О постколонии
![]() Обложка оригинального издания UC Press 2001 года. | |
Автор | Ахилле Мбембе |
---|---|
Переводчик | Э. М. Берретт, Джанет Ройтман, Мюррэй Ласт, Акилле Мбембе, Стивен Рендалл |
Язык | Английский |
Жанр | Научная литература |
Опубликовано | 2001 |
Страницы | 274 |
ISBN | 0520204352 |
«О постколонии» — сборник критических эссе камерунского философа и политического теоретика Ахилла Мбембе . Эта книга является самой известной работой Мбембе и исследует вопросы власти и субъективности в постколониальной Африке . Книга разделена на введение и шесть эссе: «О заповедях », «О частном косвенном правительстве», «Эстетика пошлости», «Вещь и ее двойники», «Вне мира» и «Божий фаллос». - и вывод. Его охарактеризовали как «один из наиболее провокационных и стимулирующих вкладов в теоретическую литературу о постколониальном государстве в Африке к югу от Сахары». [1] и является лауреатом премии Билла Вентера /Альтрона 2006 года. [2]
Книга «О постколонии» была впервые опубликована на французском языке в 2000 году под названием « De la postcolonie: эссе о политическом воображении в современной Африке». [3] Это издание имело другую организационную структуру, чем английская версия, и не включало главу 4 «Вещь и ее двойники». [3] Первое английское издание книги было опубликовано в 2001 году издательством Калифорнийского университета . [4] Две из включенных в него глав, «Эстетика пошлости» и «Вещь и ее двойники», ранее были опубликованы в виде журнальных статей в 1992 и 1996 годах соответственно. [5] Книга «О постколонии» была переиздана в мае 2015 года издательством Wits University Press в африканском издании. [6] В предисловии к этому изданию Мбембе описывает сборник эссе как
Попытка раскрыть то, что скрывается под маской Отца. Какую форму принимает Отец после колониализма «строго в смысле»? Как выглядит его лицо? Каковы его формы? Что производится посредством Отца и какие поверхности он порождает?... [В книге] рассматривается то, как [Запад] представляет себя и как это преломляется в сознании тех, кто находится под его чарами – Короче говоря, в чем суть жизни, прожитой под его знаком и в результате его (де)генеративной силы.
- Ахилле Мбембе, Предисловие к книге «О постколонии» (издание 2015 г.)
Предыстория и теоретический контекст
[ редактировать ]Книга «О постколонии» была написана в контексте африканской колонизации европейскими державами ( в первую очередь Францией и Великобританией ), которая началась в конце девятнадцатого века и закончилась деколонизацией после Второй мировой войны , сконцентрированной в начале 1960-х годов. Политические и социальные идеологии, действующие в эту постколониальную эпоху, включают панафриканизм , негритуд , африканский социализм и марксизм , капитализм и анархизм . [7]
В беседе с Университета Витватерсранда из Изабель Хофмейр Мбембе заявляет, что большую часть книги «О постколонии» он написал в начале 1990-х годов, когда влияние афромарксизма ослабевало, в результате чего африканская социальная теория нуждалась в новых парадигмах и способах анализа. . [2] Двойным источником вдохновения Мбембе была конголезская музыка , в которой он нашел «социальную память настоящего… разворачивающуюся драму африканской самореализации», и франкоязычный африканский роман, особенно работы Сони Лабу Танси , в которых «время всегда казалось неоднородным. и непредсказуемый». [2] В этот момент теоретического кризиса Мбембе увидел, что музыка и литература заполняют пробелы, и написал эссе, которые стали « О постколонии», в духе этих работ. [2] Дополнительное влияние оказали послевоенные французские философы и писатели Батай , Мерло-Понти , Фуко , Бланшо , Делез , Деррида , Левинас , Рикёр , Касториадис и де Серто . [2]
Содержание
[ редактировать ]Несмотря на то, что каждое эссе самодостаточно, оно вносит свой вклад в теорию постколонии Мбембе и включает в себя разные способы анализа. Они варьируются от исторических, экономических и политических (в первых двух главах) до литературных, художественных, психоаналитических, философских и теологических (в последних четырех главах). [2] По мнению Мбембе, общая цель его книги — «моделировать сложности африканской жизни для африканцев» и «теоретизировать время и субъективность (сознание себя и времени) в условиях жизни, которая фундаментально случайна и ненадежна. " [8]
Введение: Время в движении
[ редактировать ]Во введении, переведенном А. М. Берреттом, Мбембе помещает последующие эссе в современный контекст, в котором, как он утверждает, дискурс об Африке – как жителей Запада, так и африканцев – оказался в значительной степени в ловушке западных стереотипов и фантазий, в которых Африка редко «видится». как обладание вещами и атрибутами, по праву являющимися частью «человеческой природы», и когда это так, они считаются «имеющими меньшую ценность, малое значение и низкое качество». С этой точки зрения Африка — это «абсолютный Другой» или анти-Запад, и она анализируется с точки зрения отсутствия и пустоты, а не присутствия: «одна из метафор, посредством которых Запад представляет источник своих собственных норм, развивается как самостоятельный процесс». -образ и интегрирует этот образ в набор означающих, утверждающих то, что он должен считать своей идентичностью». Это привело к искажению дискурса об Африке, поскольку континент упоминается в первую очередь с целью размышления о Западе, а не по его собственным причинам и целям. Именно этот ограниченный способ анализа анализирует Мбембе и от которого он отходит в последующих эссе об истории и настоящем постколониального африканского субъекта.
Командования
[ редактировать ]В первой главе используется экономический подход к анализу африканского опыта в условиях колониального правления ( командемента ) и исследуются типы рациональности, используемые для управления постколонией, а также постколониальная передача правящей деятельности от африканского государства западным экономическим субъектам (на примере политика структурной перестройки конца двадцатого века).
Мбембе сначала исследует колониальный суверенитет, насилие, которое его создало, и логику, которая его поддерживала. Существовали две традиции рассмотрения колонизированных для оправдания колониализма: первая (которую Мбембе называет гегельянской ) рассматривала туземца как животное, обладающее стремлениями, но не способностями (объект), который можно рассматривать только как свойство власти, тогда как вторая ( которого Мбембе называет бергсонианцем) видит в нем животное, которое нужно приручить и о котором нужно заботиться. Он выделяет четыре свойства заповедей : отход от общего права, при котором колониальные компании получают почти королевские права, режим привилегий и иммунитетов, отсутствие различия между правлением и цивилизацией, а также замкнутая логика, согласно которой цель правления состоит в том, чтобы люди подчиняться (а не ради какого-то общественного блага) – и анализирует колониальное подчинение и механизмы, посредством которых оно санкционируется. Затем Мбембе прослеживает эволюцию этих сил до постколониального периода, обсуждая африканское государство и глобальный экономический порядок, который его ограничивает.
О частном косвенном правительстве
[ редактировать ]В этой главе рассматриваются многие из тех же процессов, что и в « Заповеди » — насилие, приватизация общества, присвоение средств к существованию — но исследуется, как они разворачиваются нелинейно (аспект, который Мбембе называет запутанностью ). Большая часть главы представляет собой экономический анализ колониальной и постколониальной истории, в котором рассматривается, как правительство стало инструментом преобразования общественного блага в частную выгоду. Поднимаются два вопроса: отношения между зарплатой, гражданством и клиентелизмом в Африке: при определенных режимах произвола зарплата привязана к лояльности правительству. [9] Второй момент заключается в том, что в постколонии (которая, судя по всему, пытается создать новую форму легитимного господства) существует инструментализация насилия; борьба с этими формами насилия в конечном итоге становится воспроизводством беспорядка, а не шагом к демократии. [9]
«О частном косвенном правительстве» перевел А. М. Берретт.
Эстетика пошлости
[ редактировать ]В этой главе Мбембе исследует «банальность власти» на примере Камеруна . Словосочетание «банальность власти» относится как к умножению и рутинизации бюрократических и произвольных правил , так и к элементам непристойного и гротеска (по терминологии Михаила Бахтина ), присущим системам доминирования. Он исследует «сложное взаимодействие согласия и принуждения в постколонии, а также карнавальный характер обоих правителей и управляемых в создании и поддержании гегемонистских отношений власти и подрывной деятельности». [9]
Глава была первоначально опубликована под названием «Предварительные заметки о постколонии» в академическом журнале «Африка» и «Банальность власти и эстетика вульгарности в постколонии» в журнале «Public Culture» в 1992 году. Она была переведена на английский язык Джанет . Ройтман и Мюррей Ласт при содействии Мбембе. , более ранние версии главы цитировались более 1000 раз По данным Google Scholar . [10]
Вещь и ее двойники
[ редактировать ]Эта глава представляет собой исследование «вещи» – «Отца» или автократа – и ее изображения в камерунских карикатурах 1990-х годов. Карикатуры были опубликованы после волны протестов, известных как « Операция «Города-призраки », которая привела к периоду смягчения авторитаризма в 1991 году. В своем эссе Мбембе устанавливает контекст карикатурных изображений и разъясняет их антропологический статус и эффективность. Затем он показывает, как в грубой карикатуре «автократ действует как текст и предлог для общего комментария о власти в постколонии». [1] и комментарий к истории непосредственного настоящего (написанный как галлюцинация в форме мультфильма). Эта глава, наряду с «Эстетикой пошлости», исследует мнение простых граждан о постколониальном правительстве.
Эта глава была первоначально опубликована в 36-м томе академического журнала Cahiers d'Etudes Africaines (Журнал африканских исследований) в 1996 году под названием « La 'Chose' et ses doubles dans la caricature Camerounaise » («Вещь» и ее двойники в Камерунский мультфильм). Его перевел на английский А. М. Берретт.
Вне мира
[ редактировать ]В этой главе Мбембе переключает свое внимание на более философский вопрос: феноменологию насилия и смерти. Он исследует формы, посредством которых смерть и насилие совершаются в современной Африке , и то, как насилие смерти охватывает все сферы жизни. Рассматриваются два основных вопроса: во-первых, бремя произвола, связанное с убийством того, что уже было определено как ничто – пустая фигура, – и, во-вторых, то, как отрицаемый и лишенный силы субъект принимает на себя акт собственного разрушения во время смерти.
Глава была переведена на английский А. М. Берреттом.
Божий Фаллос
[ редактировать ]В последней главе « О постколонии» используется философский и теологический подход к анализу «божественного либидо» — эманации биопсихической энергии, локализованной главным образом в сексуальности. «Фаллос» в названии главы относится к форме колониальной власти. Анализ Мбембе приводит его к трем выводам: во-первых, что «фантаз власти состоит в стирании двух воображаемых представлений о смерти и сексуальности... [и] доминирование состоит в разделении одних и тех же фантазмов», во-вторых, что обращение означает чтобы через него говорил бог (акт эротического полового акта) и, наконец, что «чтобы создать религиозную истину, вера и определенное оцепенение должны перекрываться». [1]
Мбембе описал эту главу как «аллегорический диалог с Францем Фаноном ... она предполагает, что для выхода из фанонского тупика — тупика всеобщей циркуляции и обмена смертью как условия становления человеком — важно изучить, каким образом в контексте столь нестабильной жизни избавление от самой смерти может фактически стать ядром настоящей политики свободы». [2] Глава была переведена на английский Стивеном Рендаллом.
Заключение: последнее дело
[ редактировать ]Мбембе завершает книгу, возвращаясь к анализу шести глав и анализируя первоначальный вопрос: кто такой современный африканец? Является ли « бывший раб» верным ответом на этот вопрос? («Раб» определяется как тот, на кого другой претендует на право осуществлять свою волю). Что осталось от африканского стремления к самоопределению – что такое Африка сегодня? В заключение он высказывает предположение, что для того, чтобы жить как полноценные люди, мы должны научиться существовать в «неопределенности, случайности, ирреальности и даже абсурде». [1]
Глава была переведена на английский Стивеном Рендаллом.
Критический прием
[ редактировать ]Критики восприняли книгу «О постколонии» в подавляющем большинстве положительно: ученые высоко оценили анализ Мбембе, но в то же время предложили свой собственный вклад в представленные аргументы. [11] Учёные, в том числе Ато Куэйсон , Брюс Янц, Аделеке Адеко, Джудит Батлер , Стивен Эллис, Теджумола Олайнан, Джереми Уит , Рита Барнард, Карола Ленц, Кэтрин Кокери-Видрович и Микаэль Карлстром, опубликовали свои взгляды на книгу Мбембе с момента ее выхода в 2001 году. . [8]
Ганский интеллектуал Ато Куэйсон из Университета Торонто называет книгу «шедевром риторического и дискурсивного стилей… в такой же степени философским трактатом по вопросам власти как таковым, как и об африканской политике и политической экономии». [9] Он хвалит то, как Мбембе «создал необычайно богатое разнообразие перспективных модуляций», которые проливают свет на четыре основные трудности, связанные с дискурсом об Африке: определение аудитории для обсуждения Африки, навигация «по конкретным философским призмам, через которые проходит любое обсуждение». Африка должна занять свое место», избегая «любопытного преломления предположений, [которое] приводит к формированию собственных утверждений», и устанавливая «способ, позволяющий детализировать Африку не как стабильную идентичность, а как саму область пересекающихся переходных процессов». реальности движутся с разной скоростью прогресса». [9]
По словам Куэйсона, свет, который «Постколония» проливает на эти проблемы, «делает его знаковым текстом не только с точки зрения тематики африканских колониальных и постколониальных реалий, но, что более важно, с точки зрения форм, посредством которых эта тема должна методологически преломляться». [9] По его мнению, подход Мбембе к изображению Африки предлагает выход из традиционного тупика в создании Африки, который позволяет избежать слепого оптимизма афроцентризма, а также безнадежности афро-пессимизма; в этом гениальность книги и ее значение. [9]
Брюс Янц из Университета Центральной Флориды высоко оценивает переосмысление Мбембе эссенциалистского , постструктуралистского и «дисциплинарного» подходов к теоретизированию Африки и его «намек на четвертый путь, который не игнорирует сильные стороны любого из трех, которые я использовал». уже упоминалось, но пытается преодолеть… ограничения каждого». [12] Он ценит анализ времени и небытия Мбембе, позволяющий перейти от «позитивного видения африканского существования», с которого начинается книга, к позиции, согласно которой «научение наслаждаться как полноценные мужчины и женщины… [требует] жить и существовать в неопределенности, случайности, ирреальности». , даже абсурд». [12] Однако, хваля анализ Мбембе, Янц отмечает, что «намеки на что-то преобразующее почти не развиваются»; Книга представляет собой превосходное описание, но не объясняет, что можно сделать для преодоления проблем, которые она освещает. [12] Еще одна путаница, по мнению Янца, заключается в том, что «[Мбембе] заранее объявляет, что речь идет о построении темы для себя, а затем этот вопрос, похоже, исчезает с повестки дня». [12]
Кэтрин Кокери-Видрович из Парижского университета Дидро называет сочинения Мбембе «превосходными», а его анализ «суровым и неоспоримым», но задается вопросом, почему Мбембе «почти не делает никаких ссылок, за исключением краткой заметки, на современных африканских философов, критикующих этнофилософское движение». как и он, например, Полен Хунтонджи , Валентин Мудимбе и Бешир Сулейман Диань. [13] «Он также не присоединяется, не проясняя причин, к проблематике «постколониальности», обсуждаемой в «Исследованиях субалтернов», которую он, тем не менее, очень хорошо знает», — продолжает она. [13] Кокери-Видрович заключает, что «достоинством анализа [Мбембе] является большая интеллектуальная последовательность, даже если можно упрекнуть автора в том, что он предлагает модель общего развития, неизбежно немного оторванную от реалий и конкретных альтернатив на местах». [13]
Другая проблема заключается в том, что работы Мбембе отклоняются в сторону афропессимизма (обвинение, которое Мбембе называет «неточным»). [8] ). Кокери-Видрович отмечает нигилистические акценты и заявляет, что «тон - это тон отчаяния», что придает Африке «отчаявшийся образ». в книге [13] Аделеке Адеко в обзоре, опубликованном в академическом журнале West African Review , заявляет, что, хотя изначально у него была такая же озабоченность, после глубоких размышлений об обществе, изображенном в » Чинуа Ачебе , «Муравейниках саванны он понял, что философия Мбембе была реалистической. скорее чем пессимист . [14] В других критических статьях антропологи , такие как Карола Ленц, возражают против того, что они считают «радикальными обобщениями» Мбембе. [15] а философ и гендерный теоретик Джудит Батлер далее анализирует сексуальную политику власти, исследованную в «Божьем фаллосе». [16]
В, пожалуй, наиболее резкой критике британский философ Джереми Уит в журнале « Африканская идентичность » критикует текстовый подход « О постколонии» и постколониальную теорию в более широком смысле. [17] Он утверждает, что постколониальная теория «в настоящее время находится в ловушке самореферентной инскриптивной парадигмы», которая не может распознавать нетекстовые явления. [17] Он утверждает , что «Постколонии» не хватает последовательной и четко определенной теоретической позиции, вместо этого занимая «двусмысленное (и амбивалентное) пространство где-то между постструктурализмом и экзистенциальной феноменологией », что приводит к «теоретически запутанному» проекту, «лишенному продуктивного экзистенциального взаимодействия». " [17] Уит также не согласен с тем, что он считает стиранием Мбембе интеллектуальных предшественников и современников (таких как Хунтонджи ), что он отчасти связывает с «чрезмерной опорой на специфическое понимание интеллектуального», которое стирает повседневное и массовое сопротивление и приводит к попытке « theoris[e]... фактически с чистого листа». [17] Хотя Уит признает, что «Постколония «частично скрытое феноменологическое/делезианское влияние» книги » открывает путь вперед для критической теории, в конечном итоге он осуждает книгу как «обреченную на провал», потому что «она совершает двойную ошибку, пытаясь полностью стереть прошлое». , а также не предоставляя какой-либо существенной основы для дальнейшего развития». [17] В ответе, опубликованном в том же журнале, Мбембе описывает критику Уита как «вероятно одно из наименее изобретательных и наиболее вводящих в заблуждение возражений на книгу», оспаривая утверждения Уита и философское понимание его книги. [8]
Научное влияние
[ редактировать ]«О постколонии» — одна из самых влиятельных современных работ по африканской теории: по данным Google Scholar, она была процитирована другими учеными более 8400 раз (стандарт, используемый в области анализа цитирования для оценки влияния статьи или книги). [10] «Второе поколение» – работы, цитирующие «О постколонии», – за последние два десятилетия цитировались более 35 000 раз, что указывает на широкое распространение книги в академической среде. [18] Работы, на которые оказал влияние «О постколонии», охватывают области африканистики , философии , антропологии , социологии , политологии и критической теории и включают в себя Фергюсона « Глобальные тени: Африка в неолиберальном мировом порядке» и Пуара « Террористические сборки: гомонационализм в мире» . Странные времена . [18]
Для сравнения: 82% статей по гуманитарным наукам вообще не цитируются. [19] а среди оставшихся 18% подавляющее большинство цитируется менее пяти раз. [20] Среди всех статей, опубликованных в журнале социальных наук в 2001 году, 1% наиболее цитируемых статей составили те, которые цитировались более 66 раз. [21] С 3660 цитатами по состоянию на январь 2017 года (4722, если включить цитаты из более ранних версий «Эстетики пошлости») [10] Таким образом, «Постколония» представляет собой крайнюю аномалию.
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «О постколонии» . Издательство Университета Витса . 28 апреля 2015 г. Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Ахилле Мбембе в разговоре с Изабель Хофмейр» Южноафриканский исторический журнал . 56 (1): 177–187. 2006. doi : 10.1080/02582470609464970 . S2CID 219697143 .
- ^ Перейти обратно: а б Мбембе, Ж.-А. (01 января 2000 г.). Из постколонии: очерк политического воображения в современной Африке . КАРТАЛА Издания. ISBN 9782845860780 .
- ^ О Постколонии .
- ^ Мбембе, Ахилл (2001). О Постколонии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20435-5 .
- ^ Мбембе, Ахилле. «Ахилле Мбембе: ценность эстетики Африки» . M&G онлайн . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Хендриксон, Джой; Заки, Хода (15 августа 2013 г.). Современные африканские идеологии . Том. 1. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199585977.001.0001 . ISBN 9780199585977 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мбембе, Ахилл (2006). «О постколонии: краткий ответ критикам». Африканские идентичности . 4 (2): 143–178. дои : 10.1080/14725840600761096 . S2CID 144167818 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Дискуссионные сети H-Net - ОБЗОР КРУГЛОГО ТАБЛИЦА: Квайсон на Мбембе _На постколонии_» . h-net.msu.edu . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Ахилле Мбембе — цитаты из Google Scholar» . ученый.google.com . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ «Об обзоре Постколонии — Google Scholar» . ученый.google.com . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Дискуссионные сети H-Net - ОБЗОР: Янц о Мбембе _На постколонии_» . h-net.msu.edu . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Дискуссионные сети H-Net - ОБЗОР: Кокери-Видрович о Мбембе _On the Postcolony_ (перевод)» . h-net.msu.edu . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Адееко, Аделеке (1 января 2002 г.). «Связаны с насилием?: Книга Ахилла Мбембе о постколонии» . Обзор Западной Африки . 3 (2). ISSN 1525-4488 .
- ^ Ленц, Карола (1 января 1998 г.). «Вождь, капитан шахты и политик: легитимизация власти на севере Ганы» . Африка . 68 (1): 46–67. дои : 10.2307/1161147 . ISSN 1750-0184 . JSTOR 1161147 . S2CID 54884662 .
- ^ Батлер, Дж. (1992). «Невероятная сила Мбембе» . Общественная культура . 5 : 67–74. дои : 10.1215/08992363-5-1-67 . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уит, Джереми (2003). «Постколониальная теория на грани: критика книги Ахилла Мбембе «О постколонии». Африканские идентичности . 1 (1): 1–18. дои : 10.1080/1472584032000127842 . S2CID 142468875 .
- ^ Перейти обратно: а б «О постколонийных цитатах — Google Scholar» . ученый.google.com . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ «Неужели 90% научных статей никогда не цитируются? Обзор литературы по академическому цитированию» . Влияние социальных наук . 23 апреля 2014 г. Проверено 24 января 2017 г.
- ^ «Сколько цитирований должна получить статья, прежде чем ее влияние на данную область значительно превысит базовый уровень?» . www.scottbot.net . 24 сентября 2012 г. Проверено 24 января 2017 г.
- ^ «Пороги цитирования — ScienceWatch.com — Thomson Reuters» . 05.05.2010. Архивировано из оригинала 5 мая 2010 г. Проверено 24 января 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )