Jump to content

Aleksey Lidov

(Перенаправлено от Алексея Лидова )

Алексей Лидов
Рожденный 9 марта 1959 г. ( 1959-03-09 ) ( 65 лет)
Москва, Россия
Альма-матер Московский Государственный Университет
Известный автор концепций: иеротопия , пространственная икона
Научная карьера
Поля иконография , византиноведение , религиоведение
Учреждения Московский государственный университет, Институт мировой культуры

Алексей Михайлович Лидов ( русский: Алексей́ Михай́лович Ли́дов) — российский искусствовед и византинист , автор концепций иеротопии и пространственной иконы , член Российской Академии Художеств .

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Лидов родился в Москве 9 марта 1959 года. Его отец, Михаил Лидов , был российским учёным-космонавтом; его мать Диана – математик . факультета После окончания искусствоведческого МГУ Государственном в 1981 году его первое назначение состоялось в музее Востока в Москве. В 1989 году получил степень доктора искусствоведения в Московском государственном университете. В 1991 году он основал независимую неправительственную организацию «Исследовательский центр восточно-христианской культуры» и работал ее директором. В 2008—2009 годах занимал должность вице-президента Российской академии художеств . работает в Институте мировой культуры МГУ С 2010 года заведующим кафедрой античной культуры. Лидов читал лекции в Принстонском , Гарвардском , Колумбийском , Оксфордском , Кембриджском , Сорбоннском университетах и ​​др. Он инициировал несколько исследовательских программ и организовал девять международных симпозиумов по иконографической и иеротопической тематике.

Исследовать

[ редактировать ]

Во время учебы в Московском университете Лидов специализировался на истории византийского искусства . Работая научным сотрудником Государственного музея Востока, изучал христианское искусство Армении и Грузии . Основываясь на материале своей кандидатской диссертации, он опубликовал в 1991 году свою первую книгу. [ 1 ] о росписях монастыря Ахтала в Армении. В этой книге он охарактеризовал искусство халкидонских армян как отдельную иконографическую традицию, сочетавшую в себе византийские, грузинские и армянские элементы. [ 2 ]

Опираясь на плодотворные работы А. Грабаря , Х. Белтинга , Х. Магуайра и Хр. Вальтера Лидов разработал метод интерпретационной иконографии , который он применил на практике при изучении литургических тем в византийском искусстве и символики Небесного Иерусалима . [ 3 ] Лидов показал, что новые богословские идеи, сформулированные после Великого раскола 1054 года , породили новый тип византийской церковной иконографии. [ 4 ] с доминирующей темой Христа-Священника [ 5 ] и Причастие Апостолов . После поездки в Свято-Екатерининский монастырь в 1996 году Лидов издал книгу-альбом с описанием уникальной коллекции икон. [ 6 ]

Позднее Лидов обратился к изучению чудотворных икон и христианских реликвий , что было совершенно новым предметом в истории искусства. В 2000 году он инициировал программу исследовательской и культурной деятельности «Христианские реликвии», которая включала, в частности, две выставки и международную конференцию. В этот период Лидов написал несколько статей об Одигитрии Константинопольской. [ 7 ] и Святой Мандилион . [ 8 ] Изучая роль чудотворных икон и реликвий в формировании сакральных пространств в восточно-христианской традиции, Лидов сформулировал новую концепцию иеротопии . Термин иеротопия имеет два значения. Это создание сакральных пространств как особая форма человеческого творчества, а также родственная академическая область, охватывающая историю искусств , археологию , антропологию и религиоведение . [ 9 ] Иеротопия объясняет не только художественные образы и формируемый ими символический мир, но и всю совокупность различных средств, служащих организации сакрального пространства в пространственную икону . Восприятие сакральных пространств проанализировано Лидовым с точки зрения образов-парадигм . [ 10 ] которые отражают опыт сакрального пространства во всей его целостности и отличаются от любых иллюстративных изображений.

Награды и почести

[ редактировать ]
  1. ^ А. Лидов. Росписи Ахталы. Москва, 1991 г.
  2. ^ А. Лидов. L'art des Armeniens Chalcedoniens. Материалы Пятого Международного симпозиума армянского искусства 1988, Венеция, 1992, стр. 479–495.
  3. ^ А. Лидов. Небесный Иерусалим: византийский подход. В кн.: «Реальный и идеальный Иерусалим в искусстве иудаизма, христианства и ислама». Иерусалим, 1998 г., стр. 341–353.
  4. ^ А. Лидов. Византийское церковное украшение и раскол 1054 года. Византия, LXVIII/2 (1998), стр. 381–405.
  5. ^ А. Лидов. Христос Священник в византийском церковном убранстве одиннадцатого и двенадцатого веков. XVIII Международный конгресс византинистов. Избранные статьи. Москва, 1991. Том III: История искусств, архитектура, музыка. Шепердстаун, Западная Вирджиния, 1996, стр. 158–170.
  6. ^ А. Лидов. Византийские иконы Синая. Москва – Афины, 1999 г.
  7. ^ А. Лидов. Летучая Одигитрия. Чудотворная икона как носительница сакрального пространства. В кн.: «Чудотворный образ в позднем средневековье и Возрождении». Редакторы Э. Туно, Г. Вольф. Рим, 2004 г.
  8. ^ А. Лидов. Чудо репродукции. Мандилион и Керамион как парадигма сакрального пространства. Образ Христа из Ахеропииты руки художника. и. К. Фроммель и Г. Вольф. Ватикан. Рим 2006 г.
  9. ^ Jump up to: а б А. Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009 г.
  10. ^ А. Лидов. Имидж-парадигмы как понятие средиземноморской визуальной культуры: иеротопический подход к истории искусства. Пересечение культур. Материалы Международного конгресса по истории искусств . CIHA 2008. Мельбурн, 2009, стр. 177–183.

Книги (автор)

[ редактировать ]
  • Росписи Ахталы. Москва, 1991 г.
  • Византийские иконы Синая. Москва-Афины, 1999 г.
  • Святой Лик в русских иконах. Москва, 2005 (совместно с Л. Евсеевой и Н. Чугреевой)
  • Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2010 г.
  • Икона. Мир святых образов в Византии и средневековой Руси. Москва: Теория, 2013.
  • Настенные росписи монастыря Ахтала. История, Иконография, Мастера. Москва: Университет имени Дмитрия Пожарского, 2014.

Книги (редактор)

[ редактировать ]
  • Иерусалим в русской культуре. Москва, 1994 г.
  • Восточно-христианские церкви. Литургия и искусство. Москва, 1994 г.
  • Чудотворные иконы в Византии и древней Руси, 1996 г.
  • Изображение Миракулоса. Иконы Божией Матери в Третьяковской галерее. Москва, 1999 г.
  • Христианские реликвии в Московском Кремле. Москва, 2000 г.
  • Иконостас: происхождение, эволюция, символика. Москва, 2000 г.
  • Восточно-христианские реликвии. Москва, 2003 г.
  • Реликвии в Византии и Средневековой Руси. Письменные источники. Москва, 2006 г.
  • Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Средневековой Руси. Москва, 2006 г.
  • Пространственные иконки . Текстуальное и перформативное. Материалы международного симпозиума. Москва, 2009 г.
  • Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Москва, 2009 г.
  • Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009 г.
  • Пространственные иконки. Перформативность в Византии и средневековой Руси. Москва, 2011 г.
  • Иеротопия света и огня в культуре византийского мира. Москва, 2013 г.
  • Животворящий Источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Материалы международного симпозиума. Москва, 2014.
  • Святая вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва, 2017 г.
  • Воздух и небо в иеротопии и иконографии христианского мира. Материалы международного симпозиума. Москва, 2019.
  • Иеротопия святых гор в христианской культуре. Москва, 2019 г.

Книги, посвященные 60-летию Лидова

[ редактировать ]
  • Пространство иконы. Иконография и иеротопия. Москва, 2019 (ред. М. Баччи, Ю. Богданович)
  • Иконы космоса. Достижения в иеротопии. Лондон и Нью-Йорк, 2021 (под ред. Дж. Богдановича)

Избранные публикации

[ редактировать ]
  • Образ Христа-святителя в иконографической программе Святой Софии Охридской. В: Arte Cristiana, fasc. 745. Милан, 1991, с. 245–250
  • L'art des Armeniens Chalcedoniens Труды Пятого Международного симпозиума армянского искусства, 1988, Венеция, 1992, стр. 479–495
  • Христос Священник в византийском церковном убранстве одиннадцатого и двенадцатого веков. Избранные доклады XVIII Международного конгресса византинистов. Москва, 1991. Том III: История искусств, архитектура, музыка. Шепердстаун, Западная Вирджиния, 1996, стр. 158–170.
  • Византийское церковное украшение и раскол 1054 года. Византия, LXVIII/2 (1998), стр. 381–405.
  • Небесный Иерусалим: византийский подход. В кн.: «Реальный и идеальный Иерусалим в искусстве иудаизма, христианства и ислама». Иерусалим, 1998, стр. 341–353.
  • Византийское церковное украшение и раскол 1054 года. Византия, LXVIII/2 (1998), стр. 381–405.
  • Чудотворные иконы Божией Матери. В: «Богородица. Изображение Богородицы в византийском искусстве». Афины, «Скира», 2000, стр. 47–57.
  • Чудо репродукции. Мандилион и Керамион как парадигма сакрального пространства. В: «Образ Христа из. Ахеропиита от руки художника» Редакторы К. Фроммель и Г. Вольф. Ватикан. Рим, 2006 г.
  • Летучая Одигитрия. Чудотворная икона как носительница сакрального пространства. В кн.: «Чудотворный образ в позднем средневековье и Возрождении». Редакторы Э. Туно, Г. Вольф. Рим, 2004 г.
  • Лев Премудрый и чудотворные иконы в соборе Святой Софии. В: «Герои Православной Церкви. Новые Святые, 8-16 век». Редактор Э. Коунтура-Галаки. Афины, 2004 г.
  • Сень над гробом Господним: о происхождении луковичных куполов. В кн.: «Иерусалим в русской культуре». Нью-Йорк, 2005 г.
  • «Русский Бог». Культ и иконография святителя Николы в древней Руси. В: «Святитель Николай. Великолепие искусства Востока и Запада». Редактор М. Баччи. Милан, 2006 г.
  • Мандилион над воротами. Мысленное паломничество в священный город Эдессу. В: «Пути веры в средневековом Средиземноморье. Салоники, 2008, стр. 179–192.
  • «Образ-парадигмы» как понятие средиземноморской визуальной культуры: иеротопический подход к истории искусства. В кн.: «Пересечение культур. Материалы Международного конгресса истории искусств». CIHA 2008. Мельбурн, 2009, стр. 177–183.
  • Византийский Иерусалим. Императорская часовня Фароса как Гроб Господень. В: Иерусалим как повествовательное пространство, под ред. Аннетт Хоффманн и Герхард Вольф, Лейден, Бостон: Koninklijke Brill, 2012, стр. 63–104.
  • Храмовая завеса как пространственная икона. Выявление образной парадигмы средневековой иконографии и иеротопии. ИКОН, 2014, 7, стр. 97–108.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 28b5af098dd1a0988f94a124a19ab3a9__1715564040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/a9/28b5af098dd1a0988f94a124a19ab3a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aleksey Lidov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)