Равенлофт (модуль)
![]() Обложка оригинального модуля Ravenloft с рисунком Клайда Колдуэлла . На картине изображен злодей Страд фон Зарович на вершине замка Равенлофт. | |
Код | I6 |
---|---|
Код продукта TSR | 9075 |
Требуются правила | Продвинутые подземелья и драконы, 1-е издание |
Уровни персонажа | 5–7 |
Настройка кампании | Общие продвинутые игры Dungeons & Dragons |
Авторы | Трейси и Лора Хикман |
Впервые опубликовано | 1983 |
Связанные модули | |
И1 , И2 , И3 , И4 , И5 , И6 , И7 , И8 , И9 , И10 , И11 , И12 , И13 , И14 |
Ravenloft — приключенческий модуль для Dungeons & Dragons ( D&D ) фэнтезийной ролевой игры . Американская компания-издатель игр TSR, Inc. выпустила его как отдельный приключенческий буклет в 1983 году для использования с первым изданием игры Advanced Dungeons & Dragons . Оно было написано Трейси и Лорой Хикман и включает в себя рисунки Клайда Колдуэлла и карты Дэвида Сазерленда III . [ 2 ] Сюжет «Равенлофта» сосредоточен на злодее Страде фон Заровиче , вампире , который тоскует по утраченной любви. Различные элементы истории, включая мотивацию Страда и расположение магического оружия , определяются случайным образом путем вытягивания карт. Персонажи игроков пытаются победить Страда, и в случае успеха приключение заканчивается.
Хикманы начали работу над «Равенлофтом» в конце 1970-х годов, намереваясь создать устрашающий портрет вампира в сеттинге, сочетающем готический ужас с игровой системой D&D . Они тестировали приключение с группой игроков каждый Хэллоуин в течение пяти лет, прежде чем оно было опубликовано. С тех пор Страд появлялся во многих аксессуарах и романах D&D . модуль послужил источником многочисленных изменений и адаптаций, включая кампанию одноименную Этот и продолжение. В 1999 году, к 25-летию Dungeons & Dragons , были выпущены две памятные версии Ravenloft .
«Равенлофт» получил одну награду, был включен в два списка «лучших» и в целом был хорошо принят критиками своего времени. В 1984 году он получил премию Клуба стратегов за выдающееся игровое пособие и занял второе место в по версии журнала Dungeon списке 30 лучших приключений D&D . Некоторым рецензентам понравились прилагаемые карты, а журнал White Dwarf поставил им 8 баллов из 10. Обзор журнала Dragon высоко оценил этот модуль, но посчитал, что элементы D&D отвлекают от атмосферы готического ужаса. В 2016 году Wizards of the Coast опубликовали Curse of Strahd — адаптацию оригинального модуля Ravenloft для 5-го издания Dungeons & Dragons.
Сюжет
[ редактировать ]В сюжете рассказывается о игровых группе персонажей (ПК), которые путешествуют по земле Баровии , маленькой нации, окруженной смертоносным магическим туманом. Хозяин близлежащего замка Равенлофт, граф Страд фон Зарович , тиранически правит страной, а в прологе объясняется, что жители должны баррикадировать свои двери каждую ночь, чтобы избежать нападений Страда и его приспешников. Особняк бургомистра является центром этих атак, и по причинам, которые изначально не объяснены, Страд охотится за приемной дочерью бургомистра, Ириной Коляной.
Перед началом игры Мастер Подземелий (или DM, игрок, который организует и направляет игру) [ 3 ] случайным образом вытягивает пять карт из колоды из шести человек. Две из этих карт определяют расположение двух магических орудий, полезных для победы над Страдом: Священного Символа и Солнечного Меча. Следующие две карты определяют местонахождение Страда и Фолианта Страда , книги, в которой подробно описывается давняя безответная любовь Страда . В этой работе выясняется, что Страд влюбился в молодую девушку, которая, в свою очередь, любила его младшего брата. Страд обвинил свой возраст в отказе и заключил договор со злыми силами, чтобы жить вечно. Затем он убил своего брата, но молодая девушка в ответ покончила с собой, и Страд обнаружил, что он стал вампиром. [ 4 ] Все возможные локации находятся внутри замка Равенлофт.
Пятая и последняя выбранная карта определяет мотивацию Страда. Есть четыре возможных мотива для Страда. Он может захотеть заменить одного из персонажей и попытаться превратить персонажа в вампира и принять форму этого персонажа. Он может желать любви Ирины, чья внешность соответствует внешности его потерянной любви Татьяны. Используя контроль разума , Страд попытается заставить ПК атаковать Ирину и завоевать ее любовь, «спася» ее из ситуации, которую он создал. Страд также может захотеть создать злой магический предмет или уничтожить Солнечный Меч. Если во время игры судьба партии предсказана в цыганском таборе в Баровии, случайные элементы изменяются в соответствии с картами, вытянутыми цыганкой.
Пока группа путешествует по Баровии и замку, игровой процесс управляется с использованием 12 карт с соответствующими разделами в руководстве по книге. Примеры карт и разделов включают «Земли Баровии», «Графский двор», пять записей для каждого уровня « Шпилей Равенлофта», а также «Подземелья и катакомбы». В каждой локации есть сокровища и противники, в том числе зомби , волки , вурдалаки, призраки и другие существа. Основная цель игры — уничтожить графа Страда. DM приказано играть вампиром разумно и поддерживать его жизнь как можно дольше, заставляя его бежать, когда это необходимо. В необязательном эпилоге Ирина воссоединяется со своим возлюбленным. Они покидают «мир смертных», как говорит Ирина: «За эти многие столетия мы разыграли трагедию нашей жизни». [ 5 ]
Предыстория публикации
[ редактировать ]Трейси Хикман и Лора Кертис поженились в 1977 году. Вскоре после этого, живя в Прово, штат Юта , они написали приключения «Фараон и Равенлофт» . [ 6 ] Когда они начали работу над Равенлофтом , они почувствовали, что архетип вампира стал излишним, банальным и обыденным, и решили создать для модуля пугающую версию существа. [ 7 ] «Равенлофт» » Брэма Стокера был вдохновлен «Дракулой и рекламировался как «классическая готическая история». [ 8 ] [ 9 ] Они тестировали ее с группой игроков каждый Хэллоуин в течение пяти лет, прежде чем она была опубликована в 1983 году издательством TSR. [ 10 ] Сюжет объединил элементы жанра ужасов с традициями Dungeons & Dragons . впервые [ 11 ] На момент Ravenloft выпуска каждый модуль Dungeons & Dragons был отмечен буквенно-цифровым кодом, указывающим серию, к которой он принадлежал. [ 12 ] Ravenloft получил обозначение I6: шестой в серии модулей среднего уровня для первого издания Advanced Dungeons & Dragons ( AD&D ). [ 13 ] Он состоял из 32-страничной книги с отдельными картами, на которых подробно описывались локации приключенческого сценария. [ 5 ]
Трейси Хикман однажды руководила приключением в качестве Мастера подземелий. По его словам, этот опыт напоминал старый фильм ужасов , с «обязательным замком высоко на скалистом утесе и волками, воющими в лесу. Конечно же, вампир был там, наверху, в замке. Большинству игроков это казалось как простая задача: найти вампира и убить его». [ 4 ] Один игрок узнал предысторию Страда и был настолько впечатлен ею, что, когда пришло время убить вампира в конце приключения, несмотря на то, что у него был меч, способный уничтожить Страда, он отказался, и его товарищи были вынуждены выполнить задание. После этого Хикман спросил его, почему. «Он заслужил лучшую смерть», - сказал его друг, на что Хикман ответил: «Да [...] Но так бывает с людьми, которые падают от величия. Он выбрал свой конец, когда впервые решил убить своего брата. .Как могло быть иначе?». [ 4 ]
Согласно статье Wizards of the Coast, Страд стал одним из самых печально известных и известных злодеев в игре Dungeons & Dragons . [ 14 ] и он появился в ряде романов и сводов правил с момента своего дебюта в Равенлофте . [ 15 ] Во введении к онлайн-изданию Ravenloft II автор Джон Д. Рателифф описал Страда как необычное на тот момент сочетание монстра со способностями класса игрового персонажа ; то есть вампир -пользователь магии . [ 11 ] Этот дизайн позволяет ему объединять свои силы с окружающей средой, что делает его трудным противником. [ 7 ]
В честь 25-летия игры Dungeons & Dragons в 1999 году были выпущены две дополнительные версии модуля Ravenloft . Первым было переиздание оригинального приключения, доступного в Dungeons & Dragons Silver Anniversary Collector's Edition коробочном наборе , с небольшими изменениями, чтобы его можно было отличить от оригинала (для коллекционных целей). [ 16 ] Вторым было серебряное юбилейное издание Ravenloft , адаптированное для использования со вторым изданием Advanced Dungeons & Dragons (Wizards of the Coast периодически меняет правила Dungeons & Dragons и выпускает новую версию). [ 17 ] [ 18 ]
Равенлофт II: Дом на холме Грифона
[ редактировать ]Успех «Равенлофта» привел к появлению в 1986 году сиквела под названием «Равенлофт II: Дом на Грифонском холме» . Хотя Трейси Хикман участвовал в Ravenloft II , он покинул TSR до того, как модуль был завершен. Сценарий был написан Дэвидом «Зебом» Куком , Джеффом Граббом , Гарольдом Джонсоном и Дугласом Найлзом по образцу Хикманов. Каждый автор работал над своим разделом модуля, чтобы уложиться в срок. [ 11 ] Обложку предоставил Клайд Колдуэлл , который нарисовал всю графику оригинального модуля Ravenloft , а внутреннее оформление выполнил Джефф Исли . Приключение предназначено для персонажей первого издания Advanced Dungeons & Dragons 8–10 уровней. [ 19 ] Приключение состояло из 48 страниц и включало большую цветную карту и внешнюю папку. [ 20 ] Он разделял структурные элементы с оригиналом, включая различные цели NPC и разные местоположения ключевых объектов, так что Gryphon Hill каждый раз играет по-разному. [ 21 ] В сюжете модуля присутствует артефакт, известный как Аппарат , который меняет личность монстра на личность обычного горожанина; Таким образом, персонажи игроков не уверены в истинной личности людей, которых они встречают. В модуле также представлен лич Азалин , который позже стал главным персонажем сеттинга кампании Равенлофта. [ 11 ] В этот модуль можно играть отдельно или как в продолжение оригинального Ravenloft . [ 21 ] Модуль описывает город Мордентшир, а также некоторые болота с привидениями и усадьбу, все из которых нанесены на карту в перспективе, как и исходный модуль. [ 20 ]
Адаптации
[ редактировать ]В 1986 году «Равенлофт» был адаптирован в книгу-игру «Мастер Равенлофта» , №6 в серии «Advanced Dungeons & Dragons Adventure Gamebooks» . В книге читатель играет роль Джерена Сурблейда, паладина , который должен победить графа Страда фон Заровича, чтобы спасти молодую девушку от превращения в одну из нежити. Книга-игра была написана Джин Блэшфилд , обложка — Клайд Колдуэлл , а внутреннее оформление — Гэри Уильямс. [ 22 ]
Равенлофт вдохновил создание одноименной на кампании . [ 3 ] опубликовано в 1990 году. [ 23 ] Коробочный набор Ravenloft : Realm of Terror был опубликован как часть второго издания Advanced Dungeons & Dragons и, согласно его задней обложке, «уходит корнями в готическую традицию» и содержит «советы по добавлению страха в ваши игры». [ 24 ] Расширены настройки модуля; Равенлофт теперь является демипланом ( альтернативным измерением ). Версия Страда из коробочного набора похожа на персонажа из оригинального приключения, но его способности были увеличены, а его биография объяснена более подробно. [ 15 ] Сеттинг кампании породил ряд побочных эффектов, [ 25 ] и эта новая версия Страда использовалась в качестве главного героя в ряде романов. [ 15 ]
Оригинальный модуль Ravenloft неоднократно пересматривался и расширялся. В 1993 году TSR опубликовала «Дом Страда» (код модуля RM4). Он был обновлен и теперь включает правила из второго издания Advanced Dungeons & Dragons . В модуле упоминается оригинальная работа Хикманов. [ 1 ] но был отредактирован Брюсом Несмитом , который вместе с Андрией Хейдей создал сеттинг кампании Равенлофта . [ 11 ] Несмит представил новых монстров, усовершенствовал тактику Страда и добавил Таблицу отслеживания времени, чтобы помочь Мастеру подземелий спланировать закат. [ 26 ] В октябре 2006 года Wizards of the Coast выпустила обновленную и расширенную версию оригинального модуля для Dungeons & Dragons версии 3.5 в виде 226-страничной книги в твердом переплете под названием Expedition to Castle Ravenloft . [ 27 ] Он был основан на оригинальном модуле, а не на материале Равенлофта , созданном за прошедшие годы. [ 28 ] «Экспедиция в замок Равенлофт» задумана как мини-кампания продолжительностью около 20 игровых сессий, что намного дольше, чем исходный модуль, хотя он содержит варианты для проведения длинных 8-сессий или коротких 4-сеансовых приключений. В книгу также включены предложения по включению приключения в существующую общую обстановку, Forgotten Realms , Eberron или d20 Modern . кампанию [ 29 ] Wizards of the Coast выпустила настольную игру Castle Ravenloft в 2010 году как часть серии настольных игр Adventure System с использованием упрощенного набора правил 4-го издания. [ 30 ] В 2016 году Wizards of the Coast опубликовали «Проклятие Страда» . [ 31 ] адаптация оригинального модуля Ravenloft для 5-го издания Dungeons & Dragons , которая в целом была хорошо принята, получив в 2016 году премию ENnie Awards за лучшее приключение и лучшее оформление/обложку, а также заняв второе место в номинации «Продукт года». [ 32 ]
Прием
[ редактировать ]Равенлофт получил одну награду и был включен в два списка «лучших». В 1984 году он получил премию Клуба стратегов за выдающееся игровое пособие. [ 20 ] В книге « Мастер подземелий для чайников» этот модуль назван одним из десяти лучших классических приключений, заявив, что это «возможно, наше самое любимое приключение D&D всех времен», Равенлофт «берёт легенду о Дракуле и придаёт ей новый смысл в D&D », и высоко оценивает детализированность пока лаконичный сюжет и изометрические карты . В книге также утверждается, что Равенлофт «вдохновил игровых дизайнеров и мастеров подземелий вывести искусство приключений на новый уровень». [ 3 ]
В 2004 году, к 30-летию игры Dungeons & Dragons , журнал Dungeon назвал этот модуль вторым величайшим приключением Dungeons & Dragons всех времен — после «Королевы пауков» . [ 33 ] Редактор Dungeon похвалил размещение сокровищ, а мотивация Страда была описана как «блестящий способ позволить судьбе управлять сюжетом и пробудить тайну и загадочность Баровии». Билл Славичек , директор отдела ролевых игр и миниатюр Wizards of the Coast, отметил, что это было первое приключение, в котором «смешаны тон, сюжет и путешествие по подземельям» в одном модуле, и геймдизайнер Энди Коллинз согласился. Кларк Петерсон , президент Necromancer Games , особо похвалил карты и Страда, заявив, что вампир «возможно, один из лучших злодеев всех времен». [ 33 ] Автор Джон Рэтелифф также приветствовал карты и рандомизацию, а также двойственность Страда как вампира и пользователя магии. Катакомбы, куда персонажи игроков были телепортированы и заменены нежитью , были названы редакторами журнала «определяющим моментом» приключения. [ 33 ]
Отзывы о Равенлофте в целом были положительными. Рик Свон сделал обзор этого приключения в «Космическом геймере было так много готической атмосферы № 72». Он отметил, что «в Равенлофте , что, если бы она была еще, оно бы взмахнуло страницами и улетело», и заявил, что большая часть приключение, связанное с обыском замка Равенлофт, было «не слишком интересным», встречи были редкими и редкими, а механика использования обычной колоды карт для имитации цыганской гадалки была «глупой, а результаты слишком произвольными», но пришел к выводу, что « Равенлофт — это настолько освежающее изменение, что даже несмотря на его проблемы, его рекомендуется использовать». [ 34 ] В июльском номере журнала White Dwarf за 1984 год модуль получил 8 баллов из 10, при этом рецензент назвал его представление положительным, а сложность — отрицательным. Ее сравнили с хоррором Hammer и оценили как увлекательную, хотя рецензент сказал, что каламбуры в игре были утомительными и отвлекали от жуткой атмосферы. [ 35 ] «Белого карлика» Рецензент Дэйв Моррис сказал, что это «должно быть очень весело – «легко, рельефно» нервно и смертельно опасно» и пришел к выводу, что « Равенлофт» «полон умных штрихов» и «имеет первоклассные иллюстрации и графика". [ 35 ] В обзоре январского номера журнала Dragon за 1984 год (опубликованного дочерней компанией TSR) геймдизайнер Кен Ролстон утверждал, что, несмотря на инновации в дизайне, Ravenloft, по сути, по-прежнему оставался приключением в стиле подземелий . Ролстон похвалил рандомизацию, карты и текст игрока (который DM зачитывает игрокам вслух). Он сказал, что текст игрока «постоянно развивает атмосферу тьмы и разложения». Несмотря на это, Ролстон чувствовал, что приключению трудно придать пугающий тон. Он выделяет использование обычных монстров в D&D , обилие ловушек и частые боевые перерывы как элементы, которые отвлекают от жуткости приключения, прерывая ход модуля. В конечном итоге он почувствовал, что «с точки зрения AD&D это шедевр», а не произведение «готического ужаса». [ 36 ] В статье Polygon от 2021 года Чарли Холл написал, что оригинальный «Равенлофт » «раскритиковали как производное и за усиление вредных стереотипов», но что в нем был интересный противоречивый злодей. [ 37 ] Трейси Хикман заявила в 1998 году: «Я до сих пор считаю, что оригинальные модули Ravenloft были, пожалуй, лучшими, на которых когда-либо было написано мое имя». [ 10 ]
Скотт Тейлор для Black Gate в 2014 году включил Ravnloft Клайда Колдуэлла на 7-е место в 10 лучших обложках TSR всех времен. [ 38 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хикман, Трейси ; Хикман, Лаура (1993). Дом Страда . Брюс Несмит . ТСР. ISBN 1-56076-671-9 .
- ^ Хотя модуль не упоминает его, подпись Дэвида Сазерленда III появляется в левом нижнем углу каждой карты в оригинальном модуле Ravenloft . Сазерленд также указан в качестве картографа в Доме Страйца 1993 года . [ 1 ]
- ^ Jump up to: а б с Славичсек, Билл ; Бейкер, Рич ; Грубб, Джефф (2006). Мастер подземелья для чайников . Для чайников. стр. 10, 320. ISBN 978-0-471-78330-5 Полем Получено 12 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Хикман, Трейси (1989). «Этика в фантазии: мораль и D & D Часть 3: моральный императив фантазии» . Trhickman.com. Архивировано из оригинала 2011-07-22 . Получено 13 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Хикман, Трейси ; Хикман, Лаура (1983). Равенлофт . ТСР . п. 30. ISBN 0-88038-042-Х .
- ^ Хикман, Трейси. «Работы Трейси Хикман с Лорой Кертис» . TRHickman.com. Архивировано из оригинала 26 июля 2009 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Винтер, Стив ; и др. (2004). «Равенлофт». 30 лет приключений: праздник подземелий и драконов . Волшебники побережья . п. 114. ИСБН 0-7869-3498-0 .
- ^ Холл, Чарли (18 января 2016 г.). «Равенлофт из D&D возвращается с помощью своих первоначальных создателей» . Полигон .
- ^ Джонс, Дэвид Аннун (2018). «9.1 Новые медиа: искусство готических игр и приложений ужасов». Готическое чучело . Издательство Манчестерского университета. п. 228. ИСБН 978-1-5261-0122-8 .
- ^ Jump up to: а б Варни, Аллен (август 1998 г.). «Профили: Трейси Хикман». Дракон (250). Волшебники побережья: 120.
- ^ Jump up to: а б с д и Рателифф, Джон Д. (2004). «Знакомство с Равенлофтом II: Дом на холме Грифона» . Волшебники побережья . Архивировано из оригинала 3 июня 2009 года . Проверено 6 марта 2007 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по Dungeons & Dragons» . Волшебники побережья . 2003. Архивировано из оригинала 18 августа 2000 года . Проверено 9 февраля 2009 г.
- ^ Рэтелифф, Джон Д. «L2. Узел убийцы» . Волшебники побережья. Архивировано из оригинала 17 июня 2001 года . Проверено 13 августа 2009 г.
- ^ Корделл, Брюс Р .; Вятт, Джеймс (2006). Отрывки из экспедиции в замок Равенлофт: Введение . Волшебники побережья . Проверено 9 марта 2007 года.
- ^ Jump up to: а б с Картер, Маргарет (1997). «Глава 10: Я, Страд: повествовательный голос и вариации неигрового персонажа во вселенной TSR «Равенлофт»». В Джеймсе Крейге Холте (ред.). Фантастический вампир: Исследования детей ночи . Издательская группа Гринвуд . стр. 89–102. ISBN 0-313-30933-7 .
- ^ «Коллекционное издание Серебряного юбилея» . Волшебники побережья. 2003. Архивировано из оригинала 28 ноября 1999 года . Проверено 14 августа 2009 г.
- ^ Песка, Майк (12 июня 2008 г.). «Неужели Dungeon & Dragons слишком популярна для фанатов?» . Национальное общественное радио . Проверено 3 августа 2009 г.
- ^ Хикман, Трейси ; Хикман, Лаура (21 января 1999 г.). Равенлофт: 25 лет . ТСР. ISBN 978-0-7869-1505-7 .
- ^ Рателифф, Джон Д. (2004). «Равенлофт II: Дом на Грифонском холме» . Волшебники побережья . Архивировано из оригинала 8 июня 2003 года . Проверено 11 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Шик, Лоуренс (1991). Героические миры: история и руководство по ролевым играм . Книги Прометея. п. 102. ИСБН 0-87975-653-5 .
- ^ Jump up to: а б Сарджент, Карл (март 1987 г.). «Открытая коробка: AD&D Приключения ». Белый Карлик (87). Мастерская игр : 2–3.
- ^ Блашфилд, Джин (1986). Мастер Равенлофта . ТСР . ISBN 0-88038-261-9 .
- ^ «История ТСР» . Волшебники побережья . Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 г. Проверено 20 августа 2005 г.
- ^ Несмит, Брюс ; Хейдей, Адриана (1990). Царство ужаса . ТСР. ISBN 978-0-88038-853-5 .
- ^ Мелтон, Гордон (1994). Книга вампиров: Энциклопедия нежити (1-е изд.). Детройт, Мичиган: Visible Ink Press. п. 852. ИСБН 0-8103-2295-1 .
- ^ Свон, Рик (май 1994 г.). «Ролевые обзоры». Дракон (205). ОСР: 98–102.
- ^ «Экспедиция в замок Равенлофт» . Волшебники побережья . 2006. Архивировано из оригинала 13 августа 2006 года . Проверено 11 февраля 2009 г.
- ^ Кэрролл, Барт (10 июня 2006 г.). «Интервью дизайнера экспедиции в замок Равенлофт» . Волшебники побережья . Архивировано из оригинала 29 апреля 2007 года . Проверено 5 марта 2007 г.
- ^ Корделл, Брюс ; Вятт, Джеймс (2006). «Отрывки из экспедиции в замок Равенлофт: Приключенческие крючки» . Волшебники побережья. Архивировано из оригинала 3 июня 2009 года . Проверено 22 августа 2009 г.
- ↑ Настольная игра Castle Ravenloft , веб-сайт Wizards of the Coast.
- ^ «Проклятие Страда» . Волшебники побережья.
- ^ «Лауреаты премии ENnie 2016» . Архивировано из оригинала 19 января 2017 года . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Мона, Эрик ; Джейкобс, Джеймс ; «Группа дизайна подземелий» (ноябрь 2004 г.). «30 величайших приключений D&D всех времен». Темница (116). Пайзо Паблишинг : 79.
- ^ Свон, Рик (январь – февраль 1985 г.). «Капсульные обзоры». Космический геймер (72). Игры Стива Джексона : 43–45.
- ^ Jump up to: а б Моррис, Дэйв (июль 1984 г.). «Открытая коробка: Модули подземелий». Белый Карлик (55). Мастерская игр : 18–19. ISSN 0265-8712 .
- ^ Ролстон, Кен (январь 1984 г.). «Игры без героев». Дракон (81). ОСР: 76–78.
- ^ Холл, Чарли (3 мая 2021 г.). «Новая книга D&D о Равенлофте заменяет устаревшие стереотипы подходом в стиле высокого фэнтези» . Полигон .
- ^ «Искусство жанра: 10 лучших обложек TSR всех времен - Черные ворота» . 17 сентября 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись на сайте Acaeum.com о модулях серии «I».
- «Запись Pen-Paper.net о Равенлофте » . Архивировано из оригинала 7 сентября 2005 года.