Jump to content

Эфуа Сазерленд

Эфуа Сазерленд
Рожденный
Морг Эфуа Теодора

( 1924-06-27 ) 27 июня 1924 г.
Умер 2 января 1996 г. ( 1996-01-02 ) (71 год)
Национальность Ганский
Образование
Род занятий Драматург-режиссер, автор, поэт, педагог, издатель, культурный деятель, защитник прав детей
Заметная работа Время игр в Африке (1961)
Новая жизнь в церкви (1960)
Эдуфа (1967)
Брак Анансевой (1975)
Супруг Билл Сазерленд
Дети Эси Сазерленд-Эдди , Ральф Сазерленд и Амови Сазерленд Филлипс

Эфуа Теодора Сазерленд (родилась 27 июня 1924 г. - 2 января 1996 г.) [1] был ганским драматургом, режиссером, драматургом, детским писателем, поэтом, педагогом, исследователем, защитником прав детей и культурным активистом. Среди ее работ пьесы «Форива» (1962), [2] Эдуфа (1967), [3] и «Женитьба Анансевой» (1975). [4] [5] Она основала драматическую студию Ганы. [6] Общество писателей Ганы, [7] Экспериментальный театр Ганы и общественный проект под названием Кодзидан (Дом историй). [8] Как первый драматург-режиссер Ганы, [9] она была влиятельной фигурой в развитии современного ганского театра и помогла внедрить изучение африканских исполнительских традиций на университетском уровне. [10] Она также была новаторским африканским издателем, основав компанию Afram Publications в Аккре в 1970-х годах. [11]

Она была защитником культуры детей с начала 1950-х годов до своей смерти и играла роль в разработке образовательных программ, литературы, театра и кино для ганских детей и о них. [12] [13] В ее фотоэссе 1960 года «Время игр в Африке» , написанном в соавторстве с Уиллисом Э. Беллом, подчеркивалась центральная роль игры в развитии детей, а в 1980-х годах она руководила разработкой образцовой системы общественных детских парков для страны. [14]

Панафриканизм Сазерленда нашел отражение в ее поддержке его принципов и ее сотрудничестве с деятелями африканской диаспоры и африканской диаспоры в ряде дисциплин, включая взаимодействие с Чинуа Ачебе , Амой Ата Айду , Майей Анжелу , УЭБ Дюбуа и Ширли Грэм Дюбуа , Маргарет . Басби , Том Филингс , Лэнгстон Хьюз , Мартин Лютер Кинг и Коретта Скотт Кинг , Феми Ософисан , Феликс Мориссо-Лерой , Эския Мфалеле , Воле Сойинка и Нгуги ва Тионго . Написав в 1980 году оригинальное предложение о проведении панафриканского исторического театрального фестиваля в Гане как культурного средства объединения африканцев всего мира, Сазерленд стал вдохновителем проводимого раз в два года Панафриканского фестиваля театрального искусства, известного как PANAFEST , впервые проведенного в 1980 году. 1992. [15] [16]

Эфуа Сазерленд умерла в Аккре в возрасте 71 года в 1996 году. [17]

Образование и ранняя карьера

[ редактировать ]

Она родилась как Эфуа Теодора Морг в Кейп-Кост , Голд-Кост (ныне Гана), где училась преподаванию в учебном колледже Святой Моники в Мампонге . [18] [19] Затем она поехала в Англию , чтобы продолжить образование, получив степень бакалавра в Хомертон - колледже Кембриджского университета — одна из первых африканских женщин, обучавшихся там, — и изучая лингвистику в Школе восточных и африканских исследований (SOAS) Лондонского университета . [6] [18] [20]

Вернувшись в Гану в 1951 году, она преподавала сначала в Фиджайской средней школе в Секонди , затем в школе Святой Моники (1951–54), а также начала писать для детей. [18] Позже она скажет: «Серьезно писать я начала в 1951 году. Я даже помню точное время. Это было на Пасху. Я очень долго думала о проблеме литературы в моей стране. Я была на педагогической практике у Однажды мои ученики были в деревне, и я был очень рассержен тем, какую литературу заставляли детей изучать. Это не имело никакого отношения к их окружению, их социальным обстоятельствам или чему-то еще. И поэтому я начал писать». [20]

В 1954 году она вышла замуж за Билла Сазерленда, афроамериканца и панафриканиста , который в 1953 году переехал в Гану. [21] У них было трое детей — педагог Эси Сазерленд-Эдди , архитектор Ральф Сазерленд и юрист Амови Сазерленд Филлипс. [22] [23] – и помогла мужу в открытии школы в районе Трансволты. [24] [25]

Литературная продукция

[ редактировать ]

Когда в 1957 году Золотой Берег стал независимым государством Гана, Эфуа Сазерленд организовал Общество писателей Ганы (позже Ассоциацию писателей Ганы). [26] который в 1960 году выпустил первый номер литературного журнала Okyeame , редактором которого в конечном итоге стал Сазерленд. [27] [28]

Сазерленд творчески экспериментировал с повествованием и другими драматическими формами коренных традиций Ганы. Ее пьесы часто были основаны на традиционных историях, но также были заимствованы из западной литературы , превращая традиции африканских народных сказок в современные драматические театральные приемы. [29] Многие из ее стихов и других произведений транслировались в The Singing Net популярной радиопрограмме , начатой ​​Генри Суонзи . [30] [31] и впоследствии были опубликованы в его антологии «Голоса Ганы» 1958 года . В первом выпуске журнала Okyeame за 1960 год опубликован ее рассказ «Самантаасе», пересказ народной сказки. [28] Ее самые известные пьесы — «Эдуфа» (1967) (по мотивам «Алкестиды» ) Еврипида , «Форива» (1967) и «Женитьба Анансевой» (1975). [6]

В 1958 году Сазерленд основал Экспериментальный театр Ганы, который базировался на базе Драматической студии Ганы, построенной Сазерлендом и открытой президентом Кваме Нкрумой в 1963 году с Джо де Графтом в качестве его первого директора. Драматическая студия, расположенная в центре Аккры, стала тренировочной площадкой для целого ряда театральных деятелей со всей Африки. В 1962 году она присоединилась к коллективу новой Школы музыки и драмы, которую возглавил Дж. Х. Квабена Нкетия . [24] В 1963 году, когда Сазерленд занял должность научного сотрудника в Институте африканских исследований Университета Ганы , [18] [32] она привезла с собой Драматическую студию Ганы, которая стала местом обучения за пределами кампуса и получила название Драматической студии Университета Ганы. Сазерленд, помимо своих полевых исследований и преподавания африканских драматических форм, была ключевым членом команды, которая разработала концепцию и основала Школу исполнительских искусств. Также занимаясь традиционным рассказыванием историй и развитием общественного театра, она основала Кодзидан (Дом историй) в Экумфи-Атвиа, Центральный регион, который был признан во всем мире как новаторская модель театра для развития. [18] [29] [33]

Сазерленд был наставником и, в свою очередь, вдохновлялся многими опытными писателями Ганы, в том числе Ама Ата Айду , Кофи Анидохо и Мешаком Асаре .

В начале 1970-х годов Сазерленд стала соучредителем издательской компании Afram Publications, которая была зарегистрирована в 1973 году, а в марте 1974 года начала работать в своей частной студии в «Араба Манса», ее комплексе в Дзорвулу , Аккра. [11] Сазерленд продолжал участвовать в редакционной работе Афрама до ее смерти. [34]

Культурный активизм и панафриканизм

[ редактировать ]

Работы Сазерленда привлекли внимание креативщиков всего африканского мира. Пятый том мемуаров Майи Анжелу « Всем Божьим детям нужна дорожная обувь» свидетельствует об эмоциональной поддержке и доступе в ганское общество, оказанных ей в 1960-х годах Эфуа Сазерленд, который стал ее близким другом. [35]

Сазерленд познакомился с доктором У.Б. Дюбуа, когда она возглавляла делегацию Ганы на конференции афро-азиатских писателей 1958 года в Ташкенте (ныне столица Узбекистана ). Она должна была лично вмешаться после его смерти в Аккре, Гана, в 1963 году, чтобы поддержать г-жу Ширли Дюбуа. В 1980-х годах Сазерленд сыграл важную роль в создании Мемориального центра панафриканской культуры WEB Дюбуа и мавзолея в доме Дюбуа в Аккре. [36]

В 1980 году Сазерленд написала статью под названием «Предложение о проведении фестиваля исторической драмы в Кейп-Косте», подчеркнув то значение, которое она придает связям между Африкой и ее диаспорой. Это вдохновило на создание предприятия, которое воплотилось в жизнь в виде спонсируемого государством PANAFEST, первого Панафриканского исторического театрального фестиваля, который проводился в Кейп-Косте, Эльмине и Аккре, Гана, с 12 по 19 декабря 1992 года под темой «Религия». -возникновение африканской цивилизации». [15]

Защита интересов детей

[ редактировать ]

Сазерленд председательствовал на ратификации Ганой Конвенции ООН о правах ребенка (первая страна, сделавшая это) и возглавлял Национальную комиссию по делам детей с 1983 по 1990 год, период, который ознаменовал наиболее активную и всестороннюю защиту интересов детей в национальном масштабе. в истории Ганы. В этом качестве она руководила рядом инновационных программ, в том числе Фондом детского образования для поддержки малообеспеченных сообществ, Мобильным техническим семинаром, расширяющим научное обучение для бедных или сельских детей, а также обеспечением земли для посева моделей парковых и библиотечных комплексов, ориентированных на детей. вокруг страны. Она заложила основу для Фонда Ммофра, действующего с 1997 года как гражданская организация, занимающаяся обогащением культурной и интеллектуальной жизни всех детей в Гане. [12] В 2012 году была запущена инициатива «Время игр в Африке» , вдохновленная ее одноименной книгой 1961 года, с целью активизировать пропаганду дружественных к детям общественных пространств.

Ее последней наиболее значимой работой в Институте африканских исследований Легона стал проект развития детской драмы, целью которого была разработка материалов, методов и персонала для программ творческой драматургии в школе и за ее пределами. Сазерленд был приглашен ЮНИСЕФ присоединиться к всемирной сети ученых для рассмотрения кодекса прав человека для защиты детей. [37]

Флоренс Лааст, основательница школы Сен-Мартен де Поррес в Аккре , говоря о том, как наставничество Сазерленда повлияло на ее собственную жизнь, описала ее как «одного из величайших мыслителей нашего времени», которая считала, что «дом — это наша первая классная комната, и наши родители первые учителя». [38]

Наследие

[ редактировать ]
  • После строительства в 1992 году Национального театра Ганы на месте, занимаемом Драматической студией, точная копия студии была построена на территории кампуса Университета Ганы как часть помещений Школы исполнительских искусств. По случаю 50-летия университета студия была переименована в драматическую студию Эфуа Сазерленда.
Детский парк Эфуа Сазерленд . Это общественное пространство площадью 12 акров, расположенное недалеко от центра Аккры , было закреплено Сазерлендом в 1980-х годах как парк для всех детей.
  • Территория площадью 12 акров в центре Аккры, зарезервированная под детский парк в центре Аккры при поддержке [13] Эфуа Сазерленд и назван в ее честь. [39] [40] [41] [42]
  • Эфуа Сазерландстраат — одна из улиц в районе Амстердама , Нидерланды , названная в честь выдающихся женщин-писательниц и активисток. [40] [43]
  • Фонд Ммофра, действующий с 1997 года, был основан Эфуа Сазерленд в последние годы ее жизни и призван обогащать культурную и интеллектуальную жизнь всех детей в Гане. На протяжении более 20 лет тысячи детей воспользовались литературными, природоохранными и творческими программами.
  • Зеленое культурное пространство/парк под названием Ммофра Плейс в районе Дзорвулу в Аккре открыто для детей любого происхождения благодаря поместью Эфуа Т. Сазерленд.
  • Эфуа Сазерленд Холл — студенческое общежитие Университета Ашеси, Берекусо, Гана.
  • Наследие Эфуа Сазерленд: панафриканский культурный активизм» под редакцией Энн В. Адамс и Эси Сазерленд-Адди. В 2007 году был опубликован том в ее честь « [17] Внесли вклад: Энн Адамс, Эси Сазерленд-Эдди , Ама Ата Айду , Майя Анжелу , Кофи Аньидохо , Сэнди Аркхерст, Уильям Бранч, Маргарет Басби , , Джон Коллинз Дэвид Донкор, Джеймс Гиббс, Комфорт Колли-Хэнсон, Биодун Джейфо, Роберт Джули, Мейбл Комаси, Флоренс Лааст, Джон Лемли, Юрген Мартини, Майкл МакМаллан, Пенина Млама , Феми Ософисан , Сандра Ричардс, Амови Сазерленд Филлипс, Ола Ротими , Маргарет Уоттс, Генри Веллингтон и Вивиан Уиндли.
  • Писательница, поэт, лектор и дипломат Абена П.А. Бусия посвятила главу Эфуа Сазерленд («Дорожнику: фрагменты медитации») в своем сборнике стихов « Следы жизни: сборник элегий и восхваляющих стихотворений» (Ayebia Clarke Publishing, издательство Ayebia Clarke Publishing, 2008).
  • Сазерленд была удостоена дудла Google . 27 июня 2018 года, в день своего 94-летия,

Работы кратко аннотированы

[ редактировать ]

Сазерленд творчески экспериментировал с повествованием и другими драматическими формами коренных традиций Ганы. Ее пьесы часто были основаны на традиционных историях, но также были заимствованы из западной литературы , превращая традиции африканских народных сказок в современные драматические театральные приемы. [29] Многие из ее стихов и других произведений транслировались в The Singing Net популярной радиопрограмме , начатой ​​Генри Суонзи . [30] [31] и впоследствии были опубликованы в его антологии «Голоса Ганы» 1958 года . В первом выпуске журнала Okyeame за 1960 год опубликован ее рассказ «Самантаасе», пересказ народной сказки. [28] Ее самые известные пьесы — «Эдуфа» (1967) (по мотивам «Алкестиды» ) Еврипида , «Форива» (1967) и «Женитьба Анансевой» (1975). [6]

В «Эдуфе» персонаж одноименный пытается избежать смерти, манипулируя своей женой Ампомой, приводя к смерти, предсказанной ему оракулами . В пьесе Сазерленд использует традиционные ганские верования в гадание и взаимодействие традиционных и европейских церемоний, чтобы изобразить Эдуфу как богатого и успешного современного человека, пользующегося большим уважением среди своего народа. В пьесе используются традиционные ритуалы и символика, но история рассказана в контексте капиталистического отказа Эдуфы от своих моральных обязательств перед женой, в то время как его жена и другие женщины отдают предпочтение морали прошлого. [29]

В Форива одноименный персонаж, дочь королевы -матери Кьерефасо, и Лабаран, выпускница из северной Ганы, живущая простой жизнью, приносят просвещение в Кьерефасо, город, который стал отсталым и невежественным из-за того, что старейшины города отказываются изучить новые способы. [29] Основная тема Форива — союз старых традиций и новых путей. [6] В пьесе использована национальная тема, призванная способствовать развитию нового национального духа в Гане, который будет способствовать открытости к новым идеям и межэтническому сотрудничеству. [29]

«Женитьба Анансевой: драма-рассказ» (1975) считается самым ценным вкладом Сазерленда в ганскую драму и театр. [29] В пьесе она трансмутирует традиционные аканские сказки об Анансе Пауке ( Анансесем ) в новую драматическую структуру, которую называет Анансегоро . [29] «Ньямекье» (версия « Алисы в стране чудес» ), одна из ее поздних пьес, показывает, как на нее повлияла народная оперная традиция. [6]

Сазерленд также был автором произведений для детей. В число этих работ вошли две анимационные ритм-спектакли «Стервятник!». Стервятник! и Тахинта (1968), а также два иллюстрированных эссе с фотографиями Уиллиса Белла (1924–2000): «Игры в Африке» (1960) и «Дорожники» (1961). Многие из ее рассказов можно охарактеризовать как ритмичные стихотворения в прозе. «Голос в лесу» , книга фольклора и сказок Ганы, была опубликована в 1983 году. [6]

«Время игр в Африке» было описано как «новаторская книга об игровой культуре Ганы», которую Сазерленд считал важной для развития молодых умов и тел. [13] Он был не только опубликован через три года после обретения Ганой независимости, но и стал первым документом о детской игровой культуре в Гане. Книга представила нюансы детской жизни на переднем крае общества, а также положила начало местному движению в области писательства для детей, а также издательскому делу и развитию посредством драмы для детей.

« Голос в лесу» — это текст, который убедительно изображает политическую, экономическую и социальную сложность колониализма и культурного релятивизма в Гане в отношении детей. Текст представляет собой пересказ народной сказки Акан и рассматривает традиционные культурные ценности через роль обманщика. В нем рассказывается история человека по имени Бемпонг, который, сам того не зная, обнаруживает Саманту, лесную нимфу, и возвращает ее в свою деревню. Первоначально Бемпонг считает, что Саманта - это потерявшаяся девушка, бродящая одна по лесу. В первой половине истории Саманта отказывается говорить. Только когда Бемпонг отрезал себе волосы, пытаясь укротить отросшие волосы, Бемпонг понимает, что эта девушка - Саманта, лесная нимфа - «существо со странными магическими способностями». [44] Обретя голос в момент гнева, Саманта проклинает деревню, оставляя их без еды, пока ей не вернут волосы. Герой книги — Афрум, сын Бемпонга, которого считают деревенским дураком. Решение Сазерленда прославить дурака является частью более длинной традиции использования фигуры обманщика в африканской литературе. [45]

В 2020 году на мероприятии, посвященном Международному женскому дню , Сазерленд была удостоена награды 3Music Awards за достижения в индустрии развлечений. [46] [47]

В марте 2024 года поместье Эфуа Сазерленд начало празднование столетия ее жизни и наследия в Аккре, обнародовав планы по празднованию года, в котором ей исполнилось бы 100 лет. [48]

Избранная библиография

[ редактировать ]
  • с Уиллисом Э. Беллом , «Дорожники»: книжка с картинками Ганы (для детей). Аккра: Информационная служба Ганы / Лондон: Ньюман Ним, 1961, 1963 г.
  • с Уиллисом Э. Беллом, «Игры в Африке» (для детей), Нью-Йорк: Атенеум, 1962.
  • Эдуфа (спектакль), Лонгман, 1967 г.
  • Форива: пьеса в трех действиях , Аккра-Тема: Государственная издательская корпорация, 1967 г.
  • Таинта (1968)
  • Стервятник! Стервятник! и Тахина: Две ритмические пьесы , Тема: Издательство Ганы, 1968 г.
  • Одасани (пьеса), Аккра: Образовательные публикации Anowuo, 1969.
  • с Уиллисом Беллом, Оригинальный Боб: История Боба Джонсона, лучшего комика Ганы (пьеса), Аккра: Anowuo Educational Publications, 1970
  • Анансегоро: Драма-рассказ в Гане , Аккра: Афрам, 1975 г.
  • «Женитьба Анансевой» (пьеса), Лондон: Лонгман, 1977, 1980; Вашингтон, округ Колумбия: Three Continents Press, 1980.
  • Голос в лесу: сказка из Ганы , Philomel Books, 1 983

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Энн В. Адамс и Эси Сазерленд-Эдди, редакторы (2007). Наследие Эфуа Сазерленда: панафриканский культурный активизм , [17] Банбери: Издательство Ayebia Clarke Publishing. ISBN   978-0-9547023-1-1
  • Фадаре, Нурени Оёволе. Эфуа Т. Сазерленда и Ама Ата Айду «Фольклорная традиция и женские персонажи в пьесах ». Ибаданский журнал исследований английского языка 7 (2018): 341–360.
  • Джеймс Гиббс, «Эфуа Сазерленд:« Мать »ганского театра» , в книге «Нкиин-киин: Очерки Ганского театра» (Cross/Cultures 98), Родопи, 2009.
  • Салм и Фалола (2002). Культура и обычаи Ганы . Гринвуд Пресс. ISBN   0-313-32050-0
  • Эси Сазерленд-Эдди, «Творчество для детей и вместе с ними в Гане - Эфуа Сазерленд: ретроспектива» , в книге Майкла Этертона (редактор), African Theatre: Youth , James Currey Ltd , 2006, стр. 1–15.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Сегодня во всем мире Google празднует Эфуа Сазерленд» . Современная Гана . 27 июня 2018 года . Проверено 1 мая 2022 г.
  2. ^ Сазерленд, Эфуа Теодора (1967). Форива: Игра . Государственная издательская корпорация.
  3. ^ Сазерленд, Эфуа Т. (1979). Эдуфа . Лонгман. ISBN  9780582642720 .
  4. ^ «Женитьба Анансевой» . Гудриддс . Проверено 13 апреля 2019 г.
  5. ^ Сазерленд, Морг Эфуа Теодора (1975). «Женитьба Анансевой»: сюжетная драма . Лондон: Лонгман. ISBN  058264139X . ОСЛК   2292359 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Сазерленд, Эфуа (Теодора)». Литературная энциклопедия Мерриама Вебстера . Мерриам-Вебстер . 1 апреля 1995 г. п. 1081 . ISBN  0-87779-042-6 .
  7. ^ Данкуа, Моисей, «Гана, год: обзор первой годовщины независимости» , Аккра: Рекламные акции, 1958.
  8. ^ Трэш Мерфи, Барбара (1 декабря 1998 г.). Чернокожие авторы и иллюстраторы книг для детей и подростков . Рутледж (Великобритания) . ISBN  0-8153-2004-3 .
  9. ^ Басби, Маргарет , «Эфуа Сазерленд», Дочери Африки: Международная антология слов и сочинений женщин африканского происхождения (1992), Vintage, 1993, стр. 314.
  10. ^ Банхэм, Мартин (13 мая 2004 г.). История театра в Африке . Издательство Кембриджского университета . ISBN  0-521-80813-8 .
  11. ^ Jump up to: а б «Наша история» . Публикации Афрама . Проверено 25 марта 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б «О программе». Архивировано 20 июля 2019 г. в Wayback Machine , Фонд Ммофра.
  13. ^ Jump up to: а б с «Представляя лучшее будущее – время развлечений в Африке» , PlayGroundology, 30 апреля 2012 г.
  14. ^ Симоэш да Силва, Тони, «Мифы, традиции и матери нации: некоторые мысли о сочинении Эфуа Сазерленда», EnterText 4, вып. 2 (2005): 256.
  15. ^ Jump up to: а б «История». Архивировано 5 ноября 2021 г. на сайте Wayback Machine , Panafest.
  16. ^ Адамс, Энн В.; Эси Сазерленд-Эдди, ред. (2007). Наследие Эфуа Сазерленда: панафриканский культурный активизм . Банбери: Издательство Ayebia Clarke Publishing. ISBN  978-0-9547023-1-1 .
  17. ^ Jump up to: а б с Джудит Гринвуд, «Наследие Эфуа Сазерленд: панафриканский культурный активизм» (обзор) , Центр африканских исследований Университета Лидса, Бюллетень африканских исследований , 70 (декабрь 2008 г.), стр. 84–86.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Хейман, Нил М., «Сазерленд, Эфуа (1924–1996)» , Женщины в мировой истории: Биографическая энциклопедия . Энциклопедия.com.
  19. ^ «Сазерленд, Эфуа (1924–1996)» , Словарь женщин во всем мире: 25 000 женщин на протяжении веков , Гейл, 2007.
  20. ^ Jump up to: а б Басби, Маргарет, «Эфуа Сазерленд: обращение к молодой Африке» (некролог), The Guardian , 27 января 1996 г.
  21. Интервью с Биллом Сазерлендом (19 июля 2003 г.) для Уильяма Минтера, Гейл Хови и Чарльза Кобба-младшего (редакторы), « Непростые победы: освобождение Африки и американские активисты за полвека, 1950–2000» , Трентон, Нью-Джерси: Африка Мировая пресса, 2007.
  22. ^ «ESI SUTHERLAND ADDY PERSONALITY — ПРОФИЛЬ ПЯТНИЦА НА JOYNEWS (14-3-14)» , My JoyOnline, 14 марта 2014 г. YouTube.
  23. ^ «Совет директоров». Архивировано 28 марта 2022 г. в Wayback Machine , Фонд Ммофра.
  24. ^ Jump up to: а б Люкконен, Петри. «Эфуа Сазерленд» . Книги и писатели (kirjasto.sci.fi) . Финляндия: Куусанкоски Публичная библиотека . Архивировано из оригинала 29 декабря 2008 года.
  25. ^ «Американский активист, выступающий против апартеида, умер» , Архив News24, 6 января 2010 г.
  26. Ассоциация писателей Ганы. Архивировано 28 октября 2021 г. на веб-сайте Wayback Machine .
  27. ^ Гиканди, Саймон , «Сазерленд, Эфуа Теодора» , Энциклопедия африканской литературы , Routledge, 2003.
  28. ^ Jump up to: а б с Гиббс, Джеймс, «Эфуа Сазерленд:« Мать »ганского театра» , в книге «Нкиин-киин: Очерки Ганского театра» (Cross/Cultures 98), Родопи, 2009, стр. 101.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Овоноэла, Оекан (23 августа 2002 г.). История африканской литературы двадцатого века . Издательство Университета Небраски . ISBN  0-8032-8604-Х .
  30. ^ Jump up to: а б «Эфуа Сазерленд» , Британская энциклопедия .
  31. ^ Jump up to: а б Акидива, Арбогаст Кемоли, «Радио и литература в Африке: беседы Ли Николса с африканскими писателями» , стр. 229. Диссертация Университета Альберты, весна 1997 г.
  32. ^ Коллинз, Стивен (2011), «Драматургия и постколониализм: определение ключевых факторов в развитии и уменьшении драматургии в Гане 1916-2007» , диссертация магистра философии (R), стр. 15, Университет Глазго.
  33. ^ Гиббс, стр. xv, 111.
  34. ^ Anyidoho, Кофи и Джеймс Гиббс (редакторы), FonTomFrom: Современная ганская литература, театр и кино , Родопи, 2000 (ISBN: 9789042012837), стр. 80.
  35. ^ Анжелу, Майя, Всем Божьим детям нужна дорожная обувь , 1986.
  36. ^ Шипли, Джесси Уивер и Джемайма Пьер, «Интеллектуальное и прагматическое наследие панафриканизма Дюбуа в современной Гане» , в Мэри Келлер и Честер Дж. Фонтено (редакторы), признание WEB Дюбуа в двадцать первом Век: Очерки WEB Дюбуа , издательство Mercer University Press, 2007, стр. 79.
  37. ^ Агови, К.Э. (1996). Дань уважения Эфуа Сазерленду .
  38. ^ Хаффар, Анис (8 августа 2022 г.). «Образовательный путь Флоренс Лааст: под влиянием Эфуа Т. Сазерленда» . Графика онлайн . Проверено 15 апреля 2024 г.
  39. ^ "Детский парк Эфуа Сазерленд" . Посмотреть Гану.
  40. ^ Jump up to: а б «Основатель». Архивировано 24 мая 2019 г. в Wayback Machine , Фонд Ммофра.
  41. ^ «Детский парк Эфуа Сазерленд будет отремонтирован» . ГанаВеб . ГНА. 31 декабря 2014 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  42. ^ Акордор, Кофи, «Что случилось с детскими парками в Гане?» , GhanaWeb, 13 октября 2015 г.
  43. ^ «Эфуа Сазерландстраат, Амстердам, Северная Голландия, Нидерланды» , карта Streetview, Geographic.org.
  44. ^ Сазерленд, Эфуа, Голос в лесу (Гана: Afram Publishing, 1983), стр. 9.
  45. ^ См. Пелтон, Роберт Д. Обманщик в Западной Африке: исследование мифической иронии и священного восторга . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1989.
  46. ^ Якубу, Насиба (9 марта 2020 г.). «Тереза ​​Айоаде, Акосуа Аджепонг, Дочери славного Иисуса и другие были удостоены чести на женском бранче 3Music» . MyJoyOnline . Проверено 15 марта 2021 г.
  47. ^ «Тереза ​​Айоаде, сестры Тагоэ, Акосуа Агьяпонг и другие отмечены на женском бранче 3Music» . LiveXtra Гана . 9 марта 2020 г. Проверено 15 марта 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  48. ^ «Празднование столетия Эфуа Т. Сазерленда | Доблестные женщины #iwd2024» , 8 марта 2024 г., через YouTube.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c1711c600ed2f62108f63e42b6257db__1713209100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/db/3c1711c600ed2f62108f63e42b6257db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Efua Sutherland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)