Aleksey Lidov
Алексей Лидов | |
---|---|
Рожденный | 9 марта 1959 г. Москва, Россия | ( 65 лет)
Альма-матер | Московский Государственный Университет |
Известный | автор концепций: иеротопия , пространственная икона |
Научная карьера | |
Поля | иконография , византиноведение , религиоведение |
Учреждения | Московский государственный университет, Институт мировой культуры |
Алексей Михайлович Лидов ( русский: Алексей́ Михай́лович Ли́дов) — российский искусствовед и византинист , автор концепций иеротопии и пространственной иконы , член Российской Академии Художеств .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Лидов родился в Москве 9 марта 1959 года. Его отец, Михаил Лидов , был российским учёным-космонавтом; его мать Диана – математик . факультета После окончания искусствоведческого МГУ Государственном в 1981 году его первое назначение состоялось в музее Востока в Москве. В 1989 году получил степень доктора искусствоведения в Московском государственном университете. В 1991 году он основал независимую неправительственную организацию «Исследовательский центр восточно-христианской культуры» и работал ее директором. В 2008—2009 годах занимал должность вице-президента Российской академии художеств . работает в Институте мировой культуры МГУ С 2010 года заведующим кафедрой античной культуры. Лидов читал лекции в Принстонском , Гарвардском , Колумбийском , Оксфордском , Кембриджском , Сорбоннском университетах и др. Он инициировал несколько исследовательских программ и организовал девять международных симпозиумов по иконографической и иеротопической тематике.
Исследовать
[ редактировать ]Во время учебы в Московском университете Лидов специализировался на истории византийского искусства . Работая научным сотрудником Государственного музея Востока, изучал христианское искусство Армении и Грузии . Основываясь на материале своей кандидатской диссертации, он опубликовал в 1991 году свою первую книгу. [ 1 ] о росписях монастыря Ахтала в Армении. В этой книге он охарактеризовал искусство халкидонских армян как отдельную иконографическую традицию, сочетавшую в себе византийские, грузинские и армянские элементы. [ 2 ]
Опираясь на плодотворные работы А. Грабаря , Х. Белтинга , Х. Магуайра и Хр. Вальтера Лидов разработал метод интерпретационной иконографии , который он применил на практике при изучении литургических тем в византийском искусстве и символики Небесного Иерусалима . [ 3 ] Лидов показал, что новые богословские идеи, сформулированные после Великого раскола 1054 года , породили новый тип византийской церковной иконографии. [ 4 ] с доминирующей темой Христа-Священника [ 5 ] и Причастие Апостолов . После поездки в Свято-Екатерининский монастырь в 1996 году Лидов издал книгу-альбом с описанием уникальной коллекции икон. [ 6 ]
Позднее Лидов обратился к изучению чудотворных икон и христианских реликвий , что было совершенно новым предметом в истории искусства. В 2000 году он инициировал программу исследовательской и культурной деятельности «Христианские реликвии», которая включала, в частности, две выставки и международную конференцию. В этот период Лидов написал несколько статей об Одигитрии Константинопольской. [ 7 ] и Святой Мандилион . [ 8 ] Изучая роль чудотворных икон и реликвий в формировании сакральных пространств в восточно-христианской традиции, Лидов сформулировал новую концепцию иеротопии . Термин иеротопия имеет два значения. Это создание сакральных пространств как особая форма человеческого творчества, а также родственная академическая область, охватывающая историю искусств , археологию , антропологию и религиоведение . [ 9 ] Иеротопия объясняет не только художественные образы и формируемый ими символический мир, но и всю совокупность различных средств, служащих организации сакрального пространства в пространственную икону . Восприятие сакральных пространств проанализировано Лидовым с точки зрения образов-парадигм . [ 10 ] которые отражают опыт сакрального пространства во всей его целостности и отличаются от любых иллюстративных изображений.
Награды и почести
[ редактировать ]- Российская Академия Художеств – член-корреспондент с 2007 г., действительный член с 2012 г.
- Золотая медаль Российской академии художеств за книгу. [ 9 ]
- Почетный приглашенный профессор , Йоркского университета 2011 г.
- Медаль «За заслуги перед Российской академией художеств» , 2014 г.
- Орден Российской академии художеств «За заслуги перед искусством» , 2014 г.
- Орден Дружбы Армении г. , 2016
- Стипендиат Кристенсена в колледже Святой Екатерины, Оксфорд , 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ А. Лидов. Росписи Ахталы. Москва, 1991 г.
- ^ А. Лидов. L'art des Armeniens Chalcedoniens. Материалы Пятого Международного симпозиума армянского искусства 1988, Венеция, 1992, стр. 479–495.
- ^ А. Лидов. Небесный Иерусалим: византийский подход. В кн.: «Реальный и идеальный Иерусалим в искусстве иудаизма, христианства и ислама». Иерусалим, 1998 г., стр. 341–353.
- ^ А. Лидов. Византийское церковное украшение и раскол 1054 года. Византия, LXVIII/2 (1998), стр. 381–405.
- ^ А. Лидов. Христос Священник в византийском церковном убранстве одиннадцатого и двенадцатого веков. XVIII Международный конгресс византинистов. Избранные статьи. Москва, 1991. Том III: История искусств, архитектура, музыка. Шепердстаун, Западная Вирджиния, 1996, стр. 158–170.
- ^ А. Лидов. Византийские иконы Синая. Москва – Афины, 1999 г.
- ^ А. Лидов. Летучая Одигитрия. Чудотворная икона как носительница сакрального пространства. В кн.: «Чудотворный образ в позднем средневековье и Возрождении». Редакторы Э. Туно, Г. Вольф. Рим, 2004 г.
- ^ А. Лидов. Чудо репродукции. Мандилион и Керамион как парадигма сакрального пространства. Образ Христа из Ахеропииты руки художника. и. К. Фроммель и Г. Вольф. Ватикан. Рим 2006 г.
- ^ Jump up to: а б А. Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009 г.
- ^ А. Лидов. Имидж-парадигмы как понятие средиземноморской визуальной культуры: иеротопический подход к истории искусства. Пересечение культур. Материалы Международного конгресса по истории искусств . CIHA 2008. Мельбурн, 2009, стр. 177–183.
Книги (автор)
[ редактировать ]- Росписи Ахталы. Москва, 1991 г.
- Византийские иконы Синая. Москва-Афины, 1999 г.
- Святой Лик в русских иконах. Москва, 2005 (совместно с Л. Евсеевой и Н. Чугреевой)
- Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2010 г.
- Икона. Мир святых образов в Византии и средневековой Руси. Москва: Теория, 2013.
- Настенные росписи монастыря Ахтала. История, Иконография, Мастера. Москва: Университет имени Дмитрия Пожарского, 2014.
Книги (редактор)
[ редактировать ]- Иерусалим в русской культуре. Москва, 1994 г.
- Восточно-христианские церкви. Литургия и искусство. Москва, 1994 г.
- Чудотворные иконы в Византии и древней Руси, 1996 г.
- Изображение Миракулоса. Иконы Божией Матери в Третьяковской галерее. Москва, 1999 г.
- Христианские реликвии в Московском Кремле. Москва, 2000 г.
- Иконостас: происхождение, эволюция, символика. Москва, 2000 г.
- Восточно-христианские реликвии. Москва, 2003 г.
- Реликвии в Византии и Средневековой Руси. Письменные источники. Москва, 2006 г.
- Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Средневековой Руси. Москва, 2006 г.
- Пространственные иконки . Текстуальное и перформативное. Материалы международного симпозиума. Москва, 2009 г.
- Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Москва, 2009 г.
- Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009 г.
- Пространственные иконки. Перформативность в Византии и средневековой Руси. Москва, 2011 г.
- Иеротопия света и огня в культуре византийского мира. Москва, 2013 г.
- Животворящий Источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Материалы международного симпозиума. Москва, 2014.
- Святая вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва, 2017 г.
- Воздух и небо в иеротопии и иконографии христианского мира. Материалы международного симпозиума. Москва, 2019.
- Иеротопия святых гор в христианской культуре. Москва, 2019 г.
Книги, посвященные 60-летию Лидова
[ редактировать ]- Пространство иконы. Иконография и иеротопия. Москва, 2019 (ред. М. Баччи, Ю. Богданович)
- Иконы космоса. Достижения в иеротопии. Лондон и Нью-Йорк, 2021 (под ред. Дж. Богдановича)
Избранные публикации
[ редактировать ]- Образ Христа-святителя в иконографической программе Святой Софии Охридской. В: Arte Cristiana, fasc. 745. Милан, 1991, с. 245–250
- L'art des Armeniens Chalcedoniens Труды Пятого Международного симпозиума армянского искусства, 1988, Венеция, 1992, стр. 479–495
- Христос Священник в византийском церковном убранстве одиннадцатого и двенадцатого веков. Избранные доклады XVIII Международного конгресса византинистов. Москва, 1991. Том III: История искусств, архитектура, музыка. Шепердстаун, Западная Вирджиния, 1996, стр. 158–170.
- Византийское церковное украшение и раскол 1054 года. Византия, LXVIII/2 (1998), стр. 381–405.
- Небесный Иерусалим: византийский подход. В кн.: «Реальный и идеальный Иерусалим в искусстве иудаизма, христианства и ислама». Иерусалим, 1998, стр. 341–353.
- Византийское церковное украшение и раскол 1054 года. Византия, LXVIII/2 (1998), стр. 381–405.
- Чудотворные иконы Божией Матери. В: «Богородица. Изображение Богородицы в византийском искусстве». Афины, «Скира», 2000, стр. 47–57.
- Чудо репродукции. Мандилион и Керамион как парадигма сакрального пространства. В: «Образ Христа из. Ахеропиита от руки художника» Редакторы К. Фроммель и Г. Вольф. Ватикан. Рим, 2006 г.
- Летучая Одигитрия. Чудотворная икона как носительница сакрального пространства. В кн.: «Чудотворный образ в позднем средневековье и Возрождении». Редакторы Э. Туно, Г. Вольф. Рим, 2004 г.
- Лев Премудрый и чудотворные иконы в соборе Святой Софии. В: «Герои Православной Церкви. Новые Святые, 8-16 век». Редактор Э. Коунтура-Галаки. Афины, 2004 г.
- Сень над гробом Господним: о происхождении луковичных куполов. В кн.: «Иерусалим в русской культуре». Нью-Йорк, 2005 г.
- «Русский Бог». Культ и иконография святителя Николы в древней Руси. В: «Святитель Николай. Великолепие искусства Востока и Запада». Редактор М. Баччи. Милан, 2006 г.
- Мандилион над воротами. Мысленное паломничество в священный город Эдессу. В: «Пути веры в средневековом Средиземноморье. Салоники, 2008, стр. 179–192.
- «Образ-парадигмы» как понятие средиземноморской визуальной культуры: иеротопический подход к истории искусства. В кн.: «Пересечение культур. Материалы Международного конгресса истории искусств». CIHA 2008. Мельбурн, 2009, стр. 177–183.
- Византийский Иерусалим. Императорская часовня Фароса как Гроб Господень. В: Иерусалим как повествовательное пространство, под ред. Аннетт Хоффманн и Герхард Вольф, Лейден, Бостон: Koninklijke Brill, 2012, стр. 63–104.
- Храмовая завеса как пространственная икона. Выявление образной парадигмы средневековой иконографии и иеротопии. ИКОН, 2014, 7, стр. 97–108.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лидов на сайте Российской академии художеств (на русском языке)
- Лидов на сайте Института мировой культуры (на русском языке)
- Анонс лекции Вейцмана в Принстоне в 2008 году.
- Сохранение православного культурного наследия в Косово, доклад ЮНЕСКО
- Интервью Лидова российской газете, посвященное проблеме реституции церковного имущества (на русском языке)
- Lidov's lectures at the University of Budapesht