Jump to content

Кисапмата (фильм)

(Перенаправлено с Кисапматы )

щуриться
Афиша театрального релиза
Режиссер Майк де Леон
Написал
На основе Дом на улице Сапоте
Кихано из Манилы
Продюсер:
В главных ролях
Кинематография Роди Лакап
Под редакцией Джесс Наварро
Музыка Лорри Илластриус
Производство
компания
Банком Аудиовижн
Распространено Банком Аудиовижн
Дата выпуска
  • 25 декабря 1981 г. ( 1981-12-25 )
Время работы
98 минут
Страна Филиппины
Языки

Кисапмата ( с филиппинского «в мгновение ока»). [ 1 ] филиппинский психологический фильм ужасов 1981 года, снятый Майком де Леоном и написанный в соавторстве с Клодуальдо дель Мундо-младшим. и Ракель Вильявисенсио. В главных ролях Вик Силаян , Чаро Сантос , Джей Илаган и Чарито Солис . Сюжет был вдохновлен криминальным репортажем «Дом на улице Сапоте», написанным Ником Хоакином . [ 2 ] В статье рассказывается о событиях, приведших к получившему широкую огласку семейному убийству, совершенному Пабло Кабадингом, отставным полицейским. [ 3 ]

Считающийся пионером жанра психологических фильмов ужасов на Филиппинах, его сюжет и темы, особенно проведенные параллели с реальными криминальными историями, ознаменовали первое серьезное рассмотрение инцеста в филиппинском кино, а его послание рассматривалось как комментарий против патриархата. и режим тогдашнего президента Фердинанда Маркоса . [ 4 ]

Премьера состоялась на 7-м кинофестивале в Метро Маниле , вызвав споры после выхода; Несмотря на это, фильм получил признание критиков, сделав де Леона одним из величайших режиссеров нового поколения филиппинских режиссеров. Фильм получил десять наград фестиваля, в том числе за лучший фильм , и впоследствии был показан на 35-м Каннском кинофестивале де Леона в рамках «Двухнедельников режиссеров» вместе с «Пакетом '81» .

(филиппинские кинокритики) , который часто называют одним из величайших филиппинских фильмов, когда-либо созданных в ретроспективные годы, Фильм Manunuri ng Pelikulang Pilipino включил его в свой список десяти лучших фильмов десятилетия и был признан третьим лучшим филиппинским фильмом всех времен (после Манилы). в «Когтях Света» и «Гимале» соответственно) в опросе 2013 года, организованном Пиной Ребю. [ 5 ] В 2020 году фильм был отреставрирован в цифровом формате с последующим театральным показом на 34-м кинофестивале Il Cinema Ritrovato в Болонье , Италия .

Мила неохотно сообщает своему властному отцу Татангу Дадонгу Карандангу, полицейскому на пенсии, что она беременна. Мила просит разрешения у отца выйти замуж за своего коллегу Ноэля Маналасана. Дадун неохотно дает свое разрешение, когда его необоснованные требования о большом приданом удовлетворены.

После свадьбы Дадун настаивает, чтобы молодожены остались в его доме. Несмотря на протесты, молодая пара соглашается. Пока они жили в доме Каранданг, Мила говорит Ноэлю, что она должна остаться со своей больной матерью Дели, к большому раздражению Ноэля, поскольку он хочет переехать с Милой как можно скорее. Однажды вечером Ноэль вынужден искать другое жилье после того, как его заперли в доме.

Хотя Мила все еще боится своего отца, она решает сбежать. Она и Ноэль остаются с отцом Ноэля. Однако молодая пара возвращается в дом Карандангов, чтобы собрать свои вещи. Дадун умоляет Милу остаться, говоря, что он заинтересован в ребенке, которого она вынашивает (предполагая, что у него были кровосмесительные отношения со своей дочерью). Пока Мила и Ноэль твердо стоят перед уходом, Дадун в отчаянии вытаскивает пистолет и стреляет в Дели, Ноэля, Милу и, наконец, в себя.

  • Вик Силаян в роли отца Дадонга Каранданга
  • Чарито Солис в роли Дели Каранданг
  • Чаро Сантос в роли Милы Каранданг
  • Джей Илаган в роли Ноэля Маналасана
  • Рубен Рустиа в роли Пепинга Маналасана
  • Аида Кармона в роли Оньянга
  • Хуан Родриго, как Эрни
  • Кора Альфорха, как Синтия
  • Дино Анхелес, как Марио
  • Эдвин О'Хара в роли полицейского 1
  • Мэнди Бустаманте в роли полицейского 2
  • Который Маллари как Diomy
  • Монетт Альфон, как хозяйка
  • Тереза ​​Р. Санчес и доктора. Троица

Хотя в оригинальных титрах фильма персонажи Солиса и Сантоса были Аделина и Милагрос Каранданг, после выпуска отреставрированной версии де Леон пояснил, что их персонажей звали Дели и Мила соответственно. Персонаж Силаяна - просто Татонг Дадун. Кроме того, в фильме ни разу не упоминается фамилия Каранданг. [ 6 ]

Производство

[ редактировать ]

Вдохновение

[ редактировать ]

Фильм был вдохновлен «Домом на улице Сапоте», написанным Ником Хоакином под псевдонимом Кихано де Манила. Отчет был впервые опубликован в Philippine Free Press 28 января 1961 года, а позже был включен в сборник Хоакина «Репортаж о преступности: тринадцать ужасных событий, попавших в заголовки газет» , опубликованный в 1977 году. [ 7 ] В статье Хоакина рассказывается о семейном убийстве, совершенном отставным полицейским детективом Пабло Кабадингом. Разделенный на шесть «эпизодов», он написан в стиле «Новой журналистики» и основан на собственных первичных исследованиях и расследованиях журналиста, включая интервью со свидетелями. [ 8 ]

18 января 1961 года Кабадинг застрелил свою дочь Лидию Кабадинг-Китангон и зятя Леонардо, оба из которых были врачами. Убив молодоженов, Кабадинг застрелился. Его жена Асунсьон выжила и позже попытается остановить выпуск фильма. [ 9 ]

В репортаже Хоакина ничего не говорится о каком-либо изнасиловании, которое могло быть совершено отцом, но академик Джойс Арриола утверждает, что «текст предполагает такую ​​возможность». [ 10 ] На Де Леона также повлиял роман Крейга Джонса «Тайны крови» 1978 года , в котором тема инцеста получила дальнейшее развитие. [ 11 ]

В оригинальной версии фильма имя Хоакина отсутствует. По словам де Леона, это произошло потому, что продюсеры фильма стремились избежать явного упоминания реального дела. В отреставрированной копии указан журналист. [ 9 ]

Разработка

[ редактировать ]

После выхода « Kung Mangarap Ka't Magising » де Леон заинтересовался адаптацией истории, основанной на реальных событиях, и написал в своих мемуарах: «Бесчисленное количество правдивых историй ждут, чтобы их экранизировали. Так почему же я должен соглашаться на художественную литературу?» По словам режиссера, в 1970-е годы к нему обратился брат одного из осужденных за изнасилование Мэгги де ла Рива с просьбой снять фильм об этом преступлении. Хотя было проведено несколько встреч, проект не реализовался. Позже этот случай был экранизирован в фильме 1994 года . [ 12 ]

Де Леон также был заинтересован в адаптации статьи Хоакина еще в 1978 году, но столкнулся с трудностями в поиске продюсера, который был бы готов поддержать фильм с такими мрачными темами. [ 13 ] Позже к нему обратился продюсер Джеки Атьенца, который был заинтересован в том, чтобы де Леон воспроизвел настроение режиссерского дебюта де Леона « Итим» . Они обсуждали адаптацию романа « Тайны крови» , но в итоге остановились на статье Хоакина. [ 14 ]

Сценарий написали де Леон, Клодуальдо дель Мундо-младший и Ракель Вильявисенсио. Трио ранее работало вместе над написанием мюзикла 1980 года «Какабакаба Ка Ба?». и находившаяся тогда в производстве пауза Batch '81 . Их совместный процесс написания начался с групповых обсуждений, после чего дель Мундо и Вильявисенсио написали отдельные сцены, из которых де Леон сделал композицию. Имея это в качестве первого черновика, они продолжили работать над ним вместе. [ 15 ] , организованном де Леоном и дель Мундо . LVN Еще в 1978 году Вильявисенсио откликнулся на газетное объявление и принял участие в первом и единственном семинаре по кинопроизводству [ 16 ]

В процессе написания сценария и даже после того, как большая часть фильма была снята, де Леон не был удовлетворен предложенной концовкой. Он перечитал репортаж о преступлении, а также репортаж Хоакина. Вместо каких-либо драматических конфронтаций де Леону пришло в голову, что финал происходит «в мгновение ока», и поэтому резкость была воспроизведена в фильме. [ 17 ]

Во избежание судебных исков имена людей в отчете Хоакина были изменены с семьи Кабадинг на семью Каранданг, а также профессия молодой пары с врачей на бухгалтеров. [ 18 ] Хронология фильма также была изменена с 1961 на 1981 год производства. [ 19 ] Помимо статьи о Хоакине, Де Леон провел оригинальное исследование преступления, раскрыв детали, которые никогда не были обнародованы, в том числе тот факт, что отец прятался под кроватью молодой пары, пока они спали, что у отца было две жены и что после того, как он застрелил остальных, отец лег на кровать дочери, прежде чем застрелиться, хотя это не было включено в фильм. [ 9 ] Вик Силаян, который играет Дадонга Каранданга, спросил де Леона, можно ли превратить персонажа в отчима, поскольку ему не нравится проблема инцеста, но они оба признали, что это в конечном итоге изменит фильм. [ 13 ] [ 20 ]

Подготовка к съемкам и съемкам

[ редактировать ]
Чаро Сантос в 2014 году, в то время президент и генеральный директор ABS-CBN. Она была линейным продюсером фильма «Кисапамата» , в котором она также снялась.

Фильм был снят, когда производство фильма де Леона « Пакет '81» было приостановлено из-за проблем с бюджетом. В мае 1981 года, через четыре месяца после начала основных съемок фильма «Пакет '81» , его продюсер Маричу Маседа объявил, что съемки придется приостановить. Другая постановка Маседы, «Пакавалан Мо Ако» в главной роли с Вильмой Сантос , отставала от графика, и финансирование двух фильмов одновременно было слишком дорогим. Производство партии '81 продолжилось три месяца спустя; к тому времени де Леон и его творческая группа сняли «Кисапмату» . [ 21 ]

Художник-постановщик Сезар Эрнандо наткнулся на этот дом, когда искал место для съемок сцены беспорядков в фильме « Пакет '81» . Эрнандо вспоминал, как наткнулся на сдаваемый в аренду дом, который был «устрашающе похож по структуре на первоначальный дом на улице Сапоте». Его арендовали на два месяца. Декорация была готова через три недели, за это время Эрнандо и арт-директор Леа Локсин переделали ее и добавили заимствованную мебель, чтобы обойти ограниченный бюджет. [ 22 ] Де Леон назвал «Кисапмату » «лучшей работой Сезара среди моих фильмов». [ 6 ]

Съемки длились 18 дней. [ 23 ] Актриса Чаро Сантос одновременно играла и работала линейным продюсером на съемочной площадке. [ 24 ] Сантос дебютировала в фильме де Леона «Итим» 1976 года , а также снялась в его фильме 1980 года «Какабакаба Ка Ба?». . Она продолжала продюсировать такие фильмы, как Пеке Галлага и «Оро», «Плата, Мата» « Бернала » Ишмаэля Химала , прежде чем стать президентом и главным исполнительным директором корпорации ABS-CBN . [ 25 ]

Актер Силаян вспоминал, что для большинства фильмов в то время ему не давали сценарий заранее, и поэтому он считал, что его фильм играет более поверхностно, чем то, что он мог передать на сцене. Это было только в фильме Кисапматы и Марилу Диас-Абайя 1983 года «Плоть» , где ему перед съемками дали сценарий, и он, таким образом, смог добавить глубины персонажам. О персонаже Силаян сказал: «Я не думаю, что это был просто авторитарный подход. Это было безумное одержимость». [ 26 ]

Постпродакшн

[ редактировать ]

Удаленная сцена

[ редактировать ]

Был снят черно-белый эпизод сна, но его удалили при монтаже. Поскольку на момент производства на Филиппинах не было практики сохранения удаленных сцен, отснятый материал был выброшен. [ 27 ] Сохранилось несколько фотографий удаленной сцены. Во сне банк, в котором работают Мила и Ноэль, превращается в больницу, где Ноэль катит Милу на каталке в банковское хранилище. По всему банку кассиры одеты как медсестры, перед ними стоят распятия. Ноэль стреляет в Милу, но вместо пули из пистолета выходит кровь. По поводу удаленной сцены де Леон сказал: «Я решил, что эпизод сна был чрезмерным и ему не место в фильме». [ 28 ]

Цензурированная сцена

[ редактировать ]

Из-за противоречивой темы на протяжении всего фильма используются лишь тонкие упоминания инцеста. [ 29 ] Тем не менее, Кисапмата был передан Совету цензоров кинофильмов , который тогда возглавляла сенатор Мария Калау Катигбак , который потребовал от де Леона удалить сцену, где отец входит в комнату дочери, когда она со страхом ждет, пока он войдет. Катигбак рассказал де Леону что сцена «показала его [отца] в возбужденном состоянии», на что режиссер хотя и выполнил требование, но не согласился. [ 30 ]

Академик Никанор Тионгсон обнаружил, что в результате «суть сцены – ужас инцеста – была затемнена». [ 30 ]

Де Леон и редактор фильма Джесс Наварро смогли сохранить негативы сцены, сделав дубликат и объединив его в катушку негативных вырезок из другого фильма. [ 30 ] Сцена была повторно добавлена ​​для показа на Каннском кинофестивале. Де Леон назвал копию кинофестиваля в Метро Маниле «театральной версией», а копию Каннского кинофестиваля - «окончательной версией». [ 9 ]

Кисапмата исследует концепцию правления сильного человека, иллюстрируемую персонажем Дадуна, анг Татанга, психотического отца семьи, ставшего чудовищным благодаря незабываемой игре Вика Силаяна. Отец имеет кровосмесительные отношения с дочерью — высшее развращение. То, что фильм был интерпретирован как аллегория режима Фердинанда Маркоса, не было случайностью, хотя преступление произошло в 1961 году. Тем не менее, многие элементы этой аллегории присутствовали в оригинальной истории. Полицейский был илоканец, как и Маркос. Он правил железной рукой и подвергал свою семью ничем не смягченному террору, точно так же, как Маркос подверг страну.

- Майк де Леон в своих мемуарах 2022 года « Последний взгляд назад».

Темы и символы

[ редактировать ]
Киноведы восприняли этот фильм как аллегорию режима президента Фердинанда Маркоса (на фото выше). Его выпустили за год до военного положения . отмены

Кисапмату обычно рассматривают как аллегорию диктаторского режима тогдашнего президента Фердинанда Маркоса, эту тему режиссер Майк де Леон исследует в своих фильмах «Пакет '81» и «Сестра Стелла Л.». [ 31 ] Академик Никанор Тионгсон нашел жестокие и необоснованные отношения Дадонга Каранданга, чрезмерно властного отца, с Милой, его жертвой инцеста, как микрокосм правления Маркоса. Освобожденный за год до отмены военного положения , во время растущих политических потрясений, отчаяние и распад отца, когда его дочь ускользает, тонко указывает на хрупкое состояние филиппинской нации. [ 32 ]

Дом Каранданг

[ редактировать ]

Дом, использованный в фильме как дом Каранданга, был расположен в Санта-Меса-Хайтс, Кесон-Сити, и имел дизайн преобладающего внутреннего архитектурного стиля: двухуровневый загородный дом. Это считалось первым и самым важным производственным требованием к фильму, выполнявшим решающую функцию для создания обстановки и настроения. [ 33 ]

Дом Каранданг считался «неодушевленным воплощением» Дадун Каранданг. [ 23 ] или «расширение надзора отца». [ 34 ] Художник-постановщик Сезар Эрнандо нашел двухуровневый дом «устрашающе похожим» на структуру, описанную в статье Ника Хоакина, где человек, стоящий в зале внизу , мог наблюдать за дверями спален и ванных комнат на верхнем этаже. Эрнандо и его команда наполнили дом мебелью, в том числе добавили колючую проволоку на ворота, что подчеркивало авторитарное правление и террор внутри дома. [ 23 ] [ 35 ] Академик кино Тито Квилинг-младший отмечает: «Из архетипического образа домашнего пространства как символа безопасности дом становится олицетворением угрозы». [ 36 ]

Выпускать

[ редактировать ]

24 декабря 1981 года, за день до открытия 7-го кинофестиваля в Метро Маниле, Асунсьон Кабадинг подал временный запретительный судебный приказ о прекращении показа « Кисапматы» . Кабадинг была вдовой покойного полицейского детектива, о котором написано в «Доме на улице Сапоте». Режиссер Майк де Леон признался, что съемочная группа забыла, что она пережила резню. Проблема была быстро решена, и на следующий день состоялась премьера фильма в запланированные сроки. [ 9 ] После того, как фильм получил награды кинофестиваля в Маниле, де Леон вспоминал, что актер и режиссер Фернандо По-младший , чей фильм Pagbabalik ng Panday также участвовал в конкурсе, сказал ему: «Я могу снять « Кисапмату» в любой день своей жизни, но я призову вас сделать Пандай ». [ 37 ]

Во время 7-го кинофестиваля в Метро Маниле Пьер-Анри Дело, организатор Канн, пригласил де Леона показать «Кисапмату» вместе с незавершенной тогда работой режиссера « Пакет '81» на 35-м Каннском кинофестивале. Позже в том же году оба фильма были показаны на «Двухнедельнике режиссеров». [ 38 ] На фестивале французский дистрибьютор Паскаль Дауман предложил распространять Batch '81 и Kisapmata по всей Европе. Однако эти планы провалились после того, как продюсеры обоих фильмов не согласились с предлагаемыми кассовыми сборами. [ 39 ]

Реставрация

[ редактировать ]

Цифровая реставрация фильма изначально финансировалась де Леоном и использовала оригинальный отпечаток, который режиссер хранил в Азиатском киноархиве в Сингапуре . Эта репродукция была «окончательной версией», показанной на Каннском кинофестивале, а не отредактированной и подвергнутой цензуре версии, показанной на кинофестивале в Метро Маниле. Сама реставрация была выполнена L'Immagine Ritrovata, той же кинолабораторией, с которой Де Леон работал над реставрацией своего фильма 1982 года « Пакет '81» , а также фильма Лино Брока 1975 года «Манила в когтях света» , в котором де Леон был оператором и сопродюсером. [ 6 ] Пока Кисапмата находился в процессе восстановления, Union Bank , материнская компания несуществующей продюсерской компании Bancom Audiovision, возместил де Леону половину стоимости восстановления и предложил совместное владение. [ 9 ]

Премьера отреставрированной версии состоялась 31 августа 2020 года на 34-м фестивале Il Cinema Ritrovato, посвященном восстановленной и отреставрированной классике, в Болонье, Италия. [ 6 ]

На первом бампере реставрации помещено посвящение нескольким актерам и членам съемочной группы, умершим после первоначальной премьеры: художнику-постановщику Сесару Эрнандо, а также актерам Чарито Солису, Джею Илагану, Вику Силаяну и Рубену Рустиа. [ 6 ]

Домашние СМИ

[ редактировать ]

19 декабря 2020 года восстановленная версия Kisapmata была доступна для бесплатного просмотра в течение одного дня через аккаунт де Леона на Vimeo «Гражданин Джейк». [ 40 ] Первоначальное намерение состояло в том, чтобы транслировать его 20 декабря, чтобы совпасть с датой финальной сцены в фильме, но было решено, что 19 декабря, суббота, соберет больше зрителей. Обсуждая трансляцию, де Леон прокомментировал: «Я называю его самым жутким рождественским фильмом за всю историю». [ 9 ]

Фильм был выпущен на Blu-ray Disc в марте 2023 года как часть набора из пяти коробок избранных фильмов режиссера де Леона компании Carlotta Film. [ 41 ] [ 42 ]

Критический ответ

[ редактировать ]

В статье о 7-м кинофестивале в Метро Маниле Эллиот Стейн нашел игру Вика Силаяна запоминающейся, но режиссуру фильма жесткой. [ 43 ]

После выхода реставрации фильм получил положительные ретроспективные отзывы филиппинских критиков. Ноэль Вера, пишущий для BusinessWorld , назвал «Кисапмату » «шедевром Майка де Леона» и «одним из величайших филиппинских фильмов». [ 44 ] Точно так же Оггс Круз считал фильм де Леона «шедевром», продолжая говорить, что «персонажи в фильмах де Леона — настоящие люди – они работают, взаимодействуют с другими людьми, у них есть потребности и амбиции. кошмар, даже более пугающий, чем Психо шедевр Хичкока [ ] ». [ 9 ]

На 7-м кинофестивале в Метро Маниле Кисапмата получила десять фестивальных наград: лучший фильм, лучший режиссер, лучший сюжет, лучший сценарий, лучшая мужская роль (Силаян), лучшая мужская роль второго плана (Илаган), лучшая женская роль второго плана (Солис), лучший монтаж. , Лучший художник-постановщик и Лучшая звукорежиссура. Он также получил награды Гавада Уриана за лучшую мужскую роль, лучшую мужскую роль второго плана, лучшую женскую роль второго плана, лучшую операторскую работу, лучший дизайн-постановку, лучшую музыку и лучший звук. [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Ягуар - филиппинский фильм 1979 года, также произведенный Bancom Audiovision и основанный на криминальном репортаже Ника Хоакина.
  • Из плоти - филиппинский фильм 1983 года, затрагивающий аналогичные проблемы, также с участием Вика Силаяна.
  1. ^ Вибал и Вильегас 2020 , с. 372.
  2. ^ Ромуло, Эрвин Т. (26 февраля 2010 г.). «Поп-преступления: «Репортаж о преступности» Кихано де Манилы » . Молодая Звезда . Филиппинская звезда . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года.
  3. ^ Арриола 2010 , с. 275–277.
  4. ^ Jump up to: а б Таян, Менчи; Гачалян, Элмер (2021) [1994]. «Флэшбек» . Культурный центр Филиппинской энциклопедии филиппинского искусства . Культурный центр Филиппин . Проверено 29 августа 2022 г.
  5. ^ Лабастилла, Скилти К. (ноябрь 2017 г.). «О киноопросе и Пиной Ребю» . Пларидель . 14 (2): 195–205. дои : 10.52518/2017.14.2-15смпос . S2CID   245578823 . Архивировано из оригинала 13 июня 2021 года . Проверено 13 июня 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Де Хесус, Тотель (13 августа 2020 г.). «Восстановленная «Кисапмата» будет показана в Болонье в этом месяце, а трансляция состоится в декабре» . ABS-CBNnews.com . Корпорация АБС-ЦБН . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года.
  7. ^ Арриола 2010 , с. 272.
  8. ^ Арриола 2010 , с. 275
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Де Хесус, Тотель (15 декабря 2020 г.). «Сага о Кисапмате » . Новости GMA онлайн . Сеть ГМА . Архивировано из оригинала 11 ноября 2022 года.
  10. ^ Арриола 2010 , с. 276
  11. ^ Арриола 2010 , с. 279
  12. ^ Де Леон 2022 , с. 247.
  13. ^ Jump up to: а б Хант, А.Е. (17 декабря 2020 г.). « В то время никто не знал об уксусном синдроме»: Майк Де Леон о своей недавно отреставрированной кисапмате» . Кинорежиссер . Проект независимого кинорежиссера . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года.
  14. ^ Де Леон 2022 , с. 263.
  15. ^ Де Леон 2022 , с. 214.
  16. ^ Де Леон 2022 , с. 200.
  17. ^ Де Леон 2022 , с. 252.
  18. ^ Арриола 2010 , с. 278
  19. ^ Де Леон 2022 , с. 251.
  20. ^ Арриола 2010 , с. 283
  21. ^ Гомес 2017 , с. 50–52.
  22. ^ Де Леон 2022 , с. 255.
  23. ^ Jump up to: а б с Гомес, Джером (6 сентября 2020 г.). «В этом доме родилась классика филиппинского кино» . АНКС . Корпорация АБС-ЦБН . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года.
  24. ^ Де Леон 2022 , с. 253.
  25. ^ Анг, Рэймонд (1 октября 2016 г.). «ОБЛОЖКА: Чаро, возродившийся» . Фил Стар СУПРЕМЕ . Филиппинская звезда . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года.
  26. ^ Грана, Риа (21 декабря 2020 г.). «Это редкое интервью с Виком Силаяном объясняет, почему этот парень оказался таким чертовски хорошим актером» . АНКС . Корпорация АБС-ЦБН . Архивировано из оригинала 5 декабря 2021 года.
  27. ^ Де Леон 2022 , с. 96.
  28. ^ Де Леон 2022 , с. 267–268.
  29. ^ Арриола 2010 , с. 282
  30. ^ Jump up to: а б с Арриола 2010 , с. 296
  31. ^ Кампос 2006 , с. 48, 51.
  32. ^ Арриола 2010 , с. 296–297.
  33. ^ Арриола 2010 , с. 287
  34. ^ Квилинг 2018 , с. 60.
  35. ^ Квилинг 2018 , с. 62.
  36. ^ Квилинг 2018 , с. 73.
  37. ^ Де Леон 2022 , с. 210.
  38. ^ Гомес 2017 , с. 59.
  39. ^ Де Леон 2022 , с. 107.
  40. ^ Бионг, Ян (19 декабря 2020 г.). «Фильм Майка де Леона «Кисапмата» с Чаро Сантосом в главной роли доступен для потоковой передачи сегодня» . INQUIRER.net . Группа компаний «Инквайрер» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года.
  41. ^ на (нд). «Майк Де Леон, портрет филиппинского кинорежиссера — 8 фильмов» . Фильмы Карлотты . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года.
  42. ^ Де Хесус, Тотель (21 марта 2023 г.). «Дань Майку де Леону на UP с показом фильмов и запуском бокс-сета Blu-ray» . ABS-CBNnews.com . Корпорация АБС-ЦБН . Архивировано из оригинала 13 апреля 2023 года.
  43. ^ Штейн, Эллиотт (сентябрь – октябрь 1983 г.). «Ангелы Манилы» . Комментарий к фильму . Том. 19, нет. 5. Киносообщество Линкольн-центра . стр. 48–55. ISSN   0015-119X . JSTOR   43452922 – через JSTOR .
  44. ^ Вера, Ноэль (27 марта 2020 г.). «Все как в семье» . БизнесМир . Филиппинская звезда . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ea6358d22e171e60a12722755138011__1720751220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/11/0ea6358d22e171e60a12722755138011.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kisapmata (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)