Антон Вильгельм Амо
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Октябрь 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Антон Вильгельм Амо | |
---|---|
![]() Рисунок Антона Вильгельма Амо | |
Рожденный | в. 1703 г. |
Умер | в. 1759 | ( 1759-00-00 )
Другие имена | Энтони Уильям, я люблю тебя Энтони Уильям Амо |
Академическое образование | |
Образование | Университет Хельмштедта Университет Галле Университет Виттенберга |
Диссертация | Философский дискурс, содержащий отчетливую идею о том, что принадлежит нашему живому и органическому разуму или телу (1734 г.) |
Научные консультанты | Сэмюэл Кристиан Холлманн Мартин Готхельф Лёшер |
Влияния | |
Академическая работа | |
Эра | Современная философия |
Школа или традиция | Западная философия , рационализм |
Учреждения | Университет Галле Йенский университет |
Докторанты | Йоханнес Теодосиус Майнер |
Основные интересы | Философия разума |
Известные идеи | Критика Декарта философии разума [1] |

Антон Вильгельм Амо или Энтони Уильям Амо (ок. 1703 – ок. 1759) был философом Нзема из Аксима , голландский Золотой Берег (ныне Гана ). После учебы там Амо был профессором университетов Галле и Йены в Германии . Он был привезен в Германию Голландской Вест-Индской компанией в 1707 году и подарен в дар герцогам Августу Вильгельму и Людвигу Рудольфу Брауншвейг -Вольфенбюттельским . [2] , относился к ним как к члену семьи их отец Энтони Ульрих, герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский . В 2020 году издательство Oxford University Press опубликовало перевод (на английский) его латинских произведений начала 1730-х годов. [3]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Амо был Нзема ( народ Акан ). Он родился в Аксиме в западном регионе современной Ганы, но в возрасте около четырех лет был перевезен в Амстердам голландской Вест-Индской компанией . В одних источниках говорится, что он был порабощен, в других — что его отправил в Амстердам проповедник, работавший в Гане. В конечном итоге неизвестно.
29 июля 1708 года Амо был крещен (а в 1721 году конфирмован ) в дворцовой часовне Зальцдалум недалеко от Вольфенбюттеля. В 1721 и 1725 годах он упоминается как слуга семьи герцога.
Он поступил в Университет Галле , на юридический факультет которого поступил в 1727 году. В течение двух лет он закончил предварительные исследования, назвав свою диссертацию Dissertatio Inauguralis de Jure Maurorum in Europa (1729). [4] Эта рукопись « Права мавров в Европе» утеряна, но краткое изложение было опубликовано в «Анналах» его университета (1730 г.). Для дальнейшего обучения Амо перешел в Виттенбергский университет , изучая логику , метафизику , физиологию , астрономию , историю, право, теологию, политику и медицину, и освоил шесть языков (английский, французский, голландский, латынь, греческий и немецкий). . В частности, его медицинское образование сыграло центральную роль в большей части его более поздних философских мыслей.
Он получил докторскую степень по философии в Виттенберге в 1734 году; его диссертация (опубликованная под названием « Об отсутствии ощущений в человеческом разуме и их присутствии в нашем органическом и живом теле ») приводила доводы в пользу широко дуалистического взгляда на личность. В частности, он утверждает, что правильно говорить о разуме и теле , но что воспринимает и чувствует именно тело , а не разум. [5] Один из примеров аргумента, который Амо использует, чтобы показать, что чувства имеет тело, а не разум, выглядит следующим образом:
Все, что чувствует, живет; все, что живет, зависит от питания; все, что живет и зависит от питания, растет; все, что имеет такую природу, в конце концов сводится к ее основным принципам; все, что удается разложить на основные принципы, представляет собой комплекс; каждый комплекс имеет свои составные части; все, о чем это верно, является делимым телом. Следовательно, если человеческий разум чувствует, из этого следует, что он является делимым телом.
- ( О Ἀπάθεια ( Апатие ) человеческого разума 2.1)
Поскольку (по мнению Амо) человеческий разум по определению нематериален и не является делимым телом ( О Ἀπάθεια (Apatheia) человеческого разума 1.3), следовательно, разум сам по себе не может чувствовать.
Философская карьера и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Амо вернулся в Университет Галле, чтобы читать лекции по философии под своим любимым именем Антониус Гильельмус Амо Афер . В 1736 году он стал профессором. [4] На основе своих лекций в 1738 году он написал свой второй крупный труд — « Трактат об искусстве философствовать трезво и точно» . [4] в котором он разработал эмпиристскую эпистемологию, очень близкую к эпистемологии таких философов, как Джон Локк и Дэвид Юм, но отличную от нее . В нем он также исследовал и критиковал такие недостатки, как интеллектуальная нечестность, догматизм и предрассудки.
В 1740 году Амо занял должность философа в Йенском университете , но за время пребывания там с ним произошел ряд перемен к худшему. Герцог Брауншвейг-Вольфенбюттель умер в 1735 году, оставив его без своего давнего покровителя и защитника. [4] Это совпало с социальными изменениями в Германии, которая становилась интеллектуально и морально более узкой и менее либеральной. Те, кто выступал против секуляризации образования (и против прав африканцев в Европе), восстанавливали свое превосходство над теми, кто выступал за большую академическую и социальную свободу, такими как Кристиан Вольф .
Некоторые из его врагов подвергли Амо неприятной кампании, в том числе публичному памфлету , поставленному в театре Галле. Наконец он решил вернуться на родину. Он отправился на корабле Голландской Вест-Индской компании в Гану через Гвинею , прибыв туда примерно в 1747 году; его отец и сестра все еще жили там. С тех пор его жизнь становится все более неясной. Согласно по крайней мере одному сообщению, в 1750-х годах его доставили в голландскую крепость Форт Сан-Себастьян в Шаме , возможно, чтобы помешать ему сеять инакомыслие среди народа. Точная дата, место и способ его смерти неизвестны, хотя он, вероятно, умер примерно в 1759 году в форте Шама в Гане.
Почести
[ редактировать ]10 октября 2020 года Google отметил его дудлом Google . [6]
В Штутгарте в 2022 году было принято решение о строительстве площади Антона Вильгельма Амо перед Штутгартским судом по трудовым спорам . [7] В конце января 2023 года площадь, ранее известная как «Лерхенплатцле» перед Штутгартским судом по трудовым спорам на Йоханнесштрассе, была переименована в «Антон-Вильгельм-Амо-Платц». [7] В августе 2020 года в контексте «деколонизации» топонимов, которые, как считается, имеют расистское происхождение, официальные лица в столице Германии Берлине предложили переименовать Моренштрассе в «Антон-Вильгельм-Амо-штрассе» в его честь. [8]
В 2024 году в Германии пройдут две музейные выставки, посвященные исключительно Антону Вильгельму Амо: «В центре внимания Амо. Картины для ученого» в Löwengebäude университета в Галле/Заале. [9] и выставка «Антон Вильгельм Амо - Между мирами» в Музее муниципальных коллекций в Цойхаусе в Лютерштадте Виттенберге. [10] Куратором выставки выступил этнолог Нильс Зиталер . [11]
Работает
[ редактировать ]- Dissertatio inauguralis de iure maurorum в Европе , 1729 г. (утеряна). Переведенное название: Вступительная диссертация по законам мавров в Европе.
- Dissertatio inauguralis philosophica de humanae mentis apatheia , Виттенберг, 1734. Инаугурационная диссертация о бесстрастности человеческого разума.
- Философский трактат, содержащий отчетливое представление о том, что принадлежит либо разуму, либо нашему живому и органическому телу , Виттенберг, 1734 г. (докторская диссертация). [3] Философский дискурс, представляющий («содержащий») четкую идею о том, что принадлежит либо разуму, либо нашему живому и органическому телу.
- Трактат об искусстве философствовать трезво и точно , 1738. Трактат об искусстве философствовать трезво и точно.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Wiredu, Кваси (2004). «Критика Амо философии разума Декарта». В Wiredu, Кваси: спутник африканской философии . Массачусетс, США, Blackwell Publishing. стр. 200–206.
- ^ Лутценхайзер, Майк (17 сентября 2008 г.). Роль коренной африканской психики в эволюции человеческого сознания . Блумингтон, Индиана: iUniverse. п. xiii. ISBN 978-0595503766 .
- ^ Перейти обратно: а б Менн, Стивен; Смит, Джастин Э.Х. (5 сентября 2020 г.). Философские диссертации Антона Вильгельма Амо о разуме и теле . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-750162-7 . OCLC 1379043206 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Уильямс, Скотт В. (2005). «АНТОН-ВИЛЬГЕЛЬМ АМО, африканский профессор в Германии XVIII века» . Математики африканской диаспоры . Математический факультет Государственного университета Нью-Йорка в Буффало . Архивировано из оригинала 9 мая 2005 года . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ Льюис, Дуайт (8 февраля 2018 г.). «Антон Вильгельм Амо: африканский философ в 18-й Европе» . Блог АПА . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ «Празднование Антона Вильгельма Амо» . Google . 10 октября 2020 г .: «В этот день в 1730 году Амо получил степень доктора философии в немецком Виттенбергском университете».
- ^ Перейти обратно: а б Штутгартер Цайтунг, Штутгарт, Германия. «Сигнал против расизма: Штутгарт теперь все-таки называет площадь в честь Антона Вильгельма Амо» . Проверено 14 января 2023 г.
- ^ Эрнст, М. (21 августа 2020 г.). «Моренштрассе будет переименована в Антон-Вильгельм-Амо-штрассе» . РББ (на немецком языке). Архивировано из оригинала 11 июня 2021 года . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ https://pressemitigungen.pr.uni-halle.de/index.php?modus=pmanzeige&pm_id=5651
- ^ «В Виттенбергской Оружейной палате стартует специальная выставка Антона Вильгельма Амо» .
- ^ «В Виттенбергской Оружейной палате стартует специальная выставка Антона Вильгельма Амо» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авраам, Уильям Э. (1996). «Жизнь и времена Антона Вильгельма Амо, первого африканского (черного) философа в Европе». В Асанте, Молефи Кете ; Абарри, Абу С. (ред.). Африканское интеллектуальное наследие. Книга источников . Филадельфия: Издательство Университета Темпл . стр. 424–440 . ISBN 1-5663-9403-1 .
- Авраам, Уильям Э. (2001). «Амо». В Аррингтоне, Роберт Л. (ред.). Спутник философов . Оксфорд: Блэквелл . ISBN 0-631-22967-1 .
- Амо, Антон Вильгельм (1968). Антониус Гвилиелмус Амо Афер из Аксима в Гане: перевод его произведений . Галле: Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг .
- Брентджес, Бурхард (1969). «Антон Вильгельм Амо в Галле, Виттенберге и Йене». Объявления Института востоковедения (на немецком языке). XV : 56–76.
- Фирла, Моника (2002). «Антон Вильгельм Амо (Нзема, респ. Гана) — Каммермор, частный преподаватель философии, гадалка» [Антон Вильгельм Амо (Нзема, респ. Гана) Валет Мур, частный лектор философии, гадалка]. Трибус (на немецком языке). 51 :55-90.
- Глёцнер, Йоханнес (2002). «Антон Вильгельм Амо. Философ из Африки в Германии XVIII века» (на немецком языке).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Глёцнер, Йоханнес (2003). «Мавр. Жизнь, любовь и учение первого африканского доктора мировой мудрости Антона Вильгельма Амо» (на немецком языке).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Хербьёрнсруд, Даг (13 декабря 2017 г.). Дрессер, Сэм (ред.). «Африканское Просвещение. Высшие идеалы Локка, Юма и Канта были впервые предложены более века назад эфиопом в пещере» . aeon.co. Цифровой журнал Aeon.
Что, если Просвещение можно найти в местах и мыслителях, которых мы часто упускаем из виду? Подобные вопросы преследовали меня с тех пор, как я наткнулся на работу эфиопского философа 17-го века Зера Якоба (1599-1692), также называемого Зара Якоб.
- Кинг, Питер Дж. (2004). Сто философов . Нью-Йорк: Образовательные книги Бэррона. ISBN 0-7641-2791-8 .
- Кваме, Сафро, изд. (1995). «Об Απαθεια человеческого разума». Чтения по африканской философии: сборник Акан . Университетское издательство Америки . ISBN 0-8191-9911-7 .
- Мартин, Питер (1993). «Черный философ» Мартин, Питер (ред.). Черные дьяволы, благородные мавры [ Черные дьяволы, благородные мавры ] (на немецком языке). Гамбург: Юниус. ISBN 3-930908-64-6 .
- Смит, Джастин Э.Х. (10 февраля 2013 г.). «Расовая проблема Просвещения и наша» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 ноября 2023 г.
В 1734 году Антон Вильгельм Амо, западноафриканский студент и бывший камер-раб герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского, защитил в университете Галле в Саксонии философскую диссертацию, написанную на латыни и озаглавленную «О бесстрастии человеческого разума». "
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Амо, Антониус Гиглием (1734). «Dissertatio inauguralis de humanae mentis apatheia» [О бесстрастии человеческого разума]. digital.staatsbibliothek-berlin.de (на латинице). Виттенберг . Проверено 2 ноября 2023 г. На сайте Берлинской государственной библиотеки .
- Льюис, Дуайт (8 февраля 2018 г.). «Антон Вильгельм Амо: африканский философ в Европе XVIII века» . blog.apaonline.org . Американская философская ассоциация . Проверено 2 ноября 2023 г. Краткий отчет о жизни и работе Амо.
- Смит, Джастин Э.Х. (23 сентября 2012 г.). «Антон Вильгельм Амо. Африканский философ немецкого Просвещения» . theamoproject.org . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
Некоторые ранние источники по Амо. Иоганн Петер фон Людвиг (1729 г.): Именно в этом месте крещеный мавр по имени господин Антон Вильгельм Амо, находившийся на службе у Его Высочества герцога Вольфенбюттеля, провел несколько лет с целью учебы.
Обширный архив материалов об Амо.
- 1703 рождения
- 1759 смертей
- Ганский народ XVIII века
- Писатели XVIII века на латыни
- Академический состав Университета Галле
- Академический состав Йенского университета
- Немецкий народ ганского происхождения
- Немецкие философы XVIII века
- Ганские писатели-мужчины
- Ганские философы
- Ганские писатели
- Дворянство Брауншвейг-Люнебурга
- Люди из Западного региона (Гана)
- Выпускники Университета Галле
- Выпускники Хельмштедтского университета
- Выпускники Виттенбергского университета
- Немецкие писатели-мужчины XVIII века