Эфуа Сазерленд
Эфуа Сазерленд | |
---|---|
Рожденный | Морг Эфуа Теодора 27 июня 1924 г. |
Умер | 2 января 1996 г. | (71 год)
Национальность | Ганский |
Образование | |
Род занятий | Драматург-режиссер, автор, поэт, педагог, издатель, культурный деятель, защитник прав детей |
Заметная работа | Время игр в Африке (1961) Новая жизнь в церкви (1960) Эдуфа (1967) Брак Анансевой (1975) |
Супруг | Билл Сазерленд |
Дети | Эси Сазерленд-Эдди , Ральф Сазерленд и Амови Сазерленд Филлипс |
Эфуа Теодора Сазерленд (родилась 27 июня 1924 г. - 2 января 1996 г.) [1] был ганским драматургом, режиссером, драматургом, детским писателем, поэтом, педагогом, исследователем, защитником прав детей и культурным активистом. Среди ее работ пьесы «Форива» (1962), [2] Эдуфа (1967), [3] и «Женитьба Анансевой» (1975). [4] [5] Она основала драматическую студию Ганы. [6] Общество писателей Ганы, [7] Экспериментальный театр Ганы и общественный проект под названием Кодзидан (Дом историй). [8] Как первый драматург-режиссер Ганы, [9] она была влиятельной фигурой в развитии современного ганского театра и помогла внедрить изучение африканских исполнительских традиций на университетском уровне. [10] Она также была новаторским африканским издателем, основав компанию Afram Publications в Аккре в 1970-х годах. [11]
Она была защитником культуры детей с начала 1950-х годов до своей смерти и играла роль в разработке образовательных программ, литературы, театра и кино для ганских детей и о них. [12] [13] В ее фотоэссе 1960 года «Время игр в Африке» , написанном в соавторстве с Уиллисом Э. Беллом, подчеркивалась центральная роль игры в развитии детей, а в 1980-х годах она руководила разработкой образцовой системы общественных детских парков для страны. [14]
Панафриканизм Сазерленда нашел отражение в ее поддержке его принципов и ее сотрудничестве с деятелями африканской диаспоры и африканской диаспоры в ряде дисциплин, включая взаимодействие с Чинуа Ачебе , Амой Ата Айду , Майей Анжелу , УЭБ Дюбуа и Ширли Грэм Дюбуа , Маргарет . Басби , Том Филингс , Лэнгстон Хьюз , Мартин Лютер Кинг и Коретта Скотт Кинг , Феми Ософисан , Феликс Мориссо-Лерой , Эския Мфалеле , Воле Сойинка и Нгуги ва Тионго . Написав в 1980 году оригинальное предложение о проведении панафриканского исторического театрального фестиваля в Гане как культурного средства объединения африканцев всего мира, Сазерленд стал вдохновителем проводимого раз в два года Панафриканского фестиваля театрального искусства, известного как PANAFEST , впервые проведенного в 1980 году. 1992. [15] [16]
Эфуа Сазерленд умерла в Аккре в возрасте 71 года в 1996 году. [17]
Образование и ранняя карьера
[ редактировать ]Она родилась как Эфуа Теодора Морг в Кейп-Кост , Голд-Кост (ныне Гана), где училась преподаванию в учебном колледже Святой Моники в Мампонге . [18] [19] Затем она поехала в Англию , чтобы продолжить образование, получив степень бакалавра в Хомертон - колледже Кембриджского университета — одна из первых африканских женщин, обучавшихся там, — и изучая лингвистику в Школе восточных и африканских исследований (SOAS) Лондонского университета . [6] [18] [20]
Вернувшись в Гану в 1951 году, она преподавала сначала в Фиджайской средней школе в Секонди , затем в школе Святой Моники (1951–54), а также начала писать для детей. [18] Позже она скажет: «Серьезно писать я начала в 1951 году. Я даже помню точное время. Это было на Пасху. Я очень долго думала о проблеме литературы в моей стране. Я была на педагогической практике у Однажды мои ученики были в деревне, и я был очень рассержен тем, какую литературу заставляли детей изучать. Это не имело никакого отношения к их окружению, их социальным обстоятельствам или чему-то еще. И поэтому я начал писать». [20]
В 1954 году она вышла замуж за Билла Сазерленда, афроамериканца и панафриканиста , который в 1953 году переехал в Гану. [21] У них было трое детей — педагог Эси Сазерленд-Эдди , архитектор Ральф Сазерленд и юрист Амови Сазерленд Филлипс. [22] [23] – и помогла мужу в открытии школы в районе Трансволты. [24] [25]
Литературная продукция
[ редактировать ]Когда в 1957 году Золотой Берег стал независимым государством Гана, Эфуа Сазерленд организовал Общество писателей Ганы (позже Ассоциацию писателей Ганы). [26] который в 1960 году выпустил первый номер литературного журнала Okyeame , редактором которого в конечном итоге стал Сазерленд. [27] [28]
Сазерленд творчески экспериментировал с повествованием и другими драматическими формами коренных традиций Ганы. Ее пьесы часто были основаны на традиционных историях, но также были заимствованы из западной литературы , превращая традиции африканских народных сказок в современные драматические театральные приемы. [29] Многие из ее стихов и других произведений транслировались в The Singing Net популярной радиопрограмме , начатой Генри Суонзи . [30] [31] и впоследствии были опубликованы в его антологии «Голоса Ганы» 1958 года . В первом выпуске журнала Okyeame за 1960 год опубликован ее рассказ «Самантаасе», пересказ народной сказки. [28] Ее самые известные пьесы — «Эдуфа» (1967) (по мотивам «Алкестиды» ) Еврипида , «Форива» (1967) и «Женитьба Анансевой» (1975). [6]
В 1958 году Сазерленд основал Экспериментальный театр Ганы, который базировался на базе Драматической студии Ганы, построенной Сазерлендом и открытой президентом Кваме Нкрумой в 1963 году с Джо де Графтом в качестве его первого директора. Драматическая студия, расположенная в центре Аккры, стала тренировочной площадкой для целого ряда театральных деятелей со всей Африки. В 1962 году она присоединилась к коллективу новой Школы музыки и драмы, которую возглавил Дж. Х. Квабена Нкетия . [24] В 1963 году, когда Сазерленд занял должность научного сотрудника в Институте африканских исследований Университета Ганы , [18] [32] она привезла с собой Драматическую студию Ганы, которая стала местом обучения за пределами кампуса и получила название Драматической студии Университета Ганы. Сазерленд, помимо своих полевых исследований и преподавания африканских драматических форм, была ключевым членом команды, которая разработала концепцию и основала Школу исполнительских искусств. Также занимаясь традиционным рассказыванием историй и развитием общественного театра, она основала Кодзидан (Дом историй) в Экумфи-Атвиа, Центральный регион, который был признан во всем мире как новаторская модель театра для развития. [18] [29] [33]
Сазерленд был наставником и, в свою очередь, вдохновлялся многими опытными писателями Ганы, в том числе Ама Ата Айду , Кофи Анидохо и Мешаком Асаре .
В начале 1970-х годов Сазерленд стала соучредителем издательской компании Afram Publications, которая была зарегистрирована в 1973 году, а в марте 1974 года начала работать в своей частной студии в «Араба Манса», ее комплексе в Дзорвулу , Аккра. [11] Сазерленд продолжал участвовать в редакционной работе Афрама до ее смерти. [34]
Культурный активизм и панафриканизм
[ редактировать ]Работы Сазерленда привлекли внимание креативщиков всего африканского мира. Пятый том мемуаров Майи Анжелу « Всем Божьим детям нужна дорожная обувь» свидетельствует об эмоциональной поддержке и доступе в ганское общество, оказанных ей в 1960-х годах Эфуа Сазерленд, который стал ее близким другом. [35]
Сазерленд познакомился с доктором У.Б. Дюбуа, когда она возглавляла делегацию Ганы на конференции афро-азиатских писателей 1958 года в Ташкенте (ныне столица Узбекистана ). Она должна была лично вмешаться после его смерти в Аккре, Гана, в 1963 году, чтобы поддержать г-жу Ширли Дюбуа. В 1980-х годах Сазерленд сыграл важную роль в создании Мемориального центра панафриканской культуры WEB Дюбуа и мавзолея в доме Дюбуа в Аккре. [36]
В 1980 году Сазерленд написала статью под названием «Предложение о проведении фестиваля исторической драмы в Кейп-Косте», подчеркнув то значение, которое она придает связям между Африкой и ее диаспорой. Это вдохновило на создание предприятия, которое воплотилось в жизнь в виде спонсируемого государством PANAFEST, первого Панафриканского исторического театрального фестиваля, который проводился в Кейп-Косте, Эльмине и Аккре, Гана, с 12 по 19 декабря 1992 года под темой «Религия». -возникновение африканской цивилизации». [15]
Защита интересов детей
[ редактировать ]Сазерленд председательствовал на ратификации Ганой Конвенции ООН о правах ребенка (первая страна, сделавшая это) и возглавлял Национальную комиссию по делам детей с 1983 по 1990 год, период, который ознаменовал наиболее активную и всестороннюю защиту интересов детей в национальном масштабе. в истории Ганы. В этом качестве она руководила рядом инновационных программ, в том числе Фондом детского образования для поддержки малообеспеченных сообществ, Мобильным техническим семинаром, расширяющим научное обучение для бедных или сельских детей, а также обеспечением земли для посева моделей парковых и библиотечных комплексов, ориентированных на детей. вокруг страны. Она заложила основу для Фонда Ммофра, действующего с 1997 года как гражданская организация, занимающаяся обогащением культурной и интеллектуальной жизни всех детей в Гане. [12] В 2012 году была запущена инициатива «Время игр в Африке» , вдохновленная ее одноименной книгой 1961 года, с целью активизировать пропаганду дружественных к детям общественных пространств.
Ее последней наиболее значимой работой в Институте африканских исследований Легона стал проект развития детской драмы, целью которого была разработка материалов, методов и персонала для программ творческой драматургии в школе и за ее пределами. Сазерленд был приглашен ЮНИСЕФ присоединиться к всемирной сети ученых для рассмотрения кодекса прав человека для защиты детей. [37]
Флоренс Лааст, основательница школы Сен-Мартен де Поррес в Аккре , говоря о том, как наставничество Сазерленда повлияло на ее собственную жизнь, описала ее как «одного из величайших мыслителей нашего времени», которая считала, что «дом — это наша первая классная комната, и наши родители первые учителя». [38]
Наследие
[ редактировать ]- После строительства в 1992 году Национального театра Ганы на месте, занимаемом Драматической студией, точная копия студии была построена на территории кампуса Университета Ганы как часть помещений Школы исполнительских искусств. По случаю 50-летия университета студия была переименована в драматическую студию Эфуа Сазерленда.
- Территория площадью 12 акров в центре Аккры, зарезервированная под детский парк в центре Аккры при поддержке [13] Эфуа Сазерленд и назван в ее честь. [39] [40] [41] [42]
- Эфуа Сазерландстраат — одна из улиц в районе Амстердама , Нидерланды , названная в честь выдающихся женщин-писательниц и активисток. [40] [43]
- Фонд Ммофра, действующий с 1997 года, был основан Эфуа Сазерленд в последние годы ее жизни и призван обогащать культурную и интеллектуальную жизнь всех детей в Гане. На протяжении более 20 лет тысячи детей воспользовались литературными, природоохранными и творческими программами.
- Зеленое культурное пространство/парк под названием Ммофра Плейс в районе Дзорвулу в Аккре открыто для детей любого происхождения благодаря поместью Эфуа Т. Сазерленд.
- Эфуа Сазерленд Холл — студенческое общежитие Университета Ашеси, Берекусо, Гана.
- Наследие Эфуа Сазерленд: панафриканский культурный активизм» под редакцией Энн В. Адамс и Эси Сазерленд-Адди. В 2007 году был опубликован том в ее честь « [17] Внесли вклад: Энн Адамс, Эси Сазерленд-Эдди , Ама Ата Айду , Майя Анжелу , Кофи Аньидохо , Сэнди Аркхерст, Уильям Бранч, Маргарет Басби , , Джон Коллинз Дэвид Донкор, Джеймс Гиббс, Комфорт Колли-Хэнсон, Биодун Джейфо, Роберт Джули, Мейбл Комаси, Флоренс Лааст, Джон Лемли, Юрген Мартини, Майкл МакМаллан, Пенина Млама , Феми Ософисан , Сандра Ричардс, Амови Сазерленд Филлипс, Ола Ротими , Маргарет Уоттс, Генри Веллингтон и Вивиан Уиндли.
- Писательница, поэт, лектор и дипломат Абена П.А. Бусия посвятила главу Эфуа Сазерленд («Дорожнику: фрагменты медитации») в своем сборнике стихов « Следы жизни: сборник элегий и восхваляющих стихотворений» (Ayebia Clarke Publishing, издательство Ayebia Clarke Publishing, 2008).
- Сазерленд была удостоена дудла Google . 27 июня 2018 года, в день своего 94-летия,
Работы кратко аннотированы
[ редактировать ]Сазерленд творчески экспериментировал с повествованием и другими драматическими формами коренных традиций Ганы. Ее пьесы часто были основаны на традиционных историях, но также были заимствованы из западной литературы , превращая традиции африканских народных сказок в современные драматические театральные приемы. [29] Многие из ее стихов и других произведений транслировались в The Singing Net популярной радиопрограмме , начатой Генри Суонзи . [30] [31] и впоследствии были опубликованы в его антологии «Голоса Ганы» 1958 года . В первом выпуске журнала Okyeame за 1960 год опубликован ее рассказ «Самантаасе», пересказ народной сказки. [28] Ее самые известные пьесы — «Эдуфа» (1967) (по мотивам «Алкестиды» ) Еврипида , «Форива» (1967) и «Женитьба Анансевой» (1975). [6]
В «Эдуфе» персонаж одноименный пытается избежать смерти, манипулируя своей женой Ампомой, приводя к смерти, предсказанной ему оракулами . В пьесе Сазерленд использует традиционные ганские верования в гадание и взаимодействие традиционных и европейских церемоний, чтобы изобразить Эдуфу как богатого и успешного современного человека, пользующегося большим уважением среди своего народа. В пьесе используются традиционные ритуалы и символика, но история рассказана в контексте капиталистического отказа Эдуфы от своих моральных обязательств перед женой, в то время как его жена и другие женщины отдают предпочтение морали прошлого. [29]
В Форива одноименный персонаж, дочь королевы -матери Кьерефасо, и Лабаран, выпускница из северной Ганы, живущая простой жизнью, приносят просвещение в Кьерефасо, город, который стал отсталым и невежественным из-за того, что старейшины города отказываются изучить новые способы. [29] Основная тема Форива — союз старых традиций и новых путей. [6] В пьесе использована национальная тема, призванная способствовать развитию нового национального духа в Гане, который будет способствовать открытости к новым идеям и межэтническому сотрудничеству. [29]
«Женитьба Анансевой: драма-рассказ» (1975) считается самым ценным вкладом Сазерленда в ганскую драму и театр. [29] В пьесе она трансмутирует традиционные аканские сказки об Анансе Пауке ( Анансесем ) в новую драматическую структуру, которую называет Анансегоро . [29] «Ньямекье» (версия « Алисы в стране чудес» ), одна из ее поздних пьес, показывает, как на нее повлияла народная оперная традиция. [6]
Сазерленд также был автором произведений для детей. В число этих работ вошли две анимационные ритм-спектакли «Стервятник!». Стервятник! и Тахинта (1968), а также два иллюстрированных эссе с фотографиями Уиллиса Белла (1924–2000): «Игры в Африке» (1960) и «Дорожники» (1961). Многие из ее рассказов можно охарактеризовать как ритмичные стихотворения в прозе. «Голос в лесу» , книга фольклора и сказок Ганы, была опубликована в 1983 году. [6]
«Время игр в Африке» было описано как «новаторская книга об игровой культуре Ганы», которую Сазерленд считал важной для развития молодых умов и тел. [13] Он был не только опубликован через три года после обретения Ганой независимости, но и стал первым документом о детской игровой культуре в Гане. Книга представила нюансы детской жизни на переднем крае общества, а также положила начало местному движению в области писательства для детей, а также издательскому делу и развитию посредством драмы для детей.
« Голос в лесу» — это текст, который убедительно изображает политическую, экономическую и социальную сложность колониализма и культурного релятивизма в Гане в отношении детей. Текст представляет собой пересказ народной сказки Акан и рассматривает традиционные культурные ценности через роль обманщика. В нем рассказывается история человека по имени Бемпонг, который, сам того не зная, обнаруживает Саманту, лесную нимфу, и возвращает ее в свою деревню. Первоначально Бемпонг считает, что Саманта - это потерявшаяся девушка, бродящая одна по лесу. В первой половине истории Саманта отказывается говорить. Только когда Бемпонг отрезал себе волосы, пытаясь укротить отросшие волосы, Бемпонг понимает, что эта девушка - Саманта, лесная нимфа - «существо со странными магическими способностями». [44] Обретя голос в момент гнева, Саманта проклинает деревню, оставляя их без еды, пока ей не вернут волосы. Герой книги — Афрум, сын Бемпонга, которого считают деревенским дураком. Решение Сазерленда прославить дурака является частью более длинной традиции использования фигуры обманщика в африканской литературе. [45]
Почести
[ редактировать ]В 2020 году на мероприятии, посвященном Международному женскому дню , Сазерленд была удостоена награды 3Music Awards за достижения в индустрии развлечений. [46] [47]
В марте 2024 года поместье Эфуа Сазерленд начало празднование столетия ее жизни и наследия в Аккре, обнародовав планы по празднованию года, в котором ей исполнилось бы 100 лет. [48]
Избранная библиография
[ редактировать ]- с Уиллисом Э. Беллом , «Дорожники»: книжка с картинками Ганы (для детей). Аккра: Информационная служба Ганы / Лондон: Ньюман Ним, 1961, 1963 г.
- с Уиллисом Э. Беллом, «Игры в Африке» (для детей), Нью-Йорк: Атенеум, 1962.
- Эдуфа (спектакль), Лонгман, 1967 г.
- Форива: пьеса в трех действиях , Аккра-Тема: Государственная издательская корпорация, 1967 г.
- Таинта (1968)
- Стервятник! Стервятник! и Тахина: Две ритмические пьесы , Тема: Издательство Ганы, 1968 г.
- Одасани (пьеса), Аккра: Образовательные публикации Anowuo, 1969.
- с Уиллисом Беллом, Оригинальный Боб: История Боба Джонсона, лучшего комика Ганы (пьеса), Аккра: Anowuo Educational Publications, 1970
- Анансегоро: Драма-рассказ в Гане , Аккра: Афрам, 1975 г.
- «Женитьба Анансевой» (пьеса), Лондон: Лонгман, 1977, 1980; Вашингтон, округ Колумбия: Three Continents Press, 1980.
- Голос в лесу: сказка из Ганы , Philomel Books, 1 983
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Энн В. Адамс и Эси Сазерленд-Эдди, редакторы (2007). Наследие Эфуа Сазерленда: панафриканский культурный активизм , [17] Банбери: Издательство Ayebia Clarke Publishing. ISBN 978-0-9547023-1-1
- Фадаре, Нурени Оёволе. Эфуа Т. Сазерленда и Ама Ата Айду «Фольклорная традиция и женские персонажи в пьесах ». Ибаданский журнал исследований английского языка 7 (2018): 341–360.
- Джеймс Гиббс, «Эфуа Сазерленд:« Мать »ганского театра» , в книге «Нкиин-киин: Очерки Ганского театра» (Cross/Cultures 98), Родопи, 2009.
- Салм и Фалола (2002). Культура и обычаи Ганы . Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-32050-0
- Эси Сазерленд-Эдди, «Творчество для детей и вместе с ними в Гане - Эфуа Сазерленд: ретроспектива» , в книге Майкла Этертона (редактор), African Theatre: Youth , James Currey Ltd , 2006, стр. 1–15.
См. также
[ редактировать ]- Флора Нвапа , нигерийский писатель и издатель.
- Маргарет Басби , издатель из Ганы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сегодня во всем мире Google празднует Эфуа Сазерленд» . Современная Гана . 27 июня 2018 года . Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Сазерленд, Эфуа Теодора (1967). Форива: Игра . Государственная издательская корпорация.
- ^ Сазерленд, Эфуа Т. (1979). Эдуфа . Лонгман. ISBN 9780582642720 .
- ^ «Женитьба Анансевой» . Гудриддс . Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ Сазерленд, Морг Эфуа Теодора (1975). «Женитьба Анансевой»: сюжетная драма . Лондон: Лонгман. ISBN 058264139X . ОСЛК 2292359 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Сазерленд, Эфуа (Теодора)». Литературная энциклопедия Мерриама Вебстера . Мерриам-Вебстер . 1 апреля 1995 г. п. 1081 . ISBN 0-87779-042-6 .
- ^ Данкуа, Моисей, «Гана, год: обзор первой годовщины независимости» , Аккра: Рекламные акции, 1958.
- ^ Трэш Мерфи, Барбара (1 декабря 1998 г.). Чернокожие авторы и иллюстраторы книг для детей и подростков . Рутледж (Великобритания) . ISBN 0-8153-2004-3 .
- ^ Басби, Маргарет , «Эфуа Сазерленд», Дочери Африки: Международная антология слов и сочинений женщин африканского происхождения (1992), Vintage, 1993, стр. 314.
- ^ Банхэм, Мартин (13 мая 2004 г.). История театра в Африке . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-80813-8 .
- ^ Jump up to: а б «Наша история» . Публикации Афрама . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «О программе». Архивировано 20 июля 2019 г. в Wayback Machine , Фонд Ммофра.
- ^ Jump up to: а б с «Представляя лучшее будущее – время развлечений в Африке» , PlayGroundology, 30 апреля 2012 г.
- ^ Симоэш да Силва, Тони, «Мифы, традиции и матери нации: некоторые мысли о сочинении Эфуа Сазерленда», EnterText 4, вып. 2 (2005): 256.
- ^ Jump up to: а б «История». Архивировано 5 ноября 2021 г. на сайте Wayback Machine , Panafest.
- ^ Адамс, Энн В.; Эси Сазерленд-Эдди, ред. (2007). Наследие Эфуа Сазерленда: панафриканский культурный активизм . Банбери: Издательство Ayebia Clarke Publishing. ISBN 978-0-9547023-1-1 .
- ^ Jump up to: а б с Джудит Гринвуд, «Наследие Эфуа Сазерленд: панафриканский культурный активизм» (обзор) , Центр африканских исследований Университета Лидса, Бюллетень африканских исследований , 70 (декабрь 2008 г.), стр. 84–86.
- ^ Jump up to: а б с д и Хейман, Нил М., «Сазерленд, Эфуа (1924–1996)» , Женщины в мировой истории: Биографическая энциклопедия . Энциклопедия.com.
- ^ «Сазерленд, Эфуа (1924–1996)» , Словарь женщин во всем мире: 25 000 женщин на протяжении веков , Гейл, 2007.
- ^ Jump up to: а б Басби, Маргарет, «Эфуа Сазерленд: обращение к молодой Африке» (некролог), The Guardian , 27 января 1996 г.
- ↑ Интервью с Биллом Сазерлендом (19 июля 2003 г.) для Уильяма Минтера, Гейл Хови и Чарльза Кобба-младшего (редакторы), « Непростые победы: освобождение Африки и американские активисты за полвека, 1950–2000» , Трентон, Нью-Джерси: Африка Мировая пресса, 2007.
- ^ «ESI SUTHERLAND ADDY PERSONALITY — ПРОФИЛЬ ПЯТНИЦА НА JOYNEWS (14-3-14)» , My JoyOnline, 14 марта 2014 г. YouTube.
- ^ «Совет директоров». Архивировано 28 марта 2022 г. в Wayback Machine , Фонд Ммофра.
- ^ Jump up to: а б Люкконен, Петри. «Эфуа Сазерленд» . Книги и писатели (kirjasto.sci.fi) . Финляндия: Куусанкоски Публичная библиотека . Архивировано из оригинала 29 декабря 2008 года.
- ^ «Американский активист, выступающий против апартеида, умер» , Архив News24, 6 января 2010 г.
- ↑ Ассоциация писателей Ганы. Архивировано 28 октября 2021 г. на веб-сайте Wayback Machine .
- ^ Гиканди, Саймон , «Сазерленд, Эфуа Теодора» , Энциклопедия африканской литературы , Routledge, 2003.
- ^ Jump up to: а б с Гиббс, Джеймс, «Эфуа Сазерленд:« Мать »ганского театра» , в книге «Нкиин-киин: Очерки Ганского театра» (Cross/Cultures 98), Родопи, 2009, стр. 101.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Овоноэла, Оекан (23 августа 2002 г.). История африканской литературы двадцатого века . Издательство Университета Небраски . ISBN 0-8032-8604-Х .
- ^ Jump up to: а б «Эфуа Сазерленд» , Британская энциклопедия .
- ^ Jump up to: а б Акидива, Арбогаст Кемоли, «Радио и литература в Африке: беседы Ли Николса с африканскими писателями» , стр. 229. Диссертация Университета Альберты, весна 1997 г.
- ^ Коллинз, Стивен (2011), «Драматургия и постколониализм: определение ключевых факторов в развитии и уменьшении драматургии в Гане 1916-2007» , диссертация магистра философии (R), стр. 15, Университет Глазго.
- ^ Гиббс, стр. xv, 111.
- ^ Anyidoho, Кофи и Джеймс Гиббс (редакторы), FonTomFrom: Современная ганская литература, театр и кино , Родопи, 2000 (ISBN: 9789042012837), стр. 80.
- ^ Анжелу, Майя, Всем Божьим детям нужна дорожная обувь , 1986.
- ^ Шипли, Джесси Уивер и Джемайма Пьер, «Интеллектуальное и прагматическое наследие панафриканизма Дюбуа в современной Гане» , в Мэри Келлер и Честер Дж. Фонтено (редакторы), признание WEB Дюбуа в двадцать первом Век: Очерки WEB Дюбуа , издательство Mercer University Press, 2007, стр. 79.
- ^ Агови, К.Э. (1996). Дань уважения Эфуа Сазерленду .
- ^ Хаффар, Анис (8 августа 2022 г.). «Образовательный путь Флоренс Лааст: под влиянием Эфуа Т. Сазерленда» . Графика онлайн . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ "Детский парк Эфуа Сазерленд" . Посмотреть Гану.
- ^ Jump up to: а б «Основатель». Архивировано 24 мая 2019 г. в Wayback Machine , Фонд Ммофра.
- ^ «Детский парк Эфуа Сазерленд будет отремонтирован» . ГанаВеб . ГНА. 31 декабря 2014 года . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Акордор, Кофи, «Что случилось с детскими парками в Гане?» , GhanaWeb, 13 октября 2015 г.
- ^ «Эфуа Сазерландстраат, Амстердам, Северная Голландия, Нидерланды» , карта Streetview, Geographic.org.
- ^ Сазерленд, Эфуа, Голос в лесу (Гана: Afram Publishing, 1983), стр. 9.
- ^ См. Пелтон, Роберт Д. Обманщик в Западной Африке: исследование мифической иронии и священного восторга . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1989.
- ^ Якубу, Насиба (9 марта 2020 г.). «Тереза Айоаде, Акосуа Аджепонг, Дочери славного Иисуса и другие были удостоены чести на женском бранче 3Music» . MyJoyOnline . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ «Тереза Айоаде, сестры Тагоэ, Акосуа Агьяпонг и другие отмечены на женском бранче 3Music» . LiveXtra Гана . 9 марта 2020 г. Проверено 15 марта 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Празднование столетия Эфуа Т. Сазерленда | Доблестные женщины #iwd2024» , 8 марта 2024 г., через YouTube.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Петри Люкконен. «Эфуа Сазерленд» . Книги и писатели .
- 1924 рождения
- 1996 смертей
- Драматурги и драматурги XX века
- Ганские поэты XX века
- Ганские писательницы XX века
- Ганские писатели XX века
- Академический состав Университета Ганы
- Выпускники Хомертон-колледжа в Кембридже
- Выпускники Лондонского университета SOAS
- Книгоиздатели (чел.)
- Основатели книжного издательства
- Детские писатели Ганы
- Ганские драматурги и драматурги
- Ганские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Ганские феминистки
- Ганские панафриканисты
- Ганские издатели (чел.)
- Детские писательницы из Ганы
- Ганские женщины-поэты
- Ганские женщины-писатели рассказов
- Люди из Кейп-Коста
- Женщины-книгоиздатели (чел.)
- Женщины драматурги и драматурги