Jump to content

Шотландские танцы с мечами

Оживленная сцена с участием 8 мужчин в различных формах полковой формы Хайленда, а также 3 детей и собаки. Центральная фигура исполняет танец с мечами Хайленда рядом с волынщиком, а остальные фигуры наблюдают.
«Танец с мечами» Дэвида Канлиффа, 1853 год, с изображением солдат 42-го пешего полка (Черный дозор) и 93-го (горцы Сазерленда)

Танец с мечами — один из самых известных танцев Хайленда, древний танец войны. Исполнение танцев с мечами в фольклоре Шотландии зафиксировано еще в 15 веке. [1] [2] [3]

Родственные обычаи встречаются в валлийском и английском танце Моррис , в Австрии, Германии, Фландрии, Франции, Италии, Испании, Португалии и Румынии.

  • В Гилли Каллум или «шотландском танце с мечами» танцор скрещивает два меча на земле в форме «X» или «+» и танцует вокруг него и в пределах четырех его четвертей.
  • В танце с кинжалом участвуют один или два танцора, каждый из которых держит по одному кинжалу . [4] [5]

История шотландского танца с мечами

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

называют Ноя волынщиком Гиллид Каллум — персонаж шотландских апокрифических народных верований, которого . Согласно этим верованиям, Ной, впервые выпив переброженное вино, скрестил две лозы и танцевал над ними, пока Гиллид Каллум играл на волынке, придумав таким образом прародителя хайлендского танца с мечом ( гилли каллум ). [1] [3]

Существует множество теорий относительно происхождения и предыстории шотландского танца с мечами (Жилле Чалуим). Одна из теорий состоит в том, что король Малкольм III убил вождя-соперника и начал праздновать победу, танцуя над мечами обоих мужчин. Другая теория состоит в том, что Гилле Чалуима танцевали перед битвой, и если нога танцора касалась меча, это было признаком невезения, и мужчины проиграют битву. [6]

Традиции

[ редактировать ]

Танец с мечами, являющийся частью традиционного шотландского нематериального наследия, был записан еще в 15 веке. При шотландском королевском дворе того периода он обычно считался военным танцем, имеющим некоторый церемониальный смысл. Древние короли и вожди кланов организовывали Горные игры как метод выбора лучших воинов, а дисциплина, необходимая для исполнения горных танцев, позволяла мужчинам продемонстрировать свою силу, выносливость и ловкость. В самых ранних упоминаниях также упоминается, что танец часто сопровождается музыкой волынки. Основное правило требует, чтобы танцор скрестил два меча на земле в форме «X» или «+» и танцевал вокруг него и в пределах четырех четвертей от него. [7]

Самое раннее упоминание об этих танцах в Шотландии упоминается в « Скотихрониконе» , составленном в Шотландии Уолтером Бауэром в 1440-х годах. В этом отрывке говорится об Александре III и его втором браке с француженкой Иоландой де Дре в Джедбурге в Роксбургшире 14 октября 1285 года.

Во главе этой процессии шли искусные музыканты, исполнявшие самые разные виды музыки на трубах, включая завывания волынок , а за ними - другие, великолепно исполнявшие боевой танец с замысловатыми вплетениями. Замыкала фигура, относительно которой трудно было решить, человек ли это или привидение. Казалось, он скользил, как призрак , а не ходил на ногах. Когда казалось, что он исчезнет из поля зрения всех, вся бешеная процессия остановилась, песня затихла, музыка затихла, а танцующий контингент внезапно и неожиданно замер.

Иоанн III Швеции
Шведский король Иоанн III

Когда Мария, королева Шотландии, вышла замуж за дофина , торжества в Эдинбурге 3 июля 1558 года включали танец с мечами в исполнении танцоров в костюмах, украшенных колокольчиками. [8] Говорят, что в 1573 году шотландские наемники исполнили шотландский танец с мечами перед шведским королем Иоанном III на банкете , проходившем в Стокгольмском замке. Танец, «естественная особенность празднеств», использовался как часть заговора с целью убийства короля (« Заговор Морнея» ), где заговорщики могли обнажить оружие, не вызывая подозрений. К счастью для короля, в решающий момент согласованный сигнал так и не был подан. [9]

Танец с мечом и шотландские горные танцы были включены в прием в честь Анны Датской в ​​Эдинбурге в мае 1590 года . [10] Семнадцать танцоров с мечами носили колокольчики и недавно сшитые комплекты или «стойки» из шотландской одежды. [11] Шотландские придворные исполнили танец с мечами для Анны Датской и Бомонта , французского посла, в Хэмптон-Корте 6 января 1604 года. Их танец сравнивали с испанским матачином . [12] Смесь танца с мечами и акробатики исполнялась перед Яковом VI в 1617 году и снова перед Карлом I в 1633 году Объединением Скиннеров и Гловеров Перта . Представление 1633 года было описано в реестре Гловера:

Кресло Его Величества было установлено на стене рядом с водой Тэй, после чего возникла плавучая деревянная сцена, обтянутая берками, на которой в честь приветствия и входа Его Величества тринадцать наших братьев этого призвания Гловеров в зеленых шапках с серебряными струнами. с красными лентами, белыми туфлями и колокольчиками на ногах, стригущими рапиры в руках и все другие украшения, танцевали наш танец с мечами со множеством сложных узлов и allapallajesse, пятеро находились внизу и пять вверху на их плечах, трое из них танцевали в ногах. и о них, пьющих вино и разбивающих стаканы. Что (слава Богу) было совершено без вреда и вреда для кого-либо. [13]

Виды танца с мечом

[ редактировать ]
Исполнительница шотландского танца с мечами «Джилли Каллум» в Инвернессе , ок. 1900 г.

Многие из ныне утраченных танцев Хайленда когда-то исполнялись с использованием традиционного оружия, которое включало топор Лохабера , палаш , комбинацию таржа и кинжала , а также цеп . [ нужна ссылка ]

Старая Скай танцевальная песня Buailidh mi thu anns a' cheann («Я разобью тебе голову») может указывать на некую форму игры с оружием под музыку. «Разбивание головы» было победным ударом в поединках по дубине по всей Британии: «В тот момент, когда кровь пробегает хоть на дюйм выше брови, старый игрок, которому она принадлежит, побежден и должен остановиться».

К. Н. Макинтайр Норт описывает танец с мечами, движущийся по часовой стрелке, в своей «Книге Клуба истинных горцев» 1880 года. [14] Макинтайр Норт описывает девять шагов. Первый шаг отбивает ритм в такт мелодии «Джилли Каллиун» [так в оригинале].

Боевой танец с мечами [ нужны разъяснения ] называемый «Шайлендский танец дирка», все еще существует и часто связан с танцем с мечом или танцами под названием «Мацинорсар» ( Mac an Fhòrsair ), «Упражнение с широким мечом» или «Bruicheath» (боевой танец). Эти танцы упоминаются в ряде источников и, возможно, исполнялись в самых разных формах двумя исполнителями в дуэльной форме и в сольном исполнении. [ нужна ссылка ]

Традиции в горских полках

[ редактировать ]
Шотландский танец с мечами
Малагасийские посланники в Кейптауне - развлечение в офицерской столовой 1-го полка горцев Аргайл и Сазерленд

Горские полки сохранили традиционный танец, хотя и с некоторыми изменениями. Чтобы подготовиться к Танцу с мечами, солдат складывает два скрещенных меча. Затем под звуки волынки он танцует хореографическую серию шагов и движений между мечами и вокруг них, держа спину прямо, руки поднятыми и расположив кисти определенным образом. Танец может исполняться более чем одним человеком, и существует давняя традиция показательных и соревновательных танцев с дополнительными скрещенными мечами и танцорами. Со временем этот стиль танца стал неотъемлемой частью выступления волыночных оркестров. [15]

Топор Лочабер, традиционное шотландское боевое оружие.

Скрещенное оружие в традиционном танце с мечами не ограничивается палашами с корзинчатой ​​рукоятью. Танец вокруг скрещенных топоров Лочабера упоминается как более старая версия танца. [16] Палаш обозначал меч с корзинчатой ​​рукояткой, который носили офицеры горных полков, и иногда ошибочно назывался клеймором, который представляет собой большое двуручное оружие. Первоначальная версия танца с палашами описана в книге Маклеллана: шаги, четыре страспея и один быстрый темп, а также упражнения для марша по танцевальной сцене и обратно менее сложны, чем те, которые можно увидеть в некоторых современных формах танца. Это не «Старый Тимьян». [ нужны разъяснения ] танец и он не имеет полкового происхождения. [17]

Шотландский полковой танец с мечами
Волынщики 1-го батальона, горцы Аргайл и Сазерленд , исполняют палаш.
  1. ^ Перейти обратно: а б Дональд Кэмпбелл (лейтенант) (1862 г.). Трактат о языке, поэзии и музыке кланов Хайленда: с наглядными традициями, анекдотами и многочисленными древними напевами Хайленда . Доктор Колли. п. 233 . Проверено 19 марта 2012 г.
  2. ^ Наумк, Надя Чилковская (1970). Комплексная учебная программа по танцам для средних школ . Управление образования США, Бюро исследований. п. 93.
  3. ^ Перейти обратно: а б Мэнсон, Уильям Лэрд (1901). Хайлендская волынка: ее история, литература и музыка, с некоторыми сведениями о традициях, суевериях и анекдотах, связанных с инструментом и его мелодиями . Александр Гарднер. стр. 30–31.
  4. ^ «Шотландские мастера меча» .
  5. ^ Традиционный степ-танец в Шотландии, авторы JF и TM Flett.
  6. ^ «История и традиции горских танцев» . Историческая Великобритания . Проверено 8 декабря 2023 г.
  7. ^ «Горные танцы» . Проверено 15 августа 2016 г.
  8. ^ Люсинда Х.С. Дин, «Отсутствие взрослого монарха», Средневековые и ранние современные представления власти (Routledge, 2016), с. 156.
  9. ^ «История шотландских горных танцев | шотландские кланы | шотландские кланы» . www.scotclans.com . 14 июня 2017 г. Проверено 3 октября 2017 г.
  10. ^ Майкл Линч, «Шотландская идентичность в шестнадцатом и семнадцатом веках», Даувит Браун и Ричард Дж. Финли, « Имидж и идентичность: создание и преобразование Шотландии на протяжении веков» (Эдинбург, 2021).
  11. ^ Маргарита Вуд , Выдержки из записей Эдинбургского города, 1589-1603 (Эдинбург: Оливер и Бойд, 1927), стр. 331: Анна Дж. Милль, Средневековые пьесы в Шотландии (Эдинбург, 1927), с. 12.
  12. ^ Морис Ли, Дадли Карлтон Джону Чемберлену, 1603–1624 (Rutgers UP, 1972), стр. 53–4.
  13. ^ Новый статистический отчет Шотландии , том. 10 (Эдинбург, 1845), стр. 44–45: Роберт Чемберс, Внутренние анналы Шотландии от Реформации до революции , том. 2 (Эдинбург, 1858 г.), с. 78.
  14. ^ "Книга Клуба истинных горцев" http://www.electricscotland.com/history/club/index.htm
  15. ^ Полковой журнал «Тонкая красная линия» горцев Аргайл и Сазерленд . Великобритания. 1947. с. 31. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ МакЛеннан, Д.Г. Хайленд и традиционные шотландские танцы. Т. & А. Констебль, частное паб., 1952.
  17. ^ Полковой журнал «Тонкая красная линия» горцев Аргайл и Сазерленд . Великобритания. 1951. с. 51. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Иллюстрация из Книги Клуба Истинных Горцев, показывающая схему шагов и время Танца с мечами: http://www.electricscotland.com/history/club/club2%20084.jpg

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea7ba3cb2a1c5213c9263a6b687a89f5__1717587420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/f5/ea7ba3cb2a1c5213c9263a6b687a89f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scottish sword dances - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)