Премьер-министр
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2018 г. ) |
Из серии «Политика». |
Политика |
---|
Политический портал |
Премьер -министр или кабинета министров — это глава кабинета и руководитель министров исполнительной ветви , власти глава часто в парламентской или полупрезидентской системе . Премьер-министр не является главой государства , а, скорее, главой правительства , выполняя функции главы исполнительной власти при монархе или президенте при республиканской форме правления .
В парламентских системах правления (будь то конституционные монархии или парламентские республики ) премьер-министр (или иногда аналогичный пост с другим названием, например, канцлер Германии ) является самым влиятельным политиком и функциональным лидером государства, благодаря завоеванию доверия законодательного органа . Главой государства обычно является церемониальное должностное лицо, хотя он может использовать резервные полномочия для проверки премьер-министра в необычных ситуациях.
В некоторых президентских системах , таких как Южная Корея и Перу , премьер-министр является лидером или самым старшим членом кабинета министров, но не главой правительства. Таким образом, в Южной Корее премьер-министр приравнивается к вице-президенту, который является вторым руководителем и принимает на себя обязанности президента в отсутствие президента.
Во многих системах премьер-министр выбирает и может увольнять других членов кабинета министров, а также распределяет должности между членами правительства. В большинстве систем премьер-министр является председательствующим членом и председателем кабинета министров. В меньшинстве систем, особенно в полупрезидентских системах , премьер-министр является должностным лицом, назначаемым для управления государственной службой и выполнения директив главы государства .
Часть серии «Политика » |
Исполнительное правительство |
---|
Глава государства |
Правительство |
|
Системы |
Списки |
Политический портал |
Сегодня премьер-министр часто, но не всегда, является членом законодательного органа или его нижней палаты, и ожидается, что он вместе с другими министрами будет обеспечивать прохождение законопроектов через законодательный орган . В некоторых монархиях монарх может также осуществлять исполнительную власть (известную как королевская прерогатива ) без одобрения парламента.
Помимо должности главы правительства, должность премьер-министра может потребовать выполнения других ролей или постов — премьер-министр Соединенного Королевства например, также является первым лордом казначейства и министром государственной службы . [примечание 1] В некоторых случаях премьер-министры могут выбрать дополнительные министерские посты (например, когда портфель имеет решающее значение для мандата этого правительства): во время Второй мировой войны Уинстон Черчилль также был министром обороны не было (хотя тогда министерства обороны ). Другой пример - Тридцать четвертое правительство Израиля (2015–2019 гг.). [update], когда Биньямин Нетаньяху в какой-то момент занимал пост премьер-министра и министра связи , иностранных дел , регионального сотрудничества , экономики , обороны и внутренних дел .
Этимология
[ редактировать ]Термин «премьер-министр» засвидетельствован в источниках 17 века со ссылкой на кардинала Ришелье . [1] после того, как он был назначен премьер-министром, возглавившим французский королевский совет в 1624 году. Этот титул использовался наряду с главным министром государства («главный министр государства») скорее как описание должностных обязанностей. После 1661 года Людовик XIV и его потомки отказались позволить одному из своих министров быть более важным, чем другие, поэтому этот термин больше не использовался. [2]
В 18 веке в Соединенном Королевстве члены парламента пренебрежительно использовали этот титул по отношению к сэру Роберту Уолполу (чей официальный титул был первым лордом казначейства ). В течение всего XVIII века Великобритания была вовлечена в длительный конфликт с Францией, периодически перерастая в тотальную войну, и британцы открыто гордились своей «свободой» в отличие от «тирании» французской Абсолютной монархии; поэтому неявное сравнение с Ришелье не было комплиментом Уолполу. Однако со временем это звание стало почетным. [ где? ] и остается таковым в 21 веке. [3]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]У монархов Англии и Соединенного Королевства были министры, которым они оказывали особое доверие и которые считались главой правительства. Примерами были Томас Кромвель при Генрихе VIII ; Уильям Сесил, лорд Берли при Елизавете I ; Кларендон при Карле II и Годольфин при королеве Анне . Эти министры занимали различные официальные должности, но были широко известны как «министр», «главный министр», «первый министр» и, наконец, «премьер-министр».
Власть этих министров целиком зависела от личной благосклонности монарха. Хотя управление парламентом было одним из необходимых навыков для занятия высоких постов, их власть не зависела от парламентского большинства. и существовал Хотя кабинет , он полностью назначался монархом, и монарх обычно председательствовал на его заседаниях.
Монарх мог уволить министра в любой момент, или того хуже: Кромвель был казнен, а Кларендон отправлен в изгнание, когда они потеряли благосклонность. Короли иногда делили власть поровну между двумя или более министрами, чтобы один министр не стал слишком могущественным. В конце правления Анны, например, консерваторы министры- Харли и виконт Болингброк разделили власть.
Разработка
[ редактировать ]В середине 17 века, после гражданской войны в Англии (1642–1651), парламент укрепил свои позиции по отношению к монарху, а затем получил больше власти благодаря Славной революции 1688 года и принятию Билля о правах в 1689 году. [4] Монарх больше не мог устанавливать какие-либо законы или вводить какие-либо налоги без его разрешения, и, таким образом, Палата общин стала частью правительства. Именно в этот момент начинает формироваться современный стиль премьер-министра. [5] [6]
Переломным моментом в развитии поста премьер-министра стала смерть Анны в 1714 году и восшествие Георга I. на престол Джордж не говорил по-английски, проводил большую часть времени в своем доме в Ганновере и не знал и не интересовался деталями британского правительства. В этих обстоятельствах было неизбежно, что первый министр короля стал фактическим главой правительства.
С 1721 года это был виг политический деятель- Роберт Уолпол , занимавший этот пост двадцать один год. Уолпол председательствовал на заседаниях кабинета министров, назначал всех остальных министров, распределял королевское покровительство и наполнял Палату общин своими сторонниками. При Уолполе развивалась доктрина кабинетной солидарности. Уолпол требовал, чтобы ни один министр, кроме него самого, не имел личных дел с королем, а также чтобы, когда кабинет согласовал политику, все министры должны защищать ее публично или уйти в отставку. Как сказал позднее премьер-министр лорд Мельбурн : «Не имеет значения, что мы говорим, джентльмены, пока мы все говорим одно и то же».
Уолпол всегда отрицал, что он был «премьер-министром», и на протяжении всего XVIII века парламентарии и ученые-юристы продолжали отрицать, что такая должность была известна Конституции. Георг II и Георг III предприняли напряженные усилия, чтобы вернуть себе личную власть монарха, но растущая сложность и стоимость правительства означали, что министр, который мог бы пользоваться лояльностью Палаты общин, становился все более необходимым. Длительное пребывание на посту премьер-министра военного времени Уильяма Питта Младшего (1783–1801) в сочетании с психическим заболеванием Георга III укрепило власть на этом посту. Титул «премьер-министр» впервые упоминался в правительственных документах во время правления Бенджамина Дизраэли, но не фигурировал в официальном британском порядке старшинства до 1905 года.
Престиж британских институтов в XIX веке и рост Британской империи привели к тому, что британская модель кабинетного правления во главе с премьер-министром стала широко копироваться как в других европейских странах, так и на британских колониальных территориях по мере развития ими самоуправления. [7] [8] [9] В некоторых местах были приняты альтернативные титулы, такие как «премьер», «главный министр», «первый государственный министр», «президент совета» или «канцлер», но суть должности была той же самой.
Современное использование
[ редактировать ]В конце 20 века, [10] [11] во многих странах мира были премьер-министры или эквивалентные им министры, занимавшие должности либо при конституционных монархиях , либо при церемониальных президентах. К основным исключениям из этой системы относятся Швейцария и США, а также президентские республики Латинской Америки, такие как Чили и Мексика, созданные по образцу американской системы, в которой президент непосредственно осуществляет исполнительную власть.
шейх Бывший премьер-министр Бахрейна Халифа бин Сульман Аль Халифа занимал этот пост около 50 лет, с 1970 по ноябрь 2020 года, что сделало его самым продолжительным неизбранным премьер-министром.
Обзор офиса
[ редактировать ]В монархиях и республиках
[ редактировать ]Пост премьер-министра можно встретить как в конституционных монархиях (таких как Бельгия , Дания , Япония , Люксембург , Нидерланды , Норвегия , Малайзия , Марокко , Испания , [примечание 2] Швеция , Таиланд , Канада , Австралия , Новая Зеландия и Великобритания ) и в парламентских республиках , в которых глава государства является выборным должностным лицом (таких как Бангладеш , Финляндия , Чехия , Франция , Греция , Венгрия , Индия , Индонезия (1945–66) , Ирландия , Нигерия (1960–66) , Пакистан , Черногория , Хорватия , Болгария , Румыния , Сербия , Турция (1923–2018) и Италия ). См. также « Первый министр », « Премьер », « Главный министр », « Канцлер », « Таосич », «Государственный министр ( Статсминистр )», «Председатель правительства», «Председатель Совета министров» и «Председатель правительства». Государственный секретарь »: альтернативные титулы, обычно эквивалентные по значению «премьер-министру» или переводимые как «премьер-министр». И Индонезия , и Нигерия потеряли свои посты премьер-министров в 1966 году. Бразилия , Иран , Филиппины и Турция также потеряли свои посты премьер-министров. Чили , Мексика , Швейцария и США никогда не занимали посты премьер-министров.
Это контрастирует с президентской системой , в которой президент (или его эквивалент) является одновременно главой государства и главой правительства. В некоторых президентских и всех полупрезидентских системах, таких как системы Алжира , Аргентины , Китая , Франции , Польши , России , Южной Кореи или Украины , премьер-министр является должностным лицом, обычно назначаемым президентом, но обычно утверждаемым законодательным органом и ответственным за это. за выполнение указаний президента и управление государственной службой. Премьер -министр Китайской Республики (Тайвань) также назначается президентом, но не требует одобрения законодательного органа. [ нужна ссылка ]
Назначение премьер-министра Франции также не требует одобрения парламента, однако парламент может добиться отставки правительства. В этих системах президент и премьер-министр могут принадлежать к разным политическим партиям, если законодательный орган контролируется партией, отличной от партии президента. Когда оно возникает, такое положение дел обычно называют (политическим) сожительством . [ нужна ссылка ]
Вступление в должность
[ редактировать ]В парламентских системах премьер-министр может вступить в должность несколькими способами.
- Глава государства назначает премьер-министра по своему личному выбору: Пример: Франция , где президент имеет право назначать премьер-министра по своему выбору, хотя Национальное собрание может заставить правительство уйти в отставку, они не могут выдвигать или назначать премьер-министра по своему выбору. новый кандидат.
- Хотя на практике большинство премьер-министров в рамках Вестминстерской системы (включая Австралию, Канаду, Новую Зеландию, Малайзию , Индию и Великобританию) являются лидерами крупнейшей партии или коалиции в парламенте, технически назначение премьер-министра де-юре осуществляется . со стороны главы государства.
- Глава государства назначает премьер-министра, у которого есть установленный срок, в течение которого он должен получить вотум доверия: Пример: Италия , Румыния , Таиланд.
- Глава государства назначает форматора из числа членов парламента, у которого затем устанавливаются установленные сроки, в течение которых они должны сформировать кабинет и получить доверие парламента после представления парламенту состава кабинета министров и законодательной программы, и форматировщик становится премьер-министром. министр после одобрения парламентом: Пример: Израиль
- Глава государства назначает премьер-министром лидера политической партии, имеющей большинство мест в парламенте. Если ни одна партия не имеет большинства, то лидеру партии, имеющей большинство мест, дается исследовательский мандат для получения доверия парламента в течение трех дней. Если это невозможно, то исследовательский мандат предоставляется лидеру партии, занимающей второе место по количеству мест. Если это не удается, то это дается лидеру третьей по величине партии и так далее: Пример: Греция, см. Премьер-министра Греции.
- Глава государства выдвигает кандидата на пост премьер-министра, который затем представляется на утверждение парламенту перед назначением на пост премьер-министра: Пример: Испания, где король отправляет кандидатуру в парламент на утверждение. Также в Германии, где в соответствии с Германии Основным законом (конституцией) Бундестаг голосует за кандидата, выдвинутого федеральным президентом. На Филиппинах в соответствии с Конституцией 1973 года с поправками, внесенными после военного положения, премьер-министр избирался Батасанг Памбанса (Законодательным органом) по представлению президента. В этих случаях парламент может выбрать другого кандидата, который затем будет назначен главой государства (или, как в случае с Филиппинами, полностью избрать этого кандидата).
- Парламент выдвигает кандидата, которого глава государства затем по конституции обязан назначить премьер-министром: Пример: Ирландия , где президент назначает Taoiseach по предложению Дайля Эйрианна . Также Япония .
- Выборы законодательным органом: Пример: Филиппины в соответствии с неизмененной Конституцией 1973 года, где премьер-министр должен был избираться Батасанг Памбанса; эти положения никогда не использовались, поскольку в то время на Филиппинах действовало военное положение. Также Вануату .
- Прямые выборы всенародным голосованием: Пример: Израиль , 1996–2001 годы, где премьер-министр избирался на всеобщих выборах, независимо от политической принадлежности.
- Выдвижение кандидатуры государственным должностным лицом, не являющимся главой государства или его или ее представителем: Пример: В соответствии с современным шведским инструментом государственного управления право назначать кого-либо для формирования правительства было передано от монарха спикеру парламента и сам парламент. Спикер выдвигает кандидата, который затем избирается парламентом на пост премьер-министра ( статминистра ), если абсолютное большинство членов парламента не голосует против (т.е. кандидат может быть избран на этот пост, даже если больше депутатов проголосуют против) . чем да ).
Выход из офиса
[ редактировать ]Примеры и перспективы в этом разделе касаются главным образом стран Британского Содружества и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . ( Ноябрь 2023 г. ) |
, основанных на конвенциях В старых парламентских системах , премьер-министры не назначаются на определенный срок полномочий и фактически могут оставаться у власти через ряд выборов и парламентов. Например, Маргарет Тэтчер была назначена премьер-министром только один раз, в 1979 году. Она непрерывно она использовала собрания каждой палаты общин оставалась у власти до 1990 года, хотя после всеобщих выборов для перестановок своего кабинета .
Однако в новых парламентских системах, действующих на основе кодифицированной конституции, срок полномочий премьер-министра привязан к периоду пребывания у власти парламента. Следовательно, например, премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш , который был впервые назначен в 2018 году , должен был быть повторно назначен главой нового правительства после парламентских выборов в Латвии в 2022 году .
Пост премьер-министра обычно выбирается из политической партии, которая располагает - сама по себе или в качестве крупнейшего члена коалиции - большинством мест в нижней палате парламента, хотя это также не является обязательным требованием; например, после парламентских выборов в Латвии в 2018 году , после двух неудачных попыток более крупных партий сформировать возглавляемую ими коалицию, лидер самой маленькой партии в парламенте - Кришьянис Кариньш - в конечном итоге был назначен компромиссным кандидатом. В Италии было несколько чрезвычайных технократических правительств , таких как правительства Карло Адзельо Чампи и Марио Драги , где премьер-министром был беспартийный эксперт, пользующийся доверием и поддержкой широкого круга парламента .
В парламентских системах правительства , как правило, обязаны пользоваться доверием нижней палаты парламента (хотя небольшое меньшинство парламентов, предоставляя право блокировать поставки в верхние палаты , фактически возлагает на кабинет министров ответственность перед обеими палатами, хотя на самом деле верхние палаты, даже обладая властью, редко ею пользуются). В случае потери вотума доверия , принятия вотума недоверия или потери предложения большинство конституционных систем требуют либо:
- заявление об увольнении или
- требование о роспуске парламента.
Последнее, по сути, позволяет правительству апеллировать с оппозицией парламента к избирателям . Однако во многих юрисдикциях глава государства может отказаться от роспуска парламента, потребовав отставки премьер-министра и его или ее правительства. В большинстве современных парламентских систем премьер-министр — это человек, который решает, когда требовать роспуска парламента.
Старые конституции часто наделяли этой властью кабинет министров . В Соединенном Королевстве, например, традиция, согласно которой именно премьер-министр требует роспуска парламента, восходит к 1918 году. До этого с все просьбой обращалось правительство. Точно так же, хотя современная конституция Ирландии 1937 года предоставляет Taoiseach право подавать запросы, более ранняя Конституция Ирландского свободного государства 1922 года наделяла властью Исполнительный совет (тогдашнее название ирландского кабинета министров).
Некоторые системы, такие как Германия и Испания , требуют, чтобы вотумы недоверия были конструктивными : т.е. они должны включать имя альтернативного премьер-министра; Если вотум недоверия окажется успешным, альтернативный премьер-министр автоматически вступит в должность вместо действующего правительства, которое не сможет обжаловать эту замену перед избирателями.
в Австралии Ожидается, что премьер-министр уйдет в отставку, если они потеряют поддержку большинства своей партии из-за предложения о разливе партий , как это сделали многие, такие как Тони Эбботт , Джулия Гиллард , Кевин Радд и Малкольм Тернбулл .
Организационная структура
[ редактировать ]Исполнительный аппарат премьер-министра обычно называется канцелярией премьер-министра или кабинетом министров . Великобритании В состав кабинета министров входит канцелярия премьер-министра. И наоборот, некоторые канцелярии премьер-министра выполняют роль кабинета министров, в то время как департамент премьер-министра и кабинет министров Австралии присоединяются к ним по номиналу. В Израиле исполнительный аппарат премьер-министра официально на английском языке называется «Канцелярия премьер-министра», но исходный термин на иврите также можно перевести как «Министерство премьер-министра». Также используется департамент премьер-министра и кабинет министров.
Описание роли
[ редактировать ]Вильфрид Мартенс , занимавший пост премьер-министра Бельгии, описал свою роль следующим образом:
- Прежде всего премьер-министр должен много слушать, а когда возникают глубокие разногласия, он должен предложить решение вопроса. Это можно сделать разными способами. Иногда в ходе обсуждения я отмечаю элементы проблемы и придумываю предложение, которое могу сформулировать Совету (кабинету), причем Секретарь это делает. Затем министры настаивают на изменении игрового возраста. Премьер-министр также может внести предложение, оставляющее достаточно места для поправок, чтобы сохранить текущую дискуссию в правильном направлении. Когда необходимо найти решение для достижения консенсуса, он может заставить одного или двух министров присоединиться или уйти в отставку. [ нужна ссылка ]
Сравнительные данные между странами
[ редактировать ]Титулы
[ редактировать ]Во многих случаях, хотя и широко используется, «премьер-министр» не является официальным титулом должностного лица. В российской конституции премьер-министр называется председателем правительства . Премьер-министра Ирландии зовут Taoiseach (что переводится на английский как премьер-министр ), в Израиле премьер-министром является Рош ха-Мемшала, что означает «глава правительства», а премьер-министром Испании является президент правительства ( Presidente del Гобьерно ). Глава правительства Китайской Народной Республики именуется премьер-министром Государственного совета . [ нужна ссылка ]
Другие распространенные формы включают президента совета министров (например, в Италии, Presidente del Consiglio dei Ministri ), президента Исполнительного совета или министра-президента . В странах Северной Европы премьер-министра называют Statsminister , что означает «государственный министр». В федерациях глава правительства федеративного образования (например, провинции или территории Канады , провинции Аргентины или штата Бразилии ) чаще всего известен как премьер- министр , главный министр , губернатор или министр-президент . [ нужна ссылка ]
В английском языке принято называть почти всех глав правительств стран «премьер-министром» (или иногда эквивалентным термином «премьер-министр»), за исключением случаев, когда глава государства и глава правительства занимают одну должность (обычно президентскую должность). , независимо от правильного титула главы правительства, применяемого в его или ее стране. Немногими исключениями из правила являются Германия и Австрия, главой правительства которых является федеральный канцлер ; Монако, глава правительства которого называется государственным министром; и Ватикан, в котором глава правительства носит титул государственного секретаря. Особый случай — президент Ирана, который на самом деле является не главой государства, а главой правительства Ирана. Его называют «президентом» как на персидском , так и на английском языках.
В странах, не входящих в Содружество, премьер-министр может иметь право на титул превосходительства, как и президент. В некоторых странах Содружества премьер-министры и бывшие премьер-министры называются почетными или достопочтенными в зависимости от их положения ( , премьер-министр Австралии или премьер-министр Канады например ). В Соединенном Королевстве премьер-министра и бывших премьер-министров также часто называют почетными или достопочтенными ; однако это связано не с их положением главы правительства, а с привилегией быть нынешними членами Достопочтенного Тайного совета Его Величества . [12]
В Великобритании, где действует автономное правительство, лидеры правительств Шотландии , Северной Ирландии и Уэльса называются первыми министрами . Между 1921 и 1972 годами, когда в парламенте Северной Ирландии правило большинство , главой правительства был премьер-министр Северной Ирландии . В Бангладеш премьер-министра зовут Продхан Монтри , что буквально означает «глава министров» или «премьер-министр». В Индии премьер-министра зовут Прадхан Мантри , что буквально означает «глава министров» или «премьер-министр». В Пакистане премьер-министра называют Вазир-э-Азам , что означает «великий визирь».
Сущность | Заголовок |
---|---|
Албания | Албанская определенная форма : премьер-министр. |
Алжир | Арабский : премьер-министр Алжира. Английский : Премьер-министр Алжира |
Австралия | Английский : Премьер-министр Австралии |
Австрия | Канцлер |
Бангладеш | Бенгальский : премьер-министр Продхан Монтри. |
Бутан | Лионхен |
Буганда | Премьер-министр |
Болгария | Премьер-министр, Министар-председатель |
Камбоджа | Премьер-министр Неаюк-Ротмонтрей |
Канада | Английский : Премьер-министр Канады Английский : Премьер-министр Канады |
Китай | Китайский : Премьер Госсовета Гуовьюань Цзунглу. |
Дания | Премьер-министр Дании |
Эстония | премьер-министр |
В Свате | Премьер-министр |
Фарерские острова | Фарерский язык : юрист Датский : Лагман |
Финляндия | Финский : Премьер-министр Финляндии. Шведский : премьер-министр Финляндии |
Франция | Английский: Премьер-министр Французской Республики |
Германия | Канцлер |
Грузия | Премьер-министр, Премьер-министр |
Греция | Протипургос тис Эллиникис Демократиас |
Гренландия | Гренландский : премьер-министр Датский : председатель Национального совета. |
Венгрия | премьер-министр |
Исландия | Премьер-министр Исландии |
Индия | Хинди : Премьер-министр Прадхан Мантри. |
Израиль | Иврит : Рош ха-Мемшала, Рош ха-Мемшала. |
Ирландия | Таосич |
Италия | Председатель Совета Министров |
Япония | Премьер-министр Наикаку-сори-дайдзин |
Латвия | премьер-министр |
Литва | премьер-министр |
Малайзия | Малайский : премьер-министр Малайзии. Джави : премьер-министр Малайзии |
Мальта | Премьер-министр Мальты |
Монголия | Премьер-министр Л. Оюн-эрдэнэ/Л. |
Черногория | Премьер-министр Черногории |
Норвегия | Премьер-министр |
Непал | Непальский : премьер-министр Прадхан Мантри. |
Нидерланды | Премьер-министр Нидерландов |
Пакистан | Урду : Вазир-э-Азам, Вазир-э-Азам |
Польша | Председатель Совета Министров |
Португалия | премьер-министр |
Румыния | Премьер-министр правительства Румынии |
Россия | Председатель Правительства Российской Федерации, Predsedatel' Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii |
Сингапур | Малайский : премьер-министр Республики Сингапур. Китайский : Премьер-министр Республики Сингапур Синьцзяпо гонхэгуо цзанглу. Тамильский : премьер-министр Республики Сингапур Чинкаппур кутиярасих пиратамар. |
Южная Корея | Хангыль : премьер-министр Ханджа : премьер-министр государства RR : Кунгмучонгни |
Испания | Председатель правительства |
Шри-Ланка | Сингальский : премьер-министр Шри-Ланки Шри Ламка аграматхья. Тамильский : премьер-министр Шри-Ланки Иланкай Пиратамар. |
Швеция | Премьер-министр |
Танзания | Премьер-министр |
Таиланд | Премьер-министр Найок Раттхамонтри |
Турция | Премьер-министр |
Украина | Премьер-министр Украины Premier-ministr Ukrainy |
Великобритания | премьер-министр |
Вьетнам | Премьер-министр |
Конституционная основа положения в разных странах
[ редактировать ]Положение, власть и статус премьер-министров различаются в зависимости от возраста конституции.
Алжира Конституция (1962 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Алжира .
Австралии В конституции не упоминается премьер-министр Австралии , и эта должность существует только по соглашению, основанному на британской модели.
Бангладеш Конституция четко определяет функции и полномочия премьер-министра , а также подробно описывает процесс его назначения и увольнения.
установила Китайской Народной Республики Конституция должность премьер-министра всего на одно место ниже Всекитайского собрания народных представителей Китая. Премьера читается как ( упрощенный китайский : 总理; пиньинь : Zŏnglĭ) на китайском языке.
В Канаде действует «смешанная» или гибридная конституция , частично формально кодифицированная, а частично некодифицированная. Кодифицированная часть изначально не содержала никаких упоминаний о премьер-министре. [13] и все равно не дает параметров офиса. Вместо этого ее или его полномочия, обязанности, назначение и увольнение следуют некодифицированным соглашениям. Конституционный акт 1867 года учреждает только Тайный совет Королевы Канады , в который назначаются все федеральные министры (среди прочих) и состоят из членов. [примечание 3] в которых монарх или ее генерал-губернатор обычно осуществляет исполнительную власть (как король или губернатор в совете ). [14] Конституционный акт 1982 года добавляет мимолетную ссылку на « премьер-министра Канады » [по-французски: premier ministre du Canada ], но в качестве детали конференций федерального и провинциального уровня первых министров .) [15]
Чешской Республики Конституция четко определяет функции и полномочия премьер-министра Чешской Республики , а также подробно описывает процесс его назначения и увольнения.
Франции Конституция (1958 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Франции .
Германии Основной закон (1949 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности федерального канцлера .
Греции Конституция (1975 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Греции .
Венгрии Конституция (2012 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Венгрии .
Индии Конституция (1950 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Индии . В Индии кандидаты на пост премьер-министра должны быть членами парламента, то есть либо Лок Сабха (Нижняя палата), либо Раджья Сабха (Верхняя палата). Парламентское голосование по вопросу о том, кто формирует правительство, не проводится.
Ирландии Конституция предусматривает должность Taoiseach (1937 г.) подробно , перечисляя полномочия, функции и обязанности.
Италии Конституция (1948 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности председателя Совета министров .
Японии Конституция (1946 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Японии .
Республики Корея В разделах 86–87 конституции (1987 г.) перечислены полномочия, функции и обязанности премьер-министра Республики Корея .
Мальты Конституция (1964 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Мальты .
Малайзии Конституция (1957 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Малайзии .
Норвегии Конституция (1814 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Норвегии.
Пакистана Конституция (1973 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Пакистана .
Польши Конституция (1918 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Польши .
Испании Конституция (1978 г.) регулирует назначение, увольнение, полномочия, функции и обязанности председателя правительства .
Шри-Ланки Конституция (1978 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Шри-Ланки .
Таиланда Конституция (1932 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Таиланда .
Тайваня Конституция (1946 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности президента Исполнительного Юаня .
Соединенного Королевства Конституция , будучи некодифицированной и практически неписаной, не содержит упоминания о премьер-министре . он Хотя де-факто существовал на протяжении веков, первое упоминание о нем в официальных государственных документах произошло только в первом десятилетии двадцатого века. Соответственно, часто говорят, что «не существует»; действительно, есть несколько случаев, когда парламент заявлял об этом. Премьер-министр заседает в кабинете министров исключительно потому, что занимает другую должность: либо первого лорда казначейства (действующая должность), либо, реже, канцлера казначейства (последним из которых был Бальфур в 1905 году).
- В таких системах неписаные (и не подлежащие исполнению) конституционные соглашения часто определяют порядок, в котором людям предлагается сформировать правительство. Если премьер-министр уходит в отставку после всеобщих выборов, монарх обычно просит лидера оппозиции сформировать правительство. Однако, если отставка происходит во время сессии парламента (если правительство само не рухнуло), монарх попросит другого члена правительства сформировать правительство. Если раньше монарх имел некоторую свободу действий, то теперь все британские политические партии избирают своих лидеров (до 1965 года консерваторы выбирали своего лидера путем неофициальных консультаций). В последний раз у монарха был выбор относительно назначения, произошел в 1963 году, когда графу Хоуму было предложено стать премьер-министром раньше Раба Батлера .
В течение периода между моментом, когда становится ясно, что действующее правительство потерпело поражение на всеобщих выборах, и фактическим принесением присяги нового премьер-министра монархом, генерал-губернатором или президентом, этого человека называют «избранный премьер-министр» или «назначенный премьер-министр». Ни один из этих терминов не является строго правильным с конституционной точки зрения, но они получили широкое признание. В ситуации, когда правящая партия выбирает или назначает нового лидера, нового лидера обычно называют «ожидающим премьер-министром». Примером такой ситуации была ситуация в Великобритании в 2016 году, когда Тереза Мэй была избрана лидером Консервативной партии, а Дэвид Кэмерон все еще был премьер-министром.
России Конституция (1993 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра России .
Украины Конституция (1996 г.) перечисляет полномочия, функции и обязанности премьер-министра Украины .
Списки премьер-министров
[ редактировать ]В следующей таблице сгруппирован список бывших и нынешних премьер-министров, а также подробная информация, доступная в этих списках.
См. также
[ редактировать ]- Список действующих премьер-министров по дате вступления в должность
- Канцлер
- Главный министр
- Генерал-губернатор
- Глава правительства
- Глава государства
- Монарх
- Президент
- Правительство премьер-министра
- Списки
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Должности премьер-министра и первого лорда казначейства разделены и не обязательно должны занимать одно лицо, хотя последним премьер-министром, который не был первым лордом казначейства, был лорд Солсбери на рубеже 20-го века. Даунинг-стрит, 10 на самом деле является резиденцией Первого лорда, а не премьер-министра. Поскольку Солсбери не был Первым лордом, ему пришлось жить в другом месте в качестве премьер-министра.
- ^ Хотя роль главы правительства Испании совпадает с определением «премьер-министра», в Испании эта должность фактически называется «президентством правительства».
- ^ Какие члены, однако, оставлены на усмотрение некодифицированной конвенции. Поскольку назначение в Тайный совет обычно длится пожизненно, бывшие преобладают министры кабинета министров. Однако Конвенция об ответственном правительстве требует, чтобы генерал-губернатор действовал только по рекомендации нынешнего кабинета министров (или его министров, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу).
- ^ Глава Кабинета Министров
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2012 г. ) |
- ^ «Политическое завещание кардинала герцога Ришелье, премьер-министра Франции при Людовике XIII» . 1709. Архивировано из оригинала 8 августа 2017 года . Проверено 16 июня 2017 г.
- ↑ Ancien Régime . Архивировано 31 октября 2018 года в Wayback Machine в энциклопедии Ларусса («После 1661 года Людовик XIV ввел новую формулу, которая затронула как министров, так и советы, не признавая примата министра».)
- ^ «Оксфордский словарь английского языка» . Проверено 15 декабря 2014 г.
- ^ «Неписаная конституция Великобритании» . Британская библиотека. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 27 ноября 2015 г.
Ключевой вехой является Билль о правах (1689 г.), который установил верховенство парламента над короной... Билль о правах (1689 г.) затем установил примат парламента над прерогативами монарха, предусмотрев регулярные заседания парламента. , свободные выборы в палату общин, свобода слова в парламентских дебатах и некоторые основные права человека, наиболее известная из которых — свобода от «жестокого или необычного наказания».
- ^ Доктор Эндрю Блик и профессор Джордж Джонс - серия приглашенных историков № 10, Премьер-министры и № 10 (1 января 2012 г.). «Институт премьер-министра» . Правительство Соединенного Королевства: блог истории правительства. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 15 апреля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Картер, Байрум Э. (2015) [1955]. «Историческое развитие канцелярии премьер-министра». Канцелярия премьер-министра . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400878260 . Архивировано из оригинала 1 июня 2016 года . Проверено 15 апреля 2016 г.
- ^ Зейдл, Ф. Лесли; Дочерти, Дэвид К. (2003). Реформирование парламентской демократии . Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 3. ISBN 9780773525085 . Архивировано из оригинала 23 июня 2016 года . Проверено 23 апреля 2016 г.
- ^ Джонстон, Дуглас М.; Райсман, В. Майкл (2008). Исторические основы мирового порядка . Лейден: Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 571. ИСБН 978-9047423935 . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Филдхаус, Дэвид; Мэдден, Фредерик (1990). Поселенческое самоуправление, 1840–1900: развитие представительного и ответственного правительства (1-е изд.). Нью-Йорк: Гринвуд Пресс. п. XXI. ISBN 9780313273261 . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Джулиан Го (2007). «Глобализирующийся конституционализм? Взгляды постколонии, 1945–2000» . В Арджоманде, Саид Амир (ред.). Конституционализм и политическая реконструкция . Брилл. стр. 92–94. ISBN 978-9004151741 . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Как Вестминстерская парламентская система экспортировалась по всему миру» . Кембриджский университет. 2 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 г. . Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ «Члены Тайного совета» . Канцелярия Тайного совета. Архивировано из оригинала 25 сентября 2009 года . Проверено 19 сентября 2009 г.
- ^ Закон о Конституции, 1867 г. (Великобритания), 30 и 31 победа, ок. 3. См. также «Конституционный акт 1867 года» в: Justice Canada, ed., A Consolidation of Constitution of Constitution Acts, 1867 to 1982, Каталог правительства Канады № YX1‑1/2012 (Оттава: 2012), ISBN 9780660674582 , стр. 1–52.
- ^ См. Закон о Конституции 1867 г. (Великобритания), 30 и 31 Vict., c. 3, часть 2 (в частности, § 11). См. также «Закон о Конституции 1867 года» в: Justice Canada, ed., A Consolidation of the Constitution of Constitution Acts, 1867 to 1982, Каталог правительства Канады № YX1-1/2012 (Оттава: 2012 г.), ISBN 9780660674582 , стр. 3–4.
- ^ Закон о Конституции 1982 г. , Приложение B к Закону о Канаде 1982 г. (Великобритания), 1982 г., c. 11, §§ 35.1, 49. См. также «Конституционный закон 1982 г.» в: Justice Canada, ed., A Consolidation of Constitution of Constitution Acts, 1867 to 1982 , Каталог правительства Канады № YX1-1/2012 (Оттава: 2012 г.). ), ISBN 9780660674582 , стр. 53–75, 63, 68.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эндрю Блик и Джордж Джонс, Премьер-министр: развитие, природа и власть канцелярии премьер-министра Великобритании (Эксетер: Imprint Academic, 2010), ISBN 9781845406479 .
- Майкл Фоули, Президентство Великобритании (издательство Манчестерского университета, Манчестер, 2000 г.)
- Питер Хеннесси, Премьер-министр: должность и ее владельцы с 1945 года (Нью-Йорк: St. Martin's Press, 2001), ISBN 978-0-312-29313-0 .
- Пол Лэнгфорд, «Премьер-министры и парламенты: долгосрочная перспектива, от Уолпола до Блэра». , Ежегодная лекция по истории парламента, 2005 г., Парламентская история , 25, 3 (2006): 382–394, doi:10.1353/pah.2006.0045.
- Брайан Кэрролл, Премьер-министры Австралии: от Бартона до Ховарда [ постоянная мертвая ссылка ] (Издательство Розенберг, 2004 г.)
- Джеймс Мэнор, От Неру до девяностых: смена кабинета премьер-министра Индии (C. Hurst & Co., 1994)
- Джагдиш Чандра Шарма, Премьер-министр Индии: всестороннее исследование (Concept Publishing Company, 2002), ISBN 9788170229247 .