Шон О Риада
Шон О Риада | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Джон Рейди |
Рожденный | Корк , Ирландия | 1 августа 1931 г.
Умер | 3 октября 1971 г. Лондон , Великобритания | ( 40 лет
Род занятий | Композитор |
Годы активности | 1954–1971 |
Шон О Риада ( Ирландский: [ˈʃaːnˠ oː ˈɾˠiəd̪ˠə] ; урожденный Джон Рейди ; 1 августа 1931 — 3 октября 1971) — ирландский композитор и аранжировщик ирландской традиционной музыки . Благодаря использованию современных и традиционных техник он стал самой влиятельной фигурой в возрождении ирландской традиционной музыки в 1960-х годах.
Карьера О Риады началась в качестве музыкального руководителя на Radio Éireann с 1954 года, после чего он работал в Abbey Theater с 1955 по 1962 год. Он читал лекции по музыке в Университетском колледже Корка с 1963 года до своей смерти в 1971 году. Его имя стало нарицательным в Ирландии. благодаря его участию в Ceoltóirí Chualann , сочинениях, сочинениях и передачах. Его самые известные произведения в классической традиции включают Nomos No. 1: Hercules Dux Ferrariae (1957), но особую известность он получил благодаря музыке к фильмам Mise Éire (1959) и Saoirse? (1960). Он оставил неизгладимое влияние как основатель и руководитель ансамбля Сеолтойри Чуаланн (с 1961 года). Его музыка жива до сих пор: его мессу на ирландском языке до сих пор поют во многих церквях ирландоязычных регионов Ирландии.
О Риада умер в 1971 году в возрасте 40 лет. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]
О Риада родился Джон Рейди в Корк-Сити . [ 2 ] Он провел свои ранние годы в Адаре , графство Лимерик , где Гарды находился его отец, сержант . Пойдя в школу в Адаре, он позже поступил в колледж Св. Финбарра в Фарранферрисе и пока учился там, получил музыкальное образование у Алоиса Флейшмана (старшего) . Он переехал в колледж Святого Манчина в Лимерике, где в 1948 году получил аттестат зрелости.
Он играл на скрипке, фортепиано и органе, изучал греческую и латинскую классику в Университетском колледже Корка у Алоиса Флейшмана (младшего) и окончил его в 1952 году. Во время учебы в колледже О Риада был аудитором Философского общества UCC . [ нужна ссылка ] В том же году он стал помощником директора Radio Éireann . Он женился на Рут Кофлан в 1953 году.
Вечером он играл на фортепиано с танцевальными коллективами. В 1955 году он провел несколько месяцев во Франции и укрепил свой интерес к модернистской музыке. По возвращении в июле он стал музыкальным руководителем Abbey Theater в Дублине (до 1962 года), где писал, аранжировал и руководил музыкой для небольшого оркестра, а также продолжал свою работу на радио. В это же время было написано большинство его оригинальных современных оркестровых сочинений, в том числе его Nomos No. 1: Hercules Dux Ferrariae для струнного оркестра (1957), Nomos No. 4 для фортепиано с оркестром (1958) и Triptyche pour orchester (1958). 1960), а также раннюю версию его амбициозного «Номоса № 2» для баритона соло, смешанного хора и оркестра (1965). По мере развития его работы с Сеолтойри Чуаланом его взаимодействие с современным музыкальным авангардом уменьшалось, но никогда не прекращалось.
я Ирландия
[ редактировать ]О Риада сочинял и руководил оркестровой музыкой для театра и кино, сочетая традиционные ирландские мелодии и песни « sean-nós » (старый стиль) в классической традиции, подобно композиторам-националистам , таким как Дворжак (чешский), Барток (венгерский) и Ральф Вон . Уильямс (английский). В 1959 году он написал документальный фильм Джорджа Моррисона под названием Mise Éire («Я — Ирландия») об основании Ирландской Республики . Запись ведет сам О Риада. Мизе Эйре принесла ему национальное признание и позволила начать серию программ на ирландском радио под названием «Наше музыкальное наследие» . следует слушать О Риада говорил людям, что пение шон-но либо так, как слушает ребенок, либо так, как если бы это были песни из Индии .
Музыканты слышат
[ редактировать ]С 1961 по 1969 год О Риада возглавлял группу Сеолтойри Чуаланн . Они выступали в концертных залах, одетые в черные костюмы, белые рубашки и черные галстуки-бабочки , но опирались на традиционные песни и мелодии. В обычной céili-группе или шоу-группе музыканты соревновались друг с другом за внимание публики. Сеолтоири Чуаланн сыграл скудные внятные аранжировки. О Риада сидел посередине впереди и играл на клавесине и бодране , ручном барабане. Это был инструмент, который почти вымер, на уличных парадах на нем играли только маленькие мальчики. У групп Ceilí обычно были барабанные установки джазового оркестра. Риада также хотел использовать в оркестре кларсеч на проволочных струнах или арфу , но, поскольку они были еще недоступны, вместо этого он играл на клавесине - по его мнению, звуке, наиболее близком к кларпсиху. [ 3 ] Клавесин, который он регулярно использовал, был изготовлен Каталом Гэнноном . О Риада не знал, что ирландская народная музыка исполнялась в ансамблевом стиле в лондонских пабах, но для большинства жителей Ирландии это был первый раз, когда они услышали эти мелодии в исполнении группы. Для некоторых членство в Ceoltóirí Chualann частично совпадало с членством в The Chieftains . Они записали саундтрек к фильму «Playboy of the Western World » (оригинальная пьеса Джона Миллингтона Синджа ) в 1962 году. Их последнее публичное выступление состоялось в 1969 году, альбом тогда назывался «Ó Riada Sa Gaiety».
Последние годы
[ редактировать ]В 1963 году О Риада был назначен преподавателем музыки в Университетском колледже Корка . Он переехал в Бэйле-Буирне , а не в Куил-Аодха (распространенное заблуждение) в Западном Корке , ирландскоязычном районе , где он основал Cór Cúil Aodha , мужской голосовой хор. [ 4 ] Он обратился к хоровой церковной музыке, сочинив две постановки мессы . [ 5 ] Ceol an Aifrinn («Музыка мессы») была первой мессой, написанной на ирландском языке . В него вошел гимн « Ag Críost an Síol », который стал популярным сам по себе и с такой хорошей формулировкой, что многие сегодня (ошибочно) считают его древней средневековой мелодией. [ 6 ] [ 7 ] Премьера «Айфранна 2» («Месса 2») состоялась посмертно в 1979 году. Дальнейшие работы в «классической» традиции включают «Пять эпиграмм из греческой антологии» (1958) и «В память Алоиса Г. Флейшмана» (1964) на слова Гёльдерлина . О Риада также написал стихи Томаса Кинселлы ( «Три стихотворения» , 1954), который в ответ восхвалял О Риаду в стихах.
Он стал участвовать в ирландской политике и был другом нескольких влиятельных лидеров. [ нужна ссылка ] О Риада и его жена Рут регулярно выпивали в местном пабе, который до сих пор позиционирует себя как местный.
Смерть
[ редактировать ]Он перенес цирроз печени . Он был доставлен на лечение в больницу Королевского колледжа в Лондоне и умер там. Он похоронен на Святого Гобнаита кладбище в Бэйле Бхуирне , графство Корк. Уилли Клэнси играл на его похоронах.
Наследие
[ редактировать ]
Шон О Риада и Сеолтойри Чуаланн положили на музыку текст Peadar Ó Doirnín Mná na hÉireann , который был записан или повторно использован многими артистами. В исполнении группы The Chieftains она используется в качестве романтической увертюры в Стэнли Кубрика « фильме Барри Линдон» и легла в основу сингла The Christians 1989 года «Words» . Его дочь Лиад Ни Риада была избрана членом Шинн Фейн в Европейском парламенте в 2014 году . [ 8 ] Она была кандидатом от Шинн Фейн на президентских выборах 2018 года .
Ирландский поэт Саймус Хини включил стихотворение «В память о Шоне О Риаде» в свой сборник « Полевые работы » 1979 года . В 2008 году на территории Сепейла Наома Гобнаита, Кул Аодха, была установлена статуя в натуральную величину.
23 апреля 2010 года Сеолтоири Чуаланн реформировался под руководством Пидара О Риады, чтобы отыграть концерт, посвященный Шону О Риаде, в Дублинском Liberty Hall . В 2011 году его сын Пьедар с 30 сентября по 3 октября организовал в его честь фестиваль Féile na Laoch в честь героев (лаохра) семи «муз»: рассказывания историй, спорта, пения, поэзии и т. д. Музыка, танцы и актерское мастерство в центре О Риады. Две школы названы в его честь «Scoil Uí Riada»: Gaelscoil в Килкоке , графство Килдэр , и еще одна в Бишопстауне , Корк-Сити .
Работает
[ редактировать ]Опера
- Спейлпин в руинах . Опера в 3-х действиях (1960). Первое представление: Дублин, Театр Дамер (Сент-Стивенс-Грин), 15 сентября 1960 года. [ 9 ]
Оркестровый
- Папильоны (Шуман) с оркестровкой (1952)
- Увертюра «Олинтиак» (1955)
- Банки Сулана . Пасторальная элегия (1956)
- Имена № 1: Hercules Dux Ferrariae для струнного оркестра (1957)
- Номос № 4 для фортепиано с оркестром (1958)
- Аспекты ирландской традиционной музыки (1959)
- Адрес Гамхана . Фестивальная увертюра (1959)
- Триптих для симфонического оркестра (1960)
- Номос № 6 (1966)
Голос с оркестром
- «Лорды и барды» (Роберт Фаррен) для чтеца, солистов, хора и оркестра. (1959)
- Номос №2 (Софокл) для баритона, хора, орка. (1963)
Хоровая музыка (без оркестра)
- ' Пять эпиграмм из Греческой антологии (анон.) для флейты, гитары и смешанного хора (1958)
- Различные кварталы (слова?) для хора SATB a capella (1962)
- Díoghlan Ceoil a Dána (старинная ирландская литургия) для хора SATB (1963)
- Реквием по солдату (слова?) для солистов, хора и органа (1968)
Песни для голоса и фортепиано
- Четыре песни (1954). Содержит: Осень ; Зима ; Весна ; Лето .
- Люстра (анон. китайский в переводе) (1954)
- Три стихотворения Томаса Кинселлы (1954). Содержит: Классическая ; Ночная песня 1 ; Ночная песня 2 .
- Серенада (слова?) (1955)
- Четыре детских стишка (трад.) (1956). Содержит: Шалтай-Болтай ; Том, Том ; Рокабай, Бэби ; Сеотин Сео .
- Памяти Алоиса Г. Флейшмана: Четыре песни Гёльдерлина (Иоганн Кристиан Гёльдерлин ): Die Heimath ; Фрагмент ; половина жизни ; В комнатах (1956)
- Хилл Филд ( Джон Монтегю ) (1965)
- Секонд-хэнд ( Ханс Арп ) (1966)
- Любовники на Аране ( Сеймус Хини ) (1968)
- Женщины Ирландии ( Питер О Дойрнин ) (1968)
Фортепиано
- Восемь коротких прелюдий (1953)
- Пять эпиграмм (1954)
- Фортепианная пьеса (1957)
- День на мельнице для клавесина (1968)
- Музыка (без даты)
Партитура к фильму для оркестра
- Я, Ирландия (1959)
- Сирша? (1960)
- Ирландия Кеннеди (1960)
- Смерть лорд-мэра (1960)
- Молодой Кэссиди (1965)
- Живой огонь (1966)
- Музыка Ли (около 1966)
Другие
- Сюита греческих народных песен для флейты, гобоя, альта, виолончели и фортепиано (1958)
- Маршевая музыка для военного оркестра (1968)
Религиозная музыка
- Сеол ан Айфрин / Ó Riada Mass (1968)
- Новая месса / Масса 2 (1970)
- Реквиемная месса (1970)
Музыка к нескольким пьесам в Abbey Theater, включая «Крусицин Лан» (1956), «Плейбой западного мира» (1956), «Суган Снехта» (1959), «Мак Уи Рудай» (1961), «Улисс и Пенелопа» (1965).
Записи
[ редактировать ]- Ceolta Éireann / Музыка Ирландии : Gael-Linn CEF 001 (LP, 1958), переиздан как Gael-Linn CEFCD 001 (CD, 2009). Содержит восемь традиционных ирландских песен в обработке для баритона и фортепиано.
- Mise Éire : Гаэль-Линн CEF 002 (EP, 1960); переиздан на Gael-Linn CEF 080 (LP & MC, 1979).
- Свобода? : Гаэль-Линн GL 1 (EP, 1960); переиздан на Gael-Linn CEF 080 (LP & MC, 1979).
- Ирландские народные песни : Harmonia Mundi HMS 30691 (LP, 1965). Содержит пять традиционных ирландских песен в обработке для камерного хора.
- Ан Тине Бхео : Гаэль-Линн GL 2 (EP, 1966); переиздан на Gael-Linn CEF 080 (LP & MC, 1979).
- Ceol na Laoi : Gael-Linn GL 14 (EP, 1966).
- Вертикальный человек : Claddagh Records CSM 1 (LP и MC, 1969). В комплекте: Номос №. 1: Hercules Dux Ferrariae , Три стихотворения Томаса Кинселлы , Памяти Алоиса Г. Флейшмана , Хилл Филд , Секуденигер , Влюбленные на Аране .
- Ceol na hÉireann - Музыка Ирландии : Гаэль-Линн CEF 019 (LP, 1969). Содержит: Slán le máigh , Fermior an Gallbhaile (традиционная аранжировка для оркестра).
- Сеол ан Айфринн / Ó Riada Mass : Гаэль-Линн CB 3 (LP и MC, 1971).
- Новая масса / Масса 2 : Гаэль-Линн CEF 081 (LP и MC, 1979).
- Mise Éire : Gael-Linn CEF CD 134 (CD и LP, 1987). Содержит: Я, Ирландия , Свобода? , Живой огонь .
- Романтическая Ирландия : Марко Поло 8.223804 (CD, 1995). Содержит: Банки Сулана .
- Шон О Риада: Оркестровые произведения : RTÉ Lyric fm CD 136 (CD, 2011). Содержит: Олинтиакская увертюра , Берега Сулана , Номос No. 1: Hercules Dux Ferrariae , Обращение волков , Nomos No. 4. Я , Ирландия .
- Ó Прощание Риады : Claddagh Records CC 12 (LP, 1972). Традиционная ирландская музыка, исполняемая на клавесине
Записи Сеолтойри Чуаланна
- Reacairecht an Riadaigh : Гаэль-Линн CEF 010 (LP, 1961).
- Плейбой западного мира : Гаэль-Линн CEF 012 (LP, 1962).
- Сеол на н'Усал : Гаэль-Линн CEF 015 (LP, 1967).
- Динь-дон : Гаэль-Линн CEF 016 (LP, 1967).
- Из Риады в веселье : (ЛП, 1971); в настоящее время доступен как Gael-Linn ORIADACD01 .
- Port na bPúcaí (соло Ó Riada, но с традиционным материалом, ранее не издававшиеся записи): Gael-Linn ORIADACD07 (CD, 2014)
Библиография
[ редактировать ]- Чарльз Эктон : «Шон О Риада: следующий этап», в: Éire-Ireland 2 (1967) 4, стр. 113–22.
- Чарльз Эктон: «Интервью с Шоном О Риадой», в: Éire-Ireland 6 (1970) 4, стр. 106–15.
- Алоис Флейшманн : «Шон О Риада», Контрапункт: Журнал Музыкальной ассоциации Ирландии , ноябрь 1971 г., стр. 12–14; Корк Ивнинг Эхо , 11 октября 1971 г., с. 3; The Cork Examiner , 27 сентября 1991 г., с. 8.
- Бернард Харрис и Граттан Фрейер: Интеграция традиций: достижения Шона О Риады (Баллина: Ирландский гуманитарный центр и Кеоханес и Честер-Спрингс, Пенсильвания: Dufour Editions, 1981); ISBN 0-906462-04-5 .
- Томас Кинселла и Томас О Каннэйн: Наше музыкальное наследие (Дублин: Dolmen Press, 1982); ISBN 0-85105-389-0 .
- Томас О Кананн / Gearóid Мак и Бхуа Джерард Победа : Шон О Риада: Шаол и Саотар (Блэкрок, графство Дублин: Гартан, 1993); ISBN 1-85607-090-5 .
- Гарри Уайт : Концерт хранителя: музыка и история культуры в Ирландии 1770–1970 (Корк: издательство Cork University Press, 1998); ISBN 1-85918-171-6 .
- Томас О Кананн: Шон О Риада: Его жизнь и работа (Корк: Collins Press, 2003); ISBN 1-903464-40-4 .
- Гарри Уайт: «О Риада, Шон», в: Энциклопедия музыки в Ирландии , изд. Х. Уайт и Б. Бойделл (Дублин: UCD Press, 2013), том. 2, с. 803–6; ISBN 978-1-906359-78-2 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Композитор Шон О Риада умер от «генетической слабости печени» » . Ирландская независимая газета . 2 ноября 2011 г.
- ^ Нолан Ронан. «Шон О Риада (1931–71)» . Рамблинг Хаус . Архивировано из оригинала 22 мая 2009 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Дэвид Купер; Кевин Доу (1 января 2005 г.). Средиземноморье в музыке: критические перспективы, общие проблемы, культурные различия . Пугало Пресс. стр. 220–. ISBN 978-0-8108-5407-9 . Архивировано из оригинала 17 июня 2016 года . Проверено 17 октября 2015 г.
- ^ Билетц, Фрэнк А. (2013). Исторический словарь Ирландии . Пугало Пресс. п. 326. ИСБН 978-0-8108-7091-8 . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Кокс, Гарет (2010). Джордж Бодли . Публикации Дня поля. п. 114. ИСБН 978-0-946755-48-6 . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Месса Шона О Риады (Кеол ан Айфрин)» . Музыка Сеолта . Архивировано из оригинала 10 февраля 2015 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Ag Criost an Siol – хор SATB а капелла» . Музыка Сеолта . Архивировано из оригинала 10 февраля 2015 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ «Приоритетом Ни Риады является утроение финансирования ЕС» . Ирландский эксперт . 27 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2014 г. . Проверено 27 мая 2014 г.
- ↑ См. фотографии репетиций и премьеры в Ирландском фотоархиве. Архивировано 13 ноября 2014 года в Wayback Machine .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ó Видение Риады в The Journal of Music
- 1931 рождений
- 1971 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Ирландские музыканты-мужчины 20-го века
- Музыковеды 20 века
- Выпускники Университетского колледжа Корка
- Игроки Бодрана
- Музыканты услышали участников
- Хоровые композиторы
- Артисты Claddagh Records
- Ирландские классические композиторы церковной музыки
- Смертность от цирроза печени
- Ирландские классические композиторы
- Ирландские композиторы музыки к фильмам
- Ирландские композиторы-классики мужского пола
- Ирландские аранжировщики музыки
- Ирландские музыковеды
- Ирландские композиторы-мужчины для фильмов
- Музыканты из Корка (город)
- Люди, получившие образование в колледже Святого Манчина