Черный
Черный | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Майк де Леон |
Автор: |
|
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография |
|
Под редакцией | Айк Джарлего мл. |
Музыка | Макс Джоксон |
Производство компания | Художники кино Филиппины |
Время работы | 105 минут |
Страна | Филиппины |
Язык | Филиппинский |
Итим ( с филиппинского «черный»). [ 1 ] ), выпущенный за границей как The Rites of May , [ 1 ] филиппинский сверхъестественный драматический фильм ужасов 1976 года , полнометражный режиссерский дебют Майка де Леона по сценарию Клодуальдо дель Мундо-младшего и Хиля Кито. Фильм, который называют «одним из самых замечательных дебютов в истории кино». [ 2 ] играет Томми Абуэль молодого фотографа, навещающего своего отца (которого играет Марио Монтенегро ) в его провинциальном городке во время Великого поста . Там он встречает загадочную женщину Терезу, которую Чаро Сантос сыграла в ее актерском дебюте. Итим обращается к различным темам, включая оккультизм и религию, в «набеге на готический ужас, исследуя духовную природу жизни и людей в тихом маленьком городке Сан-Ильдефонсо ». [ 3 ]
Manunuri ng Pelikulang Pilipino (филиппинские кинокритики) включили этот фильм в свой список десяти лучших фильмов десятилетия. В 2022 году фильм был отреставрирован в цифровом формате с последующей театральной премьерой в рамках секции «Каннская классика» на 75-м Каннском кинофестивале . [ 4 ]
Сюжет
[ редактировать ]Фильм начинается с сеанса , на котором спиритистка (медиум) восклицает, что Роза, пропавшая католическая монахиня, мертва. Ее младшая сестра Тереза обеспокоена. Их мать спрашивает спиритисту , может ли она поговорить с Розой. Медиум велит ей дождаться Страстной пятницы .
Тем временем Джун, молодой фотограф из Манилы, навещает своего немого отца, прикованного к инвалидной коляске, доктора Торреса, в их родном провинциальном городе во время Страстной недели . Во время своего визита Джун фотографирует различные постные ритуалы для манильского журнала, в котором он работает.
Он встречает Терезу и фотографирует ее, пока она ошеломлена. После этого следует несколько случайных встреч, во время которых она демонстрирует странное поведение, которое, похоже, она не может контролировать. Однако вскоре они обнаруживают, что не случайность, а сверхъестественное свело их вместе. В клинике своего отца Джун находит негатив пленки; он проявляет ее и видит, что это фотография его отца и молодой женщины, которую он вскоре узнает - Роза.
На другом сеансе выясняется, что дух Розы овладевает Терезой. Дух Розы сообщает, что у нее был роман с доктором Торресом, который заставил ее сделать аборт, что привело к ее смерти. Вскоре после инцидента доктор Торрес попал в автомобильную аварию, в результате которой он остался немым и парализованным. Рассказав, что произошло, Роза мстит, в результате чего доктор Торрес падает с лестницы и умирает.
Бросать
[ редактировать ]- Томми Абуэль, как Джун
- Марио Монтенегро, как доктор Торрес
- Мона Лиза в роли Алинг Пининг
- Чаро Сантос, как Тереза
- Сара Хоакин в роли Алинг Анджелины
- Сьюзан Вальдес в роли Розы
- Муди Диас в роли Алинга Бебенга
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Я заинтересовался созданием фильма, в котором камера рассказывает историю с одним персонажем, без диалогов и только со звуковыми эффектами. Что мне понравилось в «Увеличении», так это идея экзистенциального отчуждения. Монолого был историей о привидениях. Персонаж фотографирует и не осознает, что сфотографировал привидение или присутствие в собственном доме. То есть его камера это видела, а он нет. Это поразило меня.
- Майк де Леон в интервью 2022 года. [ 5 ]
Майк де Леон, изначально оператор, был известен своей отмеченной наградами работой над фильмом 1975 года « Манила в когтях света» , режиссером которого стал Лино Брока . [ 6 ] Хотя де Леон изначально не собирался становиться режиссером, вслед за Манилой в 1975 году он снял короткометражку «Монолог» ( «Монолог» ), свою вторую режиссерскую работу после короткометражного фильма 1972 года «Sa Bisperas» .
«Монолог» стал поворотным моментом, этот опыт пробудил в нем интерес к режиссуре. Брока, с которым де Леон работал в Маниле , был первым, кто увидел черновой вариант «Монолога». Впоследствии он призвал де Леона заняться режиссурой. [ 7 ] Де Леон описал «Итим» как ответвление своего короткометражного фильма 1975 года «Монолого» , который представлял собой историю о привидениях и дань уважения триллеру Микеланджело Антониони 1966 года «Увеличенное изображение» . Де Леон сказал, что его также вдохновили истории о привидениях Лафкадио Хирна . [ 5 ] [ 8 ]
Сценарий написали Клодуальдо дель Мундо-младший , написавший сценарий Манилы , и зять дель Мундо, Хиль Кито. [ 9 ] Кито задумал снять фильм во время Страстной недели и включить в него спиритуализм. [ 10 ] Он напомнил, что сценарий был написан относительно легко, за исключением финала. Спиритист Бекки Гутьеррес была на съемочной площадке в качестве консультанта по экстрасенсорным элементам фильма. Она записала для съемочной группы заклинания из своих реальных сеансов, которые затем были использованы для создания финальной сцены. [ 5 ] Де Леон также благодарит художника-постановщика Мела Чионгло за помощь в переписывании сцены сеанса. [ 11 ] По словам де Леона, сценарист Рики Ли изначально работал над сценарием, но просил не указывать его имя. Режиссер считал, что Ли, известный тогда как бывший студенческий активист, сделал эту просьбу из-за отсутствия явной социальной значимости в «Итиме» . [ 9 ]
Кастинг
[ редактировать ]Первоначально де Леон, как он объясняет в интервью 2022 года, был заинтересован в подборе известных актеров, что было обычной практикой в то время в индонезийском кино. [ 5 ] Первоначальной идеей был эротический триллер с Альмой Морено и Бемболом Роко , последний из которых снялся в «Маниле » Брока . По словам де Леона, после «Манилы » Роко пообещал появиться в режиссерском дебюте де Леона, но у него был конфликт с графиком другого фильма, в котором он уже подписался на участие. Что касается Морено, режиссер был отстранен, когда ее менеджер потребовал полной оплаты. при подписании договора. После этих неудач де Леон попросил Броку помочь в выборе Хильды Коронель , но ее гонорар вышел за рамки их бюджета. [ 12 ] В результате постановку поставили на риск новичков, в том числе Чаро Сантоса и Сьюзан Вальдес. [ 5 ]
После победы на конкурсе красоты Baron Travel Girl Сантос, тогда еще студентка колледжа, была замечена Брокой. Брока направил Сантоса к де Леону, и были организованы кинопробы. После кинопроб Сантос предложили свою первую актерскую роль в фильме «Итим» . [ 13 ] [ 14 ] Поскольку Сантос отказался сниматься в каких-либо эротических сценах или даже целоваться на экране, де Леон отказался от первоначальной концепции эротического триллера и вместо этого углубился в католическую вину через призму жанра ужасов. [ 9 ]
Этот фильм также стал актерским дебютом Сьюзан Вальдес, хотя и в роли без слов; До фильма Вальдес был известен как коммерческая модель. Главная роль фотографа была отведена Томми Абуэлю, с которым де Леон работал в Маниле. Между тем, на роль были выбраны более опытные Марио Монтенегро и Мона Лиза, поскольку де Леон был знаком с ними как с актерами компании LVN Pictures , которой раньше управляла бабушка де Леона Нарциса де Леон . [ 7 ] Де Леон признался, что Черногория была его фаворитом среди актеров LVN из-за его костюмированных фильмов , особенно любимого в детстве полнометражного фильма 1954 года « Принсипе Теньосо» . [ 10 ]
Де Леон вспомнил, как подошел к Роландо Тинио , своему бывшему учителю, чтобы обсудить, сыграет ли его жена, актриса Элла Луансинг, духовницу в фильме. Однако вместо этого Тинио превратил дискуссию в критику Манилы . [ 15 ] В конечном итоге роль досталась Саре Хоакин. [ 4 ]
Съемки
[ редактировать ]Основные фотосъемки начались в доме предков де Леона в Сан-Мигеле , Булакан, в течение двух месяцев в 1976 году. [ 7 ] [ 10 ] Поскольку это был дом его семьи, де Леон позволил себе вольности в постановке декораций, включая снос стен и перемещение старой мебели, к большому неудовольствию своего отца, когда он посетил съемочную площадку. [ 16 ] Этот дом является местом, «где более двух десятилетий спустя (де Леон) также будет снимать Баянинг 3-го мира » . [ 2 ]
«Итим» считается первой крупной работой художника-постановщика Чионгло, который впоследствии стал самостоятельным уважаемым режиссером, наиболее известным благодаря трилогии «Сибак» , «Король Бурлеск» и «Сумеречные танцоры» . [ 17 ] На съемках «Итима » Чионгло также была назначена помогать новичку Сантосу в качестве ее тренера по актерскому мастерству. [ 7 ]
Этот фильм также стал первой кинематографической работой Роди Лакапа, бывшего цветокоррекции и оператора оптической печати в LVN Pictures. Лакап впервые был нанят де Леоном в качестве мастера и режиссера по свету для своего короткометражного фильма «Монолог» . В дальнейшем он стал оператором нескольких других фильмов де Леона, в том числе «Какабакаба Ка Ба?». , Kisapmata , Batch '81 и Sister Stella L. , а также Пеке Галлага и Оро , Плата , Мата Хосе Марилу Диас- Абайя Ризал . [ 18 ] Лакап был одним из операторов вместе с Эли Крусом, который также работал с де Леоном над «Монологом» фотографировал «Ночи Скорпиона » Пеке Галлага. , а затем , среди прочего, [ 19 ]
Сантос охарактеризовал де Леона на съемочной площадке как «гения в действии», добавив: «Он раскадровывал весь фильм в своей голове, еще до первого кадра. Он ожидает совершенства от каждого». Подобные воспоминания оставил и актер Вальдес: «Тщательно готовил кадр. Он внимательно следил за тем, как было настроено освещение. Длительное время ожидания, когда он устанавливает свет, показывает, насколько он был непревзойденным режиссером». Более опытный Томми Абуэль вспоминал, что де Леон «в основном занимался техническими аспектами фильма, такими как ракурсы, кадры, освещение и т. д.». Сам Де Леон признался, что он не является актерским режиссером, а скорее относится к игре в кино как к элементу общего фильма. [ 7 ]
Постпродакшн
[ редактировать ]Чтобы создать мрачную и мрачную атмосферу, де Леон использовал различные методы постобработки, которые представляли темноту кинематографа в качестве главного героя, включая двойное обнажение негативов. Процедура сложная, несколько негативов были испорчены, пришлось переснимать соответствующие сцены. [ 20 ] Музыку к фильму написал Макс Джоксон, работавший с де Леоном над Манилой . В нескольких сценах « Итима » Джоксон выигрывал «против изображения», заставляя живых музыкантов играть партитуру во время проецирования фильма в реальном времени. [ 21 ]
Темы
[ редактировать ]Сверхъестественное и ужасы
[ редактировать ]В интервью 2022 года Де Леон объяснил, почему он был заинтересован в создании фильма, содержащего элементы сверхъестественного или, по крайней мере, фантастического, которые он начал исследовать в своем короткометражном фильме 1975 года «Монолог» мне понравилась одна вещь : «В «Увеличении» — идея экзистенциального отчуждения. .Монолог . был историей о привидениях. Персонаж фотографирует и не осознает, что он сфотографировал привидение или присутствие в собственном доме, то есть его камера видела это, а он - нет большой поклонник японских историй о привидениях Лафкадио Хирна ». [ 5 ] Но, что касается отнесения « Итима» к категории фильмов ужасов, он добавил: «Я также случайно посмотрел « А теперь не смотри Николаса Роуга , когда был в Германии в середине 1970-х годов. » «Невинные » такие пугающие. По моему мнению, это до сих пор один из лучших фильмов о призраках. Я до сих пор не могу смотреть его один. Элементы этих фильмов вы найдете в «Итиме ». сказал, что Итим принадлежит к жанру ужасов, в чем я не подвергал сомнению». [ 22 ] В ретроспективном обзоре на французском веб-сайте DVDKlassik говорится: «Майк де Леон позволяет фантастике стать единственным способом правосудия в отношении насилия, которое, к сожалению, реально и вписано в нравы этого патриархального общества. Нити невидимого мира сжимаются, чтобы разоблачить самое настоящее чудовище». [ 23 ] В другом ретроспективном комментарии утверждалось, что фильм основан на «личном и множественном вдохновении, почти синкретическом, где смешиваются фантастические пограничные зоны, загадочные обряды, оккультизм и религиозные скульптуры». [ 24 ]
Католицизм и народное католическое воображение
[ редактировать ]Действие фильма происходит во время Страстной недели , которую киноакадемик Блисс Куа Лим описывает как «сезон, в котором мирское время повседневной жизни пересекается с библейской временностью греха, покаяния и искупления». [ 25 ] Финальная сцена происходит во время Страстной пятницы , что, по мнению Лима, означает, что история не соответствует искуплению, символизируемому Пасхальным воскресеньем , и, таким образом, «завершается тьмой смерти, раскаяния и слабости, названной в ее названии». [ 26 ]
Есть несколько намеков на католические обряды, богослужения и образы, в том числе пение Пасиона непрерывное ; [ 27 ] завуалированная статуя Девы Марии ; [ 28 ] и группа из двенадцати статуй святых в натуральную величину, представляющих двенадцать апостолов Иисуса Христа. [ 29 ] Эти аллюзии, как утверждает теолог Антонио Сисон, представлены через призму «народного католического воображаемого», в котором образы католицизма сочетаются с первичной филиппинской религией . [ 30 ] По существу, изображенные сеансы не являются частью католической веры, но «занимают нишу в народной католической практике, которая не оспаривает религиозный синкретизм», который подходит к ней серьезно и придает сеансам определенную религиозную легитимность. тем самым отличая сеансы в Итиме от других изображений таких сцен в фильмах ужасов. [ 31 ]
Персонаж Джуна, молодого фотографа, впервые сталкивается со статуями апостолов, когда фотографирует их, пока несколько женщин поют Пасион . Затем статуи являются Джуну во сне. Они окружают его, а затем внезапно начинают приближаться к нему и кружить вокруг него, предупреждая Джуна об отвратительном поступке, совершенном его отцом. Сисон комментирует: «Народно-католические образы признают божественное вмешательство религиозных образов, которые будут использовать пейзажи снов как средство прервать греховные стереотипы в жизни персонажей и сделать метанойю возможностью или, по крайней мере, обещанием». [ 32 ]
Тьма
[ редактировать ]В подходе фильма темы религии и ужасов объединяют тропу тьмы или черноты ( «Итим» означает «черный» ), как отметили комментаторы: «В захватывающем синкретизме европейские влияния вполне естественно сочетаются с филиппинской обстановкой – и с воображением – где мистицизм и христианство уже сосуществуют, Итим сияет этой уникальной гармонией мягкости и страха, магического реализма и призрачной фантазии. Он позволяет тьме овладеть сеттингом до такой степени, что делает ее персонажем. свое право». [ 33 ] Тема подразумевала особое использование цвета, усиленное реставрацией: «В фильме, который критики часто описывают как медленный, атмосферный ужас, присутствует ожидаемая гнетущая темнота на белом фоне, смешанная с неожиданными темно-коричневыми и бордовыми оттенками в интерьерах на зеленом фоне. Итальянский фильм кинолаборатория L'Immagine Ritrovata восстановила эти качества до должной глубины, погрузив зрителей в ванну объемного, продуманного цвета, света и тени». [ 34 ] [ 35 ] Сюда входят «тьма ( дилим ) и свет ( ливанаг ) — те же самые слова, которые преследуют городского героя « Итима» с первого вечера». [ 36 ]
Социальная справедливость
[ редактировать ]Говорят, что фильм выражает «всю жизнь опасения Де Леона по поводу «темной стороны нашей культуры»: испанского колониального наследия суеверий и антинауки на его родных Филиппинах». [ 2 ] В 2022 году де Леон прокомментировал: «Мои фильмы немного отличались от большинства других филиппинских фильмов тем, что они не фокусировались на изображении убожества и бедности, которые международные фестивали любят в фильмах третьего мира. коррупция филиппинских средних и высших классов, жестокое патриархальное правление в филиппинской семье или фашистская подготовка, насаждаемая студенческими братствами». [ 37 ] Также в 2022 году он объяснил: «Ужас теперь приобрел более зловещее значение. Речь идет уже не о призраках, а о монстрах филиппинской политики, монстрах, которые после долгого ожидания в подземных пещерах ада вернулись, чтобы изнасиловать и снова насиловать мою страну. Самое безумное, что мы пригласили их обратно». [ 38 ] Во французском обзоре версии DVD от 2023 года было написано: «Майк де Леон позволяет фантазии стать единственным способом правосудия в отношении насилия, которое, к сожалению, конкретно и вписано в нравы этого патриархального общества. Нити невидимого мира сжимаются, обнажая самое настоящее чудовище». [ 35 ]
Выпускать
[ редактировать ]Первоначально выпущенный в 1976 году, он стал коммерчески доступен на Филиппинах в 1977 году. [ 39 ] Впервые фильм был показан на международном уровне в 1979 году на выставке Filmex в Лос-Анджелесе . [ 40 ]
Реставрация
[ редактировать ]Хотя Азиатский киноархив предложил профинансировать цифровую реставрацию « Итима» , задержки из-за пандемии COVID-19 вынудили режиссера Майка де Леона профинансировать восстановление самому. Реставрацию выполнила L'Immagine Ritrovata, та же кинолаборатория, с которой де Леон работал над реставрацией своих фильмов «Пакет '81» и «Кисапмата» , а также над реставрацией «Манилы в когтях света» . [ 41 ] При реставрации использовались оригинальные негативы, хранившиеся в Британском институте кино с 1970-х годов. [ 7 ]
20 мая 2022 года премьера отреставрированной версии состоялась на 75-м Каннском кинофестивале в рамках секции «Каннская классика». [ 42 ] Его лично представил генеральный делегат Канн Тьерри Фремо . [ 41 ] [ 40 ] Премьера отреставрированной версии на Филиппинах состоялась на 10-м Международном кинофестивале QCinema . [ 14 ]
В ноябре того же года отреставрированный фильм был включен в ретроспективу «Майк Де Леон, автопортрет филиппинского кинорежиссера» в Музее современного искусства в Нью-Йорке . Он был показан вместе с закулисным документальным фильмом сценариста Клодуальдо дель Мундо «Итим: исследование в кино» . [ 10 ] В следующем месяце Итим был показан в другой ретроспективе «Майк де Леон: жизнь в (движущихся) картинках» на фестивале «Три континента» в Нанте , Франция . [ 43 ] [ 44 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]В марте 2023 года «Итим» был выпущен на Blu-ray Disc компанией Carlotta Films как часть набора из пяти коробок избранных фильмов режиссера де Леона. [ 45 ] [ 46 ]
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]«Итим» потерпел коммерческий провал после своего первого выхода в кинотеатрах, который продлился всего одну неделю. [ 6 ]
Критический ответ
[ редактировать ]Однако фильм получил положительные отзывы филиппинских критиков. Пио де Кастро III похвалил Итима в современном обзоре Times Journal , написав, что фильм был загадочным, технически превосходным и «пробным камнем, по которому будут оцениваться все другие фильмы 1977 года». [ 6 ] Этот Филиппинах . фильм является одним из самых популярных фильмов 70-х годов на [ 4 ]
В 1998 году, после показа в Театре Уолтера Ридера Киносообщества Линкольн-центра в рамках Фестиваля филиппинского кино, Рэй Приветт высоко оценил «скудный, длинный стиль» фильма и его саундтрека и заявил, что просмотр Этот фильм стал для него опытом, который некоторое время преследовал его. [ 47 ] Ретроспективная рецензия на фильм называет его «эзотерической психологической драмой, тяготеющей к жанровому кино». [ 22 ] Его также называют «шедевром ужасов» Леона. [ 48 ] Однако в неоднозначном ретроспективном обзоре AsianMoviePlus было раскритиковано то, что они считали «ненужными техническими излишествами» и «медленным» темпом фильма, и было заявлено, что «Итим» был «в целом приятным, хотя и несколько ошибочным сверхъестественным усилием». [ 49 ]
Похвалы
[ редактировать ]На фестивале азиатского кино 1978 года Итим была удостоена награды за лучший фильм, а Чаро Сантос была признана лучшей женской ролью. [ 4 ] Второкурсный фильм Майка де Леона « Если бы ты мечтал, что я буду там» , а также Эдди Ромеро «Момент , когда мы сейчас… Где ты сейчас» ? также были фестивальными работами. Отец Де Леона, продюсер Мануэль де Леон (хотя и не продюсер « Итима »), принял награду за лучший фильм от имени своего сына. В 1956 году такой же чести удостоился фильм «Дитя печали » продюсера Мануэля де Леона. [ 50 ]
Итим также получил четыре награды Гавада Уриана: лучшая операторская работа, лучшая музыка, лучший монтаж и лучший звук. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вибал и Вильегас 2020 , с. 371.
- ^ Jump up to: а б с «Черный (Майские обряды). 1976. Режиссер Майк Де Леон. Черный: Исследование в кино. Черный: Исследование в кино). 1976. Режиссер Клодуальдо дель Мундо-младший » МоМА .
- ^ ОБЗОР « Итима»: взрывной дебют в готическом ужасе» . СИНЕГАНГ.ph . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Кисть, Луна; Гачалян, Элмер (2022) [1994]. «Черный» . Культурный центр Филиппинской энциклопедии филиппинского искусства . Культурный центр Филиппин .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Паван, Бенуа (19 марта 2022 г.). «Итим, эзотерическое и гнетущее глубокое погружение Майка Де Леона» . Каннский кинофестиваль . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года.
- ^ Jump up to: а б с Кампос 2006 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Напалес, Рубен (11 мая 2022 г.). «[Только В Голливуде] Майк де Леон о премьере фильма «Итим» в Каннах почти 50 лет спустя» . Рэплер . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года.
- ^ Сисон 2019 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Де Леон 2022 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с д (12 ноября 2022 г.). «Черные (Майские обряды). 1976. Режиссер Майк Де Леон Блэк: Исследование в кино (Black: An Exploration in Cinema) . Музей современного искусства Архивировано из оригинала 26 октября.
- ^ Де Леон 2022 , с. 117.
- ^ Де Леон 2022 , с. 112–113.
- ^ Анг, Рэймонд (1 октября 2016 г.). «Чаро, возродившийся» . Фил Стар СУПРЕМЕ . Филиппинская звезда . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года . Проверено 20 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б на (16 ноября 2022 г.). «Отреставрированный в цифровом формате классический фильм Майка де Леона «Итим» с Чаро Сантосом в главной роли будет показан на 10-м Международном кинофестивале QCinema» . Онлайн-бюллетень Манилы . Манильский бюллетень . Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года.
- ^ Де Леон 2022 , с. 161.
- ^ Де Леон 2022 , с. 119–121.
- ^ Вибал и Вильегас 2020 , с. 354.
- ^ Галанг, Розалинда; Сангил, Энн Фрэнсис (н. д.). «Лакап, Роди» . Культурный центр Филиппинской энциклопедии филиппинского искусства . Культурный центр Филиппин .
- ^ Матилак, Розали; Альманзор, Сильвелин Джо (nd). «Круз, Эли» . Культурный центр Филиппинской энциклопедии филиппинского искусства . Культурный центр Филиппин .
- ^ Де Леон 2022 , с. 125–126.
- ^ Де Леон 2022 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Паван, Бенуа (19 мая 2022 г.). «Итим, эзотерическое и гнетущее глубокое погружение Майка Де Леона» . Каннский фестиваль . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ «Майские обряды Майка Де Леона (1976) — Анализ и обзор фильма — DVDClassik» . www.dvdclassik.com . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Итим (Les Rites de mai)» . Фестиваль трех континентов . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Воздушный фильтр 2009 , с. 2.
- ^ Воздушный фильтр 2009 , с. 4.
- ^ Сисон 2019 , с. 39.
- ^ Сисон 2019 , с. 42.
- ^ Сисон 2019 , с. 43.
- ^ Сисон 2019 , с. 44.
- ^ Сисон 2019 , с. 46.
- ^ Сисон 2016 , с. 437.
- ^ изображения, Форум. «Итим, майские обряды – Программы» . Имиджевый форум . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «ЭКСКЛЮЗИВ: Майк Де Леон о недавно отреставрированном «Итиме» » . спн . Архивировано из оригинала 9 июня 2022 года . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Майские обряды Майка Де Леона (1976) — Анализ и обзор фильма — DVDClassik» . www.dvdclassik.com . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ Лим, Блисс Куа (21 сентября 2009 г.). Перевод времени: кино, фантастика и временная критика . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-9099-2 .
- ^ «Майк Де Леон» . www.institut-lumiere.org (на французском языке) . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Анган, Кара (19 октября 2022 г.). «Майк де Леон примет участие в ретроспективном показе фильмов в Музее современного искусства Нью-Йорка» . НМЕ . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Кампос 2006 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Нг, Скотт (23 мая 2022 г.). Режиссер « Итима» Майк Де Леон говорит, что после победы Бонгбонга Маркоса на выборах он «совершенно унижен быть филиппинцем» . NME.com . БандЛаб Технологии . Архивировано из оригинала 22 ноября 2022 года.
- ^ Jump up to: а б Хант, А.Е. (9 июня 2022 г.). «ЭКСКЛЮЗИВ: Майк Де Леон о недавно отреставрированном «Итиме» » . CNN Филиппины Жизнь . Корпорация «Найн Медиа» . Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года.
- ^ «ЭКСКЛЮЗИВ: Майк Де Леон о недавно отреставрированном «Итиме» » . спн . Архивировано из оригинала 9 июня 2022 года . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Де Хесус, Тотель (31 октября 2022 г.). «Майк де Леон — первый кинорежиссер, проведший ретроспективу в нью-йоркском МоМА» . Инкуайрер.НЕТ . Группа компаний «Инквайрер» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года.
- ^ на (нд). «МАЙК ДЕ ЛЕОН: ЖИЗНЬ В (ДВИЖУЩИХСЯ) КАРТИНКАХ» . Фестиваль трех континентов . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года.
- ^ Де Хесус, Тотель (21 марта 2023 г.). «Дань Майку де Леону на UP с показом фильмов и запуском бокс-сета Blu-ray» . ABS-CBNnews.com . Корпорация АБС-ЦБН . Архивировано из оригинала 13 апреля 2023 года.
- ^ на (нд). «Майк Де Леон, портрет филиппинского кинорежиссера — 8 фильмов» . Фильмы Карлотты . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года.
- ^ Приветт, Рэй. «НЕ ИСЧЕЗАТЬ: Сезон филиппинского кино». Комментарий к фильму 34, вып. 6 (1998): 11–14. JSTOR 43454620 .
- ^ «Захват эпохи: возвращение к вневременным фильмам Майка де Леона» .
- ^ Анелли, Дон (5 мая 2023 г.). «Обзор фильма: Итим (1976) Майка де Леона» . Пульс азиатского кино . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Де Леон 2022 , с. 130–131.
Библиография
[ редактировать ]- Кампос, Патрик (2006). «Нависая над нацией, беспокойство среди людей: поиск Майка де Леона в филиппинском кино» . Гуманитарные науки Дилиман: Журнал филиппинских гуманитарных наук . 3 (2). Университет Филиппин : 35–73. eISSN 2012-0788 . ISSN 1655-1532 .
- Куа Лим, Блаженство (2009). «Введение: Часы для видения: кино, фантастика и критика однородного времени» . Перевод времени: кино, фантастика и временная критика . Дарем, Северная Каролина : Издательство Университета Дьюка . стр. 1–41. дои : 10.1215/9780822390992 . ISBN 978-082-23-9099-2 .
- Де Леон, Майк (2022). Кампос, Патрик (ред.). Последний взгляд назад . Кесон-Сити : Издательство Contra Mundum. ISBN 978-621-06-0080-3 .
- Сисон, Антонио (2016). «Мрачные явления: народное католическое воображение в филиппинском кино» . Материальная религия: журнал предметов, искусства и веры . 11 (4). Тейлор и Фрэнсис : 421–442. дои : 10.1080/17432200.2015.1103474 . eISSN 1751-8342 . ISSN 1743-2200 . S2CID 192961308 .
- Сисон, Антонио (2019). Кампос, Патрик (ред.). «Сюррексит... Она возникла: Майские обряды и народное католическое воображение» (PDF) . Ситуации: культурные исследования в азиатском контексте . 12 (1). Университет Ёнсей : 33–52. eISSN 2288-1204 . ISSN 2288-7822 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 апреля 2023 г.
- Вибал, Гаспар; Вильегас, Деннис (2020). Ко, Тедди (ред.). Филиппинское кино, 1897–2020 гг . Кесон-Сити : Фонд Вибал. ISBN 978-971-97-0717-2 .