Ола Ротими
Ола Ротими | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Г-н Гладстон Эммануэль Ротими 13 апреля 1938 г. Сапеле , Британская Нигерия |
Умер | 18 августа 2000 г. | (62 года)
Занятие | Драматург, режиссёр. заведующий кафедрой творческих искусств Университета Порт-Харкорта , преподаватель Университета Обафеми Аволово , Нигерия; также работал приглашенным профессором, драматургом и режиссером в Германии и Италии, а также в Университете ДеПау и колледже Вабаш . |
Образование | Бостонский университет ( БФА ) Йельский университет ( МИД ) |
Период | 1938–2000 |
Известные работы | Боги не виноваты , Овонрамвен Ногбайси и Эпилог |
Олавале Гладстон Эммануэль Ротими , наиболее известный как Ола Ротими (13 апреля 1938 г. - 18 августа 2000 г.), [ 1 ] был одним из . ведущих драматургов и театральных режиссеров Нигерии Его называли «полным человеком театра». [ 2 ] – актер, режиссер, хореограф и дизайнер, создавший пространства для выступлений под влиянием традиционных архитектурных форм». [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Ротими был сыном Сэмюэля Гладстона Энитана Ротими, инженера паровых ракет йоруба (успешного режиссера и продюсера любительских спектаклей). [ 4 ] и Доркас Адолае Оруэне Аддо, энтузиаст драмы Иджау . Он родился в Сапеле , Нигерия ; [ 5 ] Культурное разнообразие было постоянной темой в его творчестве. Он посещал школу Св. Киприана в Порт-Харкорте с 1945 по 1949 год, школу Св. Иуды в Лагосе с 1951 по 1952 год и среднюю школу методистов для мальчиков в Лагосе , а затем отправился в Соединенные Штаты в 1959 году для обучения в Бостонском университете , где он получил степень бакалавра изящных искусств. В 1965 году он женился на Хейзел Мэй Годро; [ 6 ] Хейзел также училась в Бостонском университете по специальности опера , вокал и музыкальное образование . В 1966 году он получил степень магистра Йельской школы драмы . [ номер 1 ] где он заслужил звание стипендиата Фонда Рокфеллера в области драматургии и драматической литературы. [ номер 2 ]
Театральная карьера
[ редактировать ]Нигерии Ротими часто исследовал в своих работах историю и местные традиции . Его первые пьесы «Встряхнуть железного бога» (постановка 1963 г.) и «Наш муж снова сошел с ума» (постановка 1966 г., опубликована в 1977 г.) были поставлены в драматических школах Бостонского университета и Йельского университета соответственно. [ 7 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Вернувшись в Нигерию в 1960-х годах, Ротими преподавал в Университете Ифе (ныне Университет Обафеми Аволово ), где основал актерскую компанию Ори Олокун . [ 8 ] и Порт-Харкорт . Частично из-за политических условий в Нигерии Ротими провел большую часть 1990-х годов, живя на Карибах и в Соединенных Штатах, где он преподавал в колледже Макалестер в Сент-Поле, штат Миннесота . В 2000 году он вернулся в Иль-Ифе , где до своей кончины читал лекции в Университете Обафеми Аволово. Хейзел (его жена) умерла в мае 2000 года, всего за пару месяцев до смерти Ротими. [ 9 ]
Его более поздние драмы включают «Боги не виноваты» (произведено в 1968 году; опубликовано в 1971 году), пересказ « Софокла. » Царя Эдипа [ 8 ] в образном стихе; «Курунми и блудный сын» (произведено в 1969 году; опубликовано как «Курунми» , 1971), написанное для второго фестиваля искусств Ифе; Овонрамвен Ногбайси (произведено в 1971 г.; опубликовано в 1974 г.), о последнем правителе Бенинской империи ; и проведение переговоров (1979).
Более поздние пьесы, такие как « Если: Трагедия управляемых» (1983) и «Надежды живых мертвецов» (1988), были впервые показаны в Университете Порт-Харкорта и стали обычными пьесами на факультете драмы Университета Обафеми Аволово. Радиоспектакль « Каждому своя проблема » транслировался в 1987 году. Его книга «Африканская драматическая литература: быть или стать?» был опубликован в 1991 году. [ 7 ]
Ротими, патриот, который избегал привлекательности Запада и Европы и вернулся домой, чтобы внести свой вклад в национальное строительство , был редкой породой. Миниатюрный по размеру, но гигант по драматургии в Африке, он был одним из лучших людей, которые могли случиться с литературным сообществом.
Его мечта поставить спектакль с участием 5000 актеров материализовалась в театре «Амфи Африка», когда его упокоили, когда толпа была привлечена к рукописи плана дневной программы. Люди эффектно входили и выходили на сцену вокруг его гроба, а мужчина поворачивал свой гроб. [ 10 ]
Ротими провел вторую половину своего последнего творческого десятилетия, перерабатывая две свои пьесы — «Мужской разговор», «Женский разговор» , а также «Тороро, Тороро, Роро» — и результат, неопубликованный на момент его смерти в 2000 году, теперь опубликован под названием Эпилог . вероятно, были задуманы как эпилог как театральной, так и комической карьеры Ротими, охватывающей весь спектр его карьеры. [ 11 ]
Это комично, и используемый язык представляет собой версию «нигерийского английского» (например: «Понял?» «Я призвал на него Бога»).
Произведения также представляют собой социальную сатиру, и эта публикация будет стимулировать возобновление интереса к его сатире. Ротими наверняка запомнят как образец литературного жанра, чьи взгляды сформировали поведение театра и чьи пьесы продемонстрировали силу драмы в формировании мышления общества и попытались решить некоторые проблемы, возникающие в повседневной жизни. . [ 12 ]
Пьесы
[ редактировать ]- (1963) Чтобы расшевелить железного бога
- (1966) « Наш муж снова сошел с ума» — изображает фермера какао и бизнесмена Лейока-Брауна как корыстного, оппортунистического лидера, который мог бы внести больший вклад в свою страну за пределами политической арены.
- (1968) «Боги не виноваты» — экранизация греческого классического произведения «Царь Эдип» ; главный герой попадает в ловушку гордыни, невежества и капризов божеств.
- (1969) Курица
- (1970) Проведение переговоров
- (1971) Овонрамвен Ногбайси — главный герой просто наслаждается величием своего кабинета. Хотя он является хранителем культуры, вдохновляющим людей, он не участвует активно в их борьбе.
- (1973) Грип Ам
- (1973) Приглашение в безумие
- (1977) Ты единственный *
- (1979) «Если: трагедия управляемых» — в «Если » молодого смутьяна Хамиду нигде не найти, когда требуется настоящее обязательство.
- (1985) Надежды живых мертвецов - Ротими здесь изображает лидера другого типа: самоотверженное, ориентированное на результат, преданное руководство, дополненное последователями, которые верят в благо большинства своих членов посредством применения себя к делу. это выгодно.
- Когда преступники становятся судьями
Эпилог: Две неопубликованные пьесы Олы Ротими
- Мужской разговор, женский разговор
«Мужской разговор, женский разговор» юмористичен, какими могут быть типичные комедии автора. Он использует ироничный юмор, чтобы найти равные условия для разрешения предубеждений, которые мужчины и женщины питают друг к другу и которые влияют на их взаимное сосуществование. Место действия — суд, хотя и лишенный обычных формальностей судебных залов. Вместо юридического жаргона – юмор, аргументы и контраргументы. Автор приходит не к тому, чтобы доказать, какой пол превосходит, а к тому, чтобы показать взаимодополняющие роли мужчины и женщины. В этой работе много остроумия, а обстановка здесь - университетская среда, где молодые претенденты идеалистичны.
- Растянуть, растянуть, растянуть
Тороро, Тороро, Роро — это случайная встреча двух парней из Man Talk, Woman Talk , Тунджи Огинни и Филомены Джеймс. Оба управляют отелем «Килиманджаро» с разными мотивами, и случайная встреча между ними извлекает уроки, поскольку оба разделяют проблемы друг друга.
Спектакли
[ редактировать ]Впервые исполненный в Нигерии в 1968 году, спектакль «Боги не виноваты» был поставлен в театре Аркола в Хакни , Лондон, в 2005 году. Феми Элуфоводжу-младший получил свой первый театральный опыт в 1975 году, в возрасте 11 лет, когда он увидел возрождение пьесы. эта самая пьеса, поставленная в реконструированном греческом амфитеатре университетского кампуса в Ифе; и привез его на берега Великобритании в качестве ведущего британского театрального режиссера под названием Тиата Фаходзи. [ 13 ]
Его последней постановкой была постановка « Мужской разговор, женский разговор» во Французском институте в Лагосе, Нигерия. Он также поставил Тороро Тороро роро , пьесу об абсурде , как пьесу для собрания.
Текстовые источники
[ редактировать ]Стиль
[ редактировать ]В «Мужском разговоре, женском разговоре» режиссерский подход должен быть гибким, что позволит актерам проявить творческий подход. Технические детали сцены следует применять тщательно, чтобы они уничтожили ожидаемую скуку, связанную с судебными сценами, поскольку, если их не сделать, весь драматизм в действии будет сведен на нет. Это могло бы пойти на пользу пьесе, если бы к ней был применен подход, который сам Ола Ротими использовал при постановке премьеры пьесы. Это техника, которая позволяет своего рода совместное взаимодействие; тот, который учитывает вклад аудитории.
Награды
[ редактировать ]Ротими получил две стипендии Фулбрайта [ 14 ]
Список работ
[ редактировать ]Книги, в которых содержится его значительный вклад (дополнительную информацию см. в примечаниях), отмечены процентом (%); Публикации конференции отмечены звездочкой (*); тезисы или диссертации отмечены крестиком (†) ниже.
- Пьесы и литература
- Курунми [ номер 3 ]
- Боги не виноваты [ номер 4 ]
- Овонрамвен Ногбайси [ кол. 5 ]
- Наш муж снова сошел с ума [ номер 6 ]
- Проведение переговоров [ номер 7 ]
- Если: Трагедия управляемых [ номер 8 ]
- Понимание фразы «Боги не виноваты» [ номер 9 ]
- Надежды живых мертвецов [ кол. 10 ]
- Путешественники истории [ номер 11 ] %
- Африканская драматическая литература
- Драматургия и режиссура в Нигерии
- Эпилог [ номер 12 ]
- Книги, эссе и политические комментарии
Книги
- Словарь нигерийского пиджин-английского языка: с вводным обзором истории, лингвистики и социально-литературных функций.
- Введение в нигерийскую литературу [ номер 13 ] %
- Живая культура Нигерии [ номер 14 ] %
- Перевод пьесы «Боги не виноваты» на язык сетсвана. [ кол. 15 ] †
- Заявление к августу 83-го [ номер 16 ]
- Маскарад в истории и культуре Нигерии [ номер 17 ] *%
- Интервью (1975) с Олой Ротими, старшим научным сотрудником Института африканских исследований Университета Ифе , Иль-Ифе [ номер 18 ]
- Разнообразие творчества в Нигерии *
- Африканский театр в представлении %
- Акасса, ты ми
- Проблемы африканского театра
Статьи
- «Разговор с Олой Ротими»
- «Как зимородок научился страху»
- «Обзор: Киабара: Журнал гуманитарных наук 1» (июнь 1978 г.)
- «Через кого дышат духи»
- «Испытания африканской литературы»
- «У каждого своя проблема»
- «Нет направления домой»
- Архивные материалы и электронные книги
Архивный материал
- Статьи [ номер 19 ] *
- Африканские документы, 1963, 1968–1989 гг.
- Гбе'ку Де:пьеса в 1 действии
электронные книги
- Посвящение в безумие
- Наш муж снова сошел с ума
- Если
- Проведение переговоров
- Надежды живых мертвецов
- Грип Ам
- Акасса, ты ми
- Курунми
- Овонрамвен Ногбайси
В 2015 году Общество молодых нигерийских писателей под руководством Воле Адедоина основало Литературное общество Ола Ротими (www.olarotimiliterarysociety.blogspot.com), целью которого является продвижение и чтение произведений Олы Ротими.
См. также
[ редактировать ]- Периодические публикации кружева, том 1, № 3 (23 июня 1984 г.), театральный факультет, Ибаданский университет , Нигерия
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Он получил профессиональное образование драматурга в Йельском университете под руководством Джона Гасснера, одного из выдающихся драматических критиков Америки, и Джека Ландау , профессионального нью-йоркского режиссера. Литературно-биографический словарь: Олавале Гладстон Эммануэль Ротими (стр. 2)
- ↑ Его дипломный проект-спектакль был объявлен « Йельского университета Студенческой пьесой года ». Фонд Оларотими
- ^ Куруми: Историческая трагедия , Ибадан , Нигерия: Oxford University Press , 1971. ISBN 0-19-646040-9
- ^ Боги не виноваты (Три короны) (мягкая обложка), Лондон: Oxford University Press, 1971. ISBN 0-19-211358-5
- ^ Ovọnramwẹn Nọgbaisi: Историческая трагедия на английском языке , Бенин-Сити , Нигерия: Паб Ethiope. Корпорация , 1974 год. ISBN 0-19-575233-3
- ^ Наш муж снова сошел с ума (мягкая обложка), University Press PLC, Нигерия, 1977, 1999. ISBN 978-154-003-6
- ^ Проведение переговоров: абсурдистская драма , Ибадан, Нигерия: Oxford University Press, 1979. ISBN 978-154-497-Х
- ^ Если: Трагедия управляемых (мягкая обложка), Ибадан, Нигерия: Образовательные книги Heinemann , 1983. ISBN 978-129-140-0
- ^ Ола Ротими и К. Мадука: подробное интервью с Олой Ротими о его отмеченной наградами трагедии «Боги не виноваты», Kurunmi Adventures, Лагос, 1984. ISBN 978-2321-42-7
- ^ Надежды живых мертвецов: драма борьбы , Ибадан, Нигерия: Spectrum Books, 1988. ISBN 978-2460-13-3
- ^ Серия II, сторона тени. 24: Чинуа Ачебе (автор); Итала Виван; Ола Ротими и Франка Каваньоли (автор), Лаворо, Рим, 1991.
- ^ Эффиок Бэсси Уватт (редактор), Эпилог: Две неопубликованные пьесы Олы Ротими , ( Man Talk, Woman Talk & Tororo, Tororo Ro-ro ), Лагос: Apex Books, 2007. ISBN 978-48045-7-3
- ^ Брюс Кинг, Введение в нигерийскую литературу (твердый переплет), Нью-Йорк: паб Africana. Корп., 1972, 1971. ISBN 0-8419-0111-2 . Вклад Ротими представлял собой контекстуальный материал, относящийся к традиционной нигерийской драме.
- ^ Сабури О. Биобаку, Живая культура Нигерии , Лагос: T. Nelson Publishers , 1976. ISBN 0-17-544201-0
- Диссертация Габороне Ботсваны ) , , Университет ( BA
- ^ Заявления относительно августа 1983 г. , Kurunmi Adventures, Лагос, 1983 г. ISBN 978-2321-41-9
- ^ Нванна Нзевунва (главный редактор): спонсируется Университетом Порт-Харкорта , Порт-Харкорт , Нигерия, 1980 (материалы конференции). Вкладом Ротими стала 18-страничная статья с подзаголовком «Через кого дышат духи».
- ^ LACE Случайные публикации против Олы Ротими (редактор): 1, нет. 3, отд. факультет театрального искусства, Ибаданский университет, Ибадан, Нигерия, 1984 год.
- ^ Организовано Институтом африканских исследований Университета Ифе «в сотрудничестве с кафедрой английского языка (ред. документы конференции). Вклад Ротими представлял собой 13-страничный документ с подзаголовком «Тенденции в нигерийской драме».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ола Ротими», в Ханс М. Зелл, Кэрол Банди, Вирджиния Кулон, Путеводитель по африканской литературе для нового читателя , Образовательные книги Heinemann, 1983, стр. 474.
- ^ «20 лет спустя… вспоминая Олу Ротими, настоящего человека театра» . The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости . 15 августа 2020 г. Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Мартин Бэнхэм, Некролог: «Ола Ротими - драматург, поставивший на сцену драмы Нигерии» , The Guardian , 17 октября 2000 г.
- ↑ Полный литературный биографический словарь в Интернете. Архивировано 24 июля 2011 г. в Wayback Machine : Эммануэль Гладстон Олавале Ротими | EGO (изд. 2009 г.), Gale Research .
- ^ «Фонд Оларотими» . Архивировано из оригинала 10 мая 2011 года . Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ «Некролог: Марк Пейн» . TheGuardian.com . 17 октября 2000 г.
- ^ Jump up to: а б «Ола Ротими | Нигерийский учёный и драматург» . Британская энциклопедия . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Ротими, Ола», Мартин Бэнхэм, Эррол Хилл и Джордж Вудьярд (редакторы), Кембриджский путеводитель по африканскому и карибскому театру , Cambridge University Press, 1994, стр. 81.
- ^ «БИОГРАФИЯ ОЛАВАЛЕ ГЛЭДСТОНА ЭММАНУЭЛЯ РОТИМИ (OLA ROTIMI)» . Отечественные ведомости . 18 октября 2019 г. Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ «Ола Ротими – Комиссия РАССВЕТА» . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Камбоджа, Го Дэниел. «Ола Ротими» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Исследование нигерийского драматурга Ола Ротими» . www.ukessays.com . Проверено 26 мая 2020 г.
- ↑ Шарлотта Криппс, «Аутентичные ритмы Африки» , The Independent , май 2005 г.
- ^ Фашагба, Джозеф Йинка; Аджайи, Ола-Ротими Мэтью; Нванквор, Кьедо (11 апреля 2019 г.). Национальное собрание Нигерии . Спрингер. ISBN 978-3-030-11905-8 .
Соответствующая литература
[ редактировать ]- Адегбит, Уэйл. «Прагматическая тактика в дипломатическом общении: пример Овонрамвена Ногбайси Олы Ротими». Журнал прагматики 37, вып. 9 (2005): 1457-1480.
- АНИГБОГУ, Нгози Чидинма и Фестус К. АХИЗИХ. «ЯЗЫКОВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОЛА РОТИМИ: «БОГИ НЕ ВИНОВАНЫ».» Socialscientia: Журнал социальных и гуманитарных наук 5, вып. 1 (2020): 28-41.
- Апуке, Судьба Оберири. «Тематический анализ/обзор книги Олы Ротими «Боги не виноваты». Исследования по литературе и языку 13, вып. 5 (2016): 11–13.
- Джегеде, Олусегун Оладеле и Эниола Омотайо Особа. 2019. Прагматика пословиц в «Курунми» Олы Ротими. Бюллетень углубленного изучения английского языка 3 (2) 2019, 92-100. Открытый доступ
- Монье, Эмброуз. «Использование пословиц в произведении Олы Ротими «Боги не виноваты». Притча 12 (1995): 251–61.
- Нуцукпо, Маргарет Фафа. «За пределами адаптации: изображение женщин в книге Олы Ротими «Боги не виноваты». Международный журнал 9, вып. 2 (2019).
- Одебунми, Акин. «Прагматические функции пословиц, мотивированных кризисом, в произведении Олы Ротими «Боги не виноваты». (2008). Лингвистик Онлайн 33, 1/08.
- Ола, В.У. «Концепция трагедии в произведении Олы Ротими «Боги не виноваты». Окике 22 (1982): 23–31.
- Переводов Сэмюэля Айоделе Дада нет. «Демографический анализ пословиц в исторических трагедиях Ротими». Американо-китайский иностранный язык 10 (2012): 1599-1607.
- Симпсон, Майкл. «Проклятие Канона: Боги Олы Ротими не виноваты». Классика в постколониальных мирах (2007): 86ff.
- Закария, Мохуд. 2016. Прагматический анализ пословиц в избранных произведениях Олы Ротими . Университет Ахмаду Белло, Зария, Нигерия: Докторская диссертация.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сотрудники Bookrags, (Эммануэль) (Гладстон) Ола (Уэйл) Ротими , 2005 г. Проверено 19 февраля 2011 г.
- Исследование нигерийского драматурга Олы Ротими
- Нигерийские драматурги и драматурги
- Нигерийские писатели-мужчины
- Драматурги и драматурги йоруба
- Писатели йоруба
- Люди из штата Осун
- Сотрудники Университета ДеПау
- Выпускники колледжа изящных искусств Бостонского университета
- Выпускники Школы драмы Дэвида Геффена Йельского университета
- 1938 рождений
- 2000 смертей
- Нигерийские романисты XX века
- Нигерийские ученые-эмигранты в США
- Академический состав Университета Обафеми Аволово
- Англоязычные писатели из Нигерии
- Нигерийские драматурги и драматурги XX века
- Выпускники методистской средней школы для мальчиков
- Иджау люди
- Академический состав Университета Порт-Харкорта
- Ученые йоруба
- Нигерийские театральные режиссеры
- Выпускники Международной писательской программы
- Писатели-мужчины 20-го века