Философия банту
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( сентябрь 2022 г. ) |
Философия банту ( La philosophie Bantoue на французском языке) - это книга Пласида Темпельса, написанная в 1945 году , в которой утверждается, что народы банту в Африке к югу от Сахары имеют неявную философию, и делается попытка описать ее основные принципы.
Обзор
[ редактировать ]В своей книге Темпельс утверждает, что африканские философские категории можно идентифицировать через категории, присущие языку. Согласно Темпельсу, основной метафизической категорией в мышлении банту-язычных обществ является Сила. То есть реальность динамична, а бытие — это сила.
Темпельс утверждает, что существует три возможных взгляда на отношения между бытием и силой.
- Будучи отличным от силы, то есть существа могут иметь силу, а могут и не иметь.
- Сила как часть бытия, то есть бытие — это больше, чем сила, но зависимое от нее.
- Бытие — это Сила, то есть это одно и то же.
Он утверждает, что представители культур, говорящих на языке банту, придерживаются последнего взгляда на силу. Конкретно:
«Сила» не является для банту необходимым, непреодолимым атрибутом бытия: нет, понятие «силы» занимает для них место понятия «бытие» в нашей философии. Как у нас, так и у них есть трансцендентальное, стихийное, простое понятие: у них «сила», а у нас «бытие». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Темпельс утверждает, что в результате этого фундаментального различия в категориях африканская жизнь разума структурирована вокруг понимания и определения Силы, что резко контрастирует с западным подходом к пониманию и определению Бытия.
История публикаций
[ редактировать ]Плацид Темпельс написал «Философию банту» на (фламандском) голландском языке, языке его оригинала. Главы сначала были опубликованы одна за другой в двух разных журналах Equatoria и Band. Эта первая версия была на голландском языке.
Его друг Эмиль Поссоз , магистрат в Конго, который также вдохновил его на написание книги, немедленно приступил к переводу глав на французский язык, основной язык бельгийской колонии. Когда Лованияния захотела издать ее в виде книги на французском языке, они попросили другого переводчика. Для этого проекта был найден еще один друг Темпельса Антуан Руббенс. Его перевод находится в издании Ловании 1945 года.
Только после этой публикации голландская версия вышла в виде книги в 1946 году в издательстве De Sikkel в Антверпене, Бельгия. Эта версия содержит слова «исходная версия» на титульном листе.
Когда парижское издательство Présence Africaine захотело переиздать его, Темпельс значительно исправил первую версию Руббенса, и она стала изданием 1949 года. Третий французский перевод, целью которого было исправить ошибки в более ранних версиях и приблизиться к голландскому оригиналу, был сделан экспертом Tempels А. Дж. Сметом в 2001 году и опубликован в Интернете. См. внешнюю ссылку ниже.
В 1956 году немецкий перевод Йозефа Петерса был опубликован в издательстве Wolfgang Rothe Verlag. После основного текста он содержит несколько статей немецких африканистов. В 1959 году Présence Africaine опубликовала английский перевод книги, сделанный Колином Кингом.
Переводы Présence Africaine являются наиболее читаемыми версиями философии банту. Однако есть и другие. В Анголе было сделано два разных перевода на португальский язык, существует также итальянский перевод, а недавно был опубликован испанский перевод. Все это, видимо, сделано на основе французского издания 1949 года.
См. также
[ редактировать ]- Бен Деккер - Философия банту была предметом его магистерской диссертации в 1969 году.
- Бой (книга) - описывает философию банту, сравнивая ее с боксом.
Библиография
[ редактировать ]- Мубабинге Билоло , Семиология дани преподобному отцу Плациду Темпельсу. В: Этика и общество. Труды 3-й философской недели в Киншасе, апрель 1978 г. (Coll. Recherches Philosophiques Africaines, 5), Киншаса, 1980, стр. 307-331.
- Мубабинге Билоло , Негритянская философия в творчестве Эмиля Поссоза. I. с 1928 по 1945 год , в Revue Africaine de Théologie, V, 10 (1981), с. 197-225.
- Мубабинге Билоло , Влияние Эмиля Поссоза на П. Темпельса. Введение в судьбу поссоцианства . В Revue Africaine de Théologie, 11 (1982), с. 27-57.
- Отец Бонтинк, У истоков философии банту , Киншаса/Лимете, FTC, 1985.
- Диань, Сулейман Башир (2000) «Возвращение к «философии банту», идея философской грамматики». В «Африканской политике», 2000/1 (№ 77), страницы с 44 по 53.
- Смет, А.Дж., История современной африканской философии: течения и проблемы (Курсы и документы, 5). Киншаса-Лимете, Отправление. PRA, FTC, 1980, 299 с. - Библиография, с. 5–14 и 277–292.
- Монье, Лоран (1993). «Историческая подоплека философии банту Темпелса: Восстание». Заир подвергнут испытанию непосредственной историей: дань уважения Бенуа Верхагену . Париж: Картала. стр. 105–24. ISBN 2-86537-409-2 .
- Рутан, Анджела (2022) «Назад к философии банту. Текст и значение работ Пласида Темпелса». В: ФИЛОСОФИЯ И ПРАКТИКА, 43 (2022) 3+4, стр. 77–91.
- Винк, Оноре (2012). «Идеология миссионерских научных знаний в Бельгийском Конго: Экватория, Африканский исследовательский центр ; Миссионерская станция Баманья (ДРК), 1937-2». В Харрисе, Патрик; Максвелл, Дэвид (ред.). Духовное в светском: миссионеры и знания об Африке Гранд-Рапидс, Мичиган: Паб WB Eerdmans. Ко. Ко. стр. 100-1 221–44. ISBN 978-0-8028-6634-9 .