Джаббервоки (фильм)
бессмыслица | |
---|---|
![]() Афиша театрального переиздания | |
Режиссер | Терри Гиллиам |
Автор сценария | Чарльз Алверсон Терри Гиллиам |
На основе | " Бармаглот " Кэрролл Льюис |
Продюсер: | Сэнди Либерсон |
В главных ролях | Майкл Пэйлин Гарри Х. Корбетт Джон Ле Мезурье Уоррен Митчелл Макс Уолл Родни Бьюс Джон Берд Бернар Бресслоу Терри Гиллиам Нил Иннес Терри Джонс |
Кинематография | Терри Бедфорд |
Под редакцией | Майкл Брэдселл |
Музыка | Модест Мусоргский Гектор Берлиоз Николай Римский-Корсаков Жак Ибер |
Производство компании | Питонские фильмы Зонтичные пленки |
Распространено | Колумбия — Дистрибьюторы Warner |
Даты выпуска |
|
Время работы | 106 минут |
Страна | Великобритания |
Язык | Английский |
Бюджет | £587,668 [1] |
Театральная касса | £479,219 [1] |
Jabberwocky) — британский комедийный фэнтезийный фильм 1977 года, написанный в соавторстве с Терри Гиллиамом . Джаббервоки играет Майкла Пэйлина в роли Денниса, ученика бондаря , который из-за неуклюжих, часто фарсовых несчастий вынужден охотиться на ужасного дракона после смерти своего отца. Название фильма взято из бессмысленной поэмы « Бармаглот » из Льюиса Кэрролла произведения «Алиса в Зазеркалье » (1871). [2]
Этот фильм является сольным режиссерским дебютом Гиллиама после того, как он вместе снял «Монти Пайтон и Святой Грааль» с Терри Джонсом в 1975 году. Фильм получил неоднозначную реакцию критиков и зрителей. [3]
Сюжет
[ редактировать ]В глубинах Темных веков плотоядное чудовище разоряет владения короля Бруно Сомнительного. В изолированных деревнях жизнь продолжается как обычно; в одном из них невинный молодой Деннис Купер делает карьеру бондаря в мастерской своего больного отца. Мистер Купер-старший презирает своего сына за то, что он ценит прибыль выше мастерства, и когда его болезнь становится неизлечимой, он публично лишает Денниса наследства в своей оскорбительной речи на смертном одре. Деннис решает поехать в столицу королевства, построить новую карьеру, а затем вернуться и жениться на своей возлюбленной, местной женщине по имени Гризельда Фишфингер, которая не отвечает ему взаимностью. Пытаясь попрощаться с невнимательной Гризельдой, она выбрасывает гнилую картошку, которую Деннис ловит и сохраняет на память.
Город короля Бруно полон перепуганных беженцев из деревень, разрушенных монстром. Единственные, кого эта ситуация устраивает, — это клика богатых торговцев, продающих беженцам товары по завышенной цене. Ни один из перегруженных работой местных мастеров не прислушивается к предложениям Денниса о «повышении эффективности», и он изо всех сил пытается найти работу или еду. Тем временем король решил послать рыцаря против монстра и организовал рыцарский турнир, чтобы найти лучшего воина для этой работы. В случае успеха рыцарь будет повышен до принца и женится на принцессе, которая живет в башне, желая, чтобы настоящий принц прибыл и женился на ней.
Мужчина по имени Этель, оруженосец Рыцаря Красной Сельди, подружился с Деннисом и угостил его едой. Возникают недоразумения, и Деннис убегает от хозяина таверны, чью жену Этель соблазнила. Он ищет убежища в башне, где принцесса, выдавая желаемое за действительное, принимает его за принца-авантюриста, переодетого крестьянином, и берет картошку, думая, что он принес ее ей в знак любви. Деннис слишком сбит с толку, чтобы объяснить правду, но он сообщает, что у него уже есть возлюбленный, и принцесса с сожалением отпускает его. Она дает ему одежду монахини для маскировки, что приводит к стычке с группой религиозных фанатиков, которые считают, что он - сатана в облике монахини (или, возможно, монахиня в облике сатаны).
Поединок становится все более кровавым, и Пасселеве, камергер короля Бруно, беспокоится, что все рыцари в конечном итоге будут убиты или выведены из строя. Он убеждает короля прекратить бой и вместо этого выбрать чемпиона по результатам игры в прятки . Красная сельдь выходит победителем. Этель хочет остаться в городе и продолжить свой роман с женой трактирщика, поэтому он заставляет Денниса занять его место в качестве оруженосца. Огромный и тупой рыцарь, кажется, ничего не замечает.
Чтобы и дальше получать прибыль от кризиса, городские торговцы нанимают еще одного воина, Черного рыцаря, который едет в логово монстра и убивает Красную Сельдь. Он собирается убить и Денниса, но появляется монстр — ужасное драконоподобное двуногое — и Черный рыцарь вынужден бороться за свою жизнь. После титанической борьбы он, кажется, убивает чудовище, но оно оживает и сбивает его со скалы. Деннис случайно убивает его, когда оно пронзает себя мечом, который он держал, съежившись, а затем отрубает монстру голову, приносит ее королю, и ему приписывают этот подвиг. Гризельда больше интересуется Деннисом теперь, когда он стал героем, но у него никогда не будет возможности жениться на ней. Король Бруно Сомнительный сдерживает свое слово, и Деннис получает половину королевства, женится на принцессе и отправляется в медовый месяц с неопределенной судьбой.
Бросать
[ редактировать ]- Майкл Пэйлин в роли Денниса Купера
- Гарри Х. Корбетт в роли Сквайра (Этель)
- Джон Ле Мезурье в роли Пасселеве
- Уоррен Митчелл в роли мистера Фишфингера
- Аннет Бэдленд в роли Гризельды Фишфингер
- Макс Уолл в роли короля Бруно Сомнительного / Голос отвлекающего маневра
- Дебора Фэллендер в роли принцессы
- Джерольд Уэллс в роли Уота Дэбни
- Бернард Бресслоу, как домовладелец
- Родни Бьюс в роли другого сквайра
- Джон Берд, как 1-й вестник
- Нил Иннес, как 2-й вестник
- Питер Селье — первый торговец
- Фрэнк Уильямс — второй торговец
- Терри Джонс, как браконьер
- Брайан Гловер, как оружейник
- Грэм Крауден — лидер фанатиков
- Брайан Прингл в роли стража у ворот
- Гарольд Гудвин — первый крестьянин
- Джон Горман — второй крестьянин
- Кеннет Колли — первый фанатик
- Горден Кэй, как сестра Джессика
- Деррик О'Коннор в роли крестьянина-летучей борова-рыбы
- Терри Гиллиам в роли Человека с камнем
- Дэвид Проуз в роли отвлекающего маневра и черных рыцарей
Производство
[ редактировать ]По сеттингу и комическому стилю фильм близок к фильму «Монти Пайтон и Святой Грааль» , сорежиссёром которого был Гиллиам. Помимо Пэйлин, появились Python Терри Джонс и участник Python Нил Иннес в «Бармаглоте» , придав ему атмосферу Python, со многими сценами (такими как рыцарский турнир «в прятки»), напоминающими Святой Грааль . [4] Во время американской премьеры фильм рекламировался как «Бармаглот Монти Пайтона», несмотря на протесты Гиллиама. [5]
Места съемок
[ редактировать ]Фильм снимался в Уэльсе. В фильме два замка: Замок Пембрук и Замок Чепстоу . Сцены битвы Бармаглота были сняты в старом каменоломне Пембрука.
Монстр
[ редактировать ]
Джаббервок — мужчина в костюме, похожем на эффекты классического японского фильма «Годзилла» . Чтобы воссоздать иллюстрированного монстра из сборника рассказов XIX века, костюм предназначен для человека, идущего задом наперед. Тазобедренные и коленные суставы перевернуты, что придает походке птицу. Голова актера скрыта внутри туловища монстра – большая голова марионетки на змеевидной шее управляется закадровым шестом и линиями, которые видны на отпечатке. Длинные птичьи когти выходят из каблуков его ботинок, а руки превращаются в крылья Бармаглота. В некоторых сценах скорость пленки изменяется, чтобы замедлить движения монстра, а ракурсы камеры управляют перспективой в сценах с живыми актерами, чтобы изобразить огромные размеры монстра. Режиссер Терри Гиллиам в комментариях к DVD заявил, что «Смертельное падение» Бармаглота произошло случайно, когда актер споткнулся во время съемок, но поскольку падение было настолько естественным, что оно было использовано в окончательной версии.
Темы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2018 г. ) |
Коммерция
[ редактировать ]Одна из самых заметных тем в фильме — тема коммерции. [ нужна ссылка ] Деннис Купер не может продолжать свою работу бондарем после того, как умирающий отец радостно отрекся от него. Несмотря на то, что у Купера есть хорошие идеи по поводу повышения производительности, торговцы и бизнесмены, которых он встречает, не желают его слушать. Он переезжает из своей деревни в закрытый город в поисках возможностей для бизнеса. Деннис обнаруживает, что гильдии и торговцы контролируют бизнес и что посторонние борются за выживание. В городе он обнаруживает Уота Дэбни, легендарного бондаря и изобретателя «перевернутой фиркина ». Несмотря на свое мастерство, Ват исключен из гильдий и отрезал себе ногу, пытаясь стать нищим - поступок настолько успешный, что к концу фильма он отрезал себе вторую ногу.
Лучшие торговцы города хорошо наживаются на страхе перед Бармаглотом и не хотят помогать королю положить конец кризису. Епископ рад, что страх привел к увеличению пожертвований в церковь и увеличению посещаемости мессы и исповеди («благочестие никогда не было выше!»). Епископ настолько не впечатлен выбором Короля чемпиона для убийства монстра, что он благословляет чемпиона, просто брызгая на него святой водой указательным пальцем. Торговцы сговариваются послать «черного рыцаря» (изображенного Дэвидом Проузом в его последней роли перед Дартом Вейдером ) убить чемпиона короля (которого также играет Дэвид Проуз ) и приходят в ужас, когда Деннис возвращается с головой монстра.
«Скрипящая бюрократия»
[ редактировать ]Король Бруно Сомнительный и его помощник Пасселеве — престарелые правители в разваливающемся замке. Повсюду лежат темнота, пыль, паутина и осыпавшаяся штукатурка. Здесь настолько темно и ветхо, что город снаружи кажется освежающим по сравнению с ним. Эти двое настолько укоренились в своем плохом правлении, что единственный способ, которым король может найти ответ Бармаглоту, — это подражать деяниям своего пра-пра-пра-прадеда (Макса Тщеславного) и провести турнир для отбора чемпион; решение, которое работает, потому что Деннису удается сопровождать чемпиона (у Денниса есть шанс убить Бармаглота после того, как чемпион будет убит Черным рыцарем).
«Скрипучая бюрократия» также включает неумелое поведение его герольда , который гораздо больше озабочен провозглашением, чем сообщением, которое он передает, - процесс, который в конечном итоге мешает королю говорить и заканчивается тем, что герольд теряет голову.
Случайное и нетрадиционное счастье
[ редактировать ]Важная тема, которую Гиллиам упомянул в аудиокомментарии к фильму, — это счастье. К концу фильма Деннис случайно получает все, что хотел бы сказочный герой (признание за убийство зверя, руку принцессы и половину королевства). Все, чего хотел Деннис, — это жить скучной жизнью с толстой крестьянской девушкой, которой он даже не нравился. [6]
Прием
[ редактировать ]Критический ответ
[ редактировать ]Джаббервоки получил неоднозначную реакцию критиков. На Rotten Tomatoes он имеет рейтинг 45% на основе 22 обзоров со средней оценкой 5,8 из 10. [7]
Винсент Кэнби из «Нью-Йорк Таймс» написал о фильме положительную рецензию, назвав его «самой чудесно безумной британской комедией со времен «Монти Пайтона» и «Святого Грааля » , для которых Бармаглот является своего рода пасынком». [8] Variety дал фильму неоднозначную оценку, похвалив монстра как «вдохновляющего темное воображение», но в конечном итоге охарактеризовав фильм как «много болтовни, но мало йок». [9] Джин Сискел из Chicago Tribune дал фильму отрицательную рецензию с одной звездой, назвав его «фильмом, подходящим для тех, кто любит несмешные комедии», и добавил, что «связывать его с Льюисом Кэрроллом или его стихотворением - значит оскорблять обоих». Далее он прокомментировал: « Бармаглот заявлен как созданный комедийной командой «Монти Пайтон» , а оформление предполагает, что это продолжение « Монти Пайтона и Святого Грааля» . Это вводит в заблуждение по обоим пунктам. WTTW -Ch. 11) внес свой вклад в сценарий, и в результате получилась грубая и совершенно несмешная картина [...] В случае сомнений сценарий прибегает к шуткам о мочеиспускании, дефекации или расчленении». [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чепмен, Дж. (2022). Деньги за ширмой: история британского кинофинансирования, 1945–1985. Издательство Эдинбургского университета, стр. 357. Доход представляет собой выручку дистрибьюторов, объединенную внутри страны и за рубежом, по состоянию на 31 декабря 1978 года.
- ^ Шаил, Роберт (2007). Британские кинорежиссеры: критическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. п. 80 . ISBN 978-0-7486-2231-3 . Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ Нью-Йорк Медиа, ООО (1977). «Нью-Йоркский журнал» . Нью-Йоркметро.com . New York Media, LLC: 76. ISSN 0028-7369 .
- ^ Гиллиам, Терри ; Стерритт, Дэвид ; Роудс, Люсиль (апрель 2004 г.). Терри Гиллиам: интервью . унив. Пресса Миссисипи. п. 150. ИСБН 978-1-57806-624-7 .
- ^ Коста, Хорди; Санчес, Серхи. «Бармаглот: Анализ» . Мечты . gilliamdreams.com . Проверено 13 сентября 2008 г.
- ^ Энгберг, Марк. «Бармаглот, 1977» . Фильмы Wildsound . Проверено 24 января 2013 г.
- ^ «Бармаглот (2017)» . Гнилые помидоры . Фанданго . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Кэнби, Винсент (16 апреля 1977 г.). «Бармаглот» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ «Бармаглот» . Разнообразие . 31 декабря 1976 года . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ Сискель, Джин (2 августа 1977 г.). « Аллегро» — примечательный анимационный фильм» . Чикаго Трибьюн . Проверено 14 ноября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джаббервоки на IMDb
- Джаббервоки в AllMovie
- Джаббервоки в кассе Mojo
- Jabberwocky (переиздание) на Metacritic
- Джаббервоки в Rotten Tomatoes
- Бармаглот: Зазеркалье и что там нашел Терри, эссе Скотта Тобиаса из Criterion Collection
- фильмы 1977 года
- Режиссерские дебютные фильмы 1977 года
- Комедийные фэнтези 1970-х годов
- Приключенческие комедии 1970-х годов
- Британские приключенческие комедии
- Британские комедийные фэнтези-фильмы
- Британские независимые фильмы
- Британские сатирические фильмы
- Фильмы по стихам
- Фильмы Терри Гиллиама
- Фильмы, действие которых происходит в замках
- Фильмы по сценарию Терри Гиллиама
- Фильмы продюсера Сэнфорда Либерсона
- Фильмы по произведениям Льюиса Кэрролла
- Независимые фильмы 1977 года
- Сатирические фильмы 1970-х годов
- комедии 1977 года
- бессмыслица
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Британские фильмы 1970-х годов
- Фильмы о драконах