Донеголская скрипичная традиция

Традиция игры на скрипке Донегола — одна из особых традиций игры на скрипке в ирландской традиционной музыке . [ 1 ] Отличительные особенности традиции Донегола развились благодаря тесным связям между графством Донегол и Шотландией , а репертуар и стиль Донегола испытали влияние шотландской скрипичной музыки . Например, в дополнение к «общеизвестным» стандартным ирландским танцевальным мелодиям исполняются мелодии Шотландии и Новой Шотландии , а также некоторые мелодии из Шетландских и Оркнейских островов . Сюда входят стандартные типы мелодий, такие как двойные приспособления ( 6
8 ), скользящие приспособления ( 9
8 ), катушки ( 4
4 ) и рожки (раскачивающиеся 4
4 ). Утверждается, что музыканты Донегола играют больше джигов, чем в любом другом регионе Ирландии. Потенциально это связано с географическими границами/горами (а также национальными границами с Северной Ирландией), которые делают репертуар Донегола более известным на местном уровне на протяжении десятилетий. Также распространена игра на мазурке . Мазурки — это исторически континентально-европейские мелодии, очень похожие по своей сути на вальс . 3
4 метра, хотя в целом более живо и с большим упором на вторую долю каждого такта. Еще одна уникальная донегольская мелодия называется barndance и происходит от германского слова schottische (по сути, означающего «шотландский»), также похожего на норвежское reinlander . Барнданс очень похож на горнпайп, но медленнее катушки; обычно в них играют с меньшим «раскачиванием» хорнпайпа и большим «драйвом» барабана.
В отличие от других ирландских музыкальных стилей, в донегольской традиции также присутствует шотландский стратспей , традиционный танец из Шотландии, играемый немного как хорнпайп, но с акцентом на полудрожи; этот пунктирный ритм придает стратспею отчетливый звук «Scotch Snap». Хотя стратспеи определенно известны в Донегале (хотя на них играют немного медленнее и с меньшим «щелком», чем на шотландских скрипачах), более распространенным является высокогорный . Эти типично донегольские мелодии, которые очень редко называют «горным флингом», созданы под влиянием шотландского стратспея, но играются немного мягче, что-то вроде «стратспей-ролика». Будут воспроизводиться некоторые Scotch Snaps, но в целом горная местность больше похожа на более медленную катушку. Говорят, что сами барабаны возникли в шотландской музыке. Самобытность традиции Донегола привела к некоторому конфликту между музыкантами Донегола и представителями основной традиции, когда в 1960-х годах была организована ирландская традиционная музыка.
Эта традиция имеет несколько отличительных черт по сравнению с другими традициями игры на скрипке, такими как стиль Слиаб Луахра в южной Ирландии, большая часть которого включает в себя стили смычка , украшения музыки и ритма. Из-за частоты двойных остановок и сильного смычка его часто сравнивают с традицией Кейп-Бретона . [ 2 ] Еще одной характеристикой этого стиля является быстрый темп его развития. [ 1 ] Современные исполнители, такие как скрипачная группа «Алтан» , продолжают пользоваться популярностью по ряду причин. [ 3 ]
Среди самых известных игроков стиля Донегол - Джон Доэрти начала двадцатого века, а также Джеймс Бирн , Пэдди Глакин , Томми Пиплс и Майреад Ни Мхаона в последние десятилетия.
История
[ редактировать ]Скрипка имеет древние корни в Ирландии, первое сообщение о смычковых инструментах, похожих на скрипку, содержится в Ленстерской книге (около 1160 г.). К началу 1700-х годов современная скрипка была повсеместно распространена в Ирландии. Однако первое упоминание о скрипке, используемой в Донеголе, принадлежит слепому арфисту Артуру О'Нилу , который в своих мемуарах 1760 года описал свадьбу в Ардаре как «множество волынщиков и скрипачей». [ 4 ] [ 5 ] Скрипачи Донегола участвовали в развитии ирландской музыкальной традиции в 18 веке, когда доминирующими музыкальными формами стали джиги и джиги, а затем катушки и хорнпайпы. Однако музыканты Донегола, многие из которых были рыбаками, также часто ездили в Шотландию, где они приобретали типы мелодий из шотландского репертуара, такие как Стратспей , который был интегрирован в традицию Донегола как «хайлендские» мелодии. Традиция Донегала во многом черпает свой уникальный характер из синтеза ирландских и шотландских стилистических особенностей и репертуара. [ 4 ] [ 5 ] Однако Аоид отмечает, что, хотя в высших классах шотландского общества 18 века обычно исполнялись различные виды художественной музыки, традиция Донегола основывалась исключительно на популярных типах шотландской музыки. [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] Подобно некоторым шотландским скрипачам (которые, как и скрипачи Донегола, обычно используют короткий смычок и играют прямо), некоторые скрипачи Донегола работали над имитацией звука волынки . Рабочие из Донегола привозили свою музыку в Шотландию, а также привозили с собой шотландские мелодии, такие как музыка Дж. Скотта Скиннера и Маккензи Мердок. [ 8 ] Лилтинг , пение бессловесных мелодий без сопровождения, также был важной частью музыкальной традиции Донегола, которую часто исполняли женщины в социальных сетях. Описывая музыкальную жизнь острова Арранмор конца XIX века, певица Руа Руа Ник Грианна описывает самые популярные танцы: «Сеты, Уланы, Мэгги Пикки [т. е. Мэгги Пиккинс], Осел, Мазурка и танцы в амбаре ». Среди странствующих скрипачей конца XIX века наиболее известны такие игроки, как Джон Мхосаи МакГинли, Энтони Хилферти, МакКоннеллы и Доэрти. По мере того, как уровень навыков повышался в результате ученичества, появилось несколько мастеров игры на скрипке, таких как Кэссиди, Конни Хоги, Джимми Лайонс и Миок МакШейн из Тилина, а также Фрэнси Дирг и Микки Бан Бирн из Килкара. Эти виртуозы исполняли произведения для прослушивания без сопровождения в дополнение к более распространенной танцевальной музыке. [ 4 ]
Влияние между Шотландией и Донеголом шло в обе стороны, и ему способствовала волна иммиграции из Донегола в Шотландию в 19 веке. [ 9 ] (регионы имеют общие названия танцев), как это можно услышать в объемах стратспеев, шоттишей , маршей и собственной сильной традиции волынки Донегала, находился под влиянием музыки, а также звуков, украшений и репертуара Пиоб Мор , традиционная волынка Ирландии и Шотландии. [ 10 ] Есть и другие различия между стилем Донегола и остальной частью Ирландии. Такие инструменты, как свисток, флейта, гармоника и аккордеон, до наших дней были очень редки в Донегале. [ 4 ] Традиционно пиоб мор и скрипка были единственными используемыми инструментами, а использование музыки на свирели или скрипке было обычным явлением в старых свадебных обычаях. Рабочие-мигранты привезли свою музыку в Шотландию, а также привезли с собой ряд мелодий шотландского происхождения. [ 7 ] Скрипачи Донегола вполне могли стать тем путем, по которому шотландские мелодии, такие как «Люси Кэмпбелл», «Тарболтон Лодж» (Тарболтон) и «Фляга» («Каташка для порки»), вошли в ирландский репертуар. [ 7 ] Эти игроки гордились своими техническими способностями, включая игру на более высоких позициях (довольно редкость среди традиционных ирландских скрипачей), и искали материал, который продемонстрировал бы их навыки. [ 11 ]
Поскольку ирландская музыка была консолидирована и организована в рамках движения Comhaltas Ceoltóirí Éireann в 1960-х годах, оба эти явления усилили интерес к традиционной музыке, но иногда вступали в противоречие с традицией Донегола и ее социальными условностями. Жестко организованные сессии Комхальтас отражали традиции Южной Ирландии, и скрипачи Донегола, такие как Джон Доэрти, считали национальный репертуар с его сильным акцентом на барабанах менее разнообразным, чем репертуар Донегола с его разнообразными ритмами. Другим старым скрипачам не нравится, как организованы сессии comhaltas под руководством члена комитета, который зачастую сам не является музыкантом. Иногда представители Комхальтаса даже пренебрегали традицией Донегола с ее шотландским привкусом как неирландской и запрещали им играть местные мелодии с шотландскими генеалогиями, такие как «Хайлендс», на сессиях Комхальтаса. Иногда это вызывает антагонизм между игроками Донегола и основной организацией традиционной музыки Ирландии. [ 4 ] [ 5 ]
Однако за пределами движения Комхальтас игра Донегола была сильна с Пэдди Глакином из Ceoltorí Laighean и Bothy Band , а затем с Томми Пиплсом, также с Bothy Band, и Мейрид Ни Мхаонай с Алтаном , которые все привлекли внимание и престиж к традициям Донегала в народной музыке. круги по всей Ирландии.
Описание стиля
[ редактировать ]Стиль игры на скрипке Донегола - это ярлык, который часто применяется к музыке из этой области, хотя можно также правдоподобно идентифицировать несколько разных, но связанных стилей внутри округа. [ 10 ] Поскольку в графстве существует один общий стиль, он характеризуется быстрым темпом; склонность к большей раскачиваемости в исполнении быстрых танцевальных мелодий ( роликов и джигов ); короткий (неразборчивый ) , агрессивный смычок, скудная орнаментация, использование в трелей чаще , чем трелей качестве украшений , использование двойных стопов и гудения; и возникновение «игры на октаву», когда один игрок играет мелодию, а другой играет мелодию на октаву ниже. Ни одна из этих характеристик не является универсальной, и существуют некоторые разногласия относительно того, в какой степени вообще существует общий стиль. Однако в целом стиль довольно агрессивный. [ 1 ]
Еще одна особенность игры на скрипке Донегола, которая отличает ее от ирландских музыкальных традиций, - это разнообразие исполняемых типов редких мелодий. Хайлендс , разновидность мелодии 4
4- тайм, имеющий некоторое сходство с шотландскими стратспеями , которые также играют в Донегале, являются одним из наиболее часто исполняемых типов мелодии в графстве. Другие типы мелодий, распространенные исключительно в округе, включают бардансы, также называемые «немцами», и мазурки . [ 12 ]
Скрипачи традиции Донегола
[ редактировать ]
Фото: Рик Уолтон
Исторический
[ редактировать ]
В истории игры на скрипке в графстве Донегол есть несколько различных направлений. [ 12 ] Пожалуй, самой известной и во второй половине двадцатого века самой влиятельной была семья Доэрти. [ 8 ] [ 13 ] Хью Доэрти — первый известный музыкант этой семьи. Родившийся в 1790 году, он возглавлял непрерывную традицию скрипачей и волынщиков в семье Доэрти до смерти в 1980 году, пожалуй, самого известного скрипача из Донегола, Джона Доэрти . [ 14 ] Джон, странствующий жестянщик, был известен своей чрезвычайно точной и быстрой игрой пальцами и смычком, а также обширным репертуаром и считается одним из величайших ирландских скрипачей, когда-либо зарегистрированных. [ 8 ] Старший брат Джона, Микки, также был записан, и, хотя Микки был еще одним великим ирландским скрипачом, его репутация была омрачена репутацией Джона. [ 15 ]
Не существует единого стиля Донегола, но есть несколько отличительных стилей. Эти стили традиционно происходят из географически изолированных регионов Донегола, включая Инишоуэн , восточный Донегол, Росс и Гвидор , Кроугс , Тилин , Килкар , Гленкольмсилле , Баллишаннон и Бандоран . Даже несмотря на улучшение коммуникаций и транспорта, в этих регионах по-прежнему существуют заметно разные способы игры на скрипке. Среди известных умерших игроков старых стилей Донегола - Ниллид («Нейлли») Бойл, Фрэнси Бирн, Кон Кэссиди, Фрэнк Кэссиди, Джеймс Бирн (1946–2008), П.В. О'Доннелл (2011) и Томми Пиплс (1948–2018). . Среди ныне живущих скрипачей Донегола Винсент Кэмпбелл , Джон Галлахер , Пэдди Глакин и Дэнни О'Доннелл . [ 12 ]
Современный
[ редактировать ]Игра на скрипке по-прежнему популярна в Донеголе. [ 16 ] Трое скрипачей донегольской «супергруппы» Алтан , Майреад Ни Мхаонай , Пол О'Шонесси и Киаран Туриш, в целом вызывают восхищение в Донеголе. Пример еще одного скрипача-скрипача из Донегола — Лиз Доэрти . [ 17 ] Еще один уважаемый скрипач родом из Донегола – Эйдан О'Доннелл . Молодой музыкант года по версии TG4 2010 Эйдана О'Доннелла называют одним из лучших молодых ирландских музыкантов современности. Он начал заниматься музыкой в возрасте 12 лет и с тех пор выступал с некоторыми из лучших исполнителей традиционной музыки, в том числе с Доналом Ланни, Майклом О'Сюиллабхэном и The Chieftains. В 2007 году он выиграл престижный титул «Oireachtas na Geailge» по игре на скрипке и в течение последних нескольких лет был постоянным репетитором Ирландской всемирной академии музыки и танца в Университете Лимерика.
Скрипка и традиционная музыка в целом оставались популярными в Донеголе не только из-за международного освещения некоторых исполнителей. [ 3 ] но из-за местной гордости за музыку. [ 18 ] Традиционная музыка Seisiúns до сих пор является обычным явлением как в пабах , так и в домах. [ 19 ] На музыку скрипки Донегола повлияла записанная музыка , но утверждается, что это оказало положительное влияние на традицию. [ 20 ] Современная скрипичная музыка Донегола часто исполняется на концертах и записывается на альбомы. [ 20 ] [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Валлели, Финтан (1999). Компаньон ирландской традиционной музыки . Издательство Коркского университета. п. 2. ISBN 0-8147-8802-5 .
- ^ Джун Скиннер Сойерс. 2001. Кельтская музыка: полное руководство. Да Капо Пресс. п. 69
- ^ Перейти обратно: а б Финтан Валлели (1999). Компаньон ирландской традиционной музыки . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-8147-8802-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Между приспособлениями и барабанами: традиция донегола на скрипке C Mac Aoidh - 1994 - Drumlin Publications
- ^ Перейти обратно: а б с Донегол и Шетландская скрипичная музыка Д. Маклафлин, Ирландское общество традиционной музыки – 1992 – Ирландское общество традиционной музыки, Университетский колледж, Корк. Глава 2 «История скрипичной музыки Донегола», стр. 22–35.
- ^ Донегол и Шетландская скрипичная музыка Д. Маклафлин, Ирландское общество традиционной музыки - 1992 - Ирландское общество традиционной музыки, Университетский колледж, Корк
- ^ Перейти обратно: а б с Изменение культурных ландшафтов: сосуществование музыкальных жанров в ирландской культуре и образовании. М. Маккарти – Обзор ирландских исследований, 2004 – Тейлор и Фрэнсис
- ^ Перейти обратно: а б с Маккарти, Мари (2004). «Изменение культурных ландшафтов: сосуществование музыкальных жанров в ирландской культуре и образовании». Обзор ирландских исследований . 12 (1). Тейлор и Фрэнсис: 51–61. дои : 10.1080/0967088042000192112 . S2CID 143731681 .
- ^ «Некоторые фамилии Донегала» . Родословная Донегала. Архивировано из оригинала 6 мая 2008 года . Проверено 8 марта 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Робинсон. «Скрипичная музыка Донегала» . Стоящие камни. Архивировано из оригинала 10 мая 2015 года . Проверено 8 марта 2008 г.
- ^ Кен Перлман. «Шон Макгуайр: мастер ирландской скрипки» . Ирландская скрипка. Архивировано из оригинала 25 ноября 2001 года . Проверено 8 марта 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с МакАоид, К. (1994). «Между приспособлениями и барабанами: традиция Донегала на скрипке». Публикации Драмлина: 125.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Тим МакКэррик. «Знаменитые скрипачи, общие знания и где их взять, часть третья» . Mel Bay Publications, Inc. Архивировано из оригинала 25 августа 2007 года . Проверено 8 марта 2008 г.
- ^ «Джонни Доэрти» . Рамблинг Хаус. 17 декабря 2007 года . Проверено 8 марта 2008 г.
- ^ Маклафлин, Д. (1992). «Донегол и Шетландская скрипичная музыка». Корк: Ирландское общество традиционной музыки: 58.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ларри Сэнгер. «Донеголская скрипичная традиция» . Студия EFX . Проверено 8 марта 2008 г.
- ^ Пол Дроми. «У доктора Лиз много струн на луке» . ООО "Живая традиция" . Проверено 8 марта 2008 г.
- ^ «Нуахт Том 8 №4» . Графство Донегол. Архивировано из оригинала 5 апреля 2008 года . Проверено 8 марта 2008 г.
- ^ Фой, Барри (март 1999 г.). Полевое руководство по ирландской музыкальной сессии (в твердом переплете) . Издательство Робертс Райнхарт. п. 89. ИСБН 978-1-57098-241-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «Донеголская скрипка» . Обзор ирландской музыки . Проверено 29 января 2008 г.
- ^ «Лето 2006» . Журнал «Скрипач». Архивировано из оригинала 15 июня 2008 года . Проверено 8 марта 2008 г.