Карл Шнаасе

Эдуард Штайнбрюк
Карл Шнаасе (7 сентября 1798 — 20 мая 1875) — выдающийся немецкий историк искусства и юрист . Он был одним из основоположников истории современного искусства и автором одного из первых обзоров по истории искусства.
Жизнь
[ редактировать ]Шнаасе родился в Данциге (Гданьске) в Западной Пруссии . Будучи студентом юридического факультета Гейдельбергского университета , Шнаасе весной 1817 года посещал лекции Гегеля по философии. Осенью 1818 года он последовал за Гегелем в Берлинский университет , где посещал лекции, которые впоследствии стали Энциклопедией Философские науки . Однако его философские исследования были прерваны, когда он сдал свой первый юридический экзамен в июле 1819 года и получил должность в городском суде Данцига. Прежде чем вернуться в Данциг, Шнаасе отправился в Дрезден и был глубоко впечатлен коллекциями произведений искусства этого города.
Большую часть 1820-х годов Шнаасе работал асессором в Кенигсберге , сохраняя при этом интерес к искусству. С 1826 по 1827 год он отправился в годовое путешествие по Италии , посетив, среди других городов, Рим , Неаполь , Флоренцию и Милан . В конце своего путешествия он прошел через Тироль и Баварские Альпы в Мюнхен , где заболел.
Снова обосновавшись в Кенигсберге, Шнаасе начал планировать книгу, основанную на его путешествии по Италии, которое, однако, так и не было завершено. В 1828 году его юридическая карьера привела его в Мариенвердер (Квидзын) , а в 1829 году снова на юг, в Дюссельдорф , откуда он смог ознакомиться со средневековыми памятниками Рейнской области . Он также нашел в Рейнской области более подходящее общество, в котором он мог заниматься своим интересом к истории искусства, и, в частности, подружился с Готфридом Кинкелем .
Летом 1830 года Шнаасе путешествовал по Нидерландам ; его исследование памятников привело к его первой крупной публикации « Briefe» ( «Голландские письма» ), которая появилась в 1834 году Niederländische . история искусства. Как написал Майкл Подро, первая книга Шнаасе
является принципиальным переносом мысли Гегеля в общую дискуссию о развитии искусства... В своей Niederländische Briefe Гегеля Schnaase ответил на две трудности в «Эстетике» ; предположение, что прошлые произведения искусства были окончательно поняты с точки зрения настоящего и что искусство было представителем своей культуры, а не вносило в нее вклад. То, как он это сделал, доминировало в одной критической традиции на протяжении следующих ста лет. [1]
Короче говоря, Шнаасе утверждал, что различные периоды истории искусства были взаимосвязаны и даже взаимно освещали друг друга. Таким образом, современный историк может наиболее полно понять данный памятник, рассматривая то, что было раньше и что будет после. Он написал
Я начинаю чувствовать в каждом участке прошлого его настоящее и будущее. Таким образом, ясное и точное историческое рассмотрение ведет к более высокому эстетическому осуществлению... которое чувствует в красоте каждого отдельного периода его связь с другими. [2]

Современному зрителю также выгодна его способность рассматривать произведение искусства не как объект с определенной функцией, а как материал для чисто эстетического созерцания. Рассмотрение искусства как отдельного от его функции позволяет историку рассматривать искусство как независимое от культурного развития или даже как его составную часть.
Таким образом, Niederländische Briefe обеспечил интеллектуальное обоснование истории искусства как автономной дисциплины, и действительно, следующим крупным проектом Шнаасе стала композиция его монументального Geschichte der bildenden Künste ( «История изящных искусств »). Он смог реализовать этот проект, несмотря на то, что продолжал работать юристом. Однако, приближаясь к завершению первого тома, Шнаасе был удивлен появлением Handbuch der Kunstgeschichte ( Справочник по истории искусства ) (1841) Франца Теодора Куглера . Работа Куглера, которую он назвал «первым всесторонним обзором искусства». [3] казалось, дублировал проект Шнаасе. Однако Шнаасе пришел к убеждению, что, даже если Куглер был лучше его в технических вопросах, он все же мог предложить уникальную, общую точку зрения на развитие искусства. Первые два тома, посвященные древнему ближневосточному и классическому искусству соответственно, были опубликованы в 1843 году и посвящены Куглеру.
Работы Шнаасе отличались от работ Куглера своим «гегелевским желанием написать историю искусства как историю менталитета человечества, стремление, которое Куглер специально отвергал». [4] Первый том его Geschichte начался с длинного трактата по эстетике, указывающего на философскую склонность, которая подвергалась критике в обзорах как Куглера, так и Густава Фридриха Ваагена .
Несмотря на этот критический скептицизм и новое назначение в апелляционный суд Берлина в 1848 году, Шнаасе продолжал выпускать новые тома своей Geschichte . Том о раннехристианском и исламском искусстве появился в 1844 году; один о «настоящем средневековье» в 1850 году; готика 1856 года; позднее средневековье в 1861 году; и средневековое итальянское искусство в 1864 году. На этом этапе, вместо того, чтобы продолжить свое исследование эпохи Возрождения, Шнаасе начал работу над вторым изданием существующей работы. В пересмотре ему помогал ряд выдающихся историков искусства. Было высказано предположение, что Шнаасе остановился на том, на чем остановился, «из-за появления в равной степени контекстуальных работ Якоба Буркхардта о Возрождении, а также... нерелигиозных взглядах современной эпохи». [5]
Шнаасе отошел от своих юридических обязательств в 1857 году и получил ряд наград в честь своих искусствоведческих достижений, в том числе степень почетного доктора Боннского университета и орден Максимилиана от короля Баварии .
Позже Шнаасе стал все больше интересовать отношения между искусством и религией. Он был одним из основателей Общества религиозного искусства в лютеранской церкви и соредактором Christliche Kunstblatt ( Журнала христианского искусства ). Были опубликованы : «Об отношении искусства к христианству» две его лекции по этой теме ( 1852) и «Просвещение ( и христианство» 1861).
Шнаасе продолжал путешествовать по Европе до конца своей жизни, несмотря на ухудшающееся здоровье. Он умер в Висбадене в 1875 году.
Наследие
[ редактировать ]Работы Шнаасе имели огромное значение для развития истории искусства как самостоятельной дисциплины. Его Geschichte облегчил преподавание искусства в немецкоязычных странах, а его теоретические проблемы и формулировки повлияли на ряд более поздних историков искусства. Среди них Алоис Ригль, возможно, больше всего находился под влиянием мысли Шнаасе; Теория Ригля о Kunstwollen во многом обязана «Niederländische Briefe» Шнаасе . [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ М. Подро, Критические историки искусства (Нью-Хейвен, 1982), 31.
- ^ К. Шнаасе, Голландские письма (Штутгарт, 1834), 418-19, тр. М. Подро, Критические историки искусства (Нью-Хейвен, 1982), 33.
- ^ М. Шварцер, «Происхождение текста обзора истории искусства», Art Journal 54 (1995), 25.
- ^ М. Шварцер, «Происхождение текста обзора истории искусства», Art Journal 54 (1995), 26.
- ^ М. Шварцер, «Происхождение текста обзора истории искусства», Art Journal 54 (1995), 29, № 35.
- ^ М. Подро, Критические историки искусства (Нью-Хейвен, 1982), 96.
Источники
[ редактировать ]- В. Любке, «Карл Шнаасе, биографический очерк», в К. Шнаасе, « История изящных искусств XV века », изд. В. Любке (Штутгарт, 1879), xv-lxxxiv. Доступно онлайн.
- М. Подро, Критические историки искусства (Нью-Хейвен, 1982), 31–43.
- М. Шварцер, «Происхождение текста обзора истории искусства», Art Journal 54 (1995), 24–29. Доступно онлайн. [ постоянная мертвая ссылка ]