Jump to content

Пространственная иконка

Понятие пространственной иконы , введенное Алексеем Лидовым , [1] играет центральную роль в иеротопии и используется для описания восприятия сакральных пространств. Пространственные иконы — это образы-видения, вызываемые, например, в пространстве храма или святилища . Пространственная икона включает в себя широкий спектр компонентов, участвующих в формировании и определении сакральных пространств. [2] Это сознательно созданный пространственный образ, превосходящий материальные объекты, участвующие в его формировании. Разнообразие пластиковых элементов, от зданий до декора, от фресок до литургических артефактов, работают вместе, образуя пространственную икону. Священные реликвии и знаковые образы зачастую играют неотъемлемую роль в создании целостного пространственного образа. [3] [4] [5] Существенную роль также играют различные динамичные и перформативные средства, такие как ритуалы и песни. [6] а также художественная манипуляция естественным светом, [7] [8] [9] освещение [10] и звуки, а также элементы, связанные с запахом и осязанием. [11] С этой точки зрения средневековые церкви можно рассматривать как пространственные иконы, в которых божественные образы-видения, такие как Рай или Небесный Иерусалим , воплощались в священном пространстве с помощью различных средств, используемых без прямого изображения. [12] [13] [14] Храмы и святилища различных религий изначально задумывались, проектировались и создавались как пространственные иконы. [15] В частности, в христианской традиции впечатляющие примеры пространственных икон можно найти в воссоздании Святой Земли или «Новых Иерусалимов». [16] [17] Во многих случаях пространственные изображения были работой конкретных авторов; их искусство можно сравнить с искусством современных режиссеров , поскольку в обоих случаях наблюдается скоординированное усилие различных художников и специалистов по формированию единого всеобъемлющего видения. [18]

Перформативность, как и различные динамические элементы, является важной особенностью пространственных икон. [19] В отличие от статуи или здания, они постоянно находятся в движении, меняясь вместе с движением и активностью ритуала и праздника, а также с изменением света, запаха и движений тех, кто в них участвует и населяет. Во вторник представление вокруг иконы Одигитрии в Константинополе. [20] и Ослиная прогулка в средневековой Москве [21] являются классическими примерами знаковой перформативности в восточно-христианской традиции. В обоих случаях сам город временно трансформировался в матрицу пространственной иконы; Таким образом, участники, вовлеченные в эти ритуалы, были настоящими сотворцами священного пространства наряду с художниками, священниками и деятелями, ответственными за его руководство. Другой пример работы этого перформативного элемента в пространственных иконах можно найти в ритуале создания и разрушения песчаной мандалы в буддийской традиции.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ А. Лидов. «Одигитрия Константинопольская» в энциклопедии « Чудотворные иконы в восточно-христианской культуре» , Москва, 1992.
  2. ^ А. Лидов. «Пространственные иконы. Чудотворное явление с Одигитрией Константинопольской» в Иеротопии. Создание сакральных пространств в Византии и средневековой России , под ред. Лидов А., Москва: Прогресс-традиция, 2006. С. 325-372.
  3. ^ Дж. Богданович. «Перформативность святынь византийской церкви: Святыни св. Димитрия» в пространственных иконах. Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А. М.: Индрик, 2011. С. 275-316.
  4. ^ В. Сарабьянов. "Мощи и образы святых в сакральном пространстве Софийского собора в Киеве" в Пространственных иконах. Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 364-392.
  5. ^ А. Акияма. «Взаимосвязь реликвий и изображений в буддийской и христианской традициях: сравнительный и перформативный аспекты» в « Пространственных иконах». Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 643-662.
  6. ^ Л. Евсеева, Л. Кондрашкова. «Создание иконического пространства: текст, пение и образ в праздничной литургии XVI века» в « Пространственных иконах». Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 473-507.
  7. ^ А. Годованец. «Икона Света в архитектурном пространстве Святой Софии» в разделе « Пространственные иконы». Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 119-142.
  8. ^ Против. Рожнятовский. «Перформативная иконография. Эффекты света в пространстве восточно-христианских церквей». в пространственных иконках. Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 393-442.
  9. ^ Против. Рожнятовский. «Световые эффекты в пространстве византийской церкви: особенности и этапы эволюции» в книге « Свет и огонь в сакральном пространстве » под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 95-101.
  10. ^ А. Мельник. «Драматургия огня в русских церквях XVI и XVII веков». в пространственных иконках. Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 443-473.
  11. ^ Б.В. Пенчева. Чувственная икона. Пространство, ритуал и чувства в Византии, Pennstate Press, 2009.
  12. ^ М. Соколов. «Принцип Рая». Москва: Прогресс-Традиция, 2011, Гл. 1. Рай Земной и Небесный, стр. 23-88.
  13. ^ А. Лидов. «Иеротопия: Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре», М.: Теория, 2009. Гл. 10, Имидж-парадигмы как новое понятие визуальной культуры, стр. 293–305, 335–337.
  14. ^ HL Кесслер. «Видеть средневековое искусство», Broadview Press, 2004, глава 5, Церковь, стр. 109–110.
  15. ^ Ш. Цудзи. «Создание знакового пространства. Трансформация повествовательного ландшафта» в пространственных иконах. Перформативность в Византии и средневековой Руси , Москва: Индрик, 2011, стр. 627-642.
  16. ^ А. Лидов. «Новые Иерусалимы. Перенос Святой Земли как порождающая матрица христианской культуры» в Новом Иерусалиме. Иеротопия и иконография сакральных пространств , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2009. С. 8-10.
  17. ^ М. Баччи. «Выполненные топографии и топомиметическое благочестие. Образные сакральные пространства в средневековой Италии» в разделе « Пространственные иконы». Перформативность в Византии и средневековой Руси , Москва: Индрик, 2011, стр. 101-118.
  18. ^ А. Лидов. «Творец сакрального пространства как феномен византийской культуры» в книге « Художник в Византии и восточно-христианском мире» , под ред. Микеле Баччи, Пиза, 2003, стр. 135–176.
  19. ^ А. Лидов. «Византийский мир и перформативные пространства» в пространственных иконах. Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 17-26.
  20. ^ А. Лидов. «Иеротопия: пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре», Гл. 2. Пространственные значки. Чудотворное явление с Одигитрией в Константинополе. Москва: Теория, 2009. С. 39-70.
  21. ^ М. Флиер. «Образ Царя в московском Вербном обряде» в Пространственных иконах. Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 533-562.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • А. Лидов. Иеротопия: Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М.: Теория, 2009. 352 с.
  • Пространственные иконки. Текстуальное и перформативное. Материалы международного симпозиума, под ред. Лидов А. М.: Индрик, 2009. 184 с.
  • Пространственные иконки. Перформативность в Византии и средневековой Руси, под ред. Лидов А. М.: Индрик, 2011. 702 с.
  • Иконы космоса. Достижения в иеротопии. Лондон и Нью-Йорк, 2021, 422 стр. (под ред. Я. Богдановича)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de1dce0e2c5639155840b5a7c54c5a72__1694078160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/72/de1dce0e2c5639155840b5a7c54c5a72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spatial icon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)