Хасан Ханафи
Хасан Ханафи ( араб . حسن حنفي ; 23 февраля 1935 — 21 октября 2021) был профессором и возглавлял философии факультет Каирского университета . [1] [2] Он был ведущим авторитетом в области современного ислама . [2] [3]
Будучи молодым человеком, движимым революционной политической активностью, Ханафи связался с «Братьями-мусульманами» . [4] [1] Позже Ханафи учился в Сорбонне в Париже. [1] С 1967 года он был профессором философии в Каире , а также приглашенным профессором в университетах Франции, США, Бельгии, Кувейта и Германии. Его относят к числу «громких имен» арабской интеллектуальной традиции после 1967 года. [5]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ханафи родился в творческой семье в Каире , Египет. [4] В юности он учился игре на скрипке, на которой продолжал играть и в дальнейшем. [4]
Философия
[ редактировать ]Ханафи был учеником феноменолога Османа Амина . [6] и опубликовал трилогию [7] в которой он использовал методы Гуссерля для реконструкции классической исламской философии и критики источников и развития европейского сознания. [6]
Интерпретацию ислама Ханафи описывали как социалистическую, и он разработал концепцию « исламских левых », интерпретируя ислам в социалистической манере или, иначе говоря, «третьем пути». [8] Он продвигал интерпретацию ислама, поддерживая развитие глобальной этики. [9] В своих более поздних работах Ханафи утверждал, что ислам необходимо понимать так, чтобы он способствовал человеческой свободе и прогрессу. [2] [10] Как резюмировал ученый Мохаммед Хашас:
«...некоторые из известных защитников социализма для арабской государственности станут ведущими исследователями того, что стало известно как « исламские левые» , концепция, которая впервые появилась в первом номере журнала «Исламские левые» за 1981 год. философ Хасан Ханафи (род. 1935) в рамках своего проекта «третий путь» прочтения традиции и современности, путь, который не является ни полностью евромодернистским, ни полностью исламо-традиционалистским, поскольку он имплицитно является секулярно-мирским; оно читает священное в свете социально-политических потребностей людей; это кредо, революционно измененное для того, чтобы жить (mina-l'aqīda ilā thawra), как озаглавлен один из томов проекта» (2018, 271). [8]
Ханафи выступал в качестве советника Совета InterAction, коалиции из 26 бывших премьер-министров и президентов . [11] Он также был членом Ассоциации межкультурной философии, которая поощряет диалог между философами со всего мира. Он был одним из первых, кто подписал «Общее слово между нами и вами» , открытое письмо исламских ученых христианским лидерам, призывающее к миру и взаимопониманию. [12]
Ханафи также помнят за его опубликованные научные дебаты с современным философом Мохаммедом Абедом аль-Джабри . [5]
За свою жизнь он получил ряд академических наград. [13] [14]
Споры по поводу его отступничества
[ редактировать ]Книга Ханафи «Приглашение к диалогу» была обвинена консервативными исламскими учеными как ересь и отступничество. [15]
Его либеральные взгляды на ислам привели в ярость консервативных исламских ученых и Азхара . Например, он заявил, что имя Бога следует изменить на «Трансцендентность». Консервативные ученые из Аль-Азхара опровергли утверждение Ханафи искажать ислам. [16] Существовала фетва, исламское мнение, изданное исламскими учеными, осуждающее Ханафи как отступника. Это вызвало споры в Египте, поскольку многие либералы не согласились с обвинением Ханафи в отступничестве. [17]
Наследие
[ редактировать ]В египетском журнале [ который? ] он заявил, что его главными учениками в Египте являются Наср Абу Зайд , Али Мабрук и Карим Эссайад . [ нужна ссылка ]
Ученый Кэрол Керстен отмечает, что интеллектуальное влияние Ханафи выходит за пределы большинства арабоязычных стран и включает Индонезию, [18] где среди местной интеллигенции Ханафи представлял «особую разновидность арабских интеллектуалов, известную как туратийюн — «мыслители наследия». [19]
Смерть
[ редактировать ]Ханнафи умер 21 октября 2021 года в возрасте 86 лет. [20] [14] [13]
Выберите библиографию
[ редактировать ]- аль-йасар аль-ислами валь-вахда л-ватания [Исламские левые и национальное единство] (Каир: NH, 1981).
- аль-йамин валь-йасар фи аль-фикр аддини [Правые и левые в религиозной мысли] (Дамаск: Дар алла аддин, 1996).
- Современные проблемы (Каир, 1977).
- Религиозный диалог и революция ( Каир, 1977).
- Традиции и модернизм , Арабский центр исследований и публикаций (Каир: Арабский центр исследований и публикаций, 1977).
- «Актуальность исламской альтернативы в Египте» Arab Studies Quarterly 4, 54–74. 1982.
- Кадхая Муашират Фи'Фикрина Аль-Муашир (Бейрут: Дарут-Танвир лит-Тибаатин-Насир, 1983).
- Ад-Дин Ват-Цаура фи Мишр, 1952–1981 гг. ( Каир, 1987 г. ).
- Мин Аль-Акида Ила Аль-Саура: Аль-Мукаддимат Аль-Назария [От догмы к революции] (Каир, 1989).
- Теософия и феноменология: исламоведение (Каир, 1989).
- Диалог Восток-Запад (с Аль-Джабири) (Каир, 1991 г.).
- Диалог поколений (Каир: Дар Кеба, 1998)
- От перехода к творчеству (Каир: Дар Кеба, 2001).
- «От ориентализма к западничеству», «Встречи в языке и литературе» 1 (2), 7–16. 2012.
- «Ас-Салафият ва аль-Ильманийат Фи Фикрина аль-Муашир», Аль-Азминат 3 (15), 15-47. 2016.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Хури, Ричард К. (1994) «Критика Хасана Ханафи относительно его размышлений о нехватке свободы в арабо-мусульманском мире», стр. 88 В Мардине, Шериф (редактор) (1994) Культурные переходы на Ближнем Востоке Э. Дж. Брилл , Лейден, стр. 86-115, ISBN 90-04-09873-9
- ^ Форне-Бетанкур, Рауль (1999) «Хасан Ханафи (Каир, Египет)» Quo vadis, Философия?: Ответы философов: Документация мирового обзора Wissenschaftsverlag Майнц, Ахен, Германия, стр. 138, ISBN 3-86073-694-9 на немецком языке.
- ^ Перейти обратно: а б с Мерфи, Кэрил (2002) «Глава 11: Новое мышление в исламе» Страсть к исламу: формирование современного Ближнего Востока: египетский опыт Скрибнер, Нью-Йорк, стр. 220 , ISBN 0-7432-3743-9
- ^ Перейти обратно: а б с Ислам, государство и современность: Мохаммед Абед аль-Джабри и будущее арабского мира . Франческа Мария Коррао, Заид Эйадат, Мохаммед Хашас, Абду Филали-Ансари. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 2018. с. 5. ISBN 978-1-137-59760-1 . OCLC 1032725872 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Тименецка, Анна-Тереза (2002) «Феноменология и феноменология современной исламской мысли во всем мире: основы, расширяющийся динамизм, жизненные обязательства: руководство для исследований и изучения Kluwer Academic, Дордрехт, Нидерланды, стр. 320 , ISBN 1-4020-0066-9
- ^ Ханафи, Хасан (1965) Методы экзегезы: эссе о науке об основах понимания «Илм Усул аль-фикх» Объединенная Арабская Республика, Высший совет искусств, литературы и социальных наук, Каир, Египет, ОСЛК 2894354 ; Ханафи, Хасан (1980) Экзегеза феноменологии: современное состояние феноменологического метода и его применение к религиозному феномену Дар аль-Фикр аль-Араби, Каир, Египет, ОСЛК 11867001 ; Ханафи, Хасан (1988) Феноменология экзегезы: очерк экзистенциальной герменевтики из англо-египетского книжного магазина Нового Завета, Каир, Египет, ISBN 977-05-0917-5
- ^ Перейти обратно: а б Хашас, Мохаммед (2018), Эйадат, Заид; Коррао, Франческа М.; Хашас, Мохаммед (ред.), «Арабское возможное государство: от аль-Тахтави до аль-Джабри» , Ислам, государство и современность , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. 271–302, doi : 10.1057/978- 1-137-59760-1_14 , ISBN 978-1-349-95155-0 , получено 29 декабря 2021 г.
- ^ Олссон, Сюзанна. 2006. Ислам и Запад в идеологии Хасана Ханафи. Стокгольм: Альмквист и Wiksell International.
- ^ Мерфи, Кэрил (2002) «Глава 11: Новое мышление в исламе» Страсть к исламу: формирование современного Ближнего Востока: египетский опыт Скрибнер, Нью-Йорк, стр. 219 , ISBN 0-7432-3743-9
- ^ «Всеобщая декларация человеческих обязанностей». Архивировано 11 октября 2010 г., в Wayback Machine InterAction Council, 1 сентября 1997 г., стр. 10.
- ^ «Подписавшиеся». Архивировано 17 июня 2012 г. на официальном сайте Wayback Machine «A Common Word».
- ^ Перейти обратно: а б «Великий философ и мыслитель Хасан Ханафи скончался в возрасте 86 лет» . Ближний Восток на 24 английском языке . 21 октября 2021 г. Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ведущий египетский философ Ханафи умирает в возрасте 86 лет» . www.gulfnews.com . 22 октября 2021 г. Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ http://www.arabwestreport.info/?q=node/3749 (Отчет об арабском Западе, статья 27, неделя 20/2000, 10–16 мая)
- ^ http://www.arabwestreport.info/?q=node/4809 (Отчет об арабском Западе, статья 11, неделя 25/2001, 20–26 июня)
- ^ http://www.arabwestreport.info/?q=node/14399 (Отчет об арабском Западе, статья 2, неделя 51/1997, 19–25 декабря)
- ^ Перейти обратно: а б Маншур, Фадлил М. (12 февраля 2021 г.). «Хасан Ханафи, новая теология и культурная революция: анализ культурной интенсификации» . HTS Теологические исследования / Теологические исследования . 77 (4). дои : 10.4102/hts.v77i4.6190 . ISSN 2072-8050 . S2CID 233323270 .
- ^ Керстен, Кэрол (2018), Эйадат, Заид; Коррао, Франческа М.; Хашас, Мохаммед (ред.), «Аль-Джабри в Индонезии: критика арабского разума путешествует в земли под ветром» , Ислам, государство и современность , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. 149–167, doi : 10.1057/978-1-137-59760-1_8 , ISBN 978-1-349-95155-0 , получено 29 декабря 2021 г.
- ^ Эль Сайед, Мохамед (21 октября 2021 г.). «Полное собрание сочинений и книг египетского философа Хасана Ханафи » . shbabbek.com (на арабском языке) . Проверено 21 октября 2021 г.