Космология легендариума Толкина
Космология Дж . легендариума Р. Р. Толкина христианской теологии сочетает в себе аспекты и метафизики с досовременными космологическими концепциями в парадигме плоской Земли , а также с современным сферическим земным взглядом на Солнечную систему .
В тварный мир, Эа , входит планета Арда, соответствующая Земле . Он создан плоским, с жилищем богоподобных Валар в центре. Когда это портит злой Вала Мелькор , мир меняется, теряя свою идеальную симметрию, и Валар переезжают в Валинор , но эльфы все еще могут приплыть туда из Средиземья . Когда люди пытаются попасть туда в надежде на бессмертие, Валинор и его континент Аман удаляются из Арды, которая принимает форму круглого мира. Ученые сравнили подразумеваемую космологию с религией Толкина, католицизмом и средневековой поэзией, такой как Перл или Данте » « Рай , где есть три части: Земля, Чистилище или Земной Рай и Небеса или Небесный Рай . Ученые спорят о природе зла в Средиземье, споря о том, является ли это отсутствием добра ( боэтианская позиция) или столь же могущественным, как и добро, ( манихейская точка зрения).
Онтология
[ редактировать ]
Создание и разрушение
[ редактировать ]Эру представлен в «Сильмариллионе» как верховное существо вселенной, создатель всего сущего, включая мир Арду и ее центральный континент, Средиземье . На изобретенном Толкином эльфийском языке Квенья Илуватар Эру означает «Единый» или «Тот, кто Один», а означает « Всеотец ». [ Т 1 ] Эру первым создал группу богоподобных или ангельских существ, Айнур , состоящую из могущественных Валар и их помощников Майар . Они помогли создать вселенную посредством священной музыки и пения, называемых Айнулиндалэ или «Музыка Айнур». [ Т 2 ]
«Я слуга Тайного Огня, обладатель пламени Анора. Ты не можешь пройти. Темный огонь не поможет тебе, пламя Удуна. Вернись в тень! Ты не можешь пройти».
Толкин заявил, что «Пламя Нетленное» или «Тайный Огонь» представляет собой Святой Дух в христианском богословии. [ 1 ] творческая деятельность Эру, неотделимая как от него самого, так и от его творения. В интерпретации Кристофера Толкина оно представляет собой «тайну авторства », когда автор одновременно стоит вне своей работы и пребывает в ней. [ 2 ] В Первую Эпоху только Эру создал Эльфов и Людей , «Детей Илуватара». [ Т 4 ] Раса гномов была создана Аулэ и наделена разумом Эру. [ Т 5 ] Животные и растения были созданы Яванной во время Музыки Айнур по темам, изложенным Эру. [ Т 4 ]
Арда заканчивается апокалиптической битвой при Дагоре Дагорате , которая, по мнению Толкина, чем-то обязана скандинавскому мифу о Рагнарёке . [ Т 6 ]
Прямое вмешательство Эру
[ редактировать ]Во Второй Эпохе Эру похоронил короля Ар-Фаразона Нуменора , которые , и его армию, когда они вторглись в Аман во Второй Эпохе, пытаясь достичь Бессмертных Земель как они ошибочно полагали, дадут им бессмертие . Он заставил Землю принять сферическую форму, утопил Нуменор и вывел Бессмертные Земли «за пределы сфер земли». [ 3 ] Когда Гэндальф погиб в битве с Балрогом в «Братстве Кольца» было не под силу , Валар воскресить его; Сам Эру вмешался и отправил Гэндальфа обратно. [ Т 7 ]
Обсуждая неспособность Фродо уничтожить Кольцо в «Возвращении Короля» , Толкин в письме указывает, что «Единый» действительно активно вмешивается в мир, указывая на замечание Гэндальфа Фродо о том, что « Бильбо должен был найти Кольцо , не а его создатель», и к возможному разрушению Кольца, несмотря на то, что Фродо не смог выполнить задачу. [ Т 8 ]
Феа и Хроа
[ редактировать ]Феа и Хроа — « душа » и «тело» эльфов и людей. [ 2 ] Их хроа сделана из материи Арды ; по этой причине хроары испорчены или , как писал Толкин, содержат « ингредиент Мелькора ». [ Т 9 ] Когда эльф умирает, феа покидает хроа , которая затем умирает. Феа ; вызывают в Залы Мандоса в Валиноре, где его судят однако, поскольку смерть не лишила их свободы воли, они могли отказаться от вызова. [ Т 10 ] Если Мандос позволит, феа может быть перевоплощена в новое тело, идентичное предыдущему хроа . Положение людей иное: маннский феа — всего лишь гостья Арды, а когда хроа умирает, феа после недолгого пребывания в Мандосе полностью покидает Арду. [ 2 ]
Невидимый мир
[ редактировать ]Во «Властелине колец » Толкин оправдывает природу Кольца, объясняя, что эльфы и другие бессмертные существа обитают одновременно в «обаих мирах» (физическом и духовном, или Невидимом мире) и обладают великой силой в обоих, особенно в тех, которые которые жили в свете Двух Деревьев до Солнца и Луны; и что силы, связанные с «магией», носили духовный характер. [ Т 11 ] [ Т 12 ]
Эльфы , оставшиеся в Средиземье , где когда-то доминировал Мелькор, находясь в телах и окруженные вещами, которые сами по себе испорчены и подвержены разложению под влиянием Мелькора, создали Эльфийские Кольца из желания сохранить физический мир неизменным; как будто это было в Бессмертных Землях Валинора, доме Валар. Без колец им суждено в конечном итоге «поблекнуть», в конечном итоге став тенями в физическом мире, предвосхищая концепцию эльфов как обитающих на отдельном и часто подземном (или заморском ) плане в исторической европейской мифологии. [ Т 12 ] Смертным, носящим Кольцо Власти, суждено «исчезнуть» быстрее, поскольку кольца неестественным образом сохраняют продолжительность жизни, превращая их в призраков . Невидимость является побочным эффектом этого, поскольку владелец временно втягивается в мир духов. [ Т 13 ] [ Т 14 ]
Люди, эльфы и рай
[ редактировать ]Люди живут только в мире (Арда), могут умереть от него, имеют душу и могут в конечном итоге попасть в своего рода рай, хотя в легендариуме это остается расплывчатым . С эльфами дело обстоит иначе. Они могут населять «бессмертные земли» Валинора, дома Валар, по сути, по словам ученого-толкина Тома Шиппи , « Земного рая », как это предусмотрено для эльфов в среднеанглийской южноанглийской легенде . Другие эльфы находятся в Средиземье; Королева эльфов Галадриэль действительно изгнана из Валинора, как и падший Мелькор, хотя она явно добрая и очень похожа на ангела. Шиппи задумывается, есть ли у эльфов душа. Он считает, что, поскольку они не могут покинуть мир, ответ должен быть «нет»; но учитывая, что они не исчезают полностью после смерти, ответ должен быть утвердительным. По мнению Шиппи, Сильмариллион решает загадку, позволяя эльфам отправиться не на Небеса, а в общежитие Залов Мандоса на Валиноре. [ 4 ] Проблема снова возникает с очевидно совершенно злыми существами, такими как орки . Поскольку зло не может создавать, а только издеваться, орки не могут иметь мораль, равную и противоположную нравственности людей; но поскольку они говорят и обладают моральным чувством (хотя и неспособны его придерживаться), их нельзя назвать полностью злыми или лишенными разума . [ 5 ] [ 6 ] Все это подразумевает, как отмечали различные ученые, иерархию рас, сравнимую с великой средневековой цепью бытия . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Толкин | Католицизм / Средневековый мир |
---|---|
Эру, создатель | Бог |
Валар , бессмертный, участвующий в творении | Ангелы (или пантеон скандинавских богов ) |
Падшая Вала, Мелькор | Падший ангел, Сатана |
Эльфы («функционально бессмертные» [ 7 ] ) | ? |
Мужчины (смертные) | Мужчины (с душой) |
Орки (злые) | ? [ 5 ] |
Звери | Животные (без души) |
Некоторые ученые сравнили подразумеваемую космологию легендариума Толкина с космологией его религии, католицизма , и средневековой поэзии. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Толкин | католицизм | Жемчужина , Данте рай |
---|---|---|
«то, что находится за пределами Эльфийского Дома и будет всегда» [ Т 15 ] | Небеса | Небесный Рай , «за гранью» |
Бессмертные земли Амана, Эльфийский дом в Валиноре | Чистилище | Земной рай, Эдемский сад |
Средиземье | Земля | Земля |
Зло в Средиземье
[ редактировать ]Толкин использовал первую часть «Сильмариллиона» , « Айнулиндалэ» или описание творения, чтобы описать свои мысли о происхождении зла в своем вымышленном мире, которые он постарался согласовать со своими собственными убеждениями по этому поводу, изложенными в его «Письмах» . В Айнулиндалэ зло представляет собой восстание против творческого процесса, запущенного Эру. Зло определяется его первоначальным действующим лицом, Мелькором, люциферианским персонажем, который впадает в немилость в активном восстании против Эру из-за желания создавать и контролировать все самостоятельно. [ Т 2 ] Мелькор создает орков, насмехаясь над эльфами, или развращая эльфов, которых он захватил в своей северной крепости Средиземья Удун. [ Т 16 ]
Шиппи пишет, что сочинения Толкина о Средиземье воплощают древние христианские дебаты о природе зла . Шиппи отмечает заявление Элронда боэтианское о том , что «вначале нет ничего злого. Даже [Темный Лорд] Саурон не был таким». [ Т 17 ] иными словами, все было создано хорошим; но это сочетается с манихейским представлением о том, что добро и зло одинаково сильны и сражаются с ними в мире. [ 13 ] Личный военный опыт Толкина был манихейским: зло казалось, по крайней мере, столь же могущественным, как и добро, и могло легко одержать победу, и эта тенденция, как отмечает Шиппи, также можно увидеть в Средиземье. [ 14 ] Брайан Роузбери , ученый-гуманитарий, интерпретирует утверждение Элронда как подразумевающее августинианскую вселенную, созданную добром. [ 15 ]
Физическая вселенная
[ редактировать ]
Космология плоской Земли
[ редактировать ]-
Набросок одной из концепций Толкина об Арде в Пустоте, Кума , показывающий Окружающий Океан, Эккая вокруг Плоской Земли, Амбар , Воздух, Виста и Звездное небо, Ильмен , до создания Солнца и Луны.
-
Арда как плоский диск в годы ламп.
Эа — это на Квенья название материальной вселенной как реализации видения Айнур. экзистенциальное Это слово происходит от квеньяского слова, обозначающего в своей аористической форме. Таким образом, Эа — это «то, что есть». Эа — это слово, произнесенное Эру Илуватаром, с помощью которого он воплотил вселенную в реальность. [ Т 2 ]
Пустота ( Кума , Внешняя Тьма) — это небытие за пределами Арды. Из Арды туда можно попасть через Врата Ночи. Валар изгнали Мелькора в Пустоту после его поражения в Войне Гнева . Легенда предсказывает, что Мелькор вернется в Арду незадолго до апокалиптической битвы при Дагоре Дагорате. Пустоту не следует путать с состоянием небытия, которое предшествовало созданию Эа. [ Т 18 ]
Когда была создана Арда (Земля), «бесчисленные звезды » уже существовали. [ Т 2 ] Чтобы обеспечить больший свет, Валар позже создали Две Лампы в Средиземье, а когда они были уничтожены, они создали Два Дерева Валинора . Они породили Эпоху Светильников и Годы Деревьев , однако Эпоха Звезд не завершилась до сотворения Солнца. [ Т 19 ] В Годы Древ, незадолго до Пробуждения Эльфов , Варда создал Великие Звезды: «новые звезды и ярче» и созвездия. [ Т 16 ]
Илуватар создал Арду в соответствии с космологией плоской Земли . В этой дискообразной Арде есть континенты и моря, а вокруг нее вращаются луна и звезды. Арда была создана как «Жилище» ( Амбар ) для Эльфов и Людей. [ 16 ] Этот мир освещался двумя лампами, созданными Валар: Иллуином («Небесно-голубой») и Ормалом («Высоко-золотой»). Чтобы поддерживать лампы, Ауле выковал два огромных каменных столба: Хелкар на севере континента Средиземье и Рингил на юге. Иллуин был насажен на Хелкара, а Ормал на Рингила. Между колоннами, где смешивался свет ламп, обитали Валар на острове Альмарен посреди Великого озера. [ Т 4 ] Когда Мелькор уничтожил лампы, образовались два обширных внутренних моря (Хелкар и Рингил) и два крупных моря (Белегаэр и Восточное море), но Алмарен и его озеро были уничтожены. [ Т 16 ] Валар покинули Средиземье и отправились на недавно образованный континент Аман на западе, где они создали свой дом под названием Валинор . Чтобы отговорить Мелькора от нападения на Аман, они двинули континент Средиземья на восток, расширив таким образом Белегаэр в его середине и подняв пять главных горных хребтов Средиземья: Синие, Красные, Серые и Желтые горы, а также Горы Ветра. Этот акт нарушил симметричные формы континентов и морей. [ Т 20 ]
Эккайя, также называемая Окружающим океаном и Окружающим морем, — это темное море, окружающее мир до катаклизма в конце Второй Эпохи. В этот период плоской Земли Эккая полностью обтекает Арду, которая плывет по ней, как корабль по морю. Над Эккайей находится слой атмосферы. Ульмо, Повелитель Вод, обитает в Эккае, под Ардой. Эккая очень холодная; Там, где его воды встречаются с водами океана Белегаэр на северо-западе Средиземья, образуется ледяная пропасть: Хелкараксэ . Эккая не может поддерживать никакие корабли, кроме лодок Ульмо. Корабли нуменорцев , пытавшиеся плыть по нему, затонули, утопив моряков. Солнце проходит через Эккаю на своем пути вокруг света, согревая его на своем пути. [ Т 4 ] [ Т 21 ]
Ильмень — это регион чистого воздуха, пронизанного светом, до катаклизма в конце Второй Эпохи. Звезды и другие небесные тела находятся в этом регионе. Луна проходит через Ильмень на своем пути вокруг света, а на обратном пути погружается в пропасть Ильмень. [ Т 21 ]
Сферическая земная космология
[ редактировать ]
Легендариум Толкина обращается к парадигме сферической Земли , изображая катастрофический переход от плоского мира к сферическому, в котором Аман, континент, на котором лежал Валинор, был удален «из кругов мира». [ 3 ] Единственным оставшимся способом добраться до Амана была так называемая Старая Прямая Дорога , скрытый маршрут, оставляющий искривления Средиземья через небо и космос, который был известен и открыт исключительно эльфам, которые могли перемещаться по нему на своих кораблях. [ 3 ]
Этот переход от плоской Земли к сферической находится в центре легенды Толкина « Атлантида ». Нуменорцы, возгордившись, попытались достичь Валинора, думая, что пребывание там принесет бессмертие; но Эру разрушил их остров и изменил мир, чтобы люди никогда не смогли достичь его. Толкина Незаконченная «Затерянная дорога» предлагает набросок идеи исторической преемственности, связывающей эльфийскую мифологию Первой эпохи с классическим мифом об Атлантиде, германскими миграциями , англосаксонской Англией и современным периодом, представляя легенду об Атлантиде у Платона и других потопов . мифы как «путаное» изложение истории Нуменора. Катастрофическое переустройство мира оставило бы свой отпечаток в культурной памяти и коллективном бессознательном человечества и даже в генетической памяти отдельных людей. Часть легендариума «Атлантида» исследует тему памяти о «прямой дороге» на Запад, которая теперь существует только в воспоминаниях или мифах, потому что физический мир изменился. [ Т 22 ] [ 3 ] В Акаллабет говорится, что нуменорцы, пережившие катастрофу, отплыли как можно дальше на запад в поисках своего древнего дома, но их путешествия лишь вернули их по всему миру к исходным точкам. [ Т 23 ]
Через несколько лет после публикации «Властелина колец », в заметке, связанной с рассказом « Атрабет Финрод ах Андрет », Толкин приравнял Арду к Солнечной системе; потому что к этому моменту Арда состояла из более чем одного небесного тела, причем Валинор находился на другой планете, а Солнце и Луна сами по себе были небесными объектами. [ 19 ]
Планеты и созвездия
[ редактировать ]Толкин разработал список имен и значений, названный « Кенийский лексикон» . Кристофер Толкин включил выдержки из этого текста в приложение к «Книге утраченных сказаний» с упоминанием конкретных звезд, планет и созвездий. [ 21 ] [ 22 ] Солнце называлось Анор или Ур. [ Т 24 ] [ Т 25 ] Луну называли Итиль или Сильмо. [ Т 26 ] [ Т 27 ] Звезда Эарендила обозначает свет Сильмариля, установленный на Эарендила корабле Вингилот , когда он летел по небу, идентифицированному как планета Венера . английское использование слова «earendel» в древнеанглийском стихотворении «Христос I» Филологи XIX века сочли, что означает своего рода яркую звезду, а с 1914 года Толкин начал понимать, что это слово означает утреннюю звезду ; он все еще думал так поздно в своей жизни, в 1967 году. [ Т 28 ] Строка éala éarendel engla beorhtast «Славься, Эарендел, ярчайший из ангелов» вдохновила Толкина. [ 18 ] Толкин создал синдаринские имена для других планет Солнечной системы, как записано в « Кольце Моргота» , но они больше нигде не использовались. Имена были Силиндо для Юпитера , Карнил для Марса , Элеммир для Меркурия , Луинил для Урана , Люмбара для Сатурна и Ненар для Нептуна . [ Т 29 ] В «Книге утраченных сказаний» Морвен упоминается как имя Юпитера. [ Т 30 ]
Некоторые отдельные звезды были идентифицированы как имена настоящих звезд, будь то Толкином, его сыном Кристофером или учеными. Толкин указывает в «Трое — компания» в «Братстве Кольца» , что Боргил — красная звезда, которая появляется между Реммиратом (Плеяды) и перед Менельвагором (Орион). Ларсен и другие пишут, что Альдебаран — единственная крупная красная звезда, подходящая под это описание. [ 23 ] [ 20 ] Хеллуин (также Гил, Ниллуин и Ниернинва) — звезда-собака Сириус , а Морвинион — Арктур . [ 20 ]
Как и в случае с планетами, в Легендариуме названы несколько основных созвездий, которые можно приравнять к реальным созвездиям, наблюдаемым в Северном полушарии. Эксикилта (также Экта) — Пояс Ориона . [ Т 26 ] Менельвагор (также Дайморд, Менельмакар, Мордо, Небесный Мечник, Таймавар, Таймондо, Телимбектар, Телимектар, Телумехтар) — Орион- охотник . [ 20 ] и должен был представлять Турина Турамбара . Реммират (также Ицелокте или Ситалот), «Сетчатые звезды», — это Плеяды или Семь сестер. [ 20 ] Валацирка, «Серп Валар » , [ Т 31 ] ( Большая Медведица Плуг или Большая Медведица) [ 20 ] который Варда установил в северном небе как предупреждение Мелькору. Вилварин, что означает «Бабочка», считается Кассиопеей . [ 20 ]
Анализ
[ редактировать ]Богословская основа
[ редактировать ]В своей книге «Космология Толкина » 2020 года исследователь английской литературы Сэм МакБрайд предлагает новую категорию, «монотеистический политеизм», в качестве теологической основы космологии Толкина, поскольку она сочетает в себе политеистический пантеон с Валар, Майар и такими существами, как Том. Бомбадил , наряду с явно монотеистическим космосом, созданным одним богом, Эру Илуватаром. [ 24 ] По его мнению, Валар «нельзя свести ни к духовным существам, ни к земным силам; они охватывают и то, и другое одновременно». [ 25 ] Макбрайд показывает, как действия Эру можно увидеть в сотворении мира (Эа) и Валар, через которые он действует, и, что более двусмысленно, в Третьей Эпохе, где на божественную волю больше всего намекают. [ 26 ]
Теолог Кэтрин Мэдсен пишет, что Толкин счел невозможным привести свои многочисленные черновики и редакции «Сильмариллиона» в соответствие с «Властелином колец» , оставив его неопубликованным после его смерти. Его космология мельком видна: она отмечает, что рассказывается история об Эарендиле, и она служит фоном для использования Фродо и Сэмом Фиала Галадриэли , который содержит часть света звезды Эарендиля. Напротив, миф о сотворении Айнулиндалэ даже не упоминается во «Властелине колец» , хотя она отмечает, что это могло быть так: Беовульф предложил подходящую модель, знакомую Толкину, в рассказе менестреля об истории творения. Мэдсен пишет, что , рассказывая «Властелин колец » с точки зрения хоббитов, космология отодвигается еще дальше на второй план: хоббиты знают о Валар еще меньше, чем люди, а Эру вообще не упоминается. [ 27 ]
Версия с круглым миром
[ редактировать ]Ученые отметили, что Толкин, похоже, в более позднем возрасте колебался и отступил от космологии плоской Земли Арды в пользу версии круглого мира , но что она настолько глубоко укоренилась во всем Легендариуме, что переработала ее в том, что написала Дейдра Доусон. в «Исследованиях Толкина» , называемая «более рациональной, научно правдоподобной, глобальной формой», оказалась неработоспособной. [ 27 ] [ 28 ]
Ученый-толкин Джанет Бреннан Крофт утверждает в «Мифлоре» , что расы Средиземья, хоббиты, люди, эльфы и гномы верят, что существует «буквальная космологическая битва между добром и злом», и все ожидают «последней катастрофической битвы». . Читатели могут, пишет она, подумать о метафорической интерпретации Айнулиндалэ , чтобы попытки Мелькора разрушить Арду, «подняв долины, низвергнув горы, разлив моря, — можно было бы прочитать как символическое изображение геологических сил», но нет предложение об этом в тексте. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Толкин 1977 , стр. 329, 336, 356, 358
- ^ Jump up to: а б с д Толкин 1977 , Айнулиндале
- ^ Толкин 1954а, книга 2, гл. 5 «Мост Хазад-дума»
- ^ Jump up to: а б с д Толкин 1977 , гл. 1 «О начале дней»
- ^ Толкин 1977 , гл. 2 «Об Ауле и Йаванне»
- ↑ Carpenter 2023 , № 131, Милтону Уолдману, конец 1951 г.
- ↑ Carpenter 2023 , № 156, Р. Мюррею, SJ, ноябрь 1954 г.
- ↑ Carpenter 2023 , № 192, Эми Рональд, декабрь 1956 г.
- ^ Толкин 1993 , с. 400
- ^ Толкин 1993 , с. 339
- ^ Толкин 1954а, книга 2, гл. 1 «Множество встреч». «Вы видели его на мгновение, когда он [находится] на другой стороне: [...] ибо те, кто обитал в Благословенном Царстве, живут одновременно в обоих мирах, и против видимого и невидимого они имеют великую силу ."
- ^ Jump up to: а б Толкин 1954а книга 2, гл. 7 «Зеркало Галадриэли». «Однако, если тебе это удастся, тогда наша сила уменьшится, и Лотлориэн исчезнет, и волны Времени сметут его. Мы должны уйти на Запад или превратиться в деревенский народ лощин и пещер, чтобы медленно забыть и быть забытым».
- ^ Толкин 1954а, книга 1, гл. 2 « Тень прошлого ». «Если [смертный] часто использует Кольцо, чтобы стать невидимым, он исчезает : в конце концов он становится невидимым навсегда и ходит в сумерках под оком темной силы, которая правит Кольцами».
- ^ Толкин 1954а, книга 2, гл. 1 «Множество встреч». «Пока ты носил Кольцо, ты подвергался величайшей опасности, потому что тогда ты сам наполовину находился в призрачном мире».
- ↑ Толкин 1955 , книга 6, гл. 4 «Поле Кормаллена»
- ^ Jump up to: а б с Толкин 1977 , гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 2 « Совет Элронда »
- ^ Толкин 1993 , «Трансформированные мифы», раздел VII.
- ^ Толкин 1977 , гл. 13 «О возвращении нолдор»
- ^ Толкин 1977 , гл. 11 «О Солнце и Луне и сокрытии Валинора»
- ^ Jump up to: а б Толкин 1977 , гл. 11 «О Солнце и Луне и сокрытии Валинора»
- ^ Jump up to: а б «На самом деле в воображении этой истории мы сейчас живем на физически круглой Земле. Но весь «легендариум» содержит переход от плоского мира… к глобусу…» Карпентер 2023 , №154 Наоми Митчисон , 25 сентября 1954 г.
- ^ Толкин 1977 , Акаллабет
- ^ Толкин 1984 , «Приход Валар»
- ^ Толкин, 1955 г. Толкин определяет Анора и Корону Дурина (под словом «Звезда») в Индексе IV, а Менельвагора и Итиля в Приложении EI в записях для согласных звуков «H» и «TH» соответственно.
- ^ Jump up to: а б « Кенийский лексикон ». Парма Эльдаламберон . 12 . Сюда входят имена звезд, пропущенные в приложении «Книги утраченных сказаний» на страницах 35, 43, 63 и 82.
- ^ Толкин, 1955 г. , Приложение E. I, TH.
- ^ Толкин 1984b , с. 266
- ^ Толкин 1993 , Индекс
- ^ Толкин 1984 , Приложение, «Морни»
- ^ Толкин 1977 , О приходе эльфов (также Корона Дурина, Пылающий шип, Эдегиль, Оселен, Семь звезд, Семь бабочек, Серебряный серп, Тимбридхил)
вторичный
[ редактировать ]- ^ Килби, Клайд С. Толкин и Сильмариллион . Гарольд Шоу , 1976, с. 59. "Толкин признался Клайду Килби летом 1966 года, что это был Святой Дух. Природа Второго Лица Троицы, Логоса, проявляется лишь абстрактно в рассказе "Атрабет Финрод Ах Андрет"... предвидя Воплощение, «Говорят, что Единый войдет в Арду и исцелит Людей и все Повреждения от начала до конца». Брэдли Дж. Бирзер , «Эру» в книге Майкла Д.С. Драута (ред.), Энциклопедия Толкина JRR , 2007, стр. 171.
- ^ Jump up to: а б с Дикерсон, Мэтью (2013). «Хроа и Феа Средиземья: здоровье, экология и война». Кристофер Ваккаро (ред.). Тело в Легендариуме Толкина: Очерки телесности Средиземья . МакФарланд и компания . стр. 64–82.
- ^ Jump up to: а б с д и Шиппи, 2005 , стр. 324–328, «Затерянная прямая дорога».
- ^ Шиппи 2005 , стр. 270–273.
- ^ Jump up to: а б Талли, Роберт Т. младший (2010). «Давайте теперь восхвалим знаменитых орков: простая человечность в нечеловеческих существах Толкиена» . Мифлор . 29 (1). статья 3. Архивировано из оригинала 17 ноября 2022 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 362, 438 (глава 5, примечание 14).
- ^ Jump up to: а б с Чендлер, Уэйн А.; Фрай, Кэррол Л. (2017). «Аллюзивная предыстория Толкина: бессмертие и вера в рамках фэнтези» . Мифлор . 35 (2). статья 7. Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 года . Проверено 16 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Роберт (2022). «Толкин, раса и критики: обсуждение расизма в Средиземье». Толкин, Раса и расизм в Средиземье . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан . п. 46. дои : 10.1007/978-3-030-97475-6 . ISBN 978-3-030-97475-6 . OCLC 1312274691 . S2CID 248207455 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 года . Проверено 16 ноября 2022 г.
- ^ Талли, RT младший (2022). «Более опасный и менее мудрый: раса, класс и геополитический порядок». Дж.Р.Р. Толкиен «Хоббит» . Пэлгрейв: научная фантастика и фэнтези: новый канон. Пэлгрейв Макмиллан . стр. 65–84. дои : 10.1007/978-3-031-11266-9_5 . ISBN 978-3031112669 .
- ^ Jump up to: а б Драут, Майкл, округ Колумбия (2007). «Эльдамар». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . ЦРК Пресс . п. 145. ИСБН 978-0-415-96942-0 .
- ^ Jump up to: а б Келли, А. Кейт; Ливингстон, Майкл (2009). « Далекая зеленая страна: Толкин, рай и конец всего в средневековой литературе». Мифлор . 27 (3).
- ^ Jump up to: а б Дикерсон, Мэтью Т. (2007). "Рай". В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . ЦРК Пресс . стр. 502–503. ISBN 978-0-415-96942-0 .
- ^ Шиппи 2005 , стр. 160–161.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 169–170.
- ^ Роузбери, Брайан (2003). Толкин: культурный феномен . Пэлгрейв. стр. 35–41. ISBN 978-1403-91263-3 .
- ^ Болинтяну, Александра (2013). «Арда». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 24–25. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Кохер, Пол (1974) [1972]. Хозяин Средиземья: Достижения Дж. Р. Р. Толкина . Книги о пингвинах . стр. 8–11. ISBN 0140038779 .
- ^ Jump up to: а б Ли, Стюарт Д .; Солопова, Елизавета (2005). Ключи Средиземья: открытие средневековой литературы через художественную литературу Дж. Р. Р. Толкина . Пэлгрейв . стр. 256–257. ISBN 978-1403946713 .
- ^ Ларсен, Кристина (2008). Сара Уэллс (ред.). «Его собственная маленькая земля: мифы о создании Луны Толкина». Кольцо продолжается: материалы конференции Толкиена 2005 года . 2 . Общество Толкина : 394–403.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мэннинг, Джим; Планетарий Тейлора (2003). «Эльфийские звездные знания» (PDF) . Планетарий (14). Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2016 года.
- ^ Ларсен, Кристина (2011). «Морские птицы и утренние звезды: Цейкс, Альцион и многочисленные метаморфозы Эарендила и Эльвинга». В Фишере, Джейсоне (ред.). Толкин и изучение его источников: критические очерки . Макфарланд Издательство . стр. 69–83. Индексные записи: Гонг, Ингил, Морниэ, Морвинион, Ниеллуин, Силиндрин и Телимектар.
- ^ Ларсен, Кристина (2014). Суонк, Крис (ред.). Красные кометы и красные звезды: Толкин, Мартин и использование астрономии в серии фэнтези (PDF) . Материалы 2-го Мифмута Института Мифгарда. Том. 2. Институт Мифгард . Архивировано из оригинала (PDF) 21 марта 2015 года.
- ^ Ларсен, Кристина (2005). «Окончательная идентификация «Боргила» Толкина: астрономический и литературный подход». Толкиенские исследования . 2 : 161–170. дои : 10.1353/tks.2005.0023 . S2CID 170378050 .
- ^ Макбрайд 2020 , с. 14.
- ^ Макбрайд 2020 , с. 35.
- ^ Дикерсон, Мэтью (2020). «[Обзор] Космология Толкина: Божественные существа и Средиземье (2020) Сэма Макбрайда» . Журнал исследований Толкина . 11 (1). Статья 5. Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 23 сентября 2021 г. обзор Макбрайда 2020
- ^ Jump up to: а б Мэдсен, Кэтрин (2010). «Стертый Эру: Минималистская космология «Властелина колец »» . В Керри, Пол Э. (ред.). Кольцо и крест: христианство и Властелин колец . Издательство Университета Фэрли Дикинсон . стр. 152–169. ISBN 978-1-61147-065-9 . Архивировано из оригинала 19 февраля 2024 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Доусон, Дейдре А. (2008). « Эволюция мифологии Толкина : исследование истории Средиземья (рецензия)». Толкиенские исследования . 5 (1): 205–209. дои : 10.1353/tks.0.0028 . ISSN 1547-3163 . S2CID 170596445 .
- ^ Крофт, Джанет Бреннан (2010). «Нить, на которой висит судьба: свобода воли, неповиновение и эвкатастрофа в Толкиновском Средиземье» . Мифлор . 29 (1). Статья 9. Архивировано из оригинала 3 декабря 2021 года . Проверено 23 сентября 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Макбрайд, Сэм (2020). Космология Толкина: Божественные существа и Средиземье . Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета . ISBN 978-1-60635-396-7 . OCLC 1121602421 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . ISBN 978-0261102750 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1993). Кристофер Толкин (ред.). Кольцо Моргота . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-68092-1 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1984). Кристофер Толкин (ред.). Книга утраченных сказаний . Том. 1. Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-35439-0 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1984b). Кристофер Толкин (ред.). Книга утраченных сказаний . Том. 2. Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-36614-3 .