История парламентаризма
Из серии «Политика». |
Политика |
---|
![]() |
Первые современные парламенты появились в средние века. В 1188 году Альфонсо IX , король Леона (нынешняя Испания ), созвал три штата в кортесы Леона ; ЮНЕСКО считает это первым примером современного парламентаризма в истории Европы, с участием простых людей через избранных представителей. [ 1 ] [ 2 ]
Ранний пример парламентского правления возник в сегодняшних Нидерландах и Бельгии во время голландского восстания (1581 г.), когда суверенная, законодательная и исполнительная власть была передана Генеральным штатам Нидерландов от тогдашнего монарха, короля Испании Филиппа II . [ нужна ссылка ] Современная концепция парламентского правления получила дальнейшее развитие в Королевстве Англии (1688 г.).
Протопарламентские учреждения
[ редактировать ]С древних времен, когда общества были племенными, существовали советы или староста, решения которого оценивались деревенскими старейшинами. Это часто называют трайбализмом . Некоторые ученые утверждают, что в древней Месопотамии существовало примитивное демократическое правительство, при котором цари оценивались советом. [ 3 ] То же самое было сказано и о древней Индии , где существовала некая форма собраний и, следовательно, существовала некоторая форма демократии. [ 4 ] Однако эти утверждения не принимаются большинством ученых, которые рассматривают эти формы правления как олигархии . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Европа
[ редактировать ]Древние Афины были колыбелью [ нужны разъяснения ] демократии . [ 10 ] Афинское собрание ( ἐκκλησία ekklesia) было важнейшим учреждением, и в обсуждениях мог принять участие каждый мужчина афинского гражданства старше тридцати лет; однако ни женщинам, ни мужчинам моложе тридцати лет, ни никому из многих тысяч рабов не было разрешено участвовать. Однако афинская демократия была не представительной, а скорее прямой, и поэтому экклесия не была парламентской системой.
Римская республика , основанная в VI веке до нашей эры, имела законодательные собрания , за которыми оставалось последнее слово в отношении выборов магистратов, принятия новых законов , приведения в исполнение смертной казни, объявления войны и мира, а также создания ( или роспуск) союзов. [ 11 ] Римский сенат ни в каком смысле не был прародителем или предшественником современного парламентаризма, поскольку римский сенат не был законодательным органом. [ 12 ] Римский сенат контролировал деньги, администрацию и детали внешней политики. [ 13 ]
В англосаксонской Англии Витенагамот . был важным политическим институтом Название происходит от древнеанглийского ƿitena şemōt или witena gemot, что означает «встреча мудрецов». Первым зарегистрированным актом витенагемота был свод законов, изданный королем Кента Этельбертом ок. 600 г., самый ранний документ, сохранившийся в устойчивой древнеанглийской прозе; однако витан определенно существовал задолго до этого времени. [ 14 ] Витан, наряду с фолькмутами (местными собраниями), является важным предком современного английского парламента. [ 15 ]
Иран
[ редактировать ]Первые зафиксированные признаки совета для решения различных вопросов в древнем Иране относятся к 247 году до нашей эры, ко времени Парфянского царства . Парфяне основали первую иранскую империю со времени Персии Александром завоевания и к началу их правления было образовано собрание знати под названием «Мехестан», принимавшее окончательное решение по весьма серьёзным вопросам. [ 16 ]
Слово «Мехестан» состоит из двух частей: «Мех», слова древнеперсидского происхождения , которое буквально означает «Великий» и « -стан », суффикса в персидском языке , означающего «место». В целом Мехестан означает место, где собираются великие. [ 17 ]
Ассамблея Мехестана, состоявшая из зороастрийских религиозных лидеров и старейшин кланов, имела большое влияние на управление королевством. [ 18 ]
Одно из важнейших решений совета было принято в 208 году нашей эры, когда разразилась гражданская война и Мехестан решил, что империей будут управлять одновременно два брата, Ардаван V и Блаш V. [ 18 ] В 224 году нашей эры, после распада Парфянской империи, продолжавшегося более 470 лет, совет Махестана прекратил свое существование.
Исламский мир
[ редактировать ]Некоторые мусульманские ученые утверждают, что исламская шура (метод принятия решений в исламских обществах) аналогична парламенту. [ 19 ] Однако другие (особенно из «Хизб ут-Тахрир ») не согласны с этим, подчеркивая некоторые фундаментальные различия между системой шуры и парламентской системой. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Ранние парламенты в средние века
[ редактировать ]Первые парламентские органы, в которых участвовали представители городского среднего класса, были созваны в Испании XII века. В 1187 году леонский король Альфонсо IX созвал представителей знати, церкви и представителей 50 важнейших городов на совет в Сан-Эстебан-де-Гормас , Сория . В следующем году состоялась еще одна встреча с представителями городов в Каррион-де-лос-Кондес , Паленсия , которая институционализировала Курии . [ 23 ] Раньше проводились и другие собрания, такие как Консилиум 1135 года, но они были исключительными и не приводили к регулярному посещению представителей города. Согласно программе ЮНЕСКО «Память мира» , это самое раннее задокументированное проявление европейской парламентской системы с некоторой временной преемственностью. [ 2 ] [ 24 ]
Кортесы Леона с 1188 года были парламентским органом в средневековом Королевстве Леон . Придя к власти, король Альфонсо IX , потенциально столкнувшийся с нападением со стороны двух своих соседей, Кастилии и Португалии , решил созвать «Королевскую курию». Это была средневековая организация, состоявшая из аристократов и епископов, но из-за серьезности ситуации и необходимости максимальной политической поддержки Альфонсо IX принял решение также призвать к участию представителей городского среднего класса из наиболее важных городов королевства. сборка. [ 25 ] Кортесы Леона занимались такими вопросами, как право на частную собственность , неприкосновенность жилища, право апеллировать к правосудию перед королем и обязанность короля консультироваться с кортесами перед вступлением в войну. [ 26 ]
Парламент действовал в Патрии дель Фриули с 1231 по 1805 год. [ 27 ]
Вторым старейшим зарегистрированным парламентским органом в Европе были португальские кортесы 1254 года, состоявшиеся в Лейрии в 1254 году. [ 28 ] В их число входили делегаты от бюргеров и была введена система монетаджио - фиксированная сумма, которую бюргеры должны были платить короне. Права собственности короля и его подданных, а также церковных органов рассматривались в предыдущих кортесах Коимбры в 1211 году (в которые входили представители знати и духовенства ). Португальские кортесы снова встречались в 1256, 1261 и 1273 годах при Афонсу III Португалии , всегда по королевскому вызову.
В владениях Арагонской Короны институциональная система эффективно ограничивала полномочия монархов. В частности, в Княжестве Каталония в 1283 году каталонские суды ( Corts Catalanes ) стали первым парламентом Европы, получившим право принимать законы наряду с монархом. [ 29 ] В течение следующих столетий суды разработали обширные правила своей внутренней деятельности и гарантии прав жителей; В 1481 году каталонские суды приняли Конституцию наблюдения , устанавливающую подчинение короля и его офицеров законам Княжества. [ 30 ] [ 31 ]
В Англии Симона де Монфора помнят как одного из отцов представительного правительства, который провел два знаменитых парламента. [ 32 ] [ 33 ] Первый , в 1258 году, лишил короля неограниченной власти, а второй, в 1265 году, включил в себя простых горожан из городов . [ 34 ]
Великобритания и Содружество
[ редактировать ]В 17 веке парламент Англии стал пионером некоторых идей и систем либеральной демократии, кульминацией которых стала Славная революция и принятие Билля о правах 1689 года . [ 35 ] [ 36 ] Славная революция положила начало английской конституционной монархии и ее роли как одного из трех элементов правительства.
В Королевстве Великобритании монарх теоретически возглавлял кабинет министров и выбирал министров. На практике неспособность короля Георга I говорить по-английски привела к тому, что ответственность за председательство в кабинете министров перешла к ведущему министру, буквально премьер-министру или первому министру, Роберту Уолполу . Постепенная демократизация парламента с расширением избирательного права увеличила роль парламента в контроле над правительством и в принятии решений, кого король может попросить сформировать правительство. К XIX веку Закон о Великой реформе 1832 года привел к доминированию парламента, и его выбор неизменно определял, кто будет премьер-министром и состав правительства. [ 37 ] [ 38 ]
Другие страны постепенно приняли то, что стало называться Вестминстерской моделью правления, в которой исполнительная власть подотчетна парламенту ( слияние полномочий ), но осуществляет полномочия, номинально возложенные на главу государства, от имени главы государства. Отсюда использование таких фраз, как правительство Ее Величества или правительство Его Превосходительства . Такая система стала особенно распространенной в старых британских доминионах, конституции многих из которых были приняты британским парламентом; примеры включают Австралию , Новую Зеландию , Канаду , Ирландское Свободное Государство и Южно-Африканский Союз . Некоторые из этих парламентов развивались, реформировались или первоначально развивались отдельно от своей первоначальной британской модели: австралийский сенат например, с момента своего создания более точно отражал сенат США , чем британскую палату лордов ; тогда как с 1950 года в Новой Зеландии нет верхней палаты.
Франция: колебание между президентской и парламентской системами
[ редактировать ]Франция колебалась между различными стилями президентской, полупрезидентской и парламентской систем правления; парламентские системы при Людовике XVIII , Карле X , Июльская монархия при Луи-Филиппе, короле Франции , Третьей республике и Четвертой республике , хотя степень полного парламентского контроля различалась в каждой из них: от одной крайности при Карле X (сильный глава государство) до полного парламентского контроля (при Третьей республике). Наполеон III предлагал попытки обеспечить некоторую степень парламентского контроля над исполнительной властью, хотя немногие считали его режим подлинно парламентским и демократическим. Президентская система существовала во времена недолговечной Второй республики . Современная система Пятой республики сочетает в себе аспекты президентства и парламентаризма.
Парламентаризм во Франции отличался от парламентаризма в Соединенном Королевстве по нескольким причинам. Во-первых, Национальное собрание Франции имело больше власти над кабинетом министров, чем британский парламент над своим кабинетом. Во-вторых, во Франции были менее продолжительные премьерские должности. За семьдесят лет Третьей республики во Франции было более пятидесяти премьер-министров.
В 1980 году Морис Дюверже заявил, что Пятая республика — это правительство, в котором президент является верховным, фактически королем. Более поздние анализы французской системы принизили важность французского президента. В период сосуществования , когда Национальное собрание Франции и президентство контролируются противоположными партиями, президент Франции довольно слаб. Таким образом, некоторые ученые рассматривают французскую систему не как систему, наполовину президентскую и наполовину парламентарную, а как систему, которая чередует президентский и парламентаризм.
Распространение парламентаризма в Европе.
[ редактировать ]XIX века Урбанизация , промышленная революция и модернизм подпитывали борьбу левых политических сил за демократию и парламентаризм . Демократия и парламентаризм стали все более распространенными в Европе в годы после Первой мировой войны , частично навязанные демократическими победителями, Великобританией и Францией, побежденным странам и их преемникам, особенно Веймарской республике Германии и новой Австрийской республике . В период радикализации после Первой мировой войны демократические реформы часто рассматривались как средство противодействия народным революционным течениям. Однако сложившиеся таким образом демократические режимы страдали от ограниченной поддержки населения, в частности со стороны правых политических сил.
Еще одним препятствием стала неготовность политических партий к долгосрочным обязательствам перед коалиционными кабинетами в многопартийных демократиях на европейском континенте. Возникший в результате «парламентаризм меньшинства» привел к частым поражениям при вотуме доверия и почти постоянному политическому кризису, который еще больше снизил авторитет демократии и парламентаризма в глазах избирателей.
Многие режимы начала 20-го века терпели неудачу из-за политической нестабильности и/или вмешательства глав государств, в частности из -за неспособности итальянского короля Виктора Эммануила III поддержать свое правительство перед угрозой, исходящей от Бенито Муссолини в 1922 году, или из-за поддержки, оказанной Король Испании Альфонсо XIII — премьер-министру, использовавшему диктаторские полномочия в 1920-х годах. Финляндию В качестве контрпримера иногда приводят , где президентская демократия была установлена после неудавшейся революции и более чем трех месяцев ожесточенной гражданской войны в Финляндии (1918 г.). В 1932 году движение Лапуа предприняло попытку государственного переворота с целью исключения социал-демократов из политической власти, но президент-консерватор Свинхувуд сохранил свое демократическое правительство. Парламентаризм был (повторно) введен преемником Свинхувуда Кёсти Каллио в 1937 году.
См. также
[ редактировать ]- Демократизация § Исторические случаи
- История демократии
- Список тем, связанных с демократией и выборами
- Список политических систем во Франции
- Парламент
- Парламент в процессе становления
- Парламентская система
- Премьер-министр
- Парламентский суверенитет
- Сейм Речи Посполитой
- История парламента
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ЮНЕСКО , Память мира. Леонский декрет 1188 года — старейшее документальное проявление европейской парламентской системы , заархивировано из оригинала 24 июня 2016 года , получено 21 мая 2016 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Леонский декрет 1188 года — старейшее документальное проявление европейской парламентской системы» . ЮНЕСКО «Память мира». 2013. Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Якобсен, Т. (июль 1943 г.). «Первобытная демократия в Древней Месопотамии». Журнал ближневосточных исследований 2 (3): 159–172.
- ^ Робинсон, EW (1997). Первые демократии: раннее народное правительство за пределами Афин. Архивировано 3 июня 2016 года в Wayback Machine . Франц Штайнер Верлаг. ISBN 3-515-06951-8 .
- ^ Дюкасс, CJ (1935). «Возможна ли научная проверка в философии?». Философия науки . 2 (2): 121–127. дои : 10.1086/286359 . JSTOR 1847791 . S2CID 120186136 .
- ^ Ларсен, JAO (январь 1973 г.). «Демократия». Классическая филология 68 (1): 45–46.
- ^ Круа, Джеффри Эрнест Морис Де Сте (1981). Классовая борьба в древнегреческом мире: от архаической эпохи до арабских завоеваний . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-1442-8 .
- ^ Бонгард-Левин, GM (1986). Комплексное изучение Древней Индии. Книги Южной Азии. ISBN 81-202-0141-8 .
- ^ Шарма, Рам Шаран (1968). Аспекты политических идей и институтов в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-8426-1523-5 .
- ^ Данн, Джон (2005). Джон Данн (2005), Демократия: история , стр.24 . Атлантик Ежемесячник Пресс. ISBN 9780871139313 . Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ Эбботт, Фрэнк Фрост (1901). История и описание римских политических институтов. Элиброн Классика. ISBN 0-543-92749-0 .
- ^ Американская энциклопедия . Американская корпорация. 1965.
- ^ Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики. Документ Сената типографии правительства США 103–23.
- ^ Либерманн, Феликс, Национальное собрание в англосаксонский период (Галле, 1913; переиздание Нью-Йорка, 1961).
- ^ «Рождение английского парламента» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2010 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ «Достижения парфян» . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ «Монтаж» . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б ХАМАЗОР Публикация Всемирной зороастрийской организации: Будет ли когда-нибудь решен вопрос Дохменашини на субконтиненте?: ВЫПУСК 3, 2006 г. Страница: 27
- ^ « Принцип Шуры в Исламе» Садека Джавада Сулеймана» . Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ↑ Система ислама (Нидхам уль Ислам) , Автор Такиуддин ан-Набхани. Архивировано 13 сентября 2022 года в Wayback Machine , Al-Khilafa Publications, 1423 г. хиджры - 2002 г. н.э., стр. 61
- ^ Система ислама, Автор: Такиуддин ан-Набхани. Архивировано 13 сентября 2022 года в Wayback Machine , стр. 39
- ^ « Шура и демократия , М.А. Муктедар Хан» . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ Руано, Педро Мартинес (26 января 2009 г.). Избирательная администрация (на испанском языке). Университет Альмерии. ISBN 9788482409085 . Архивировано из оригинала 3 октября 2021 года . Проверено 5 октября 2020 г.
- ^ «ЮНЕСКО признает Леон мировой колыбелью парламентаризма» . Мир . 19 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2016 года . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Испания (февраль 2012 г.). «Международный реестр памяти мира [форма номинации] - Леонский декрет 1188 года - старейшее документальное проявление европейской парламентской системы» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 апреля 2016 года . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Профессор Государственного университета Леона Лопеса Гонсалеса Эрменегильдо; Профессор Международного университета в Москве Райтаровский В.В. «Парламент Леонеса 1188 года: Первый парламент западного мира (Великая хартия вольностей Альфонсо IX)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ https://it.wikipedia.org/wiki/Parliament_of_Friuli (на итальянском языке)
- ^ Ливермор, HV (1966) Новая история Португалии, изд. 1976 г., Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр.81
- ^ Санчес, Изабель (2004). Провинциальный генерал-совет Каталонии (1413-1479) . Барселона: Институт каталонских исследований. п. 92. ИСБН 9788472837508 .
- ^ Ферро, Виктор: Каталонское публичное право. Учреждения в Каталонии до принятия Указа о новом заводе; Редакционная статья «Эумо»; ISBN 84-7602-203-4
- ^ Палос Пеньярройя, Хуан Луис: Какова была роль каталонских юристов в дебатах между абсолютизмом и конституционализмом? Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Джобсон, Адриан (2012). Первая английская революция: Симон де Монфор, Генрих III и война баронов . Блумсбери. стр. 173–4. ISBN 978-1-84725-226-5 . Архивировано из оригинала 1 августа 2020 года . Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ «Симон де Монфор: поворотный момент для демократии, который игнорируется» . Би-би-си. 19 января 2015 года. Архивировано из оригинала 19 января 2015 года . Проверено 19 января 2015 г .; «Январский парламент и как он определил Британию» . Телеграф . 20 января 2015 г. Архивировано из оригинала 23 января 2015 г. Проверено 28 января 2015 г.
- ^ Норгейт, Кейт (1894). . В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 38. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- ^ Копштейн, Джеффри; Лихбах, Марк; Хэнсон, Стивен Э., ред. (2014). Сравнительная политика: интересы, идентичности и институты в меняющемся глобальном порядке (4, исправленное издание). Издательство Кембриджского университета. стр. 37–9. ISBN 978-1139991384 . Архивировано из оригинала 30 июня 2020 года . Проверено 31 августа 2017 г.
Великобритания стала пионером системы либеральной демократии, которая сейчас в той или иной форме распространилась на большинство стран мира.
- ^ «Конституционализм: Америка и за ее пределами» . Бюро международных информационных программ (IIP) Государственного департамента США. Архивировано из оригинала 24 октября 2014 года . Проверено 30 октября 2014 г.
Самая ранняя и, возможно, величайшая победа либерализма была достигнута в Англии. Восходящий торговый класс, который поддерживал монархию Тюдоров в 16 веке, возглавил революционную битву в 17 веке и сумел установить верховенство парламента и, в конечном итоге, палаты общин. Отличительной чертой современного конституционализма стало не настаивание на идее подчиненности короля закону (хотя эта концепция является существенным атрибутом всякого конституционализма). Это понятие уже прочно утвердилось в Средние века. Отличительной чертой было создание эффективных средств политического контроля, с помощью которых можно было обеспечить соблюдение верховенства закона. Современный конституционализм родился с политическим требованием, чтобы представительное правительство зависело от согласия граждан-подданных... Однако, как видно из положений Билля о правах 1689 года, английская революция велась не только ради защиты прав собственности. (в узком смысле), а установить те свободы, которые либералы считали необходимыми для человеческого достоинства и моральной ценности. «Права человека», перечисленные в английском Билле о правах, постепенно были провозглашены за пределами Англии, особенно в Американской Декларации независимости 1776 года и во Французской Декларации прав человека 1789 года.
- ^ Доктор Эндрю Блик и профессор Джордж Джонс - серия приглашенных историков № 10, Премьер-министры и № 10 (1 января 2012 г.). «Институт премьер-министра» . Правительство Соединенного Королевства: блог истории правительства. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 15 апреля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Картер, Байрум Э. (2015) [1955]. «Историческое развитие канцелярии премьер-министра». Канцелярия премьер-министра . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400878260 . Архивировано из оригинала 1 июня 2016 года . Проверено 31 августа 2017 г.