Кшиштоф Комеда
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |
Кшиштоф Комеда | |
---|---|
Рожденный | Кшиштоф Тшцинский 27 апреля 1931 г. |
Умер | 23 апреля 1969 г. (37 лет) |
Другие имена | Кристофер Комеда |
Занятия |
|
Годы активности | 1952–1969 |
Супруг | Зофия Титтенбрун Тшциньска |
Музыкальная карьера | |
Жанры | |
Инструменты | Фортепиано |
Этикетки | Польские записи музы |
Кшиштоф Тшчинский (27 апреля 1931 - 23 апреля 1969), известный профессионально как Кшиштоф Комеда , [а] Польский композитор музыки для кино и джазовый пианист. Вероятно, наиболее известный благодаря своей работе над музыкой к фильмам , Комеда написал музыку к Романа Полански фильмам «Нож в воде» (1962), «Тупик» (1966), «Бесстрашные убийцы вампиров» (1967) и «Ребенок Розмари» (1968). ). Альбом Комеды Astigmatic (1965) часто считают одним из самых важных европейских джазовых альбомов. Британский критик Стюарт Николсон описывает альбом как «отход от доминирующего американского подхода с появлением особой европейской эстетики». [1]
Биография [ править ]
Урожденный Кшиштоф Тшчинский, он выбрал Комеду в качестве своего сценического псевдонима только после окончания университета, чтобы дистанцироваться как джазовый музыкант от своей дневной работы в медицинской клинике. [2] [3]
Он вырос в Ченстохове и Острове Великопольском , где в 1950 году окончил «лицей (среднюю школу) для мальчиков». В школе он участвовал в кружке музыки и поэзии. После школы он поступил в Медицинскую академию в Познани , чтобы изучать медицину. Он закончил шестилетнее обучение и в 1956 году получил диплом врача. Он выбрал специализацию врача- отоларинголога .
Он брал уроки музыки с раннего детства; стать виртуозом было его мечтой. Он стал членом Познаньской консерватории в возрасте восьми лет, но Вторая мировая война помешала его планам. Комеда исследовал теорию музыки и научился играть на фортепиано в этот период и позже, до 1950 года; однако он осознавал потери последних шести лет. [ нужна ссылка ]
Комеду интересовала легкая и танцевальная музыка. Он встретил Витольда Куявского, выпускника той же школы и активного бас-гитариста, в гимназии (средней школе) в Оструве-Велькопольском. Именно Куявский познакомил Комеду-Тщиньского с джазом и отвез его в Краков . Романтический период польского джаза, называемый катакомбами, оказался в центре внимания. Джем-сейшны, в которых участвовали такие музыканты, как Матушкевич, Боровец, Валасек и сам Куявский, проходили в небольшой квартире Витольда в Кракове. [ нужна ссылка ]
Спустя несколько лет стало понятно, почему Комеда увлекся би-бопом в исполнении Анджея Тшасковского . Увлечение джазом и дружба с другими музыкантами укрепили его связи с музыкой, хотя по профессии он был врачом. Некоторое время он работал с первым, послевоенным, новаторским польским джаз-бэндом, группой Melomani из Кракова и Лодзи, опорой которой были Матушкевич, Тшасковский и Куявский. [ нужна ссылка ]
Позже он играл с поп-группами из Познани. Одна из них, группа Ежи Гжевинского, вскоре превратилась в диксиленд-бэнд. Комеда выступил с Гжевиньским на I Джазовом фестивале в Сопоте в августе 1956 года, но добился успеха, выступая с саксофонистом Яном «Пташином» Врублевским и вибрафонистом Ежи Милианом , потому что диксиленд не оправдал в то время ожиданий Комеды. Его больше увлекал современный джаз. Благодаря этой страсти и был создан секстет «Комеда». Кшиштоф Тшчинский впервые использовал сценический псевдоним «Комеда», когда работал в ларингологической клинике, и хотел скрыть от коллег свой интерес к джазу. Джаз начинал борьбу за респектабельность с коммунистической властью эпохи «оттепели» и с польским обществом; джаз считался подозрительной музыкой ночных клубов. [ нужна ссылка ]
Секстет «Комеда» стал первой польской джазовой группой, играющей современный джаз, и его новаторские выступления открыли путь джазу в Польше. Он играл джаз, родственный европейским традициям и представлявший собой синтез двух самых популярных американских групп того времени: Modern Jazz Quartet и Gerry Mulligan Quartet. [ нужна ссылка ]
За тринадцать лет после I Сопотского джазового фестиваля творческая личность Кшиштофа Тшчинского стала более зрелой, кристаллизованной и лирически поэтичной. Кшиштоф был, прежде всего, постоянно ищущим поэтом, находившим способы индивидуального самовыражения и в джазе, и в славянской лирике, и в традициях польской музыки. [ нужна ссылка ]
В 2012 году кратер на планете Меркурий был назван в честь Комеды Международным астрономическим союзом . [4]
1960-е годы [ править ]
В 1956–1962 годах Комеда со своей группой принимал участие в отечественных фестивалях и готовил масштабные программы. Это были также годы его первых зарубежных успехов в Москве, Гренобле и Париже. Программа «Джаз и поэзия» была подготовлена к Джаз Джамбори '60, а затем и к Варшавской филармонии. В это же время начались приключения Комеды с киномузыкой. саундтреки к фильмам Романа Полански, таких как «Нож в воде» (1962), Анджея Вайды, такие как «Невинные чародеи» (1960), и Януша Моргенштерна «Прощай, до завтра» Были созданы (также 1960). Этот период, который в творческой биографии Комеды можно назвать периодом взросления и совершенствования собственного музыкального языка, увенчался «Балетными этюдами», исполненными на Jazz Jamboree '62. Хотя реакция отечественной критики на «Этюды» была довольно холодной, они открыли двери в Европу Кшиштофу Комеде Тшчинскому.
Комеда впервые посетил Скандинавию весной 1960 года и после этого возвращался туда каждый год. Все его выступления в «Gyllene Cirkeln» («Золотом круге») в Стокгольме и в джаз-клубе «Монмартр» в Копенгагене имели успех. Датский режиссер Хенниг Карлсен заказал музыку для своих фильмов «Хвад Мед Ос» и «Сульт» (фильм по Кнута Гамсуна « роману Голод »). Комеда также написал музыку к Хеннинга Карлсена фильму «Кошки» ( Kattorna , 1965). Всего Комеда написал более 70 саундтреков. После успехов в Скандинавии последовали дальнейшие успехи: джазовые фестивали в Праге, Бленде, Кенигсберге; туры по Болгарии, а также Западной и Восточной Германии. Комеда остался в Лос-Анджелесе в 1968 году, где написал музыку к фильмам Романа Полански «Ребенок Розмари» (с одной из его самых узнаваемых композиций, « Колыбельная Розмари » в исполнении Миа Фэрроу ) и » Базза Кулика «Бунт .
В декабре 1968 года в Лос-Анджелесе с Комедой произошел трагический несчастный случай, приведший к гематоме головного мозга. столкнул его с откоса Писатель Марек Хласко во время попойки. Роман Полански упоминал в своих мемуарах, что в результате дружеской драки с Мареком Хласко Комеда упал и получил травму головы. Лечение в американской больнице не спасло ему жизнь. После того, как его перевезли домой в Польшу в коме и в терминальном состоянии, он умер в апреле 1969 года в возрасте 37 лет. Сам Хласко умер всего два месяца спустя в возрасте 35 лет.
Как джазовый музыкант он оказал решающее влияние на создание оригинального стиля, часто называемого польской джазовой школой, который впоследствии после его смерти повлиял на развитие польской джазовой сцены. С 1995 года джазовый фестиваль «Комеда» на регулярной основе проводится , в том числе Международный конкурс композиторов. Цель конкурса – популяризация молодых художников.
Дискография [ править ]
Альбомы [ править ]
- I Sopot Jazz Festival 1956 (Muza)
- Сумасшедшая девчонка (1962, Муза)
- Этюди Балетове «Балетные этюды» (1963, Метроном)
- Джаз-Джамбори'64, том 2 (1964, Муза)
- Astigmatic (1966, Muza)
- Отъезд (1967, Philips)
- Мой милый европейский дом (ок. 1967–1968, Колумбия [EMI Германия])
- Тупик (1966, Полидор)
- Ребенок Розмари (1968, Dot Records)
- Бунт (1968)
Сборники [ править ]
- Музыка Кшиштофа Комеды, том 1-4 (1974 - Муза)
- Кшиштоф Комеда (1989, Муза)
- Полное собрание записей Кшиштофа Комеды, том. 1–23 (отчеты Полонии 1994–98)
- Гений Кшиштофа Комеды об. 1–14 (1996–2005 Power Bros)
- Зофия Комеда представляет, том. 1–14 (1998–2005, Power Bros)
Появилось [ править ]
- I Sopot Jazz Festival 1956 (Muza)
- Верующие в джаз (1958, RCA Victor)
- Джаз Джамбори'60 нет. 4 (1960, Муза)
- Джаз Джамбори'60 нет. 1 (1961, Муза)
- Джаз Джамбори'60 нет. 2 (1961, Муза)
- Джаз Джамбори'60 №. 4 (1961, Муза) переиздание
- Джазовый привет с Востока (1964, Фонтана)
Музыка к фильму [ править ]
- Двое мужчин и шкаф (1958), он же Двое мужчин и шкаф
- Когда падают ангелы (1959), он же Когда падают ангелы
- Стеклянная гора | Стеклянная гора (1960), также известная как Стеклянная гора
- Прощай, увидимся завтра (1960), он же « Прощай, до завтра»
- Невинные волшебники (1960), также известные как Невинные волшебники
- Le Gros et le Maigre (1961), он же Толстый и худой
- Кладбище Рему (1961)
- Скорая помощь (1961) (в титрах - Кшиштоф Комеда-Тшчинский)
- Вырок (1962), он же Вердикт
- Млекопитающие (1962), также известные как Млекопитающие (США)
- Нож в воде (1962), он же Нож в воде
- Завтрашняя премьера (1962), также известная как «Открытие завтра»
- Зброднярз и панна (1963), он же Преступник и дама
- Смаркула (1963) он же Подросток
- А что насчет нас? (1963) он же Эпилог
- Величайшие мошенничества в мире (1964) (сегмент «Бубновая река»), также известные как Величайшие мошенничества в мире
- Катторна (1965), она же Кошки (США)
- Пингвин (1965), он же Пингвин
- Prawo i pięść (1966), также известное как Закон и кулак
- Тупик (1966)
- Markiza de Pompadour (1966)
- Вечер перед Рождеством (1966), он же Вечер перед Рождеством
- Жемчуг и дукаты (1966)
- Пинг-понг (1966)
- Никочана (1966), она же Нелюбимая
- Сульт (1966), он же Голод
- Барьер (1966), он же Барьер
- Бесстрашные убийцы вампиров (1967)
- Отъезд (1967)
- Люди встречаются, и в сердце возникает сладкая музыка (1967), она же People Meet.
- Миа и Роман (1968)
- Ребенок Розмари (1968)
- Бунт (1969)
- Слушай, а неужели там не было того, кто смеялся? (1978) также известный как Кто-нибудь смеялся?
- Руки вверх (1981), также известные как «Руки вверх!»
- Ребенок остается в кадре (2002) (из «Ребенка Розмари» и «Колыбельная»)
- Лодка плывет (2004)
Примечания [ править ]
- ↑ С 1967 года известен как Кристофер Комеда .
Ссылки [ править ]
- ^ «Кшиштоф Комеда: Астигматик – Jazz.com | Джазовая музыка – Джазовые исполнители – Новости джаза» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 года . Проверено 4 мая 2015 г.
- ^ Малгожата Косиньска, Кшиштоф Комеда. Архивировано 3 ноября 2013 г. на сайте Wayback Machine на сайте Culture.pl, Информационный центр польской музыки.
- ^ «Песни, альбомы, обзоры, биография и многое другое Кшиштофа Комеды» . Вся музыка . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ «Комеда» . Справочник планетарной номенклатуры . НАСА . Проверено 16 марта 2022 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Кшиштоф Комеда – официальный сайт
- Кшиштоф Комеда в AllMusic
- Кшиштофа Комеды Дискография на Discogs
- Кшиштоф Комеда на IMDb
- 1931 рождений
- 1969 смертей
- Джазовые композиторы 20 века
- Польские музыканты-мужчины ХХ века
- Польские пианисты ХХ века
- Похороны на Повонзком кладбище.
- Польские композиторы-мужчины к фильмам
- Польские джазовые композиторы-мужчины
- Мужчины джазовые пианисты
- Члены Меломани
- Музыканты из Познани
- Польские композиторы музыки к фильмам
- Польские джазовые композиторы
- Польские джазовые пианисты