Генетическая память (психология)
Эта статья содержит неприятные слова : расплывчатые формулировки, которые часто сопровождают предвзятую или непроверяемую информацию . ( июль 2024 г. ) |
В психологии — это теоретический феномен , генетическая память при котором определенные виды воспоминаний могут передаваться по наследству, присутствуя при рождении в отсутствие какого-либо связанного с ним сенсорного опыта, и что такие воспоминания могут быть включены в геном в течение длительных периодов времени. [1]
Хотя теории о наследовании конкретных воспоминаний были полностью опровергнуты, некоторые исследователи предположили, что более общие ассоциации, сформированные предыдущими поколениями, могут передаваться из поколения в поколение через геном. Например, сегодня эксперты по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, как интерпретировать исследование, в котором предполагается, что мыши могут наследовать связь между определенными запахами и реакцией страха, сформированную предыдущими поколениями мышей. Современные теории основаны на идее о том, что общий опыт вида может быть включен в генетический код этого вида, но не с помощью ламарковского процесса, кодирующего конкретные воспоминания, а с помощью гораздо более расплывчатой тенденции кодировать готовность реагировать определенным образом на определенные стимулы.
Язык
[ редактировать ]Язык, с современной точки зрения, считается лишь частичным продуктом генетической памяти. Тот факт, что люди могут иметь языки, является свойством нервной системы, присутствующим при рождении и, следовательно, имеющим филогенетический характер. [ нужна ссылка ] Однако восприятие определенного набора фонем, свойственного родному языку, развивается только в процессе онтогенеза . Не существует генетической предрасположенности к фонематическому составу какого-либо отдельного языка. Дети в конкретной стране генетически не предрасположены говорить на языках этой страны, что придает дополнительный вес утверждению о том, что генетическая память не является ламаркистской. [1] Однако есть научные доказательства существования гена идеального слуха , который чаще встречается в азиатских странах, где слух имеет решающее значение для значения произнесенного слова. [2]
Исследовать
[ редактировать ]Нейробиологические исследования на мышах показывают, что некоторые переживания могут повлиять на последующие поколения. В исследовании 2013 года [3] [4] мыши, обученные бояться определенного запаха, передали свое тренированное отвращение своим потомкам, которые в то время были чрезвычайно чувствительны и боялись того же запаха, хотя никогда не сталкивались с ним и не были приучены бояться его.
Также были обнаружены изменения в структуре мозга. Исследователи пришли к выводу, что «опыт родителя, еще до зачатия, заметно влияет как на структуру, так и на функции нервной системы последующих поколений». [5]
Ученые предполагают, что подобные генетические механизмы могут быть связаны с фобиями, тревогой и посттравматическими стрессовыми расстройствами, а также с другими нервно-психическими расстройствами у людей. [ нужна ссылка ]
Исторические взгляды
[ редактировать ]В отличие от современной точки зрения, в XIX веке биологи считали генетическую память сочетанием памяти и наследственности и считали ее механизмом Ламарка. Рибо, например, в 1881 году считал, что психологическая и генетическая память основаны на общем механизме и что первая отличается от второй только тем, что она взаимодействует с сознанием. [6] Геринг и Семон разработали общие теории памяти, причем последний изобрел идею инграммы и сопутствующих процессов энграфии и экфории . Семон разделил память на генетическую память и память центральной нервной системы. [7]
Эта точка зрения XIX века не совсем умерла, хотя она резко контрастирует с идеями неодарвинизма . В современной психологии генетическая память вообще считается ложной идеей. Однако такие биологи, как Стюарт А. Ньюман и Герд Б. Мюллер, внесли свой вклад в развитие этой идеи в 21 веке. [8]
См. также
[ редактировать ]- Адаптивная память
- Коллективная память — социологическая концепция
- Эпигенетика в обучении и памяти
- Инстинкт
- Психологический нативизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Родольфо Р. Ллинас (2001). Я вихря: от нейронов к себе . МТИ Пресс. стр. 190–191. ISBN 0-262-62163-0 .
- ^ Дойч, Диана; Хентхорн, Тревор (2004). «Абсолютный слух, речь и язык тонов: некоторые эксперименты и предлагаемая основа» . Музыкальное восприятие . 21 (3): 339–356. doi : 10.1525/mp.2004.21.3.339 – через ResearchGate.
- ^ Диас, Брайан Дж; Ресслер, Керри Дж (2013). «Родительский обонятельный опыт влияет на поведение и нервную структуру последующих поколений» . Природная неврология . 17 (1): 89–96. дои : 10.1038/nn.3594 . ПМЦ 3923835 . ПМИД 24292232 .
- Линда Геддес (1 декабря 2013 г.). «Боязнь запаха может передаваться из поколения в поколение» . Новый учёный .
- ^ Каллауэй, Юэн (2013). «Страшные воспоминания преследуют потомков мышей». Природа . дои : 10.1038/nature.2013.14272 . S2CID 155233262 .
- ^ Галлахер, Джеймс. « Воспоминания передаются из поколения в поколение» . Би-би-си . Проверено 1 декабря 2013 г.
- ^ Луи Д. Мацель (2002). «Обучающиеся мутанты». В Гарольде Э. Пашлере (ред.). Справочник Стивена по экспериментальной психологии . Джон Уайли и сыновья. п. 201 . ISBN 0-471-65016-1 .
- ^ Тимоти Л. Стриклер (1978). Функциональная остеология и миология плеча рукокрылых . Издательство Каргер. п. 325. ИСБН 3-8055-2645-8 .
- ^ Брайан Кейт Холл; Рой Дуглас Пирсон; Герд Б. Мюллер (2003). Окружающая среда, развитие и эволюция: к синтезу . МТИ Пресс. п. 17. ISBN 0-262-08319-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алан Баллок; Оливер Сталлибрасс (1977). «Генетическая память». Словарь современной мысли Харпера . Харпер и Роу. п. 258.
- Раймонд Джозеф Корсини (1999). «Генетическая память». Словарь психологии . Психология Пресс. п. 410. ИСБН 158391028X . Обратите внимание, что в определении говорится об «информации, основанной на» обучении и опыте, а не об обучении и опыте как таковых.