Jump to content

Кшиштоф Комеда

Кшиштоф Комеда
Рожденный
Кшиштоф Тшцинский

27 апреля 1931 г.
Умер 23 апреля 1969 г. (37 лет)
Другие имена Кристофер Комеда
Занятия
  • Композитор
  • музыкант
Годы активности 1952–1969
Супруг
Зофия Титтенбрун Тшциньска
( м. 1958 г.)
Музыкальная карьера
Жанры
Инструменты Фортепиано
Этикетки Польские записи музы

Кшиштоф Тшчинский (27 апреля 1931 - 23 апреля 1969), известный профессионально как Кшиштоф Комеда , [а] Польский композитор музыки для кино и джазовый пианист. Вероятно, наиболее известный благодаря своей работе над музыкой к фильмам , Комеда написал музыку к Романа Полански фильмам «Нож в воде» (1962), «Тупик» (1966), «Бесстрашные убийцы вампиров» (1967) и «Ребенок Розмари» (1968). ). Альбом Комеды Astigmatic (1965) часто считают одним из самых важных европейских джазовых альбомов. Британский критик Стюарт Николсон описывает альбом как «отход от доминирующего американского подхода с появлением особой европейской эстетики». [1]

Биография [ править ]

Урожденный Кшиштоф Тшчинский, он выбрал Комеду в качестве своего сценического псевдонима только после окончания университета, чтобы дистанцироваться как джазовый музыкант от своей дневной работы в медицинской клинике. [2] [3]

Он вырос в Ченстохове и Острове Великопольском , где в 1950 году окончил «лицей (среднюю школу) для мальчиков». В школе он участвовал в кружке музыки и поэзии. После школы он поступил в Медицинскую академию в Познани , чтобы изучать медицину. Он закончил шестилетнее обучение и в 1956 году получил диплом врача. Он выбрал специализацию врача- отоларинголога .

Он брал уроки музыки с раннего детства; стать виртуозом было его мечтой. Он стал членом Познаньской консерватории в возрасте восьми лет, но Вторая мировая война помешала его планам. Комеда исследовал теорию музыки и научился играть на фортепиано в этот период и позже, до 1950 года; однако он осознавал потери последних шести лет. [ нужна ссылка ]

Комеду интересовала легкая и танцевальная музыка. Он встретил Витольда Куявского, выпускника той же школы и активного бас-гитариста, в гимназии (средней школе) в Оструве-Велькопольском. Именно Куявский познакомил Комеду-Тщиньского с джазом и отвез его в Краков . Романтический период польского джаза, называемый катакомбами, оказался в центре внимания. Джем-сейшны, в которых участвовали такие музыканты, как Матушкевич, Боровец, Валасек и сам Куявский, проходили в небольшой квартире Витольда в Кракове. [ нужна ссылка ]

Спустя несколько лет стало понятно, почему Комеда увлекся би-бопом в исполнении Анджея Тшасковского . Увлечение джазом и дружба с другими музыкантами укрепили его связи с музыкой, хотя по профессии он был врачом. Некоторое время он работал с первым, послевоенным, новаторским польским джаз-бэндом, группой Melomani из Кракова и Лодзи, опорой которой были Матушкевич, Тшасковский и Куявский. [ нужна ссылка ]

Позже он играл с поп-группами из Познани. Одна из них, группа Ежи Гжевинского, вскоре превратилась в диксиленд-бэнд. Комеда выступил с Гжевиньским на I Джазовом фестивале в Сопоте в августе 1956 года, но добился успеха, выступая с саксофонистом Яном «Пташином» Врублевским и вибрафонистом Ежи Милианом , потому что диксиленд не оправдал в то время ожиданий Комеды. Его больше увлекал современный джаз. Благодаря этой страсти и был создан секстет «Комеда». Кшиштоф Тшчинский впервые использовал сценический псевдоним «Комеда», когда работал в ларингологической клинике, и хотел скрыть от коллег свой интерес к джазу. Джаз начинал борьбу за респектабельность с коммунистической властью эпохи «оттепели» и с польским обществом; джаз считался подозрительной музыкой ночных клубов. [ нужна ссылка ]

Секстет «Комеда» стал первой польской джазовой группой, играющей современный джаз, и его новаторские выступления открыли путь джазу в Польше. Он играл джаз, родственный европейским традициям и представлявший собой синтез двух самых популярных американских групп того времени: Modern Jazz Quartet и Gerry Mulligan Quartet. [ нужна ссылка ]

За тринадцать лет после I Сопотского джазового фестиваля творческая личность Кшиштофа Тшчинского стала более зрелой, кристаллизованной и лирически поэтичной. Кшиштоф был, прежде всего, постоянно ищущим поэтом, находившим способы индивидуального самовыражения и в джазе, и в славянской лирике, и в традициях польской музыки. [ нужна ссылка ]

В 2012 году кратер на планете Меркурий был назван в честь Комеды Международным астрономическим союзом . [4]

1960-е годы [ править ]

Кшиштоф Комеда, фрагмент памятной доски в Познани

В 1956–1962 годах Комеда со своей группой принимал участие в отечественных фестивалях и готовил масштабные программы. Это были также годы его первых зарубежных успехов в Москве, Гренобле и Париже. Программа «Джаз и поэзия» была подготовлена ​​к Джаз Джамбори '60, а затем и к Варшавской филармонии. В это же время начались приключения Комеды с киномузыкой. саундтреки к фильмам Романа Полански, таких как «Нож в воде» (1962), Анджея Вайды, такие как «Невинные чародеи» (1960), и Януша Моргенштерна «Прощай, до завтра» Были созданы (также 1960). Этот период, который в творческой биографии Комеды можно назвать периодом взросления и совершенствования собственного музыкального языка, увенчался «Балетными этюдами», исполненными на Jazz Jamboree '62. Хотя реакция отечественной критики на «Этюды» была довольно холодной, они открыли двери в Европу Кшиштофу Комеде Тшчинскому.

Комеда впервые посетил Скандинавию весной 1960 года и после этого возвращался туда каждый год. Все его выступления в «Gyllene Cirkeln» («Золотом круге») в Стокгольме и в джаз-клубе «Монмартр» в Копенгагене имели успех. Датский режиссер Хенниг Карлсен заказал музыку для своих фильмов «Хвад Мед Ос» и «Сульт» (фильм по Кнута Гамсуна « роману Голод »). Комеда также написал музыку к Хеннинга Карлсена фильму «Кошки» ( Kattorna , 1965). Всего Комеда написал более 70 саундтреков. После успехов в Скандинавии последовали дальнейшие успехи: джазовые фестивали в Праге, Бленде, Кенигсберге; туры по Болгарии, а также Западной и Восточной Германии. Комеда остался в Лос-Анджелесе в 1968 году, где написал музыку к фильмам Романа Полански «Ребенок Розмари» (с одной из его самых узнаваемых композиций, « Колыбельная Розмари » в исполнении Миа Фэрроу ) и » Базза Кулика «Бунт .

В декабре 1968 года в Лос-Анджелесе с Комедой произошел трагический несчастный случай, приведший к гематоме головного мозга. столкнул его с откоса Писатель Марек Хласко во время попойки. Роман Полански упоминал в своих мемуарах, что в результате дружеской драки с Мареком Хласко Комеда упал и получил травму головы. Лечение в американской больнице не спасло ему жизнь. После того, как его перевезли домой в Польшу в коме и в терминальном состоянии, он умер в апреле 1969 года в возрасте 37 лет. Сам Хласко умер всего два месяца спустя в возрасте 35 лет.

Как джазовый музыкант он оказал решающее влияние на создание оригинального стиля, часто называемого польской джазовой школой, который впоследствии после его смерти повлиял на развитие польской джазовой сцены. С 1995 года джазовый фестиваль «Комеда» на регулярной основе проводится , в том числе Международный конкурс композиторов. Цель конкурса – популяризация молодых художников.

Дискография [ править ]

Обложка тома. 14

Альбомы [ править ]

  • I Sopot Jazz Festival 1956 (Muza)
  • Сумасшедшая девчонка (1962, Муза)
  • Этюди Балетове «Балетные этюды» (1963, Метроном)
  • Джаз-Джамбори'64, том 2 (1964, Муза)
  • Astigmatic (1966, Muza)
  • Отъезд (1967, Philips)
  • Мой милый европейский дом (ок. 1967–1968, Колумбия [EMI Германия])
  • Тупик (1966, Полидор)
  • Ребенок Розмари (1968, Dot Records)
  • Бунт (1968)

Сборники [ править ]

  • Музыка Кшиштофа Комеды, том 1-4 (1974 - Муза)
  • Кшиштоф Комеда (1989, Муза)
  • Полное собрание записей Кшиштофа Комеды, том. 1–23 (отчеты Полонии 1994–98)
  • Гений Кшиштофа Комеды об. 1–14 (1996–2005 Power Bros)
  • Зофия Комеда представляет, том. 1–14 (1998–2005, Power Bros)

Появилось [ править ]

  • I Sopot Jazz Festival 1956 (Muza)
  • Верующие в джаз (1958, RCA Victor)
  • Джаз Джамбори'60 нет. 4 (1960, Муза)
  • Джаз Джамбори'60 нет. 1 (1961, Муза)
  • Джаз Джамбори'60 нет. 2 (1961, Муза)
  • Джаз Джамбори'60 №. 4 (1961, Муза) переиздание
  • Джазовый привет с Востока (1964, Фонтана)

Музыка к фильму [ править ]

Примечания [ править ]

  1. С 1967 года известен как Кристофер Комеда .

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Кшиштоф Комеда: Астигматик – Jazz.com | Джазовая музыка – Джазовые исполнители – Новости джаза» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 года . Проверено 4 мая 2015 г.
  2. ^ Малгожата Косиньска, Кшиштоф Комеда. Архивировано 3 ноября 2013 г. на сайте Wayback Machine на сайте Culture.pl, Информационный центр польской музыки.
  3. ^ «Песни, альбомы, обзоры, биография и многое другое Кшиштофа Комеды» . Вся музыка . Проверено 24 сентября 2021 г.
  4. ^ «Комеда» . Справочник планетарной номенклатуры . НАСА . Проверено 16 марта 2022 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22d401f3841bef120054e3bb38f28614__1712108100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/14/22d401f3841bef120054e3bb38f28614.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Krzysztof Komeda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)