Марек Хласко
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Май 2018 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2018 г. ) |
Марек Хласко | |
---|---|
![]() портрет Марека Хласко Збигнев Кресоватый | |
Рожденный | Варшава , Польша | 14 января 1934 г.
Умер | 14 июня 1969 г. Висбаден , Западная Германия | (35 лет)
Занятие | Писатель |
Марек Хласко (14 января 1934 — 14 июня 1969) — польский писатель и сценарист .
Жизнь
[ редактировать ]Биография Хласко сильно мифологизирована, и многие легенды о своей жизни он распространил сам. Марек родился в Варшаве и был единственным сыном Мацея Хласко и Марии Лючи, урожденной Росяк. [ 1 ] Сначала он жил с родителями в Злотоклосе ; позже они переехали в Варшаву. В семье Хласко детей крестили сравнительно поздно, поэтому будущего писателя крестили 26 декабря 1935 года в костёле Святого Искупителя в Варшаве. [ 2 ] Говорят, что во время церемонии крещения на вопрос, отрекается ли он от злых духов, Марек ответил «Нет». Позже эти слова были названы свидетельством сильного характера Марека.
Хласко было три года, когда его родители развелись в 1937 году. Год спустя Мацей снова женился. Он умер 13 сентября 1939 года, когда его единственному сыну было пять лет. Война наложила свой отпечаток на психику Марека: позже он писал: «Для меня очевидно, что я — продукт военного времени, голода и террора; в этом причина интеллектуальной бедности моих рассказов. Просто я не могу придумать история, которая не заканчивается смертью, катастрофой, самоубийством или тюремным заключением. Некоторые люди обвиняют меня в том, что я притворяюсь сильным человеком. Они ошибаются». [ 3 ] Когда началась Вторая мировая война , мать Хласко работала в секретариате управления городской электростанции в Варшаве. Во время оккупации она была уволена и до начала Варшавского восстания содержала продуктовый ларек . В результате финансовое положение семьи ухудшилось. В это время Марек начал свое образование; однако все документы, которые могли предоставить информацию о его образовании, были уничтожены во время Варшавского восстания. Среди школ, которые он посещал, была школа возле завода Св. Казимира на улице Тамка . Во время Варшавского восстания Марек остался с матерью в Варшаве, а когда оно закончилось, они переехали в Ченстохову , в дом друга. В марте 1945 года Мария с сыном переехала в Хожув , а через два месяца — в Белосток , где поселилась у Казимежа Грышкевича. В начале 1946 года Грышкевич, Мария Хласко и Марек переехали во Вроцлав .
Летом 1946 года Марек Хласко присоединился к Первому Вроцлавскому скаутскому отряду имени Болеслава Хробры. Чтобы стать членом отряда, Марек с согласия семьи дал 1933 г. [ 4 ] как год его рождения. Позже его уволили из скаутов из-за плохой посещаемости собраний. Марек работал связным на Всемирном конгрессе интеллектуалов за мир , проходившем в августе 1948 года во Вроцлаве .
Всплыли и проблемы, связанные с образованием Марека. В своей биографии Хласко Анджей Чижевский пишет: «(Марек) начал свое образование в возрасте шести с половиной лет. В школьные годы он всегда был одним из самых молодых учеников в классе. детская внешность. Значит, он не мог похвастаться тем, чем хочет произвести впечатление на окружающих мальчик в начальной школе: силой, ловкостью и зрелостью. Он восполнял это смелостью, дерзостью и даже агрессивностью. по отношению к своим учителям. Как следствие, у него было очень мало одноклассников, и он всегда был посторонним. Он ушел, прежде чем успел завести друзей и привыкнуть к ним». [ 5 ] В июне 1948 года окончил начальную школу Марии Конопницкой во Вроцлаве.
С сентября по ноябрь 1948 года он учился в Торгово-промышленной палате Средней школы бизнеса и управления во Вроцлаве, а с марта по июнь 1949 года - в Школе Трудового общества друзей детей в Легнице (в то время он жил в общежитие ). Позже, с декабря 1949 года по январь 1950 года, он учился в Высшей технической и драматической школе в Варшаве, однако в конце декабря 1949 года и начале января 1950 года его исключили за «заведомое неуважение к школьным правилам, уголовные правонарушения и использование оружия». развращающее влияние на своих коллег». [ 6 ]
В 16 лет он получил водительские права и начал работать водителем фургона. 28 сентября 1950 года он был приговорен мировым судом к двум месяцам работы с удержанием 10% из заработной платы (за нарушение пункта 2 статьи 7 Закона об обеспечении социалистической трудовой дисциплины). [ 7 ] Отработав срок, он сменил работодателя.
С 15 ноября 1950 года по 1 января 1951 года работал в транспортном депо в Быстрице-Клодзке . Полученный там опыт позже вдохновил его на написание романа «Następny do raju» ( «Следующая остановка – рай» ). В январе 1951 года он переехал в Варшаву вместе с матерью и отчимом. Хласко часто менял профессию, но это всегда был его собственный выбор. Последовательно работал с 26 февраля по 15 апреля 1951 года на Базе оборудования Городского строительного союза, с 27 апреля 1951 года по 16 июня 1952 года в метростроительной компании «Метробудова», с 4 августа по 1 декабря 1952 года в Транспортном объединении Варшавского общества потребителей, а до 30 марта 1953 года в Варшавском транспортном предприятии городской розничной торговли.
Писательство стало шансом отвлечься от этой отупляющей деятельности. Его литературная карьера началась в 1951 году, когда он написал «База Соколовска» свой первый сборник рассказов . Хласко стал корреспондентом Trybuna Ludowa (популярной польской ежедневной газеты), когда работал в Metrobudowa. В конце 1952 года он решил показать Богдану Чешко отрывки из своей книги . Его ответное письмо, написанное 3 декабря того же года, содержало критику литературных попыток Хласко, но также привлекло внимание к таланту молодого автора. Более того, также в 1952 году Хласко последовал совету Стефана Лося и установил контакт с Польской литературной ассоциацией и Игорем Неверли , который был защитником молодых писателей. Хласко представился Чешко и Неверли как «необразованный водитель, который пытается описать свою жизнь в свободное время после работы». [ 8 ]
В апреле 1953 года он получил трехмесячную художественную стипендию Польского литературного общества. Он навсегда оставил работу водителя и поехал во Вроцлав, чтобы работать над своим дебютом. Кроме того, по совету Богдана Чешко он написал по его эскизам рассказ (окончательный вариант «Базы Соколовской») и закончил роман «Маримонская соната».
Он дебютировал в «Базе Соколовской» в «Штандар Млодыч» (ежедневной газете, издававшейся в Польше в 1950–1997 годах) в 1954 году. Он быстро стал известен как самый талантливый писатель молодого поколения. [ нужна ссылка ] Однако вхождение в литературный кружок привело к его алкоголизму, который становился все более выраженным. В 1955–1957 годах редактировал раздел прозы в польском общественно-политическом журнале «По просту », издававшемся в 1947–57 годах, но хорошим публицистом не был. [ как? ] . В 1956 году он наконец получил собственную квартиру в Варшаве.
Известность и популярность он получил благодаря оригинальному стилю работы, а также нестандартному поведению и одежде. Он был легендарной фигурой молодого поколения, символом нонконформизма. Он был хорошо сложен; однако внешний вид скрывал чрезмерную чувствительность и неуверенность. Он был склонен к депрессии и не мог адаптироваться к повседневной реальности. Склонность Марека к ссорам контрастировала с положительным мнением о нем друзей.
В 1958 году он уехал в Париж. Тамошняя пресса называла его восточноевропейским Джеймсом Дином , поскольку Хласко поразительно на него напоминал. Хласко действительно идентифицировал себя с этой ролью: он громил пабы и рестораны. В это время он получил всемирную известность. Тем не менее ему нравилась жизнь бродяги, поэтому он покинул Париж и уехал в Германию, а затем в Италию.
Публикация романа « Кладбище », критикующего государственный социализм, в эмигрантском польскоязычном парижском ежемесячнике «Культура » вызвала негативную кампанию в прессе, развернутую против него еще в Польше. Когда его просьба о продлении паспорта была отклонена, Хласко попросил политического убежища в Западной Германии . Через три месяца он передумал и попытался вернуться в Польшу . Однако, ожидая ответа от польского правительства, он решил посетить Израиль в 1959 году. Он не мог жить без Польши, но в то же время не мог вернуться на родину. Поскольку у него не было таланта к языкам [ нужна ссылка ] Ему было трудно приспособиться к реальности жизни за границей. Он вел жизнь бродяги, но работать ему не приходилось, а публикации приносили ему стабильный доход. Он выполнял ручной труд, но делал это скорее из любопытства, чем из необходимости. С 1960 года жил в Германии со своей женой, немецкой актрисой Соней Циманн .
В 1963 году он провел месяц в тюрьме за то, что, будучи пьяным, поссорился с полицией. В 1964 году он дважды пытался покончить жизнь самоубийством. С 1963 по 1965 год он провел в психиатрических клиниках в общей сложности 242 дня. В 1965 году он развелся с женой, а в 1966 году с помощью Романа Полански уехал в Лос-Анджелес. Он должен был писать сценарии, но не получилось. У него был роман с Бетти Юти, женой «Бунтаря без причины» режиссера Николаса Рэя , что положило конец его карьере сценариста. Вместо этого он получил лицензию пилота.
В декабре 1968 года во время одной из вечеринок он игриво столкнул Кшиштофа Комеду с откоса. В результате этого несчастного случая Комеда получил гематому головного мозга и через четыре месяца скончался. Хласко должен был сказать: «Если Кшиштоф умрет, я пойду вместе» (Jeśli Krzysio umrze, to i ja pójdę) . В 1969 году он вернулся в Германию.
Он умер в Висбадене в возрасте 35 лет. Обстоятельства его смерти остаются неизвестными. Одна из гипотез состоит в том, что он смешал алкоголь с седативными препаратами. Однако те, кто его знал, утверждают, что в его случае о самоубийстве не могло быть и речи.
В 1975 году его прах был перевезен в Польшу и захоронен на Повонзком кладбище в Варшаве. Ян Химильсбах, писатель, актер и камнерез, работавший на кладбище, был одним из инициаторов вывоза останков Хласко обратно в Польшу. Химильсбах вырезал надписи на могиле Хласко. Заявление было предложено матерью Хласко и гласит: «Его жизнь была коротка, и все отвернулись от него».
Художественная работа
[ редактировать ]Личная жизнь Марека напоминала жизнь героев его произведений – романтических, жестких аутсайдеров, ставших символами разочарования в реалиях 1950-х годов. Его кумирами были Хамфри Богарт и Федор Достоевский .
В его прозаических произведениях выражались его возражения против конформизма и лицемерия соцреалистической литературы. Он писал о протесте морального характера.
В своих работах он изображал жизнь низших классов, наполненную безнадежностью и цинизмом. Его герои мечтают о переменах, которые оказываются напрасными.
Публикация его произведений была запрещена в Польше 20 лет.
Он был соавтором сценариев таких фильмов, как «Конец ночи» (1957), «Пентла» (1957), «Споткания» (1957), «Осми Дэни Уик» (1958) и «База данных мертвых людей» .
Романы
[ редактировать ]- Восьмой день недели, 1957 год.
- Następny do raju (Рядом с раем / Следующая остановка – рай, 1958 - перевод на английский язык Норбета Гутермана, опубликованный Хайнеманном, 1959)
- Cmentarze (Кладбище, 1958 - перевод на английский Норбета Гутермана, опубликованный Хайнеманном, 1959)
- Все повернулись спиной, 1964 год.
- Грязные дела (1964)
- Killing « the Second Dog» , 1965; перевод на английский Томаша Мирковича, опубликованный New Vessel Press, 2014)
- Конвертирован в Яффо , 1966 г.
- Сова, дочь пекаря , 1967 год.
- Соната Маримонка (опубликована посмертно, 1982 г.)
- Burn Rice Every Day (Chew Your Nails Every Day, опубликовано посмертно, 1985 г.)
Короткие рассказы
[ редактировать ]- Уилк (фрагмент романа) (1954)
- Школа (фрагмент романа) (1954)
- Золотая осень (фрагмент романа) (1954)
- Ночь на красивой реке (фрагмент романа) (1954)
- Голод (фрагмент романа) (1956)
- Первый шаг в облаках (1956) - сборник рассказов.
- Дом моей матери
- Рабочие
- Okno
- Список
- Идеальный конец
- Двое мужчин на дороге
- База Соколовская
- Солдат
- Канчик, значит все изменилось
- Пьяный в полдень
- Мы улетаем в небо
- Первый шаг в облаках, красивая девушка
- Самые священные слова нашей жизни
- Ломбард иллюзий
- Петля (рассказ)
- Станция (1962)
- Рассказы (1963) [ 9 ]
- Купидон сегодня не пришел
- Страсти
- Порт желаний
- Беглец
- Крест
- Месяц Богоматери
- В поисках звезд
- Скажи им, кем я был
- В день Его смерти
- Мертвые среди нас (опубликовано посмертно, 1986 г.)
- Помнишь, Ванда? (опубликовано посмертно, 1986 г.)
- Trudna wiosna (опубликовано посмертно, 1986 г.)
- Брат ждет в конце дороги (опубликовано посмертно, 1986 г.)
Мемуары
[ редактировать ]- Милые двадцатилетние , 1966 год.
- Beautiful Twentysomethings (перевод из издательства Northern Illinois University Press, Росс Уфберг, 2013 г.) [ 10 ]
Сборник эссе
[ редактировать ]- Письма из Америки (1967)
Экранизации произведений
[ редактировать ]- Конец ночи (1956, режиссер: Юлиан Дзидина, Павел Коморовский, Валентина Ушицка)
- Споткания (1957, режиссёр: Станислав Ленартович )
- Восьмой день недели (1957, режиссёр: Александр Форд )
- Пентла (1958, режиссер: Войцех Ежи Хас)
- База данных мертвых людей (1958, режиссёр: К. Петельски)
- Все были обращены (1969)
- Пригороды (OF IBIS) (1972, режиссер: Лордан Зафранович )
- Марымонская соната (1987, режиссер: Ежи Ридан)
- Вымытый (1995, режиссёр: Зринко Огреста )
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Родители Марека Хласко поженились 26 января 1933 года.
- ↑ Мария Проховска, сестра его отца, и Рышард Росяк, брат его матери, были его крестными родителями.
- ↑ Цитируется по: А. Чижевский, «Прекрасная двадцатилетняя» , стр.24.
- ↑ Также в 1950 году, когда он заканчивал уроки вождения фургона, он назвал 1933 год датой своего рождения.
- ^ А. Чижевский «Красивый двадцатилетний» , стр. 51.
- ^ цитата из: А. Чижевский «Красивая двадцатилетняя» , стр. 67.
- ^ А. Чижевский Пенкны двадцатилетний , стр. 72, полагал, что опоздание или пропуск рабочего дня является правонарушением.
- ^ А. Чижевский, красивая двадцатилетняя , стр. 78.
- ↑ В этом томе был также «Восьмой день недели» .
- ^ «Издательство Университета Северного Иллинойса» .
Ссылки
[ редактировать ]- Чижевский А., красивая двадцатилетняя девушка. Биография Марека Хласко , Варшава 2000.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Марек Хласко на Culture.pl