Резня в Шарпевиле
Резня в Шарпевиле | |
---|---|
Часть апартеида | |
Расположение | Шарпевиль , провинция Трансвааль , Южная Африка |
Дата | 21 марта 1960 г |
Летальные исходы | 69 |
Раненый | 180 |
Нападавшие | Южноафриканская полиция |
Резня в Шарпевиле произошла 21 марта 1960 года в полицейском участке в городке Шарпевиль ( в тогдашней провинции Трансвааль тогдашнего Южно-Африканского Союза сегодня часть Гаутенга ). После демонстрации против законов о запрете черных пропусков толпа из примерно 7000 чернокожих протестующих направилась к полицейскому участку. Источники расходятся во мнениях относительно поведения толпы: одни утверждают, что толпа была мирной, другие утверждают, что толпа бросала камни в полицию и что настроение стало «уродливым». Полиция Южно-Африканской Республики (SAP) открыла огонь по толпе, когда толпа начала приближаться к забору вокруг полицейского участка; слезоточивый газ оказался неэффективным. Всего погибло 249 человек, в том числе 29 детей, 69 человек погибли и 180 получили ранения. Некоторые были ранены в спину при бегстве. [ 1 ]
Резню сфотографировал фотограф Ян Берри , который сначала подумал, что полиция стреляет холостыми патронами. [ 2 ] В современной Южной Африке 21 марта отмечается как государственный праздник в честь прав человека и в память резни в Шарпевиле.
В 2024 году место, где произошла резня, и мемориал стали объектом Всемирного наследия , известным как «Участки наследия Нельсона Манделы».
Жизнь в Шарпевиле до резни
[ редактировать ]Шарпевиль был впервые построен в 1943 году на месте Топвилля, соседнего городка, который страдал от перенаселенности и был широко распространен такими заболеваниями, как пневмония. Из-за болезни в 1958 году началось переселение из Топвилля. Примерно 10 000 африканцев было насильственно переселено в Шарпевиль. В Шарпевиле был высокий уровень безработицы, а также высокий уровень преступности. Были также проблемы с молодежью, потому что многие дети вступали в банды и были связаны с преступностью, а не со школой. Кроме того, был создан новый полицейский участок, из которого полиция энергично проверяла пропуска, депортировала нелегальных жителей и совершала набеги на нелегальных шебинов . [ 3 ]
Предыдущие события
[ редактировать ]Правительства Южной Африки с восемнадцатого века приняли меры по ограничению потока южноафриканцев из Африки в города. Законы о пропусках, призванные контролировать и направлять их передвижение и занятость, были обновлены в 1950-х годах. страны При правительстве Национальной партии африканские жители городских округов подвергались мерам контроля притока мигрантов. Лица старше шестнадцати лет должны были иметь при себе сберкнижки , в которых содержались удостоверение личности, разрешение на трудоустройство и приток от бюро труда, имя и адрес работодателя, а также подробности личной истории. [ 4 ] В преддверии резни в Шарпевиле администрация Национальной партии под руководством Хендрика Фервурда использовала эти законы для усиления расовой сегрегации. [ 5 ] а в 1959–1960 годах расширили их, включив в них женщин. [ 6 ] : стр.14, 528 С 1960-х годов законы о пропусках были основным инструментом, используемым государством для задержания и преследования своих политических оппонентов. [ 6 ] : стр.163
Африканский национальный конгресс (АНК) готов начать кампанию протеста против законов о пропусках. Эти протесты должны были начаться 31 марта 1960 года, но конкурирующий Панафриканский конгресс (ПАК) во главе с Робертом Собукве решил упредить АНК, начав свою собственную кампанию десятью днями ранее, 21 марта, поскольку считали, что АНК не смог выиграть кампанию.
резня
[ редактировать ]21 марта 1960 года группа численностью от 5 000 до 10 000 человек собралась в местном полицейском участке, предлагая себя арестовать за отсутствие при себе сберкнижек. [ 7 ] Полиция Шарпевиля не была совершенно неготова к демонстрации, поскольку накануне вечером они уже прогнали небольшие группы более воинственных активистов. [ 8 ]
ПКК активно организовала повышение явки на демонстрацию, раздавала брошюры и лично выступала с призывом к людям не выходить на работу в день протеста. Многие из присутствовавших гражданских лиц добровольно пришли на акцию, чтобы поддержать протест, но есть свидетельства того, что ПКК также использовал средства принуждения, чтобы привлечь туда толпу, в том числе перерезал телефонные линии в Шарпевиле и не позволял водителям автобусов проезжать по своим маршрутам. [ 6 ] : стр.534
К 10:00 собралась большая толпа, и атмосфера поначалу была мирной и праздничной. В начале акции на участке присутствовало менее 20 полицейских. Позже толпа выросла примерно до 20 000 человек. [ 5 ] и настроение было описано как «уродливое», [ 5 ] около 130 полицейских подкреплений при поддержке четырех сарацинских бронетранспортеров что вызвало вторжение Стена . Полиция была вооружена огнестрельным оружием, в том числе пистолетами-пулеметами и винтовками Ли-Энфилда . Не было никаких доказательств того, что кто-либо из собравшихся был вооружен чем-либо, кроме камней. [ 5 ]
F-86 Sabre Самолеты и Harvard Trainers приблизились на расстояние 30 метров (98 футов) от земли, пролетая низко над толпой, пытаясь ее рассеять. В ответ протестующие забросали камнями (попали в троих полицейских) и ворвались в полицейские баррикады. Полицейские попытались применить слезоточивый газ, чтобы отразить эти нападения, но это оказалось безрезультатно, и полиция прибегла к использованию дубинок. [ 8 ] Около 13:00 полиция попыталась арестовать протестующего, и толпа хлынула вперед. [ 5 ] Вскоре после этого полиция начала стрелять. [ 5 ]
Число погибших и раненых
[ редактировать ]По официальным данным, погибли 69 человек, в том числе 10 детей, и получили ранения 180 человек, в том числе 19 детей. Полиция стреляла многим в спину, когда они пытались бежать, в результате чего некоторых парализовало. [ 1 ]
Жертвы были похоронены в массовом порядке в ходе церемонии, проводимой духовенством. Филип Финки Молефе, ответственный за создание первой церкви Ассамблей Божьих в Ваале , был среди духовенства, проводившего службу. [ 9 ]
Повод для увольнения
[ редактировать ]В полицейских отчетах 1960 года утверждалось, что молодые и неопытные полицейские запаниковали и спонтанно открыли огонь, вызвав цепную реакцию, которая длилась около сорока секунд. Вполне вероятно, что полиция поспешила открыть огонь, поскольку за два месяца до резни девять констеблей подверглись нападению и были убиты, некоторые выпотрошены, во время рейда в поместье Катон . [ 8 ] Лишь немногие из присутствовавших полицейских прошли подготовку по обеспечению общественного порядка. Некоторые из них дежурили более двадцати четырех часов без передышки. [ 8 ] Некоторое представление о менталитете сотрудников полиции дал подполковник Пиенаар, командир полицейского подкрепления в Шарпевиле, который сказал в своем заявлении, что «менталитет туземцев не позволяет им собираться на мирную демонстрацию. собрать их означает насилие». [ 1 ] Он также отрицал, что отдавал какой-либо приказ открыть огонь, и заявил, что не стал бы этого делать.
В 1998 году Комиссия по установлению истины и примирению установила, что «показания сторонников Комиссии свидетельствуют о некоторой обдуманности решения открыть огонь в Шарпевиле и указывают на то, что стрельба была не просто результатом того, что неопытные и напуганные полицейские потеряли самообладание». [ 6 ] : стр.538
Ответ
[ редактировать ]Возмущение среди чернокожего населения Южной Африки было немедленным, и на следующей неделе по всей стране прошли демонстрации, марши протеста, забастовки и беспорядки. 30 марта 1960 года правительство объявило чрезвычайное положение , задержав более 18 000 человек, в том числе видных активистов, выступающих против апартеида, которые были известны как члены Альянса Конгресса , включая Нельсона Манделу , а также некоторых, все еще замешанных в судебном процессе по делу об измене . [ 10 ]
Многие белые южноафриканцы также были в ужасе от резни. Поэт Дункан Ливингстон , шотландский иммигрант с острова Малл , живший в Претории , написал в ответ на резню шотландско-гэльское стихотворение « Bean Dubh a' Caoidh a Fir a Chaidh a Marbhadh leis a' Phoileas » («Черная женщина Скорбит своего мужа, убитого полицией»). [ 11 ]
За расстрелом в Шарпевиле последовала буря международного протеста, включая демонстрации сочувствия во многих странах. [ 12 ] [ 13 ] и осуждение со стороны ООН. 1 апреля 1960 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 134 . Шарпевиль стал поворотным моментом в истории Южной Африки; страна оказывалась все более изолированной в международном сообществе. Это событие также сыграло роль в выходе Южной Африки из Содружества Наций в 1961 году. [ 14 ]
Резня в Шарпевиле способствовала запрету ПКК и АНК как незаконных организаций. Резня стала одним из катализаторов перехода от пассивного сопротивления к вооруженному сопротивлению этих организаций . Вскоре после этого последовало основание Поко , военного крыла ПКК, и Умконто ве Сизве , военного крыла АНК. [ 15 ]
, втянутая в оппозицию Движению за гражданские права , Не все реакции были отрицательными: Палата представителей штата Миссисипи проголосовала за резолюцию, поддерживающую правительство Южной Африки «за его непоколебимую политику сегрегации и [стойкую] приверженность своим традициям перед лицом подавляющее внешнее волнение». Резолюция была принята Палатой представителей Миссисипи 78 голосами против 8 и Сенатом штата Миссисипи 45 голосами против 0 . [ 16 ] [ 17 ]
День памяти
[ редактировать ]С 1994 года 21 марта отмечается как День прав человека в Южной Африке. [ 18 ]
Шарпевиль был местом, выбранным президентом Нельсоном Манделой для подписания Конституции Южной Африки 10 декабря 1996 года. [ 19 ]
В 1998 году Комиссия по установлению истины и примирению (TRC) установила, что действия полиции представляют собой «грубые нарушения прав человека, поскольку чрезмерная сила была без необходимости применена, чтобы остановить скопление безоружных людей». [ 6 ] : стр.537
21 марта 2002 года, в 42-ю годовщину резни, бывший президент Нельсон Мандела открыл мемориал на территории Шарпевильского участка по правам человека. [ 20 ]
В 2024 году место, где произошла резня, и мемориал стали объектом Всемирного наследия , известным как «Участки наследия Нельсона Манделы».
Международный день ликвидации расовой дискриминации
[ редактировать ]ЮНЕСКО отмечает 21 марта как ежегодный Международный день ликвидации расовой дискриминации в память об этой резне.
Ссылки в искусстве и литературе
[ редактировать ]Африканерская . поэтесса Ингрид Йонкер упомянула в своих стихах резню в Шарпевиле
Это событие послужило источником вдохновения для художника Оливера Ли Джексона в его серии «Шарпевиль» 1970-х годов. [ 21 ]
Ингрид де Кок была ребенком, жившим на шахтерском комплексе недалеко от Йоханнесбурга, где ее отец работал во время резни в Шарпевиле. В своем стихотворении «Наш Шарпевиль» она размышляет о злодеяниях глазами ребенка.
Альбом Макса Роуча 1960 года We Insist! Freedom Now Suite включает композицию « Слезы по Йоханнесбургу » в ответ на резню.
Южноафриканский художник Гэвин Джантджес посвятил несколько гравюр из своей серии «Южноафриканская книжка-раскраска» (1974–75) резне в Шарпевиле. Знаменитые репортажные фотографии разбегающихся протестующих расположены рядом с трафаретными и рукописными подписями, взятыми из новостных репортажей о разворачивающихся событиях.
См. также
[ редактировать ]- Список массовых убийств в Южной Африке
- Резня в Турине 1922 года , аналогичное событие в Италии. [ нужна ссылка ]
- Польские протесты 1970 года , аналогичное событие в Польше. [ нужна ссылка ]
- Протесты на границе Газы в 2018–2019 годах , аналогичные потери за несколько месяцев на границе Газы и Израиля. [ 22 ]
- Восстание в Кванджу , аналогичное событие в Южной Корее.
- Резня в университете Таммасат , аналогичное событие в Таиланде [ нужна ссылка ]
- Инцидент 28 февраля , аналогичное событие на Тайване. [ нужна ссылка ]
- Инцидент в Ванпаошане , аналогичное событие в Восточной Азии. [ нужна ссылка ]
- Резня в Марикане - в августе 2012 г. полиция расстреляла примерно 34 бастующих шахтеров, что намного больше, чем в Шарпевиле. [ нужна ссылка ]
- Шарпевиль Шесть - шесть человек, осужденных за демонстрацию в Шарпевиле в 1984 году, которая привлекла международное внимание. [ нужна ссылка ]
- Резолюция 610 Совета Безопасности ООН
- Резолюция 615 Совета Безопасности ООН
- Год Африки
- Резня в Булхуке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ривз, RT. Преподобный Амвросий. «Резня в Шарпевиле – переломный момент в Южной Африке» . sahistory.org.za. Архивировано из оригинала 24 июня 2013 года . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ Макдональд, Фиона. «Фотографии, изменившие историю – Ян Берри; Резня в Шарпевиле» . www.bbc.com . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ «Замбия отмечает резню в Шарпевиле». Черный вид . 1 (5): 1–10. 2013. JSTOR 43799086 .
- ^ Каплан, Ирвинг. Справочник по районам Южно-Африканской Республики . п. 603.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Резня в Шарпевиле» . Журнал «Тайм» . 4 апреля 1960 года . Проверено 15 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Отчет Комиссии по установлению истины и примирению Южной Африки, том 3, глава 6 (PDF) . 28 октября 1998 г., стр. 531–537 . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ Вспомните Шарпевилля из журнала «История Южной Африки».
- ^ Jump up to: а б с д Томас МакГи, Чарльз К.; Н/Д, Н/Д, ред. (1989). Заговор против Южной Африки (2-е изд.). Претория: Издательство Варама. ISBN 0-620-14537-4 .
- ^ Тлоу, Гифт (4 августа 2020 г.). «Влиятельный религиозный лидер с 70-летним стажем служения будет похоронен» . Звезда .
- ^ Хамфри, Тайлер; Фури, Бернардус Г.; Дункан, Патрик (1960). «Шарпевиль и после». Африка сегодня . 7 (3): 5–8. JSTOR 4184088 .
- ^ Рональд Блэк (1999), An Tuil: Антология шотландских гэльских стихов 20-го века , стр. 74–79, 728.
- ^ «За пределами Южной Африки во многих странах Шарпевиль вызвал широкую реакцию, что во многих случаях привело к позитивным действиям против Южной Африки» - Ривз, Эмброуз . «Резня в Шарпевиле – переломный момент в Южной Африке» . Группа ООН по апартеиду. Архивировано из оригинала 1 апреля 2007 года . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Например: «[Я] сразу после резни в Шарпевиле в Южной Африке, более 1000 студентов выступили в Сиднее против системы апартеида».— Баркан, Алан (24 июня 2007 г.). «Студенческие активисты Сиднейского университета 1960–1967: проблема интерпретации». Обзор истории образования . 36 (1): 61–79. дои : 10.1108/08198691200700005 . hdl : 1959.13/34876 .
- ^ Дубоу, Сол (декабрь 2011 г.). «Макмиллан, Фервурд и речь 1960 года о «Ветре перемен»» (PDF) . Исторический журнал . 54 (4): 1087–1114. дои : 10.1017/S0018246X11000409 . JSTOR 41349633 . S2CID 145148670 .
- ^ Джозеф, Раймонд (апрель 2018 г.). «Именуем имена забытых в истории борцов: правительство Южной Африки намерено забыть некоторых членов альянса, которые боролись против апартеида. Некоторые из них остаются в тюрьме» . Индекс цензуры . 47 (1): 57–59. дои : 10.1177/0306422018770119 . ISSN 0306-4220 .
- ^ «То, что хвалят в Миссисипи» . Чикаго Трибьюн . 15 апреля 1960 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2017 года . Проверено 14 августа 2017 г.
- ^ «Южную Африку хвалят» . Гражданский совет . Том. 5, нет. 7. Апрель 1960 г. с. 1 . Проверено 14 августа 2017 г.
- ^ «Закон о государственных праздниках № 36 1994 года» . Правительство Южной Африки . 1 января 1995 года . Проверено 14 апреля 2023 г. PDF
- ^ «Мандела подписывает Конституцию ЮАР» . История Южной Африки в Интернете . 10 декабря 1996 года . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ «Мемориал Шарпевиля, Теунис Крюгер-стрит, Диксонвилл, Шарпвилл - ABLEWiki» . Able.wiki.up.ac.za. Проверено 17 апреля 2014 г.
- ^ Вон, Кения (13 декабря 2021 г.). «Вдохновленный Африкой» . Сент-Луис Американец . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ «Призывы к расследованию убийств Израиля в Газе» , The Guardian, 18 мая 2018 г.
26 ° 41'18 "ю.ш. 27 ° 52'19" в.д. / 26,68833 ° ю.ш. 27,87194 ° в.д.
- Резня в Шарпевиле
- протесты 1960 года
- Резня 1960 года
- 1960 год в Южной Африке
- Оппозиция апартеиду в Южной Африке
- События, связанные с апартеидом
- Протесты в Южной Африке
- Шарпевиль
- Массовые убийства протестующих в Африке
- Убийства сотрудников правоохранительных органов в ЮАР
- События марта 1960 года в Африке
- Убийства 1960 года в Южной Африке
- Убийства со стороны сотрудников правоохранительных органов