Пространственная иконка
Понятие пространственной иконы , введенное Алексеем Лидовым , [1] играет центральную роль в иеротопии и используется для описания восприятия сакральных пространств. Пространственные иконы — это образы-видения, вызываемые, например, в пространстве храма или святилища . Пространственная икона включает в себя широкий спектр компонентов, участвующих в формировании и определении сакральных пространств. [2] Это сознательно созданный пространственный образ, превосходящий материальные объекты, участвующие в его формировании. Разнообразие пластиковых элементов, от зданий до декора, от фресок до литургических артефактов, работают вместе, образуя пространственную икону. Священные реликвии и знаковые образы зачастую играют неотъемлемую роль в создании целостного пространственного образа. [3] [4] [5] Существенную роль также играют различные динамичные и перформативные средства, такие как ритуалы и песни. [6] а также художественная манипуляция естественным светом, [7] [8] [9] освещение [10] и звуки, а также элементы, связанные с запахом и осязанием. [11] С этой точки зрения средневековые церкви можно рассматривать как пространственные иконы, в которых божественные образы-видения, такие как Рай или Небесный Иерусалим , воплощались в священном пространстве с помощью различных средств, используемых без прямого изображения. [12] [13] [14] Храмы и святилища различных религий изначально задумывались, проектировались и создавались как пространственные иконы. [15] В частности, в христианской традиции впечатляющие примеры пространственных икон можно найти в воссоздании Святой Земли или «Новых Иерусалимов». [16] [17] Во многих случаях пространственные изображения были работой конкретных авторов; их искусство можно сравнить с искусством современных режиссеров , поскольку в обоих случаях наблюдается скоординированное усилие различных художников и специалистов по формированию единого всеобъемлющего видения. [18]
Перформативность, как и различные динамические элементы, является важной особенностью пространственных икон. [19] В отличие от статуи или здания, они постоянно находятся в движении, меняясь вместе с движением и активностью ритуала и праздника, а также с изменением света, запаха и движений тех, кто в них участвует и населяет. Во вторник представление вокруг иконы Одигитрии в Константинополе. [20] и Ослиная прогулка в средневековой Москве [21] являются классическими примерами знаковой перформативности в восточно-христианской традиции. В обоих случаях сам город временно трансформировался в матрицу пространственной иконы; Таким образом, участники, вовлеченные в эти ритуалы, были настоящими сотворцами священного пространства наряду с художниками, священниками и деятелями, ответственными за его руководство. Другой пример работы этого перформативного элемента в пространственных иконах можно найти в ритуале создания и разрушения песчаной мандалы в буддийской традиции.
Примечания
[ редактировать ]- ^ А. Лидов. «Одигитрия Константинопольская» в энциклопедии « Чудотворные иконы в восточно-христианской культуре» , Москва, 1992.
- ^ А. Лидов. «Пространственные иконы. Чудотворное явление с Одигитрией Константинопольской» в Иеротопии. Создание сакральных пространств в Византии и средневековой России , под ред. Лидов А., Москва: Прогресс-традиция, 2006. С. 325-372.
- ^ Дж. Богданович. «Перформативность святынь византийской церкви: Святыни св. Димитрия» в пространственных иконах. Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А. М.: Индрик, 2011. С. 275-316.
- ^ В. Сарабьянов. "Мощи и образы святых в сакральном пространстве Софийского собора в Киеве" в Пространственных иконах. Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 364-392.
- ^ А. Акияма. «Взаимосвязь реликвий и изображений в буддийской и христианской традициях: сравнительный и перформативный аспекты» в « Пространственных иконах». Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 643-662.
- ^ Л. Евсеева, Л. Кондрашкова. «Создание иконического пространства: текст, пение и образ в праздничной литургии XVI века» в « Пространственных иконах». Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 473-507.
- ^ А. Годованец. «Икона Света в архитектурном пространстве Святой Софии» в разделе « Пространственные иконы». Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 119-142.
- ^ Против. Рожнятовский. «Перформативная иконография. Эффекты света в пространстве восточно-христианских церквей». в пространственных иконках. Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 393-442.
- ^ Против. Рожнятовский. «Световые эффекты в пространстве византийской церкви: особенности и этапы эволюции» в книге « Свет и огонь в сакральном пространстве » под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 95-101.
- ^ А. Мельник. «Драматургия огня в русских церквях XVI и XVII веков». в пространственных иконках. Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 443-473.
- ^ Б.В. Пенчева. Чувственная икона. Пространство, ритуал и чувства в Византии, Pennstate Press, 2009.
- ^ М. Соколов. «Принцип Рая». Москва: Прогресс-Традиция, 2011, Гл. 1. Рай Земной и Небесный, стр. 23-88.
- ^ А. Лидов. «Иеротопия: Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре», М.: Теория, 2009. Гл. 10, Имидж-парадигмы как новое понятие визуальной культуры, стр. 293–305, 335–337.
- ^ HL Кесслер. «Видеть средневековое искусство», Broadview Press, 2004, глава 5, Церковь, стр. 109–110.
- ^ Ш. Цудзи. «Создание знакового пространства. Трансформация повествовательного ландшафта» в пространственных иконах. Перформативность в Византии и средневековой Руси , Москва: Индрик, 2011, стр. 627-642.
- ^ А. Лидов. «Новые Иерусалимы. Перенос Святой Земли как порождающая матрица христианской культуры» в Новом Иерусалиме. Иеротопия и иконография сакральных пространств , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2009. С. 8-10.
- ^ М. Баччи. «Выполненные топографии и топомиметическое благочестие. Образные сакральные пространства в средневековой Италии» в разделе « Пространственные иконы». Перформативность в Византии и средневековой Руси , Москва: Индрик, 2011, стр. 101-118.
- ^ А. Лидов. «Творец сакрального пространства как феномен византийской культуры» в книге « Художник в Византии и восточно-христианском мире» , под ред. Микеле Баччи, Пиза, 2003, стр. 135–176.
- ^ А. Лидов. «Византийский мир и перформативные пространства» в пространственных иконах. Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 17-26.
- ^ А. Лидов. «Иеротопия: пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре», Гл. 2. Пространственные значки. Чудотворное явление с Одигитрией в Константинополе. Москва: Теория, 2009. С. 39-70.
- ^ М. Флиер. «Образ Царя в московском Вербном обряде» в Пространственных иконах. Перформативность в Византии и средневековой Руси , под ред. Лидов А., Москва: Индрик, 2011. С. 533-562.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А. Лидов. Иеротопия: Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М.: Теория, 2009. 352 с.
- Пространственные иконки. Текстуальное и перформативное. Материалы международного симпозиума, под ред. Лидов А. М.: Индрик, 2009. 184 с.
- Пространственные иконки. Перформативность в Византии и средневековой Руси, под ред. Лидов А. М.: Индрик, 2011. 702 с.
- Иконы космоса. Достижения в иеротопии. Лондон и Нью-Йорк, 2021, 422 стр. (под ред. Я. Богдановича)