Доброе утро, Фэй.
Доброе утро, Фэй. | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 22 февраля 2023 г. | (79 лет)
Национальность | Сенегальский |
Образование | Педагогическая школа Руфиска , Парижский университет |
Род занятий | Кинорежиссер , этнолог |
Годы активности | 1972–2023 |
Заметная работа | Говоря об авторе , Моссане |
Дети | 1 |
Награды | Особый взгляд |
Сафи Фэй (22 ноября 1943 — 22 февраля 2023) — сенегальский кинорежиссёр и этнолог . [ 1 ] Она была первой к югу от Сахары, женщиной из Африки снявшей коммерчески распространяемый художественный фильм «Кадду Бейкат» , который был выпущен в 1975 году. Она сняла несколько документальных и игровых фильмов, посвященных сельской жизни в Сенегале.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Сафи Фэй родилась в 1943 году в Дакаре , Сенегал, в аристократической семье Серер . [ 1 ] Ее родители, Фаи , были из Фаджала, деревни к югу от Дакара. [ 2 ] Она училась в École Normal de Rufisque, или Педагогической школе , в Руфиске и, получив сертификат преподавателя в 1962 или 1963 году, начала преподавать в Дакаре. [ 2 ] [ 3 ]
В 1966 году она поехала на Дакарский фестиваль негритянского искусства и познакомилась с французским этнологом и кинорежиссером Жаном Рушем . [ 3 ] Он призвал ее использовать кинопроизводство как этнографический инструмент. [ 3 ] У нее была актерская роль в его фильме 1971 года Petit à petit . [ 4 ] Фэй сказала, что ей не нравится фильм Руша, но работа с ним позволила ей узнать о кинопроизводстве и киноправде . [ 5 ]
В 1970-х годах она изучала этнологию в Практической школе высоких исследований , а затем в Киношколе Люмьера. [ 2 ] [ 4 ] Она зарабатывала себе на жизнь, работая моделью , актрисой и в фильмах занимаясь звуковыми эффектами . [ 2 ] В 1979 году получила степень доктора этнологии в Парижском университете . [ 1 ] С 1979 по 1980 год Фэй изучала видеопроизводство в Берлине и была приглашенным лектором в Свободном университете Берлина . [ 6 ] В 1988 году она получила степень по этнологии в Сорбонне . [ 1 ]
Кинопроизводство
[ редактировать ]О работе Фэй кинопрограммист и ученый Джанаина Оливейра написала:
«С самого начала своей карьеры Фэй руководствовалась желанием говорить о своем сообществе, для своего сообщества и, прежде всего, со своим сообществом. В этом случае предлоги имеют значение. Они определяют обе причины, которые привели ей изучать этнологию во Франции и использовать кино как средство расширения своих исследований». [ 7 ]
Почти все фильмы Сафи Фэй (как документальные, так и художественные) в значительной степени посвящены роли и борьбе женщин в сельских районах Африки. Однако она отвергла идею о том, что они сосредоточены исключительно на женщинах, и заявила: «Женщины сами по себе не могут жить в Африке. Женщины живут в сообществе, и я не могу уничтожить это сообщество». [ 8 ]
Режиссерским дебютом Фэй, в котором она также снялась, стал короткометражный фильм 1972 года под названием Прохожий « » , основанный на ее опыте иностранки в Париже. [ 1 ] [ 9 ] В нем рассказывается о женщине (Фэй), идущей по улице и замечающей реакцию мужчин поблизости. [ 5 ] За этим последовала картина «Реванш» в 1973 году, которая была сделана совместно с другими студентами в Париже и изображает попытку сумасшедшего подняться на мост Пон-Нёф . [ 10 ]
Фэй Первым полнометражным фильмом был «Кадду Бейкат» (1975), что означает «Голос крестьянина» на языке волоф , и был известен во всем мире как «Письмо из моей деревни» или «Вести из моей деревни» . [ 5 ]
В 1979 году вышел «Фаджал», этнографический труд, раскрывающий историю родной деревни Фэй. [ 11 ]
В документальном фильме Фэй 1983 года «Сельбе: Один среди многих» рассказывается о 39-летней женщине по имени Селбе, которая работает, чтобы содержать своих восьмерых детей, поскольку ее муж покинул деревню в поисках работы. [ 12 ] Селбе регулярно разговаривает с Фэй, которая остается за кадром, и описывает ее отношения с мужем и повседневную жизнь в деревне. [ 13 ]
Последний из ее полнометражных фильмов был выпущен в 1996 году. под названием «Моссане» Фильм написан на языке волоф и был удостоен приза «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале . [ 10 ]
Выдающиеся работы
[ редактировать ]Она получила финансовую поддержку Кадду Бейкат Франции от Министерства сотрудничества . [ 2 ] Выпущенный в 1975 году, это был первый художественный фильм, снятый женщиной из Африки к югу от Сахары, который был коммерчески распространен и получил международное признание для Фэй. [ 5 ] [ 14 ] После выпуска он был запрещен в Сенегале. [ 15 ] В 1976 году он получил премию ФИПРЕССИ Международной федерации кинокритиков (вместе с Чхатрабхангом ) и премию OCIC .
Это ее первый фильм, в котором основное внимание уделяется опыту сельских жителей Сенегала и уделяется особое внимание женщинам из таких сообществ. Он также примечателен закадровым повествованием, которое ведет сама Фэй, и которое отличается от более традиционного авторитетного мужского голоса. [ 11 ] Голос Фэй, как в повествовании, так и в интервью, заметен во многих ее фильмах, включая « Фад'джал» . [ 11 ]
Моссане
[ редактировать ]Это чисто фиктивное произведение, [ 16 ] выпущен в 1996 году, но завершен в 1990 году, [ 17 ] следует за битвой 14-летней девочки против ожиданий и традиций ее сообщества и семьи. Обещанная с рождения эмигранту, живущему во Франции, вместо этого она влюбляется в бедного студента. Отвергнув договоренность в день свадьбы, она бежит из деревни и тонет. [ 11 ]
Фэй сказала, что эта история была вдохновлена «африканской легендой, в которой говорится, что каждые два столетия рождается девочка невероятной красоты… на языке серер мох означает красоту. Это своего рода красота, недоступная человеку». [ 18 ] Что касается цели фильма, режиссер заявил, что «в этой истории нет морали»; скорее, он существует, «чтобы показать, как традиции и современность в настоящее время противостоят друг другу в африканской реальности». [ 17 ]
В фильме показано множество церемоний и ритуалов. Хотя они и не взяты полностью из реальности, они, как и другие духовные символы, представленные в фильме, рождены из собственных образов Фэй. [ 17 ] По этому поводу кинорежиссер Бети Эллерсон заявляет: «Способность Фэй смешивать факты и вымысел, этнографию и мифологию рождается из ее желания визуализировать историю и опыт своего народа». [ 17 ]
Фэй использовала множество приемов киноправды на протяжении всего производства, особенно при подборе актеров для многих членов общины деревни, в которой « Моссане» . снимался [ 17 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]У Фэй, жившей в Париже, была дочь. Она умерла в Париже 22 февраля 2023 года в возрасте 79 лет. [ 3 ]
Фильмография
[ редактировать ]- 1972: Пассанте ( Прохожий )
- 1975: Кадду Бейкат ( Письмо из моей деревни )
- 1979: Фаджал ( Приходи и работай )
- 1979: Губ на ну ( Жатва собрана )
- 1980: Ман Са Яй ( Я, твоя мать )
- : Души солнцем 1981 под
- 1983: Селбе: Один среди многих (или Селбе и многие другие )
- 1983: 3 и 5 месяцев ( Три года пять месяцев )
- : Черные корни 1985
- 1985: Элси Хаас, гаитянская художница и кинорежиссер.
- 1989: Диссертация
- 1996: Моссане
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Петроль, с. 177.
- ^ Jump up to: а б с д и Фостер, с. 130.
- ^ Jump up to: а б с д Пфафф, Франсуаза. «Сафи Фэй» . FilmReference.com . Проверено 4 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Укадике, с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д Спа, стр. 185.
- ^ Шмидт, с. 286.
- ^ Джанаина, стр.450O
- ^ Укадике, 29-40.
- ^ Шмидт, с. 287.
- ^ Jump up to: а б Гарвардский университет, 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дима, 2011 г.
- ^ Таквей, с. 153.
- ^ Таквей, с. 154.
- ^ Укадике, с. 30.
- ^ Би-би-си, 2007.
- ^ Эллерсон, 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Эллерсон, 2019 г.
- ^ Франсуаза, 1992.
Библиография
[ редактировать ]- «Африка за пределами» . Би-би-си . 2007 . Проверено 10 мая 2008 г.
- Оливейра, Джанаина (2022). Сафи Фэй и уникальное видение кино . МТИ Пресс. п. 450.
- Эллерсон, Бети (2004). «Взгляд Сафи Фэй: эволюция кино африканских женщин». В Пфаффе, Франсуаза (ред.). Сосредоточьтесь на африканских фильмах . Издательство Университета Индианы . стр. 185–202. ISBN 978-0-253-21668-7 .
- Эллерсон (2019). «Моссане Сафи Фэй: Песня женщинам, красоте и Африке» . Черная камера . 10 (2): 250. doi : 10.2979/blackcamera.10.2.18 . S2CID 194355066 .
- Франсуаза, Пфафф (1992). «Пять западноафриканских кинематографистов о своих фильмах». Выпуск: Журнал мнений . 20 (2): 31–37. дои : 10.2307/1166989 . JSTOR 1166989 .
- Фостер, Гвендолин Одри (1995). Женщины-кинорежиссеры: Международный биокритический словарь . Издательская группа Гринвуд . стр. 130–132 . ISBN 0-313-28972-7 .
- Петроль, Жан; Вирджиния Райт Вексман (2005). Женщины и экспериментальное кино . Издательство Университета Иллинойса . стр. 177–192. ISBN 0-252-03006-0 .
- Дима, Влад (2011). «Голоса и песни в «Моссане» Сафи Фэй » . Журнал Ассоциации современного языка Среднего Запада . 44 (1): 29–41. дои : 10.1353/ммл.2011.0024 . JSTOR 23621443 . S2CID 161208204 .
- Шмидт, Нэнси Дж. (1999). «Женщины-кинематографисты из стран Африки к югу от Сахары». В Харроу, Кеннет В. (ред.). Африканское кино: постколониальные и феминистские чтения . Африка Уорлд Пресс . ISBN 978-0-86543-697-8 .
- «Сафи Фэй» . Центр изучения кино Гарвардского университета . Гарвардский университет . Проверено 22 марта 2023 г.
- Нвачукву Франк, Укадике (2002). Вопросы африканского кино: беседы с кинематографистами . Миннесота: Univ. Миннесота Пресс. стр. 29–40.
- Спаас, Лив (2001). Франкоязычный фильм: борьба за идентичность . Издательство Манчестерского университета . стр. 185–188. ISBN 0-7190-5861-9 .
- Такуэй, Мелисса (2003). Африка наносит ответный удар: альтернативные перспективы франкоязычных стран к югу от Сахары . Издательство Джеймса Карри. стр. 151–155. ISBN 0-85255-576-8 .
- Укадике, Нвачукву Франк; Тешоме Х. Габриэль (2002). Вопросы африканского кино: беседы с кинематографистами . Университет Миннесоты Пресс . стр. 29–40 . ISBN 0-8166-4004-1 .