Лич ( Подземелья и драконы )
Лич | |
---|---|
Иллюстрация лича Дэвида А. Трампье из 1-го издания «Руководства монстров». | |
Первое появление | Грейхок (1975) |
Информация во вселенной | |
Тип | Нежить |
Выравнивание | Любое зло |
Лич / l ɪ tʃ / [ 1 ] — существо- нежить , встречающееся в Dungeons & Dragons ( D&D ) фэнтезийной ролевой игре . Личи — заклинатели [ 2 ] которые стремятся бросить вызов смерти магическими средствами.
Этот термин происходит от слова «лич» , архаичного термина, обозначающего труп . Dungeons & Dragons Соавтор Гэри Гайгакс заявил, что он основал описание лича, включенного «Меч чародея» (1969) в игру, на рассказ Гарднера Фокса . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
История публикаций
[ редактировать ]Лич был одним из первых существ, представленных в игре Dungeons & Dragons .
Подземелья и драконы (1974–1976)
[ редактировать ]В исходном D&D наборе правил лич был представлен в первом дополнении Greyhawk (1975). [ 3 ] [ 6 ] Его описывают просто как скелетного монстра, который раньше при жизни был пользователем магии или пользователем магии/ священнослужителем и сохраняет эти способности, способные в страхе заставлять персонажей более низкого уровня бежать.
Взаимодействие лича с правилами псионики и культовым личем Векной было описано в Приложении III: Eldritch Wizardry (1976).
Advanced Dungeons & Dragons, 1-е издание (1977–1988)
[ редактировать ]В AD&D первом издании лич появляется в первом издании «Руководства монстров» (1977). [ 7 ] где дано более подробное описание; включая краткую загадочную запись о том, что он достиг «нечеловеческого, неживого существования силой воли. Он сохраняет этот статус благодаря определенным заклинаниям, чарам и филактерии». Природа и функция этой филактерии не были объяснены. [ 7 ] : 61 хотя это слово существует в реальном мире, где филактерия имеет несколько значений, включая коробку с еврейскими молитвенными стихами или христианские реликвии.
Статья Лена Лакофки «Чертеж лича» в журнале « Дракон № 26» (1979) описывает формулу превращения заклинателя в лича. Это привело к идее, что Лич хранил свою душу в «банке», хотя слово «филактерия» не использовалось. [ 8 ]
Другая форма лича, демилиха , была представлена в «Гробнице ужасов» (1978), а позже появилась в «Затерянных пещерах Цойканта» (1982). [ 9 ] а затем «Руководство монстров II» (1983). [ 10 ]
Endless Quest Книга-игра Lair of the Lich (1985) сочетает в себе концепцию филактерии и банки душ. [ нужна ссылка ]
Подробное описание Зелья Личства, используемого для создания личей, было дано в Lords of Darkness (1988). Хотя эта версия похожа на описание в «Чертеже лича», она описывается как подготовка «магической филактерии», а не просто «банки». [ 11 ]
Подземелья и драконы (1977–1989)
[ редактировать ]Базовый набор D&D включал свою собственную версию лича в Главных правилах D&D (1985) и в «Книге Мастера DM». В этой версии не упоминается филактерия или что-то подобное, но это может быть священнослужитель. [ 12 ] Эта запись была продублирована в «Циклопедии правил D&D» (1991). [ 13 ]
Advanced Dungeons & Dragons , 2-е издание (1989–1999)
[ редактировать ]Во AD&D 2-м издании лич и демилич впервые появляются в первом томе «Компендиума чудовищ» (1989 г.) и переиздаются в « Руководстве чудовищ» (1993 г.). Эта версия явно описывается как хранящая свою «жизненную силу» в «филактерии». [ 14 ] [ 15 ]
В Spelljammer сеттинге кампании Lost Ships (1990) появился архилич, [ 16 ] который также позже появился в « Руководстве Чудовищ» . Мастер-лич появился в Legend of Spelljammer (1991). Существо по имени огненный представлено во 2-м приложении Spelljammer Monstrous Compendium (MC9).
Псионический лич для сеттинга кампании Равенлофта впервые появился в Dragon # 174 (октябрь 1991 г.), а затем появился в «Руководстве Ван Рихтена по личу» (1993), Ravenloft Monstrous Compendium Приложение III: Creatures of Darkness (1994), Monstrous Compendium Annual One. (1994), [ 17 ] и «Компендиум охотника на монстров» Ван Рихтена (1999). Несколько других вариантов личей были также представлены в Приложении III «Компендиума монстров Равенлофта» , включая лича-осквернителя и лича-полу-осквернителя, лича-дроу (и демилич-дроу, лича-дроу, лича-жрицу-дроу и лича-волшебника-дроу), а также элементарный лич и полуэлементальный лич.
Драколич, дракон-лич, впервые появился в « Руководстве чудовищ» (1993). [ 15 ]
Бэлнорн, эльфийский лич хорошего мировоззрения, был представлен в «Руинах мифа Драннора» (1993), а затем появился в первом томе «Monstrous Compendium Annual Volume One» (1994) и «Кормантир: Империя эльфов» (1998). Банелич, версия лича, созданная богом Бэйном в сеттинге кампании «Забытые королевства» , впервые появляется в коробочном наборе «Руины Зентил Кипа» (в буклете «Компендиума монстров») в 1995 году, а затем появляется в третьем томе ежегодного сборника монстров . (1996). [ 18 ]
Суэль - лич для сеттинга кампании «Грейхок» был представлен в «Многограннике № 101» (ноябрь 1994 г.), а затем появился во втором томе ежегодного сборника монстров (1995 г.).
Описание Зелья Драколича, используемого для создания Драколичей, было дано в Приложении к Компендию Чудовищ Забытых Королевств (1991). Оно было переиздано вместе с «Зельем Личдома» в третьем томе Энциклопедии Magica (1995). [ 11 ]
Лич-наследник сеттинга кампании Red Steel впервые появился в Red Steel Savage Baronies (1995), а затем в Savage Coast Monstrous Compendium (1996).
Подземелья и драконы, 3-е издание (2000–2002 гг.)
[ редактировать ]В D&D третьем издании лич появляется в « Руководстве монстров» в виде шаблона. Эта версия описывает филактерию лича как напоминающую еврейский тфилин , но отмечает, что это также может быть кольцо, амулет и т. д. [ 19 ]
Банелич, а также добрые личи, архилич и баэлнорн, появились в «Монстры Фаэруна» (2000). [ 20 ]
Демилич снова появился в « Справочнике эпического уровня» (2002).
Подземелья и драконы версия 3.5 (2003–2007 гг.)
[ редактировать ]В D&D версии 3.5 запись о личе из версии 3.0 дублируется в пересмотренном «Руководстве монстров» (2003 г.).
Добрый лич и злодей-лич появились в Libris Mortis: The Book of Undead (2004). [ 21 ] Изверг-лич также появился в Dungeon #116 (ноябрь 2004 г.) как часть The Shackled City Adventure Path .
Сухой лич был представлен в игре Sandstorm: Mastering the Perils of Fire and Sand (2005). [ 22 ]
Суэль-лич вернулся в «Классике кампании» в Dragon # 339 (январь 2006 г.).
Подземелья и драконы, 4-е издание (2008–2014 гг.)
[ редактировать ]В D&D 4-м издании лич появляется в « Руководстве монстров» (2008 г.). Эта версия описывает филактерию так же, как и версия 3e, но не описывает ее как носимую. Дан ритуал, который позволяет игрокам стать личами. Здесь также очерчены остатки лича , ослабленного призрачного лича, который не может переформироваться. [ 23 ] Лич также появляется в качестве шаблона в « Руководстве мастера подземелий» (2008 г.). [ 24 ]
Правила 4-го издания позволяют игроку стать архиличом благодаря эпической судьбе, найденной в Arcane Power .
Подземелья и драконы, 5-е издание (2014–)
[ редактировать ]В D&D 5-м издании лич появляется в « Руководстве монстров» (2014 г.). Говорят, что эта версия лича хранит свою душу в филактерии (каждая из которых уникальна), которой он кормит захваченные души, чтобы поддерживать себя. Также появляются демилич и драколич. [ 25 ]
Описание
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Маг становится личем посредством некромантии , используя магический сосуд, называемый филактерией. [ 26 ] хранить душу лича. [ 26 ] [ 27 ] Лич выглядит истощенным. [ 28 ] В некоторых источниках метод превращения в лича упоминается как Ритуал Становления или Церемония Бесконечной Ночи. [ 29 ] Этот процесс часто описывается как требующий создания и употребления смертоносного зелья, Эликсира Осквернения, который следует пить в полнолуние; хотя точные детали зелья описываются по-разному в разных источниках, создание зелья почти всегда влечет за собой действия крайнего зла , такие как использование в качестве ингредиента крови младенца, убитого собственной рукой потенциального лича, или других подобных действий. отвратительные компоненты. Зелье неизменно убивает выпившего, но если процесс проходит успешно, через несколько дней он снова воскресает в виде лича-нежити. Иногда эта метаморфоза происходит случайно в результате магии, продлевающей жизнь.
В отличие от большинства других форм нежити, Лич сохраняет все воспоминания, личность и способности, которыми он обладал при жизни, но у него есть виртуальная вечность, чтобы отточить свои навыки, и он неизбежно становится очень могущественным. Как и другие могущественные формы нежити (например, вампир или мумия ), Лич обладает неестественными способностями в силу своего состояния. Например, он может ввести смертных в состояние парализованной гибернации их разума, заставляя их казаться мертвыми для других, и может с помощью своих обычно мощных магических заклинаний вызывать другую меньшую нежить для защиты. Кости Лича не разлагаются. Лич способен выдержать огромный физический урон и невосприимчив к болезням, ядам, усталости и другим эффектам, которые влияют только на живых. Однако, несмотря на все его «дары» нежити, наиболее ценными ресурсами лича являются его огромный интеллект, высочайшее мастерство колдовства и безграничное время для исследований, заговоров и планов.
Поскольку душа лича мистическим образом привязана к его филактерии , уничтожение его тела не убьет его. Скорее, его душа вернется в филактерию, а его тело будет воссоздано силой, сохраняющей его бессмертным. Таким образом, единственный способ навсегда уничтожить лича — это уничтожить и филактерию. Поэтому лич, как правило, будет очень бережно относиться к бесценному предмету. Филактерия, которая может иметь практически любую форму (по умолчанию это металлический ящик, наполненный бумагами, покрытыми рунами, но обычно она выглядит как ценный амулет или драгоценный камень), часто спрятана в секретном месте и защищена мощными заклинаниями. , амулеты, монстры и/или другие слуги; сама филактерия обычно имеет магическую природу, а это значит, что ее уничтожить обычно не легче, чем получить.
Выравнивание
[ редактировать ]В зависимости от способа становления личем, лич может иметь любое мировоззрение , сохраняя любое мировоззрение, которое он имел при жизни.
« Руководство D&D версии 3.5 монстров» , основная книга правил D&D , решительно утверждает, что личи всегда злые, но в других руководствах есть ссылки на добрых личей. [ 15 ] Хорошие личи представлены в Monster Compendium: Monsters of Faerûn , дополнительной книге правил к правилам D&D 3-го издания. Хорошие личи отличаются тем, что они ищут нежить ради благородного дела, для защиты места, любимого человека или выполнения важного задания. В типичной кампании D&D личи — это злые, жаждущие власти заклинатели, обманувшие смерть.
Аксессуар AD&D Lost Spelljammer Ships также представил добрых архиличей, которые способны запоминать заклинания интуитивно и не нуждаются в книгах заклинаний. Архилич также не становится демиличом, а остается в своем облике навечно. Четвертое издание книги « Тайная сила» включает в себя эпического архилича судьбы, предназначенного для добрых, законно-добрых или непримиримых героев. В Забытых Королевствах архиличи — это личи смертных, которые были божественными заклинателями хорошего мировоззрения. Бэлнорны — древние эльфийские личи, которые возглавляют благородные семьи и помогают общинам мудрыми советами. Хотя и существуют некоторые записи о них, они чрезвычайно редки, а злые личи гораздо более распространены. Способности добрых личей также несколько уменьшены.
Вариант
[ редактировать ]Демиличес
[ редактировать ]Демилич — это развитая форма лича, которая искала другие пути для получения знаний, отвернувшись от физического мира и используя астральную проекцию для путешествий по другим планам существования . Из-за путешествий по планам существования его тело постепенно разрушается, пока не остается только череп или даже одна скелетная рука, но остается существом огромных сил. [ 30 ] Автор Cracked.com Тайлор Линн включил демилича в свой список «15 самых идиотских монстров в истории Dungeons & Dragons» за 2009 год. Он с юмором прокомментировал, что он «похоже, не обладает никакими тактическими преимуществами. Он просто плавает вокруг, ожидая, пока группа героев ударит его в воздух, как пиньяту». [ 31 ] Напротив, Скотт Бэрд из Screen Rant поставил его на 8-е место среди 10 сильнейших существ D&D , сказав: «Вы можете подумать, что парящий череп легко разбить на куски, но вы ошибаетесь, поскольку демиличи — одни из самых выносливые существа в игре». [ 32 ]
Нечеловеческие личи
[ редактировать ]У других рас также есть свои особые версии личей, которые не обязательно являются злыми; например, эльф из сеттинга «Забытые королевства» может стать баэлнорном (часто эльфы, которые берут на себя обязанность присматривать и/или защищать свой дом), или иллитид может стать иллитиличем , также известным как алхун . Дракон также может стать драколичем. Драколичей очень боятся, поскольку они гораздо могущественнее обычных личей. Драколич, ставший демиличом, был бы чрезвычайно могущественным монстром, даже по драконьим стандартам. Изверги-личи — злые чужаки, достигшие состояния лича.
Другие варианты личей
[ редактировать ]Существуют и другие варианты личей. Банеличи, чрезвычайно могущественные жрецы божества Забытых Королевств Бэйна , набирают силу каждые 100 лет своего дальнейшего существования. Сухие личи — это личи, обитающие в пустыне, конечный результат престиж-класса Ходока в Пустошах. Псилихи — могущественные пользователи псионических сил, которые использовали немагические средства для достижения состояния нежити. В Империи Суэл также была своя собственная форма личей, Суэл-личи — могущественные волшебники, постигшие секреты перемещения своих душ из одного тела в другое — за счет того, что тела сгорали за короткие промежутки времени.
Известные личи
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Личи обычно являются одними из самых могущественных существ-нежити практически в любой обстановке, в которой они появляются, и являются одними из самых могущественных неуникальных существ-нежити в игре D&D .
Божества
[ редактировать ]Некоторые боги D&D были личами, прежде чем стать божествами; к этим богам относятся:
- Богиня дроу » Киарансали из сеттинга кампании «Забытые королевства .
- Меллифлёр, Повелитель-лич: этот бог, не связанный с конкретной кампанией, был представлен в «Мифологии монстров» как бог личей.
- Векна из сеттинга кампании Грейхок .
- Велшарун из сеттинга кампании «Забытые королевства» .
- гитьянки Королева -лич Влаакит CLVII пытается достичь божественности.
- Эрандис Вол , или Леди Вол для ее прихожан, в сеттинге кампании Эберрона .
Небожественные личи
[ редактировать ]- Асерерак из сеттинга кампании World of Greyhawk .
- Алоккаир-Король-волшебник - лич, живший под Шэдоудейлом, когда-то владевший собственным королевством Хлона в пустыне Анаурач. [ 33 ]
- Арклем Грит, тайный архимаг сеттинга Забытых Королевств .
- Асбердис, житель затонувшей пещеры в модуле D1 «Спуск в недра Земли» .
- Аумвор Бессмертный появляется в книге «Забытые королевства» «Чемпионы руин» (2005).
- Азалин, лорд Даркона в сеттинге кампании Равенлофта .
- Боретти , король-некромант, правитель разбойной армии в Ахероне, из руководства Planescape : Planes of Law .
- Драгота , могущественный драколич в сеттинге кампании World of Greyhawk .
- Дрегот , третий чемпион Раджаата , «Опустошитель гигантов», король-колдун Джустеналя в сеттинге кампании «Тёмное солнце» .
- Хартун, главный дипломат и кастелян Оркуса (из « Книги Мерзкой Тьмы» и «Дьявольского Кодекса I: Орды Бездны» ).
- Ларлох Последний, последний Нетерила арканист из сеттинга Забытых Королевств .
- Скалл, фактол (лидер) фракции Мусорщиков в сеттинге Planescape .
- Сзасс Тэм, фактический правитель Тэя в сеттинге кампании Забытых Королевств .
- Фессалар , место действия кампании «Мир Грейхока» . Создатель фессалмонстра.
- Красный Глаз, лич, правящий Болотом Ящеров . Появился в приключенческом модуле Under Illefarn .
- Саммастер, первый оратор Культа Дракона в Забытых Королевствах .
- Тординнар Раэверн, баэлнорн из сеттинга Забытых Королевств .
- Повелители искривленных рун : Джимахна, Картак-заклинатель, Приамон Ракеск, Рангаун, Сапфирактар Лазурный (драколич) и Шангалар Черный — все из сеттинга кампании «Забытые королевства» .
- Эрандис Вол , почти божество. Движущая сила религии «Кровь Вола». Эберрона . Настройка кампании
- Король-Чародей Чжэнъи из «Перевал Кровавого камня» модулей (особенно H4 «Трон Кровавого камня» ) и последних двух книг «Наёмники» трилогии Р. А. Сальваторе .
- Зри Пракис, подчиненная и бывшая возлюбленная волшебника Кассаны в романе « Лазурные узы» .
Известные личи в других СМИ, связанных с Dungeons & Dragons
[ редактировать ]- Бельферон, могущественный лич, которому почти удалось завоевать Торил и который составляет большую часть предыстории Neverwinter Nights: Shadows of Undrentide . Он появляется в эпизодической роли в Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark .
- Деймос — финальный босс игры Dungeons & Dragons: Tower of Doom .
- Кангакс, из Baldur's Gate II: Shadows of Amn , скрытая квестовая битва.
- Клакс Злобный из Dungeons & Dragons: Wrath of the Dragon God .
- Лиран из Baldur's Gate: Dark Alliance II .
- Карлат, маг, принесший в жертву детей деревни Чарвуд Белиалу Повелителю Огня, чтобы получить статус лича в Neverwinter Nights .
- Медуза Эвродис пожертвовала своими глазами (и, следовательно, взглядом из плоти в камень), чтобы стать личем в Neverwinter Nights: Shadows of Undrentide . Мифальный дар Ундрентида служил ей филактерией.
- Викс'тра, драколич, последний босс раздела нежити в Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark .
- Раммак, титан , ставший демиличем, из Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer .
- Вонгете из Baldur's Gate II: Throne of Bhaal .
- Ксикон из Ордена Палки .
Прием
[ редактировать ]Джош Храла из Geek & Sundry сообщил, что «личи действительно стали популярны в современных играх и художественной литературе, когда D&D соавтор Гэри Гайгакс официально добавил их в игру еще в 1975 году в дополнении под названием Greyhawk . Гайгакс не был первым, кто Однако вместо этого он позаимствовал большую часть идеи из рассказа автора фэнтези Гарднера конца 1960-х годов. Лиса ». [ 3 ]
Роб Брикен из io9 назвал лича седьмым самым запоминающимся монстром D&D. [ 34 ] а обозреватель Backstab Филипп Тессье назвал ее «классикой D&D ». [ 28 ]
В своем обзоре « Руководства по монстрам» (2014) Генри Глашин для журнала SLUG Magazine написал, что «пятое издание взяло некоторых из самых впечатляющих существ и придало им неоспоримую атмосферу», и выделил лича как пример монстра, который мог бы использовать «Руководство по монстрам» (2014). все ее логово в отчаянной попытке уничтожить партию». [ 35 ]
SyFy Wire в 2018 году назвал его одним из «9 самых страшных и незабываемых монстров из Dungeons & Dragons», заявив, что «Личи — это классические монстры не только в D&D , но когда вы сталкиваетесь с одним из них в настольной игре, вам лучше быть готовым к тяжелым испытаниям». бой и многое другое». [ 36 ]
CBR в 2018 году назвал его одним из «13 самых могущественных монстров D&D», заявив, что «они бессмертные заклинатели, которых практически невозможно убить, поскольку вам нужно найти их Филактерию и уничтожить ее. Лич не позволит просто так это сделать». партия справляется без каких-либо проблем, что делает Лича одним из самых смертоносных монстров в игре». [ 37 ]
Эрик Сильвер из Alma раскритиковал использование слова «филактерия» в игре и выделил талисман как более нейтральный термин. Сильвер написал: «Не знаю, как вы, но филактерия — это слово, которое я когда-либо видел только как английский перевод еврейского ритуального объекта, тфилин . Филактерия конкретно описывается как «амулет, или амулет, или хранилище». используется для хранения небольших пергаментов со священными писаниями или тайными письменами». [...] Еще более странно то, что лич был создан Гайгаксом, человеком, увлеченным историческими религиозными исследованиями. Он сделал выбор, что король-нежить будет хранить свою душу в чем-то, что евреи используют для ежедневных молитв. Последние издания отступают от этого истока. , но Wizards придерживаются «филактерии». Они хоронят еврейский код лича, но, как и сам лич, позволяют ему жить дальше». [ 38 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Другие издатели
[ редактировать ]- Подробное описание лича приведено в издательства Paizo Publishing книге «Возвращение к нежити» (2011 г.) на страницах 22–27. [ 39 ] В 2021 году Пайзо перестал использовать слово «филактерия» во втором издании Pathfinder ; вместо этого личи используют «клетку души», чтобы удерживать свои души в физическом объекте. [ 26 ]
- Лич появляется в Гильдии судей публикациях «Книга руин», стр. 20, «Последнее убежище Олмарка».
- Лич — это также судьба одного из волшебников среди других форм нежити в Гильдии Судей модуле «Цитадель Огня» .
- Король-лич — это икона (мощный архетип NPC) 13-го века . [ 40 ]
Телевидение
[ редактировать ]- Мультсериал « Время приключений » « во многом заимствован из настольной ролевой игры Dungeons & Dragons [...], включая монстров, как второстепенных (желатиновый куб), так и крупных (Лич)». [ 41 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Часто задаваемые вопросы по Dungeons & Dragons » . Волшебники побережья . Архивировано из оригинала 2 октября 2008 г. Проверено 3 октября 2008 г.
- ^ Брайант, Леви Р. (октябрь 2012 г.). «Существенные силы, активные аффекты: интенциональность объектов». Исследования Делёза . 6 (4): 529–543. дои : 10.3366/dls.2012.0081 .
- ^ Jump up to: а б с Храла, Джош (13 марта 2017 г.). «Краткая история личей, всеми любимых волшебников-нежити» . Нердист . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «D&D Морруса / 4-е издание / Новости d20 — Посмотреть отдельное сообщение — Лич (Происхождение)» . RU Мир . 29 января 2007 г. Проверено 15 июня 2009 г.
- ^ «D&D Морруса / 4-е издание / Новости d20 — Посмотреть отдельное сообщение — Гигакские монстры» . RU Мир. 05.10.2007 . Проверено 15 июня 2009 г.
- ^ Гайгакс, Гэри и Роберт Кунц. Приложение I: Грейхок (TSR, 1975)
- ^ Jump up to: а б Гайгакс, Гэри . Руководство монстров ( TSR , 1977)
- ^ Лакофка, Лен . «Чертеж Лича». Дракон №26 (ТСР, 1979).
- ^ Гайгакс, Гэри . Затерянные пещеры Цойканта ( TSR , 1982).
- ^ Гайгакс, Гэри . «Руководство монстров II» ( TSR , 1983).
- ^ Jump up to: а б Волшебная энциклопедия, том III (TSR, 1995).
- ^ Гайгакс, Гэри , Фрэнк Ментцер . Dungeons & Dragons Set 4: Master Rules (TSR, 1985)
- ^ Олстон, Аарон , Стивен Э. Шенд , Джон Пикенс и Дори Уотри. Циклопедия правил Dungeons & Dragons (TSR, 1991)
- ^ Кук, Дэвид и др. Чудовищный сборник, том первый ( TSR , 1989)
- ^ Jump up to: а б с Стюарт, Дуг , изд. Чудовищное руководство (TSR, 1993)
- ^ Гринвуд, Эд . Потерянные корабли (TSR, 1990)
- ^ Мудрый, Дэвид, изд. Ежегодный том первый сборник чудовищного сборника ( TSR , 1994)
- ^ Пикенс, Джон , изд. Годовой том третий сборник чудовищного сборника ( TSR , 1996)
- ^ Кук, Монте , Джонатан Твит и Скип Уильямс . Руководство монстров ( Волшебники побережья , 2000)
- ^ Вятт, Джеймс и Роб Хейнсо. Чудовищный сборник : Монстры Фаэруна (Волшебники побережья, 2001)
- ^ Коллинз, Энди и Брюс Р. Корделл . Либрис Мортис: Книга нежити (Волшебники побережья, 2004)
- ^ Корделл, Брюс, Дженнифер Кларк-Уилкс и Дж. Д. Викер. Песчаная буря (Волшебники побережья, 2005)
- ^ Мирлс, Майк, Стивен Шуберт и Джеймс Вятт. Руководство монстров ( Волшебники побережья , 2008)
- ^ Джеймс Вятт, Руководство мастера подземелий ( Волшебники побережья , 2008)
- ^ Перкинс, Кристофер , Майк Мирлс и Джереми Кроуфорд . Руководство монстров ( Волшебники побережья , 2014)
- ^ Jump up to: а б с «Pathfinder исключил филактерию из внутриигровой терминологии» . ComicBook.com . 29 октября 2021 г. . Проверено 31 октября 2021 г.
- ^ Кронзек, Аллан Зола. (2010). Спутник чародея: Путеводитель по волшебному миру Гарри Поттера, третье издание . Кронзек, Элизабет, 1969- (3-е изд.). Нью-Йорк: Бродвейские книги. стр. 131–132. ISBN 978-0-307-88514-2 . OCLC 821922969 .
- ^ Jump up to: а б Тессье, Филипп (ноябрь 2000 г.). «Врата Балдура II». Обзор. Удар в спину (на французском языке). № 24. С. 90–91.
- ^ «Подземелья и драконы: 10 вещей, которые вы не знали о личах» . Геймер . 03.10.2020 . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Тернбулл, Дон (июнь – июль 1979 г.). «Открытая коробка: обзор модуля подземелий». Белый карлик (обзор) (13). Мастерская игр : 16–17.
- ^ Линн, Тайлер (28 октября 2017 г.). «15 самых идиотских монстров в истории Dungeons & Dragons» . Cracked.com . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ «Подземелья и драконы: 10 самых сильных (и 10 самых слабых) монстров в рейтинге» . ЭкранРант . 20 мая 2018 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Гринвуд, Эд (июнь 2001 г.). Сеттинг кампании Forgotten Realms, 3-е издание . Волшебники побережья. п. 294. ИСБН 0-7869-1836-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Брикен, Роб (16 сентября 2013 г.). «10 самых запоминающихся монстров Dungeons & Dragons» . Ио9 . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ Глашин, Генри (19 февраля 2015 г.). «Пятое издание D&D: Обзор Руководства монстров» . Журнал СЛАГ . Проверено 26 апреля 2020 г.
- ^ Греншоу, Лиза (24 октября 2018 г.). «9 самых страшных и незабываемых монстров из Dungeons & Dragons» . ПРОВОД SYFY . Архивировано из оригинала 29 апреля 2020 года . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ «13 самых сильных монстров D&D (и 12 самых слабых)» . ЦБ РФ . 10.10.2018 . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Сильвер, Эрик (28 января 2021 г.). «В Dungeons & Dragons есть проблема антисемитизма» . Альма . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Кейгл, Эрик , Брайан Кортихо, Брэндон Ходж, Стив Кенсон , Хэл Маклин, Колин МакКомб , Джейсон Нельсон, Тодд Стюарт и Расс Тейлор. Возвращение к нежити (Пайзо, 2011)
- ^ «РПГ 13-го века дарит невероятные впечатления от фэнтезийного повествования» . ио9 . 26 августа 2013 года . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Религия и популярная культура в Америке, третье издание . Форбс, Брюс Дэвид, Махан, Джеффри Х. (Третье изд.). Окленд, Калифорния. Март 2017. с. 75. ИСБН 978-0-520-96522-5 . OCLC 955275502 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коллинз, Энди, Джеймс Вятт и Скип Уильямс. Дракономикон (Волшебники побережья, 2003).
- Молдвей, Том. «Слишком зло, чтобы умереть». Дракон № 210 (ТСР, 1994).
- Ричардс, Джонатан М. «Причудливый базар: магические предметы личей». Дракон № 234 (ТСР, 1996).