоминание об ирландской скрипке также можно найти в книге Джона Дантона «Земля Тига: или Веселая прогулка по диким ирландцам» (1698), где он говорит: «По воскресеньям и праздникам все люди отправлялись с волынщиком и скрипачом на деревенскую лужайку» Томас Динели Посетив Ирландию в 1680 году, он говорит, что касается музыки, «с волынщиком, арфистом или скрипачом веселитесь и танцуйте всю ночь». [ 10 ] В 17 веке есть упоминание о том, как детей в Корке обучали игре на ирландской скрипке. [ 11 ] Когда скрипка производилась массово в Ирландии, в отличие от местных производителей, начиная с Дублина, таких как Томас Перри (мастер) , Томас Молино (мастер) и Джон Нил, они в значительной степени основывали свое ремесло на английских скрипичных мастерах. и большинство из них были импортированы в Дублин из Англии. [ 12 ] В 18 веке в Дублине был раскопан инструмент, датируемый 11 веком. Он был сделан из кизила с вырезанным на кончике животным. Считалось, что это был самый старый лук в мире, однако неясно, какой инструмент лук тоже принадлежал. Упоминание об ирландской скрипке также может быть в книге Ленстера (ок. 1160 г.). [ 13 ]
Традиция Слайго, пожалуй, наиболее узнаваема для посторонних благодаря популярности американских исполнителей, таких как Майкл Коулман , Джеймс Моррисон и Пэдди Киллоран . Эти скрипачи многое сделали для популяризации ирландской музыки в США в 1920-х и 1930-х годах. Среди других скрипачей Слайго были Мартин Винн и Фред Финн . [ нужна ссылка ]
Известные скрипачи из Клэр [ нужна ссылка ] Среди них Мэри Касти , Пэдди Кэнни , Патрик Келли , Пидар О'Локлин и Мартин Хейс . [ нужна ссылка ]
Донегол продюсировал Джеймса Бирна , Джона Доэрти и Томми Пиплса . [ нужна ссылка ]
Слиаб-Луахра, небольшая территория между графствами Керри и Корк , известна Джулией Клиффорд , ее братом Денисом Мерфи , Шоном Макгуайром , Пэдди Кронином и Падрейгом О'Киф . Среди современных скрипачей из Слиаб-Луахры Мэтт Кранич и Конни О'Коннелл. [ нужна ссылка ]
В число современных исполнителей входят Кевин Бёрк , Мэйр Бритнак , Мэтт Кранич , Пэдди Кронин , Фрэнки Гэвин , Пэдди Глакин , Кэтал Хейден , Мартин Хейс , Питер Хоран , Шон Кин , Майреад Ни Маонай , Майреад Несбитт , Джерри О'Коннор , Каоимхин О Рагхаллэй и Пол О'Шонесси . [ нужна ссылка ]
В последние годы было много известных скрипачей из США. [ когда? ] такие как Уинифред Хоран , Брайан Конвей , [ 14 ] Лиз Кэрролл и Эйлин Айверс .
Флейта и свисток
[ редактировать ]Флейта была неотъемлемой частью ирландской традиционной музыки примерно с середины XIX века, когда музыканты-искусствоведы в значительной степени отказались от деревянной флейты простой системы (с коническим отверстием и меньшим количеством клавиш) в пользу металлических флейт системы современных Бема. день классической музыки. Фабричные свистки начали производить в Манчестере в 1840 году, а ирландский оловянный свисток Feadóg был самой популярной моделью массового производства в Ирландии. [ 15 ]
Хотя выбор деревянной флейты по системе Альберта вместо металлической изначально был обусловлен тем фактом, что, будучи «устаревшими» отходами, старые флейты можно было дешево купить в бывших в употреблении, деревянный инструмент имеет отчетливый звук и по-прежнему широко используется. по сей день предпочитают традиционные музыканты. Ряд музыкантов ( Джоани Мэдден) самой известной из них, пожалуй, является используют западную концертную флейту , но многие другие считают, что флейта простой системы лучше всего подходит для традиционной флейты. Оригинальные флейты добемовской эпохи продолжают использоваться, но с 1960-х годов ряд мастеров возродили искусство изготовления деревянных флейт. Некоторые флейты даже сделаны из ПВХ ; они особенно популярны среди новичков и в качестве дорожных инструментов, поскольку они дешевле деревянных инструментов и гораздо более устойчивы к изменениям влажности.
Также популярен оловянный свисток или металлический свисток, который с почти идентичной аппликатурой можно назвать родственником флейты простой системы. Он массово производился в Манчестере, Англия, в XIX веке как недорогой инструмент. Свистки Кларка, почти идентичные первым, выпущенным этой компанией, все еще доступны, хотя исходная версия, написанная в C, в основном была заменена для традиционной музыки на версию, написанную в D, «базовой тональности» традиционной музыки. Другая распространенная конструкция состоит из ствола из бесшовной трубки, вставленного в пластиковый или деревянный мундштук .
Квалифицированные мастера изготавливают прекрасные свистки по индивидуальному заказу из различных материалов, включая не только алюминиевые, латунные и стальные трубки, но и синтетические материалы и тропические лиственные породы; Несмотря на это, немало профессионалов со стажем предпочитают обычные свистки заводского изготовления.
Ирландских школьников обычно учат азам игры на свистке, точно так же, как школьников во многих других странах учат игре на блокфлейте сопрано. Когда-то многие традиционные музыканты считали свисток просто разновидностью «флейты для начинающих», но это отношение исчезло перед лицом талантливых свистунов, таких как Мэри Бергин , чья классическая запись начала семидесятых годов Feadóga Stáin (с бузуки в сопровождении Алеку Финну ) часто приписывают революцию в месте свистка в традиции.
Низкий свисток , производный от обычного оловянного свистка, также популярен, хотя некоторые музыканты считают его менее удобным для сессионной игры, чем флейта или обычный свисток D.
Среди известных современных флейтистов (иногда называемых «флейтистами» или «флейтерами») Мэтт Моллой , Кевин Кроуфорд , Питер Хоран , Майкл МакГолдрик , Дези Уилкинсон, Конал О'Града, Джеймс Карти, Эмер Мэйок, Джоани Мэдден , Майкл Табриди. и Кэтрин МакЭвой , а в число вистеров входят Пэдди Молони , Кармел Ганнинг , Пэдди Кинэн , Шон Райан , Андреа Корр , Мэри Бергин , Пакки Бирн и Кормак Бретнак. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Угловые трубы
[ редактировать ]Трубка Uilleann (произносится как «иллин» или «илл-юн» ) — сложный инструмент. Традиция гласит, что требуется семь лет обучения, семь лет практики и семь лет игры, прежде чем можно будет сказать, что волынщик освоил свой инструмент. [ 19 ] Трубки uilleann возникли примерно в начале 18 века, история которых изображена в резьбе и изображениях из современных источников как в Великобритании, так и в Ирландии как пасторальные и союзные трубки. [ 20 ] Его современная форма возникла к концу 18 века, и на нем играли джентльмены-волынщики, такие как волынщик середины 18 века Джексон из Лимерика и трубочный мастер Тандраджи Уильям Кеннеди, англиканский священнослужитель каноник Джеймс Гудман (1828–1896) и его друг Джон Хингстон из Скибберина . В 20-м веке за ними последовали такие музыканты, как Симус Эннис , Лео Роусом и Уилли Клэнси , игравшие изысканные и богато украшенные пьесы, а также эффектные, орнаментированные формы, которые играли странствующие волынщики, такие как Джон Кэш и Джонни Доран . [ 21 ] Традиция игры на волынке уиллен почти умерла, прежде чем она была вновь популяризирована такими игроками, как Пэдди Молони (из «Вождей »), и созданием Na Píobairí Uilleann , организации, открытой для волынщиков, в которую входили такие игроки, как Роусом и Эннис, а также исследователь и коллекционер Бреандан Бретнах . Лиам О’Флинн — один из самых популярных современных исполнителей наряду с Пэдди Кинаном , Дэви Спиллейном , Джерри О’Салливаном и Миком О’Брайеном . Многие семьи Пави (Путешественники), такие как Фьюри, Дораны и Кинаны, известны своими волынщиками. [ нужна ссылка ]
Трубки Uilleann — одна из самых сложных форм волынок ; у них есть певец с двойной тростью и двухоктавным диапазоном, три дрона с одной тростью и, в полной версии, известной как полный набор, трио ( регуляторов ), все с двойными тростями и клавишами, приводимыми в действие предплечьем волынщика. , способный обеспечить гармоническую поддержку мелодии. (Практически все волынщики-уиллинны начинают играть с половинным набором, без регуляторов и состоящим только из мехов, мешка, пения и дронов. Некоторые предпочитают никогда не играть полным набором, а многие мало используют регуляторы.) Мешок наполняется воздухом с помощью мехов, удерживаемых между локтем и боком волынщика, а не легкими исполнителя, как в горных волынках и почти во всех других формах волынки, за исключением шотландских маленьких волынок , пасторальных трубок (которые также играют с регуляторами), Нортумбрийские трубки на севере Англии и трубки Border, обнаруженные в обеих частях страны англо-шотландской границы.
Трубы uilleann играют заметную роль в форме инструментальной музыки под названием Fonn Mall, тесно связанной с пением без сопровождения sean nos («в старом стиле»). Уилли Клэнси , Лео Роусом и Гаррет Барри были среди многих знаменитых волынщиков своего времени; Пэдди Кинан и Дэви Спиллейн сегодня исполняют эти традиционные мелодии, среди многих других. [ нужна ссылка ]
Арфа
[ редактировать ]Арфа является одним из главных символов Ирландии. На кельтской арфе, которую можно увидеть на ирландских монетах и в рекламе книги «Гиннесс», играли еще в 10 веке. В древние времена арфисты пользовались большим уважением и, наряду с поэтами и писцами, занимали высокое место среди наиболее значительных вассалов старого гэльского ордена лордов и вождей. Пожалуй, самым известным представителем этой традиции игры на арфе сегодня является Турлох О Кэролан , слепой арфист 18-го века, которого часто считают неофициальным национальным композитором Ирландии. Томас Коннеллан , несколько более ранний арфист графства Слайго, сочинил такие известные арии, как « Рассвет дня » / «Рэглан-роуд» и «Сон Кэролана» .
Коренная ирландская традиция игры на арфе представляла собой аристократическую художественную музыку со своим каноном, правилами аранжировки и композиционной структуры, лишь косвенно связанную с фольклорной музыкой простых людей, которая является прародительницей современной ирландской традиционной музыки. Некоторые из поздних представителей традиции игры на арфе, такие как О'Кэролан, находились под влиянием художественной музыки итальянского барокко таких композиторов, как Вивальди, которую можно было услышать в театрах и концертных залах Дублина. Традиция игры на арфе недолго пережила местную гэльскую аристократию, которая ее поддерживала. К началу 19 века ирландская арфа и ее музыка были практически мертвы. Мелодии арфовой традиции сохранились только как негармонизированные мелодии, которые были подхвачены фольклорной традицией или сохранены как записанные в сборниках, таких как сборник Эдварда Бантинга (он присутствовал на Белфастском фестивале арфы в 1792 году), в котором мелодии чаще всего видоизменялись. чтобы сделать их пригодными для фортепиано в гостиной англизированного среднего и высшего класса. [ нужна ссылка ]
Первые поколения возрожденцев 20-го века, в основном игравшие на неокельтской арфе с жилочными струнами (часто заменяемыми нейлоном после Второй мировой войны) подушечками пальцев, а не на старой арфе с медными струнами, перещипанной длинными ногтями, имели тенденцию взяли танцевальные мелодии и песенные арии ирландской традиционной музыки, а также те старые арфовые мелодии, которые они смогли найти, и применили к ним приемы, заимствованные из оркестровой (педальной) арфы, и подход к ритму, аранжировке и темпу, который часто имел больше больше общего с основной классической музыкой, чем со старой традицией игры на арфе или с живой традицией ирландской музыки. Отдельная белфастская традиция народного пения под аккомпанемент арфы сохранилась в семье Макпиков. В наши дни возрождение ранней ирландской арфы растет с использованием копий средневековых инструментов с использованием струн из латуни, серебра и даже золота. Это возрождение выросло благодаря работе ряда музыкантов, включая Арнольда Долмеча. в Англии 1930-х годов, Алан Стивелл в Бретани 1960-х годов и Энн Хейманн в США с 1970-х годов по настоящее время. [ нужна ссылка ]
Среди известных игроков современной арфы Дерек Белл (из «Вождей »), Лаоиза Келли (из «Шмелей»), Грайн Хэмбли , Мэйр Ни Чатасай , Мэри О'Хара , Антуанетта МакКенна , Айн Миноуг и Патрик Болл . [ нужна ссылка ]
Тем не менее, арфа продолжает занимать нишу в ирландской традиционной музыке, в основном для сольного инструментального исполнения или в качестве единственного аккомпанемента отдельного певца. Его мелодичная роль на переднем плане и роль фонового аккомпанемента в качестве щипкового или струнного инструмента были отнесены к гитаре , мандолине , ирландскому бузуки и т. Д. В ансамблевом исполнении.
Аккордеон и концертина
[ редактировать ]Аккордеон играет важную роль в современной ирландской музыке. Аккордеон распространился в Ирландии в конце 19 века. десятиклавишная форма ( мелодеон Утверждается, что ) была популярна по всему острову. Он был записан в США Джоном Киммелом , The Flanagan Brothers, Эдди Херборном и Питером Конлоном . Хотя это и редкость, на мелодеоне все еще играют в некоторых частях Ирландии, в частности, в Коннемаре Джонни Коннолли .
Современные ирландские аккордеонисты обычно предпочитают двухрядный баян. В отличие от аналогичных аккордеонов, используемых в других европейских и американских музыкальных традициях, ряды настраиваются на полтона друг от друга. Это позволяет играть на инструменте хроматически в мелодии. В настоящее время аккордеоны, настроенные на тональность B/C и C#/D, являются, безусловно, наиболее популярными системами.
Аккордеон B/C подходит для плавного стиля; его популяризировали Пэдди О'Брайен из графства Типперэри в конце 1940-х и 1950-х годах, Джо Берк и Сонни Броган в 1950-х и 60-х годах. Уроженец Дублина Джеймс Кин привез инструмент в Нью-Йорк, где он сделал влиятельную записывающую и исполнительскую карьеру с 1970-х годов по настоящее время. Среди других известных игроков B/C — Пэдди О'Брайен из графства Оффали, Бобби Гардинер , Финбарр Дуайер , Джон Нолан, Джеймс Кин и Билли Маккомиски. [ 22 ]
Аккордеон C#/D создает более энергичный стиль и особенно популярен в слайдах и польках Kerry Music. Среди известных игроков Тони МакМахон , Майртин О'Коннор , Шэрон Шеннон , Чарли Пигготт , Джеки Дейли , Джо Кули и Джонни О'Лири . [ нужна ссылка ]
Фортепианный аккордеон стал очень популярен в 1950-х годах и до сих пор процветает в оркестрах céilí и старой ирландской танцевальной музыке. Их больший диапазон, простота смены тональности, более плавное действие, а также сильная настройка мюзета органично сочетались с другими инструментами и высоко ценились в этот период. [ нужна ссылка ] Они являются опорой ведущих ирландских и шотландских ceilidh-групп. [ нужна ссылка ] Дермот О'Брайен , Мэлаки Дорис, Шон Куинн и Мик Фостер — хорошо известные ирландские мастера сольной игры на этом инструменте, которые хорошо записывались. [ нужна ссылка ] Последнее возрождение традиционной музыки конца 1970-х годов также возродило интерес к этому универсальному инструменту. [ нужна ссылка ] Как и в случае с кнопочным аккордеоном, появился новый стиль игры с сухой настройкой, более легким стилем игры и более ритмично разнообразным басом. Среди известных игроков этого современного стиля Карен Твид (Англия) и Алан Келли (Роскоммон). [ нужна ссылка ]
Концертины производятся в нескольких типах, наиболее распространенной в ирландской традиционной музыке является англоязычная система, и сейчас несколько музыкантов играют по английской системе. Каждый отличается от другого конструкцией и техникой игры. Наиболее отличительной особенностью системы Anglo является то, что каждая кнопка издает разную ноту в зависимости от того, сжимаются или расширяются сильфоны. Англо-концертины обычно имеют два или три ряда кнопок, издающих ноты, а также «кнопку воздуха», расположенную рядом с большим пальцем правой руки, которая позволяет игроку наполнять или опорожнять мехи, не издавая ни одной ноты.
Двухрядные англо-концертины обычно имеют 20 кнопок, издающих ноты. Каждый ряд из 10 кнопок содержит ноты внутри общей тональности. Таким образом, два основных ряда содержат ноты двух музыкальных клавиш, таких как C и G. Каждый ряд разделен на две части с пятью кнопками, играющими более низкие ноты данной клавиши на левом конце инструмента, и пятью кнопками, играющими более высокие ноты на правом конце. Ряд кнопок в верхней клавише находится ближе к запястью каждой руки. 20 ключевых гармоник имеют ограниченное применение в ирландской традиционной музыке из-за ограниченного количества доступных случайных звуков.
Трехрядные гармошки добавляют третий ряд акциденций (т. е. диезов и бемолей, не включенных в тональности, представленные двумя основными рядами) и избыточных нот (т. е. нот, дублирующих ноты в основных тональностях, но расположенных в третьем, крайнем ряду). ряд), которые позволяют играть на инструменте практически в любой тональности. Серию последовательных нот можно воспроизвести в рядах домашних клавиш, нажав кнопку, сжимая сильфон, нажимая ту же кнопку и вытягивая сильфон, переходя к следующей кнопке и повторяя процесс и так далее. Следствием такого расположения является то, что игрок часто сталкивается с ситуациями, требующими изменения направления мехов, что обеспечивает четкое разделение между звуками двух соседних нот. Это придает музыке более акцентированный, упругий звук, который особенно хорошо подходит для хорнпайпа или джиг-гитары.
Английские гармоники, напротив, издают одну и ту же ноту для любой кнопки, независимо от направления движения сильфона. Таким образом, любую ноту можно сыграть, пока сильфон либо расширен, либо сжат. Как следствие, можно воспроизводить последовательные ноты, не меняя направления мехов. Это позволяет воспроизводить последовательности нот плавным и непрерывным потоком без прерывания изменения направления мехов.
Несмотря на присущую Anglo упругость и плавность английской системы концертины, опытные исполнители ирландской традиционной музыки могут добиться любого эффекта на каждом типе инструмента, адаптируя стиль игры. Например, в Anglo ноты в разных рядах частично перекрываются, а третий ряд содержит дополнительные повторяющиеся ноты, так что одну и ту же ноту можно произнести более чем одной кнопкой. Часто, в то время как одна кнопка будет звучать заданную ноту при сжатии сильфона, альтернативная кнопка в другом ряду будет звучать ту же ноту при расширении сильфона. Таким образом, играя по рядам, игрок может избежать изменения направления мехов от ноты к ноте, когда музыкальная цель - более плавный звук. Точно так же английская система учитывает стили игры, которые противодействуют присущей ей плавности и непрерывности между нотами. В частности, когда этого требует музыка, игрок может изменить направление мехов на противоположное, в результате чего последовательные ноты будут более четко выражены. [ 23 ]
Популярный [ по мнению кого? ] Среди исполнителей на концертине Мохсен Амини , Найл Валлели , Китти Хейс , Геройд О'Халлмурайн , Ноэль Хилл и Падрейг Ринн. Лиам Клэнси (из Clancy Brothers и Makem and Clancy ) также играл на концертине до своей смерти в 2009 году. [ нужна ссылка ]
Банджо
[ редактировать ]На четырехструнном тенор-банджо ирландские традиционные музыканты играют как мелодичный инструмент, и его обычно настраивают GDAE, на октаву ниже скрипки. В Ирландию его завезли вернувшиеся эмигранты из США, где его разработали африканские рабы . В ирландской музыке на нем редко играют (хотя в старых записях иногда банджо используется в качестве вспомогательного инструмента), вместо этого на нем играют как на мелодическом инструменте с использованием плектра или «наперстка». [ 24 ]
Барни Маккенне из «Дублинера» часто приписывают то, что он проложил путь к нынешней популярности банджо, и он все еще активно играл до своей смерти в 2012 году в возрасте 72 лет. Среди известных игроков - Киран Ханрахан , Чарли Пигготт , Джон Карти , Анджелина Карберри, Джерри О' Коннор , Энда Скахилл , Кевин Гриффин и всеирландский чемпион Флид Брайан Сканнелл. [ нужна ссылка ]
За некоторыми исключениями, например Томом Хэнвеем , [ 25 ] Пятиструнное банджо не играло особой роли в ирландской традиционной музыке как мелодический инструмент. Его использовали для сопровождения певцы Маргарет Барри , Пекер Данн , Люк Келли , Эл О'Доннелл, Бобби Клэнси и Томми Макем .
Мандолина
[ редактировать ]Мандолина стала распространенным инструментом среди ирландских традиционных музыкантов. Мелодии скрипки легко доступны мандолинисту из-за эквивалентного диапазона двух инструментов и практически идентичной (с учетом отсутствия ладов на скрипке) аппликатуры левой руки.
Хотя почти любая разновидность акустической мандолины может подойти для ирландской традиционной музыки, практически все ирландские музыканты предпочитают инструменты с плоской спинкой и овальными звуковыми отверстиями мандолинам с чашеобразной спинкой в итальянском стиле или мандолинам с резным верхом и эфовыми отверстиями, предпочитаемым мятликом. мандолинисты. Первые часто имеют слишком мягкий тон, чтобы выдержать сессию (а также имеют тенденцию не оставаться на месте на коленях у игрока), в то время как вторые имеют тенденцию звучать резко и властно для традиционного уха. Для официальных выступлений и записи очень предпочтительны мандолины с плоским верхом в «ирландском стиле» (напоминающие армейско-флотскую мандолину Мартина времен Первой мировой войны) и мандолины с резной (арочной) верхушкой и овальными звуковыми отверстиями, такие как мандолины Gibson A в стиле А. 1920-е годы. Резонаторные мандолины, такие как RM-1 от National Resophonic, начинают появляться на ирландских сессиях в США, потому что они достаточно громкие, чтобы их можно было легко услышать. [ нужна ссылка ]
Среди заслуживающих внимания ирландских мандолинистов Энди Ирвин (который, как и Джонни Мойнихан , почти всегда настраивает ноту E до D), [ 26 ] : 38 Мик Молони , Пол Келли , Деклан Кори и Клодин Ланжилль. Джон Шихан и Барни МакКенна , скрипач и тенор-банджоист соответственно, вместе с дублинцами также являются опытными игроками на мандолине.
Гитара
[ редактировать ]Гитара не является традиционной в ирландской музыке, но получила широкое распространение в современных сессиях . На них обычно играют медиатором, чтобы обеспечить поддержку мелодистам или, иногда, певцу. В ирландской поддержке обычно используются аккорды вверх и вниз по шее, а не базовые «ковбойские аккорды» первой или второй позиции; в отличие от тех, которые используются в джазе, эти аккорды редко включают в себя тактовую аппликатуру и часто используют одну или несколько открытых струн в сочетании со струнами, остановленными на пятом или более высоких ладах. Модальные аккорды (основной и пятый без третьего, ни мажорного, ни минорного) широко используются наряду с обычными мажорными и минорными аккордами, а также приостановленными, а иногда и более экзотическими дополненными аккордами; однако мажорные и минорные септаккорды используются меньше, чем во многих других стилях музыки.
В идеале гитарист точно следует за ведущим мелодистом или певцом, а не пытается контролировать ритм и темп. Большинство гитарных партий черпают вдохновение и направление из мелодии, а не управляют ею, как в других акустических жанрах. [ 27 ]
Многие из первых известных гитаристов, работавших в традиционной музыке, такие как Дайти Спроул и The Bothy Band из Мишель О Домнэйл , настраивали свои инструменты в настройке «DADGAD», хотя многие музыканты используют «стандарт» (EADGBE) и «drop D». (DADGBE) настройки: среди прочих, Стив Куни , Арти МакГлинн и Джон Дойл. [ нужна ссылка ] Некоторые игроки также используют множество других альтернативных настроек. Отличительной особенностью этих строев является то, что одна или несколько открытых струн, играемых вместе с пальцевыми аккордами, составляют гудящей ноты. часть аккорда [ нужна ссылка ]
Гитаристы и игроки на бузуки могут играть мелодию из одной ноты вместо гармонизирующего аккомпанемента, но в живых акустических сессиях с более чем двумя или тремя музыкантами трудно добиться достаточной громкости, чтобы ее можно было услышать сквозь барабаны и пронзительный звук скрипок и свистков. [ нужна ссылка ]
Бузуки
[ редактировать ]Ирландское бузуки хоть и не традиционное, но [ 26 ] нашел свое место на современной ирландской традиционной музыкальной сцене. Греческий бузуки был представлен ирландской традиционной музыке в конце 1960-х годов Джонни Мойниханом , а затем популяризирован Доналом Ланни , Энди Ирвином и Алеком Финном .
Сегодняшние ирландские бузуки (обычно) имеют четыре ряда по две струны (обычно) с настройкой G2-D3-A3-D4. Басовые партии чаще всего настраиваются в унисон, что отличает ирландский бузуки от его греческого предшественника, хотя некоторые музыканты предпочитают октавы в басу. Вместо круглой спинки греческого бузуки, ирландские бузуки обычно имеют плоскую или слегка изогнутую спину. Питер Абнетт, первый производитель инструментов, создавший ирландское бузуки (для Донала Ланни в 1970 году), изготавливает трехстворчатый бузуки с загнутой спинкой. Верх либо плоский, либо резной, как у гитары или мандолины с арочной декой , хотя некоторые строители вырезают и заднюю, и верхнюю часть.
Алек Финн и Мик Коннили - единственные известные музыканты, до сих пор использующие греческий бузуки, один из старого стиля триксордо с настройкой D3-A3-D4. трехструнных (шестиструнных) инструментов [ нужна ссылка ]
Бодран и другие ударные
[ редактировать ]Барабан с каркасом , обычно изготовленный из гнутого дерева и козьей кожи, бодран считается относительно современным дополнением к традиционной танцевальной музыке. Некоторые музыковеды предполагают, что первоначально его использование ограничивалось крапивниками в День Святого Стефана и другими квазиритуальными шествиями. Он был представлен и популяризирован в 1960-х годах Шоном О Риадой (хотя есть упоминания о «бубенах» без зилов, на которых играли еще в середине 19 века), и быстро стал популярным. [ нужна ссылка ] В число известных игроков входят Лиам О Маонлай (из «Hothouse Flowers»), Джонни «Ринго» МакДонах, Томми Хейс, Имон Мюррей из «Беоги» , Колм Мерфи, Джон Джо Келли из «Флука» и Кэролайн Корр из «Коррс» . [ нужна ссылка ]
Здесь также следует упомянуть о костях – двух тонких изогнутых кусках кости или дерева – и «ложках». Пары каждого из них держат вместе в одной руке и ритмично ударяют вместе, чтобы издать ударный, щелкающий звук.
Иногда на сессиях в пабе используются некоторые нетрадиционные ручные барабаны , такие как западноафриканский барабан джембе , который может производить как низкую басовую ноту, так и высокий тон, и карибский барабан бонго . Эти барабаны используются как разновидность бодрана или в сочетании с ним во время сеансов. [ нужна ссылка ]
Гармоника
[ редактировать ]Хотя ирландская традиция гармошки не так хорошо задокументирована, как другие инструменты со свободными язычками, ее представляют Рик Эппинг , Мик Кинселла, Пол Моран, семья Мерфи из графства Уэксфорд, Эдди Кларк и Брендан Пауэр (последний из Нью-Йорка) . Зеландия ). [ 28 ] Пэдди Клэнси стал первым всемирно известным ирландским фолк- гармонистом в начале 1960-х годов в составе Clancy Brothers и Tommy Makem.
Возрождение традиционной ирландской музыки
[ редактировать ]Возрождение конца 19 века и начала 20 века.
[ редактировать ]Возрождение интереса к ирландской традиционной культуре было тесно связано с националистическими призывами к независимости и катализировалось основанием Гэльской лиги в 1893 году. Это было направлено на поощрение повторного открытия и утверждения ирландского традиционного искусства путем сосредоточения внимания на ирландском языке, но также и на В 1903 году учредил ежегодный конкурс Feis Ceoil в качестве основного направления своей деятельности.
В США традиционные музыканты оставались популярными в ирландских общинах крупных городов, таких как Чикаго . Фрэнсис О'Нил (1848–1936) был коллекционером и пропагандистом ирландской традиционной музыки, чье творчество оказало «огромное влияние на эволюцию ирландской традиционной танцевальной музыки в двадцатом веке». [ 29 ] Помимо публикации больших сборников мелодий, О'Нилу приписывают создание некоторых из самых ранних записей ирландских музыкантов на восковых цилиндрах Эдисона. [ 30 ] В 1920-х и 1930-х годах пластинки таких музыкантов-эмигрантов, как Эд Риви , Майкл Коулман, Джеймс Моррисон и Джон Маккенна вдохнули новую жизнь в музыку, исполнявшуюся в Ирландии. [ 31 ]
Религия также сыграла роль в возрождении ирландской культуры. Фактическое достижение независимости от Британии тесно совпадало с желанием нового ирландского истеблишмента отделить ирландскую культуру от европейского мейнстрима, но новое ирландское правительство также прислушалось к призывам духовенства ограничить «джазовые танцы» и другим предложениям о нарушении ирландской морали. - хотя только в 1935 году Закон о общественных танцевальных залах ограничил право любого человека проводить свои собственные мероприятия; с тех пор никакие публичные музыкальные или танцевальные мероприятия не могли проводиться в общественных местах без лицензии, и большинство из них обычно предоставлялись только «подходящим» людям - часто приходскому священнику.
В сочетании с продолжающейся эмиграцией и неизбежным рвением духовенства в закрытии нелицензированных мероприятий результатом стало возвращение традиционной музыки и танцев в коттедж, где они оставались до тех пор, пока вернувшиеся мигранты не убедили владельцев пабов проводить занятия в начале 1960-х годов.
Второе возрождение в 1960-х и 1970-х годах.
[ редактировать ]Шона О Риады в The Chieftains , The Clancy Brothers , The Irish Rovers , The Dubliners и Sweeney's Men значительной степени были ответственны за вторую волну возрождения ирландской народной музыки в 1960-х годах, за которой последовали Planxty , Bothy Band и Clannad в 70-е годы. Частично этому возрождению способствовало свободное движение музыкантов, основанное в 1951 году с целью сохранения традиционной музыки, Comhaltas Ceoltóirí Éireann , что привело к популярному Fleadh Cheoil (музыкальному фестивалю).
В 1960-е годы появился ряд исполнителей-новаторов. Кристи Мур и Донал Ланни , например, сначала выступали дуэтом, а позже создали две самые известные группы той эпохи, Planxty и Moving Hearts (в 1980-х). The Clancys открыли поле деятельности в США в начале десятилетия, вдохновив вокальные группы, такие как Dubliners, а инструментальная музыка Сеолтоири Чуаланна породила, пожалуй, самую известную ирландскую традиционную группу The Chieftains, которая образовалась в 1963 году.
К 1970-м годам Планксти и Кланнад подготовили почву для расцвета ирландской музыки. [ 32 ] Основанная в 1974 году группа The Bothy Band стала копьем этого движения; их дебютный альбом 1975 (1975) вдохновил легион поклонников. [ 33 ] Вслед за ними появились новые группы, в том числе Moving Hearts, созданные Доналом Ланни и Кристи Мур, с участием Дэви Спиллейна на трубке uilleann - впервые это произошло в рок-музыке. [ 34 ] Общество народной музыки Ирландии было основано в 1971 году. [ 35 ] а Архив ирландской традиционной музыки . в 1987 году был создан [ 36 ]
Ван Моррисон также известен на сцене традиционного рока и известен сочетанием соула и R&B . [ нужна ссылка ]
Кельтский рок
[ редактировать ]Кельтский рок — это жанр фолк-рока и форма кельтского фьюжн, впервые появившаяся в Ирландии, которая включает кельтскую музыку , инструменты и темы в контекст рок-музыки. Его можно рассматривать как ключевую основу для развития весьма успешных мейнстримовых кельтских групп и популярных музыкальных исполнителей, а также как создание важных производных посредством дальнейшего слияния. [ 37 ] Пожалуй, самым успешным продуктом этой сцены стала группа Thin Lizzy . Их первые два альбома, созданные в 1969 году, явно были написаны под влиянием традиционной ирландской музыки, а их первый хит-сингл " Whiskey in the Jar " 1972 года представлял собой рок-версию традиционной ирландской песни. [ 38 ] С этого момента они начали двигаться в сторону хард-рока, что позволило им выпустить серию хитовых синглов и альбомов, но сохранило некоторые случайные элементы кельтского рока на более поздних альбомах, таких как Jailbreak (1976). Сформированные в 1970 году Horslips были первой ирландской группой, к которой применили термин «кельтский рок». Они выпустили произведения, включающие традиционную ирландскую/кельтскую музыку и инструменты, кельтские темы и образы, концептуальные альбомы, основанные на ирландской мифологии таким образом, что это вошло в территория прогрессивного рока, основанная на звучании хард-рока . [ 39 ] Horslips считаются важными в истории ирландского рока, поскольку они были первой крупной группой, добившейся успеха, не покидая родную страну, и их можно рассматривать как образец для кельтского рока в Ирландии и других странах. [ 40 ]
Конец 20 века: фолк-рок и не только
[ редактировать ]Традиционная музыка, особенно пение Шона Носа, сыграла важную роль в ирландской популярной музыке в конце века: Ван Моррисон , Hothouse Flowers и Шинейд О'Коннор использовали традиционные элементы в популярных песнях. Enya добилась огромного международного успеха благодаря слиянию New Age и Celtic. Pogues , возглавляемые Шейном Макгоуэном , помогли соединить ирландский фолк с панк-роком . В результате альбом попал в десятку лучших в Ирландии, Великобритании и США. Afro-Celt Sound System объединила кельтскую инструментальную музыку с западноафриканскими влияниями и драм-н-бэйсом 1990-х годов.
В 1980-е годы среди известных фолк-групп были De Dannan , Altan , Dervish и Патрик Стрит . Растущий интерес к ирландской музыке в это время помог многим артистам получить большее признание за рубежом, в том числе Мэри Блэк и Шэрон Шеннон . BBC ( показала документальный сериал о влиянии ирландской музыки под названием « Вернув все это домой» отсылка как к альбому Боба Дилана , так и к тому, как путешествовала ирландская традиционная музыка, особенно в Новом Свете вслед за ирландской диаспорой , которая в в свою очередь снова оказал влияние на современную ирландскую рок-музыку). Эта серия также помогла повысить известность многих художников, относительно малоизвестных за пределами Ирландии.
В 2000-е годы Beoga , Gráda , Danú и Teada были одними из самых молодых крупных инструментальных групп преимущественно традиционного направления.
Есть много других ирландских групп, сочетающих местную и ирландскую музыку, такие как Flook , Kíla , Gráda и The Dave Munnelly Band.
Коллекции
[ редактировать ]Несколько организаций занимаются сбором и продвижением традиционной ирландской музыки. К ним относятся Comhaltas Ceoltóirí Éireann , Общество народной музыки Ирландии , Архив ирландской традиционной музыки и Ирландская всемирная академия музыки и танца ( Университет Лимерика ). [ 41 ]
Регионально ориентированные организации включают Ionad Cultúrtha, региональный культурный центр традиционного и современного искусства в Балливурни , графство Корк. [ 42 ] Здесь также проводятся мероприятия в области музыки и изобразительного искусства. [ нужна ссылка ]
Сеансы в пабе
[ редактировать ]Сессии в пабах теперь являются домом для большей части ирландской традиционной музыки, которая звучит на неформальных собраниях в деревенских и городских пабах. Первые известные сеансы в современных пабах произошли в 1947 году в лондонском Камден-Тауне в баре под названием Devonshire Arms (хотя некоторые этномузыкологи полагают, что ирландские иммигранты в Соединенных Штатах, возможно, проводили сеансы и до этого); эта практика была введена в Ирландии лишь позже. К 1960-м годам пабы, такие как O'Donoghues в Дублине, проводили свои собственные пабы.
См. также
[ редактировать ]- Список ирландских музыкантов
- Список традиционных музыкантов графства Клэр
- Список чемпионов Ирландии
- Список традиционных ирландских певцов
- Традиционная гэльская музыка
- Ирландская ассоциация звукозаписывающей музыки
- Ирландские темы
- Ирландская повстанческая музыка
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б История ирландской музыки: Глава III: Древние ирландские музыкальные инструменты , Уильям Х. Грэттан Флад (1905)
- ^ Маккей, Кевин (2006). От Мазовии до Менбанада . Генеральный директор Тео. п. 16. ISBN 9780955903106 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кранич, Мэтт (июнь 1996 г.). Книга ирландских скрипок . Корпорация музыкальных продаж. ISBN 0825693845 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бренак, Брендан (1977). Народная музыка и танец Ирландии . Мерсер Пресс, ООО ISBN 0853425094 .
- ^ Смит, Крис (1999). Celtic Back-up для всех инструменталистов . МелБэй. ISBN 9780786688746 .
- ^ Лисахт, Патрисия (1997). «Плач над телами: Плач по мертвым в Ирландии». Фольклор . 108 (1–2). Великобритания: Тейлор и Фрэнсис : 65–82. дои : 10.1080/0015587X.1997.9715938 . JSTOR 1260709 .
Предварительный просмотр
- ^ Ирландия, Комхальтас Сеолтойри. «Членство: Бодран: его происхождение, значение и история» . членство.ie .
- ↑ Irish Fiddle. Архивировано 23 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Древние ирландские музыкальные инструменты» .
- ^ Ширли, Эвелин Филип; Дайнли, Томас; Прендергаст, Джон П. (1856). «Выдержки из журнала Томаса Динли, эсквайра, в котором рассказывается о его визите в Ирландию во время правления Карла II» . Журнал Археологического общества Килкенни и Юго-Восточной Ирландии . 1 (1): 143–188. JSTOR 25502503 .
- ^ Валлели, Финтан (1999). Компаньон ирландской традиционной музыки . Издательство Коркского университета. ISBN 978-1-85918-148-5 .
- ^ https://mural.maynoothuniversity.ie/15773/1/John%20Keneth%20Rice-08.03.2022%2016-12-02.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Ирландские музыкальные инструменты» .
- ^ Хитчнер, Эрл. «Брайан Конвей — лучший традиционный артист 2008 года по версии Irish Echo». Irish Echo [Нью-Йорк] 28 января 2009 г., ежемесячное издание. н. стр. Распечатать. Цифровое издание доступно по адресу: http://irishecho.com/?p=62163.
- ^ «История ирландского оловянного свистка» . Ирландское место. 8 сентября 2017 года . Проверено 15 февраля 2020 г.
- ^ Киган, Найл (2010). «Параметры стиля в ирландской традиционной музыке» . Традиционные стили и флейтовая музыка . Inbhear - Журнал ирландской музыки и танца. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 6 июля 2014 г.
- ^ «Музыканты Северного Коннахта участвуют в шоу TG4» . Чемпион Слайго. 31 октября 2007 года . Проверено 10 апреля 2016 г. .
- ^ «Мик Малви» . Проверено 10 апреля 2016 г. .
- ^ Уолш, Том (7 декабря 2000 г.). «Чистый трубопровод» . Обзор Pure Piping Лео Рикарда (Claddagh CCF33CD) . Интернет-журнал «Музыкальные традиции» . Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ См. также Джеймс Босуэлл: Тур по Ирландии (1786).
- ^ Туохи, Дэвид; О Аода, Михаил (2008). Постколониальный художник: Джонни Доран и традиции ирландских путешественников . Великобритания: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN 978-1-84718-441-2 .
- ^ Смит, Грэм (2008). «Ирландский баян: от нажатия, рисования и обратно» . Мир музыки . 50 (3): 15–36. JSTOR 41699846 . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Смит, Грэм (1997). «Современная игра на ирландском аккордеоне: история, биография и класс» . Этномузыкология . 41 (3): 433–463. дои : 10.2307/852759 . JSTOR 852759 – через JSTOR.
- ^ Салливан 1979, с. 16.
- ^ Хэнвей, Том (1998). Полная книга ирландского и кельтского пятиструнного банджо . Mel Bay Publications, Inc. ISBN 0-7866-6582-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Калланин, Найл; Уолш, Томми (1989). Ирландский бузуки . Ирландия: Уолтонс. ISBN 0-7866-1595-8 .
- ^ «Какие музыкальные инструменты используются в традиционной ирландской музыкальной группе?» . Архивировано из оригинала 13 июля 2014 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ «Ирландское музыкальное обозрение» .
- ^ Кэролан, Николас (1997). Спасенный урожай: Фрэнсис О'Нил и ирландская музыка в Чикаго . Оссианские публикации. ISBN 1-900428-11-3 .
- ^ Блог Шефа О'Нила (18 июня 2017 г.). «Семейная коллекция записей О'Нила Даннов» .
- ^ Comhaltas Ceoltóirí Éireann. «Джон МакКенна». Гид . 21 (4).
- ^ М. Скэнлан, Культура и обычаи Ирландии (Гринвуд, 2006), стр. 169–170.
- ^ Т. Браун, Ирландия: социальная и культурная история, 1922–79, (Фонтана, 1981), стр. 276.
- ^ Дж. Клири, Возмутительная удача: столица и культура в современной Ирландии (Field Day Publications, 2007), стр. 265.
- ^ «Ирландская песня и музыка в Дублине XVIII века, библиография, дискография: публикации FMSI, 1984» . itma.ie . Архив ирландской традиционной музыки . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ «ИМТА – История» . itma.ie . Архив ирландской традиционной музыки . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ Дж. С. Сойерс, Кельтская музыка: Полное руководство (Da Capo Press, 2001), стр. 1–12.
- ^ А. Бирн, Тонкая Лиззи (SAF Publishing Ltd, 2006).
- ^ Дж. Клири, Возмутительная удача: столица и культура в современной Ирландии , (Field Day Publications, 2007), стр. 272–3.
- ^ Дж. С. Сойерс, Кельтская музыка: Полное руководство (Da Capo Press, 2001), стр. 267.
- ^ «Музыка — Ссылки — Ирландская традиционная музыка» . nli.ie . Национальная библиотека Ирландии . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «Центр искусств Ionat Culturtha, Баллимур, Корк: музыка, занятия и художественные мероприятия» . www.ionadculturtha.ie .
Библиография
[ редактировать ]- Бултон, Гарольд; Сомервелл, Артур, ред. (1893). Песни четырех народов . Лондон: JB Cramer & Co.
- Бойделл, Барра (1985). Музыка и картины в Национальной галерее Ирландии . Дублин: Национальная галерея Ирландии. ISBN 0-903162-22-9 .
- Бренак, Брендан (1971). Народная музыка и танцы Ирландии . Ирландия: Мерсье Пресс. ISBN 0-85342-509-4 .
- Карсон, Кьяран (1986). Ирландская традиционная музыка . Белфаст: Appletree Press. ISBN 0-86281-168-6 .
- Карсон, Кьяран (1996). Развлечение прошлой ночью: книга об ирландской традиционной музыке . Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 0-224-04141-Х .
- Купер, Дэвид (2016) [Впервые опубликовано Ashgate в 2009 году]. Музыкальные традиции Северной Ирландии и ее диаспоры (изд. в твердом переплете). Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-7546-6230-3 .
- Флейшманн, Алоис, изд. (1998). Источники ирландской традиционной музыки около 1600–1855 гг.: Аннотированный каталог гравюр и рукописей, 1583–1855 гг . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Garland Publishing. ISBN 0-8240-6948-Х .
- Хантингтон, Гейл; Херрманн, Лани; Доктор Молден, Джон, ред. (2010). Народные песни Сэма Генри . Афины, Джорджия и Лондон: Издательство Университета Джорджии. ISBN 978-0-8203-3625-1 .
- Ирвин, Энди (1988). Стремясь к сердцу (1-е изд.). Германия: Heupferd Musik Verlag GmbH. ISBN 3-923445-01-6 .
- Ирвин, Энди (2008) [Впервые опубликовано в 1988 году]. Стремясь к сердцу: дела ирландской песни (2-е расширенное изд.). Германия: Heupferd Musik Verlag GmbH. ISBN 978-3-923445-05-9 .
- Ирвин, Колин (2003). В поисках Краика . Лондон: Андре Дойч. ISBN 0-233-00004-6 .
- Джойс, Патрик Уэстон, Старая ирландская народная музыка и песни: сборник из 842 ирландских мелодий и песен, до сих пор не публиковавшихся , Лондон: Лонгманс, Грин и Дублин: Ходжес, Фиггис, 1909 г. (Нью-Йорк: Cooper Square Publishers, 1965).
- Крассен, Майлз (1976). Музыка Ирландии О'Нила . Нью-Йорк: Дубовые публикации. ISBN 0-8256-0173-8 .
- Мур, Кристи (2000). Один Голос . Лондон: Лир/Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-76839-8 .
- О Калланейн, Найл; Уолш, Томми (1989). Ирландский бузуки . Дублин: Уолтонс. ISBN 0-7866-1595-8 .
- О'Коннор, Нуала. «Танцы на виртуальном перекрестке». 2000. В: Бротон, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймс и Дуэйн, Орла (редактор), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 170–188. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
- О'Нил, Фрэнсис, Танцевальная музыка Ирландии: 1001 драгоценный камень, составленный и отредактированный капитаном Фрэнсисом О'Нилом, аранжировка Джеймса О'Нила, Lyon & Healy, Чикаго, 1907.
- О'Салливан, Донал (1952). Ирландская народная музыка и песни . Дублин: Под знаком Трех Свечей; обр. издание (1961 г.). ASIN B0007JGCJC .
- О'Тул, Лиги (2006). Юморы Планксти . Дублин: заголовок Ходдера. ISBN 0-340-83796-9 .
- Петри, Джордж, Полное собрание ирландской музыки Петри: 1582 традиционных мелодии, подготовленное на основе оригинальных рукописей Чарльза Вильерса, Стэнфорд, Лондон: Boosey & Co., 1902–5 (перепечатка: Лондон: Dover Publications, 2003).
- Петри, Джордж, Коллекция Петри древней музыки Ирландии, под редакцией Дэвида Купера, Корк: Издательство Коркского университета, 2002.
- Стивенсон, сэр Джон; Мур, Томас (ок. 1820 г.). Ирландские мелодии . Лондон: Генри Рассел.
- Салливан, Энтони (1979). Книга Салли об ирландском банджо . Манчестер: Музыка Хэлшоу. ASIN B0000D3WE8 .
- Туохи, Дэвид; О Аода, Михаил (2008). Постколониальный художник: Джонни Доран и традиции ирландских путешественников . Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars. ISBN 978-1-84718-441-2 .
- Валлели, Финтан (1998). Компаньон ирландской традиционной музыки . Корк: Издательство Коркского университета. ISBN 1-85918-148-1 .
- Уоллис, Джефф; Уилсон, Сью (2001). Грубый путеводитель по ирландской музыке . Лондон: Грубые гиды. ISBN 1-85828-642-5 .
- Уильямсон, Робин (1976). Fiddle Tunes (английский, валлийский, шотландский и ирландский) . Нью-Йорк: Дубовые публикации. ISBN 0-8256-0165-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Традиционные ирландские музыкальные инструменты Каталог традиционных ирландских музыкальных инструментов и их истории, связанной с ними мифологии и известных исполнителей.
- Архив ирландской традиционной музыки Национальный публичный справочный архив и ресурсный центр традиционной песни, инструментальной музыки и танцев Ирландии
- Индекс мелодий ирландской традиционной музыки База данных традиционных танцевальных мелодий с возможностью поиска, которая определяет источники мелодий в коммерческих записях и сборниках мелодий.
- Центр современной музыки, Дублин, национальный ресурсный и архивный центр современной ирландской классической музыки Ирландии.
- История ирландской музыки , автор WH Flood
- Историческое общество арфистов Ирландии
- Clarsach.net
- Ирландская народная музыка. Народные песни, собранные Томом Маннелли в 1971 и 1972 годах, записи доступны в Интернете. Коллекция цифровой библиотеки UCD .