Джон Тенниел
Джон Тенниел | |
---|---|
![]() Автопортрет Джона Тенниела, ок. 1889 г. | |
Рожденный | Лондон , Англия | 28 февраля 1820 г.
Умер | 25 февраля 1914 г. Лондон, Англия | (93 года)
Национальность | Британский |
Известный | Иллюстрация, детская литература , политические карикатуры. |
Сэр Джон Тенниел ( / ˈ t ɛ n i ə l / ; [1] 28 февраля 1820 г. - 25 февраля 1914 г.) [2] английский иллюстратор , графический юморист и политический карикатурист, известный во второй половине XIX века. Выпускник Королевской академии художеств в Лондоне, он был посвящен в рыцари за художественные достижения в 1893 году, что стало первой такой наградой, когда-либо удостоенной иллюстратора или карикатуриста.
Тенниела помнят главным образом как главного политического карикатуриста журнала Punch на протяжении более 50 лет, а также за его иллюстрации к Кэрролла Льюиса «Приключениям Алисы в стране чудес» (1865) и «Алиса в Зазеркалье» и «Что там нашла Алиса» (1871). Подробные черно-белые рисунки Тенниела остаются окончательным изображением персонажей Алисы , а иллюстратор комиксов и писатель Брайан Талбот заявляет: «Кэрролл никогда не описывает Безумного Шляпника: наш образ его - чистый Тенниел». [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Тенниел родился в Бэйсуотере , Западный Лондон, в семье Джона Баптиста Тенниела, мастера фехтования и танцев гугенотского происхождения. [4] [5] и Элиза Мария Тенниел. У Тенниела было пятеро братьев и сестер; два брата и три сестры. Одна сестра, Мэри, позже вышла замуж за Томаса Гудвина Грина, владельца гончарной мастерской, производившей корнуоллскую посуду . Тенниел был тихим и замкнутым человеком как в детстве, так и во взрослом возрасте. Он был доволен тем, что оставался в стороне от всеобщего внимания, и, казалось, на него не влияли конкуренция или перемены. Его биограф Родни Энген писал, что «жизнь и карьера Тенниела были жизнью высшего джентльмена снаружи, живущего на грани респектабельности». [6]
В 1840 году Тенниел, занимаясь фехтованием, получил серьёзную рану глаза отцовской рапирой, случайно потерявшей защитный наконечник. С годами Тенниел постепенно потерял зрение на правый глаз; [7] он никогда не говорил отцу о серьезности раны, так как не хотел еще больше его расстраивать. [8]
Несмотря на склонность к высокому искусству, Тенниел уже был известен и ценился как юморист. Его раннее общение с Чарльзом Кином способствовало развитию его таланта к научной карикатуре. [9] [10]
Обучение
[ редактировать ]Тенниел стал студентом Королевской академии художеств в 1842 году с испытательным сроком; его приняли, потому что он сделал достаточно копий классических скульптур, чтобы заполнить необходимое входное портфолио. Так что именно здесь Тенниел вернулся к своему прежнему независимому образованию.
Хотя более формальное обучение Тенниела в Королевской академии и других учреждениях было полезно для развития его творческих амбиций, он был не согласен с школьными методами обучения и поэтому занялся самообразованием. Он изучал классические скульптуры посредством живописи. Однако он был разочарован этим, потому что ему не хватало навыков рисования. [11] Тенниел рисовал классические статуи в лондонской галерее Таунли, копировал иллюстрации из книг костюмов и доспехов в Британском музее , рисовал животных из зоопарка в Риджентс-парке , а также актеров лондонских театров, которых он рисовал из ям. [12] Эти исследования научили Тенниела любить детали, однако он стал нетерпеливым в своей работе и был счастливее, когда мог рисовать по памяти. Хотя у него была фотографическая память, она подорвала его раннюю формальную подготовку и ограничила его художественные амбиции. [13]
Еще одним «формальным» средством обучения было участие Тенниела в группе художников, свободной от душивших его правил академии. В середине 1840-х годов он вступил в Общество художников или Академию уличной жизни Клипстоуна, и можно сказать, что Тенниел впервые появился там как сатирический рисовальщик. [14]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Первая книжная иллюстрация Тенниела была к Сэмюэля Картера Холла в «Книге британских баллад» 1842 году. [15] Пока он работал над иллюстрациями к своей первой книге, в Лондоне проводились различные конкурсы, с помощью которых правительство могло бороться с растущим стилем германских назарейцев и продвигать поистине национальную английскую школу искусств. Тенниел планировал принять участие в конкурсе Палаты лордов 1845 года среди художников, чтобы выиграть возможность разработать фреску для нового Вестминстерского дворца. [16] карикатуру «Аллегория справедливости» Несмотря на опоздание в срок, он представил на конкурс рисунков фрески нового Вестминстерского дворца высотой 16 футов (4,9 м) . За это он получил премию в 200 фунтов стерлингов и заказ на роспись фрески в Верхнем зале ожидания (или Зале поэтов) Палаты лордов . [9]
Ударить кулаком
[ редактировать ]
В результате его должности главного художника-мультипликатора Punch Тенниел остался свидетелем радикальных перемен в Британии. Он продвигал политические и социальные реформы посредством сатирических, часто радикальных, а иногда и язвительных образов мира. пригласил его На Рождество 1850 года Марк Лемон на должность совместного карикатуриста (с Джоном Личем ) в «Панч» , который был выбран на основании недавних иллюстраций к Эзопа » «Басням . Свой первый рисунок он представил в первом письме на стр. 224, том. XIX. Это было озаглавлено «Лорд Джек-убийца гигантов» и изображало лорда Джона Рассела, нападающего на кардинала Уайзмана . [9]
Первый характерный лев Тенниела появился в 1852 году, как и его первый карикатурный некролог. Постепенно он полностью взял на себя еженедельный розыгрыш политической «большой доли», которую Лич был рад уступить Тенниелу, чтобы ограничиться картинами жизни и характера. [9]
В 1861 году Тенниелу предложили должность Лича в Punch в качестве политического карикатуриста, но Тенниел по-прежнему сохранял чувство приличия и сдержанности в острых социальных и политических вопросах того времени. [17] Когда Лич умер в 1864 году, Тенниел продолжил работу в одиночку, редко пропуская ни одной недели. [9]
Его задачей было следовать сознательному выбору редакторов «Панч» , которые, вероятно, последовали примеру «Таймс» и почувствовали бы также предположения о политической напряженности со стороны парламента. Работа Тенниела могла бы иметь разрушительный эффект. Беспокойство по вопросам радикализма рабочего класса, труда, войны, экономики и других национальных тем было целью Панча , который, в свою очередь, урегулировал характер сюжетов Тенниела. Его карикатуры 1860-х годов популяризировали портрет ирландца как недочеловека, распутного в своих аппетитах и напоминающего орангутанга по чертам лица и позе. [18] Многие политические карикатуры Тенниела выражали сильную враждебность к ирландскому национализму : фении и земельные лиги изображались как чудовищные, обезьяноподобные животные, а « Хиберния » — олицетворение Ирландии — изображалась как красивая, беспомощная девушка, которой угрожают такие «монстры». и обратившись за защитой к «старшей сестре» в лице мощной, бронированной Британии .
«Неравный матч», его рисунок, опубликованный в журнале Punch 8 октября 1881 года, изображал полицейского, сражающегося с преступником, используя только дубинку для защиты, пытаясь донести до общественности, что методы работы полиции необходимо изменить.
Если рассматривать отдельно от книжных иллюстраций, которые он создавал с течением времени, то только работы Тенниела в Punch , выражающие десятилетия редакционных точек зрения, часто противоречивых и социально чувствительных, были созданы, чтобы отражать голоса британской общественности. Тенниел нарисовал 2165 карикатур для Punch , либерального и политически активного издания, которое отражало настроение викторианской общественности к либеральным социальным изменениям; таким образом, Тенниел в своих карикатурах на протяжении многих лет олицетворял совесть британского большинства.
Тенниел создал около 2300 карикатур, бесчисленное количество мелких рисунков, множество двухстраничных карикатур для «Альманаха Панча» и других специальных выпусков, а также 250 дизайнов для « Карманных книг Панча» . [9] К 1866 году он мог «заказать от десяти до пятнадцати гиней за переработку одного мультфильма Панча в карандашный набросок», наряду со своей «комфортной» зарплатой Панча «около 800 фунтов стерлингов в год». [19]
Алиса
[ редактировать ]
Несмотря на тысячи приписываемых ему политических карикатур и сотни иллюстративных работ, большая часть славы Тенниела связана с его иллюстрациями к «Алисе» . Тенниел нарисовал 92 рисунка для книг Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» (Лондон: Макмиллан, 1865) и «Алиса в Зазеркалье и что там нашла Алиса» (Лондон: Макмиллан, 1871).
Льюис Кэрролл изначально сам иллюстрировал Страну чудес , но его художественные способности были ограничены. Гравер Орландо Джуитт, который работал на Кэрролла в 1859 году и рецензировал рисунки Кэрролла для «Страны чудес» , предложил ему нанять профессионала. Кэрролл был постоянным читателем « Панч» и поэтому был знаком с Тенниелом, который в 1865 году долго беседовал с Кэрроллом, прежде чем иллюстрировать первое издание « Приключений Алисы в стране чудес» .

Первый тираж в 2000 экземпляров был продан в США, а не в Англии, поскольку Тенниел возражал против качества печати. [20] Новое издание было выпущено в декабре 1865 года и датировано 1866 годом и мгновенно стало бестселлером, увеличив известность Тенниела. Его рисунки для обеих книг стали одними из самых известных литературных иллюстраций. После 1872 года, когда проекты Кэрролла были завершены, Тенниел практически отказался от литературной иллюстрации. Позже Кэрролл обратился к Тенниелу с предложением реализовать для него еще один проект. На это Тенниел ответил:
Любопытно, что с «Зеркалом» от меня отошла способность рисовать для книжных иллюстраций, и... с тех пор я ничего не делал в этом направлении. [21]
Тенниела «Алиса» Иллюстрации были выгравированы на брусках дерева братьями Далзиел . Затем они послужили мастерами для электротипных копий для фактической печати книг. [22] Оригинальные деревянные блоки хранятся в Бодлианской библиотеке в Оксфорде. Обычно они не выставляются на всеобщее обозрение, но были выставлены в 2003 году.
Бронзовая скульптура «Алиса в стране чудес» (1959) в Центральном парке Манхэттена , Нью - Йорк, создана по его иллюстрациям. [23] [24]
Стиль
[ редактировать ]Влияние немецких назареев
[ редактировать ]Стиль, связанный с движением Назарянина 19 века, оказал влияние на многих более поздних художников, включая Тенниела. Его можно охарактеризовать как «затененные контуры», когда линиям по бокам фигур или объектов придается дополнительная толщина или они прорисовываются вдвое, чтобы создать тень или объем. [25] При этом стиль этот чрезвычайно точен: художник четко и четко обрисовывает фигуры, величает их и композиции, придавая сдержанность в выражении и бледность тонов. [26] Хотя ранние иллюстрации Тенниела в стиле Назарянина не были хорошо приняты, его знакомство с этим стилем указало ему правильное направление. [27]
Внимание к деталям
[ редактировать ]После 1850-х годов стиль Тенниела был модернизирован, включив больше деталей в фон и фигуры. Включение фоновых деталей исправило ранее слабую германскую постановку его иллюстраций. Более точно разработанные иллюстрации Тенниела изображали конкретные моменты времени, места действия и отдельных персонажей, а не просто обобщенные сцены. [28]
Помимо изменения специфики фона, Тенниел развил новый интерес к человеческим типам, выражениям и индивидуальному представлению, что перешло и в его иллюстрации Страны чудес. Эта отличительная черта стиля Тенниела, которую многие называют театральностью, вероятно, возникла из-за его раннего интереса к карикатуре. В первые годы работы Тенниела на «Панче» он развил интерес карикатуриста к уникальности людей и вещей, почти придавая человеческую индивидуальность объектам окружающей среды. [29] Например, сравнение одной из Джона Эверетта Милле иллюстраций девушки в кресле с иллюстрацией Тенниела «Алиса в кресле» ясно показывает, что стул Милле — это всего лишь реквизит, тогда как стул Тенниела обладает угрожающим и возвышающимся внешним видом.
Еще одним изменением стиля стали заштрихованные линии. Они превратились из механических горизонтальных линий в энергично нарисованную от руки штриховку, которая значительно усилила темные области.
Гротеск
[ редактировать ]«Гротеск» Тенниела был одной из причин, по которой Льюис Кэрролл хотел, чтобы Тенниел был его иллюстратором книг об Алисе , в смысле создания тревожного ощущения того, что реальный мир, возможно, перестал быть надежным. [30] Стиль Тенниела был характерно гротескным благодаря его мрачным, атмосферным композициям преувеличенных фантастических существ, тщательно прорисованных в очертаниях. [31] Часто механизм заключался в использовании голов животных на узнаваемых человеческих телах или наоборот, как это Гранвиль сделал в парижском сатирическом журнале «Шаривари» . [32] В иллюстрациях Тенниела гротеск обнаруживается также в слиянии существ и вещей, уродствах и насилии над человеческим телом (например, когда Алиса выпивает зелье и вырастает огромной), а также в склонности иметь дело с обычными вещами этого мира, представляя при этом такие явления. [30] Наиболее заметным гротеском является знаменитый рисунок Тенниела Бармаглота в «Алисе» .
Иллюстрации Алисы сочетают в себе фантазию и реальность. Такие ученые, как Моррис, связывают стилистические изменения Тенниела с тенденцией конца 1850-х годов к реализму. Чтобы гротеск действовал, «должен быть преобразован наш мир, а не какое-то фантастическое царство». [33] Иллюстрации постоянно, но тонко напоминают нам о реальном мире, как и некоторые сцены Тенниела, заимствованные из средневекового города, портика георгианского города или клетчатого пиджака на «Белом Кролике». Кроме того, Тенниел внимательно следует тексту Кэрролла, чтобы читатель видел сходство между письменным текстом и иллюстрациями. [33] Эти штрихи реализма помогают убедить читателей в том, что все эти, казалось бы, гротескные жители Страны Чудес просто сами по себе, просто реальны, а не просто выступают.
Изображение и текст в Алисе
[ редактировать ]Одним из необычных аспектов книг об Алисе является размещение на страницах иллюстраций Тенниела. Это физическое отношение иллюстраций к тексту объединяет их воедино. [34] Кэрролл и Тенниел выразили это по-разному. Одним из них было заключение в скобки: два соответствующих предложения заключали изображение в скобки, чтобы передать момент, который Тенниел пытался проиллюстрировать. [35] Такое объединение изображений Тенниела в скобки с текстом добавляет им «драматической непосредственности». [35] Однако другие, менее частые иллюстрации работают с текстом в качестве подписей.
Еще одна связь между иллюстрацией и текстом — использование более широких и узких иллюстраций. Более широкие предназначены для размещения по центру страницы, более узкие — для «впуска» или заподлицо к полям рядом с узким столбцом продолжающегося текста. [35] Тем не менее, слова идут параллельно с изображением этих вещей. Например, когда Алиса говорит: «О, мои бедные ножки!», это происходит не только внизу страницы, но и прямо рядом с ее ногами на иллюстрации. Некоторые из этих более узких иллюстраций имеют L-образную форму и имеют большое значение как одни из самых запоминающихся его работ. Верхняя или нижняя часть этих иллюстраций занимает всю ширину страницы, но на другом конце с одной стороны остается место для текста. [36]
Книжные иллюстрации
[ редактировать ]Избранный список:
Полностью Тенниел
- Ювенальные стихи и книжка с картинками (1846) [37]
- Ундина (1846)
- Басни Эзопа (1848) [37]
- Блера Могила ) (1858
- Ширли Брукс « Гордиев узел» (1860) [2]
- Ширли Брукс « Серебряный шнур» (1861) [37]
- Лалла ( Рук Мура 1861), 69 рисунков [37]
- Приключения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» (1866)
- Мираж жизни (1867) [37]
- Льюис Кэрролл «Зазеркалье» (1870)
- Льюис Кэрролл «Детская «Алиса» (1890)
Различные коллаборации Тенниела : [ нужны разъяснения ]
- Томас Инголдсби « Легенды Инголдсби» [37]
- ( Поллока Ход времени 1857)
- Поэты девятнадцатого века (1858) [38]
- » Эдгара Аллана По « Ворон в «Поэтических произведениях Эдгара Аллана По» (1858 г.) [37]
- Домашние привязанности (1858) [39]
- Шайба Чолмондели Пеннелла на Пегасе (1863) [40]
- Арабские ночи (1863)
- Л. Б. Уайт, Английская священная поэзия старины (1864) [37]
- Легенды и слова (1865) [37]
- Таппера Мартина Фаркуара Пресловутая философия
- Драматические сцены Барри Корнуолла : с другими стихами (1857) [41]
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]
Высшая дань уважения была отдана пожилому Тенниелу, когда в 1893 году королева Виктория посвятила его в рыцари государственной службы . Это была первая такая награда, когда-либо удостоенная иллюстратора или карикатуриста. Его товарищи рассматривали его рыцарское звание как благодарность за «поднятие довольно скромной профессии на беспрецедентный уровень респектабельности». [42] Получив рыцарское звание, Тенниел повысил социальный статус черно-белого иллюстратора и вызвал новое чувство признания его профессии. [43] [ нужна ссылка ] Когда он вышел в отставку в январе 1901 года, Тенниел был удостоен прощального банкета (12 июня), на котором председательствовал Эй Джей Бальфур , тогдашний лидер Палаты общин . [12] и описал Тенниела как «великого художника и великого джентльмена». [9]
Тенниел умер естественной смертью 25 февраля 1914 года, за три дня до своего 94-летия. Он был похоронен на кладбище Кенсал-Грин в Лондоне.
Наследие
[ редактировать ]Историк «Панч» М. Х. Шпильманн , знавший Тенниела, писал, что политическое влияние, содержащееся в его карикатурах на «Панч», было способно «поколебать партии и людей». [44] Через два дня после его смерти The Daily Graphic вспоминала, как Тенниел «оказывал влияние на политические настроения того времени, которое трудно измерить… Пока Тенниел рисовал их (своих героев), мы всегда обращались к мультфильму «Панч», чтобы кристаллизовать его. национальную и международную ситуацию, а также общественное мнение по этому поводу - и никогда не смотрел напрасно». [45] [ нужна страница ] Это социальное влияние возникло в результате еженедельной публикации его политических карикатур на протяжении 50 лет, в результате чего слава Тенниела позволила создать потребность в его конкретных иллюстративных работах вне газеты. Тенниел стал не только одним из наиболее публикуемых иллюстраторов викторианской Британии, но и как карикатурист Панча, одним из «высших социальных наблюдателей» британского общества и неотъемлемым компонентом мощной журналистской силы. [ нужна ссылка ] Журналист New-York Tribune Джордж Смолли в 1914 году назвал Джона Тенниела «одним из величайших интеллектуальных сил своего времени, (который) понимал социальные законы и политическую энергию». [ нужна ссылка ]
Публичные выставки работ сэра Джона Тенниела проводились в 1895 и 1900 годах. Тенниел был также автором одной из мозаик Леонардо да Винчи в Южном дворе Музея Виктории и Альберта . Его пунктирные акварельные рисунки время от времени появлялись на выставках Королевского института художников-акварелистов , в который он был избран в 1874 году. [9]
Тенниел Клоуз, улица Бэйсуотер рядом с его бывшей студией, названа в его честь. [46] [47]
Галерея
[ редактировать ]- Алиса играет со щенком
- Бармаглот , как показано Джоном Тенниелом для книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье » , включая стихотворение « Бармаглот ».
- Шкафчик Дэви Джонса , «Панш» , 1892 г. мультфильм
- «Бросая пилота» , карикатура «Панч» , 1890 год, комментирующая Отто фон Бисмарка. увольнение
- Немезида пренебрежения , карикатура Панча 1888 года , комментирующая Джека-Потрошителя. убийства
- Рождественская головоломка (Дед Мороз: «Ну, мой маленький человек, где твой чулок?») Панч , 1895 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонс, Дэниел (2011). Роуч, Питер ; Сеттер, Джейн ; Эслинг, Джон (ред.). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-15255-6 .
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Льюис (2003). «Тенниел, Джон». Grove Art Online, Oxford Art Online . Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Инсайт: непреходящее очарование Алисы в стране чудес» . Шотландец . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ Симпсон 1994 , с. 12.
- ^ Кертис, Л. Перри младший «Тенниел, сэр Джон». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/36458 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Энген 1991 , с. 1.
- ^ Мартин Гарднер , Алиса с аннотациями , с. 223.
- ^ Уэйклинг 2014 , стр. 67–68.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Тенниел, сэр Джон ». Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 626. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Уэйклинг 2014 , с. 67.
- ^ Энген 1991 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Моррис 2005 , с. 10.
- ^ Энген 1991 , с. 11.
- ^ Моррис 2005 , с. 35.
- ^ Энген 1991 , с. 15.
- ^ Моррис 2005 , с. 36.
- ^ Энген 1991 , с. 46.
- ^ Дэвисон, Нил (1998). Джеймс Джойс, Улисс и формирование еврейской идентичности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 97.
- ^ Симпсон 1994 , с. 68.
- ^ Гладстон и Элвин-Джонс, 1998, стр. 253–255.
- ^ См. эссе Майкла Ханчера «Кэрролл и Тенниел в сотрудничестве» ( Hancher 1985 , стр. 105).
- ^ «О Тенниеле» . «Алиса в стране чудес» сэра Джона Тенниела . GoldmarkArt.com. Архивировано из оригинала 4 июня 2004 года.
- ^ «Статуя Алисы в стране чудес в Центральном парке» . Атлас Обскура .
- ^ Кэрролл, Рэймонд (20 мая 2008 г.). Полная иллюстрированная карта и путеводитель по Центральному парку . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. ISBN 9781402758331 – через Google Книги.
- ^ Моррис 2005 , с. 37.
- ^ Моррис 2005 , с. 120.
- ^ Энген 1991 , с. 21.
- ^ Моррис 2005 , с. 122.
- ^ Моррис 2005 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Моррис 2005 , с. 182.
- ^ Энген 1991 , с. 69.
- ^ Джонс, Элвин (1998). Компаньон Алисы: Путеводитель по книгам Льюиса Кэрролла об Алисе . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 251.
- ^ Jump up to: а б Моррис 2005 , с. 189.
- ^ Ханчер 1985 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с Ханчер 1985 , с. 125.
- ^ Ханчер 1985 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Результаты поиска по каталогу Британской библиотеки . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ Роберт Арис Уиллмотт и др. Поэты девятнадцатого века. Нью-Йорк: Harper & Brothers, издатели, Франклин-сквер, 1858. Центр исследований британского искусства Пола Меллона. Йельский университет.
- ^ «Домашние чувства в изображении поэтов» . Метрополитен-музей . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ «Электронная книга Проекта Гутенберга о Паке на Пегасе, автор Х. Чолмондели Пеннелл» . Проверено 21 января 2018 г. - через Project Gutenberg.
- ^ "Джон Тенниел". Современные авторы онлайн . Детройт: Гейл, 2003. Получено из базы данных «Биография в контексте» , 24 января 2018 г.
- ^ «Сэр Джон Тенниел» . Британская энциклопедия . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ «Сэр Джон Тенниел» . Авикториан.com . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Мэрион Х. Шпильманн (1895), История «Пунша» . Лондон: Касселл. п. 471. OCLC 600418963 .
- ^ «Название статьи??», The Daily Graphic , 27 февраля 1914 г.
- ^ «Лондонтаун» . Тенниел Клоуз . Лондонтаун . Проверено 5 марта 2012 г.
- ↑ С 1854 года Тенниел жил не в Бэйсуотере, а на Портсдаун-роуд, Мейда-Вейл, немного севернее. «Мейда Вейл – История» . ЛондонВайд . Проверено 5 марта 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Джон Бьюкенен-Браун, Ранние викторианские иллюстрированные книги: Великобритания, Франция и Германия. Лондон: Британская библиотека и Oak Knoll Press, 2005 г.
- Льюис Кэрролл, «Приключения Алисы в стране чудес и в Зазеркалье». Под редакцией Роджера Ланселина Грина. Иллюстрировано Джоном Тенниелом. Оксфорд: Оксфордский университет, 1971 г.
- Льюис Кэрролл, Алиса с комментариями: Приключения Алисы в стране чудес и в Зазеркалье. Введение и примечания Мартина Гарднера. Иллюстрировано Джоном Тенниелом. Нью-Йорк: Брэмхолл-Хаус, 1960.
- Мортон Н. Коэн и Эдвард Уэйклинг, редакторы, Льюис Кэрролл и его иллюстраторы: сотрудничество и переписка, 1865–1898. Итака: Корнеллский университет, 2003 г.
- Л. Перри Кертис, рецензия на книгу: Сэр Джон Тенниел: аспекты его работы. Викторианские исследования . Том. 40, Блумингтон: Индиана, 1996. 168–171. JSTOR восстановлен 21 ноября 2010 г.
- Л. Перри Кертис, рецензия на книгу Делая выводы: карикатурная история англо-ирландских отношений, 1798–1998» « Роя Дугласа и др. Викторианские исследования. Блумингтон: Индиана, 2001. 520–522. JSTOR восстановлен 21 ноября 2010 г.
- Эдвард Д. Далзил и Джордж Далзил, Братья Далзил: отчет о пятидесятилетней работе , Лондон: Метуэн, 1901 г.
- Энген, Родни (1991). Сэр Джон Тенниел: Белый рыцарь Алисы . Олдершот, Хантс, Англия Брукфилд, Вермонт, США: Паб Scolar Press Gower. компании ISBN 978-0-85967-872-8 . ОСЛК 23220287 .
- Элеонора М. Гарви и У.Х. Бонд, Введение, Алиса Тенниела. Кембридж: Библиотека Гарвардского колледжа / The Stinehour Press, 1978.
- Дж. Фрэнсис Гладстон и Джо Элвин-Джонс, Компаньон Алисы Пэлгрейв Макмиллан , 1998. ISBN 9780333673492
- Пол Голдман, иллюстраторы викторианской эпохи , Олдершот, Великобритания: Scolar Press, 1996.
- Ханчер, Майкл (1985). Иллюстрации Тенниела к «Книгам Алисы» . Колумбус: Издательство Университета штата Огайо. ISBN 978-0-8142-0408-5 . ОСЛК 10800589 . Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 года.
- Маргарита Меспуле, «Творцы страны чудес». Нью-Йорк: Arrow Editions, 1934 г.
- Гарри Левин, «Возвращение в страну чудес», The Kenyon Review , Vol. 27, нет. 4, Kenyon College, 1965, стр. 591–616. JSTOR восстановлен 3 декабря 2010 г.
- Моррис, Фрэнки (2005). Художник Страны Чудес: жизнь, политические карикатуры и иллюстрации Тенниела . Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии. ISBN 978-0-8139-2343-7 . OCLC 57342183 .
- Фрэнки Моррис, Джон Тенниел, карикатурист: критическое и социокультурное исследование искусства викторианской политической карикатуры , докторская диссертация, Колумбия: Университет Миссури, 1985 г.
- Уильям Космо Монкхаус, Жизнь и творчество сэра Джона Тенниела , Лондон: Пасхальный ежегодник ArtJournal , 1901 г.
- Грэм Овенден и Джон Дэвис, иллюстраторы «Алисы в стране чудес» и «Зазеркалье» , Нью-Йорк: St Martin's Press, 1972.
- Форрест Рид, иллюстраторы восемнадцати шестидесятых: иллюстрированный обзор работ 58 британских художников , Нью-Йорк: Dover Publications, 1975.
- Фрэнсис Сарзано, сэр Джон Тенниел , Лондон: Пеллегрини и Кудахи, 1948 г.
- Ричард Скалли, Выдающиеся карикатуристы Викторианской эпохи, Том I: Основатели , Лондон: Общество политических карикатур, 2018 г.
- Симпсон, Роджер (1994). Сэр Джон Тенниел: аспекты его работы . Резерфорд, штат Нью-Джерси, Лондон: Издательство Университета Фэрли Дикинсон, Associated University Press. ISBN 978-0-8386-3493-6 . ОСЛК 27264623 .
- Уильям Томас Стед, изд., The Review of Reviews , Vol. 23, с. 406, Лондон: Гораций Маршалл и сын, 1901 г.
- М. Х. Шпильманн, История пунша , Лондон: Касселл, 1895 г.
- Дж. П. Стокер, сэр Джон Тенниел Исследование его развития как художника, с особым упором на книжные иллюстрации и политические карикатуры , докторская диссертация Лондонского университета, 1994 г.
- Ян Сусина, Место Льюиса Кэрролла в детской литературе. Нью-Йорк: Рутледж, 2010.
- Ян Сусина, рецензия на книгу: «Художник страны чудес: жизнь, политические карикатуры и иллюстрации Тенниела», Ежеквартальный журнал Ассоциации детской литературы , Vol. 31, нет. 2, стр. 202–205, Университет Джонса Хопкинса, 2006 г.
- Уэйклинг, Эдвард (2014). Льюис Кэрролл: человек и его круг . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-78076-820-5 . OCLC 898028481 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Работы Джона Тенниела в Project Gutenberg
- Работы Джона Тенниела или о нем в Internet Archive
- Джон Тенниел (1820–1914) - Эссе Эдварда Уэйклинга - март 2008 г. в Wayback Machine (архивировано 19 октября 2013 г.)
- Иллюстрации Джона Тенниела к «Приключениям Алисы в стране чудес» и «Зазеркалье в Wayback Machine» (архивировано 1 марта 2009 г.)
- Подробнее о Джоне Тенниеле и создании иллюстраций к «Алиса в стране чудес» книгам
- Коллекция иллюстраций Тенниела времен Гражданской войны в США в Wayback Machine (архивировано 13 декабря 2007 г.)
- Работы Джона Тенниела в HeidICON
- Тенниела Алисы Иллюстрации на сайте Lewis Carroll Resources
- 1820 рождений
- 1914 смертей
- Английские художники-мужчины XIX века
- Английские художники-мужчины 20-го века
- Люди из города Вестминстер
- Художники из Лондона
- Английские иллюстраторы
- Английские карикатуристы
- Художники-карикатуристы журнала Punch
- Британские иллюстраторы детских книг
- Британские художники-сюрреалисты
- Рыцари Бакалавр
- Люди из Мейда Вейл
- Похороны на кладбище Кенсал-Грин
- Члены Королевского института художников-акварелистов
- Англичане французского происхождения
- Выпускники школ Королевской академии
- Льюис Кэрролл