Ашики Азербайджана
Азербайджанская музыка Ашик | |
---|---|
![]() Азербайджанские ашики в Баку | |
Стилистическое происхождение | Мировая музыка |
Культурное происхождение | ок. 15-16 века |
Типовые инструменты | азербайджанский саз |
Поджанры | |
Кашма, Мухаммас, Устаднаме, Гифилбанд, Дастан, Герайли, Дивани, Тайнис | |
Региональные сцены | |
Озан музыка |
Искусство азербайджанского ашика | |
---|---|
Страна | Азербайджан |
Ссылка | 00253 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2008 г. (4-я сессия) |
Список | Представитель |
![]() | ||||||
Музыка Азербайджана | ||||||
Общие темы | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Жанры | ||||||
Конкретные формы | ||||||
|
||||||
СМИ и производительность | ||||||
|
||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||
|
Искусство азербайджанских ашиков сочетает в себе поэзию, повествование, танец, вокальную и инструментальную музыку с традиционным исполнительским искусством. Это искусство является одним из символов азербайджанской культуры , считается эмблемой национальной идентичности и хранителем азербайджанского языка , литературы и музыки .
характеризующийся аккомпанементом копуза , Классический репертуар азербайджанских ашиков, струнного музыкального инструмента, включает 200 песен, 150 литературно-музыкальных произведений, известных как дастаны , около 2000 стихотворений и многочисленные рассказы.
С 2009 года искусство азербайджанских ашиков внесено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .
Этимология
[ редактировать ]В сегодняшних энциклопедических словарях слово Ашик , что означает «тот, кто влюблен», происходит от арабского и персидского языков . В некоторых энциклопедиях Ашик определяется как народный певец-поэт Кавказа и соседних народов. Помимо собственных песен, в репертуар Ашика входят эпические сказания и народные песни. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Раннее происхождение
[ редактировать ]Самые ранние следы искусства азербайджанских ашиков можно найти в « Книге Деде Коркута» VII века , содержащей наиболее известные эпические рассказы тюрков -огузов . [ 2 ] [ 3 ]
С 16 века азербайджанские ашики были носителями и хранителями национального языка, национальной самобытности и музыки, исполняемой на свадьбах , вечеринках и народных праздниках . [ 4 ] В ХХ веке выступления ашика на концертных площадках, радио и телевидении стали обычным явлением.
Советский период (1930–1991)
[ редактировать ]Начиная с 1930-х годов искусство азербайджанских ашиков, как и вся народно-музыкальная культура народов СССР, попало под строжайший контроль государственной власти. [ 5 ] [ 6 ] Поскольку Советский Союз высоко ценил это искусство, во время Культурной революции искусство ашика, наряду с искусством мугама Азербайджана, получило развитие, в то время как мейхана столкнулась с определенными ограничениями. В 1938 году состоялся первый съезд ашиков Азербайджана и был издан большой сборник стихов ашиков. Ашикам воздвигались памятники, их произведения вносились в школьные учебники, их юбилеи отмечались не только в Азербайджанской ССР , но и в соседних Грузинской ССР и Армянской ССР , где родился Ашиг Алескер.
Современная история и мировое признание (1991 – настоящее время)
[ редактировать ]
В современном Азербайджане профессиональные ашики делились на две категории: ашик-исполнители и ашик-поэты. Исполнители ашика, несмотря на то, что являются профессиональными рассказчиками, поэзией не занимаются. Благодаря своим индивидуальным способностям и острому пониманию особенностей отечественного фольклора они вносят разного рода вариации и изменения в свои былины и легенды, особенно в прозу. [ 7 ]
Поэты-ашики, напротив, наряду с повествовательной деятельностью занимались и поэзией. В Азербайджане таких ашиков называли Устад , что переводится с персидского как «хозяин». У ашик-поэтов есть свои школы, где они обучают своих учеников основам ашикского творчества. Среди известных ашик-поэтов такие талантливые поэты, как Гурбани , ашик Аббас из Туфаргана, Хəстə Касым (Хаста Гасым), Ашик Валех, Ашиг Алескер и многие другие. Они оказали огромное влияние не только на ашугскую поэзию, но и оказали большое влияние на письменную литературу Азербайджана . [ 8 ]
К популярным ашыгам современного Азербайджана относятся ашиг Зульфия, ашик Немет Гасымлы, ашик Ахлиман, ашик Адалат, ашик Камандар, Али Товузлы и ашик Ханлар. [ 7 ] Большой популярностью пользовался и покойный Залимхан Ягуб, депутат парламента Азербайджана и председатель Союза ашиков до 2015 года.
После обретения Азербайджаном независимости от СССР Искусство азербайджанских ашиков занялось всемирной пропагандой культуры Азербайджана . Искусство также получило мощную государственную поддержку, которая организовала туры ашиков по всему миру.
По состоянию на 2009 год общая численность азербайджанских ашиков в мире достигла 3000 человек, которые включены в ЮНЕСКО список нематериального культурного наследия . [ 4 ] [ 9 ]
Доставка
[ редактировать ]В Азербайджане исполнительская манера ашугов отличается спецификой местного творчества. Например, каждый ашиг, представляющий районы Гянджи , Кельбаджара , Газаха , Товуза и Борчалы, заметно отличается индивидуальным мастерством и бережно хранит традиционное ашугское искусство. [ 10 ] Часто выступления ашыгов сопровождаются исполнителем балабана и ансамблем духовых инструментов, но основным музыкальным инструментом ашыгов считается азербайджанский саз . [ 11 ] Творческие способности ашугов различаются по следующим признакам:
- Уста-Ашики. Народный поэт «Уста ашуг (Ашик-мастер) – пишет былины, стихи, создает песни, поет и играет для сазов, их исполнение сопровождается танцевальными движениями.
- Ашик-инструменталист. Эта роль включает в себя распространение искусства знаменитых ашиков, пение и игру на сазе, а иногда и танцы.
- Ашик-рассказчики иногда исполняются соло или в сопровождении саза или дудукиста, который во время танца движется рядом с ним.
Жанры азербайджанской музыки Ашика
[ редактировать ]К основным жанрам азербайджанской поэзии ашиков относятся гошма, дастан, устаднаме, а также их поэтические формы — герайли, дивани, тайнис. [ 8 ]
Гошма
[ редактировать ]Гошма — наиболее распространенная форма народной поэзии ашиков. Количество слогов в гошме может достигать одиннадцати. Сами гошма также делятся на несколько поджанров, таких как Гозаллама — форма, описывающая природную красоту и восхваляющая замечательные свойства человеческой речи, Кочаклама — форма, в которой происходит прославление героических поступков или героев, Ташлама — жанр, критикующий социальные или человеческие пороки, а Агыт — поминальное песнопение. [ 12 ]
Эпический
[ редактировать ]Дастан ( персидский : »). «история [ 13 ] [ 14 ] ) — жанр, известный не только в восточной, но и в западной поэзии (в том числе в традиционной народной поэзии). В дастанах ашики повествуют о героических подвигах, любовных историях или важных исторических событиях. Стилистические и слоговые отношения во многом напоминают жанр гошмы , но отличаются от последнего рядом четверостиший, сюжетом, смыслом и музыкальной темой. [ 15 ] [ 16 ]
Устаднаме
[ редактировать ]Традиционные темы этого жанра состоят из песен и поучений на моралистические темы. [ 16 ] [ 17 ]
Известные исполнители
[ редактировать ]Частные лица
[ редактировать ]Женский
[ редактировать ]Мужской
[ редактировать ]
- Ашик Ахлиман
- Ашиг Аляска
- Алгайит
- Ашик Али
- Ашик Асад
- Сари Ашик
- Молла Джума
- Ашик Курбани
- Ашик Ислам
- Ашик Камандар
- Ашик Муса
- Влюбленный старик
- Хаста Касим
- Ашик Али Тапдиголи
- Ашик-паша
- Ашик Панах
- Ашик Валех
- Ашик Аббас Туфарганлы
- Ашик Юсуф Оханес
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «АШУГ» . ubrus.org . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ Анар. «Мать всех книг» . Азербайджанский международный журнал. Архивировано из оригинала 9 декабря 2010 года . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ Пирт, Ян. «Немет Гасымлы – бард в Баку» . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Искусство азербайджанского ашика» . туризм-review.com . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ «Все взяли музыкальный инструмент и вышли…» Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ «ЦВЕТУЩЕЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНА» . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «МУЗИКИ» . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Народное искусство ашигов» . Министерство культуры и туризма Азербайджана. Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 года . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ «Искусство азербайджанского ашика» . Список нематериального культурного наследия человечества . ЮНЕСКО . Проверено 3 января 2011 г.
- ^ «АЗЕРБАЙКАНСКАЯ МУЗЫКА» . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ «Aşıq sənəti» . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ "Формы ашугского творчества" . REPUBLIC OF TURKEY MINISTRY OF CULTURE AND TOURISM . Retrieved 2 January 2011 .
- ^ Стейнгасс, Фрэнсис Джозеф . Полный персидско-английский словарь, включающий арабские слова и фразы, встречающиеся в персидской литературе. Лондон: Рутледж и К. Пол, 1892. [1]
- ^ Рассел, Р., 1993. В поисках литературы на урду: избранная история. Пэлгрейв Макмиллан, оригинал из Мичиганского университета. С. 85. ISBN 1-85649-029-7 , ISBN 978-1-85649-029-0
- ^ «Председатель Союза Влюбленных Азербайджана, поэт-любовник Гараджан Иса оглы Керимли (Борчалы)» . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мамедов, Тариэль. «ДАСТАН ЯРАДИЧИЛИГИ» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2011 года . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ Галибоглу, Эльчин. «Поэзия Ашика Агалара» . Проверено 2 января 2011 г.